КЧР — мой край родной. Внеклассное мероприятие"моя малая родина-карачаево-черкесия"

РГКУ «Государственный республиканский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения»

Методическая разработка

Воспитатель ком. № 1 Богатырева Ж. Р.

Октябрь 2014 г.

Цель занятия:
способствовать воспитанию чувства уважения к людям другой национальности; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своей малой родине; формирование толерантности, чувства уважения к народам, живущим рядом, их традициям.
Оборудования: видио фильм о КЧР, презентация, клип Адлера «Республика моя».

Ход занятия.

Диалог (между двумя девочками старшей и младшей)
Диана:
Анжелика, а что такое Родина?
Анжелика: Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек занимает на земле очень мало места. Но человек не один, на земле живет много людей. Они занимают всю землю. Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут словом – народ. Народов на земле много, все они живут в разных частях ее. То место, где народ живет, зовется Родиной. Наша Родина – Россия
Диана:
А что значит малая Родина?
Анжелика: А малая наша Родина – Карачаево-Черкесия. Большая, многонациональная республика, в которой проживают: карачаевцы, черкесы, русские, абазины, ногайцы, осетины, армяне, азербайджанцы и многие другие народы. Все народы в нашей республике живут в дружбе и согласии. И как же нам не гордиться многонациональной родной республикой.
Диана:
Расскажи мне какая она – Родина.
Анжелика:Давай мы вместе с ребятами лучше посмотрим презентацию о нашей республике, а затем продолжим наш разговор.

Просмотр обзорного фильма о КЧР.

Диана:
Ой, как интересно! А откуда ты об этом знаешь?
Анжелика:
Об этом рассказывают в школе, в детском доме.. Кто мы? Где наши корни? Когда ты вырастишь, ты узнаешь об этом еще больше.

Чтец1: Стихотворение «Мой край»

Хочу я птицей обернуться,
Чтоб облететь весь белый свет.
Увидеть мир, домой вернуться,
Сказать, что лучше края – нет.
Подняться в небо солнцем, тучей,
Хотел бы стать рекой могучей,
Чтоб омывать твои поля.
Воды твоей мне не напиться,
В горах дышать, не надышаться.
В лесах гулять, не нагуляться.
Тобою век бы любоваться!
Любимая республика моя!

Вед. 2.
Каждый человек по-настоящему любящий свою малую родину считает, что это самый красивый, удивительно гостеприимный уголок Земли. Многие из нас гордятся, что наша малая Родина- это Карачаево –Черкесская республика.
Россия, Северный Кавказ, Карачаево- Черкесия– эти слова так взаимосвязаны и так не разделимы.

Вед. 1 (Слайд с картой, названиями районов)
Все мы с вами живем в поселке Московском. Наш поселок находится в Усть –Джегутинском районе. Кроме нашего района в КЧР входит ещё девять районов. Мы с вами сейчас проведем маленькую викторину, чтобы выяснить насколько хорошо вы знакомы с нашей республикой.Задание: назовите районы республики отвечая на наводящие вопросы 1.Самый северный район КЧР. (Адыге - Хабльский) 2. Район, который находится внутри другого района.(Ногайский)3. Район, где административным центром является п. Кавказский. (Прикубанский)4. Район образованный одним из последних в КЧР. (Абазинский)5. Название района с центром в г. Карачаевске. (Карачаевский) 6. Самый отдаленный район КЧР. (Урупский)7. Район, который граничит со Ставропольским краем. (Малокарачаевский)8. Район, где находятся древнейшие храмы византийской элохи. (Зеленчукский)9. Район, где большинство проживающих черкесы. (Хабезский)
Вед.2 (Слайд с численностью населения)Молодцы, ребята. Вы неплохо знаете название районов республики.
Теперь немного статистики по численному составу населения.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республики, национальный состав Всероссийской переписи населения имеет следующий вид в процентном соотношении:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

(Слайд 3.)

В РЕСПУБЛИКЕ ПО ДАННЫМ ВСЕРОССИСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА 2010 ГОД ПРОЖИВАЮТ:

Карачаевцы 194324
Русские 150025
Черкесы 56466

Абазины 36919
Ногайцы 15654
Другие национальности 20972

Чтец 2. За столом нашим щедрым
Льются звонкие песни
Эти песни чудесные
Пусть язык не один.
Песни дружбы слагают
И черкес, и ногаец,
Гордый сын карачая,
Русский и абазин.
Чтец 3.
Мой край родной – республика свободных
Великих наций, разных языков.
И ценят здесь обычаи народов
Советы мудрых стариков.
Чтец 4.
Покружив по всему белу свету,
Я сегодня скажу не тая,
Что милее нигде края нету,
Чем родная сторонка моя.
Чтец 5.
Ты - святая земля, ты надежда,
Славой дедов для нас хороша.
Пусть меняются нравы, одежда,
Но останется доброй душа.
(гимн КЧР)

Вед. 1
Человек не может жить без родины. Очень хорошо об этом говорят народные пословицы:
«Человек без родины, словно соловей без песни»
«Кто продаст свою родину, тот продаст свою совесть»
«Собака стремится на то место, где наелась,
А человек – на то место, где родился»
«Холодный ветер охлаждает,
Облачный день согревает.
Землю, где родился и вырос,
Только глупый человек забывает»
«Человеку без родины все кажется холодным»
«Человек горд могучей родиной»

Вед. 2:
Говорить о родине можно бесконечно. Принято считать, что самые искренние мысли талантливые люди выражают в стихах или песнях, поэтому наше мероприятие мы хотим закончить песней молодого певца, истинного патриота нашей любимой республики Адлера.

Звучит композиция « Республика моя» в исполнении Адлера.

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»Times New Roman;ђЗаголовок 215


Приложенные файлы

Организация: МБДОУ «Детский сад «Ручеек»

Населенный пункт: Карачаево - Черкесия, ст. Сторожевая

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1.Пояснительная записка.

Программа «Моя Родина – Карачаево – Черкесия » разработана на основе федерального государственного стандарта дошкольного образования, парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О.Л.Князева, М.Д.Маханева/, учебно – методических пособий «Как научить детей любить Родину» /Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина/, «Воспитываем маленького гражданина» /Г.А. Ковалева/, учебной программы «Познай мир», пособие по краеведению и природоведению «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» /В. Гаазов./

Цель : формирование у детей дошкольного возраста 3-7 лет базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.

Задачи.

  • Развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  • Обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной Родине - Карачаево- Черкесии.
  • Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов КЧР, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, станице, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
  • Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Условия реализации поставленных задач:

Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Принципы реализации программы:

  • Принцип историзма: реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое /давным-давно/ и настоящего /в наши дни/.
  • Принцип гуманизации: направлен на воспитание гражданских качеств дошкольников, предполагая ориентацию на высшие общечеловеческие ценности – любовь к семье, городу, краю, Отечеству.
  • Принцип доступности: содержание программы соответствует возрастным особенностям дошкольников.
  • Принцип комплексности: каждая тема реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка /познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие/.
  • Принцип интеграции: предполагает содружество с семьей, преемственность с общественными организациями.

Краткая характеристика программы.

Региональная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре ООП ДОУ. В Программе отражено содержание образования детей от 3 до 7 лет, формируемое участниками образовательного процесса с учетом климатических, национально – культурных, демографических, социально – экономических и социокультурных условий Карачаево- Черкесской Республики.

Программа «Моя Родина – Карачаево - Черкесия» предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию народов Карачаево - Черкесии, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт народа КЧР, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально. Только педагог-патриот способен передать дух национальной культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие.

Исходя из данных теоретических оснований, рекомендуется следующее:

  • окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа;
  • необходимо широко использовать все виды фольклора /сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д./ В устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В народном фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому национальный фольклор, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей;
  • большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д, очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Национальное декоративно-прикладное искусство /игрушки, росписи, костюмы и пр./ обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.

1.3.Целевые ориентиры.

Достижения ребенка.

  • Ребенок проявляет интерес к малой родине.
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родной станицы. Знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах.
  • Ребенок проявляет любознательность по отношению к родной станице, республике - её истории, природе, необычным памятникам, зданиям, достопримечательностям.
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
  • Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, жителей республики; стремится выразить позитивное отношение к пожилым людям.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов родителей

  • Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов.
  • Без удовольствия отражает впечатления о родном крае в деятельности.
  • Не стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного края.
  • Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

2.1. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Региональной программы дошкольного образования.

Вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не более 40% времени, необходимого на ее реализацию, и определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.

Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуются в режиме дня в двух основных моделях:

Совместная деятельность взрослого и детей;

Самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность – решение образовательных задач осуществляется в виде непосредственно – образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.

НОД реализуется:

- через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы)

- через интеграцию с использованием разнообразных форм (проблемно – игровая ситуация, чтение художественной (познавательной) литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, экспериментирование, проектная деятельность и др.), выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае используется комплексно тематический подход, который отражает определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей.

Формы организации регионального компонента:

Основная форма работы – совместная деятельность;

Индивидуальные и групповые беседы;

Дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры;

Интегрированная деятельность;

Экскурсии, видеоуроки;

Творческие встречи;

Посещение выставок.

2.2. Блоки работы коллектива по реализации программы «Моя Родина – Карачаево – Черкесия»..

1. БЛОК – Национальный быт.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. БЛОК - Знакомство с народным фольклором /сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д./

В народном песенном фольклоре чудесным образом сочетается слово и музыкальный ритм. В устном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности –представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. БЛОК ­- Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что это народная мудрость, сохранённая в веках, должна быть передана детям.

4. БЛОК - Знакомство с народным искусством .

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в сознании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимания окружающего мира- красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так порождалась сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.

5. БЛОК - Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребёнка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

2.3. Проекты программы « Моя Родина – Карачаево – Черкесия»

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельный характер, рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, включает четыре проекта. и отражает различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре:

  1. Проект «Карачаево – Черкесия»
  • Знакомство с Карачаево – Черкесией (символика республики, столица, президенти т. д.);
  • Города Карачаево - Черкесии;
  • Народные промыслы КЧР;
  • Карачаево – Черкесия – многонациональная семья, наши герои;
  • Достопримечательности Карачаево – Черкесии;
  1. Проект «Сказание старины глубокой»
    • «Пошел котик на торжок» (знакомство с народным фольклором (сказки, песни,частушки, и тд);
    • Пришла коляда- открывай ворота (знакомство с традициями русского и карачаевского народов и обрядовыми праздниками);
    • Куклы из бабушкиного сундука (знакомство с народным искусством КЧР);
    • «Гори,гори ясно» (знакомство с народными играми)
  2. Проект « Моя малая Родина»
  • Знакомство с родной станицей – Сторожевой (история станицы, достопримечательности, природа, и т. д.); Семейный альбом (знакомство с историей свей семьи);
  • Мы такие разные и одинаковые (о национальностях проживающих на территории станицы);
  • Слава и гордость земли русской (о героях станицы, о тружениках села).
  1. Проект «Полна чудес природа Карачаево - Черкесии»
  • Край гор и альпийских лугов;
  • Кто в лесу живет, что в лесу растет (знакомство с Тебердинским заповедником);
  • Я тоже хочу жить (Красная книга Карачаево - Черкесии)

Каждое направление содержит ряд тем, которые интегрированы в разделы основной общеобразовательной программы ДОУ.

2.4.Учебная рабочая программа

Младший дошкольный возраст

  • Формировать представления о себе, своей семье, родственных отношениях, о доме, в котором живем, о детском саде.
  • Информировать о том, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся. Раскрыть смысл: зачем люди трудятся.
  • Формировать представления о том, что дети живут в России, в Карачаево-Черкесии, в ст. Сторожевой; поддерживать яркие традиции и обычаи народов КЧР.
  • Формировать представления о домашней, хозяйственной и трудовой деятельности народов КЧР.
  • Объяснять, что относится к миру живой и неживой природы, что сделано руками человека; практическую ценность природы.
  • Обсуждать как устроена жизнь людей станицы, республики, страны.
  • Знакомить с транспортом на наших улицах, со спецификой зданий и их устройством.
  • Знать, кто работает в детском саду.
  • Знать о жизни станицы
  • Знать народный фольклор
  • Приобщать к народным праздникам.

Старший дошкольный возраст.

  • Формировать элементарные представления об историческом прошлом Карачаево – Черкесии.
  • Формировать представления о том, что дети живут в России, в Карачаево-Черкесии, в ст. Сторожевой; знакомить с достопримечательностями республики; с символикой страны, республики; учить её узнавать; обсуждать, какие праздники празднуются в разное время года, как к ним нужно готовиться; поддерживать яркие традиции и обычаи народов КЧР.
  • Обсуждать несколько важных общественных событий, о которых говорят все вокруг /празднование определенной исторической даты, спортивные соревнования, праздник станицы./
  • Продолжать знакомить детей с отечественной государственной символикой /флагом, гербом России, КЧР, гимном/, давать сведения о народах разных национальностей и культур, населяющих республику, их традиции и обычаи.
  • Воспитывать начало гражданственности, гордости за достижения граждан республики, станицы, осознавать торжественность национальных праздников, радоваться успехам других.
  • Побуждать детей рассказывать о своей семье, детском саде, улице, станице, республике.
  • Вспомнить основные события, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года.
  • Закрепить представление о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей и занятий спортом
  • Учить находить связь между климатом и образом жизни людей, как человек приспосабливается к окружающему, воспитывать ответственность за свое поведение в природе и обществе
  • Способствовать общему развитию ребенка на основе любви к культуре, традициям народов Карачаево - Черкесии, знакомить с мастерами народных промыслов и традициями народов КЧР.

2.4 . Интеграция регионального компонента в образовательные области ООП ДОУ .

Образовательная область

Методические приёмы

Познавательное развитие

Ознакомление с природой:

Беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире Карачаево - Черкесии, с народными приметами, народный календарь;

Сбор гербариев, коллекций;

Опытническая и экспериментальная работа;

Проектная деятельность.

Формирование целостной картины мира (ознакомление с ближайшим окружением):

Экскурсия: 1 и 2-я младшие группы – по помещениям и территории детского сада; средняя группа – по ознакомлению с достопримечательностями района; старшая и подготовительная – пешие и автобусные экскурсии по станице; мини-походы в лесную прилегающую к ДОУ зону, школу, библиотеку;

Беседы: «Моя семья», «Где живёт человек», «Моя родная улица», «Дом, в котором мы живём», «Моя станица», «Наша республика», «Природа Карачаево – Черкесии», «Сердце гор – Домбай», «Родина малая и родина большая», «Тебердинский заповедник», «Наша страна –Россия» и т.д;

Ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей республики, станицы, района, России.

Физическое развитие

Беседы о спорте, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о спорте и спортсменах;

Беседы о спортсменах – чемпионах, гордости Карачаево – Черкесии;

Беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной тематики;

Широкое использование народных игр КЧР;

Проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, мини – олимпиад.

Беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»;

Экскурсии в медицинский кабинет;

Проектная деятельность;

Опыты и экспериментирование;

Создание в группах уголков здоровья.

Социально – коммуникативное развитие

Ознакомление с прошлым родного края:

Организация этнографического уголка в ДОУ;

Встречи с родителями: посиделки, дегустация национальной кухни;

Просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, рассказ об историческом прошлом Карачаево – Черкесии;

Встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, рассказывание о героическом прошлом республики.

Духовность и культура:

- беседы по ознакомлению с традициями на Руси, в Карачаево - Черкесии; с духовно-нравственным укладом жизни;

Проведение детских фольклорных праздников;

Празднование всех государственных и региональных праздников.

Речевое развитие

Народный фольклор: легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки;

Народные сказки Карачаево – Черкесии;

Тематические выставки, посвященные творчеству писателей,поэтов и художников Карачаево - Черкесии;

Игры-инсценировки;

Драматизация народных сказок;

Чтение стихов поэтов КЧР;

Показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек, настольный, пальчиковый);

Оформление уголков ряжения во всех возрастных группах;

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный);

Музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов КЧР;

Проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных викторин, фольклорные народные праздники и гуляния;

Ознакомление с народными музыкальными инструментами: баян, балалайка, гармошка, шумовые народные инструменты;

использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских праздников; музыкальных народных инструментов;

Оформление музыкального уголка;

Беседа о национальном костюме народов КЧР;

Беседы об изобразительном искусстве Карачаево – Черкесии;

Рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов о КЧР;

Оформление в ДОУ художественной галереи творчества художников Карачаево – Черкесии;

Художественно-продуктивная деятельность: народные промыслы.

Реализация образовательных областей программы регионального компонента в процессе детской деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

  1. Природа КЧР
  2. Народный календарь.
  3. Эксперементирование.
  4. Знакомство с бытом.
  5. Народные промыслы.
  6. Наблюдения за объектами родного края.
  7. Климатические зоны, недра КЧР.
  1. Я и моя семья.
  2. Родина.
  3. Этика.
  4. Толерантность.
  1. Беседы о здоровье, о спортсменах, о спорте.
  2. Народные игры.

1.Чтение сказок, легенд, былин,

рассказов.

2.Заучивание стихов,пословиц, поговорок, дразнилок,

считалок.

2.Слушание народной музыки.

3.Знакомство с народными инструментами.

4.Игра на народных инструментах.

5. Изобразительное искусство Карачаево – Черкесии.

6. Знакомство с народным костюмом народов Карачаево – Черкесии.

2.5. Компоненты нравственно – патриотического воспитания на примере ознакомления с малой родиной.

Информационно-содержательный

(представления ребёнка об окружающем мире)

Эмоционально –побудительный

(эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру)

Деятельностный

(отражение отношения к миру в деятельности)

Культура народа, его традиции, народное творчество

Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

История страны, отражённая в названиях улиц, учреждений, памятниках

Символика республики и страны (герб, флаг, гимн)

Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

Интерес к жизни родного края и страны

Гордость за достижения своей страны

Уважение к культуре и традициям народов, населяющих Россию, Карачаево - Черкесию; к историческому прошлому

Восхищение народным творчеством, выдающимися и знаменитыми людьми культуры и искусства, спорта

Любовь к родной природе, к родному языку

Уважение к человеку –труженику и желание принимать посильное участие в труде

Трудовая

Игровая

Художественно-продуктивная

Художественно- музыкальная

Коммуникативная

Поисково-экспериментальная

Конструктивная

Проектная

Двигательная

Познавательная

Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме среди родителей:

Наглядная агитация: стенды, тематические выставки и экспозиции;

Беседы, консультации;

Создание совместных проектов с экологическими практикумами, экспериментами;

Вовлечение родителей в организацию развивающей среды групп и участков, сбор оборудования для опытов, литературы: обустройство уголка экспериментирования, оформление новых объектов экологической тропы.

Построение предметно – развивающей среды в группах:

Библиотека познавательной литературы;

Уголок экспериментирования в соответствии с возрастом детей;

Картотека познавательных игр.

Государственные символы РФ, Карачаево – Черкесии; фотографии с изображением достопримечательностей родной станицы, КЧР,столицы Карачаево – Черкесии; игрушки – герои русских народных сказок; детская художественная литература, и т.д.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Парциальные программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О.Л.Князева, М.Д.Маханева/. «Знакомство детей с русским народным творчеством» /Т.А. Бударина, О.А. Маркеева/
  2. Технологии: Как научить детей любить Родину» /Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина/, «Воспитывая маленького гражданина…» /Г.А. Ковалева/
  3. Учебные пособия по краеведению «Карачаево – Черкесия – наш край родной» /С.А. Хапаев/, «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» /В. Гаазов/
  4. «Верхнекубанские казаки:быт, культура, традиции» /М.Ф. Куракеева/
  5. Брошюра «Казаки верхней Кубани и Зеленчука» /М.Ф. Куракеева/
  6. Фотоальбом «У истоков Большого Зеленчука» /С. Чотчаева, Ш – И Байрамкулов/
  7. «Литература народов Карачаево – Черкесии» /Г.М. Гогоберидзе, М. М. Кунижева/
  8. «Народные сказки балкарцев и карачаецев» /А.Алиева/
  9. «Сказки четырёх братьев» /Н. Капиева/
  10. «Легенды старого Архыза» /В. Романенко/
  11. «Сказки народов Карачаево – Черкесии» /С – Б. Лайпанова/
  12. Брошюра «Кухня народов Северного Кавказа» /Г.Молчанов, О. Морчанов/.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5», г. Черкесска.

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ».

Аппаева Роза Расуловна

ученица 6»б» класса

МКОУ «Гимназия № 5»

Руководитель:

Джандубаева Жанна Юрьевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Гимназия № 5»

СОДЕРЖАНИЕ

I . Введение. Обоснование выбора темы.

II . Основная часть:

    История края

    Наследие предков

    История женского костюма

    Свадебные обряды карачаевского народа

    Выводы

    Список использованной литературы

Актуальность:

- развитие познавательного интереса к истории своего края.

- изучение истории своего народа.

- исследование малоизвестных страниц истории края позволит выработать более глубокое представление о прошлом нашего Отечества.

Обоснование выбора темы. Актуальность.

«Карачай – народ, живущий у подошвы Эльбруса,

отличается своей верностью, красотой и

храбростью».

Лев Толстой.

Высоко в горах, там, где вершины Эльбруса подпирают белоснежными шапками небесный свод, где берет свое начало реки Кубань, Зеленчук, разливаясь бурными потоками по плодородным долинам и горным лугам, в горных ущельях жил наш народ, карачаевцы. Мы хотим рассказать о своем народе, который, как и все коренное население Карачая на протяжении веков бережно хранит традиции и обычаи своих предков. Они передают нам богатейшую культуру края, воспитывая в детях уважение к источникам, закладывая с малых лет почитание истории Карачайлыла, так называют себя карачаевцы.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой Родины – главный принцип духовно-нравственного воспитания общества. Чем полнее, глубже,

Каждый народ имеет свою историю. Россия многонациональная страна. Нам хочется,

чтобы мы, живя дружно в своей стране, знали историю всех народов, проживающих на территории нашей большой, необъятной Родины.

Знать историю своего народа, родного края – значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее.

Цель работы:

-показать важность знания истории своего края, своего народа на примере изучения обычаев, традиций своего народа.

- уяснить неразрывную связь, единство истории своего города, народа, семьи с жизнью нашей страны.

- воспитать учащихся гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции и обычаи своей родной земли.

- развить исследовательские умения обучающихся в процессе знакомства с историей родного края.

Задачи:

- изучить историю своего народа.

- возрождение интереса к истории своего края.

- развитие исследовательских умений в процессе знакомства с историей родного края.

- развить осознание феномена малой Родины, как глобального феномена большой Родины.

- формирование у учащихся активной жизненной позиции, чувства патриотизма.

- формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

Гипотеза: краеведение способствует решению задач социальной адаптации учащихся гимназии, формированию у них готовности жить и трудиться в пределах региона.

Объект исследования : краеведение.

Предмет исследования : исторические места края, история карачаевского народа.

Участники исследования : одноклассники и их семьи.

Методы исследования : изучение, анализ и обобщение данных научной литературы, фотографирование, создание презентаций, альбомов, обработка и анализ полученных данных.

Практическая значимость состоит в изучении и накоплении большого материала по изучению истории родного края, традиций и культуры своего народа. Сбор материала является большой ценностью для школьного музея.

II . Основная часть.

1.История края.

Карачаевцы - народ, проживающий в одном из самых высокогорных мест во всей Европе. Говорят они на карачаево-балкарском языке и относятся к тюрским языкам кыпчакской группы алтайской семьи. Многие карачаевцы свободно владеют русским языком и письменностью.

В IX X веках территория современной республики Карачаево-Черкессия входила в состав Аланского государства, активно принимавшегося участие в установлении связей с хазарским каганатом и Византией. Формирование моего народа завершилось в XIII XIV веках.

В последующие столетия, вплоть до середины XVIII века. Территория, где проживали карачаевцы, постоянно подвергалась набегам крымско-турецких феодалов. Это вынуждало искать защиту в союзничестве горцев с русским народом.

На протяжении 1552 – 1557 годов в Москву отправлялись посольства, результатом деятельности которых стал политический союз карачаевцев с Русью.

Доброжелательные отношения были прерваны с началом кавказской войны в 1817 году. После того, как горцы потерпели поражение в битве при Хасауке, 20 ноября 1828 года Карачай был официально присоединен к России. И хотя столкновения российской армии с воинственно- настроенными представителями народа продолжались до конца XIX века, в истории Карачая началась новая эпоха развития. Постепенно население отходило от привычного образа жизни, существовавшего столетиями в этом регионе.

В 1858 году на территории Карачая началось основание казачьих станиц, что в дальнейшем привело к слиянию Карачая и Черкессии в Баталпашинский уезд, позже ставший отделом Кубанской области.

В это время происходит экономический рост Карачая: получила развитие горнодобывающая отрасль, стали налаживаться торговые связи.

После установления Советской власти в 1920 году образуется Карачаевский национальный округ. В 1922 году происходит новая реформа в административном укладе Карачая. В составе Ставропольского края создается карачаево-Черкесская автономная область, которая в 1926 году окончательно разделилась на три государственные единицы: Карачаевскую автономную область, Черкесский национальный округ и Баталпашинский район. В 1931 году районное управление упразднили, а территория была разделена между Карачаем, Черкесией, Ставропольским и Краснодарским краями.

В эпоху Советского государства мой народ пережил много потрясений. Во время Великой Отечественной войны все население Карачаевской автономной области подверглось репрессиям и массовым гонениям.

В то время, когда мужское население Карачая принимало участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Родины, их матери и отцы, жены и дети были насильно вывезти на территории Средней Азии и Казахстана.

Большая часть территорий, где столетиями проживали карачаевцы, были переименованы в Клухорский район и вошли в состав Грузинской ССР. Реабилитации карачаевцев и

Создание Карачаево-Черкесской автономной области начались лишь после решения съезда КПСС и последнего указа ПВС СССР от 9 января 1957 года.

В 1990 году карачаево-Черкесская автономная область была преобразована в республику в составе РСФСР. 9 декабря 1992 года Карачаево-Черкесская автономная область стала Карачаево-Черкесской Республикой.

2. Наследие предков.

Наш народ издавна богат ремеслами и промыслами. В каждом селении были свои кузнецы, плотники, оружейники, которые делали орудия труда, оружие, мебель, разную утварь. Особенно почитали в народе кузнечное дело, а его секреты передавались по наследству от отца к сыновьям.

Местные мастера делали несколько видов оружий, которые использовали в основном на охоте. За ружья лучших мастеров отдавали 100 овец. Славились карачаевские ножи (бычак), которыми нередко пользуются в наши дни.

Но особую славу Карачаю принесли женщины, чьё мастерство искусно обрабатывать шерсть считается главным богатством горного края. Они ткали красивой и прочное сукно и ковры, вязали из шерсти платки, носки, варежки, выделывали шкуры овец и коз.

Лет с четырёх девочке уже давали веретено, а как только её ноги доставали до ткацкого станка – учили ткачеству. Девичьими занятиями считались вышивание затейливых узлов, шитьё золотом и серебром. И сейчас это искусство продолжается. Меня бабушка обучает создавать красивые вязаные изделия.

Бабушка рассказала мне легенду нашего народа, о хорошо всем известном обладающем целебными свойствами кисломолочном напитке – кефире.

Кто не знает этот напиток? Оказывается родина его – Карачаевский край.

Я тоже этого не знала. По легенде. Несколько столетий назад к горе Эльбрус пришёл пророк Магомет. В знак своего расположения к карачаевцам он оставил им подарок – рецепт чудодейственного напитка, продлевающего жизнь и укрепляющего здоровье, а вместе с ним несколько горошин из своего посоха, строго-настрого наказав никому горошин для производства не давать.

Карачаевцы свято исполняли наказ Магомета, священные горошины не доставались даже в приданое дочерям, если те выходили замуж в соседние аулы. Гыпы-айран или «зерно Магомета», так называли тайную составляющую полезнейшего напитка, иными словами закваска. На деле оказалась кефирным грибком. В пользу достоверности этой легенды говорит тот факт, что учёные до сих пор не смогли вывести её искусственно. Возможно. Кефир так и остался бы строго напитком карачаевцев. Если бы в 1906 году Ирина Сахарова, выпускница школы молочного хозяйства Николая Бландова, не отважилась пуститься в путь на Кавказ. Чтобы раскрыть секрет чудесных зерен.

После долгих скитаний, ухищрений и даже похищения девушки князем Бекмирзой Байчоровым Ирине всё-таки удалось вернуться в Москву целой и невредимой и привести с собой 10 фунтов «зерен Магомета».

Уже в конце 1906 года кефир начал поставляться для тяжелобольных в больницы Москвы и Санкт-Петербурга. Но спустя столетия, как кефирный грибок стал достоянием народа, карачаевцы по-прежнему считаются лучшими его производителями во всем мире.

3. История женского костюма.

Я хочу рассказать о национальном костюме моего народа. Об истории женского костюма. Одежда играла большую роль в женском обиходе карачаевских красавиц. Она отличалась от соседствующих народов Кавказа насыщенным цветом, многообразием декора и добротностью материала, из которых она изготовлялась. Чем богаче ткани и затейливее узоры на одежде карачаевки, тем показательнее была состоятельность её семьи, достоинство отца и степень уважения к нему односельчан.

Глава семейства считал своим долгом обеспечить своей жене и дочерям лучшие наряды, а матери с детских лет приучали дочек к рукоделию, чтобы к замужеству об их талантах знали во всех селениях.

Женщине поклонялись и её честь оберегали всем родом. Если кто-то позорил девушку или замужнюю женщину, то его ждала неминуемая кара.

Девушки с подросткового возраста следили за своей фигурой. Чтобы иметь тонкую талию, их с десятилетнего возраста утягивали в корсеты, по крою напоминавшие мужские кафтанчики, надевавшие под кольчугу. Также девочки из высшего сословия носили корсет и торс. Чубу делали из деревянных планок и обшивали сафьяном. Его надевали на голое тело, стягивали шнурками. Девушки его носили вплоть до того момента, как выходили замуж. Те же, кто не имел достаточно средств на чубу, носили кысма-лифчик, изготовленный из шелка или хлопка. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку.

Женским нижним бельём карачаевским женщинам служила туника. Бельё шили из сатина, батиста. Женщины из богатых семей носили келёк – тунику из дорогого шёлка, привозимого в Карачай из Востока. Нижняя рубашка была свободного покроя, длиной. Как правило, ниже колен и с длинными рукавами на манжетах. Впереди у туники имелся разрез с застёжкой на пуговицах. Различались повседневные и праздничные рубахи.

Самой распространенной верхней составляющей наряда женщины был каптал.

Шили из атласа, бархата. Подол и рукава обильно обшивали золотой или серебряной

вышивкой. Праздничный каптал для женщин разных возрастов отличался по длине рукава, декору и цвету. Ткани для каптала женщины преклонных лет выбирали темных оттенков, обычно предпочитали тёмно-синий, серый, зелёный и чёрный цвета.

У девушек рукав верхнего платья редко опускался ниже локтя, оно имело большой вырез на груди, из которого на нагруднике виднелись тюйме – серебряные застёжки. На талии каптал подпоясывали серебряным поясом.

До конца XIX века девушки Карачая носили высокие остроугольные тканые шапочки, к которым пришивался металлический венец, украшенный геометрическими орнаментами.

Орнамент одежды жителей Карачая исполнял роль оберега. Изображениями звёзд,

солнца и луны покрывали одежду женщин, символизируя древние языческие верования о зарождении нового мира, которое несла в себя каждая женщина. Верхушку головного убора составляли металлические узорные невершия. После рождения ребёнка женщина наглухо закрывала волосы платком, который повязывался особым способом: концы пропускались под косами и завязывались на темени.

Платки вошли в моду в конце XIX века. Шапочки больше не шились, их носили только те, кому устаревший предмет гардероба достался по наследству. Платки попадали в Карачай

со всех уголков света из Индии, Сирии, Персии, Турции.

Из России сюда был завезён Николаевский джаулук – платок, получивший своё название от имени российского императора, считавшийся очень дорогим и престижным. У каждой женщины в зависимости от благосостояния было несколько платков. Больше всего ценились шелковые платки. Особенно престижным считалось, если у молодой женщины был повязан платок белого цвета, а для женщины среднего возраста – черный. Полностью расшитый шелковый платок стоил невероятно дорого, иногда его цена могла доходить до стоимости нескольких ковров.

Также девушки носили шарфы из вологодского кружева. Это был праздничный аксессуар для тёплого времени года. По цвету шарф женщины выбирали в соответствии со своим возрастом. Спокойные расцветки носили пожилые люди. Молодые выбирали яркие, пёстрые расцветки.

Большой популярностью в гардеробе женщины пользовался плед-платок. Она считалась богатой женщиной. Тех, у кого было несколько керпе джаулук, знали в лицо все жители селения. Платки в Карачаево-Черкессии носят и в наше время, особенно популярны старинные платки ручной работы, чудом уцелевшие и доставшиеся современным карачаевкам от их прабабушек. У нас тоже в доме есть несколько платков, доставших нам от моих прабабушек.

4. Свадебные обряды карачаевского народа.

Мы хотим рассказать о свадебных обрядах нашего народа. Свадьба, свадебная обрядность - это сложный комплекс обычаев и обрядов, связанных с формированием семьи. Как и другим народам Кавказа, карачаевцам известны две основные разновидности заключения брака: брак по сговору (сез таусхан адет бла) и брак похищением (къачыргъан адет бла). Насильственное похищение невесты против ее воли (зорлукъ бла къачырыу) всегда воспринималось, а тем более воспринимается теперь как унижение достоинства девушки и оскорбление ее родных. Центральным место свадьбы является выбор жениха и невесты.
Раньше в большинстве случаев родители или другие родственники подыскивали молодому человеку такую жену, которая подходила ему по его общественному и

имущественному положению, и в редких случаях молодой человек сам мог сообщить о

своем выборе родителям через посредника (селештирген адам - человек, ведущий разговор). Сейчас все чаще практикуется свободный выбор самих брачащихся.
Раньше знакомства молодежи завязывались главным образом во время празднеств календарного цикла, на помочах соседей и девичьих вечеринках-посиделках, на свадьбах и родинах. Устраивавшиеся там танцы были одним из любимых развлечении карачаевцев. В них участвовали все за исключением замужних женщин. Во время вечеринок танцы сменялись играми и песнями-состязаниями юношей и девушек
Во время календарных празднеств устраивались традиционные карнавальные шествия, напоминающие русские колядки. В них молодежь и дети с пением ритуальных песен обходили дома, а хозяева одаривали их обрядовыми пирогами. С этими дарами молодежь продолжала веселье и игры. Здесь зажигали костры, через которые состязаясь перепрыгивали девушки и юноши, устраивались гадания - когда кому суждено выйти замуж или жениться. В завершение все вместе съедали собранные по дворам дары.

Свадьба (по-карачаевски - той) - наиболее яркое, празднично оформленное событие семейной жизни.

В настоящее время у карачаевцев имеют место три вида свадеб: полная традиционная (толу адет бла), полутрадиционная (джарты адет бла) и новая (джангы адет бла). В традиционной свадьбе ее центральному звену - свадебному празднеству - предшествует сватовство (келечилик джюрютюу от "келечи" - посол). Оно состоит из двух этапов - неофициального и официального.
Первый визит наносится как бы случайно, между дел. И только при втором визите открыто объявляется его цель. При этом не только первый, но и второй визит зачастую сводится к обыденной встрече во дворе дома или же где-нибудь в другом месте. И только после того, как сватовство начинает принимать официальный характер, сватов приглашают в помещение (ичкери).

К этому времени стороны осторожно наводят нужные справки друг о друге. Наводить такие справки не прекращают и в дальнейшем, когда сватовство приобретает официальный характер. Обычно хозяева приветливо благодарят семью жениха за оказанную честь, но продолжают давать сватам уклончивый ответ: например, говорят, что им надо посоветоваться с кем-нибудь из отсутствовавших на семейном совете

родственников или предлагают устроить встречу - смотрины жениха и невесты. Во время таких встреч девушка подчеркнуто выказывает свое почтительное отношение к

родителям и другим родственникам, покорность их воле; поэтому она, если даже к склоняется принять предложение, то отсылает жениха к своим родителям. В случае отказа, она передает свое решение через посредника.
В случае, когда вопрос о браке уже предрешен женихом и невестой, предварительное сватовство упрощается. Посредникам остается лишь договориться об организации свадьбы, о времени и порядке переезда невесты. Если же молодые сами решили и эти вопросы, то сватовство вообще отпадает. Но если жених лишь дает свое согласие на избранную советом кандидатуру невесты, то семья полностью берет на себя заботы и расходы по сватовству и устройству свадебного празднества.
Итак, заручившись предварительным согласием девушки на брак, сваты официально переступают порог невестиного дома.
Число сватов не является строго определенным. В большинстве случаев в роли свата выступает один человек, чаще женщина. Это обычно родственник или родственница одной из сторон, в то же время хорошо знакомые и другой стороне. В качестве сопровождающего (он же водитель машины) выступает родственник жениха. Иногда в роли сватов выступают и сами родители жениха, которые попеременно встречаются с матерью и отцом невесты. Жених участвует в сватовстве только на его неофициальном этапе. При этом он посещает только саму невесту. Видная роль в сватовстве и сговоре по-прежнему отводится дядьям жениха, а также его зятю - мужу сестры .
Свадьбу со сватовством считают более престижной и называют "адетиндеча той" (свадьба по обычаю). Если же свадьба устраивается без сватовства, уводом невесты, то она считается непрестижной и называется "келечисиз той" (без сватовства), а невесту нередко упрекают, что она переступила порог дома без сватовства (келечисиз келген).
Для совершения церемонии сговора стороной жениха направляется 3-5 человек. Среди них обычно дядя жениха (глава делегации), зять жениха, младший брат жениха, иногда сват и еще кто-либо из родственников старшей невестки. Делегация везет с собой "сговорные деньги", коробку кондитерских изделий, овцу, напитки. Все это дается родителям жениха.
В доме невесты гостей встречают в кунацкой. Вместе с ними за стол садятся не сами родители или другие члены семьи невесты, а приглашенные для этого родственники.

В какой-то момент глава делегации в сопровождении одного или двух свидетелей выходит в комнату, где находятся родители невесты, и передает им "сговорные деньги" и подарки.
В настоящее время, если со времени сватовства не умер никто из близких родственников или же соседей, то до свадьбы проходит не более недели. Этого времени стороне невесты оказывается вполне достаточно для снаряжения ее в замужество, а стороне жениха - для подготовки тоя.
Прежде чем перейти к свадебному празднеству, скажем несколько слов о предсвадебных приготовлениях.
В предсвадебные дни сторона жениха посылает специальных лиц приглашать гостей и готовит праздничное угощение. Режут овец (из расчета одна овца на 25 человек) или же хорошо откормленного быка, пекутся ритуальные пироги (хычынла, чыкъыртла, берекле)

варят бузу, реже пиво (сыра). Не обходится и без спиртных напитков, расходы на которые раньше составляли немалую сумму. Получив приглашение на свадьбу, наиболее близкая родня отправляется туда за день-два. Идут не с пустыми руками: с собой несут подарки - "алгъыш керек" (поздравления). Это деньги, предметы женского туалета, отрезы на платье, костюмы, кондитерские изделия, традиционная халва. Наиболее близкие дарят овцу.
Из числа их подарков комплектуются для невесты "къол керек", или "келинни кюбюрчеги" (невестина шкатулка), а наиболее ценные подарки идут для большого сундука невесты (келинни кюбюрю), куда укладываются вещи, входящие в состав берне. При укладке вещей в сундук, что происходит накануне или в день приезда за невестой поезжан, они подвергаются скрупулезному обсуждению с точки зрения их престижности или непрестижности. Это - своего рода церемония, которой руководит кто-либо из старших женщин дома невесты, а в роли гида при демонстрации вещей выступает, одна из невесток семьи невестиного сундука завершает церемония подготовки к свадьбе в доме невесты.
А в доме жениха за день-два до свадьбы происходит распределение ролей: назначается распорядитель свадьбы (къуанчны башчыеы), танцев (бегеул), продовольственной частью (гезен бийче), ответственные за столы (стол башчы) и их помощники (шапала), определяются шаферы (кюеу дженгеры) т. д. Параллельно в доме невесты, кроме покровительницы "къыз дженгер къатын", определяется и свита ее сопроводителей, шаферов "къыз дженгерле" - 4-5 мужчин (юношей) из числа родственников со стороны матери и отца. Назначают старших - обычно зятя или неженатого брата невесты. Особо выделенной женщине (обычно это одна из молодых невесток семьи), которую мы в дальнейшем будем называть наставницей. Они вместе с наставницей несут ответственность перед семьей невесты за соблюдение порядка и обычаев. В день свадьбы от стороны жениха к ним присоединяется несколько человек: один из них - наставник жениха, а двое других - молодые родственники невесты. При браках уводом или уходом невесту до примирения сторон сопровождает юноша из числа ее родственников. Комната, в которой размещается невеста со своей свитой, по традиции называется "отоу" (комната молодоженов). Она обставляется, как можно наряднее и к ней приковано внимание на всем протяжении празднества. Если у жениха отсутствует промежуточный дом, где он находится во время свадьбы, что наблюдается только в отдельных приверженных к старым традициям семьях, то он также находится в отоу вместе со своим наставником.

В назначенный день (предпочтительным считается конец недели) с утра снаряжается свадебный поезд. Как и раньше, его стараются сделать как можно более пышным. Если раньше за невестой отправляли повозку в сопровождении всадников, численность которых вообще не ограничивалась, то теперь отправляют нарядную легковую машину в сопровождении пяти -десяти других машин с дружками и самим женихом. На главной машине везут так называемый флаг женихового дома (юйню байрагъы). Этот комплект, в который входят нарядный девичий платок, мужская сорочка, отрез на платье и обручальное кольцо
Свадебный "флаг" прилаживается таким образом, чтобы входящие в его состав предметы, привязанные к древку или же к смотровому зеркалу автомобиля лентой (раньше галунами), непременно развевались по ветру. Иногда капот этой машины украшает коврик. В отдаленном прошлом флаг свадебного поезда был флагом женихового рода, о чем напоминало вышитое на нем тавро рода жениха над тавром рода невесты. В настоящее время мы имеем дело со вторичной традицией, генетическая

основа, которой утрачена. Остальные машины, как менее почетные, украшаются

разноцветными лентами и кусками плюша, в некоторых случаях также полотенцем и сорочкой.
Перед отправкой поезжан за невестой во дворе дотла жениха устраивают "стремяную" (атланнган аякъ), т. е. легкое угощение. Почтенный представитель стороны жениха произносит напутственное слово, призывая соблюдать порядок и следовать указаниям главного шафера (куюеудженгер тамада). Раньше в числе поезжан находились гармонистка и одна или две наставницы (сестра жениха и старшая невестка). Теперь кроме них в состав свадебного поезда входят не менее пяти-шести девушек. Что касается жениха, то раньше свадебный поезд отправлялся "большею частью без него," теперь же жених не находится в нем только в редких случаях. Но отправляется он не с родительского двора, а как бы незаметно присоединяется в пути или же выходит из "другого дома".
Отправление свадебного поезда в прошлом сопровождалось пением свадебной песни, а на всем пути - джигитовкой и стрельбой из ружья. Теперь эти игровые моменты исчезли. Имитацией песни как бы служат звуки клаксонов автомобилей.
В последние годы установилась традиция, по которой процессия, прежде чем завернуть в дом жениха, направляется к месту торжественной регистрации брака (в здание сельского совета,
дома быта, загса).

5. Выводы.

Мы живем в России, в Карачаево-Черкессии. Это место, где родились мы, где жили наши предки. По рассказам родственников мы знаем историю своего народа, его обычаи и традиции.

Образованный и культурный человек должен знать о своем прошлом – это уважение

наших предков. Мы живём в многонациональной стране. Люди живут одной семьей, общаются. Если мы будем любить друг друга, знать историю народов, проживающих в нашей стране, тогда исчезнут конфликты на национальной почве, не будут исчезать малочисленные народы.

«Не знать историю своей страны, своего родного края – это все равно, что не знать своих родителей. Без прошлого нет настоящего».

    Использованная литература.

    Кипкеева З. Б. Введение // . - Ставрополь: СГУ, 2010.

    Хотко С. Х. Этногенез карачаевцев // . - Майкоп: ОАО «Полиграф - Юг», 2011.

    Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии. 1790-1917. Сборник документов. - Ростов-на-Дону, 1985.

    Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы // Наука, 1966.

    Акачиева С.М. Озарение души // Ростов-на-Дону, 1996.

Роза Аппаева

Конкурс проектных работ «Познание и творчество»

Участник Аппаева Роза Расуловна

Результаты

Номинация

Работа

Баллы

Результат

Мой край

Моя малая Родина – Карачаево-Черкесия

лауреат II степени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа а.Эркен-Юрт »
Библиотечный урок

Педагог-библиотекарь:
Сейфединова Асият Магометовна
«Моя малая родина - Карачаево-Черкесия!»
Цель:

Расширить знания учащихся об истории возникновения
Карачаево – Черкесской республики;
довести до сознания детей понимание слова «Родина»;
прививать любовь к Родине, гордости за своё Отечество;
воспитывать чувство патриотизма к своему родному краю,
к его природе.
Оборудование:
карта России; географическая карта Карачаево – Черкесской
республики;
рисунки учащихся на тему: «Моя Карачаево – Черкесия»;
символы КЧР;
презентация с достопримечательностями КЧР.
Ход урока
I.Вступительное слово библиотекаря:
- О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои проселки, перелески –
Все, что без памяти люблю.
А. Жигулин- Неслучайно наш урок начат четверостишием Анатолия Жигулина о родине, так как наш классный час посвящен малой родине, - родному краю. Но, нужно справедливо заметить, что наш край немыслим без общей с вами родины – России.
-Представьте себе, что над вами голубое небо, а под ногами земля, на которой родились ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, ваши мамы и папы. Это наша Родина.
- Подумайте, с чего же начинается наша Родина? - На партах у вас сердечко, одним предложением запишите «Родина - это…». Самое хорошее слово из этих слов подчеркните.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня?
- Прочитайте тему с восторгом, радостно.
- Теперь произнесите ее с нежностью. - При ее произношении у нас возникают разные чувства. Родина…
Как много значит для нас это слово! Родина-это место, в котором ты родился и живешь, это наш общий дом.
Родина-это не только горы и леса, реки и озера, животный и растительный мир, но и люди, которые знают и любят свою родную землю. Наша Родина - необъятная, могучая Россия. У каждого человека, живущего в России, есть своя малая родина. Именно о ней мы будем сегодня говорить.
12 января 1922г. была образована наша малая Родина – Карачаево – Черкесская Автономная область, а 9 декабря 1992г. – образована новая административная единица в составе России – Карачаево – Черкесская республика. У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к отчему дому.
II. Звучит песня « Карачаево – Черкесия моя»
III.Работа с картой.- А теперь, ребята, взгляните на карту нашей Родины и отыщите на ней Кавказские горы, которые протянулись от Каспийского до Черного морей.
На северо-западе гор расположена Карачаево-Черкесия. Это маленький уголок нашей огромной Родины. На востоке она граничит с известными курортами Кавказских Минеральных вод (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки).
На юго-востоке к ней примыкает Кабардино-Балкарская республика.
На юге граница республики проходит по Главному Кавказскому хребту и граничит с Грузией и Абхазией. А на западе она граничит с Краснодарским краем.
Протяженность нашей республики с запада на восток 160 км, а с севера на юг – 140 км. Наша республика занимает площадь в 14277 кв. км. На ней проживают около 477859 человек различной национальности.
Нашу республику называют жемчужиной Северного Кавказа. На земле мало мест, которые могли бы сравниться по своей красоте с нашим Домбаем и Тебердой.
Ведущий 1. Уголок большой России – горный край родной – так поэтично называют нашу республику. Действительно, Карачаево – Черкесия щедро одарена природой. Обилие солнца, горные цепи со снежными шапками, все это наша Карачаево-Черкесия, это наша Родина.
Ведущий 2. Горы громадные и неприступные со сверкающими на солнце вершинами и кочующими над ними белоснежными облаками – это Карачаево – Черкесия!
Ведущий 1. Горные леса, высочайшие пихты и ели, альпийские луга с цветущим разнотравьем, вкусными ягодами и грибами – первозданное царство природы. И это – Карачаево – Черкесия!
Ведущий 1. Бешено бегущие реки, бездонные озера, грохочущие водопады, кристально-чистые родники, мощные лавины – это Карачаево – Черкесия!
Ведущий 2: Люди гордые, красивые, гостеприимные с вековыми традициями предков. А как много тайн хранит наша земля! Это – Карачаево – Черкесия!
Ведущий 1. Кавказ, Кавказские горы, народы, обитающие в этих краях, всегда волновали людей своей экзотикой, неповторимой красотой. Кавказ любили, о Кавказе писали замечательные русские поэты и писатели.
IV.Чтение стихотворения В. А. Жуковского.Одеты голубым туманом,Гора вздымалась над горой,И в сонме их гигант седой,Как туча, Эльборус двуглавый…
V. Чтение стихотворения А. С. Пушкина
Великолепные картины! Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины Недвижной цепью облаков, И в их кругу колосс двуглавый, В венце блистая ледяном, Эльбрус, огромный, величавый, Белел на небе голубом.
Ведущий 2. Многовековое прошлое народов Карачаево-Черкесии – это путь преодоления трудностей, тяжелых испытаний и битв. Не однажды народы Карачаево-Черкесии изгоняли захватчиков из своих родных краев. Узы дружбы между горскими народами и России уходят в далекое прошлое.
Ведущий 2. Давно это было, при Грозном Иване,
Из края ущелий и вспененных рек
В Россию за дружбой большой постоянной,
За помощью братской пришёл человек.
Ведь камень один – это вовсе не крепость
Так старые горцы у нас говорят,
Кавказцы и русские в бурях свирепых
С тех памятных пор, словно крепость стоят.
Тяжелой и безрадостной была жизнь горского народа, который был безграмотным, не имел даже своей письменности. Прошли годы, изменилась Карачаево – Черкесия. Горские народы обрели свою письменность, появились свои поэты, писатели, учителя. Навсегда исчезли в аулах старые сакли, выросли вместо них светлые дома, школы, больницы, открылись библиотеки для детей, клубы, кинотеатры.
Нынешняя Карачаево-Черкесия – одна из многонациональных регионов России. В ней в мире и дружбе проживают представители многих национальностей и народностей. Национальный состав республики следующий:
карачаевцы – 40,6 %
русские – 31,4 %
черкесы – 11,8
абазины - 7,7 %
ногайцы – 3,3 %
этот список можно продолжать еще долго. Да, звенит на этой земле речевая многоголосица, сливаясь в сложную оркестровую симфонию общей жизни, из которой рождаются сказания, легенды, песни, танцы.
Исполнение национального танца «Девичья»
Люби Республику свою,
Отцовский край ты неустанно,
Где ветви сосен, словно няни,
Качали колыбель твою.
Люби Республику свою
За хлеб и соль, за то, что дышишь
Свободно грудью и над крышей
Встречаешь тихую зарю.
Люби Республику свою,
Храня дедовскую отвагу.
Во имя собственного блага
Не предавай соседа по огню.
Люби Республику свою
Всегда, в дни радости и горя,
Сберечь очаг свой и семью
Тебе помогут только горы.
Любить свой край – значит, знать его историю, географию и культуру.
А хорошо ли вы знаете свою республику? Эти знания мы сегодня и проверим.
- Кто является президентом Карачаево-Черкесии?
(Рашид Бориспиевич Темрезов)
- Назовите столицу республики.
(Город Черкесск)
Казачья станица Баталпашинская была основана в 1825 году. Название она получила, как ни странно, по имени побежденного врага: в 1790 году в окрестностях современного Черкесска русское войско численностью 4 тысячи человек одержало победу над 25-тысячной турецкой армией. Русскими командовал генерал-майор Иван Герман, а турецкого военачальника звали Батал-паша. Название нового поселения - знак уважения к серьезному противнику.
- Назовите государственные символы Карачаево-Черкесии. Что вы о них знаете?

Государственный флаг Карачаево-Черкесской Республики

Left0Флаг Карачаево-Черкесской республики представляет собой прямой четырехугольник в соотношении сторон: длина к высоте 2:1. Флаг Карачаево-Черкесской республики образован из трех цветов, расположенных в трех горизонтальных, равных по ширине полосах: светло-синяя - сверху, зеленая - посередине, красная - снизу. В центре зеленой полосы, во всю ее ширину, расположен светлый круг (кольцо), в котором восходящее из-за гор солнце с пятью широкими сдвоенными и шестью тоники и короткими лучами.
Цвета на флаге означают:
Светло-синий цвет -олицетворение мира, светлых и добрых побуждений и спокойствия.
Зеленый цвет - основной цвет природы, символ плодородия, богатства и созидания, цвет молодости и одновременно мудрости и сдержанности.
Красный - торжественный цвет, символ теплоты и близости между народами.
Государственный герб Карачаево-Черкесской Республики
left0Герб Карачаево-Черкесской республики имеет круглую геральдическую форму. Фон желтый, символизирует солнечную Карачево-Черкесию.
В центре композиции стилизированный силуэт Эльбруса, который означает вечность, силу и величие. Он наложен на синий круг, символизирующий вечное небо и синие воды. Диаметр круга по отношению к общему кругу равен 1:2.
С двух сторон ветки и цветы рододендрона - одного из самых специфических высокогорных растений Карачево-Черкесии. Эти цветки - символ мира, здоровья, чистоты.
Форма внизу напоминает чашу, которая символизирует гостеприимство. Чаша и малый круг немного выходят за границы большого круга, что создает большую привлекательность герба. Государственный гимн Карачаево-Черкесской Республики
Музыка: А. Даурова Слова: Ю. Созарукова Древней Родиной горжусь я! Вечен свет снегов Эльбруса И свята Кубани чистая струя! Эти степи, эти горы Мне - и корни и опора, Карачаево-Черкесия моя! Благодарен я Отчизне За все годы своей жизни Среди братских языков, родимых лиц, Ты дана самой Природой, Колыбель моих народов, Городов моих, аулов и станиц! Ты - жемчужина России! Пусть под мирным небом синим Будет доброю всегда судьба твоя! И живи в веках, родная, Зла и горечи не зная, Карачаево-Черкесия моя!
Человек рожден для счастья и достоин счастья. Счастье жить на этой земле, счастье думать и любить, радоваться и радовать других. Счастье – оно немыслимо без таких ценностей как труд, мысль, любовь и дружба. Дружба между людьми, дружба между народами. Мы гордимся дружбой в многонациональной семье народов Карачаево-Черкесии. В знак уважения и любви к своей культуре, языку, народу, в знак дружбы детей нашей дружной семьи и дарит вам свои песни и танцы наш класс.
В кавказских горах джигиты бывало,Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,Дарили друг – друг клинки и кинжалы,И лучшие бурки, и лучших коней.И я как свидетельство искренней дружбы,Вам песни свои посылаю друзья.Они и мое дорогое оружье,И конь мой, и лучшая бурка моя.
Исполнение песни «Эльбрус красавец»
Крепки величавые горы Кавказа,И край наш могучий красив без прикрас,Но выше Казбека и тверже алмазаВеликая дружба, сплотившая нас.
Ногайский танец «Тоьгерек»
За столом нашим теснымЛьются звонкие песни.Эти песни чудесны,Пусть язык не один. Песни дружбы слагаетИ черкес, и ногаец,Гордый сын Карачая, Русский и абазин.
Наша заочная экскурсия по родному краю подходит к концу. Давайте подведём итог.
Как вы думаете, что можете сделать вы – ученики для того, чтобы наш край процветал: реки и озёра были чистые, и в них водилось много рыбы, в лесах было много грибов и ягод, которые нужны не только человеку, но животным и птицам.
-Что вы можете сделать, чтобы наш аул и города были чистыми и красивыми?
-Чтобы школа и наш класс были уютными, и каждый день мы с желанием приходили сюда? (…, украсить класс…) .Да, красива наша республика, и мы гордимся своей Родиной! Народный поэт КЧР Назир Хубиев написал стихотворение, полное любви к родине, которое отразит и нашу любовь к ней.
Без тебя – я бескрылый орел,
Без тебя – я ущелье безводное,
Без тебя – я давно бы умолк,
Без тебя – я растенье бесплодное.
Без тебя – я потухший очаг,
Без тебя я, что сакля пустая,
Без тебя – я давно бы зачах,
А короче – ничто без тебя я.