Храмы екатеринбурга и урала. Застывшая вера Фотография ангела и другие истории

Каптиков Анри Юрьевич, любимый преподаватель сотен студентов и выпускников УрГАХА и УРГУ (УрФУ). Человек, настолько увлеченный архитектурой, что своими лекциями и уникальным чувством юмора пробуждал и пробуждает страсть к зодчеству у своих слушателей.

В этом выпуске - пять объектов храмового зодчества. И бонусы!

5 памятников от Анри Каптикова:

1. Троицкий собор , Соликамск. 1685 - 1697 гг. Хронологически это не самое первое каменное здание Урала, но именно с него начинается все уральское каменное храмовое зодчество. Стиль: узорочье.

Бонусы:

Для такого специалиста, как Анри Юрьевич, пять памятников - это очень мало. Мы не ограничиваем эксперта - поэтому еще два объекта!

Усадьба Харитонова–Расторгуева , Екатеринбург. Один из самых известных усадебно-парковых ансамблей (не только в родном городе). Комплекс строился на протяжении 30 лет - с 1794 по 1824 гг. В формировании его архитектурного облика принимал участие набиравший тогда популярность будущий главный архитектор екатеринбургских заводов Михаил Малахов. История усадьбы богатейшая, и даже «Википедия» расскажет много любопытных деталей.

Дом Севастьянова , Екатеринбург. Удивительное здание, архитектура которого - шейк множества стилей. Вошло в историю как единственный на Урале пример неоготики. Построен в начале XIX в. в популярном тогда классическом стиле, но уже в 1860-х, когда его хозяином становится коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов, дом полностью перестраивается. Помогал хозяину архитектор Александр Иванович Падучев. По одной из легенд, Севастьянов собрал множество рисунков зданий, которые ему нравились, и попросил архитектора собрать всю красотищу при украшении его нового дома. Можно сколько угодно спорить об архитектурных достоинствах дома Севастьянова, но Екатеринбург украшает действительно редкий образец фантазии заказчика и архитектора.

Уральский федеральный округ был образован 13 мая 2000 года. В его состав входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области: Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская и 2 автономных округа: Ханты-Мансийский - Югра, Ямало-Ненецкий. Общая площадь территории Уральского федерального округа составляет 1788,9 тыс. кв. километров (почти 11 % площади Российской Федерации).

В городах Уральского федерального округа много храмов, монастырей, церквей и часовен. Например, много храмов в Екатеринбурге. По причине многонациональности населения, представительств разных конфессий здесь немало.

За время индустриального освоения края, развития капитализма и активной колонизации, различных храмов на Урале было построено не мало. Конечно же, на первом месте были православные храмы Урала, которые строились в горнозаводских поселениях, казачьих станицах Зауралья и Оренбуржья, селах и деревнях, разбросанных по огромной территории Уральского федерального округа. На Урале не мало было и мечетей. Конечно же, капитальные каменные сооружения строились в городах и больших селах. За годы Советской власти большинство культовых сооружений на Урале было разграблено, переоборудовано под другие помещения. На сегодняшний день старых храмов на Урале осталось совсем немного, но те, что остались, каждый представляет ценность, как историческую, так и во многом архитектурную. Многие церкви и храмы Урала восстанавливаются или возводятся вновь. В Екатеринбурге насчитывается 232 церкви, в которых проводятся богослужения, также 230 молитвенных домов и домовых храмов Екатеринбурга, и еще 59 общин, не имеющих пока своих помещений, 29 часовен. Екатеринбургская епархия имеет 6 мужских и 10 женских монастырей. Все храмы Екатеринбурга и в целом Урала имеют свою уникальную историю и величие, завораживает посетителей и постоянных прихожан.

Одним из старейших, религиозных достопримечательностей Урала является Ново-Тихвинский женский монастырь, который расположен в городе Екатеринбурге на улице зеленая Роща, строение 1. Храм Екатеринбурга – «на Крови во имя Всех святых», в земле Российской является одним из крупнейших православных церквей России. Здание храма в Екатеринбурге было построено на месте казни последнего российского царя Николая II и его семьи в 2003 году. Церковь является местом паломничества верующих из всех уголков мира. Ганина Яма – это заброшенный рудник, который расположен в нескольких километрах от Екатеринбурга. В этот рудник были сброшены тела царя и его семьи. На этом месте в 1991 году решено было построить мужской монастырь и семь церквей, по количеству убитых. В 2003 году был освящен последний монастырский седьмой храм Екатеринбурга. Монахи каждый вечер совершают крестный ход вокруг ямы.

Каждый храм Урала помогает людям быть ближе друг другу, уметь сострадать и творить добро.

Из многочисленных сельских часовен на Урале, до нашего времени сохранилась только Михаило-Архангельская часовня, что стоит в десятке метров от Московского тракта, недалеко у моста через речку у деревни Черемша.

« » на Яндекс.Фотках

Никто не собирается её восстанавливать. Я слышал историю, что лет 7 предложили отреставрировать часовню, но с условием что ее перевезут в другую область. Власть имущие сказали пусть здесь сгниёт. После известных событий думаю второго Ройзмана в нашей области уже не найти.


« » на Яндекс.Фотках
А это Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь.


« » на Яндекс.Фотках
Монастырь не раз сжигали дотла кочевники, пока в 1713-24 гг. не были возведены каменные стены с двумя высокими башнями


« » на Яндекс.Фотках
Монастырь стоял неприступной твердыней до 1917 года, на страх врагам, на радость добропорядочным жителям. Однако, как известно, нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики. После революции на территории монастыря сначала разместили сельскохозяйственную коммуну, затем завод по изготовлению молочных бутылок. Это привело к его разграблению и почти полному разрушению. И сейчас потрескавшиеся крепостные стены со сломанными зубцами, обветшавшие башни, церкви со снесенными куполами являются зримыми памятником трагической истории России


« » на Яндекс.Фотках
25 лет назад по инициативе Юрия Николаевича Аникина в Зауралье началось общественное движение по восстановлению ансамбля Свято-Успенского монастыря в городе Далматове. Он не только объединил вокруг себя архитекторов, писателей, художников, но и создал специальное предприятие "Феникс", которое занялось реставрацией монастыря. Людей работы продвигаются не очень быстро, но люди работают. В храме идут службы.

« » на Яндекс.Фотках
Ну и Николаевская церковь в Быньгах Построена в 1789–1792 годах, во время оттепели старообрядчества эпохи Екатерины II. Архитектура удивительна - церковь не вписывается ни в один стиль своей эпохи: чуть-чуть барокко, немного классицизма, да и византийские мотивы усматриваются, староверы не хотели строить так же, как никониане, и искали свой архитектурный стиль. Внутри церковь еще интереснее, чем снаружи: она не закрывалась в советское время, прекрасно сохранилось убранство, в том числе иконостас с «невьянской иконой». Сотни таких икон хранятся в музеях, а вот аутентичный иконостас уцелел только здесь.


« » на Яндекс.Фотках
Государственный бюджет никогда не выделял средств на восстановление церкви. Екатеринбургская епархия в 2001 году обращалась в Министерство культуры РФ с заявкой о выделении средств на реставрацию храма по федеральной целевой программе «Культура России», о чем имеются соответствующие документы. Однако, средства выделены не были, в результате чего община и настоятель вынужденно использовали свои силы и средства для текущего ремонта храма, который к тому времени пришел в печальное состояние: протечки в кровле, ветхие оконные заполнения, сгнившие несущие элементы конструкций иконостаса, состояние пола, вентиляции и т.п.


« » на Яндекс.Фотках

В селе Нижняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области находится удивительный музей-заповедник деревянного зодчества, побывать в котором советую каждому! Вряд ли это место кого-то оставит равнодушным На заднем плане Спасо-Преображенский храм, посередине Спасская часовня. Справа и слева Часовня Савватия и Зосимы Соловецких и Часовня Вознесения


« » на Яндекс.Фотках
в 1970-х годах Иван Данилович Самойлов на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе. При этом он в прямом смысле слова рисковал жизнью. Ведь за подобное в чудовищные советские времена расстреливали или отправляли в ГУЛАГ. В то же время у Самойлова возникла идея собрать в Нижней Синячихе лучшие старинные здания – образцы русского деревянного зодчества. С единомышленниками он ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения и перевозил их в Синячиху.

В 18-19 веках «вотчина Демидовых» на Среднем Урале простиралась далеко за пределы существующих сегодня административных границ Горнозаводского округа и Нижнетагильской епархии. Фактически этот клан был полноправным хозяином части региона. При Демидовых сформировалась и часть уральского храмового зодчества. Зачастую род богатейших в России заводчиков диктовал архитектурный стиль. Для строительства каменных церквей нередко привлекались специалисты из Екатеринбурга, что в итоге создало архитектурную связь между объектами в районе Нижнего Тагила и нынешней уральской столицы.

Об одной из таких церквей ЕАН писал на примере Кайгородки , где здание было построено по проекту Юлия Дютеля, известного также как автор усадьбы Железнова в Екатеринбурге. Еще одним таким звеном, которое связывает архитектурную историю двух уральских городов, является храм святителя Николая Чудотворца в поселке Висим.

Малая родина Мамина-Сибиряка

Поселок Висим расположен в полусотне километров от Нижнего Тагила. Электронный путеводитель «Наш Урал» указывает его в качестве одной из достопримечательностей региона. Как указывает портал, здесь родился известный писатель и летописец Екатеринбурга Дмитрий Мамин-Сибиряк. Здесь же в поселке четверть века служил священником его отец Наркис Мамин. Однако указывается, что папа известного писателя работал в храме свт. Николая Чудотворца, что в корне неверно.

Каменная церковь была заложена в 1889 году и освящена в 1895 году. Наркис Мамин между тем скончался за 10 лет до начала строительства. Его сын к моменту закладки первого камня давно покинул родные края. Заблуждение это перешло и в другие открытые источники, рассказывающие о семье Мамина-Сибиряка.

Кержаки — этноконфессиональная группа русских. Представители старообрядчества. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа

Висим не относился к числу зажиточных поселений. С середины 18 века он был сформирован как заводской поселок, куда Демидовы свезли уроженцев Тульской области и Украины для нужд металлургического предприятия . Вдобавок здесь проживали старообрядцы, или, как их называют местные, — кержаки. По территории проживания население разделилось на части — по одну сторону реки обосновались старообрядцы, по другую — православные. У каждой из групп была своя церковь. У православных деревянный храм появился в 1839 году в честь св. мученика Анатолия Никомедийского.

О благосостоянии села можно судить было по тому, что семья приходского священника Наркиса Мамина едва сводила концы с концами. В селе насчитывалось более 200 дворов, но нужно учитывать, что часть населения Висима посещала старообрядческую церковь. К концу 19 века население села и, соответственно, прихожан возросло втрое — до 2,8 тыс. человек (более 600 дворов). В старой деревянной церкви стало тесно, и в поселке встал вопрос о строительстве нового храма.

От автора Царского моста

Сергей Козлов - С 1884 по 1890 - епархиальный архитектор Екатеринбурга. В должности городскогоархитектора (1884-1890) занимался корректировкой генерального плана Екатеринбурга. Составил проекты перестроек: гостиного двора, городского театра, здания городской думы

Фактическими заказчиками новой церкви выступили представители клана Демидовых. И, как следует из дальнейших работ, средств они не пожалели. Для проектирования церкви был привлечен главный архитектор Екатеринбурга и по совместительству главный епархиальный архитектор Сергей Козлов. После себя он оставил уральской столице внушительное архитектурное наследие. Самой известной его работой является каменный мост через Исеть по улице Декабристов (известный в городе как Царский).

Также он занимался проектированием частных домов и общественных зданий. В частности, Козлов при согласовании с Дютелем перестраивал дом, известный сегодня как «Усадьба ротмистра Ф. А. Переяславцева» на улице Карла Либкнехта, 3.

Царский мост — мост в Екатеринбурге через реку Исеть. Построен в 1889— 1890 годах по проекту архитектора С. С. Козлова. Мост был построен взамен деревянного, сооружённого в 1824 году. Объект имеет статус историко-архитектурного памятника федерального значения

В качестве главного епархиального архитектора Екатеринбурга Козлов активно занимался и проектированием религиозных объектов. Работал он далеко за пределами города и с размахом. Крупные заказы, судя по сохранившимся объектам, архитектор выполнял в византийском стиле, нередко с элементами эклектики и классицизма.

Николо-Анатольевская церковь до разрушения

Храм святителя Николая не стал исключением. В отличие от распространенных в 19 веке «кораблей», церковь в Висиме была спроектирована в форме «креста». Основанием для купола стал мощный барабан, выложенный в несколько кирпичных кладок. Источник естественного освещения также был расположен в центральном куполе — барабан был опоясан окнами. С четырех краев кровлю венчали малые купола, где была расположена звонница. Входы в здание оформлены в виде арок, богато украшенных орнаментом, что является характерной чертой именно византийского стиля.

Освящение новой церкви состоялось 9 мая 1895 года. В этот же день на куполах установили кресты.

«Кресты подняли на высоту 13 сажен (27,7 м, — прим. ЕАН) и установили: один на главный купол, другие - на 4-х башенках храма. <…> Кресты были изготовлены в Москве, фабрикантом золотых и серебряных изделий Ф.А. Овчинниковым. Весу в этих крестах было более 40 пудов (около 655 кг, — прим. ЕАН), и стоимость их с доставкою в Висимо-Шайтанском заводе доходила до 2 тыс. рублей», — свидетельствуют данные Екатеринбургского епархиального вестника.

Осенью того же года церковь освятили в честь св. Анатолия. Деревянный храм, который носил его имя, разобрали. На его месте открыли церковно-приходскую школу. За новым религиозным зданием окончательно закрепилось название: Никольско-Анатольевская церковь.

Храм — под клуб, верующих — на кладбище

Октябрьский переворот в 1917 году и первую волну антирелигиозной кампании приход Никольского храма пережил. Однако в 1934 году церковь в итоге закрыли. Здание было передано под клуб. Это решение в последующем нанесет объекту серьезный ущерб.

За превращение объекта в клуб местные власти взялись основательно. Центральный купол и четыре малые башенки были снесены. Оставшийся барабан закрыли деревянными перекрытиями. Здание потеряло внутреннюю свободу пространства.

В ходе перепланировки часть окон была замурована, а в местах, не предусмотренных архитектурным проектом, прорублены новые. В результате самовольного вмешательства часть арочного оформления здания была повреждена.

Церковные фрески, по всей видимости, рабочие не тронули.

«В 1913-1914 годах церковь в Висиме расписывал мой отец с группой художников, Чайкин Дмитрий Гаврилович. Работы закончены в конце 1914 года. После окончания работ мои родители венчались. В 1945 - 1947 годах роспись его работы была сохранена на потолке под куполом. Это были летающие ангелы. В здании церкви в тот период был клуб. Мне, девочке 11-12 лет, показала и рассказала о работе отца моя мама», — вспоминает уроженка поселка Л. Д. Чукавина.

В помещении, где прежде молились верующие, оборудовали танцпол. Здесь же ставили скамейки во время киносеансов. Сцена была оформлена на месте алтаря.

Алтарная часть Никольской церкви

Потеряв каменный храм, верующие из числа жителей Висима начали добиваться от властей альтернативной площадки для совместной молитвы. С этой целью была направлена делегация к председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину.

В итоге верующим разрешили собираться вместе на молитву, но подальше от центра поселка — на местном кладбище.

Кладбищенский молельный дом

В 1935 году там был выстроен молельный дом. В 1936 году в Висим прислали священника. На богослужения верующие ходили в соседний Черноисточинск, где храм продолжал функционировать.

«У нас мама очень любила Иверскую (Иверская икона божьей матери, - прим. ЕАН) и к Иверской пешком ходила в Черноисточинск. Разочек и меня взяли — я сама напросилась в 15-16 лет. А я в няньках была, мне неохото было в няньках сидеть. Тятя говорит: «Доброе дело молиться, айда». Идем мы пешком. Останавливается машина. Садитесь, раз по тракту идем. Отец говорит: «Нет, мать животом мучается». Спрашиваю: «Тятя, ты чего врешь?» А он говорит: «А чтобы в машину не садиться». В Черноисточинск пришли пешком — сразу вечерняя, а потом утренняя, и обратно пешочком. Часа три-четыре по тракту. Шибко далеко было. Все. Больше я не просилась», — вспоминает одна из старожил Висима Надежда Ерохина.

С ее слов, в верующих семьях придерживались также традиции не отдавать девушек замуж без церковного венчания. Жених, будь он атеистом или старообрядцем, должен был для начала принять православие.

Между православием и клубом

После распада СССР и начала возвращения зданий церквей РПЦ в Висиме сложилась непростая ситуация. Поскольку религиозная жизнь в поселке не прерывалась в советские годы и существовала крепкая община, то уже в 1995 году встал вопрос о возвращении Николо-Анатольевского храма.

«Одни люди шли храм прибирать, а другие говорили: «Клуб надо было оставить». Был спор, но жители, которые хлопотали за храм, от своего не отступили и так клубу и не отдали», — вспоминает Ерохина.

Крестный ход после восстановления

Сторонники клуба в итоге смирились с потерей. Верующие покинули молельный дом на кладбище и переместились в Никольскую церковь. Однако вести полноценные богослужения на историческом месте оказалось невозможно. Временный алтарь был оборудован под самым куполом храма, на третьем этаже, который появился во время перепланировки здания в советские годы. Из-за ограниченного пространства и арочных сводов помещение стало больше похоже на подземелье.

Восстановление и затраты

Все, что смогли сделать на сегодня верующие, - это провести заливку пола и обустроить для молитвы и проведения обрядов третий этаж.

Для проведения более масштабных работ у прихожан своих сил не хватает.

На полную реставрацию, по примерным подсчетам, требуется не меньше 40 млн рублей.

«У барабана, например, большая толщина, и нужно очень много кирпичей, чтобы кладка держалась для воссоздания купола. Тут с кандачка не сделаешь. Да и более существенные вопросы есть. Отопление нужно налаживать, а для этого нужен подходящий котел. Зима у нас - сложный момент. В прошлом году в конце ноября две недели стояло -40 градусов, и уже было тяжело», — рассказывает настоятель храма иерей Александр Киченко.

Он признается, что пока не рассчитывает на серьезную финансовую помощь, в том числе со стороны. Прихожан на службах в Николо-Анатольевском храме бывает немного — от двух до 20 человек. По очень большим церковным праздникам — до 30 человек. Многие из тех, кто начинал заниматься восстановлением, уже умер. Молодежь в Висиме старается не задерживаться и перебирается в Нижний Тагил или Екатеринбург.

По словам настоятеля, количество людей на службах и, соответственно, доходы зависят от сезонности: зимой бюджет прихода уходит в минус. Долги потом отдаются за счет летнего притока людей, приехавших в Висим на отдых.

«Многие, кто родился здесь, приезжают креститься или просто помолиться.

Ко мне приезжала из Екатеринбурга наша землячка. Она мне признавалась, что не может ходить в городские храмы, а тут ей спокойно. В больших городах у священника дел много, движение быстрое, все на потоке, и прихожане не получают большого внимания.

На появление спонсоров настоятель не рассчитывает. Свой скепсис священник объясняет тем, что его коллеги в крупных городах не всегда могут найти финансовую поддержку для восстановления других порушенных церквей. Примером тому является Успенская церковь на ВИЗе в Екатеринбурге, реставрация которой длится с 2011 года. Кроме того, как отмечает иерей Александр Киченко, сами жители поселка должны чувствовать свою причастность к восстановлению прихода.

Иерей Александр Киченко

"Если священник будет опираться исключительно на спонсоров, он может потерять контакт с паствой".