В чем заключается гениальность леонардо да винчи. В чем гениальность Леонардо да Винчи? Поспешишь - людей насмешишь

Цитаты : 1. Счастье достается тому, кто много трудится. 2. Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. 3. Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит. 4. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. 5. Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. 6. Критикуя, критикуй мнение, а не его автора. 7. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет. 8. Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую чувствуют. 9. Кто может идти к источнику, не должен идти к кувшину. 10. Глаз меньше ошибается, чем разум.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Леонардо — великий итальянский художник эпохи Возрождения, скульптор, архитектор, инженер и ученый, изобретатель, анатом, ботаник, музыкант, писатель, философ и полимат.
Основной вклад (чем известен): Леонардо является наиболее разносторонне одаренным человеком, из когда-либо живших на земле и всеобще признан как наиболее универсальный гений всех времен. Его широкий круг интересов и способностей делает его архетипом человека эпохи Возрождения. Он был основоположником стиля Высокого Возрождения и оказал огромное влияние как на своих современников так и на современных художников. Автор Моны Лизы (Джоконды) и Последней Вечери.
Вклады:
Художник и скульптор. Леонардо был, и в настоящее время известен, прежде всего как художник. При этом он единодушно признается одним из величайших художников всех времен.
Одной из ранних работ Леонардо был портрет Жиневры де Бенчи (1474-1478), который был написан в флорентийской мастерской, во время его ученичества у Андреа Верроккьо. В 1478 году Леонардо стал независимым мастером. Его первой работой был алтарь для часовни Палаццо Веккьо, в флорентийской ратуши, который никогда так и не был завершен. Среди его ранних работ были Благовещение (1475-80), так называемая Мадонна Бенуа (1478). Его первая большая картина, «Поклонение волхвов», которую он начал в 1481 году, также осталась незавершенной, потому что в следующем году он переехал в Милан.
Работая в Милане в период (1482-1499), Леонардо создал несколько своих самых известных работ. Ему было поручено написать Мадонну в Гроте для Братства Непорочного Зачатия. Существуют две разные картины с практически одинаковым сюжетом, одна из которых сейчас находятся в Лувре, была написана в 1483-1486 годах и другая в Национальной галерее в Лондоне (1495-1508). В 1485 году Леонардо создал «Витрувианского человека», который сегодня рассматривается как культурная икона. В 1488-1490 годах Леонардо да Винчи написал свои известнейшие картины — Даму с горностаем и Мадонну Литту. Знаменитая фреска Леонардо «Тайная вечеря» для монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане была начата в 1495 и завершена в 1498 году.
Когда в 1500 году Леонардо вернулся во Флоренцию, он создал ряд своих наиболее выдающихся шедевров. В своих произведениях этих лет, он сосредотачивал внимание на изображении человеческой жизненной силы, например как в картине Леда и лебедь (1502). Его великая работа Мона Лиза (ок. 1503 — 1506), представляющая портрет жены флорентийского купца. Загадочная и неоднозначная полуулыбка Джоконды является одной из отличительных черт картины.
Эта работа наряду с Тайной вечерей, рассматривается как самый известный и выдающийся шедевр всех времен.
Среди картин, которые он создал в данный период были Мадонна и младенец со святой Анной (1508-1509) и Бахус (1513-1515). Эти работы являются примером нового стиля Леонардо туманного- сфумато, представляющего тонкие переходы тонов. В 1513 году он создал загадочную картину молодого Св. Иоанна Крестителя, а также один из своих самых известных рисунков Автопортрет (ок. 1510-13).
Хотя сохранилось только около пятнадцати его завершенных картин, все они считаются мировыми шедеврами. Эти несколько сохранившихся работ, вместе с его дневниками, которые содержали рисунки, научные диаграммы и мысли о природе живописи, оказали влияние на последующие поколения художников. Его труды по искусству утвердили в живописи идеалы изображения и выражения, заложили стандарты трехмерного искусства, правила создания рисунка и работы с пространством, изображения пейзажей, а также света и тени.
К сожелению ни один из его скульптурных проектов не был доведен до конца и фактически не осуществился в том виде, в котором он был задуман.
Мировую известность ему принесли его картины «Тайная вечеря» и особенно «Мона Лиза» (Джоконда).
Леонардо очень любил эту работу и брал ее собой во все свои путешествия. Мона Лиза, как и многие из его картин, включала ландшафт и использование воздушной перспективы. Леонардо был одним из первых художников который ввел проблематику воздушной перспективы в искусство.
Существует история о написании «Тайной вечери». Леонардо первым нарисовал Иисуса. Несколько лет спустя Леонардо в качестве модели для Иуды нашел опустившегося уголовника, не понимая, что это был тот же самый человек. Но нет никаких доказательств того, что Леонардо действительно использовал одного и того же натурщика.
Архитектор. Леонардо создал проект «Идеальный город» (1484), двухуровневые мосты через реку, арочный мост, проект церкви с центральным куполом.
Изобретатель. Леонардо известен своим уникальным талантом изобретателя. Он создал большое количество гениальных изобретений, среди которых: подводная лодка, танк, велосипед, робот, прожектор, увеличительное стекло, устройства для концентрации солнечной энергии, калькулятор, механический гриль, передвижные дома, скафандр и ласты.
Некоторые его эскизы представляли собой предвидение таких современных изобретений, как вертолет, планер, дельтоплан, аэроплан и парашют. Его летательные аппараты, воплощали рациональные принципы аэродинамики, которые он разработал после тщательного изучения полета птиц.
В области механики он создал проекты, прокатных машин, металлургических печей, печатного станка, подъемного крана, деревообрабатывающего оборудования, ткацких станков.
Только немногие из его проектов возможно было осуществить при его жизни, но некоторые из его небольших изобретений, таких, как автоматизированная моталки катушки и машины для испытания прочности на растяжение провода были созданы.
Ученый. Леонардо проводил научные исследования на протяжении всей своей жизни и вследствие этого значительно обогатил состояние знаний в области анатомии, геологии, ботаники, архитектуры, механики, оптики, математики и гидродинамики.
В анатомии он изучал циркуляцию крови и действие глаза. Он сделал детальные рисунки строения человеческого тела, которые высоко ценятся и сегодня. Леонардо описал многие свойства зрения, такие как «иррадиация», которая заключается в том, что светлые объекты кажутся больше, чем темные.
Он сделал открытия в области метеорологии и геологии, описал влияние Луны на приливы и отливы, изложил базовую тектоническую теорию плит, заложил основы современного представления о формировании континентов и раскрыл природу ископаемых раковин.
Он был одним из создателей науки гидравлики и, вероятно, разработал ареометр, его инновационные проекты каналов и ирригационных систем по-прежнему применяются в практике. Его многочисленные эксперименты в области гидравлической техники позволила ему точно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. В ботанике он предложил описание законов филлотаксии, гелиотропизма и геотропизма, описание метода определения возраста растений по структуре стеблей, а деревьев по годовым кольцам.
Философ. Леонардо был также гениальным и своеобразный философом и мистиком. Картины Леонардо полны философских и духовных размышлений, а некоторые его полотна и записи содержат таинственные загадки. Так для обострения восприятия мира и развития воображения Леонардо создавал загадки и предсказания: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» (Интернет, телефон). Невидимые деньги будут поступать к многим, которые потратят их на торжество. (Электронные денежные переводы). Леонардо также предложил оригинальный метод активизации воображения: «Для того, чтобы возбудить ум, созерцайте стены покрытые бесформенными пятнами. Старайтесь найти в них горные пейзажи, деревья, сражения и лица «. Его научные теории, как и его художественные нововведения, были основаны на тщательных научных наблюдениях. Он считал, что сила восприятия и способность к зарисовке полученных наблюдений, являются универсальным ключом к тайнам природы.
Основные труды: Портрет Жиневры де Бенчи (1474-1478), Благовещение (1475-1480), Мадонна Бенуа (Мадонна с гвоздикой) (1478-1480), Поклонение волхвов (1481), Мадонна в гроте (Лувр) (1483-1486), Витрувианский человек (1485), Дама с горностаем (1488-1490), Мадонна Литта (1490), Тайная вечеря (1498), Леда и лебедь (1502), Мона Лиза (1503-07), Мадонна в скалах (1505-08), Мадонна и младенец со святой Анной (1508-1509), Вакх (1513-1515), Св. Иоанн Креститель (1513-16), Автопортрет (1514 — 1516).

Жизнь:

Происхождение: Леонардо родился 15 апреля 1452, в тосканском городке Винчи, расположенном в нижней части долины реки Арно, примерно в 25 милях к западу от Флоренции. Он был незаконным сыном Мессера Пьеро ди Фруосино Антонио да Винчи, флорентийского нотариуса и Катерины, красивой крестьянской девушки. Леонардо не имел фамилии в современном смысле этого слова, «да Винчи» просто означает родом из «Винчи»: Его полное имя при рождении было «Леонардо ди сер Пьеро да Винчи». Он провел свои первые пять лет в деревне Анчиано, затем жил в доме своего отца, дедушки, бабушки и дяди Франческо, в небольшом городке Винчи. Его отец женился на шестнадцатилетней девушке по имени Альбиера, которая любила маленького Леонардо, но умерла молодой. Когда Леонардо было шестнадцать лет его отец снова женился на двадцатилетней Франческе Ланфредини.
Образование: Леонардо получил неформальное образование, в процессе которого он изучал латынь геометрию и математику. В 1466 году его отец отдал учится художественному ремеслу известному художнику Андреа Верроккьо (1435-1488).
Оказали влияние: Андреа Верроккьо
Основные этапы профессиональной деятельности:
1. Флорентийский период (1466-1482). В 1466 году, в возрасте четырнадцати лет, Леонардо поступил учеником к художнику Андреа ди Чионе, известного как Верроккьо, студия которого считалась одной из лучших во Флоренции. Там он обучился искусству живописи, скульптуры и различным ремеслам.
К 1472 году в возрасте двадцати лет, Леонардо получил квалификацию мастера гильдии Святого Луки, сообщества художников и врачей (1466-1478).
В январе 1478 он получил свой первый независимый заказ по созданию алтаря для часовни Святого Бернара в Палаццо Веккьо. В этом же году он покинул студию Вероккьо и больше уже никогда не жил в доме своего отца. В 1480 году он переехал во дворец Медичи и работал в саду у площади Святого Марка во Флоренции.
2. Миланский период (1482-1499). В 1482 году он поступил на службу к герцогу Миланскому Лодовику Сфорца в качестве художника и инженера. В Милане его художественный и творческий гений развернулся в полную меру. Кроме того в 1490 году он начал свой проект написания трактатов о «науке живописи», о архитектуре, механике и анатомии.
Живя в Милане между 1493 и 1495 Леонардо в налоговых документах, среди своих иждивенцев, указывал женщину по имени Катерина. Она умерла в 1495 году и перечень приведенных похоронных расходов позволяет предполагать, что эта женщина была его матерью.
3. Период странствий (1499-1519). Когда в 1499 году, французы вторглись в Милан Леонардо покинул город и начал кочевой образ жизни, который он главным образом посвятил своим научным исследованиям. В 1499 году в поисках работы Леонардо переехал в Мантуе, а затем в Венецию.
Второй флорентийский период (1500 -1508). По возвращении во Флоренцию в 1500 году, он проживал с монахами в монастыре Сантиссима Аннунциата.
В 1502 году Леонардо поступил в качестве военного инженера и архитектора на службу к Чезаре Борджиа, герцогу Романьи и сыну папы Александра VI. Для того, чтобы завоевать расположение герцога, Леонардо создал карту крепости Чезаре Борджиа, и план города Имола. Этим самым он заложил основы современной картографии. Выступая в качестве военного инженера он руководил строительством крепостей в Папской области в центральной Италии и много путешествовал по Италии со своим покровителем.
Однако, он не остался в Милане и в 1503 году вновь вернулся во Флоренцию. Там 18 октября 1503 Леонардо вернулся в гильдию Святого Луки и служил там в комиссии художников.
Флоренция была в состоянии войны с Пизой и Леонардо служил городу-государству в качестве военного инженера, продолжая одновременно свои научные исследования.
В 1504 умер его отец, и Леонардо пришлось улаживать проблемы с наследством со своими братьями.
Леонардо начал работу над большой фреской Битва при Ангиари для Синьории, посвященной памяти битвы при Ангиари, в которой Флоренция одержала победу над Пизой. Он посвятил два года проектированию картины и в 1505 году создал полный размер эскиза, но так никогда не завершил ее в настенной живописи.
Второй миланский период (1508-1513). После пяти лет занятия живописью и научными исследованиями во Флоренции, в 1508 он вернулся в Милан. Там он жил и проводил плодотворные научные исследования в своем собственном доме в Порта Ориентале в округе Санта-Бабила.
Римский период (1513-1516). С сентября 1513 до 1516 года Леонардо провел большую часть своего времени в Бельведере в Ватикане в Риме, где в это же время жили Рафаэль и Микеланджело. Позже он короткое время работал в Болонье и Венеции.
Французский период (1516-1519). В 1516 году он поступил на службу королю Франции Франциску I и уже никогда не возвращался в Италию.
Во Франции он жил рядом с резиденцией короля в королевский замке Амбуаз, в собственном доме, подаренным Фрэнсисом I.
Именно здесь он провел последние три года своей жизни, в обществе своего друга и ученика, графа Франческо Мельци, получая от короля плату в 10000 экю.
Универсальный гений. Леонардо более чем кто-либо заслуживает звания Homo Universalis, универсальный человек. Он был совершенным творцом во всех видах искусства, первооткрывателем в большинстве отраслей науки, и выдающимся изобретателем в области техники. Он был почти одинаково талантлив и успешен в архитектуре, скульптуре, машиностроении, геологии, гидравлике и военной технике.
Основные этапы личной жизни: Два события детства повлияли на всю его оставшуюся жизнь. Маленький Леонардо увидел как коршун упал с неба, завис над его колыбелью и своим хвостом открыл ему рот.
Позже он расценивал это событие как предзнаменование. Кроме того, как то во время прогулки в горах, он обнаружил пещеру и ему стало страшно, когда он представил, что там скрываться большое чудовище, и одновременно он почувствовал непреодолимое желание узнать, что находится там внутри.В 1490 году да Винчи установил опеку над десятилетним мальчиком Джан Джакомо Капротти. Позже мальчик получил прозвище Салай или Салаино («маленький дьявол). Он был описан Джорджо Вазари, как «изящный и красивый юноша с вьющимися волосами, который очень радовал Леонардо». Однако год спустя Леонардо сделал список проступков мальчика, назвав его «вором, лжецом, упрямцем и обжорой» Салаино оставался его товарищем, слугой и помощником в течение следующих тридцати лет.
Леонардо встречался с Никколо Макиавелли, отношения с которым позже переросли в близкую дружбу. Также среди его друзей была Изабелла д’Эсте, которая была его ближайшим другом женщиной.
Леонардо умер в Кло-Люсе, 2 мая 1519. Франциск I стал близким другом и согласно Вазари Леонардо умер у короля на руках. Леонардо был похоронен в часовне Святого Губерта в Шато Амбуаз, Франция).
Его главным наследником был Мельци, который получил также деньги, картины Леонардо, его инструменты, библиотеку и личные вещи. Салаино также не был забыт, и получил половину виноградников Леонардо и картину Мона Лиза.

Личность. Леонардо был художником, наделенным выдающейся физической красотой, сверхчеловеческими способностями и таинственной силой. Он обладал гигантскими любопытством по отношению к физическому миру и неограниченным стремлением к знаниям, при этом масштаб и глубина его интересов были беспрецедентными.
Кроме этого он был красивый, высокий, веселый и приветливый мужчина, приятный собеседник и талантливый оратор, хороший спортсмен, прекрасный музыкант и импровизатор.
Джорджо Вазари, в своей книге «Жизнь художников» писал о нем: «единственный человек удивительно наделенный небесами красотой, грацией и талантом в таком изобилии, что ему не было равных в истории человечества».
Леонардо от рождения был левшой и писал свои дневники зеркальным письмом, справа налево. Этот специальный прием, который требует для чтения зеркало, помог ему сохранить многие из его записей в тайне.
Изюминка : Всплеск общественного интереса к его жизни состоялся в 2003 году, в связи с публикацией бестселлера — триллера Дэна Брауна – «Код да Винчи». В его картинах существуют скрытые сообщения, которые можно назвать «Картины в картинах». Он был первым человеком в истории, проведшим достаточно точные исследования анатомии человека, и сделавшим точные рисунки человеческого тела. Отчасти он делал это в процессе тайного рассечения и изучения трупов. Леонардо работал у Миланского герцога Людовико Сфорца, в течение почти восемнадцати лет (1482-99). Леонардо был строгим вегетарианцем. Зигмунд Фрейд в своем эссе, написанном в 1910 году пытался разрешить тайну Леонардо да Винчи. Он подверг анализу сложное детство Леонардо, его подсознание и движущие мотивы. Так он сделал вывод, что изображение Девы Марии и Святой Анны (1508) представляет собой защитную реакцию на наличие у него двух матерей. Согласно Фрейду частичное завершение Мадонны и наличие многих других незавершенных работ Леонардо — символично и является бессознательным выражением переживания опыта лишения его матери. Эксперты утверждают, что гермафродитизм и эротизм проявляются в ряде работ Леонардо, например в таких как Мона Лиза и Св. Иоанн Креститель. Некоторые итальянские антропологи и эксперты установили, что отпечатки пальцев матери Леонардо говорят о том, что она была «восточного происхождения» и, вероятно, арабкой. Зигмунд Фрейд говорил о нем: «Леонардо да Винчи был человеком, который проснулся рано в темноте, в то время как другие все еще спали».

Когда речь идёт об эпохе Возрождения, его имя - первое, что приходит на ум. В воображении сразу воссоздаётся образ непревзойдённого и загадочного мастера и его творений. Многим кажется, что Лео был единственным в эпоху Возрождения, кто вообще что-либо делал. Но стоит только проанализировать факты, как становится ясно, что история Леонардо - полная чушь.

У этого человека была масса идей и среди них, несомненно, есть множество интересных. Но правда, которую откроем мы, вернёт вас с небес на землю. Нет сомнений в том, что этот человек был гораздо талантливее большинства из нас, но в каждом направлении деятельности да Винчи всегда был кто-то, кто превосходил его в этом. В эпоху Возрождения гениев было как грязи. Стоило только выйти на улицу Италии XVI века, как тут же вам бы встретился талантливый живописец, который придавал своим работам большее значение, чем они того заслуживали. Так вот: если сравнить наследие Леонардо с оным его современников, то его величие перестанет казаться таким уж грандиозным.

Его художественные способности не были такими уж выдающимися

Вряд ли можно назвать работы да Винчи в живописи шедеврами, они мало чем отличаются от произведений его современников

Даже если вы не отрицаете тот факт, что Мона Лиза величайшее художественное произведение всех времён и народов (это твердят нам с детства), то посмотрев другие работы того времени, вы согласитесь, что она вполне себе тривиальна. Пожалуй, за исключением того факта, что у неё совсем нет бровей.

Большинство картин Леонардо - самые обычные портреты и библейские сцены, как и все художественные произведения того времени. И если выстроить их в ряд, вы навряд ли сможете выбрать самую выдающуюся. Всего несколько десятилетий спустя Тициан и Рафаэль создавали картины, превосходящие творения Леонардо. Те, кто видел воочию работы Караваджо, современника да Винчи, известного написанием библейских сцен, с лёгкостью подтвердят, что произведения Леонардо меркнут в сравнении с его шедеврами.

Знаменитая фреска «Тайная вечеря» лишена стиля. Кроме того, любой профессиональный художник подтвердит, что с технической стороны эта работа была провалом - фреска начала осыпаться ещё при жизни Леонардо, произошло это от недостатка знаний - да Винчи не знал правил работы с краской из яичного желтка, которую он использовал. И это был не единственный его косяк.

Да Винчи проиграл Микеланджело в битве «один на один»

Его фреска на стене Палаццио Веккьо не получилась из-за недостатка знаний мастера

Леонардо удалось показать свой профессионализм не только в работе «Тайная вечеря». В соревновании с Микеланджело по росписи противоположных стен Палаццо Веккьо во Флоренции, где, по изначальной задумке, должны были появиться величайшие произведения того времени, да Винчи проиграл сразу же. Он недостаточно хорошо владел своим ремеслом, чтобы осуществить проект.

Он начал накладывать масляную краску на неподготовленную стену. Цвета в его работе «Битва при Ангиари» мгновенно потускнели под воздействием влажного воздуха, он так и не смог оправиться от этого удара. Леонардо покинул «поле боя» в растерянности, соревнование закончилось практически не начавшись. Микеланджело и его работа «Битва при Кашине» вышел победителем в этой «войне».

Но судьба не была благосклонна к Микеланждело: эта работа была уничтожена толпой ненавистников его таланта, а стену несколько лет спустя закрасил неизвестный художник.

Самые известные изобретения Леонардо придумал не он

По факту это просто игрушка-вертушка, а не летательный аппарат

Да Винчи известен во всём мире как первоклассный изобретатель. Но и здесь есть небольшое но: это чистой воды ложь.

Его знаменитое изобретение - вертолёт, на самом деле было простой вертушкой. Дизайн был полностью скопирован с китайской игрушки, в задачи которой не входило подниматься в воздух, она просто крутилась на месте. Для тех, кто хоть немного понимает в аэродинамике, очевидно, что его вертолёт не сможет взлететь. Да Винчи ничего не смыслил в аэродинамике и физике движения, не осознавал, что для работы летательного аппарата нужен двигатель.

Он, безусловно, дал толчок развитию инновационных машин, например, дельтаплану, но он был далеко не первым, кто проектировал подобные вещи, и даже не вторым. Двое других - английский монах и мусульманский эрудит Аббас ибн Фирнас - вот кто впервые сконструировал и протестировал дельтаплан, рискуя улететь с обрыва. Некоторые историки приписывают ему зарисовки существующих ныне приборов в его блокнотах, но исследования доказывают обратное.

Выдающимся скульптором его не назовёшь

Выполнение статуи пришлось остановить ещё на стадии чертежа из-за дороговизны проекта

Если вы пытаетесь найти скульптуры Леонардо, чтобы хоть как-то реанимировать его, спешим вас огорчить: вы их не обнаружите. Единственная реально существующая скульптура, которую мог бы создать он - бронзовая статуя лошади с массивным основанием, которое поддерживает всадника и коня. Важный момент: преимущество бронзы перед мрамором заключается в том, что ей не нужна основа для поддержки, если её правильно сбалансировать. Леонардо этого не знал. Этот факт позволяет нам подчеркнуть непрофессионализм да Винчи и ещё раз развенчать миф о его гениальности.

Если сравнить Леонардо с кем-то вроде Джованни Лоренцо Бернини, то бездонная пропасть между настоящим мастером и дилетантом становится очевидной. Венец мастерства Бернини - «Похищение Прозерпины». Детали настолько искусно выполнены на мраморе, что мы можем видеть правдоподобные складки кожи под пальцами, слезу на щеке, локоны волос, разлетающиеся на ветру, - и всё это исполнено настолько красиво, что мы забываем, что перед нами образ, взятый из запутанной греческой мифологии.

Огромная статуя с конём была выполнена Леонардо по заказу одного миланского графа, но её так и не собрали в одно целое, так как Леонардо не имел понятия, как это сделать. Граф, чьё имя было Людовико Сфорца, не скрывал своего удивления расслабленному настрою Леонардо. В этом проекте дело не зашло дальше эскиза, произошло это по той же причине, по которой и «Битва при Ангиари» так и не была закончена - Леонардо просто не хватало мастерства. После того, как маэстро немного потянул время, граф прекратил финансирование проекта, а ведь Сфорца мог бы быстро найти Леонардо замену и воплотить идею со статуей наездника.

Его реальные изобретения не имели практического применения

Он создавал бесполезные вещи и, кажется, понимал это

Изобретения да Винчи были восхитительны, не так ли? Справедливо, если вы кричите это в экран, читая нашу статью, но чаще всего его изобретения были необдуманны и обречены на провал. Именно по этой причине они так и остались на бумаге, многие из них так и были заброшены на ранних стадиях разработки, так как для того, чтобы привести их в действие, требовалось множество дополнительных приборов или серьёзная доработка чертежа.

Эскизы составляют большую часть наследия Леонардо да Винчи. Но чтобы смело называть себя изобретателем, нужно непросто нарисовать задумку, но и воплотить её в жизнь, доработать недостатки и довести до ума. Мы не можем привести доказательств того, что да Винчи конструировал свои изобретения. Солдатик-робот, созданный им, был просто трюком, конструкция смогла функционировать только после доработки современными инженерами.

Его танк, после тестирования в реальном мире, оказался очень медленным даже на идеально сухой и ровной поверхности (а в 15-м веке условия на поле были явно похуже), машину сильно трясло, а людей внутри оглушало выстрелами пушек. Кроме того, самострельные транспортные средства не были новинкой и любой, кто скажет, что именно да Винчи изменил военное дело, глубоко ошибается.

Предположение о том, что вечный двигатель изобрёл да Винчи, тоже ошибочно. Любой физик, начиная с XVIII века, подтвердит, что такую машину создать невозможно. Современная наука также отрицает этот факт. Леонардо не был создателем этой идеи и не был тем, кто довёл бы её до ума. Мы можем больше не притворяться, что он опередил своё время, его склад ума был вполне посредственным для той эпохи.

Пока Леонардо изобретал парашют, практическое применение которого стало возможно только спустя 400 лет, он сдался, придумав коническую форму купола (да-да, именно её используют сегодня).

Свои легендарные дневники он скопировал у других

Некоторые учёные предполагают, что Лео просто копировал дневники своих современников

Дневники да Винчи действительно интересны, в них на самом деле много идей, которые в случае успешной их доработки могли бы изменить мир. Но современные учёные утверждают, что эти записи всего лишь копии… копий. Мариано Таккола был ещё одной эксцентричной фигурой Италии того времени, именно из его работ Леонардо почерпнул то, что стало его визитной карточкой - «Витрувианского человека». Многие историки также полагают, что математик Джакомо Андрэа также заслуживает внимания.

Не изобретал Леонардо и подводную бомбу, свой «луч смерти» он позаимствовал у Архимеда. Маховое колесо, которое так и не нашло применения на практике, тоже было изобретено задолго до Да Винчи каким-то парнем, чьё имя нас мало интересует.

Интересен и тот факт, что многие из его изобретений перекликаются с изобретениями китайцев, и в этом есть некоторый смысл, учитывая тот факт, что именно китайская цивилизация дала миру многие современные блага: пресс для печати, пушки, ракеты, винтовки и бумагу ещё в доколумбийские времена.

Лео не был уважаемым инженером своего времени

Он спроектировал мост, но его так и не построили

Его достижения в области инженерной мысли даже хуже, чем вы можете себе представить: он не выполнил ни одного заказа в срок. Помимо постройки моста, которая так и не состоялась, и безумной идеи повернуть реку Арно вспять, которая провалилась (земляные дамбы были разрушены ливнем), было несколько проектов в Венеции. Например, сточная канава, которую не построили, так как смета вышла за пределы бюджета. Да Винчи не воплотил в жизнь ни одной работы. Он только голословно заявил, что он талантливый инженер-строитель. Любой инженер скажет вам, что создание дизайн-проекта чего-либо не является признаком мастерства.

Его идеи были слишком далёкими от реальности или слишком сложными и дорогими к исполнению. Они не решали никакие вопросы, были только фарсом. Когда команда норвежцев из любопытства попробовала воплотить одну из задумок Леонардо, они столкнулись с той же проблемой, что и итальянские графы 16-го века: это было слишком дорого.

Его исследования в области анатомии были не так уж и значительны

Изображение витрувианского человека известно всем

Использование трупов с целью изучения анатомии было запрещено церковью, поэтому рисункам Леонардо придавали большее значение. Но его современники - Микеланджело, Дюрер, Амуско и Везалий - все они тоже проводили исследования в области анатомии, так что да Винчи опять не был единственным.

Леонардо был острожен со своими рукописями, он не хотел, чтобы кто-то использовал добытые им знания. Шарль Этьен создал наиподробнейший дневник по анатомии человеческого тела, где описал все внутренние органы, мышцы, артерии, вены, в то время как записки Лео хранились под замком несколько веков. Его заслуги в области науки опять-таки под вопросом, он ничем не выделялся среди современников.

Не оставил никакого действительно значимого наследия

К сожалению, ни одна из идей Лео так и не стала гиптезой

Мы привыкли думать, что Леонардо был гением, по факту он не обладал должными знаниями ни в одной из наук, будь то химия, медицина, социология, астрономия, математика или физика. Он не оставил после себя ни научных трудов, ни просто идей или технологий, даже собственных теорий как, например, Бэкон или Ньютон.

Его единственной самостоятельной идеей была гипотеза о том, что Всемирного потопа, вероятно, и вовсе не было. Такие выводы были сделаны на основании наблюдений горных пород, которые маэстро, само собой, оставил при себе, вместо того, чтобы придать их огласке. Он был талантливым учёным, имел представление о строении человеческого тела, но называть его гением науки было бы нечестно, ведь были и другие великие люди в то время: Гилберт, Фибоначчи, Браге, Меркатор, которые тоже внесли свой вклад в развитие общественного сознания Ренессанса.

Он был не лучшим примером для подражания

В эпоху Возрождения было великое множество учёных, изобретателей, исследователей, которые заслуживают большего внимания, чем да Винчи

Леонардо не был упрямцем. Многие великие умы могли поменять свою точку зрения под давлением общественного мнения.

Мало кто мог похвастаться положением лучше, чем у Леонардо: у него были лучшие педагоги и наставники. Мастер Леонардо Филиппо Брунеллесчи был ювелиром, который также увлекался архитектурой и строительством, как и да Винчи. Но на этом их сходство заканчивается. Мастеру поручили закончить купол флорентийского собора и он сделал это, хотя до него архитекторы не могли закончить строительство десятилетиями. Он не просто обошёл своего соперника, он сконструировал краны, при помощи которых удалось завершить проект. Разработанные им инновации стали культурным и архитектурным наследием.

В то время как да Винчи только начинал изучать анатомию, Бартоломео Юсташи уже преподавал и писал книги по стоматологии, внутреннему строению уха, создавал наглядные модели, диаграммы, близкие к современным. В его честь даже назвали часть тела.

Джордано Бруно был учёным, поэтом, математиком и мистиком. Он прославился предположением, что звёзды - это маленькие солнца и что у них тоже есть свои планеты. Он также выдвинул предположение о существовании внеземных цивилизаций, его идеи были близки к идеям современных учёных. В вопросах религии он опередил Коперника и опроверг, как ему казалось, глупые предположения. В награду за это его казнили.

Тем временем да Винчи изобретал невероятные машины, которые было невозможно продать клиентам. Скорее всего, он понимал это, но продолжал творить. В то время как другие отдавали жизнь, отстаивая свои научные или религиозные взгляды, да Винчи кланялся в ножки деспотам и аристократам.

Как и у любой исторически значимой личности, у Леонардо есть поклонники и противники. За свою жизнь он создал много объектов науки и искусства, но, если сравнить их с работами его современников, то становится понятно, что все они вполне тривиальны.

В своей книге «Мозг Леонардо» доктор медицины Леонард Шлейн пытается разобраться в феномене исключительности Леонардо да Винчи и понять, как ему удалось достичь интеллектуального и творческого развития такого масштаба.

Публикуем главу, в которой ученый сравнивает искусство да Винчи с работами импрессионистов, абстракционистов и современных художников.

Первым, кто воскресил идеи Леонардо после почти 500-летнего периода, в течение которого художники подчинялись строгим правилам перспективы, композиции и выбора темы иобъектов для изображения, был Эдуард Мане. Мане оказался в авангарде нового поколения художников, получивших свои навыки за пределами влиятельной французской Академии изящных искусств.

В 1859 году 27-летний художник встал перед своими картинами и уничтожил все, что успел создать к этому моменту. Ошарашенным друзьям он заявил: «Отныне я буду принадлежать своему времени и работать только с тем, что вижу». Однако его новые работы были очень плохо приняты. Большинство критиков, за некоторым исключением, резко отзывались о них, называя уродливыми и топорными.

Во Франции в то время успех художника сильно зависел от того, удалось ли получить из рук почтенных седобородых старцев Академии, входивших в жюри ежегодного Парижского салона, заветную возможность представить свое творчество на этом долгожданном публичном мероприятии.

Перемены уже витали в воздухе, и многие молодые художники открыто критиковали процесс отбора, подозревая, что жюри сильно настроено против них. В 1863 году возмущенная постоянными отказами группа молодых художников демонстративно организовала свою выставку, получившую название Салон отверженных.

Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Мане представил на ней несколько крупных работ, но центральное место заняла его картина «Завтрак на траве». Это было крайне эпатирующее полотно. Мане изобразил свою любимую модель Викторину Меран беспечно сидящей на покрывале для пикника полностью обнаженной, к тому же беззастенчиво уставившейся на зрителя. Около нее двое мужчин в деловых костюмах очем-то беседуют.

Мало того, они не только не замечают голой женщины рядом, но даже не смотрят друг надруга. Критики разнесли картину в пух и прах. Люди приходили и смеялись над ней. Несмотря на это, «Завтрак на траве» собрал больше всего зрителей и получил множество отзывов впрессе. Критики упрекали картину в том, что она не живописна и не несет какой-либо нравственной, мифологической, исторической или религиозной идеи.

Среди прочих художественных грехов Мане отмечали и не соблюдение правил построения перспективы. С учетом перспективы получалось, что рост купающейся женщины должен был составлять околотрех метров. К тому же Мане слишком вольно обошелся с направлением источника света и положением теней. Критики связывали это сотсутствием классического образования в Академии изящных искусств или с недостатком таланта.

Однако на самом деле Мане был искусным рисовальщиком и отлично знал все тонкости изображения перспективы. Он сознательно не стал их использовать, чтобы привлечь интерес к картине. Отношение к искажению перспективы роднит Мане с Леонардо. Оба художника отлично понимали, что оптические трюки могут придать картине драматизм. В этом смысле оба художника, каждый в свое время, ознаменовали начало и конец эпохи перспективы в западном искусстве.

В книгах по истории искусства неоднократно описывается шумиха вокруг «Завтрака на траве», но мало кто знает, что на соседней стене Мане разместил столь же возмутительную работу: «Мадемуазель В. в костюме матадора» (1862). Посетители выставки ходили от одной стены к другой, и сопоставление одной и той же модели в обнаженном виде и переодетой в мужской костюм, при этом наиболее мачистский из всех мыслимых, усиливало их впечатление. (Как мы увидим дальше, прием половой неопределенности эксплуатировал и Леонардо.)

Мане этого оказалось недостаточно: он усилил замешательство зрителей, лишив свою матадоршу опоры под ногами. Судя по заднему плану, она находится на арене для боя быков, но по картине нельзя понять, где именно мадемуазель стоит. Такое впечатление, что она почти парит в воздухе! На многих картинах Мане изображал одинокую фигуру- и тоже с минимальными или противоречивыми намеками на перспективу («Флейтист», «Женщина с попугаем» и «Мертвый тореадор»). Так же, как в случае портрета женщины-матадора, глядя на эти полотна, зритель не может точно определить, каково взаиморасположение фигур переднего и заднего планов.

Последняя картина Леонардо- «Иоанн Креститель» (подробно она будет рассмотрена в одной из следующих глав), полностью лишенная заднего плана, вообще не позволяет определить, где стоит святой. После Леонардо до Мане не было художников, изображавших фигуры без заднего плана.

Эдуард Мане, «Мадемуазель В. в костюме Эспады»; Леонардо да Винчи, «Иоанн Креститель»

В начале 1870-х годов возможность носить краски с собой и изобретение складного мольберта привели французского художника Клода Моне к идее отказаться от студии и отправиться на природу, чтобы писать свои объекты и пейзажи на пленэре (отфр. en plein air- «на открытом воздухе»). Такая смена рабочей обстановки была поистине революционной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Опасная радиация: как Wi-fi излучения влияют на организм

Вместо того, чтобы планировать, изучать, трудиться над подготовительными зарисовками и строить композицию внутри зачастую плохо освещенной студии, Моне предпочел работать на природе, стараясь запечатлеть увиденные сцены и пейзажи в естественных условиях. Моне старался передать на холсте краткий миг первого впечатления (фр. impression), поэтому критики назвали это направление импрессионизмом.

В предыдущие несколько столетий не было художников, которые экспериментировали с такой техникой. Но разве рисунок тосканской местности, сделанный Леонардо да Винчи на открытом воздухе в 1473 году, не может считаться первой импрессионистской работой в западном искусстве? Леонардо предвосхитил это важное направление в живописи конца XIX века на целых четыре столетия.

Еще одним гигантом среди живописцев эпохи конца века (Fin de siecle) был Поль Сезанн. В конце 1880-х годов он начал серию натюрмортов, которые заметно отличались от того, что делали западные художники ранее. Зрители и критики стояли перед его картинами, непонимая, как их «читать».

Проблема заключалась в том, что они пытались рассматривать работы Сезанна в рамках ограниченных представлений, которые считались нормой на протяжении сотен лет. Каждый предмет композиции Сезанн словно бы показывал под другим углом. В сущности Сезанн предоставлял зрителю возможность смотреть на натюрморт одновременно с разных точек зрения. Такое причудливое понимание правил перспективы подготовило почву для более радикальных изменений.

Поль Сезанн, «Натюрморт с баклажанами», «Натюрморт с гипсовым Купидоном»

В 1904 году 22-летний испанский художник Пабло Пикассо переехал в Париж, где объединился сдругим молодым художником Жоржем Браком. Вместе они потрясли мир искусства до самого основания, придумав новый взгляд на живопись, отказавшись абсолютно от всего, что было ранее.

Пикассо решительно заявлял: «Мы должны уничтожить современное искусство». Художественный критик Луи Воксель осуждал новый стиль Пикассо и Брака и ехидно называл их картины нагромождением «маленьких кубиков». Так появилось название «кубизм». Хотя большинство критиков поначалу холодно приняли этот стиль, кубизм произвел фурор в художественном мире.

Критики попеременно, то раздражались, то разливали елей, находя признаки кубизма даже у раннего Сезанна, хотя ничего подобного не могло быть в работах никаких предыдущих художников. Однажды в поезде сосед по купе спросил Пабло Пикассо, почему он не рисует людей так, «как они выглядят в реальности». Пикассо поинтересовался, что он понимает под этим. В ответ мужчина показал фотокарточку и сказал: «Это моя жена». Пикассо ответил: «Неужели она такая маленькая и плоская?»

Вероятно, никак не рассчитывая обнаружить, что был некий художник, предвосхитивший кубизм еще в эпоху Возрождения, критики не заглядывали далеко в прошлое. Между тем Леонардо, как и Сезанн, Пикассо и Брак, чувствовал ограничения монокулярного взгляда, неизбежного при использовании правил перспективы.

Он искал способы показать взгляд на один и тот же объект одновременно с многих сторон. Ему нужна была возможность наилучшим образом показать взаимоотношения между частями, составляющими одно целое. Потребность прибегнуть к такому оптическому приему была вызвана анатомическими вскрытиями, проводимыми Леонардо.

Он был первым художником, который всесторонне проиллюстрировал внутренние органы человеческого тела. Хотя эти рисунки носят лишь технический характер, они по всем стандартам могут считаться шедеврами искусства, имногие искусствоведы не колеблясь именно так их и называют.

Пабло Пикассо, «Девушка с мандолиной»; Леонардо да Винчи, анатомические рисунки.

Леонардо изобрел метод покомпонентного изображения объекта, разрешив тем самым проблему одновременного отражения различных сторон анатомических особенностей и взаиморасположения соседних структур. Он рисовал на странице один и тот же предмет немного с разных ракурсов, так чтобы зритель мог представлять себе одновременно несколько его сторон.

Между рисунками Леонардо и кубистскими картинами Пикассо и Брака есть необъяснимое сходство. В основе этих работ лежит принцип описания истинной сущности объекта…

Это направление искусства Леонардо больше отражало его научные интересы, в отличие от кубистов, которые стремились к художественной деформации знакомых предметов. Анатомические рисунки Леонардо, натюрморты Сезанна, кубистские полотна Брака и Пикассо- все это были попытки изобразить зримый мир по-новому, освободившись от оков могущественной перспективы.

Все их находки были великолепны и революционны, и все они опирались на один и тот же принцип. Долгие столетия после Леонардо, вплоть доначала XX века, никто не занимался этой проблемой. Еще одно сходство между нововведениями Сезанна и Леонардо касается стремления Сезанна уловить сущность горной гряды Сент-Виктуар в Провансе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дробная диета: как сбросить от 3 до 5 кг в месяц

Он понимал, что, изображая гору только с одного ракурса, нельзя передать ее красоту. Начиная с 1890 года и до самой смерти в 1906 году Сезанн создавал серию видов горы с разных точек. Впечатление от объединения всех этих картин должно было позволить зрителю получить целостное представление о горе.

Никто из западных художников ранее не пытался показать таким образом разные стороны одного и того же объекта. Никто, кроме одного. Четырьмя столетиями ранее Леонардо придумал способ сделать подобное. На своем анатомическом рисунке он разместил последовательные изображения одного и того же плеча в разных ракурсах.

Поль Сезанн, «Гора Сент-Виктуар»

Художник Василий Кандинский, родившийся в России и живший в Европе, предложил новый подход, который стал ведущим в искусстве XX века. Своим открытием, как это часто бывает и в искусстве, и в науке, он был обязан счастливому случаю, но прорыв, который последовал, был подготовлен тем, что люди уже готовы были взглянуть намир по-новому.

В 1910 году, работая в одиночестве в своей мастерской, Кандинский отчаянно пытался приблизить изображение на холсте к тому образу, что был у него в голове. Наконец, расстроенный, он решил сделать перерыв и пойти прогуляться. Без особой причины перед уходом он положил картину боком.

Василий Кандинский, «Поперечная линия»

Вернувшись позже, Кандинский, погруженный в размышления на какую-то постороннюю тему, задержался в дверях студии и, подняв глаза, вдруг увидел свою незаконченную работу. Мгновенье он стоял, озадаченный, неузнавая картину. Затем вспомнил, что перед уходом сам повернул ее на 90°.

Поразмыслив, Кандинский понял, что его заворожило состояние, когда он несмог понять, что изображено на картине. Он поэкспериментировал с полотном, то ставя его правильно, то обращая боковой стороной вниз. Наконец Кандинский заключил, что картина становится более интересной, когда в ней не тугадывается знакомое изображение. Так появился абстракционизм.

Леонардо тоже интересовался особенностями абстрактного рисунка. В своем трактате о живописи, который был опубликован только в 1651 году, он писал о методе «побуждения ума живописца к новым изобретениям». Он советовал художникам: это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; сподобными стенами и смесями происходит тоже самое, что и со звоном колокола,- в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь.

После Второй мировой войны в США сформировался новый тип абстрактного художника. Джексон Поллок, идеолог и один из ведущих авторов абстрактного экспрессионизма, поставил перед собой грандиозную задачу: запечатлеть на холсте сущность процесса создания картины. Процесс живописи подразумевает художника, который держит в руке кисть или что-то похожее и методично наносит на поверхность мазок за мазком. А как отразить суть движения на полотне, которое в конечном счете остается статичным? Решение Поллока было поистине гениальным: он отказался от использования кистей, а холст растянул на полу. Обычно аккуратное движение кисти ипальцев художник сделал размашистым: он разбрызгивал, поливал и метал краски нахолст. Врезультате получался цветной узор, который, несмотря на всю свою хаотичность, обладал какой-то странной целостностью и красотой.

Критики высоко оценили революционные достижения абстракционистов, отметив, что в эту область не забирался ранее ни один западный художник. Но не упускают ли они из виду нечто важное? Под конец жизни Леонардо начал экспериментировать с искусством, лишенным знакомых образов.

Будучи в подавленном состоянии из-за многочисленных неудач, проблем со здоровьем и прочих неприятностей, Леонардо стал размышлять о том, что будет, когда наступит конец света. Он начал серию апокалипсических рисунков тушью, на которых изобразил великий потоп, смывающий все зло, которое, по мнению Леонардо, неразрывно сплелось с человечеством.

В этих фантастических рисунках Леонардо стирает грань между предметами и рельефом. Стены падающей воды, затопившей мир на этих рисунках, оказываются удивительно похожими на»Осенний ритм (номер 30)» Поллока. Более того, Леонардо советовал другим художникам бросать губку, смоченную краской, в стену, предвосхитив способ Поллока.

Джэксон Поллок, «Осенний ритм (номер 30)»; Леонардо да Винчи, «Потоп»

Леонардо оставил после себя огромное число незаконченных работ. У искусствоведов есть много правдоподобных гипотез по поводу этой странной привычки. Одна из таких догадок не могла прийти в голову до наступления эпохи современного искусства. Если работа над холстом незавершена, зритель может домыслить ее с помощью своего воображения.

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.

“Единственное желание хороших людей – добывать знание.”
Леонардо да Винчи

Без сомнения, Леонардо да Винчи - самый универсальный гений в истории человечества. Он заложил основы современных - биологии, физики, механики, анатомии, геологии, изобразительного искусства, архитектуры.

Но по отдельности Леонардо да Винчи не был ни ботаником, ни геологом, ни физиком, ни художником, ни архитектором. Самый образованный человек своего времени, - он постиг все науки самоучкой. Леонардо с гордостью подписывался - «Леонардо да Винчи, ученик опыта». Пожалуй, это единственный пример в истории, когда для великого художника искусство не было главным делом жизни.

Трудно найти такие области знания и техники, которые не обогатил Леонардо да Винчи своими крупными открытиями. Занимаясь анатомией на практике, Леонардо знал человеческое тело лучше любого художника своего времени. Он лично провёл более тридцати вскрытий трупов. Трудно даже представить себе, какой опасности он подвергал себя при отсутствии холодильников и антисептиков.

Рисунок сердца Леонардо да Винчи. Анатомические изучения и зарисовки мужского плеча (1509 год)

Леонардо восхищался красотой человеческого тела. Он проиллюстрировал мысль римского архитектора Витрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи

Универсальность гения Леонардо оценили лишь, когда обнаружились его неизвестные ранее труды - записные книжки и рукописи (около семи тысяч листов), многие из которых проиллюстрированы.

После смерти Леонардо да Винчи в 1519 году весь его архив по завещанию получил ученик художника Франческо Мельци. До самой своей смерти в 1570 году Мельци хранил эти бумаги, как святыню. Но после смерти Мельцы записи Леонардо были разрознены, и никто толком не занимался их изучением до XIX века. Судьба многих из них, попавших в частные собрания, неизвестна до сих пор. Так, в 1980 году на аукционе в Лондоне американский нефтепромышленник и коллекционер Арманд Хаммер приобрёл манускрипт Леонардо за 2,4 миллиона фунта стерлингов. На его 72 страницах Леонардо изложил свои мысли по гидравлике и космологии. Этот текст, после аукциона, получил название Кодекса Хаммера. Сегодня он известен как Кодекс Гейтса, так как был перекуплен в 1994 году Биллом Гейтсом за 30 млн долларов.

Арманд Хаммер
«Кодекс Хаммера»

Билл Гейтс

К счастью, отдельные мысли Леонардо были сведены вместе в «Трактате о живописи» ещё в XVI веке. Интересно, что название трактата не отражает его содержания, так как сам трактат не представляет цельную систему взглядов художника на искусство. Ценность трактата заключается в том, что он содержит выдержки и ссылки из старых манускриптов, которые считаются безвозвратно утерянными.

Необходимо отметить необычность рукописей Леонардо да Винчи. Художник всю жизнь учился у природы. Ещё Гераклит сказал - природа скрытна. И Леонардо пытался ей в этом соответствовать: он зашифровал свои записи. Да Винчи был левшой, писал справа налево в зеркальном отображении. Ранние его записи совершенно невозможно прочитать, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определённую форму, характерный, правда, малоразборчивый, почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его тексты. Но оказалось, это был не последний урок сокрытия тайн, преподанный Леонардо потомкам. Он имел привычку писать по слуховому методу: то разделял слоги одного слова, то неожиданно соединял несколько слов в одно.Вот поэтому многие тайны гения остаются неразгаданными, что, впрочем, иногда и к лучшему. Леонардо, например, предлагал способ, как сделать плоды деревьев ядовитыми (чем не средство массового поражения!) и даже проводил опыты в своём саду. У него хватило здравого смысла остановиться в своих изысканиях и ядовитые плоды, содержащие мышьяк, выращивать не стал.

Леонардо тяготел к крайностям. Может быть, поэтому произошёл такой резкий скачок в мировосприятии уже сложившегося мастера. Да Винчи был автором прекрасных Мадонн и автором проектов самых изощрённых средств массового уничтожения людей. Но ведь Леонардо не был военным, более того, по свидетельствам знавших его людей, мастер отличался мягким характером и добрым сердцем (он даже был вегетарианцем).

Конечно, итальянские республики непрерывно воевали друг с другом. Перевороты, убийства, интервенции были обычным делом тех лет. И Леонардо жил в этом бурном и опасном мире. Но почему-то всё это мало задевало его современников-художников. Рафаэль, Боттичелли, Гоццоли были целиком погружены в сентиментальные библейские сюжеты. А Леонардо, собираясь поступить на службу к герцогу Миланскому Людовико Сфорца, заявляет себя не как художник, а как военный инженер, создатель новых образцов истребителей техники.

В своём письме, адресованном герцогу, он писал: «У меня есть проекты мостов, очень лёгких и прочных, которые легко переносить с места на место. У меня есть проекты орудий, способных забрасывать противника градом камней. Я могу сделать повозки, безопасные и неуязвимые, - они будут двигаться по полю боя, и не найдётся ни оружия, ни человека, который бы смог уничтожить их». Как из волшебного ларца доставал да Винчи смертоносные проекты. Танк (в эпоху конницы!), вертолёт, пушки, стреляющие шрапнелью, скафандр, подводная лодка, пароход, парашют, дымовая завеса для войск - вот далеко не полный перечень военного арсенала, созданию которого он отдал лучшие часы своей жизни, как бы и вовсе позабыв о живописи.

Леонардо да Винчи - универсальный гений. Пропеллер вертолёта
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Дизайн летательного аппарата
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Дизайн моста
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Скафандр
Леонардо да Винчи - универсальный гений. Телега

Справедливости ради нужно отметить, что Сфорца, при дворе которого Леонардо да Винчи работал в качестве инженера-строителя, благоразумно отверг жестокие предложения изобретателя. Всё, предлагаемое Леонардо - оригинальное, новое, невиданное, на столетия опережающее своё время.

Так, только спустя пять столетий после смерти Леонардо учёные сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить её - предшественницу современного автомобиля. Изобретательность Леонардо не знала границ, поэтому на его чертежах, которые он сам называл «синьками», были часто представлены механизмы, совершенно немыслимые для того времени. Например, он создал чертежи воротов, рычагов и винтов для поднятия огромных тяжестей, хотя их невозможно было создать - изобретение шарикоподшипников было ещё делом далёкого будущего.

Не менее интересны и «мирные» изобретения гения - часы, ткацкий станок (один из самых интересных проектов Леонардо), машина для изготовления иголок, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Отдавая должное универсальности гения Леонардо да Винчи, нельзя не сказать о том, что он оставил и богатейшее наследие как писатель. Эта грань его таланта представлена баснями, притчами, афоризмами, поучительными, глубокими по смыслу. Вот одна из них: «на фиговое дерево, стоящее без плодов, никто не смотрел, когда же оно захотело, произведя означенные плоды, получить похвалу от людей, то было ими согнуто и сломлено».

Леонардо принадлежит афоризм: «Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Жизнь же Леонардо да Винчи - «самой загадочной личности в истории человечества» [по словам Кеннета Кларка, британского историка искусства] - вечная!

фото с сайтов: warwick.ac.uk, ibiblio.org, latimesblogs.latimes.com, bohemianbookworm.com, guardian.co.uk, gallerycache.wordpress.com, bayridgess.limestone.on.ca, smh.com.au, vincemmuseum.wikispaces.com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.