Мастер и маргарита библейские главы анализ. Cочинение «Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита. бывает, лежит трусость

Роман «Мастер и Маргарита» долго воспринимался читателями как произведение, состоящее из двух неравноценных частей, и даже многие критики и литературоведы не сразу оценили и увидели глубокую взаимосвязь «московских» и «ершалаимских» глав. Булгаков внимательно изучил традиции европейской литературы, использовавшей библейские ассоциации и образы, особенно изображение дьявола. Но Ершалаим Булгакова древнее и точнее, чем все предпринимавшиеся до тех пор попытки пересказать новозаветную историю. Писатель изучал древнееврейские источники - Каббалу, Ветхий Завет, Талмуд, о чем свидетельствуют черновики романа и записи Булгакова. Он обращался к исторической и археологической литературе. Поэтому так живо и ярко изображен древний город, люди, живущие в нем, атмосфера шумного, многоязычного праздника, проходящего в городе, которым правит человек, представляющий власть, чуждую по языку, культуре, религии, мировоззрению и традициям коренному населению.

Историю, знакомую всем по Евангелию, Булгаков сумел увидеть совершенно по-новому. И новизна не в том, что он отступает в чем-то от канонического сюжета. В его книге Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей, Воланд - живые. Это не только символы, не только оболочка религиозных догм, облеченных в форму доступной притчи. Это характеры, личности, судьбы. Не зря Иешуа поражает Пилата не чудесами, а странной философией. Символично, хотя и похоже на чудо, исцеление прокуратора от головной боли. Пилат спрашивает Га-Ноцри: «Признайся, ты великий врач». Но выздоровление не связано с какими-то сверхъестественными способностями подсудимого, это не чудо. И в то же время оно символично, хотя современная психология и медицина объясняют такие случаи без привлечения магии. Дело в том, что мигрени прокуратора - плата за душевный разлад, за ненависть к чужому городу, которым он должен управлять, да так, чтобы был доволен Рим и чтобы не нарушить равновесие между оккупационными властями, интересами Рима и местной властью, которая может помочь, но может и спровоцировать жителей на проявление недовольства. И Понтий Пилат, измученный необходимостью соблюдать, как мы бы сейчас сказали, баланс сил, «уходит» в боль, которая дает ему законную передышку, возможность не думать. А странный подсудимый, которого современные психологи назвали бы ярко выраженной харизматической личностью, приносит прокуратору то, чего он многие годы не знал: мир, душевный покой, согласие с самим собой.

Иешуа, созданный Булгаковым, в ершалаимских главах лишен всяких атрибутов божественности. Это нищий бродячий проповедник. Сразу же намечено противоречие между евангельскими историями и «подлинной» историей. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Иешуа - это сын Божий, прошедший испытание в пустыне и отвергший искушения Сатаны. Он не будет творить чудеса, чтобы убедить народ в правильности той философии, которую он проповедует, не возьмет земную власть, потому что к истине не приходят из-под палки, по приказу и за компанию. Постижение истины - дело личное, и все, что делает Иешуа, - это говорит с людьми, обращаясь к тому, что считает важнейшим началом в каждом человеке. Его единственный принцип, его кредо - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке. Но реализм ситуации в том, что кроме ученика, который в романе только один, да и тот все «записывает неправильно», Иешу никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призы к свержению власти римлян. И «сдали» безобидного и беззаЩ ного проповедника властям.

Заканчивается библейская история прощением. Прокуратор свободен, Иешуа ждет его. И, как замечает Воланд, может быть, они До чего-нибудь договорятся. А что же другой персонаж, попавший в эту историю благодаря своему странному, не понятому никем Роману? Мастер тоже свободен. Наградой ему стал покой и погасая память, в которой не осталось никаких следов от мучений, пережитых им. С ним навсегда будет та, которая любила и страда ла, потому что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». Но почему же мастера не взяли «туда, в свет»? Левий Матвей, посланник, отвечает так: «Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Мастер сдался, он сломан, и даже чудо уже не может ничего исправить».

Библейские главы романа «Мастер и Маргарита» часто называют «романом в романе». Но это не так. Это не вставка, а гениальное изображение связи времен и сюжетов. Всегда будут повторяться истории о предательстве и верности, о непонятых учителях и преданных, но бездарных учениках. Не зря, когда Левий Матвей называет себя учеником Иешуа, Воланд отвечает: «Нет, ты раб. Ты только рабски повторяешь, причем не будучи в состоянии понять суть учения, а только следуя его букве». Наверное, всегда, и это понимаем мы после прочтения романа. Наказание определяет себе сам человек, когда совершает или не совершает поступки.

Библейские сюжеты в романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова в значительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов.

В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов.

Самый спорный с библейской точки зрения образ - это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа: мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое от традиционной библейской традиции.

Иешуа буквально означает Спаситель; Га-Ноцри означает "из Назарета", Назарет - город в Галилее, в котором жил святой Иосиф и где произошло Благовещение Пресвятой Деве Марии о рождении у нее Сына Божия. Сюда же возвратились после своего пребывания в Египте Иисус, Мария и Иосиф. Здесь прошло все детство и отрочество Иисуса. Таким образом, Булгаков глубоко забирается в библейские толкования.

Первое серьезное различие между библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит, например в беседе с фарисеями, что он не просто Мессия, а еще и Сын Божий: "Я и Отец - одно". Но некоторые строки романа, связанные с образом Иешуа, имеют прямую соотнесенность с Библией, например: "…возле того столбом загорелась пыль". Возможно, это описание рассчитано на ассоциацию с тринадцатой главой Библейской книги под названием "Исход", где рассказывается о выходе евреев из египетского плена, когда Бог двигался перед ними в виде облачного либо огненного столпа: "Господь же шел перед ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа". Тогда это место в романе служит единственным указанием на божественную сущность Иешуа.

В романе встречается только один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. "Что такое истина?" - спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другом немного звучании встречается и в Евангелии от Иоанна: "Пилат сказал ему: "Итак, Ты царь?" Иисус отвечал: "Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает голоса моего". В булгаковском же романе Иешуа на этот вопрос отвечает: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет…". Исцеление Понтия Пилата - единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа. 5

У Иисуса были ученики. За Иешуа же следовал лишь один Левий Матвей. Некоторые исследователи считают, что прообразом Левия Матвея стал библейский апостол Матфей, написавший первое Евангелие. До того, как Матфей стал учеником Иисуса, он был мытарем, то есть сборщиком податей, как и Левий Матвей. Известно, что Иисус в сопровождении своих учеников въехал на осле в Иерусалим. А когда в романе Пилат спрашивает Иешуа верно ли то, что он "через Сузские ворота верхом на осле" въехал в город, тот отвечает, что у него "и осла-то никакого нет". Пришел он в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто ему ничего не кричал, так как никто его тогда в Ершалаиме не знал.

Иешуа лишь немного был знаком с Иудой из Кириафа, предавшим его, а Иуда из Кариота являлся учеником Иисуса. Очевидно. Что Булгакова не так сильно волновали эти отношения, гораздо больше его занимал вопрос отношений Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

Во время суда над Иисусом лжесвидетели признавались перед Синедрионом: "…мы слышали, как он говорил: "Я разрушу храм сейрукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный". Булгаков делает попытку сделать своего героя пророком. Иешуа произносит такую фразу: "Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…"

Серьезным отличием булгаковского героя от библейского Иисуса Христа является и то, что Иисус не избегает конфликтов. "Суть и тон его речей, - считает С.С.Аверинцев, - исключительны: слушающий должен либо уверовать, либо стать врагом… Отсюда неизбежность трагического конца". А слова и поступки Иешуа Га-Ноцри совершенно лишены агрессивности. Кредо его жизни заключается в таких словах: "Правду говорить легко и приятно". Правда для Иешуа состоит в том, что все люди добрые, но есть среди них несчастные. Он проповедует Любовь, а Иисус предстает Мессией, утверждающим Истину.

Следовательно, булгаковский Иешуа - не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайно одинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует не все христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, но не составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущем Царствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным и грешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей, поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшего некую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образе Иешуа претерпели серьезное преломление.

Библия существенно повлияла на развитие всей литературы. Христианская вера уже до конца І столетия получила много приверженцев в мире. Во многих европейских странах были основаны христианские общины. Позднее, они были основаны в Малой Азии, Северной Африке, а со временем Христово учение распространилось по всему миру. Библия стала самой популярной книгой и существенно повлияла на развитие мировой литературы. Она переводилась многими языками, а сюжеты из Святого Писания стали основанием многих произведений. Из ветхозаветных героев большой популярностью пользовался царь Соломон. Его мудрость воспета во многих произведениях, а мифическое богатство стало темой произведений многих художников, в том числе и писателя Хагардта, произведения которого в наше время стали особенно популярными. В оригинальных произведениях русских авторов на переднем плане выступает мудрость Библии. Уже первейшие произведения свидетельствуют об осведомленности русичей о Святом Письме. Летописец Нестор, который написал «Повесть временных лет», рядом с целостной картиной исторических событий включил богословские трактаты, жития святых, рассказы, легенды, исторические пересказы, поучения, речи, которые стали не только иллюстрациями к летописи, а и добавили его произведению большей значимости, говорили, что человеческая история священна.

Тема: Библейские главы и их роль в решении нравственных проблем романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Цели и задачи урока.

1. Выяснить, с какой целью вводит М. Булгаков в свой роман библейские сюжеты и их героев? Какими видит и изображает главных библейских персонажей Иисуса Христа и Понтия Пилата?

2. Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор в ершалаимских главах? О чём предупреждает нас, от чего предостерегает?

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, пробуждение понятий добра, милосердия, совести и т.п.

Форма урока обсуждение проблем за круглым столом, дискуссия (исследовательская работа по текстам Библии и романа).

Оформление:

1. Портрет М. Булгакова (в исполнении учащихся 11 класса).

2. Библия, Евангелие от Матфея.

3. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

4. Иллюстрации к сценам "Суд", "Казнь" (в исполнении учащихся 11 класса).

5. Оформить стенд с работами выпускников прошедшего года:

а) реферат «Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

б) сочинение "Письмо прокуратору Иудеи Понтию Пилату";

в) доклад о жизни и творчестве М. Булгакова.

Эпиграф к уроку: "Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с Писателем" (М. Булгаков.)

Плакаты к уроку:

1. "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле". (В. Лакшин.)

2."Совесть искупление вины, возможность внутреннего очищения" (Е. В. Корсалова).

Этапы урока (на доске):

1. Сопоставление булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

2. Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

3. Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа: бред или стремление к истине?

4. Философские и нравственные проблемы, поднятые в ершалаимских главах. Центральная проблема.

5. Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступление к уроку.

Слово учителя. Начать наш первый урок по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" мне хочется строками из статьи Елены Владимировны Корсаловой - доктора педагогических наук, профессора литературы - "Совесть, истина, человечность..."

"Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман, воплотивший размышления автора о своей эпохе и вечности, человеке и мире, художнике и власти, роман, в котором удивительным образом переплетаются сатира, тонкий психологический анализ и философские обобщения..."

Я как учитель полностью согласна с Еленой Владимировной и с удовольствием повторю её слова: «Наконец-то в школу пришел этот талантливый русский роман..." И от себя добавлю: роман сложный, требующий глубоких раздумий, определенных знаний.

Сегодня мы начинаем его изучение.

Тема первого урока звучит так:

"Библейские главы и их роль в решении философско-эстетических проблем романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита".

Когда в первый раз, летом, вы читали этот роман, я уверена, что обратили внимание на его композицию. И это не случайно. Композиция романа оригинальна и многопланова. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа:

1-ый повествование о жизненной судьбе Мастера,

2-ой созданный Мастером роман о Понтии Пилате.

Получился роман в романе.

Главы вставного романа рассказывают об одном дне римского прокуратора. Они рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя, Мастера, и окружающих его людей. Их всего четыре (2, 16, 25 и 26 гл.). Они вклиниваются в озорные московские главы и резко от них отличаются: строгостью повествования, ритмизированным началом, древностью (ведь они переносят нас из Москвы 30-х годов двадцатого века в город Ершалаим тоже 30-х годов, но века первого).

Обе линии единого произведения современная и мифологическая явно и неявно перекликаются друг с другом, что помогает писателю шире показать современную ему действительность, осмыслить её (а это одна из самых главных задач писателя М. Булгакова, которую он решает во всех своих произведениях.)

Задачи нашего урока:

Провести параллели, проверку современной действительности опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов.

А основы этого нравственного опыта заложены в христианстве. Узнать о них может каждый, читающий Библию.

Сопоставить булгаковский сюжет с евангельской основой, понять, почему Булгаков обращается к библейским сюжетам, зачем переосмысливает и изменяет их;

Определить, какие философские и нравственные проблемы поднимает и решает автор, о чем предупреждает.

Я понимаю всю сложность поставленной задачи для первого урока, но надеюсь, что, работая с текстами Евангелия и романа дома, отвечая на вопросы домашнего задания, с моей помощью на уроке, за этим круглым столом совместно мы можем обсудить многие важные вопросы и попытаемся сделать выводы.

Я прошу смело высказывать свои суждения, даже если они будут не совсем верными, спорными, внимательно слушать ответы товарищей, пользоваться сигнальными карточками (!), чтобы я вовремя заметила ваше желание высказаться. Т. е. я жду от вас полноценной работы мысли и слова и обещаю быть вам добрым помощником.

Итак, приступаем к 1 этапу урока. Задание к нему получили все три группы .

1. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой. Цель обращения и переосмысления библейского сюжета.

Вступительное слово: Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных отличий.

1 Вопрос: Каковы же эти отличия?

Обратимся к вашему домашнему заданию:

Возраст (Иисусу - 33 года, Иешуа - 27 лет);

Происхождение (Иисус сын Божий и Пресвятой Девы Марии, у Иешуа отец сириец, а мать женщина сомнительного поведения; родителей он не помнит);

Иисус бог, царь; Иешуа нищий бродячий философ (положение в обществе);

Отсутствие учеников;

Отсутствие популярности в народе;

Не въехал на осле, а вошел пешком;

Изменил характер проповеди;

После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей;

Иуда не повесился, а убит по приказу Пилата;

Оспорено божественное происхождение Евангелия;

Отсутствие предначертанности его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества;

Нет слов " крест " и " распятый ", а есть грубые "столб ", "повесить";

    главный герой не Иешуа (прообразом которого является Иисус Христос), а Понтий Пилат.

2 Вопрос: Почему М. Булгаков обращается в своем романе к библейским сюжетам и их героям с одной стороны, а с другой зачем, с какой целью переосмысляет их?

В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, т.е. простой человек, хотя и наделенный высокими моральными качествами;

М. Булгаков уделяет внимание не идее божественного предопределения, предначертанности смерти во имя искупления человеческих грехов, а земной идее власти, социальной несправедливости;

Делая главным героем Понтия Пилата, хочет обратить особое внимание на проблему нравственной ответственности человека за происходящее вокруг;

Обращается к библейским сюжетам и героям, чтобы подчеркнуть важность всего того, о чём будет говорить, проблем, которые будут решать.

Вывод: Обращение к библейскому сюжету подчеркивает важность описываемого в ершалаимских главах, а переосмысление их автором обусловлено его желанием сблизить всеобщие нравственные идеалы с земными проблемами власти и ответственности человека за происходящее.

2 этап урока. Материалы к вопросу готовила 1 группа.

Понтий Пилат. Контрасты в изображении главного героя ершалаимских глав.

Учитель: Предлагаю начать работу над образом Понтия Пилата с текста. Зачитаем строки, повествующие о появлении во дворце этой значительной и сложной фигуры: "В белом плаще... "

Комментирует: Нельзя не почувствовать значительности и особой эмоциональной наполненности этой фразы даже на слух. Но далее идёт фраза, которая сразу снимает этот ореол значительности, подчёркивая земные слабости героя, несколько приземляя его:

"Более всего на свете... с рассвета " (стр.20, 2 абз.)

Вывод: Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости.

Давайте обратимся к тексту и найдём там и другие примеры контраста главного художественного приёма, которым пользуется автор Булгаков в изображении Понтия Пилата.

Величественные черты правителя.

Человеческие слабости.

1. В прошлом бесстрашный войн, всадник " золотое копьё ".

2. Внешне величественная фигура всесильного прокуратора.

3. Внушает всем страх, называет себя " свирепым

чудовищем".

4. Окружен толпой слуг и охранников.

5. Хочет быть справедливым, помочь Иешуа.

6. Призван решать судьбы людей.

7. Видит, что Иешуа не виновен.

8. Вынес приговор.

1. Ненавидит запах розового масла.

2. Внутри сильная головная боль.

3. Боится кесаря, прячет трусость, боится доносов.

4.Одинок, единственный друг собака Банга.

5. Потерял веру в людей, боится потерять карьеру.

6. Посылает невиновного на смерть.

7. Обвиняет в том, во что сам не

верит.

8. Мучается во сне и наяву.

Вопрос: Почему так много контрастного в изображении прокуратора Понтия Пилата?

Булгаков хочет показать, как в человеке борются доброе начало и злое, как Пилат хочет быть справедливым и совершает зло.

Оставим на время Понтия Пилата и обратимся к другому герою ершалаимских глав Иешуа Га-Ноцри.

3 этап урока.

Иешуа Га-Ноцри. Проповеди бродячего философа. Бред или стремление к истине? (2группа).

Учитель: Опять обратимся к тексту и посмотрим, как появляется во дворце и в романе второй герой ершалаимских глав.

" Этот человек..." (стр. 22).

" Связанный мгновенно..." (стр. 24).

" Арестованный пошатнулся..." (стр. 29).

Комментарии: Это описание создаёт образ жалкого, слабого физически человека, которому трудно переносить телесные мучения.

Вопрос: Каков этот герой внутренне? Так ли он слаб духом, как телом?

Обратимся к тексту:

1 . В чём обвиняют Га-Ноцри?

2. Что же он проповедует на самом деле? Что утверждает?

Главные обвинения в словах прокуратора: " Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?"

Проповеди Иешуа:

1. "Все люди добрые ", " Бог один,… в него я верю".

2. "... рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины".

3. "... всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".

Учитель: Поговорим об утверждениях Иешуа. Посмотрим на них глазами Понтия Пилата.

1. Какое из его утверждений воспринимается Понтием Пилатом как бред, как безвредное чудачество?

2. Какое из них считается легко оспоримым?

3. Какое вызывает у него трепет, страх? Почему?

1-ое утверждение Пилат считает бредом и по-своему оспаривает его: физически - с помощью Крысобоя, морально напоминанием о предательстве Иуды;

2-ое утверждение вызывает у него насмешку: "Что такое истина?" Вопрос должен уничтожить собеседника, т.к. человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина. Для людей это сложное, отвлеченное понятие. Что можно ответить на этот вопрос?

Что бы ответили вы?

Можно ожидать потока отвлеченных, туманных слов.

НО: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти, " ответ Иешуа прост и понятен, истина исходит от человека и замыкается на нём.

Это кусочек истины, оспорить которую Понтий Пилат не может.

3-е утверждение вызвало страх у прокуратора, т.к. он боится доносов, боится потерять карьеру, боится расправы кесаря, боится столба, т.е. боится за себя.

Вопрос: А Иешуа боится за себя? Как он себя ведет?

Иешуа боится телесных истязаний. Но не отступает от своих убеждений, не меняет взглядов.

Вопрос: Какие качества героя открываются вам в его проповеди и поведении?

Главные качества Иешуа: доброта, сострадательность, отвага.

Учитель: В раскрытии образа второго героя ершалаимских глав также используется приём контраста. Слабый физически Иешуа Га-Ноцри оказывается сильным духом.

Учитель: Вернёмся к сцене допроса и посмотрим, что думает о бродячем философе иудейский прокуратор?

Вопросы: 1. Понял ли Понтий Пилат, что Иешуа не виновен? Уверен ли он в этом?

Да. " В светлой и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, и состава преступления в нём не нашёл".

2. Хочет ли он спасти его от мучительной смерти? Быть справедливым?

Да. Понтий Пилат делал Иешуа намёки, чтобы тот отказался от своих слов о кесаре, посылал " намекающий взор " и т.п.

3. Какое же чувство побеждает в Понтии Пилате все остальные? Как это происходит?

Сначала Пилат хочет быть справедливым и спасти философа. Но рассуждения последнего о власти повергают его в ужас. " Погиб!" потом: "Погибли!" Он делает попытку склонить Иешуа к отказу от своих слов, но безуспешно.

Страх оказывается сильнее желания быть справедливым. Он побеждает.

4. Найдите слова прокуратора, в которых звучит смертный приговор.

- " Ты полагаешь, несчастный... не разделяю " (стр. 35)

Учитель: Итак, внутренняя борьба в Понтии Пилате между добром и злом, между желанием быть справедливым или вынести смертный приговор невиновному закончена.

Всесильный прокуратор, умный, мудрый правитель испугался, смалодушничал, струсил.

Он проходит состояния: от страха - к трусости - к подлости.

Вопрос: Скажите, на каком этапе этой логической цепочки вы могли бы ещё понять и оправдать Пилата? Когда нет?

Страх - чувство физиологическое (равно испугу), свойственно всем живым существам, оно рефлекторно, как и инстинкт самосохранения.

Т.е. Пилат мог испытать чувство страха, это нормально, неосудимо.

Но человек - существо разумное. Он отвечает за свои поступки. Пилат должен не уступать страху, победить трусость, оставаться до конца верным себе, своим убеждениям.

Вынесение смертного приговора невиновному это уже подлость. А подлость это безнравственно.

Акцент: Трусость между страхом и подлостью. Страх не всегда ведёт к трусости , но от трусости до подлости 1 шаг.

Вывод: "Трусость несомненно один из самых страшных пороков", так говорил Иешуа.

"Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок", внутренний голос Понтия Пилата.

И действительно: "Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле".

Так было с Понтием Пилатом: он совершил подлость из страха, из трусости. Но это не всё. Понтий Пилат сохранит себе и жизнь, и карьеру. Но лишит себя чего-то очень важного.

Что же это?

Понтий Пилат потерял покой. Его будет мучить совесть.

Попытался ли Пилат исправить сделанное, как?

Да. Прикажет убить Иуду. Захочет облагодетельствовать Левия Матвея.

Успокоит ли это его?

Нет. "Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит луна, ... его терзает бессонница" (стр. 461).

"При луне ему нет покоя... он утверждает, что чего-то не договорил тогда... с арестантом Га-Ноцри... более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу".

"Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?" спросила Маргарита.

Закончим на этом наш разговор о героях библейских глав и обратимся к их проблемам.

4 этап урока. Материалы к вопросу готовила 3 группа.

Философские и нравственно-эстетические проблемы, поднятые в ершалаимских главах.

Учитель: Сейчас я хочу обратиться к группе №3.

Их домашним заданием был вопрос о проблемах романа, поставленных автором в ершалаимских главах. Слушая высказывания на сегодняшнем уроке, участвуя в них, я думаю, они сумели дополнить свои домашние наброски. И я предоставляю слово им.

Среди всех проблем романа " Мастер и Маргарита " мы хотим выделить две отдельные группы, которые мы могли бы озаглавить так: "философские" и "нравственно-эстетические".

Причём, мы заметили, что группы эти разные в количественном отношении. Т.к. философия наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, то и философские проблемы, на наш взгляд, поднятые в этих главах, тоже связаны с наиболее общими законами.

Поэтому мы выделили следующие проблемы философского характера:

Что такое добро и зло?

Что есть истина?

В чём смысл человеческой жизни?

Человек и его вера.

Учитывая, что « …нравственность это правило, определяющее поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», выделяем нравственно-эстетические проблемы романа, поднятые в ершалаимских главах:

Духовная свобода и духовная зависимость.

Ответственность человека за свои деяния.

Человек и власть.

Социальная несправедливость в жизни человека.

Сострадание и милосердие.

Вопрос: Какая из поставленных автором проблем является, на ваш взгляд, центральной?

Проблема ответственности человека за свои деяния, т.е. проблема совести.

Е. В. Корсалова в своей статье подтверждает эту мысль. Говорит она и о том, для чего дана человеку совесть: " Совесть внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть искупление вины, возможность внутреннего очищения".

Запомните, дети, эти слова.

Вопрос всем: Какие из этих проблем можно назвать современными нам, сегодняшними?

Все.

Вывод. М. Булгаков поднял в своём романе проблемы вечные, неумирающие. Его роман обращен не только к его современникам, но и к потомкам .

Мы продолжим работу над этими проблемами на следующем уроке.

5 этап урока.

Роман-предупреждение. Творческое решение проблемы.

"Роман-предупреждение это горькое писательское предвидение того, какие картины могут стать реальностью, если будет и далее раскручиваться нынешняя жизненная спираль".

Эти слова из статьи критика относятся и к роману М. Булгакова, который хочет предостеречь нас, всех живущих, от сделок с совестью, от духовной несвободы.

Я просила подойти вас к этому вопросу творчески, решить его оригинально.

Что из этого получилось?

1 группа приготовила рисунок иллюстрацию к сцене " Суд ";

2 группа приготовила рисунок иллюстрацию к сцене " Казнь";

3 группа оформила прошлогодние работы: 1) реферат "Роль ершалаимских глав в решении нравственных и философских проблем романа"; 2) сочинение " Письмо римскому прокуратору Понтию Пилату".

А ещё ребята сочинили стихи, пусть они и завершат наш урок.

Подведение итогов урока оценки.

1. Я довольна (не довольна)… Чем?

2. Мы справились с поставленными задачами (не справились).

3. Трудность темы и проблемы.

4. Совместный труд. Оценки участникам групп.

Домашнее задание:

2. К теме " Сатира в романе " подобрать материал к вопросу: " Кого и за что наказывает Воланд?"

3. Зло, жадность, равнодушие, эгоизм, бессердечие, ложь их примеры в московских главах.

Стихотворение "Сон Пилата"

Н.П. Борисенко

Снова снится Пилату нескончаемый сон:

Суд вершит прокуратор, близок к истине он.

В прошлом доблестный Всадник Золотое копье,

Чем сегодня прославит он правленье своё?

Перед ним добр и светел, осиян добротой,

Как сама добродетель, вместе с правдой самой.

Люди добрые, это ль преступленье его,

Что он ходит по свету, сеет мир и добро?

Что несет исцеленье и сквозь стены дворцов

Как само откровенье видит мир без оков?

Морщит лоб прокуратор. Будь смелей, игемон,

Неужели проклятый страх в тебе порожден?

Невиновен, ты знаешь, так скажи, не молчи.

Чью судьбу ты решаешь в этой лунной ночи?

Промолчал... не исправил... не сберег от столба...

И на муки отправил не его, а себя.

И душе нет покоя наказанье страшно:

Быть бессмертным герою и пороку его.

Трусость, подлость из страха самый страшный порок!

Совесть вот твоя плаха,

Крест бессмертия срок!

За строкой урока

    При подготовке к данному уроку класс был поделен на три рабочие группы, каждая из которых получила конкретное задание: один большой вопрос (см. вопросы 2, 3, 4 в разделе «Этапы урока») и общее задание (см. вопрос 1).

Творческое решение вопроса о романе-предупреждении (см. вопрос 5) рассчитано на индивидуальные способности учащихся (в поэзии, изобразительном искусстве и т. п.).

2. Задание к следующему уроку по роману также носит опережающий характер. Вопросы 1 и 2 даются всему классу, а вопрос 3 можно распределить по группам или дать в качестве индивидуального задания.

роль библейских глав в романе мастер и маргарита??? и получил лучший ответ

Ответ от GERA[гуру]
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав - пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа. Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды.. .Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете» . Кажется, будто переносишься на две тысячи лет назад, во времена Христа, и воочию наблюдаешь давнюю трагедию. Пилат впервые видит Иешуа и сперва относится к нему с нескрываемым презрением. И лишь когда невзрачный арестант исцеляет его от страшной и прежде неистребимой головной боли, прокуратор начинает постепенно понимать, что перед ним - незаурядный человек. Пилат сначала думает, что Иешуа - великий врач, потом - что великий философ. Прокуратор надеется спасти понравившегося ему человека, убедившись во вздорности выдвинутых против Га-Ноцри обвинений в намерении разрушить ершалаимский храм. Однако тут всплывает куда более серьезное прегрешение - нарушение «закона об оскорблении величества» . И Пилат трусит перед жестоким кесарем Тиверием. Иешуа пытается убедить прокуратора, что «правду говорить легко и приятно» . Пилат же знает, что поступить «по правде» - отпустить ни в чем не повинного арестанта может стоить ему карьеры. Осудив Иешуа на смерть, прокуратор старается соблюсти букву закона, но одновременно хочет поступить по совести и спасти осужденного от смерти. Понтий Пилат вызывает главу Синедриона Кай-фу и убеждает его помиловать Га-Ноцри. Но первосвященник сам подстроил ловушку для Иешуа с помощью Иуды из Кириафа. Кайфе нужно погубить нового проповедника, своим учением подрывающего власть иудейского духовенства. Когда Пилат понимает, что казнь неизбежна, его начинает мучить совесть. Пытаясь успокоить ее, прокуратор организует убийство предателя Иуды, но все напрасно. Лишь во сне Пилат может вновь увидеться с казненным Иешуа и закончить спор об истине. Наяву же он с ужасом сознает, что последствия собственного малодушия необратимы, что «казнь была» . Только в финале романа раскаяние в конце концов освобождает прокуратора от вечных мук, и он вновь встречается с Га-Ноцри. Но встреча эта происходит не на земле, а в звездном небе. История Пилата и Иешуа доказывает, что отнюдь не все люди добрые, как полагает Га-Ноцри. Последний рассказывает нам, каким должно быть общество, живущее по заветам христианства. Но от этого идеала очень далека какдревняя Римская империя, так и современная Булгакову Москва.

«Библия принадлежит всем, атеистам и ве-рующим, равно. Это книга человечества».

«Основная тайна человечества — это «неус-троенность человеческого духа», «непонима-ние своей души». Из-за этого «тёмные дви-жения души».

Ф. М. Достоевский

Идеями христианства пронизано творчество многих писателей: Ф. М. Досто-евского, Л. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, Ч. Айтматова, Л. Андреева, М. А. Булгакова. Нельзя понять философию жизни, нельзя разгадать «тайну че-ловеческой души» без знания Библии. Ибо это книга о Добре и Зле, правде и лжи, о том, как жить и как умирать. Каждому человеку необходимо приобщение к Бо-жественному смыслу бытия.

Высокий мир евангельской легенды об Иисусе Христе обрёл под булгаковским пером черты неповторимой реальности. История становится современностью, по-тусторонний мир — действительностью. Булгаков окунает нас в сотворённый мир фантастического представления, которое оказывается самой высокой действитель-ностью. Мастер пишет роман о ершалаимском мире, об Иешуа и Пилате, и дей-ствие созданного им романа соединяется с ходом современной московской жизни, где автор заканчивает свою земную жизнь, затравленный гонителями. Уходит в потусторонний мир Мастер, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и будет нуждаться в его романе, в его мыслях. Уходит — чтобы обрести бессмертие и долгожданный покой.

Булгаков упорно преодолевает евангельские легенды от Марка, от Матфея, от Иоанна, от Луки. Он делает Библию ощутимо достоверной и несёт в теплых ладонях проникновенно человеческое в ней.

Библейские мотивы — это извечные общечеловеческие истины. Каждый герой романа, как и каждый человек, находится в поиске истины. Что есть добро и зло? ложь и правда? трусость и отвага? пространство и время? Что есть человек?

Особый интерес представляет роман Мастера — ершалаимский мир. «Шар-кающей кавалерийской походкой в десять часов утра на балкон вышел шестой прокуратор Иудеи Понтий Пилат». При первом знакомстве с этим грозным чело-веком мы узнаём, что у него болит голова, что он ненавидит запах розового мас-ла, что он любит свою собаку. Ему свойственны обыкновенные человеческие чув-ства и переживания. Невольно отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат затосковал: ему показалось, что он чего-то не договорил или чего-то не дослушал. Иешуа считал, что все люди добрые, но некоторых испортили обстоятельства жизни. И Понтий Пилат и Крысобой, и Левий Матвей, и даже Иуда из Кириафа. Люди должны любить и верить, без этого всё теряет смысл. «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей... нельзя же поместить всю свою привязанность в собаку...» (Иешуа Понтию Пилату). Диалог Иешуа и Пилата об Иуде гипнотизирует значительностью, каким-то тайным «вторым» смыс-лом. Прокуратор знает, что Иуда не «очень добрый и любознательный человек», Иуда предает Иешуа. Иешуа предчувствует беду, которая случится с Иудой, но ничего не знает о своей судьбе. У него нет божественного всеведения, он человек беззащитный и хрупкий. Но до последней минуты Иешуа оставался добрым по- настоящему. Он никого не поучал. Он просит у палача не о смерти для товарища, а о простом человеческом: «Дай попить ему». Что говорит Иешуа, умирая на кресте? «Иешуа, у которого бежала по боку узкой струей кровь, вдруг обвис, изме-нился в лице и произнес слово по-гречески: «Игемон». Почему «игемон»? Кто по-слал Иешуа на смерть как избавление от страданий? Понтий Пилат. И его обрекли на бессмертие. Смерть-избавление, которая происходит во время грозы, послана Воландом, в ответ на богохульство и проклятия Левия Матфея. Материал с сайта

Не менее интересны и поучительны события, происходящие в московском мире. Воланд со своей свитой являются из потустороннего мира в московский не случайно. На сеансе чёрной магии Воланд называет причину визита: «Меня инте-ресует, изменились ли горожане внутренне?» Однако он убеждается, что люди ос-тались прежними: злобными и завистливыми, безответственными и ленивыми, жаждущими денег и не верящими ни во что. Поэт Александр Рюхин признаётся: «Ни во что я не верю, о чём пишу».

И, конечно же, в таком мерзком мире нет места Мастеру. Поэтому Воланд набрал Мастера и его возлюбленную Маргариту к себе, в потусторонний мир. Только здесь он обрёл бессмертие и покой. Но не свет.

Человек должен изменить себя, и тогда появится смысл жизни. Живёт тот, кто любит. Ещё одна библейская тема. Люби отца и мать, ближнего своего, врага своего. А в романе Булгаков показал, что может совершать любовь. Маргарита спасла Мастера.

Много вопросов задал писатель в своей книге. И каждый из нас должен найти свои ответы, свою истину. Размышляя о романе «Мастер и Маргарита», невольно задаёшь себе булгаковский вопрос: «Если Бога нет, то кто управляет жизнью?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мастер и маргарита - библейские мотивы анализ
  • цели задачи проекта библейские мотивы в романе булгакова мастер и маргарита
  • тема библии в романе мастер и маргарита
  • библейские мотивы в романе мастер и маргарита сочинение
  • Шаркающей кавалерийской походкой в десять часов утра на балкон вышел...