Личные данные для портфолио ученика образец. Образец портфолио.

Добрый день уважаемый посетитель нашего сайта. Если ваш ребенок ученик начальной школы - эта статья может быть вам интересна. Наши дети посещают одну из гимназий г.Минск. И уже в первом классе мы столкнулись с тем, что оказывается ученику нужно иметь портфолио. То, что конечно делать его будут родители, а не ученик, школе не интересно. Так или иначе было два варианта: первый и самый простой вариант - скачать готовое портфолио ученика на одном из многочисленных сайтов предлагающих такие услуги. Однако в этом случае портфолио соседа по парте может оказаться близнецом портфолио вашего любимого ребенка, чего наши родители допустить не могли. Второй вариант - проявить фантазию, и дать ребенку чуть чуть вам помочь, а заодно и получить новые навыки. Есть конечно и третий вариант - обратиться к профессионалам, но мы решили, что совместная работа по созданию портфолио ученика начальной школы даст дополнительный импульс развитию отношений с детьми и позволит им почувствовать себя самостоятельными.

Что необходимо, что бы сделать портфолио ученика самостоятельно

•цветной принтер

•навыки работы в Photoshop, Painte

•чуть чуть фантазии и терпения

•общение со своим ребенком

Советы по созданию портфолио ученика начальной школы

Не вносите в портофолии вашего ученика детские фотографий ребенка, где он в коляске, с соской и тому подобное. Понятно, что они вам дороги, но помните, что это портфолио хоть и маленького школьника, но уже взрослого человека. Оставьте совсем детские фотографии для домашнего архива.

Предоставьте своему ребенку сделать какие-нибудь простейшие операции, проставить звездочки, листики, куружочки, поменять фон на страницах портфолио, все то что вы сможете ему показать, а он в сoстоянии сделать.

При написании текста к фотографиям спрашивайте у ребенка, что написать. Первоклассник может сформулировать то, что он хотел бы видеть в своем портфолио. При этом портфолио будет все таки выглядеть не работой взрослого, а работой ребенка.

Обязательно добавьте в портфолио раздел Мои цели, Мои мечты, или совместите Мои цели и мечты например. Спросите у своего первоклашки, о чем он мечтает, кем он хочет стать, найдите фотграфии на эти темы, вставьте в портфолио, подпишите текст. У вас будет еще один повод обратить внимание вашего ребенка, что мечты реализуются через цели. Поставить себе цель и реализовать ее - способ приблизиться к своей мечте. Расскажите своему маленькому ученику, что первоначальная его цель - например, хорошо закончить начальную школу и сдать экзамены для поступления в гимназию, потому что стать, например, "космическим доктором" можно только получив высшее медицинское образование, а для того что бы получить высшее медицинское образование нужно...и так далее. Отсутствие понимание школьников начальных классов да и не только начальных, для чего они учаться в школе - одна из наиболее важных проблем воспитания ребенка.

Содержание портфолио

Приводим содержание из которого состоит портфолио наших первоклашек

1. Давайте познакомимся

2.Моя семья

3.Подготовка к школе - мой детский сад

4.Мой первый класс

5.Мои коллеги и колежанки

6.Мои цели и мечты

7.Мои увлечения

8.Мероприятия нашего класса

9.Мои результаты

10.Сведения о кружках которые я посещаю

Коротко о каждом разделе портфолио

Давайте познакомимся : в этом разделе потфолио необходимо разместить фтографию ребенка крупным планом, желательно в деловом костюме, написать его фамилию и имя, день рождения, место жительства, историю его имени (по желанию).

Подготовка к школе - мой детский сад: в этом разделе портфолио ученика стоит вспомнить о воспитателях детского сада, где ваш ребенок проходил дошкольное обучение. Безусловно, они внесли немалый вклад в ваших детей. Чувство благодарности прививать нужно с детства.

Мой первый класс : все родители имеют фотографии первоклашек на их первой линейке, первом звонке. В этом разделе портфолио можно разместить фото этого события и обязательно фотографии первой учительницы. Естественно все фотографии должны быть подписаны. Разместите какой-нибудь текст, посоветуйтесь с ребенком. Портфолио вы будете делать в то время, когда ваш ребенок будет знать своих однокласников по имени, и сможет вам помочь подписать фотографии, выбрать из всех наиболее для него важные. Может быть небходимо спросить разрешения у родителей одноклассников вашего ребенка о возможности размещения фотографий на страницах портфолио. Все мы разные, и многие очень серьезно относятся к личному пространству.

Мои коллеги и коллежанки : этот раздел может называться мои друзья или мои товарищи. Понятно из названия, что раздел должен рассказать об однокласниках вашего ребенка или о его друзьях вне школы.

Мои цели и мечты : наверно с того времени как ваш ребенок стал осознавать себя как личность, он не один раз рассказывал вам, кем он хочет стать. Каждый год, а иногда и каждый месяц его мечты менялись. Но ближе к школе, ваше чадо уже не столь быстро меняет свои пристрастия. Поговорите, узнайте кем ребенок мечтает стать, заодно напомните ему, что ближайшая для него цель - хорошо закончить начальную школу, что конечно же приблизит вашего ребенка к осуществлению своих мечтаний. Вообще, это очень интересный раздел. Постоянное внимание с вашей стороны к целям и мечтам, научит и ребенка думать, что нельзя пускать все на самотек, мы делаем свою жизнь сами, а цели помогают нам двигаться в правильном направлении.

Мои увлечения : это один из самых интересных для заполнения разделов портфолио. Здесь можно разместить и рассказать о кружках, спортивных секциях, увлечениях вашего ребенка, как он любит отдыхать. Спросите у него, вы можете узнать много нового. Постоянная занятость, проблемы мешают нам общаться с ребенком в том объеме, в каком хотелось бы. Поэтому не упустите момент - портфолио может стать вашим общим делом.

Мероприятия нашего класса : этот раздел стоит разлиновать, как и два последующих. Здесь можно будет записать в каких мероприятиях вашего класса участвовал ваш ребенок, и каких результатов вместе с классом добился: сбор макуляторы, различные спортивные мероприятия, театральные представления - школа в изобилии пестрит такими событиями.

Мои результаты : в этом разделе ваш учитель может отметить результаты вашего ребенка, в него так же вкладываются разного рода тестовые задачи, рисунки вашего ученика.

Ниже то что у нас получилось. В рамках были фотографии, но они вырезаны с целью сохранения личного пространства окружающих людей.

Не каждая школа взяла за правило заводить портфолио на ученика. Пока идея осуществляется в качестве эксперимента. Однако, скорей всего портфолио все таки станет обязательным атрибутом каждого ученика. Я хочу предложить варианты:

1. С чего начать?

Личностное портфолио старшеклассника профильной школы представлено в виде персональных дневников. С их помощью юноши и девушки совместно с психологом, учителем, классным руководителем проводят рефлексивный анализ происходящих с ними изменений на этапе перехода из школьного детства во взрослость.Эти изменения касаются укрепления индивидуальных ресурсов, усиления лидерской позиции как основы будущей сферы профессионал ной деятельности, фокусировки активности на обеспечении будущей жизненной успешности. Текст пособия представлен таким образом, что отдельные его страницы могут быть размножены и использованы как наглядный раздаточный материал для работы на классных часах и занятиях элективных курсов. На основе содержания предложенных материалов педагог и психолог могут формировать различные варианты портфолио по своему усмотрению. Для классных руководителей, психологов, организаторов воспитательной работы в системе школьного и дополнительного образования.

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется, многие разделы из Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

2. Цели и задачи.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах учитель из Санкт-Петербурга Ольга Уханова1:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Вот такой девиз работы с портфолио рекомендуется в начальной школе.
_______________

2 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.

3. Главное не победа, главное - участие!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию3 (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
_______________

3 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность.

4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для «борьбы» с подобного рода обязаловкой и прочими «административными перекосами» существует такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте!

5. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.

5.1. Примерная структура портфолио

Вариант 1. ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ЛИСТЫ
(для самостоятельного раскрашивания)

Последовательность действий
1. Cкачиваем листы-разделители и листы-вкладыши и распечатываем.

2. Черно-белые листы раскрашиваем.

3. Заполняем титульный лист.

4. Вкладываем титульный лист, разделители и вкладыши в папку, дополняем подходящими материалами (подробные рекомендации см. ниже в главе 5.3).

5. Заполняем последний лист «Содержание».

5.3. Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
• «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
• «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
• «Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
• «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
• «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
• «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
• «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

И ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - «СОДЕРЖАНИЕ»

Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.

6. Важно помнить.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Постепенно «человек для сообщества» уступает место «человеку для себя». Заметили? Поэтому одной из целей педагогики сейчас стало воспитание в ребенке не общественных абстрактных потребностей, а то, что ему нужно лично для его самореализации.

Портфолио изначально было задумано, как коллекция художественных работ. Для него отбирались лучшие работы, чтобы подчеркнуть художественную эволюцию автора. Портфолио в образовании преследует две цели - отразить репрезентативность и прогресс в обучении. Разберемся, как сделать портфолио для школьника 1 класса.

Новым инструментом оценки успеваемости, который эффективно используется, является портфолио ученика. Для того чтобы правильно создать его, для начала необходимо определить цель. А она должна быть связана с тем, как вы планируете портфолио использовать. Например, для диагностики успеваемости ученика и овладения им определенных навыков в течение длительного времени.

Участие ученика необходимо в процессе формирования портфолио. Важно, чтобы вы вместе с ребенком выбрали то, что будет в нем находиться. Конечно, в портфолио должно быть несколько обязательных разделов, но две или три его части ученик может подобрать по своему желанию.

Как же правильно сделать портфолио для школьника? В принципе, нет какой-то обязательной официальной его модели. В нашем случае, исходя из целей, которые преследуются, портфолио условно можно разделить на две части.

Первая - формальный структурированный раздел. Здесь будет содержаться общая информация об учащемся, а также могут быть собраны все замечания и указания, касающиеся учебного процесса с соответствующим оцениванием. Сюда же можно поместить результаты взаимодействия учителя и родителей с указанием предложений в отношении дополнительных образовательных мероприятий. Также в этой части могут записываться важные результаты внеклассного опыта ученика.

В неформальной части могут быть собраны материалы индивидуальной работы ученика или результаты занятий в группах, а также школьных значимых тестов.

Формирование портфолио - процесс не одномоментный, а накопительный. Это может быть подшивка с большим количеством прозрачных структурированных папок. Портфолио в начальной школе становится единым для всего четырехлетнего периода или состоит из четырех томов - по одному на учебный год.

О том, как сделать портфолио для первоклассника самостоятельно, читайте дальше.

Рассмотрим, как сделать портфолио для школьника своими руками с помощью фотошопа.

Для его создания мы обладаем массой возможностей. Во-первых, можно просто приобрести готовый шаблон в любой книжной лавке, где, кстати, попутно стоит купить и папку с прозрачными файлами для накопления материалов. Во-вторых, в Интернете есть великое множество шаблонов портфолио, как говорится, на любой вкус и цвет. Вам остается только скачать его себе на компьютер и распечатать.

Третий вариант - творческий. Вы можете самостоятельно создать портфолио таким, каким себе его представляете, с помощью небезызвестного фотошопа. Для этого сначала вам следует подготовить портфолио в программе Word, то есть создать все необходимые разделы и подразделы, которые потом нужно перенести на макет.

Порядок действий:



Секреты успешного портфолио

Перед началом заполнения портфолио вы должны провести с ребенком вводный инструктаж и объяснить ему такие моменты:

  • Ведение портфолио не означает погоню за достижениями и разочарования от неудач. Здесь, как в спорте, главное - участие. Хотя стараться для результата тоже нужно.
  • Не следует подражать в ведении портфолио своим друзьям. Необходим творческий подход, фантазия и аккуратность. Нужно развивать в себе индивидуальность.
  • Важно учиться радоваться своим успехам, пусть даже небольшим.
  • Не стоит заполнять портфолио в плохом настроении.

Готовое портфолио ученика начальных классов: образец заполнения

Портфолио открывается титульным листом. Здесь указываются персональные данные и помещается фотография первоклассника. Теперь давайте подробно остановимся на каждом разделе.

«Мир вокруг меня». В этом разделе можно поместить следующую информацию:

  • рассказ о себе, своем имени и семье;
  • о близких друзьях;
  • мир увлечений;
  • о своих впечатлениях и приключениях;
  • о доме и школе.

«Мои задачи и цели»:

  • перспективный учебный план;
  • внешкольная работа - занятия спортом, кружки, секции.
  • «Общественная работа»:
  • информация о выполненных поручениях;
  • информация об участии в жизни школьного коллектива.

«Достижения». В этом разделе материалы необходимо размещать в хронологическом порядке, чтобы было проще отследить прогресс личных достижений:

  • лучшие творческие работы;
  • положительные отзывы учителей;
  • дипломы и награды;
  • участие в школьных олимпиадах и конкурсах.

«Материалы по учебе»:

  • письменные работы (можно распределить по предметам);
  • результаты значимых тестов.
  • «Взаимодействие учителя и родителей»:
  • предложения в отношении дополнительных образовательных мероприятий;
  • информация о дисциплине поведения.

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста

в рамках внедрения ФГОС НОО

Портфолио может быть оформлено, как в готовых шаблонах (готовые папки «Портфолио» представлены в неограниченном количестве в книжных магазинах, в д. к. Н. К. Крупской. Главное, если покупаете готовое портфолио, наличие рубрикаторов по вышеуказанным разделам,

Можно изготовить свое портфолио. Варианты так же самые разные: можно найти в интернете готовые шаблоны с цветными картинками, в которые можно вставить свое фото, сделать свои записи…

Варианты оформления портфолио представлены в широком формате в интернете!!!

Можно сделать полностью свое портфолио по оформлению (это для тех, кто любит заниматься творчеством, изготавливает различные поделки…)

Главное – ЖЕЛАНИЕ! Не стоит торопиться, можно оценить уже существующие портфолио (у знакомых, родственников, в интернете) – сделать что-то свое.

Лучше делать сразу что-то достойное, чем в дальнейшем переделывать работу!

Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Цели формирования портфолио : Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Структура портфолио: Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности. Примерная структура портфолио: 1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. 2)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: · "Мое имя" - информация о том, что означает имя , можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя . Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. · "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. · "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). · "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. · "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. · "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. · "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы" . При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. 3)РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" 4)РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 5)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки , сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! 6)РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. 7)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" 8)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений. 9)РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ" Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. Важно помнить. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Предварительные результаты

ОЙ МИР

МОЯ УЧЕБА

МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА

МОЕ ТВОРЧЕСТВО

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички

РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.

РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»

В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»

Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»

Портфолио - это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, собирает, как в копилку, свои достижения и успехи в учебной и внеучебной деятельности, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост. Предлагаю ознакомиться с вариантом оформления портфолио учеников нашего класса.

Поступление в школу - знаменательное событие для ребенка и важный этап жизни. Первая учительница, новые друзья, впечатления. Малыш взрослеет, теперь отношение и требования к нему будут несколько иными - статус ученика во многом очень обязывает. Чтобы школьник стал более дисциплинированным, узнал себя лучше и умел рассказать о своих достижениях, ему рекомендуется весь учебный год заполнять портфолио первоклассника вместе со взрослыми. Такая работа позволяет ребенку действительно увидеть собственные успехи и научиться их анализировать, а родителям - эффективно участвовать в школьной жизни дома.

Что такое портфолио первоклассника

Собрание специально оформленных сведений о человеке, изучив которые, можно сделать выводы о его профессиональных или личных качествах, уровне специальной подготовки и достижениях, называется портфолио. Обычно оно служит инструментом самопрезентации творческих людей - дизайнеров, художников, фотографов.

В начальной школе это специальная папка или альбом, содержимое которого отражает развитие знаний малыша, а также дает информацию о его характере, увлечениях и ближайшем окружении. Как оформить портфолио первоклассника, расскажет классный руководитель - в разных школах стандарт заполнения может различаться в зависимости от методов или предпочтений педагогов, но часто красочная папка предоставляет хорошие условия для творчества и самовыражения ребенка. Это своеобразная книга его достижений, которая будет для маленького человека еще одним стимулом к развитию.

Зачем нужно портфолио

В систему школьного образования этот инструмент более гуманного оценивания без отметок пришел совсем недавно. Многие родители не понимают значения такого нововведения и видят в нем только дополнительную нагрузку на ребенка. Между тем, заполнение портфолио первоклассника дает им лишний шанс лучше понять дочь или сына - совместное творчески проведенное время очень сближает.

Красочно оформленные листы помогают начинающему школьнику получить некое материальное подтверждение своего развития, увидеть разницу и установить связь между представлениями малыша о себе и оценкой окружающих. Здесь хранятся сведения об успехах ребенка, адаптации его в обществе, творческих способностях.

Кроме того, портфолио дает возможность определиться с дальнейшими планами развития знаний малыша педагогу и хранит информацию об уже пройденных этапах обучения. Оно заочно знакомит его с семьей ученика, привычками, увлечениями, целями, ожиданиями.


Задачи портфолио

  1. Наблюдение индивидуальных достижений школьника в изучении предметов и общественной жизни.
  2. Демонстрация способности практически применять полученные знания.
  3. Мотивация и поощрение.
  4. Развитие способности ребенка к объективной оценке своих навыков и возможностей.
  5. Формирование и развитие умения ставить цели, планировать и организовывать их достижение.
  6. Коммуникация с родителями и педагогами.
  7. Анализ, регуляция и коррекция поведения и поступков.

Полезные навыки самопрезентации

Создание благоприятного впечатления о себе в коллективе - очень нужный навык. При поступлении ребенка в школу он попадает в совершенно новую среду, где приходится взаимодействовать с огромным количеством малознакомых людей. Ребенку необходимо гармонично вписаться в это общество и эффективно взаимодействовать с ним.

Первое время малышу очень поможет легче познакомиться с ребятами из класса и педагогами портфолио первоклассника. Для мальчика или девочки красиво оформленная страница из альбома с описанием его увлечений и кратким рассказом о себе может послужить основой для первого разговора, а постепенные дополнения добавят малышу уважения среди сверстников. В новом коллективе бывает обычно трудно рассказывать о себе из-за стеснения.

Благодаря систематическому обновлению папки ребенок научится грамотно преподносить информацию о достижениях и своих сильных качествах, что благотворно повлияет на самооценку, будет вызывать интерес к его личности, поможет найти единомышленников и друзей.



Главные правила создания

  1. Осознанный подход и знание целей составления.
  2. Только достоверная и комфортная для малыша информация.
  3. Максимальное отражение личности ребенка в оформлении.
  4. Выбор только лучших достижений, рисунков и работ для альбома вместе с ребенком.
  5. Творческий подход. Проявление индивидуальности.
  6. Только совместная работа малыша и родителей. Взаимопомощь.
  7. Добровольность - принуждение неприменимо.

Перед началом учебного года лучше сходить в выбранную для ребенка школу и поинтересоваться, нужно ли портфолио. Образец предоставят вместе со списком других необходимых материалов для обучения.

Самый быстрый и экономичный способ для очень занятых родителей приобрести заветный «альбом достижений» - это заказать его на многочисленных сайтах. Несколько минут поиска, загрузка, если необходимо, любимых фотографий ребенка, печать на принтере - и яркий свидетель успехов малыша готов. Шаблон красивого портфолио первоклассника, образец заполнения которого и подробные инструкции будут приложены к заказу, стоит выбирать вместе с ребенком. Дизайн должен нравиться малышу, чтобы работа с этим инструментом была наиболее приятной и эффективной.


Своими руками

Создать альбом достижений вместе с родителями - это самое творческое решение. Если в школе отсутствует стандарт оформления, можно найти картинки с любимыми сказочными героями, вооружиться ножницами и сделать собственное уникальное творение, которое будет служить повзрослевшему ученику хорошим напоминанием о детских успехах. Портфолио первоклассника для девочки вовсе не обязательно стандартно оформлять в розовых тонах. Лучше проявить фантазию и создать что-то, что поможет ярче проявить ее индивидуальность. Для формирования основы достаточно нескольких листов, где будут размещены главные сведения о малыше. Их необходимо создать до поступления ребенка в школу.

Титульный лист

Содержит ФИО ребенка, фотографию, наименование учебного заведения, класс и контактную информацию. Пусть будущий ученик выберет свое любимое изображение, чтобы показать себя именно таким, как себя видит и хочет представить в портфолио первоклассника. Образец заполнения может показать учитель.


Мой мир

Раздел включает в себя несколько листов с описаниями фактов и представлениями ребенка об окружающей реальности:

  1. Имя (происхождение и что означает, известные личности, которых зовут так же).
  2. Семья (рассказ о ее истории в целом или о каждом родственнике в отдельности).
  3. Город (любимые места, схема пути из дома в школу).
  4. Друзья.
  5. Характер (привычки, особенности).
  6. Увлечения (секции, хобби, кружки) и другие.

Цели

В этом разделе ребенок делится своими ожиданиями от учебы, что помогает ему развивать важное умение постановки и достижения целей. Можно оформить это в виде списка с изображениями задуманного, но интереснее создать красочный фотоколлаж, где малыш будет окружен результатами будущих достижений.

Начало учебного года

После поступления в школу у ребенка появляются другие интересы и обстоятельства. В жизни маленького ученика происходят некоторые изменения. Для правдивой и полной характеристики малыша портфолио первоклассника дополняется новыми разделами, которые рассказывают об этих преображениях.


Моя учеба

Здесь будет размещена информация о любимых уроках, таблицы, графики динамики развития навыков письма, счета, чтения, отметки. В этот раздел вкладываются контрольные работы и результаты тестов.

Интересы

Блок посвящен внешкольным мероприятиям: посещениям театров, музеев, экскурсиям, кино, походам.

Творчество

Достижения

Дневник успехов в учебе и других занятиях. Блок для хранения дипломов, благодарственных писем, грамот. Малыш тут может увидеть, как его старания приносят плоды. Это научит его видеть связь между своей деятельностью и ее результатами.


В зависимости от требований школы наименования разделов и их количество изменяются. Возможно, появятся новые страницы, на которых ребенок расскажет о своих успехах в творчестве и познании мира. В самом начале учебы помощь родителей в оформлении портфолио первоклассника просто необходима, но постепенно ученику нужно начинать делать это максимально самостоятельно.