Анатомия в искусстве. Анатомия лица: ракурсы, эмоции, расы. Необходимые материалы и инструменты

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил. М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе. О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.

А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Люди которые впервые пробуют нарисовать руки человека сталкиваются с рядом трудностей. Как понять форму рук? Как усвоить закономерности в их строении? В этих вопросах помогает разобраться пластическая анатомия для художников. В данной статье я сделал ряд анатомических рисунков, набросков и схем, которые помогут начинающим художникам понять основы и обратить внимание на ключевые аспекты. Я постарался изложить этот материал максимально просто и по существу. Не исключаю, что где-то мог допустить небольшие неточности, но суть от этого не меняется.

1. Основные названия

Руки состоят из трех основных частей:

  • плечо;
  • предплечье;
  • кисть.

Предплечье состоит из двух костей:

  • локтевая кость (утолщение у локтя);
  • лучевая кость (утолщение у запястья).

Основные мышцы:

  • дельтовидная мышца (поднимает всю руку);
  • бицепс или двуглавая мышца плеча (сгибает руку в локте);
  • трицепс или трехглавая мышца плеча (разгибает руку в локте);
  • мышцы отвечающие за движение кисти, пальцев и вращение предплечья с кистью (пронацию-супинацию).

Две основные группы мышц предплечья:

  • со стороны наружного надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (а), в состав которой входят разгибатели кисти и пальцев;
  • со стороны внутреннего надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (б), в состав которой входят сгибатели кисти и пальцев;
  • эти две мышечные группы хорошо заметны и отчетливо разделены локтевой костью.

2. Анатомическое строение руки. Основные мышцы

Форма руки зависит от формы костей и мышц. Поэтому в процессе рисования человека нужно обращать внимание на анатомическое строение рук. Важно «видеть» какие мышцы где находятся. Для понимания пластической анатомии могут помочь следующие рисунки, на которых изображены скелет и мускулатура. На каждом таком рисунке я добавил схему, в которой выделил цветом ключевые, хорошо заметные мышцы. Эти мышцы ярко выражены, поэтому должны просматриваться в рисунке человека. Конечно, мускулатура женских рук будет более утонченной и миниатюрной, чем мужских. К тому же есть люди полные, а есть худощавые и «жилистые». Это значит, что и мышцы у них будут тоже разные. Но обозначенные в рисунках основные мускулы будут просматриваться в той или иной степени у каждого человека.

3. Пронация и супинация

Если остановиться и обратить внимание на то, как движется кисть руки, то можно заметить, что она способна вращаться. Т. е. мы можем повернуть руки ладонями кверху, а можем повернуть ладонями книзу. Если кверху — то это положение руки называется супинацией. А если книзу — то пронацией. При этом лучевая кость предплечья перемещается вокруг локтевой кости. Для наглядности я сделал условно-схематичный рисунок, показывающий как это происходит.

В процессе рисования нужно постоянно сравнивать размеры. Это помогает правильно передавать пропорции. Рисунок руки — не исключение. Если говорить о предплечье — то в самой широкой его части сосредоточены брюшки мышц, а в самой узкой — сухожилия (хотя и некоторые мышцы там тоже есть). Зная эту особенность, рисовать руки человека будет проще.

5. Плечо и предплечье расположены под углом относительно друг друга

Когда человек держит руку прямой, то рука абсолютно прямой все равно не будет. Это объясняется тем, что плечо и предплечье расположены под углом друг ко другу.

6. Соединение плеча и предплечья похоже на соединение звеньев цепи

Пример с цепью очень помогает понять форму рук. Как повернута широкая часть плеча относительно самой широкой части предплечья? Это хорошо видно на схематичном рисунке. Если запомнить данную особенность строения руки, то дальнейшее рисование рук будет даваться намного проще.

Локтевой сустав обеспечивает подвижное соединение плечевой кости, локтевой и лучевой. Принцип его работы хорошо виден на схематичном рисунке. Головка локтевой кости похожа на гаечный ключ. Соединение лучевой и плечевой кости напоминает шарик и чашечку, потому что лучевая кость вращается вокруг локтевой, а также двигается вверх-вниз, как и локтевая кость, обеспечивая сгибание руки в локте.

8. Три видимых точки в локтевом суставе

Некоторые начинающие художники могут спросить: «Зачем нужно знать строение сустава, если его все равно не видно?» Ответ прост — сустав влияет на форму руки, на её движения, а также видны три его элемента. Внутренний мыщелок, наружный мыщелок и головка локтевой кости. Если локоть и внутренний мыщелок видны в большей или меньшей степени при любом положении руки, то наружный мыщелок заметен при согнутой руке. Когда рука прямая — он прячется в ямке. Эти нюансы влияют на внешний вид руки, поэтому важен в рисунке.

9. Рисунки рук карандашом

После изучения анатомических особенностей, нужно уметь применить знания на практике. Поэтому в заключении данной статьи, я привожу в качестве примера рисунки карандашом, в которых руки человека изображены в различных положениях. Обратите внимание на штриховку. Она как бы повторяет форму мышц руки, огибая поверхность. Это важный момент в технической стороне рисунка. Если же говорить о светотени, то как на всей руке, так и на отдельных мышцах нужно научиться видеть свет, полутень, тень — также как в рисунке кувшина или геометрических фигур. Однако, чтобы рисунок стал уверенным и профессиональным, нужно много тренироваться. Необходимо время, чтобы обрести навыки в рисовании.

Если раньше строение человеческого тела было известно немногим, а для его изучения существовали лишь анатомические атласы, то сейчас все намного проще: составить представление о том, что же находится у нас внутри, можно, скажем, в картинной галерее или на модном показе. Более того, авторы предлагают нам познакомиться с анатомией существ, которых даже не существует в природе! В этой статье – подборка вариаций на тему анатомии в современном искусстве.


Испанский художник (Fernando Vicente) создает картины на различную тематику, но серия произведений «Anatomy Portraits» стоит в его творчестве особняком. Многим его работы кажутся отвратительными, но ведь они всего лишь показывают человека таким, каким он есть на самом деле – изнутри.


Джейк Паркер (Jake Parker) вдохновился просмотром анимационного фильма «Тачки» и решил, что его герои просто не могут быть неодушевленными кусками железа. Так на свет появилась анатомическая иллюстрация, где «Молния МакКуин» предстал в виде живого существа с внутренними органами.


Джейсону Фрини (Jason Freeny) также не дают покоя мультяшные герои. Как бы выглядели скелеты рыбки Немо или инопланетянина из «Истории игрушек», если бы они были настоящими? Для ответа достаточно лишь взглянуть на скульптуры автора.


«Овощи – это все, что требуется вашему телу», - утверждает Международный вегетарианский союз и для наглядности иллюстрирует этот постулат в своей рекламной кампании.


Бельгийский уличный художник умудряется сочетать в одном изображении и внешний облик животного, и то, что находится у него внутри. Все зависит лишь от того, под каким углом зритель смотрит на граффити.


Мир моды, как обычно, тоже не остается в стороне. Чего только стоит коллекция «Мечтательная анатомия» (Rachel Wright): по ней можно изучать строение человека не хуже любого учебника!


Девушка Сара из Торонто, выбравшая для себя ник beatblack, занимается созданием бижутерии из полимерной глины. Наверное, носить кулоны в виде пищеварительного тракта или запонки в виде головного мозга осмелится далеко не каждый, но ведь и оригиналов среди нас хватает – иначе бы украшения beatblack не пользовались спросом.


В Нидерландах есть удивительный музей Corpus – единственный в мире музей человеческого тела. Во время экскурсии посетители словно попадают в середину организма человека и могут увидеть, услышать и почувствовать его работу. Особая реалистичность достигается благодаря звуковым эффектам и технике создания трехмерного пространства.

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека . Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников , которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей , обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы , которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица .

Это все скелетные мышцы . Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон , каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки . Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.