Конспект урока по изо "рисование натюрморта". План-конспект урока по живописи на тему,,Натюрморт из предметов различных по материалу".6 класс Натюрморты, выполненные обучающимися изостудии "Живопиь"

Соловьева Оксана Валерьевна

МАОУ ДОД «ОДШИ № 3» г. Братска

Преподаватель изобразительного искусства

г. Братск, Иркутской области

Предмет: живопись. 4 класс, возраст учащихся 14 -16 лет.

Тема урока :Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи)

Время - 9 часов

Цель урока : Изучение новой живописной техники.

Задачи урока :

Гармоническое решение композиции.

Богатство нюансов.

Имитация техники масляной живописи.

Материалы и оборудование: Учебная постановка, школьная доска, фломастер, наглядные пособия – этапы выполнения работы, работы учащихся. Бумага Ф А4 - тонированный, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти, магниты. ПВА, наждачная бумага.

Материалы для учащихся : планшет 35х54 обтянутый бумагой «ватман», ПВА, наждачная бумага, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти.

План урока:

Проверка готовности к уроку. 1 мин.

Подготовка планшета. 20 мин.

Объяснение этапов работы. 15 мин.

Выполнение работы: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы 24 мин.

Ход урока:

Проверка готовности к уроку.

Подготовка планшета. Обработать планшет наждачной бумагой имитируя холст (сверху вниз и слева направо). Важно проводить наждачной бумагой по одному месту только один раз и от края до края, только так можно создать вид холста. Для грунтовки планшета развести водой до полупрозрачного тона немного коричневой гуаши, добавить клей ПВА из расчета 10 к 1 (10 разведенной краски и 1 часть клея ПВА), и покрыть планшет тонким слоем этой краски.

Объяснение этапов работы. Техника масляной живописи отличается от акварельной и гуашевой живописи. Техника масляной живописи основана на определенном зрительном восприятии человека предметов на свету и в тени. На свету все предметы кажутся плотными, осязаемыми и объемными. В тени или полумраке предметы теряют вещественность и кажутся слегка прозрачными, в тени также менее различимы цветовые нюансы. Соблюдая эти законы восприятия можно легко создавать картины с глубоким пространством.

Выполнение подготовительного рисунка под живопись. На планшете намечаем контуры предметов натюрморта, стараемся не использовать резинку. Подготовительный рисунок выполняется в следующей последовательности: наметить общую массу натюрморта; разделить на отдельные предметы, учитывая пропорции этих предметов и их соотношения между собой; выполнить построение предметов; наметить плоскость стола и драпировки. После того как выполнено построение наметить падающие тени и расположение теней собственных. Проверить подготовительный рисунок.

Подмалевок: Работу красками начинаем с акварели – она хорошо имитирует лессировочные (прозрачные) масляные краски, тени и полутени пишем в полную силу со всем богатством цветовых оттенков, свет закрашиваем, как и полутени. На этом этапе живописная работа будет выглядеть как в полумраке – без света.

Корпус: Гуашью писать начинаем с самых светлых мест в натюрморте, постепенно прописывая все освещенные места. Важно не закрашивать всё наглухо гуашью, а оставлять между мазками небольшие промежутки (как мозаика)

Выполнение работы под руководством преподавателя: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы с обсуждением 24 мин.

Список литературы:

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир! Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1993.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.

И учеба и игра. Изобразительное искусство./ М.В. Трофимова, Т.Т. Тарабарина.- Академия развития.- Ярославль. 1997.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. Пособие / М.Т. Ломоносова.- М.6 ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 202, (6) с.6 ил.

Тарасевич Г., Аксёнов Ю., Закин Р., Кригер Ф. Рисунок и живопись.- 1971.

Пример выполненной работы.

Методическая работа. План-конспект открытого урока по теме:

«Декоративный натюрморт с использованием линии и пятна» во 2 классе художественного отделения ДШИ

Цель урока: организация цветового пространства. Равновесие и гармония цвета. Найти и составить динамическую композицию.
Тип занятия: комбинированное.
Количество часов: 6 часов.
Продолжительность урока: 45 минут.
Задача урока: выполнение композиции декоративного натюрморта с использованием линии и пятна на листе формата А3, используя изобразительные средства по выбору учащихся.
Оборудование:
Для преподавателя: работы учащихся прежних лет, методические пособия, дидактические материалы.
Для учащихся: лист формата А3, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаш, ластик, палитра.
План урока:
1 часть. 13 минут. Организационный момент, сообщение учебного материала.
Совместное целеполагание с учащимися, направленное на сбор необходимого и возможного изобразительного и информационного материала к последующей работе над декоративным натюрмортом. Разделить в сознании учащихся тему и цели занятия.
Использовать карты иллюстрации, технологические карты, презентацию о художниках, работающих в декоративной технике, вопросы учащимся.
2 часть. 7 минут.
Подбор колеров для декоративного натюрморта.
3 часть. 20 минут.
Самостоятельная работа (эскизы декоративного натюрморта, основой которого является линия и пятно), работа гуашью на формате А3.
4 часть. 3 минуты.
Оценочно-рефлексивная деятельность с помощью сигналов: красный – «5», синий – «4», зеленый – «3».
Домашнее задание. 2 минуты.
Выполнить упражнение на характеристики цвета «теплый – холодный», «темный – светлый» для декоративного натюрморта гуашью на формате А3.

Ход занятия

Организационный момент : проверка готовности учащихся к уроку, наличия необходимых материалов и оборудования (бумага А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра).
Объяснение нового материала.
Темой нашего занятия является декоративный натюрморт с применением линии и пятна. Сегодня мы с вами вспомним о понятии «декоративность», рассмотрим, как решали вопросы декоративной стилизации в натюрморте знаменитые художники на примере репродукций и презентации. Поговорим о способах декоративной стилизации в натюрморте. Затем вам предстоит практическая работа по закреплению темы нашего занятия. Наша цель – цветовое равновесие и гармония в работе. Прежде чем говорить о новой теме, я напомню, что сначала необходимо составить эскиз для будущей работы. Необходимо составить колеры, цвета в которых будет будущая работа. Вы, конечно, знаете, что стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен быть выстроен в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства, должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной идее. Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может и наоборот за счет усложнения формы и наполнения изображения декоративными элементами. Можно построить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, или взять за основу рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою особенность.



Способы трансформации формы (на примере бутыли). Показ репродукций.
1. Округлить или вытянуть форму.
2. Изменить соотношение пропорций как внутри предмета, так и между предметами.
3. Можно увеличивать или уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки.
4. Соотношение цветовых пятен.

Итак, давайте повторим:
1. Что такое «декоративность»?
2. Как вы понимаете выражение «стилизация предмета»?
3. Назовите способы выразительности предмета?
4. Что значит равновесие цветовых пятен?
Теперь давайте посмотрим презентацию на тему: «Декоративный натюрморт в творчестве художников».Показ презентации.










Итак, давайте с вами закрепим, каких художников вы запомнили из презентации (показ карточек с репродукциями художников).
Сейчас вам необходимо на отдельном листке сделать колер для будущей работы.
Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу на формате А3. Необходимо выполнить эскиз декоративного стилизованного натюрморта с натуры. Можно выполнить в стиле известных художников из рассмотренных нами ране. Необходимо правильно расположить предметы в композиции. Для достижения равновесия можно использовать разделение плоскости на части. Цветовое решение – в контрастно-дополнительных цветах, верно распределить цветовые акценты.

Самостоятельная работа. 20 минут.










Оценочно-рефлексивная деятельность. 3 минуты.
Домашнее задание. 2 минуты. Самостоятельно выполнить упражнение на характеристики цвета.

Литература
1. Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков и др. «Живопись» - М: Владос, 2003г.
2. Алексеев С.О. «О колорите» - М, 1974г.
3. Ануфриев В.Г., Ануфриева Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. «Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна».
4. Беда Г.В. «Живопись» - М: Просвещение, 1986г.
5. Волков Н.Н. «Композиция в живописи» - М: 1977г.
6. Волков Н.Н. «Цвет в живописи» - М: Искусство, 1985 г.
7. Кузин В.С. «Изобразительное искусство», 2 класс – М: Дрофа
8. Манин В.С. «Шедевры русской живописи» - М: Белый город, 2003г.
9. Яшухин А.П. «Живопись» - М: Просвещение, 1985г.

Разработка урока по живописи. Тема:"Рисование натюрморта с натуры"

Урок живописи на тему:"Рисование натюрморта с натуры" 4 класс

Вид занятий: изображение на плоскости.

Тип урока: комбинированный.

Цель: научить правильно конструктивно рисовать предметы несложной формы с натуры.

Задачи:
Закрепить знания о компоновке, пропорциях.
Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости.
Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память.

Наглядные пособия: учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», репродукции картин (натюрмортов) художников П. Класа, В. Хеда, Ж..Б. Шардена.

Оборудование для учителя: эпипроектор; 2 драпировки, ваза (кувшин), яблоко.

Оборудование для учеников: альбом (формата А4), карандаш, резинка.

Использованная литература:
Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись: учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.
Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.
История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. – М.: Изобразит. искусство, 1983.

План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 3 мин.
3. Объяснение – 8 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 28 мин.
5. Анализ работ, оценка – 4 мин.
6. Уборка рабочего места – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы.
2. Репродукции картин художников.
3. Педагогический рисунок.
4. Учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта с натуры».

Ход урока:

1. Организационный момент:
установить дисциплину, проверить готовность к уроку.

2. Беседа.
Тема урока «Рисование натюрморта с натуры», 1 этап – построение.
Что такое натюрморт?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда).
Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника 18 века Жана Батиста Шардена. В чём разница между их натюрмортами?
Излюбленным мотивом работ голландцев был так называемый завтрак – изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или с окороком, хлеб или румяная булка, металлический кувшин, стеклянный бокал, тарелки, ножи. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь.

3. Объяснение.

Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит?
Кувшин, яблоко, 2 драпировки.
Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?
Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.
Как в нашем случае располагаем лист?
Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины). Проведём линию пересечения плоскостей.
Что такое композиция?
Композиция - расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.
Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.

При построении натюрморта обращайте внимание на таблицу «Поэтапное выполнение натюрморта».
Построение кувшина.
Построим ось симметрии.
Что такое пропорция?
Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать.
Каково соотношение высоты кувшина к его ширине?
Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки.
Кувшин делится на горлышко и тулово.
Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово?
Горлышко по форме напоминает прямоугольник, тулово – круг.
Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать, сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина?
Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 4 раза.
На какой высоте находится самая широкая часть кувшина?
2,5 раза помещается в высоту кувшина.
Теперь находим ширину горлышка и основания. Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс.
Как построить эллипс? (Вызвать к доске желающего).
Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией.
По этому же принципу строим эллипсы на горлышке самой широкой части кувшина.
Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются?
Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
Теперь можно нарисовать контур кувшина. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
Кувшин готов.

Рисование яблока.
Какую форму напоминает яблоко?
Яблоко напоминает круг.
Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина?
Яблоко 3 раза помещается в кувшин.
Яблоко чуть ближе к нам, чем кувшин. нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко.

Наметим драпировки. Линии построения можно стереть.
Натюрморт построен.

4. Самостоятельная работа учащихся:
Индивидуальная и коллективная работа с учениками.

5. Анализ работ, оценка:
Коллективный анализ работ.
Домашнее задание: принести кисти, акварельные краски, альбом.

Рисование натюрморта, уроки рисования натюрморта, поэтапное рисование натюрморта, рисование натюрморта акварелью, гуашью.

Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта.

Делаем карандашный эскиз натюрморта на бумаге.

После переноса карандашного эскиза на бумагу средней круглой кистью нанесите на задний план тонкий слой смеси кобальта фиолетового и краплака. Наклоните немного бумагу так, чтобы длинные мазки, проводимые слева направо, смешивались друг с другом. Затем нанесите тонкие мазки этого же тона в отверстиях узора кружев. После того, как краска высохнет, обозначьте тени складок кружевной салфетки смесью разведенного кобальта синего и умбры жженой.

Для получения основного цвета тюльпанов наносите краску с постепенным переходом тонов - начиная от кадмия желтого среднего и постепенно добавляя все больше и больше краплака, и наконец, сделайте мазки чистым краплаком по краям. (При этом поворачивайте и наклоняйте бумагу, чтобы мазки смешивались). Затем нанесите тонкий ровный слой зеленой ФЦ на листья. После этого нанесите маскирующую жидкость на освещенные участки кувшина, чашки. Когда состав высохнет, снова немного наклонитте бумагу и затонируйте левую сторону чашки и кувшина тонким слоем чистого кобальта. Затем продолжайте размывку на кувшине с постепенным переходом тонов, добавляя очень светлый (почти прозрачный) краплак.

Перейдите к фону, нанеся тонкий лессировочный слой разбавленного кобальта фиолетового. Выполните размывку теней на чашке и блюдце кобальом синим, смешанным с умброй жженой. После высыхания краски кадмием желтым средним проведите по ободу чашки и, пока краска еще влажная, добавьте немного сиены натуральной на более темные участки. Затем нанесите лессировочный слой на листья тюльпанов смесью голубой ФЦ, кадмия желтого среднего и сиены натуральной. На затененные стебли нанесите виридоновую зеленую, затем влажной кистью снимите часть этой краски и перенесите ее на более светлые участки стеблей.

На этом этапе нанесите более темные тона: лессировочный слой кобальта фиолетового, смешанного с умброй жженой, на фон и на участки теней а кувшине, чашке и блюдце. Затем усильте тени на кувшине, используя более светлую смесь кобальта фиолетового и капельку умбры жженой. После этого нанесите очень тонкий лессировочный слой кобальта синего поверх световых бликов на кувшине. Часть лепестков тюльпанов затемните кадмием желтым средним, а на другую часть нанесите краплак.

На этом этапе нанесите последний лессировочный слой на фон, используя темную смесь кобальта фиолетового и умбры жженой, так что центр композиции действительно выходит на первый план. Когда все подсохнет, усильте лессировкой тени на переднем и заднем плане.

При написании натюрмортов самым замечательным является то, что можно полностью менять их композицию по своему усмотрению. Вы можете выбирать предметы, которые хотели бы включить в композицию, менять освещение, выбирать место для каждого предмета таким образом, чтобы составить наиболее выигрышную композицию. Располагая предметы, помните, что при правильно составленной композиции взгляд зрителя направлен к ее смысловому центру - фокусу изображения.

Изображение бытовых предметов широко распространено в изобразительном искусстве. Во многих исторических картинах, портретах предметы быта являются важными деталями, подчеркивающими, а подчас и раскрывающими конкретную историческую эпоху, историческое событие. Они помогают понять изображаемый сюжет. Особое значение приобретают предметы быта в картинах бытового жанра и в натюрмортах.

Рисование бытовых предметов особенно ценно тем, что предоставляет широкие возможности для изучения характерной формы, строения, пространственного положения, цветовой окраски окружающих объектов, распределения светотени на их поверхности. Вот почему обучение рисованию начинается обычно с изображения различных предметов быта, причем в определенной последовательности: от простейшей формы до более сложной (комбинированной).

Рисунок натюрморта с драпировкой сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и втом сочетании учебных задач, которые приходится решать.

Усложнение задач в рисунке натюрморта связано также с введением драпировки - важного связующего элемента постановки. Драпировка не только служет фоном, но и дает возможность выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоническое единство в пространстве.

Для этого необходимо знание принципов линейно-конструктивного изображения формы, теориии линейной и воздушной перспектив, владения техникой рисования.

План – конспект занятия по теме

«Натюрморт в контрастной цветовой гамме».

Вид занятия – рисование с натуры.

Цель и задачи :

Цель: углубление представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей.
Задачи:

Обучающая: обучение умению выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен.

Развивающая: развитие творческого воображения.

Воспитывающая: воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения и изысканности цветовых оттенков.

Тип занятия : комбинированное.

Материалы и оборудование:

Для педагога:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
3.Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”

Для учащихся:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; бумага (форматА3).

План занятия:

Организация рабочего места (2 мин);

Обсуждение темы занятия (3 мин);

Рассматривание таблиц и иллюстраций; ознакомление с натурной постановкой, обсуждение хода работы (7 мин);

Самостоятельная работа – исполнение учащимися рисунков (30 мин);

Подведение итогов, уборка рабочего места (3 мин).

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и
фруктов” , с драпировками, контрастными по цвету и светлоте. Повторение пройденного материала

Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “ Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “ Живопись ” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, ”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи: Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых , цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Подготовительный момент

Задача занятия:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять построение и цветовое изображение натюрморта. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (не цветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.

Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический (цветовой). Показываю таблицу на светлотный контраст:


    Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.

Пример контраста по светлоте.

Показываю таблицу на хроматический или цветовой контраст:

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.


Пример цветового контраста

    Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
    а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
    б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
    дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый
    оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
    Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной
    светлотой, т.е. тоном.
    При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
    - объем предметов натюрморта;
    - фактуру предметов (их материальность);
    - плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

Объяснение нового материала
Сегодня на занятии вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов будет состоять, какие навеет настроения.

Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого рисующий работает с красками.

Последовательность выполнения работы:

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта,

На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это изображение натюрморта, образное и цветовое исполнение натюрморта.

Самостоятельная работа.

Итоги занятия.

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ работы.

Уборка рабочих мест.

Заключение. Методические рекомендации.

Для лучшего усвоения конкретных знаний и умений с целью воспитания хорошего художественного вкуса, учащихся, дальнейшего улучшения их эстетического воспитания важно как можно чаще проводить беседы (как отдельные уроки, так и в качестве вводной части к объяснению практической работы), целью которых являлось бы знакомство учащихся с работами лучших мастеров и живописи и рисунка знакомство с их творческим методом. Полезно проводить также разбор работ самих учащихся, устраивать выставки лучших работ.

Натюрморт раскрывает перед учащимися бесконечное многообразие природы. Ребята могут и должны с помощью учителя рисования познать те свойства, т.е. особенности вещей, которые могли бы остаться незамеченными. К сожалению, многие преподаватели, студенты-практиканты при объяснении натурной постановки часто ограничиваются объяснением, как правильно изобразить конструкцию пространственное положение объектов, перспективное сокращение формы, и мало вниманию уделяется на особенности «видеть» в натуре красоту, изящество, грациозность формы, линии, гармоничное сочетание цветов. А если предмет, который школьник должен рисовать, не оказывает на него эмоционального воздействия, то он и к процессу изображения этого объекта относится пассивно, что, несомненно, сказывается на качестве его изобразительной деятельности.

Очень важным фактором является то, что те знания, умения, и навыки, которые получает школьник на занятиях рисования с натуры, расширяются, углубляются, и закрепляются на занятиях остальных видов занятий по изобразительному искусству, и наоборот.

Данная дипломная работа может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках рисования с натуры, на беседе по изобразительному искусству, знакомящей учащихся с различными жанрами живописи, так и в качестве методической разработки к теме «Натюрморт».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЖИВОПИСИ

Тема урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу»

Преподаватель спецдисциплин: Тюренкова Ольга Алексеевна

Место работы: МБОУ ДОД «Брянская детская художественная школа»

Предмет: Живопись

Класс: 6

Тема и номер урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу». Урок 2

Количество часов по теме: 12 ч.

Продолжительность урока: 40 мин

Цели:

а) обучающие:

    закрепить знание о жанре живописи «натюрморт»;

    обучить приёмам выполнения поэтапной работы над натюрмортом с натуры большими цвето-тоновыми отношениями согласно правилам и законам передачи формы, объёма, материальности предметов в живописи;

б) развивающие:

    развитие творческого воображения учащихся;

    развитие образного мышления;

    развитие мыслительных способностей;

    развитие навыков работы кистью;

    развитие мелкой моторики;

в) воспитательные:

    воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись»;

    воспитывать культуру труда, внимание, усидчивость, научить осуществлять самооценку выполненных работ.

Задачи урока: выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта, согласно поэтапности ведения работы над натюрмортом; передать цвето-тоновые отношения больших пятен, тени предметов «собственные» и тени от предметов в натюрморте в смешанной технике работы акварелью.

Тип занятий: комбинированный:

а) объяснительно-иллюстративный (беседа);

б) практический (работа учащихся).

Материалы и оборудование:

для преподавателя:

    Методическое пособие «Поэтапность работы над натюрмортом в технике «акварель» (4 листа).

    Творческие работы учащихся 5-6 классов Брянской детской художественной школы по теме «Натюрморт из предметов различных по материалу».

    Репродукции картин художников по теме «Натюрморт».

для учащихся:

    акварельные краски;

    подготовительный рисунок на бумаге формата АЗ;

    кисти №№ 7, 5, 3;

    палитра бумажная;

    кнопки;

    баночки с водой.

Структура урока:

    Организационный момент - 3 мин.

    Изложение учебного материала - беседа, опрос по теме урока, изучение поэтапности работы над натюрмортом - 12 мин.

    Самостоятельная работа - 20 мин.

    Анализ работы - подведение итогов урока - 4 мин.

    Окончание работы - 1 мин.

ХОД УРОКА № 2

    Организационный момент

Проверка присутствия учащихся. Подготовка рабочих мест к выполнению задания, размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление эскизов, размещение инструментов, красок, палитры, кистей, баночек с водой.

    Изложение задачи урока

Изложение учебного материала - опрос по предыдущему уроку, беседа, изучение поэтапного выполнения натюрморта в цвете по таблице.

Цель: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, научить детей выполнению начала цветового решения натюрморта.

Вопросы учащимся (в ходе беседы).

    Что такое живопись?

«Живопись - вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль».

    Назовите известные нам жанры живописи.

«Портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр».

    Что такое натюрморт?

«Натюрморт - мёртвая натура (франц.). То есть постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода».

Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.

    Что мы видим на этих репродукциях? и т.д.

Теперь рассматриваем наш натюрморт. Даём цветовую и тоновую характеристику предметов натюрморта. Даём характеристику фактуры предметов, из которых составлен натюрморт.

Мы ещё раз убедились, что цвет является основой живописи:

во-первых, цвет можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние;

в-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объём.

Сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения. Учениками выполнен первый этап выполнения натюрморта - графическое построение. Выполнены предварительные эскизы - поиск композиции предметов натюрморта в формате листа. Выполнен предварительный эскиз цветового решения натюрморта.

Принцип работы над натюрмортом в цвете акварелью - от тёмного к светлому. Рассматриваем методическое пособие - «выполнение натюрморта в цвете».

Этап второй. Работа будет выполняться в следующем порядке.

Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности - от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте до самого светлого:

а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону в натюрморте. Это зелёная драпировка, синяя драпировка;

б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности). Это светло-синяя драпировка, чайник, яблоко, лимон;

в) определяем самый светлый предмет в натюрморте - белая чашка из керамики.

Работу ведём по следующей схеме:

    Собственная тень на предмете.

    Падающая тень от предмета на плоскости.

    Рефлекс на предмет + касание с фоном.

    Полутень на предмете.

    Свет на предмете + касание с фоном.

Анализируем последовательность работы в цвете.

Итак, сначала пишем зелёную и синюю драпировки с теневой стороны. Затем пишем складки с теневой стороны на светло-синей драпировке. Потом рассматриваем яблоко и чайник. Эти предметы разные по фактуре и значимости. Начинаем писать собственные тени на чайнике. Чайник металлический, имеет блестящую поверхность. На нём есть тёмные места - ржавчина. Яблоко находится на переднем плане. Пишем собственную тень на яблоке. Затем пишем собственную тень на лимоне. Затем показываем теневые отношения на самом светлом предмете натюрморта - чашке.

Нужно заметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего.

Затем в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее - полутени на предметах и в заключении - освещённые части предметов натюрморта.

В работе идём от самых тёмных и насыщенных теней (собственных и падающих) предметов натюрморта, с учётом среды, к более светлым, не забывая при этом, что при искусственном освещении тени собственные и падающие имеют холодный оттенок.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне и оттенках цвета с учётом того, что, чем предметы ближе к нам - тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета.

Не забываем о том, что мазки накладываем по форме предметов. Все предметы быта представляют собой простейшие комбинации геометрических тел. Обратимся к пособию - работам учащихся. Рассмотрим их. Если предмет напоминает нам форму шара, то мазки кладутся по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность - то по вертикали или горизонтали (под углом) и т.д.

    Самостоятельная работа учащихся - 20 минут, в течение которых учащиеся выполняют первый этап цветового решения натюрморта в смешанной технике акварелью. В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

    Подведение итогов урока -- выставка работ. Выделяются наиболее грамотно выполненные работы. Выполняется анализ работ, разбираются отдельные (типичные) ошибки.

Выставляются оценки за урок.

    Завершение урока

По окончании урока проводится уборка рабочих мест.