"Волшебный холм". Евгения Лоцманова. Высокие награды Евгения лоцманова

В Коломне проходит первая персональная выставка Евгении Лоцмановой - талантливой художницы-иллюстратора, у которой пока не вышло ни одной книги.

Тихо и скромно, в культурном центре "Дом Озерова" первая персональная выставка 27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати.

Взрослые и дети, люди, тонко разбирающиеся в искусстве, и те, кто вовсе не разбирается, - все ходили по выставке Евгении Лоцмановой какие-то озаренные. Глядя на ее иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, А.Н. Толстого, С. Писахова и К. Льюиса, забываешь печальные прогнозы специалистов об умирании отечественного искусства книжной иллюстрации. После открытия выставки художница ответила на вопросы корреспондента "РГ".

Как же получилось, что ты посвятила себя такой тяжелой мужской технике, как литография?

Евгения Лоцманова: Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь.

Ты назвала свою выставку путешествием. Куда же мы отправимся?

Евгения Лоцманова: Мы отправимся в путешествие по сказкам, созданным писателями разных стран. Они несут в себе и яркий национальный колорит, и дух того времени, когда они были созданы. Русские, европейские или восточные сказки требуют разного подхода, разных художественных ориентиров, будь то русский лубок и расписные прялки, иранская миниатюра или европейская живопись XVI -XIX веков.

Твои герои сказочны - таких в жизни не встретишь. Откуда же они к тебе приходят? Из снов, из детства?..

Евгения Лоцманова: Да, в основном из детских впечатлений и каких-то смутных, но очень милых сердцу ассоциаций... Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы.

Евгения Лоцманова: В детстве очень любила волшебные сказки и повести про животных. Позже читала много классики и приключенческой литературы вроде "Трех мушкетеров". Одна из любимейших книг сейчас- "Мастер и Маргарита" Булгакова. Всегда с удовольствием читаю мемуарную литературу, книги, написанные в эмиграции, воспоминания людей, переживших сложнейшие моменты нашей истории. Одна из последних прочитанных - воспоминания художницы Остроумовой-Лебедевой.

Когда ты почувствовала себя иллюстратором?

Евгения Лоцманова: Все началось с чудесной картинки, нарисованной мамой к "Городу мастеров". У нее так здорово получалось, что мне захотелось нарисовать не хуже.

Твоя выставка - это целая сказочная страна. Как бы ты назвала эту страну?

Евгения Лоцманова: Мне запомнились слова Ники Георгиевны Гольц, одной из моих любимейших иллюстраторов, сказанные на встрече с нами, студентами. Она сказала: не нужно никаких выдуманных стран, ведь все самое интересное и волшебное происходит рядом, надо просто это увидеть.

Говорят, что твои предки были иконописцами? Что ты о них знаешь и чувствуешь ли в себе, в своем искусстве, какую-то родовую преемственность?

Евгения Лоцманова: К сожалению, знаю я не много. Мой прадедушка по материнской линии происходил из деревни Егорьевского уезда, где процветал иконописный промысел. В юности прадедушка продолжил семейные традиции, но после революции род занятий ему пришлось сменить. Наверное, и иконопись, и книжная иллюстрация - виды искусства, не слишком допускающие суету, включающие труд достаточно кропотливый, требующий "глубокого погружения" и напряженной душевной работы.

Кто твои любимые художники?

Евгения Лоцманова: Люблю фламандскую и голландскую живопись, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта, Хальса, Вермера. С радостью обращаюсь ко многим мастерам европейской живописи вплоть до конца XIX в. В русском искусстве очень люблю Коровина, Кустодиева, Врубеля, всех "мирискусников". С душевным трепетом отношусь к "Азбуке" Бенуа и книжкам Билибина. И конечно, моя огромная и бесконечная радость - мастера советской книжной графики, чьи картинки нежно любимы с детства: Конашевич, Юрий Васнецов, Маврина, Устинов, Елисеев, Гольц и многие-многие другие. И особенно хочу сказать об иллюстрациях моего дорогого учителя Бориса Аркадьевича Диодорова, которые для меня уже в институте стали настоящим озарением.

Ты пишешь стихи, занимаешься пением, делаешь куклы...

Евгения Лоцманова: Успеваю только маленькую часть от того, что хочется сделать. Но разные увлечения, я чувствую, питают друг друга. Пение русских народных песен вдохновляет на картинки к русским сказкам, если нет времени нарисовать явившийся вдруг образ, о нем где-нибудь в дороге можно написать стихотворение, а создание кукол, работа с объемом, с разными фактурами и материалами помогает легче лепить форму в рисунке.

Часто говорят, что дети равнодушны к книгам, к чтению, что скоро книга умрет. Что бы ты ответила таким скептикам?

Евгения Лоцманова: С помощью компьютерных технологий можно получить информацию, но скорее всего она будет калейдоскопичной. Книга же способна нести целостный художественный образ, который будет воспитывать вкус ребенка, являясь понятным, уютным и осязаемым домиком для слов и персонажей, живущих и действующих в ней, как актеры в спектакле, играемом для одного маленького зрителя и для самых близких его людей.

Прочитай, пожалуйста, что-нибудь летнее из своих стихов для детей.

Евгения Лоцманова: Летнее? Тогда вот это: " Счастливое мычание,/ Кузнечиков трещание,/Душистое встречание / предсумрачной зари,/Медово-ароматное / земли благоухание,/ Ты спи сегодня, солнышко, / а завтра вновь гори!"

Выставка Евгении Лоцмановой открыта до 22 июля 2012 г. в культурном центре "Дом Озерова" (Московская область, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2).


"Сказочный лес"

30 января в Культурном центре «Дом Озерова» состоялось открытие выставки книжной графики «Сказочный лес» , автором которой является художник-иллюстратор Евгения Лоцманова . Основой этой выставки стали иллюстрации к сказке «Волшебный холм» Х. К. Андерсена.Для молодой художницы Евгении Лоцмановой «Волшебный холм» – это вторая изданная книга с ее иллюстрациями, которые просто «оживили» эту сказку, и не могут не вызывать восхищения.

В основе иллюстраций этой сказочной книги – дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания. «Перелистав» страницы этой книги на экране и выслушав краткое содержание сказки, все пришедшие на открытие наверняка захотели прочитать это раннее произведение датского сказочника и поняли, как много значит для книги художник-иллюстратор. Рисунки книги сделаны в редкой на сегодняшний день технике, которую принято считать «тяжелой мужской техникой» – литографии. Из короткого фильма, который прокомментировала сама Евгения Лоцманова, все смогли узнать о трудоемком процессе создания литографии.

Евгении была задана масса вопросов. Обстоятельно отвечая на них, молодая художница очаровала всех своими ответами.По словам Евгении, каждая картина – это отражение души автора, немного детской и наивной; это внутренний диалог со зрителем, приглашение вернуться в прекрасный мир детства.

В этот вечер Евгения принимала поздравления от директора Детской художественной школы им.Народного художника России М.Г. Абакумова Василия Алексеевича Бека, ведь Евгения является выпускницей этой школы. Много добрых слов и воспоминаний было от преподавателя этой школы Надежды Александровны Семеновой. Коломенский художник Геннадий Митрофанович Савинов выразил надежду, что Евгения ещё не раз вернётся в Коломну и удивит её жителей своим творчеством, ведь иллюстрация детской книги для неё сродни дыханию – без него невозможно жить.Кроме тогохудожник и краевед Алексей Алексеевич Фёдоров предложил Евгении посвятить следующие работы Коломне, проиллюстрировав знаменитое произведение И. И. Лажечникова «Беленькие, чёрненькие и серенькие». Сама Евгения особо благодарила свою маму, Наталью Николаевну, которая является для нее творческим и духовным вдохновителем.

Изящные иллюстрации Евгении Лоцмановой позволили всем пришедшим на вернисаж погрузиться в дивный мир книжной иллюстрации. Вместе с автором зрители посетили «Сказочный лес», созданный замечательной художницей, иллюстратором Евгенией Лоцмановой.

Выставка «Сказочный лес» Евгении Лоцмановой станет настоящим подарком для коломенцев и гостей нашего города. Из неё каждый из нас сможет почерпнуть те эмоции и чувства, которые остались на страницах прекрасных сказок, когда-то щедро украсивших наше детство.

Коломна, Московская область

С 30 января в рамках проекта Молодежная творческая мастерская в Культурном центре Дом Озерова работает выставка Сказочный лес, посвященная Году литературы в России. На выставке представлены книжные иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена члена МОСХ Евгении Лоцмановой.

Об авторе: Евгения Лоцманова родилась в 1985 году в Коломне, окончила Детскую художественную школу и выбрала профессию художника-иллюстратора. Рисование с раннего детства было любимым занятием - ведь родственники Евгении по материнской линии были иконописцами в Егорьевском уезде Московской губернии. В 2007 году Евгения окончила Московский государственный университет печати.

Сейчас Евгения Лоцманова – это не только художник-иллюстратор. Она еще пишет детские стихи и мечтает издать книгу, проиллюстрировав ее своими рисунками. Профессии иллюстратора сопутствует и, в какой-то мере, дополняет хобби художницы - изготовление авторской игрушки: кукол и сказочных композиций из различных материалов (папье-маше, паперклей, керамопласт, мохер).

Основная часть работ на выставке – это иллюстрации к сказке Волшебный холм Х. К. Андерсена. Для молодой художницы Евгении Лоцмановой Волшебный холм - это вторая изданная книга с ее иллюстрациями, которые оживили эту сказку, и не могут не вызывать восхищения. Все-таки, как много значит художник для книги!

В основе иллюстраций этой истинно сказочной книги - дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания. Рисунки в редкой на сегодняшний день технике, которую принято считать тяжелой мужской техникой - литографии. Богатый художественный язык и яркие выразительные возможности техники литографии помогли создать сложный, веселый и немного таинственный мир.

Сама Евгения о выбранной технике пишет так: "Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь...Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы".

Иллюстрации… Они, как легкое облако, обволакивают и погружают в сказку, создают необыкновенно волшебную атмосферу. Евгения Лоцманова сотворила маленький мир, населенный существами до того милыми, что сказка Волшебный холм станет у Вас одной из любимых! Думается, что созданные с такой теплотой и любовью иллюстрации не могут не найти отклик в сердцах зрителей. Выставка Сказочный лес - это путешествие по сказкам Х.К. Андерсена, которое вызывает желание прочитать или перечитать дивные сказки датского писателя.

Культурный центр "Дом Озерова"

Московская область, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Проезд:

Из Москвы: от ст. м. "Выхино" автобусом № 460 до ост. "Банк", от Казанского вокзала электричкой до станции "Голутвин", далее трамваем № 3, автобусами №№ 5,10 или маршрутными такси №№ 68, 20 до ост. "Площадь 2-х революций"

"Иллюстратор – сам себе режиссёр, декоратор и актёр. Я проживаю жизнь своих персонажей, передаю характер. Искусство книжной иллюстрации очень родственно театру, иногда хочется, чтобы персонажи выпрыгнули из книги и начали разговаривать".

Лоцманова Евгения

Евгения Лоцманова (р. 1989) - молодой московский художник, выпускница факультета графических искусств Московского университета печати.

Евгения родилась и училась в Коломне, посещала художественную школу. Рисовать начала с раннего детства. Очень любила изображать сказочных персонажей, маленьких зверушек, которые очень часто встречаются в русских народных сказках. В 2002 году поступила в Московский государственный университет печати на факультет книжной графики, так увлечение стало профессией. Все её работы выполнены в лучших традициях русской школы иллюстрации. Сейчас Евгения живёт в Москве.

Трудиться над созданием рисунков к “Сорочьим сказкам” художница начала давно, ещё в 2004 году, но результат появился только через восемь лет. Это связано с выбором техники исполнения, очень сложной и трудоёмкой – литографией. На создание одной картинки, по признанию самой Евгении Лоцмановой, у неё уходит от одного до нескольких месяцев. (Литография – писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также процарапывание иглой, с последующей печатью оттисков на бумаге.)

Вот что сама Евгения рассказывает о работе над “Сорочьими сказками”:

" Сказки Толстого люблю с детства. У него очень сочный русский язык. Здорово почувствовать то время, деревенский быт с избушками, гуляющими гусями во дворе, с конями, гумном, колодцем. Хотелось всё это показать. А литография – очень необычная техника – интересно создавать один эскиз, а потом по-разному варьировать цвет. Это увлекательный художественный процесс, при котором получаются разные эффекты".

Алексей Николаевич Толстой написал «Сорочьи сказки» век назад. Это была его первая прозаическая книга. Счастливому автору только исполнилось 24 года. И книжка его дышала счастьем, что в тогдашней декадентской литературе считалось дурным тоном.

Один Максимилиан Волошин приветствовал ее появление в журнале «Аполлон»: «О “Сорочьих сказках” Алексея Толстого не хочется - трудно говорить. И это самая большая похвала, которую можно сделать книге. Она так непосредственна, так подлинна, что ее не хочется пересказывать - ее хочется процитировать всю с начала и до конца. Эта одна из тех книг, которые будут много читаться, но о них не будут говорить…»

Так и вышло: о «Сорочьих сказках» нет ни отдельных исследований, ни обстоятельной критики. Для читателей и литературоведов они остались в тени громадного «Петра Первого», эпических «Хождений по мукам» и блистательного «Золотого ключика», хотя именно «Сорочьи сказки» - исконно авторские, толстовские, а не переводные или пересказанные. В них ожили те таинственные герои, что населяли деревенское детство впечатлительного мальчика Алеши Толстого.

Ближе всего «Сорочьи сказки», конечно, к «Детству Никиты». Их бы и издать стоило бы однажды вместе, да никто пока не догадался. Там ведь и герои перебегают из одной книжки в другую. Тот же Мишка Коряшонок, кончанские мальчишки и Аверьянова изба - все это перенеслось в «Детство Никиты» из сказки «Снежный дом».

В «Сорочьих сказках» угадывается то веселое, цветистое как лоскутное одеяло, направление русской литературы для детей, которое приведет к появлению Степана Писахова и Бориса Шергина, а через много лет - Юрия Коваля, Геннадия Новожилова, Бориса Сергуненкова...

Но первым сел за шитье этого чудесного одеяла непоседливый юный граф Алексей Николаевич Толстой. Читаешь его сказки и дивишься: как же это, оказывается, вкусно - говорить и читать вслух по-русски! Вон у порога «заурлыкал кот», вдали «заугрюмились деревья», мальчишки схватили санки и побежали «скувыркиваться с ометов». Набегаются, накатаются, и тут: «Кто меня звал? - шибыршнул Угомон под печкой», и рухнет ребятня в глубокий сон. А на другой день протрут глаза и увидят: «в окошке брезжил, словно молоко снятое, утренник…».

Сам ритм толстовского повествования завораживает. Это ритм мальчишеский, удалой и абсолютно безунывный.

Кажется, я слишком медленно приближаюсь к тому поводу, который дал мне возможность перечитать «Сорочьи сказки» и напомнить о них вам. А повод этот - выход толстовских сказок в издательстве «Мир детства» с иллюстрациями Евгении Лоцмановой.

Этого издания долго и терпеливо ждала не только художница, но и все, кто видел ее иллюстрации к сказкам А.Н. Толстого на выставках. Забыть их невозможно. Описать то чувство радости, уюта, возвращенного детства, которое возникает при взгляде на работы Евгении Лоцмановой, очень трудно. И хочется повторить слова, написанные Максимилианом Волошиным сто лет назад по поводу «Сорочьих сказок»: «Подлинная поэзия, как и подлинная живопись, как и подлинная женственная прелесть, не доступны словам и определениям, потому, что они сами по себе уже являются окончательными определениями сложных систем чувств и состояний...».

«Сорочьи сказки» и раньше, конечно, иллюстрировались, но шедевров не было. Что-то не ладилось в отношениях художников с этими с виду такими простыми сказками, что-то главное в изображении ускользало. А Евгения Лоцманова счастливо совпала по мироощущению с писателем, наверное, потому, что принялась за свои иллюстрации в том же возрасте, в каком Алексей Толстой принялся за написание своих сказок. Ей не пришлось придумывать детство, лезть за ним на заброшенный чердак памяти. Оно у нее рядом, только руку протяни. (По секрету скажу: Женя ведь еще в куклы играет - в том смысле, что она мастерит игрушки, и на выставках их можно увидеть.)

Издательство «Мир детства» выпустило книгу с удивительным для наших дней почтением к молодой художнице, еще не имеющей званий и наград. Это почтение выражается и в безукоризненном полиграфическом исполнении, и в том, что ей посвящено предисловие «От издателя». Там о ней сказаны не просто добрые, но и очень высокие слова: «Художница этой книги совершила подвиг… Зовут ее Евгения Николаевна Лоцманова. Запомните это имя». В иллюстрациях Лоцмановой (а исполнены они в труднейшей технике цветной литографии) искусствоведы найдут перекличку с великими мастерами - с деревенскими пасторалями Ефима Честнякова и легендарными «Ладушками» Юрия Васнецова. И, конечно, с работами Жениного учителя, руководителя мастерской книжной иллюстрации в Московском университете печати, народным художником России Борисом Диодоровым.

Евгения Лоцманова создала свой укромный мир, густо населенный детьми и игрушками, насекомышами и зверушками. Там Жар-птица каждый вечер светит как настольная лампа, да еще и сказки сказывает. Там самый сильный зверь - добрый ёжик. Там толстая нянька выводит носом сонные песни. Там бесстрашные дети долгими зимними вечерами играют «в представленыши».

А бесстрашные они, потому что никого не боятся и всех спасают. Так в сказке «Великан» великаном оказывается мельников внучонок Петька, спасший целый городок маленьких человечков и их царя. Запросто так спас. В городке от радости во все колокола зазвонили, а Петька поскреб стриженый затылок и пошел рыбу доуживать.

Вот и Женя Лоцманова подарила нам такую книгу, которую мы будто всегда искали под подушкой и не находили. Подарила, и пошла домой - картинки к Андерсену дорисовывать.

Будем ждать, когда дорисует.

Дмитрий Шеваров