Кто написал обыкновенная история автор. «Роман “Обыкновенная история”. Направление и жанр

Роман был задуман автором в 1844 году. Произведение было впервые зачитано в салоне семьи Майковых. Гончаров внёс некоторые коррективы в свой роман именно по совету Валериана Майкова. Затем рукопись оказалась у М. Языкова, который должен был передать её Белинскому по просьбе самого автора. Однако Языков не спешил с выполнением просьбы, так как считал роман слишком банальным. Рукопись была вручена Белинскому Некрасовым, который забрал её у Языкова. Белинский планировал издать «Обыкновенную историю» в альманахе «Левиафан».

Однако этим планам так и не суждено было осуществиться. Гончаров получил выгодное предложение: он мог заработать 200 рублей за каждую страницу рукописи. Но Панаев и Некрасов предложили писателю ту же сумму, и Гончаров продал им своё произведение. Роман решено было опубликовать в «Современнике». Публикация состоялась в 1847 году. Через год роман вышел отдельным изданием.

Александр Адуев, сын небогатого помещика, собирается покинуть родное имение. Молодой помещик получил достойное университетское образование, которое теперь хочет применить на службе отечеству. Александр оставляет в имении свою первую любовь Сонечку и безутешную мать Анну Павловну, которая не желает расставаться с единственным сыном. Сам Адуев тоже не хочет оставлять привычный уклад жизни. Однако высокие цели, которые он перед собой поставил, заставляют его покинуть родительский дом.

Оказавшись в столице, Александр отправляется к своему дяде. Пётр Иванович уже много лет прожил в Петербурге. После смерти брата он перестал общаться с его вдовой и своим племянником. Александр, кажется, не замечает того, что дядя не слишком рад его видеть. Молодой человек ждёт заботы и покровительства от близкого родственника. Пётр Иванович получает письмо от матери своего племенника, которая просит помочь хорошо устроиться сыну. У дяди не остаётся выбора, и он берётся за активное воспитание племянника: снимает ему квартиру, даёт многочисленные советы, находит ему место. Пётр Иванович считает, что Александр слишком романтичен и оторван от реальности. Необходимо разрушить вымышленный мир, в котором живёт молодой человек.

Прошло 2 года. За это время Александр смог достичь успехов на службе. Дядя доволен племянником. Единственное, что огорчает Петра Ивановича, это влюблённость молодого человека в Наденьку Любецкую. По мнению сурового дяди, «сладостная нега» может помешать племяннику дальнейшему продвижению по службе. Наденьке тоже нравится Александр. Однако чувства девушки не настолько глубоки, как чувства её возлюбленного. Намного больший интерес у Наденьки вызывает граф Новинский. Адуев-младший мечтает о дуэли со своим соперником. Пётр Иванович всеми силами пытается отговорить племянника от роковой ошибки. Дядя так и не нашёл нужных слов утешения. Пришлось вмешаться Лизавете Александровне, жене Петра Ивановича. Только тётушке удалось успокоить молодого человека и отговорить его от дуэли.

Прошёл ещё один год. Александр уже успел забыть Наденьку. Однако от прежнего юноши-романтика в нём не осталось и следа. Адуев-младший всё время скучает и тоскует. Дядя и тётя пробуют различными способами отвлечь племянника, но ничего не помогает. Молодой человек и сам пытается забыться в любви, но у него ничего не получается. Александр всё чаще задумывается о возвращении домой. В конце концов, молодой человек уезжает из столицы. Жизнь в деревне не изменилась, только Соня, первая любовь Адуева, не дождавшись возлюбленного, вышла замуж. Анна Павловна рада, что сын вернулся из Петербурга, и считает, что жизнь в столице подрывает здоровье.

Завораживающий город
Но Александр и в отчем доме не находит покоя. Едва вернувшись, он уже мечтает о переезде в Петербург. После столичных салонов спокойная жизнь в деревне кажется недостаточно динамичной и яркой. Тем не менее, молодой человек не решается на отъезд, так как не хочет огорчить мать. Смерть Анны Павловны избавляет Адуева-младшего от угрызений совести. Он возвращается в столицу.

Прошло ещё 4 года. Герои романа сильно изменились. Тётушка Лизавета стала безразличной и равнодушной. Пётр Иванович тоже становится другим. Из прежнего холодного и расчётливого дельца он превращается в любящего семьянина. Пётр Иванович подозревает у своей жены серьёзные проблемы со здоровьем и хочет подать в отставку, чтобы увезти супругу из столицы. Александр смог избавиться от юношеских иллюзий. Адуев-младший хорошо зарабатывает, добился высокого положения и собирается жениться на богатой наследнице.

Александр Адуев

Романтичность и эгоцентризм – основные черты характера молодого человека. Александр уверен в своей уникальности и мечтает покорить столицу. Адуев-младший мечтает прославиться на поэтическом и писательском поприще и найти настоящую любовь. Жизнь в деревне, по мнению молодого человека, не для такой талантливой и возвышенной личности, как он.

Мечты Александра рушатся одна за другой. Совсем скоро он понимает, что в столице и без него достаточно посредственных поэтов и писателей. Адуев не скажет публике ничего нового. Настоящая любовь также разочаровала молодого романтика. Наденька Любецкая с лёгкостью бросает Александра, чтобы предпочесть ему более выгодную партию. Молодой человек приходит к выводу о том, что мир, который жил в его воображении, на самом деле не существует. Так началось перерождение романтика в обычного циника и дельца, каким был дядя Александра.

Адуев-младший вовремя понял, что он не в силах переделать действительность, заставить её быть другой. Однако он может добиться успеха, пересмотрев свои взгляды и приняв правила игры.

Пётр Адуев

В начале романа Пётр Иванович выступает в качестве антипода своего племянника. Автор характеризует этого персонажа, как человека, который «ледян до ожесточения». Благодаря находчивости и хладнокровию дядя Александра смог неплохо устроиться. Пётр Иванович ненавидит неприспособленных к жизни, сентиментальных и чувствительных людей. Именно с этими чертами характера ему приходится бороться в своём племяннике.

Адуев-старший полагает, что человеком имеет право называться только тот, кто умеет управлять своими чувствами. Вот почему Пётр Иванович презирает в Александре склонность к «восторгам». Все предсказания опытного дяди сбылись. Его племянник не смог прославиться ни в качестве поэта, ни в качестве писателя, а роман с Наденькой закончился предательством.

Дядя и племянник воплощают в романе 2 стороны современной автору России. Страна разделилась на мечтателей, никому не приносящих практической пользы своими действиями, и дельцов, чья деятельность приносят выгоду только им самим. Александр представляет собой «лишнего человека», непригодного к настоящему делу и вызывающего чувство иронии даже у близких родственников. «Лишний» не принесёт пользу своему отечеству, ведь он, по сути, и сам не знает, чего хочет. Пётр Иванович чрезмерно практичен. По мнению автора, его чёрствость также губительна для окружающих, как мечтательность его племянника.

Некоторые критики проводят параллель между «Обыкновенной историей» и «Обломовым», где антиподами являются Обломов и его друг Штольц. Первый, будучи добрым, душевным человеком, слишком пассивен. Второй, как и Пётр Адуев, практичен до чёрствости. Название романа – «Обыкновенная история» – свидетельствует о том, что все описанные в книге события взяты из жизни. Гончаров как бы сам признаёт, что рассказанная им история не уникальна. Превращение романтиков в циников происходит ежедневно. У «лишнего человека» только 2 пути: уйти из этой жизни, как Обломов, или трансформироваться в бездушную машину, как Александр Адуев.

Десятилетие. Это много или мало? Спустя десять лет после публикации Пушкиным его романа в стихах «Евгений Онегин» Иван Александрович Гончаров решил внести коррективы в «героя времени». Он своим разумом постиг веяния эпохи и понимал, что эти мысли и рассуждения должны были вылиться на бумагу...

Новое время… Новые персонажи

Жизнь ускорилось. Страна менялась… Подтолкнула писателя к переосмыслению современности который был кумиром его молодости. Гибель его он оплакивал «как смерть родной матери». Новую книгу задумал молодой Гончаров. «Обыкновенная история» - так называется первый роман начинающего автора. Замысел был грандиозным, и его было трудно недооценить. Объективно был востребован новый роман великой русской литературы XIX века, следующий после пушкинского и лермонтовского! Иван Александрович, работая над книгой, проявил должную проницательность, снабдив свое творение прогрессивной проблематикой, идейностью, противоборством взглядов. Писатель чувствовал: не может далее Евгений Онегин, «лишний человек» в своем Отечестве, отражать реалии развития. Не по силам это было и Печорину.

О людях новой формации решил писать в романе «Обыкновенная история» Гончаров. История создания произведения эволюционна. Следует заметить, что это был первый роман Гончарова. Перед изданием он его читал в семействе Майковых. Затем внес правки, предложенные Валерианом Майковым. И лишь когда произведение восторженно одобрил Белинский, Иван Александрович свой роман издал. Современники, воодушевленные российским литературным критиком №1 (Белинским), охотно покупали новую книгу с надписью на обложке "Гончаров "Обыкновенная история".

Замысел

Свою новую книгу автор как бы решил начать еще в «мире Пушкина», т. е. в классическом имении, где властвовали поместные дворяне, а закончить в уже зародившемся «новом мире» - буржуазном: в среде заводчиков и карьеристов. Гончарову удалось описание этих двух социально-культурных систем, двух последовательных этапов развития русского общества. Заметим, что, реализовав свой замысел произведения, огромный вклад в отечественную литературу сделал Гончаров. «Обыкновенная история» отзывы вызвала разнообразные. Однако все критики сошлись в одном: роман своевременен, правдив, нужен. Кстати, в ходе работы над задуманным сочинением Иван Гончаров сформулировал интереснейшую мысль о том, что все русские реалистические романы XIX века корнями уходят в роман Пушкина.

Из имения Грачи в Петербург

Часть первую своего произведения с иронической сцены начинает повествовать Иван Гончаров. «Обыкновенная история» начинается с оставления одним из главных героев, Александром Федоровичем Адуевым, сыном небогатой поместной дворянки Анны Павловны Адуевой, своего родового имения Грачи. В поместье царит переполох: растерянная любящая мама собирает свое чадо… Сцена эта и трогательна, и иронична.

Читатель вместе с тем имеет возможность заметить типичную картину нереформированной России: крепостное право превратило это помещичье землевладение (говоря языком более позднего романа Гончарова) в «сонное царство». Даже время здесь имеет «свое измерение»: «до обеда» и «после обеда», а сезоны года определяются полевыми работами.

Двадцатилетний Александр уезжает вместе с камердинером Евсеем, которого приставила прислуживать молодому барину Аграфена. В Грачах остались мать, сестра, влюбленная в него Сонечка. В день отъезда Александра за шестьдесят верст примчался друг Поспелов, чтоб на прощанье обнять друга.

По стилю изложения непохожий на типичные книги своего времени пишет роман Гончаров. «Обыкновенная история», герои которой как бы раскрываются в ходе обычного рассказа обычного человека, не похожа на литературное произведение (роман не содержит резюмирований). Содержание книги излагает как будто не автор, а созерцатель, соучастник, современник описанных событий.

О мотивации Адуева

В своем родовом имении Александр заведомо состоялся бы. Если бы он остался в Грачах, то дальнейшая жизнь его была бы, конечно, обустроенной. Благосостояние его, измеряемое собранным урожаем, не требовало усилий. Молодому барину автоматически в этих краях было социально обеспечено безбедное существование. Впрочем, этому литературному образу - молодому помещику - явно симпатизирует автор Гончаров. «Обыкновенная история» поэтому в его описании содержит добрую иронию… Что же влечет его в Петербург? Он, сочиняющий стихи и пробующий себя в прозе, грезит о славе. Им движут мечты. Чем-то он по своему складу напоминает лермонтовского Ленского: наивного, с завышенной самооценкой…

Что подтолкнуло его на столь решительный шаг? Во-первых, прочитанные французские романы. Автор упоминает их в своем повествовании. Это «Шагреневая кожа» Бальзака, «Мемуары дьявола» Сулье, а также популярное «мыльное чтиво», наводнившее в средине XIX века Европу и Россию:«Les sept péchés capitaux», «Le manuscrit vert», «L’âne mort».

То, что Александр Адуев действительно впитал в себя наивные и добрые взгляды на жизнь, взятые из романов, показывает Иван Гончаров. «Обыкновенная история» в эпизодах словоизъяснений Александра содержит цитаты из романов «Зеленая рукопись» (Г. Друино), «Атар-Гюль» (Э. Сю)… С легкой грустью писатель перечисляет все те книги, которыми «переболел» сам в молодости. Потом автор напишет об этом своем произведении, что показывал он в нем «себя и таких же, как он», приехавших в холодный, жесткий, конкурентный Петербург (место, где «делаются карьеры») от «добрых мамочек».

Идея романа: мировоззренческий конфликт

Однако вернемся опять к роману…Во-вторых, Александра привел в город на Неве пример его дяди, Петра Адуева, семнадцать лет назад приехавшего из провинции в Петербург и «нашедшего себе дорогу». Именно о разрешившемся мировоззренческом конфликте вышеупомянутых персонажей и написал роман Гончаров. «Обыкновенная история» - это не просто разный взгляд на жизнь двух людей, это веяние времени.

Краткое содержание этой книги, таким образом, состоит в противопоставлении двух миров. Одного - мечтательного, барского, избалованного ленью и другого - практического, наполненного осознанием необходимости труда, «реального». Следует признать, что писателю Ивану Гончарову удалось заметить и выставить на обозрение читающей публики один из основных конфликтов 40-х годов XIX века: между патриархальной барщиной и зарождающейся деловой жизнью. Им показаны характерные черты нового общества: уважение к труду, рационализм, профессионализм, ответственность за результат своего труда, почитание успеха, рассудочность, дисциплина.

Приезд племянника

Как отреагировал петербуржский дядя на приезд племянника? Для него это было, как снег на голову. Он раздосадован. Ведь на его плечи, кроме обычных забот, письмом от невестки Анны Павловны (мамы Александра) наивно возлагается уход за инфантильным и не в меру пылким и восторженным сыном. Из множества подобных этой ироничных сцен создает роман Гончаров. «Обыкновенная история», краткое содержание которой мы приводим в статье, продолжается чтением послания, написанного матерью Адуева без знаков препинания и присланного вместе с «кадочкой меду» и мешком «сушеной малины». Оно содержит материнскую просьбу «не баловать» сына и присматривать за ним. Анна Павловна также уведомила, что деньгами сына будет обеспечивать сама. Кроме того, в письме содержится более десятка просьб от соседей, которые его знали двадцатилетним парнем до отъезда в Петербург: от просьбы помощи в судовой тяжбе до романтических воспоминаний старой знакомой о сорванных ей когда-то желтых цветах. Дядя, прочитав письмо и не питая сердечной привязанности к племяннику, принял решение оказать ему соучастие, руководствуясь «законами справедливости и рассудка».

Помощь Адуева-старшего

Петр Иванович, удачно совмещающий государственную службу с хозяйственной деятельностью (он одновременно является заводчиком), в отличии от племянника живет в совершенно другом, деловом, «сухом» мире. Он понимает бесперспективность в плане карьеры взглядов на мир своего племянника, что и показывает в своей книге Гончаров («Обыкновенная история»). Краткое содержание этого мировоззренческого столкновения описывать не будем, а лишь скажем, что заключается оно в победе материального мира.

Петр Иванович сухо и деловито берется за приучение племянника к городской жизни. Он обустраивает молодого человека с жильем, помогает снять квартиру в доме, где проживает сам. Адуев-старший подсказывает Александру, как организовать свой быт, где лучше питаться. Дядю нельзя упрекнуть в невнимательности. Он подыскивает племяннику работу, соответствующую его наклонностям: переводы статей на тему сельского хозяйства.

Социальная адаптация Александра

Петербуржская деловая жизнь постепенно затягивает молодого человека. По прошествии двух лет он уже занимает заметное место в издательстве: не только переводит статьи, но и выбирает их, занимается корректурой чужих статей, пишет сам на тему сельского хозяйства. О том, как проходит социальная ориентация Адуева-младшего, повествует в романе Гончаров. «Обыкновенная история», краткое содержание которой мы рассматриваем, рассказывает о произошедших с молодым человеком изменениях: принятии им чиновничье-бюрократической парадигмы.

Разочарования в любви и в друге

У Александра появилась новая любовь, Наденька Любецкая. Сонечка из Грачей уже выброшена из сердца. Александр сердечно влюблен в Наденьку, он грезит ею... Расчетливая же девушка предпочитает ему графа Новинского. Молодой Адуев вконец теряет голову от страсти, он желает вызвать графа на дуэль. С таким вулканом страстей не в силах управиться даже дядя. На этом этапе романа существенный нюанс вносит Иван Гончаров. «Обыкновенная история» рассказывает о том, что романтика из опасного кризиса (возможно, грозящего суицидом) выручает другой романтик - это жена Петра Ивановича, тетя Александра, Лизавета Александровна. Молодой человек уже не безумствует, к нему пришел сон, однако он индифферентен к окружающему. Впрочем, далее его поджидает новый удар судьбы.

Случайно в Петербурге на Невском проспекте он видит друга детства Поспелова. Александр обрадован: ну наконец-то рядом появился тот, в ком всегда можно найти поддержку, в ком кровь не остыла... Однако друг оказывается прежним только внешне: его характер претерпел существенные изменения, он стал неприятно меркантильным и расчетливым.

Как дядя убедил племянника

Александр полностью подавлен морально, как свидетельствует роман «Обыкновенная история». Гончаров, впрочем, далее повествует, как разуверившегося в людях молодого Адуева приводит в чувство его дядя. Он прагматично и жестко возвращает племянника к реалиям жизни, для начала обвинив его в бессердечии. Александр соглашается со словами Петра Ивановича о том, что больше следует ценить тех, кто любит и заботится о нем в реальном мире (маму, дядю, тетю) и меньше витать в мире выдуманном. Адуев-старший последовательно подводит племянника к прагматизму. Для того он постоянно, шаг за шагом (вода камень точит) логически анализирует каждое желание и фразу Адуева-младшего с точки зрения опыта иных людей.

И наконец, в своей борьбе с романтизмом племянника Петр Иванович наносит решающий удар. Он решает показать Александру реальную силу его писательского таланта. Для этого Адуев-старший даже идет на определенные материальные жертвы. Он предлагает племяннику в качестве эксперимента издать его повесть от своего имени. Ответ издательства был сокрушителен для начинающего честолюбивого писателя... Это был, фигурально говоря, выстрел, окончательно убивший в нем романтика.

Услуга за услугу

Теперь и племянник, и дядя говорят на одном деловом, сухом языке, не утруждая себя сантиментами. Благородство изжито из души Александра... Он соглашается помочь дяде в одном достаточно нечистоплотном деле. У дяди проблема: напарник его, Сурков, перестает быть надежным партнером под влиянием страсти. Он влюбляется во вдову Тафаеву Юлию Павловну. Адуев-старший просит племянника отбить у Суркова молодую женщину, влюбив ее в себя, что Александру удается сделать. Однако на этом его отношения с Тафаевой не заканчиваются, а перерастают во взаимную страсть. Романтичная Юлия Павловна обрушивает на молодого Адуева такой поток эмоций, что Александр не выдерживает испытания любовью.

Психологический срыв Адуева-младшего

Петру Ивановичу удается отговорить Тафаеву. Однако Александром овладевает полная апатия. Он сходится с Костиковым, которого ему порекомендовал Петр Иванович. Это чиновник, лишенный всякого духовного мира и воображения. Его удел - релаксация: «играть в шашки или удить рыбу», жить без «душевных волнений». Однажды тетушка, Лизавета Александровна, пытаясь растормошить равнодушного ко всему Александра, просит его сопроводить на концерт.

Под влиянием услышанной музыки скрипача-романтика Александр решает бросить все и вернуться на малую родину, в Грачи. Он приезжает в родное поместье с верным слугой Евсеем.

Кратковременное обретение себя

Примечательно, что возвратившийся «петербуржец» Адуев-младший уже по-другому, не по-юношески идиллически видит уклад помещичьего хозяйства. Он замечает тяжелый и регулярный крестьянский труд, неустанную заботу маменьки. Александр начинает творчески переосмысливать, что многое из переведенного им по агротехнике в издательстве далеко от практики, и берется за чтение специальной литературы.

Анна Павловна же печалится, что душа сына потеряла прежний пыл, а сам он полысел, пополнел, что его поглотил омут петербуржской жизни. Мама надеется, что пребывание в доме вернет сыну потерянное, однако не дожидается - умирает. К главному герою романа, чья душа очистилась страданиями, приходит понимание истинных ценностей, настоящей веры. Однако на этой духовной высоте ему суждено оставаться вовсе не долго. Александр возвращается в Петербург.

В чем заключается "обычность" истории?

Из эпилога мы узнаем, что за четыре года Адуев-младший становится коллежским советником, у него немаленький доход, и он собирается выгодно жениться (его ожидает приданное невесты в триста тысяч рублей да имение в пятьсот душ крепостных).

В семье же дяди произошли противоположные изменения. Адуев-старший приходит в очевидный тупик, куда неминуемо толкает его деловой мир. Ведь вся его жизнь всецело подчинена карьере, предпринимательству, службе. Из-за денежных интересов он полностью отказался от своей индивидуальности, превратил себя в часть единой машины.

Елизавета Александровна потеряла свою романтичность, став спокойной дамой. Она в конце романа превратилась в «домашнее устройство для обеспечения комфорта», не утруждающее супруга эмоциями, заботами и вопросами. Гончаров наглядно показывает, что новое буржуазное общество, точно так же, как и патриархально-феодальное, способно уничтожить личность женщины. неожиданно обеспокоила Петра Ивановича, который желает бросить карьеру надворного советника и уехать с женой из столицы. Он в эпилоге книги бунтует против того общества, проводником интересов которого являлся на протяжении всего романа.

На заметку: не упустите эти сцены романа

  • Есть эпизод, в котором просматривается особое отношение Гончарова к Пушкину. Только-только приехавший в Петербург Александр Адуев идет к Медному всаднику (одному из любимых Александром Сергеевичем мест).
  • Очень романтична созданная Гончаровым картина летнего Петербурга, Невы, авторское описание белых ночей… Эти фрагменты романа высокопробны художественно. Их стоит даже периодически перечитывать. Гончаров - маэстро!

Заключение

Типичную для своего времени тенденцию отобразил в романе Гончаров. «Обыкновенная история» анализирует историческую достоверность и показывает, что в 40-х годах XIX века начался, а в 60-х достиг максимума приток небогатых дворян и разночинцев в Петербург, жаждущих сделать карьеру и состояться профессионально. При этом важнейшим, согласитесь, был моральный аспект. Из-за чего ехал молодой человек: служить Отечеству или просто сделать карьеру любой ценой?

Однако, кроме проблемной составляющей, роман Гончарова имеет несомненную художественную ценность. Она знаменует начало создания русскими писателями-романистами развернутой картины окружающей их действительности. В своей статье "Лучше поздно, чем никогда" Иван Гончаров подсказал читателям (что, к сожалению, не сделали ни Добролюбов, ни Белинский), что три его романа, первым из которых была "Обыкновенная история", по сути, являются единой трилогией об эпохе сна и пробуждения огромной страны. Таким образом, можно сказать, что целостный литературный цикл, состоящий из трех романов, о своем времени создал Гончаров («Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»).

Ксензенко Юлия, Угрюмова Светлана, 10 класс

В работе анализируются "утраченные иллюзии" в роман Гончарова "Обыкновенная история"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Омска

БОУ ДОД г. Омска «Центр дополнительного образования детей «Эврика»

Городская конференция обучающихся 5-11 классов «Шаги в науку»

Направление «Филология»

Тема «утраченных иллюзий» в романе

И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Ксензенко Юлия Александровна,

Угрюмова Светлана Дмитриевна

обучающиеся 10 А класса

БОУ г. Омска «СОШУИП № 72»

Руководитель:

Тонких Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

БОУ г. Омска «СОШУИП № 72»

Омск - 2016

Введение

«Тема эта столь же безгранична, как безгранична наша сама эпоха». Эти слова О. де Бальзак записал по окончании второй части романа «Утраченные иллюзии», когда тема в процессе творчества раскрылась перед писателем во множестве различных характеров и ситуаций. Бальзак сумел сформулировать суть своего века, своего поколения. Утраченные иллюзии как переход от романтики к действительной жизни – это типичная ситуация романов французского писателя. Безусловно, эта тема затронута и у других авторов, в том числе у его современников. Например, у Г. Флобера чётко прослеживается тема в романах «Воспитание чувств» и «Госпожа Бовари».

То, что есть в европейской литературе, не может отсутствовать в русской. Мы выяснили, что эта тема была совершенно естественной для литературы реализма XIX века. На фоне бальзаковской прозы явственно проявляются особенности сюжета романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Тема, вынесенная в заглавие французским писателем, напрямую высказывается в финале истории. «Иллюзии утрачены», - произносит герой. Нам захотелось выяснить, как раскрывается тема краха иллюзий в этом классическом русском романе. Несмотря на широкую освещённость романа в критике и исследовательской литературе, данная тема изучена не полностью. Поскольку слова О. де Бальзака, цитируемые выше, можно отнести не только к эпохе XIX века, но и к нашему времени, мы считает работу актуальной .

Цель исследования – выявить, как раскрывается тема «утраченных иллюзий» в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. Подобрать литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть особенности изучения темы литературоведами.
  3. Проанализировать сюжетные и композиционные особенности романа.
  4. Сделать выводы по исследуемому материалу.

Объектом исследования является роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история», предметом рассмотрения – тема «утраченных иллюзий» в романе.

В ходе исследования были применены методы: теоретический, биографический, метод литературоведческого анализа текста.

Работа состоит из введения, двух глав, в которых даны биографические сведения о творчестве И.А. Гончарова и об истории создания романа «Обыкновенная история», анализа произведения, заключения, списка литературы, состоящего из 14 источников.

Практическая ценность нашего исследования заключается в том, что содержание данной работы может быть использовано в практике преподавания уроков литературы на данную тематику.

Глава 1. Творчество И.А. Гончарова

1.1. Творческий путь И.А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) является одним из самых значительных представителей русской литературы XIX века. Его имя стоит в ряду с мастерами, создавшими русские классические романы: И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским, Л. Н. Толстым. За свою жизнь И.А. Гончаров опубликовал немногое: три романа, путевые очерки «Фрегат «Паллада», несколько рассказов, статей и воспоминания. Несмотря на это, писатель внёс значительный вклад в русскую литературу. Выходившие романы привлекали внимание читателей, вызывали интерес, возбуждали споры и обсуждения. Это происходило потому, что в своих произведениях Гончаров указывал на важнейшие проблемы и явления современности. Именно поэтому он достиг столь высокой оценки в статьях выдающихся критиков той эпохи. « Белинский называл его талант «сильным, замечательным», указывал на «необыкновенное мастерство» Гончарова в обрисовке характеров, на его «чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся» язык. Добролюбов видел в романах Гончарова отражение русской жизни, отчеканенное «с беспощадной строгостью и правильностью... новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».

Начало творческого пути Гончарова связано с его сближением с кружком художника 30-40-х годов XIX века Н.А. Майкова. Гончаров был учителем его сыновей, Аполлона и Валериана, впоследствии ставших поэтами. Этот кружок посещали известные поэты, издатели, редакторы, а также такие писатели, как Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов. Пришедший Гончаров, переживший полосу увлечения романтизмом в период обучения в Московском университете, относился весьма критически к романному мировоззрению. Он стремился к следованию за образцами русской и европейской литературы, переводил прозу Гёте, Шиллера. Особым предметом для его изучения, высшим образцом стала для него проза А.С. Пушкина. В рассказах И.А. Гончарова «Лихая болесть» (1838) и «Счастливая ошибка» (1839) ощущается сознательное стремление следовать традиции пушкинской прозы. В них можно отметить влияние «Повестей Белкина»: чёткие характеристики героев, авторская ирония, точность фраз. Вместе с тем в них, а после и в очерке «Иван Савич Поджабрин» (1842) Гончаров переосмысляет опыт Н.В. Гоголя. Писатель использует в повествовании устную речь, создаёт свободное, непосредственное обращение к читателю, пишет лирические и юмористические отступления.

Гончаров не скрывал, какие литературные произведения захватывали в то время его воображение: но цитировал Пушкина и Гоголя, использовал в рассказе «Счастливая ошибка» эпиграфы из текстов Грибоедова и Гоголя .

Упрочили положение И.А. Гончарова в русской и мировой литературе три романа: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). Нередко исследователи называют их трилогией. Сам И.А. Гончаров говорил об этом: « Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одною последовательною идеею – перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой » .

После выхода романа «Обрыв» автор написал две литературно-критические статьи: «Мильон терзаний» и «Лучше поздно, чем никогда». Дальнейшая творческая деятельность была представлена публицистическими и театральными заметками, статьями, очерками и газетными фельетонами.

В последние годы жизни писатель жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая своё положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег всё написанное в последние годы.

В своих произведениях И.А. Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности и передать внутреннюю напряжённость повседневной жизни. Писатель призывал к активной деятельности, выступал за независимость личности, одухотворённой нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости .

1.2. Роман «Обыкновенная история»

«Обыкновенная история», появившаяся в печати в «Современнике» в 1847 году, была первым опубликованным произведением И.А. Гончарова. Над этим романом он работал в течение трёх лет. В статье автобиографического характера «Необыкновенная история» он писал: «Роман был задуман в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав» .

В рассказе «Счастливая ошибка» Гончаров создал набросок образа молодого романтика – Адуева, и этот образ получил развитие в «Обыкновенной истории». Роман был опубликован после горячего одобрения В.Г. Белинского. Они с писателем сошлись во взглядах на социальный уклад жизни. Оба сознавали с ясностью реальность развития капитализма в России. Гончаров был первым писателем, который посвятил своё произведение проблеме конкретных социально-исторических форм осуществления общественного прогресса. Проницательность автора и новизна его взгляда на историческое развитие русского общества выразилась в соединении, органическом слиянии в его герое, воплощающем Петербург и прогресс, карьерного отношения к жизни и буржуазного предпринимательства с присущим ему денежным подходом к ценностям.

«Обыкновенная история» прочно поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов.

Глава 2. Тема «утраченных иллюзий» в романе И.А. Гончарова

«Обыкновенная история»

«Обыкновенная история» показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени писателем. В романе нашли отражение изменения, которые происходили в России в 30-40-е годы XIX века. Призывая к труду на благо отечества, Гончаров искал вокруг себя тех людей, которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи. Темой романа стала история жизни приехавшего в Петербург провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им наивного романтического мировоззрения. Тему эту дала Гончарову современная ему действительность. Старый крепостнический уклад в тот период начинал распадаться под влиянием капиталистических отношений. Всё больше стали сталкиваться два экономических и социальных уклада. Сущность романтического миросозерцания была присуща значительной части идеалистически настроенной, оторванной от жизни дворянской молодёжи тех лет. Почву, на которой выросло это явление, Гончаров видел в дворянском укладе жизни, барском помещичьем воспитании.

Обыкновенная жизнь представлена в романе как закономерная сила взаимосвязанных этапов развития личности, обусловленного опытом отношений с различными людьми, естественным взрослением, а главное – опытом чувств. «Если не учитывать этот неистребимый романтизм, идеализм гончаровских героев и видеть в этом их свойстве только проявление молодости или внешних влияний, то не понять, почему в 50-е и даже в 60-е годы, когда в литературе романтизм был уже преодолен, изжит и многократно осмеян, Гончаров вновь и вновь обращается к такому герою» . По мнению М.В. Отрадина, в Александре Адуеве романтизм является следствием молодости, т.е. возрастной романтизм. И Л.Я. Гинзбург права, что он не идеолог, а обыкновенный молодой человек. «Наличие в герое изначального «романтического ядра» делает относительными факторы воспитания, возраста, «среды», хотя, конечно, и не отменяет их» . Е.А. Краснощекова пишет: «Идеализм в гончаровском варианте – не знак духовной или иной исключительности, это вечная психологическая примета человека как человека, и произрастает она почве обыкновенной натуры в период её созревания» . Однако к возрастному романтизму не сводится смысл и масштаб конфликта. Адуев-младший принял «правду» Петербурга только по прошествии более чем десяти лет. А «нормальный» романтик, романтик по возрасту, совершает этот переход достаточно быстро и безболезненно. Таким образом, «идеализм» героя Гончарова не может быть полностью сведенным ни к культурным влияниям эпохи, ни к естественным порывам, проявлениям молодости, ни к воздействию университетской или усадебной жизни. В отличие от Карамзина, Гончаровым характер понимается как результат сложных сочетаний природных данных и «влияний»

Выясним, что же повлияло на Адуева-младшего.

В первых главах романа Александр Адуев предстаёт перед читателем добрым, наивным, простоватым провинциалом. Он удивляется городскому укладу жизни, верит в любовь и добро, отвергает меркантильность. «Идеализм Александра замешан на инфантилизме барчонка» . «Ему было двадцать лет. Жизнь с пелён ему улыбалась: мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чудо; нянька всё пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдёт далеко, а по возвращении домой ему улыбнулась дочь соседки. И старый кот Васька был к нему, кажется, ласковее. Нежели к кому-нибудь в доме» . Праздность, незнание жизни развили в Адуеве «сердечные склонности» и чрезмерную мечтательность. Именно в патриархальной усадебной идиллии обнаружены первоисточники романтических порывов к гармонии, неспособность реализоваться в атмосфере «благодатного застоя» и невозможность свыкнуться с противоречиями действительности, закономерно приводящая к горю и страданиям.

Пётр Иванович Адуев, дядя Александра, пытается образумить племянника. Он считает, что мечтателям не место в Петербурге. Здесь необходимо работать, а не вздыхать: «С твоими понятиями жизнь хороша в провинции, где её не ведают, - там и не люди живут, а ангелы». Он посмеивается над «вещественными знаками невещественных отношений» и «жёлтыми цветами». Александр не понимает дядиного прагматического отношения к жизни. Служба для Александра – скучная обязанность, поэтому он сочиняет стихи, но стихи никто не берёт для печати, а агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход. Так происходит первая «утрата иллюзий». Город-мечта Петербург становится для Александра бюрократической машиной. И это меняет героя.

«Прошло более двух лет» - ключевая фраза, поскольку в романе изменение героя приобретает сюжетное значение. «Кто бы узнал нашего провинциала в этом молодом человеке с изящными манерами, в щегольском костюме? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юношеского лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке – всё исчезло. Не стало и робкой застенчивости, и грациозной неловкости движений. Черты лица созрели и образовали физиономию, а физиономия обозначила характер» . Александр изменился и внешне и внутренне, безусловно, под влиянием городской жизни и разговоров с дядей. «…он стал понемногу допускать мысль, что в жизни, видно, не всё одни розы, а есть и шипы…» . Александру двадцать три года, и он хочет жениться на девушке Наденьке, в которую влюблён. И здесь мы видим, что романтизм окончательно ещё не умер в душе Адуева. «Он счастлив был, когда поцелует кончик пальца Наденьки, просидит против неё в картинной позе часа два, не спуская с неё глаз, млея и вздыхая или декламируя приличные случаю стихи» . Разговоры с Петром Иванычем раздражают героя, он злится, не может понять, почему нужно жениться по расчёту, что брак может быть без любви и что Саша однажды это поймёт. «В упрямстве, с которым Александр отвергает «дядину мудрость» сквозит желание отстоять неповторимое благо юности – идеализм, не предать сердце ради ума» . Но Александр терпит поражение в любви. Наденька выходит замуж за более богатого и знатного жениха. «О дядя, дядя! И в этом ты беспощадно прав!» - понимает герой. Происходит ещё одна «утрата», теперь уже любовная.

Прошёл год после этих событий. «Александр мало-помалу перешёл от мрачного отчаянья к холодному унынию… Наконец страсть выдохлась в нём, истинная печаль прошла, но жаль ему было расстаться с нею; он насильственно продолжил её… Ему как-то нравилось играть роль страдальца» . И удар не замедлил повториться. Теперь Александр разочаровывается в дружбе. Он злится, что его друг, которого он не видел много лет и встретил на Невском проспекте, узнав о его истории с Наденькой, не проявил сочувствия и посмеялся над ним. Адуев зачитывает дяде выдержки о дружбе из книг французских романистов, но Пётр Иваныч выходит из себя, высмеивая романистов и убеждая, что друг по прошествии стольких лет вёл себя прилично по отношению к Александру. Он считает, что племяннику пора прекратить жалобы на людей, обратить внимание на друзей, способных ради него пойти на многое, и вообще задуматься над тем, почему люди должны его любить и хорошо относиться к нему.

Чтобы утешить Адуева-младшего, Лизавета Александровна советует ему вернуться к литературному творчеству. «Как говорится у Гёте, «После любви и наряду с любовью был для него источником радости и надежд – свой поэтический и актёрский талант»» . Однако и здесь герой терпит поражение. Редактор пишет, что у автора нет таланта, и утверждает: « Самолюбие, мечтательность, преждевременное развитие сердечных склонностей и неподвижность ума, с неизбежным последствием - ленью, - вот причины этого зла. Наука, труд, практическое дело - вот что может отрезвить нашу праздную и больную молодежь » . Сжигание рукописей символично. С одной стороны, это вновь проявление юношеского идеализма: надежды на становление поэтом, гением, избранным Богом на служение идеалу, гибнут в огне. С другой стороны, это и символ отрезвления от юношеских грёз и необусловленных амбиций. С этого эпизода практически и начинается вторая часть романа, окрашенная разочарованием и упадком духа, сменившим самоуверенность и постоянное возбуждение.

Отношения с Юлией приводят к разрыву, но теперь уже сам Александр является его инициатором. Женщина ведёт себя так, как некогда вёл себя Адуев, но он охладевает, ему становится скучно: «Да! Это мучительная, убийственная скука!» Теперь он уже верит в дядину «теорию измен и охлаждений», и Пётр Иванович рад своей победе.

Разрыв с Юлией приносит ещё более глубокий кризис: самоуверенность Адуева-младшего порушена, потому что теперь он не чувствует своего превосходства над людьми в сфере чувств, которым он так гордился. Герой разочарован, но это путь от «юношеского идеализма к зрелой трезвости и практицизму» . «… не осталось ни одной мечты, ни одной розовой надежды: всё было уже назади… Прошлое погибло, будущее уничтожено, счастья нет: всё химера – а живи!», - думал Александр. Теперь он не верил ни в дружбу, ни в любовь, в душе было пусто, а счастье было «фантасмагорией, обманом» . И, казалось бы, что иллюзии утрачены, Пётр Иваныч научил Адуева всему, что мог, но на этом история не заканчивается.

Последняя любовная история нередко упускается исследователями из виду, но, по мнению Е.А. Краснощековой, нельзя игнорировать эпизод с Лизой. Если в первой любви Александр был истинным романтиком, в истории с Юлией был искренне влюблён, хотя впоследствии разочарован, то с Лизой он с самого начала играл. История с Лизой – это отражение истории с Наденькой, но Гончаров уже не осмеивает романтизм, а сочувствует ему, и в Лизе автора привлекает не подражание модным книгам, а искреннее чувство. Этот эпизод как бы противопоставлен началу романа: интонация осмеяния сменяется интонацией сочувственного понимания. Сцена с отцом Лизы становится постыдным завершением интриги с Лизой и уничтожает в герое остатки самоуважения. «Утрата иллюзий, разочарование в мире и самом себе на пороге зрелости, когда идеализм отринут, а разумная трезвость ещё не обретена, нередко приводят к трагическому результату. И обыкновенная история человеческого взросления, рассказанная Гончаровым, включает и короткий эпизод неудавшегося самоубийства» . Жизнь, начавшаяся романтически, могла также и закончиться. Но Адуев одумывается и вскоре забывает Лизу.

Исследователи отмечали в романтически настроенном герое сходство с Ленским. Ю.М. Лотман пишет: «Сходство с Ленским коренится в том, что умонастроения этого героя, его идеализм, романтизм, склонность к экзальтации трактуются в романе как проявление раннего периода жизни человека и вместе с тем как порождения определённой, пройденной обществом стадии» . Разочарованный Александр Адуев уже напоминает Онегина, а ближе к финалу – Печорина. Он говорит своей тётушке: «Я изведал всю пустоту и всю ничтожность жизни – и глубоко презираю её. Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей. Деятельность, хлопоты, заботы, развлечение – всё надоело мне… Радости для меня миновали: я к ним охладел…» . Александр, как и Печорин, не понимает смысла своей жизни, предназначения, ему всё надоело.

Не выдержав ударов судьбы, Адуев возвращается в деревню. Это привычный поворот романного сюжета. Ему необходима родная почва, чтобы успокоиться, вернуть веру в себя и свои силы. Но после столичной жизни он не может принять деревенские устои, так как уже «отбился» от провинции. Однако через полтора года память о перенесённых страданиях притупилась, прошедшее «стало ему мило», и Александру вновь захотелось погрузиться в «омут, теперь уже знакомый ему». В этот раз он возвращается в Петербург навсегда. Более того, Александр подводит итог жизни в письмах к дяде и тётке из деревни: «Может быть, мнение моё о людях и жизни изменилось и немного, но много надежд улетело, много миновалось желаний, словом, иллюзии утрачены » . Взросление героя свершилось, пройдя все естественные этапы.

Иллюзии, мечты и ошибки юности оцениваются с позиции «нормы жизни» как вечные и неизбежные. Более того, из письма к дяде, мы узнаём, что Пётр Иваныч также пережил все стадии и те «жёлтые цветы», за которые он ругал племянника, в его жизни тоже были.

Казалось бы, Александр повзрослел, изменился, «утратил иллюзии», но автор зачем-то пишет эпилог. Какова его функция в романе? Мы не можем не поразмышлять и над ответом на этот вопрос. Надо задуматься, является ли для Гончарова жизнь Пётра Ивановича Адуева образцом, правильным ли считает его путь, по стопам которого прошёл племянник, автор. В этом и кроется суть эпилога. Адуев-старший являет в романе тип безраздельного релятивиста и прагматика. Он вообще не признает различия между духовными (внутренними) и внешними интересами человека. Это релятивистское миропонимание и поведение и подвергнуто, как было сказано, в свой черед строгой авторской проверке. Гончаров вершит суд над Адуевым-старшим с позиций именно тех общечеловеческих ценностей (любовь, дружба, искренность и бескорыстие человеческих связей), которые Александр неоправданно отрывал от жизненной прозы, а Петр Иванович считал «мечтами, игрушками, обманом». Обозначившееся ещё в конце второй части поражение Адуева-старшего в эпилоге произведения уже очевидно. Теперь он становится физически немощен, теряет самообладание и уверенность в правоте. Следуя своей правоте Пётр Иванович принёс в жертву и счастье Лизаветы Александровны Окруженная комфортом, но не имеющая исхода для духовных и сердечных потребностей, жена Адуева «убита бесцветной и пустой жизнью». Но с нею теряло смысл, лишаясь своего человеческого оправдания, и «дело» Петра Адуева .

Таким образом, каждый из героев обнаруживает в эпилоге свою неправоту. Читателю грустно от того, что это «обыкновенная история», и многие молодые люди, как и Адуев «утратят иллюзии», станут прагматиками и карьеристами, думающими только о личной пользе. Гончаров выступает против такой будущности. В чём же его идеал? Безусловно, в соединении духовных и материальных ценностей, чувства и разума, счастья и дела.

Несмотря на то, что И.А. Гончаров развеял обе позиции, именно тема «утраченных иллюзий» является ведущей в «Обыкновенной истории», и именно разоблачение романтизма высоко оценил в романе В.Г. Белинский: «А какую пользу принесёт она обществу! Какой страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» . Критик считал роман важным для очищения общества от прежних форм идеологии и мировосприятия.

Заключение

И.А. Гончаров является одним из выдающихся писателей-реалистов XIX века. В его романах нашли отражение изменения и сдвиги, которые происходили в России того времени. «Обыкновенная история», первый роман писателя, показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени автором. Узнаваемость сюжета «Обыкновенной истории» подчёркивал сам Гончаров. В письме 1848 года А. Краевскому он так объясняет смысл названия: «Обыкновенная история – значит история – так по большей части случающаяся, как написано». Обыкновенная жизнь в романе предстаёт как закономерная смена этапов взросления личности, её развития, обусловленного опытом взаимоотношений с людьми и опытом чувств. В романе ярко прослеживается тема «утраченных иллюзий», которая берёт начало в европейской литературе у таких писателей, как О. де Бальзак и Г. Флобер. Появление этой темы как в западной, так и в русской литературе неслучайно. Оно обусловлено временем. «Тема эта столь же безгранична, как безгранична сама наша эпоха», - сказал Бальзак.

Мы проанализировали роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и выяснили, как писатель раскрывает в нём тему «утраченных иллюзий». На изменения героя Александра Адуева влияют несколько факторов:

1) Столкновение провинциального юноши, наполненного романтическими надеждами, с чиновничьим бюрократическим Петербургом;

2) Влияние речей прагматичного дяди Петра Ивановича Адуева;

3) Неудачная первая любовь, в которой романтизму, или точнее, романтике, не нашлось места;

4) Несовпадение полученных из книг французских романтиков представлений героя о дружбе с реальными;

5) Неудавшиеся публикации собственных произведений.

Так, герой проходит все фазы «утраты иллюзий». То, что Адуев изменяется таким образом на протяжении романа, не означает, что Гончаров показал этот путь как единственно верный, но убедил читателя в том, что многие молодые люди, идут именно по такому пути, оттого эта история и названа «обыкновенной». Прошло много времени с написания романа, но по сей день он остаётся актуальным. Именно поэтому он и был выбран нами для анализа.

Материал данной работы может применяться в практике преподавания литературы.

Список литературы

  1. Биография И.А. Гончарова.

http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00063101184773068171/ Дата обращения 25.09.2015

  1. Белинский В.Г.Взгляд на русскую литературу 1847 года // Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников / Ред., предисл. и коммент. С. И. Машинского. - М.: Гос. издат. худож. лит., 1952. - С. 385-388.
  2. Белинский В.Г. Письмо к В.П. Боткину от 17.03.1847 http://feb-web.ru/feb/gonchar/alg-abc/alg-026-.htm Дата обращения 15.10.2015
  3. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель. 224 с.
  4. Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда: (Критические заметки) // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952-1955. Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. -1955. - С. 64-113.
  5. Гончаров И.А. Обыкновенная история. М.: Современник, 1983. 288 с.
  6. Гончаров И.А. Письмо А.А. Краевскому от 12.05.1848 http://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gs0/gs8/gs8-240-.htm Дата обращения 02.11.2015
  7. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров и русский романтизм 20-30-х годов // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1975 . - Т. 34. № 4. - С. 304-316.
  8. Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. - СПб.: Пушкинский фонд, 1997. - 492 с.
  9. Лотман Ю. М. И. А. Гончаров // История русской литературы: В 4 т. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982 . - Т. 3: Расцвет реализма. - С. 160-202.
  10. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров - романист и художник. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 175 с.
  11. Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / С.-Петербург. ун-т. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. - 169 с.
  12. Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. - Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. - 240 с.
  13. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 492 с.

Разделы: Литература

Модель: личностная.

Цели и задачи урока:

  • “Погружение” в удивительный мир писателя, “вживание” в созданный автором мир, приобщение к “секретам” авторского мастерства;
  • Постижение нравственных проблем произведения;
  • Воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;
  • Формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию, умения вести диалог;
  • Анализ художественного текста;
  • Закрепление литературоведческих терминов;
  • Развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы. Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
  • Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Оборудование: магнитофон (на уроке звучит музыка Ф. Шопена “Вальс”, Бетховен “К Элизе”)

Оформление: портреты писателя, рисунки, высказывания, схемы

Эпиграфы:

Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее.

Л.Н. Толстой о романе И.А. Гончарова “Обыкновенная история”

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!

Н.В. Гоголь

Чувства не врут. И. Гёте

Ход урока

Звучит музыка (Ф. Шопен “Вальс”).

Выходит ученик в роли Александра Адуева.

“Жизнь… Жизнь так хороша, так полна прелести, чего-то таинственного, заманчивого, скрывающего в себе так много.

Но неужели я ошибался и в заветных думах, и в теплых верованиях в любовь, в дружбу, и в людей… и в самого себя? Что же жизнь? Как жить – чувством или разумом?”

Слово учителя: Сегодня мы с вами обратимся к произведению И.А. Гончарова “Обыкновенная история”, написанном в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?

В творческом наследии И.А. Гончарова романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” занимают главнейшее место. В них писатель видел своеобразную трилогию.

На ваш взгляд, что объединяет все три романа Гончарова?

  • “Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одною последовательною идеею – перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой”. И.А. Гончаров.
  • Антитеза “героя – идеалиста” и “героя – практика” в разных ее вариациях станет ведущей для романного мира Гончарова.
  • Писатель показал представителей патриархального и буржуазного укладов (обращение к схеме).
  • Общая тема всех романов – Россия на переломе двух исторически эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной.

Учитель: Л.Н. Толстой советовал современникам: “Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее”.

Надеюсь, совет Толстого пригодится и нам.

Белинский, неистовый Виссарион, считал этот роман “страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму”.

А каково ваше мнение о романе?

  • Автор дает объективное описание картины русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века.
  • Диалоги дядюшки и племянника написаны с блеском. Дядя уверено разбивает племянника.
  • Это история о том, как милый деревенский провинциальный юноша превращается в человека практического. Наивный, чистый провинциал – идеалист становится чудовищем.
  • Мне понравился образ Лизы. И, на мой взгляд, именно Лиза права, считаю, что норма – это сердце в ладу с рассудком.
  • Я считаю, что сюжет и композиция очень просты. Состоит из 2 частей с эпилогом. Главный герой, молодой человек Александр Адуев, живший идиллистической жизнью под крылом своей матушки Анны Павловны, решает покинуть родное поместье Грачи. Но все его мечты разбиваются о бездушную атмосферу Петербурга, где от человека требуется одно умение – “больше любить свое дело, чем человека, все рассчитывать и обдумывать”.
  • На мой взгляд, сюжет содержит “вечное зерно” – библейский мотив о блудном сыне.
  • Я считаю, что главная тема произведения – это тема любви. Она способствует пониманию характера главного героя. Каждая из героинь (Сонечка, Наденька, Юлия, Лиза) дается в восприятии Александра, причем при изменении взглядов героя на любовь меняется и его понимание роли женщины в обществе. К сожалению, от романтического воспевания не остается и следа.

Что является главным в содержании романа?

  • Драматическим содержанием романа являются взаимоотношения двух главных персонажей: племянника и дяди.
  • Между ними происходит своеобразный поединок на право прожить жизнь согласно своим идеалам. Каждый из героев старается отстоять свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей.
  • А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.
  • Основа композиции – антитеза.
  • А в центре романа – конфликт двух “философий жизни”: философии чувства и философии разума. Первую представляет романтик жизни – Александр Адуев, вторую – делец, практичный человек – Петр Адуев.

Учитель: Конфликт в “Обыкновенной истории” принято называть диалогическим. Он порожден несходством жизненной философии. Для Гончарова важен поиск гармонии. Итак, юноша, полный высоких и благородных, душевных порывов.

Кого напоминает этот литературный герой?

  • Образ Адуева часто соотносится с образом Ленского, героя романа “Евгений Онегин”. Пушкин, как известно, допускал, что его герой мог бы быть “повешен, как Рылеев”, но его мог ждать и иной удел: перерождение из пылкого мечтателя в обыкновенного помещика.

Учитель: Эту идею поэта развивал В.Г. Белинский, который был уверен, что Ленского, несомненно, ожидает последнее. Гончаров, как раз, и показал подобный вариант перерождения, намеченный еще Пушкиным.

Давайте посмотрим, о чем спорят наши герои, и какими они представлены в начале романа: Инсценировка (приезд А. Адуева к дяде, первая встреча)

На чьей вы стороне: дяди или племянника?

Во что верит Александр, в чем он убежден? Каковы его ценности?

Каким вам кажется поведение дяди? Быть деловым человеком –веление века? Какого: 19, 20, 21?

(Cопоставление героев, заполнение таблицы – Приложение 1)

Сразу ли изменился Александр?

  • Он принял правду Петербурга только после 10 лет жизни в нем.
  • Герой проходит закономерные стадии взросления.
  • Разочарования преследуют его не только в любви, но и в творчестве, на службе. В отчаянии он доходит до попытки самоубийства.
  • Он даже уезжает из Петербурга в имение к матери. Но “покойная” жизнь показалась скучной, он возвращается в столицу только за карьерой. Появляется новый Адуев с лысиной, с орденом на шее, пополневший. Он – крупный чиновник и обладатель большого состояния.
  • Из романтика Александр превратился в скептика, циника, эгоиста, разочарованного в жизни, любви. Это деятельный практик, для которого все определяется расчетом.
  • Для себя он открывает обыкновенные и страшные истины: надо быть дельцом. Быть человеком – дела и расчета, а мера ценностей – деньги.

Кто виноват в крушении возвышенных надежд Александра?

  • Бюрократичный Петербург.
  • Циничный скептик дядя.
  • Расчетливый, жестокий век.
  • Просто человеческое сердце стало иным.

Для вас неожиданный эпилог или закономерный?

  • Конец романа закономерен: у бывшего поклонника Шиллера- “плешь, почтенное брюшко, начало геморроя, прекрасное жалование и богатая невеста”.
  • От прежних идеалов Александра – не следа, он даже стыдится их.

Считаете ли вы, что тип романтика устарел?

  • Да, хотя романтизм Адуева, его вера в любовь “навеки” и дружбу “по гроб жизни” - канва не глубокая. Но что в них смешного, дурного? Ничего, и даже наоборот. С истинно человеческой точки зрения, эти чувства нормальны, необходимы, и даже самого Адуева в течение нескольких лет оберегают от пошлости.
  • Но пошлость побеждает. Восторги любви, упоение дружбой просто неприличны для надворного советника и кавалера.

Инсценировка: сцена эпилога

Почему в эпилоге романа И.А. Гончаров изобразил Адуева – старшего несчастным, страдающим?

Для вас последняя сцена объятий героев – это символ примирения поколений, эпох?

Почему “Обыкновенная история”? В чем она обыкновенна?

К какой мысли подводит читателя? На чьей стороне автор?

  • Автор показывает односторонность позиций героев, убеждая читателей в необходимости гармонии “ума” и “сердца”
  • Писатель подводит читателя к мысли о равнозначности в человеческой жизни и ума и пылкости сердца.
  • Герои изменились не только внешне, произошла метаморфоза, они меняются местами. Ушел в прошлое впечатлительный юноша-мечтатель, теперь он преуспевающий человек, а Петру Ивановичу в конце романа, чтобы спасти жену, потребовалось больше сердца и чувства, чем “головы”.
  • Исповедуя философию трезвого дельца, старший Адуев оставил все это в прошлом за ненадобностью.
  • Произведения актуально во все времена

Учитель: Писатель не выносит приговора никому из своих героев, Гончаров никогда и не походил на обличителя. Да, наивна пустая мечтательность, но страшен деловой, расчетливый прагматизм. Гончаров грустит по поводу рассказанной истории, и просит, как когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны человеку в его юности.

“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!”

Как жить – чувством или разумом? Нет прямого ответа на этот вопрос. Читатель сам ищет ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь…

Литература

  1. Великие россияне/ Биографическая библиотека Ф.Павленкова. – М.: “Олма – пресс”, 2003. – с. 407.
  2. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: - Ч.1. – М., Московский Лицей, 2003. – 139 – 145с.
  3. Ю.А. Гаецкий Миллион терзаний: Повесть о Гончарове. – М.: Дет. лит., 1979. – 61-81 с.

Сочинение

Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет. В статье автобиографического характера “Необыкновенная история” (1875-1878) он писал: “Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав“. Гончаров несколько вечеров сряду читал Белинскому свою “Необыкновенную историю”. Белинский был в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того, как отдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.

Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствования когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реакцией играла передовая русская литература, Гончаров писал: ”Крепостное право, телесное наказание, гнет начальства, ложь предрассудков общественной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской интеллигенции тридцатых и сороковых годов.”

“Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени писателем. В произведении нашли отражение изменения и сдвиги, которые происходили в жизни крепостнической России 1830-1840 гг. призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо отчизны, Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.

Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значительной части идеалистически настроенной, оторванной от действительности дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе основного героя романа - Александра Адуева.
Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах, о необыкновенном, поэтические порывы - кто не проходил в какой - то мере через все это в молодости, в “эпоху юношеских волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барско-крепостническое воспитание.

Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пелен улыбается ему”. Праздность, незнание жизни “преждевременно” развили в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков,которые привыкли беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “возвышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина… неподвижность... благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для себя. И Адуев уезжает “искать счастья”, ”делать карьеру и фортуну - в Петербург”. Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в романе уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством племянника - мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Ивановичем Адуевым. В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя, только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов - сентиментальности, карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия праздности, семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств, пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона старых нравов с обычными порывами инстинктов высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего болеев стихах.

Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную, беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.

Но молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело?“ - отвечает он дядюшке. Характерно, что после первой неудачи в любви Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страницы романа, посвященные, описанию любовных похождений героя, - разоблачение эгоистического, собственнического отношения к женщине, несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца.

Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгодный брак по расчету. От былых “небесных” и “возвышенных” чувств и мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева, показанная в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для части дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра Ивановича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преобразования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Однако в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, сколько существовавшие в реальной действительности противоречия, которые несли с собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно - капиталистические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуазного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали адуевых-старших. Петр Иванович умен, деловит и по-своему “порядочный человек”. Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к его нуждам, интересам”.
..что было главной целью его трудов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобрести между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он разговаривать не любил, называл это бредом, а говорил сухо и просто, что на до дело делать”.

Александр и Петр Иванович Адуевы противопоставлены не только как провинциальный дворянин-романтик и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные типа. “Один восторжен до сумасбродства, другой - ледян до ожесточения”, - говорит Лизавета Александровна о племяннике и муже.

Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармонии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаветы Александровны Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел”, по справедливому замечанию Белинского, Петр Иванович.

К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету Александровну, но и Наденьку.

Дочь несколькими шагами - впереди матери. Она без спросу полюбила Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для приличия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним миром и самим Адуевым, которым, изучив его хорошо, овладела и командует. Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый, что-то обещающий, но мелко самолюбивый, простой, обыкновенный юноша, каких везде - куча. И она приняла бы его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом. Но явилась фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька увидала, что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характере, ни в воспитании.
Она на минуту прислушалась к его стихам. Она ждала, что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пишет сносные стихи, но о них ни кто не знает, да еще дуется про себя на графа за то, что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она перешла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской девушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее авторитета матери.

Но тут и кончилась эта эмансипация. Она сознала, но в действие своего сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент эпохи был моментом неведения.

“Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного мастера русского реалистического романа.

Другие сочинения по этому произведению

«Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме» (по роману Гончарова "Обыкновенная история" И.А.Гончарова «Утрата романтических иллюзий» (по роману «Обыкновенная история») Автор и его герои в романе «Обыкновенная история» Автор и его герои в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Главные герои романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Главный герой романа И. Гончарова "Обыкновенная история" Две философии жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Дядя и племянник Адуевы в романе «Обыкновенная история» Как жить? Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история» Отзыв о романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Отражение исторических перемен в романе Гончарова «Обыкновенная история» Почему роман И.А.Гончарова назван "Обыкновенная история"? Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Россия в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история" Смысл названия романа И. Гончарова «Обыкновенная история». Смысл названия романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Сравнительная характеристика главных героев романа И. Гончарова «Обыкновенная история» Старая и новая Россия в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Обыкновенная история Александра Адуева Характеристика образа Александра Адуева Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) О романе Гончарова «Обыкновенная история» Сюжет романа Гончарова Гончаров И. А. «Обыкновенная история»