«Шагреневая кожа» - неповторимый шедевр гения. Литературные параллели в образах героев Шагреневая кожа смысл

Шагреневая кожа играет судьбой.
Роман Бальзака – это философские размышления, облеченные в литературную форму. Перед любым, читающим это произведение встает дилемма о соотношении богатства и горя. Хотелось бы выяснить: почему кусок чудо-кожи, избавляя героя повести от бедности, требует несчастиями оплатить свои благие услуги, уничтожает желание радоваться жизни.
Герой произведения Рафаэль де Валантен, представляет стандартную картинку симпатичного молодого человека из хорошей семьи, но в силу ряда причин попавший в трудную ситуацию. Следует отметить, что в числе причин не последними являются собственная нераспорядительность и желание быстро и много заработать, к примеру, в игровых домах.

Загадочный талисман

Начинается роман в тот момент, когда молодой человек по имени Рафаэль де Валантен, дошел до края. Неудачи и поражения ввергли его отчаяние и мысль о самоубийстве кажется Рафаэлю наиболее подходящей. Проиграв последнюю двадцатифранковую монету, юноша вышел на улицу и отправился куда глаза глядят. Нужно броситься с моста в Сену, но днем лодочники за пятьдесят франков не дадут спокойно свести счеты с жизнью, и это было омерзительно.
Нужно дождаться сумерек, тогда общество, не сумевшее по достоинству оценить нравственное величие Рафаэля, получит его неопознанное, бездыханное тело. А пока решено потешить напоследок взор городскими видами. Обреченный полюбовался Лувром и Академией, рассмотрел башенки собора Парижской Богоматери и Дворца правосудия. Тут на пути будущего утопленника оказалась лавка древностей, где торговал антиквариатом и разной бакалеей.
Зловещего вида старец узрел душевный надлом Рафаэля и предложил ему шанс стать могущественнее короля. Торговец выложил перед юношей товар, кусок шагрени с замысловатой гравировкой на санскрите, смысл которой звучал примерно так: владелец лоскута будет иметь все, но жизнь его будет принадлежать коже, все желания исполнятся, но кусок кожи будет таять, как и дни жизни обладателя талисмана.
Ударил Рафаэль по рукам с колючим стариком и первым делом пожелал, чтобы торговец влюбился в танцовщицу, коль скоро судьба не поменяется. Явившись к ночи на мост, Валантен опешил от нечаянной встречи с приятелями. Они были увлечены проектом создания умеренной оппозиции королю Луи-Филиппу и предложили поучаствовать в деле сотрудником газеты. А в довершение ко всему пригласили к богачу-банкиру Тайферу на званый обед.
Там собралась разношерстная богемная публика, обильный ужин завершился экзотическим развлечением – беседой с куртизанками Акилиной и Евфрасией о бренности бытия.

Бессердечная женщина

Только переживший сильное душевное волнение, Рафаэль открывает другу воспоминания из детства, большей частью наполненного разочарованиями. Мечтательный мальчик не получил отцовской любви. Властный и жесткий родитель, занятый махинациями с землями, завоеванными армией Наполеона, не оставлял тепла чувственно-ранимому сыну. Когда Наполеон вдрызг проиграл все, дела у старшего Валантена перестали приносить доход.
После кончины отца Рафаэлю остались только долги, лишившие его состояния. То, что удалось сохранить, пришлось растягивать на какое-то время, влача полунищенское существование, снимая мансарду в дешевеньком отеле. Чувствуя в себе литературный талант, Рафаэль посвятил себя созиданию «великого произведения», попутно волочась за смазливой дочерью хозяйки. Предмет его проходного вожделения звали Полиной, но она не была дамой его грез. Молодому человеку, подобно Дон-Жуану, нужна была идеальная светская пассия, к тому же еще и богатая.
Немного времени спустя такая женщина появляется в жизни Рафаэля. Графиня Феодора привлекала взор многих парижских женихов, терпевших фиаско перед недоступной и богатой красавицей. В начале знакомства Валантен ощутил благосклонность завидной дамы. Сладкие мечты едва не лишили его разума, когда вскрылся циничный расчет. Через Рафаэля, Феодора намеревалась завязать связь с герцогом де Наварреном, приходившегося юноше дальней родней.
После любовной неудачи, он перебирается к другу Растиньяку. Однажды выиграв крупную сумму, приятели «пустились во все тяжкие», быстро просадили куш и оказались на социальном дне. Чувствительный Рафаэль счел жизнь конченой. Так пришло решение кинуться с моста в Сену.
Заполучив шанс, который давал молодому человеку лоскут шагрени, Рафаэль загадал получить сто двадцать тысяч ренты. Поутру пришло от нотариуса сообщение о наследстве, оставленном Валантену неким майором О’Флаэрти, преставившемся накануне. Достав волшебный кусок кожи, новоявленный богач отметил зримое уменьшение лоскута. Вдруг появилось сознание приближение конца. Теперь Рафаэль мог получить все, но утратил желания.

Агония

Сменив мансарду на богатый дом, Рафаэль должен был строго контролировать возникающие желания. Любое их выражение приводило к необратимому уменьшению куска шагрени. Как-то в театре Валантен случайно встретил того старика, который продал ему лоскут кожи. Тот прогуливался под руку с молодой куртизанкой. Не сильно изменившись внешне, взглядом лавочник сильно преобразился. Глаза старика горели как у воодушевленного юнца. Выходит, дело заключено в любви, час которой, порой стоит всей жизни.
Оглядывая нарядную публику, Рафаэль остановил взгляд на как прежде блистающей Феодоре. Но чувств уже не шевельнулось, за внешним лоском была безликая пустота. Дальше внимание привлекла еще одна светская львица, на удивление себе, Валантен узнал в ней Полину, с которой он коротал время на скромной мансарде. Теперь все изменилось, Полина унаследовала немалое состояние. Загадав желание, чтобы Полина полюбила его, Рафаэль заметил, что кусок кожи стал совсем маленьким. В порыве бешенства Рафаэль выкинул ее в колодец, пусть все решит фатум.
Жизнь заблистала новыми красками, море счастья окатило молодых людей. Но садовник случайно напомнил о неминуемом, он вынул из колодца выброшенный кусочек шагрени. Рафаэль бежит к ученым с просьбой ликвидировать лоскуток, но никто не в состоянии ему помочь. Это приводит в отчаяние. Жизнь, еще недавно казавшаяся Рафаэлю невыносимой, вдруг стала непреходящей ценностью.
Болезни начинают одолевать Валантена, врачи находят у него чахотку и умывают руки – дни его уже сочтены. Полина осталась единственным человеком, искренне сопереживавшим Рафаэлю. Это обстоятельство и свои невыносимые душевные муки вынуждают его бежать от невесты. Когда через время они встретились, то не имея сил противиться желанию, Рафаэль бросился к Полине. На этом желании закончилась его жизнь.
О судьбе Полины автор в эпилоге дал туманный намек на размышления.

В 1831 Г. Б. публикует «Шагреневую кожу» которая, по его словам, должна была сформулировать нынешний век, нашу жизнь, наш эгоизм. Философские формулы, раскрываются в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена, поставленного перед дилеммой « желать» и «мочь». Зараженный болезнью времени, Рафаэль, поначалу избравший тернистый путь ученого-труженника, отказывается от него во имя блеска и роскоши. Потерпев полное фиаско в своих честолюбивых устремлениях, отвергнутый женщиной, которой был увлечен, лишенный элементарных средств к существованию, герой готов был кончить жизнь самоубийством. Именно в этот момент жизнь сводит его с таинственным старцем, антикваром, вручающим рафаэлю всесильный талисман – шагреневую кожу, для владельца которой мочь и желать соединены. Однако расплатой за все мгновенно исполняющиеся желания оказывается жизнь, убывающая вместе с неостановимо сокращающимся куском шагреневой кожи. Выйти из этого магического круга можно одним путем – подавив в себе все желания.

Так выявляются две системы, два типа бытия: 1)жизнь, полная стремлений и страстей, убивающих своей черезмерностью человека.

2) и жизнь аскетическая, единственное удовлетворение которой в пассивном всезнании и потенциальном всемогуществе.

Если в рассуждениях старика антиквара содержится философское обоснование и принятие второго типа бытия, то апологией первого является страстный монолог куртизанки Акилины(в сцене оргии у Тайфера). Дав высказаться обеем сторонам, Б. в ходе романа раскрывает как слабость так и силу обоих путей. Воплощенных в реальной жизни героя., сначала едва не сгубившего себя в потоке страстей, а затем медленно умирающего в лишенном всяких эмоций существовании.

Рафаэль мог сделать все, но не сделал ничего. Причина этому эгоизм героя. Пожелав иметь миллионы и получив их, Рафаэль, некогда одержимый великими замыслами и благородными устремлениями, мгновенно преображается. Его поглощает глубоко эгоистичная мысль.

С историей рафаэля в творчестве бальзака утверждается одна из центральных тем – тема талантливого, но бедного молодого человека, утрачивающего иллюзии юности в столкновении с бездушным обществом дворян. Также здесь намечены такие темы как: «наглого богатства, переходящего в преступление" (Тайфер), «блеск и нищета куртизанок» (судьба Акалины) и другие.

В романе очерчено множество типажей, которые позже будут разработаны писателем: нотариусы, разыскивающие новых клиентов; бездушные аристократы; ученые, врачи, деревенские труженики…

Уже в ШК определяются особенности бальзаковской фантастики. Все события в романе строго мотивированы стечением обстоятельств (только что пожелавший оргии, рафаэль получает ее у тайфера, на пиру герой случайно встречается с нотариусом, который две недели разыскивает его чтоб вручить наследство).

Само французское слово Le chagrin может быть переведено как « шагрень», но оно имеет омоним, едва ли не известный Бальзаку: Le chagrin – «печаль, горе». И это немаловажно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, дав герою избавление от бедности, на самом деле явилась причиной ещё большего горя. Она уничтожила желание наслаждаться жизнью, чувства человека, оставив нём лишь эгоизм, порождённым как можно дольше продлить свою утекающую сквозь пальцы жизнь, и, наконец, самого своего обладателя.

Таким образом, за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение.

Композиционно роман «Шагреневая кожа» делится на три равные части. Каждая из них является составляющим элементом одного большого произведения и, одновременно, выступает как самостоятельная, законченная история. В «Талисмане» намечается завязка всего романа и при этом даётся рассказ о чудесном спасении от смерти Рафаэля де Валантена. В «Женщине без сердца» раскрывается конфликт произведения и повествуется о безответной любви и попытке занять своё место в обществе всё тем же героем. Название третьей части романа, «Агония», говорит само за себя: это и кульминация, и развязка, и трогательный рассказ о несчастных влюблённых, разлучаемых злым случаем и смертью.

Жанровое своеобразие романа «Шагреневая кожа» складывается из особенностей построения трёх его частей. «Талисман» сочетает в себе черты реализма и фантастики, являясь, по сути, мрачной романтической сказкой в гофмановском стиле. В первой части романа поднимаются темы жизни и смерти, игры (на деньги), искусства, любви, свободы. «Женщина без сердца» - исключительно реалистичное повествование, проникнутое особым, бальзаковским психологизмом. Здесь речь идёт об истинном и ложном – чувствах, литературном творчестве, жизни. «Агония» - классическая трагедия, в которой есть место и сильным чувствам, и всепоглощающему счастью, и бесконечному горю, заканчивающемуся смертью в объятиях прекрасной возлюбленной.

Эпилог романа подводит черту под двумя главными женскими образами произведения: чистой, нежной, возвышенной, искренне любящей Полиной, символически растворённой в красоте окружающего нас мира, и жестокой, холодной, эгоистичной Феодорой, являющейся обобщённым символом бездушного и расчётливого общества.

Сочинение

Ярчайшим примером философских повестей является « Шагреневая кожа», которую автор назвал «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма», он писал, что всё в ней « миф и символ». Само французское слово Le chagrin может быть переведено как « шагрень», но оно имеет омоним, едва ли не известный Бальзаку: Le chagrin – «печаль, горе». И это немаловажно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, дав герою избавление от бедности, на самом деле явилась причиной ещё большего горя. Она уничтожила желание наслаждаться жизнью, чувства человека, оставив нём лишь эгоизм, порождённым как можно дольше продлить свою утекающую сквозь пальцы жизнь, и, наконец, самого своего обладателя.

Именно поэтому Бальзак заставил разбогатевшего банкира Тайфера, совершив убийство, одним из первых приветствовать Рафаэля де Валантена словами: « Вы наш. « Французы равны перед законом» – теперь для него ложь, с которой начинается хартия. Не он будет подчинятся законам, а законы – ему». В этих словах действительно заключена формула жизни Франции 19 века. Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, Бальзак, используя условность, допустимую в философском жанре, создаёт почти фантастическую картину существования человека, ставшего слугой среди богатства, превратившегося в автомат. Сочетание философской фантастики и изображения действительности в формах самой жизни составляет художественную специфику повести.

Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей Бальзак, например, с медицинской точностью описывает физические страдания Рафаэля, больного туберкулёзом. В « Шагреневой коже» Бальзак представляет фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаруживает с его помощью основной социальный двигатель общества – денежный интерес, разрушающий личность. Этой цели служит и антитеза двух женских образов – Полины, которая была воплощением чувства доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в образе которой подчеркиваются присущие обществу бездушие, самолюбование, суетность и мертвящая скука.

Одной из важнейших фигур повести является образ антиквара, в суждениях которого отражены мысли Бальзака о том, что человеческая жизнь вполне может быть определена глаголами « желать», « мочь» и « Знать».

« Желать – сжигает нас, – говорит он, – а мочь – разрушает, но знать даёт нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии». В состоянии «желать» находятся все честолюбцы, учёные и поэты – Растиньяк, Сешар и Валантен. Состояния «мочь» достигают лишь те, кто умеет приспосабливаться к обществу, где всё продаётся и покупается. Лишь один Растиньяк сам становится министром и женится на наследнице миллионов. Рафаэль же получает шагрень, которая действует не хуже каторжника Вотрена. В состоянии « знать» находятся те, кто презирая чужие страдания, сумел приобрести миллионы, – это сам антиквар и Гобсек. Однако, на деле и они превратились в слуг своих сокровищ, в людей, подобных автоматам (антиквару 102 года!). Если же они, подобно Нусинжену, вдруг оказываются одержимы желаниями, не связанными с накоплением денег (увлечение куртизанкой Эстер), то они сами становятся фигурами, одновременно зловещими и комическими, ибо выходят из свойственной им социальной роли

Романом «Утраченные иллюзии», законченным в пору наибольшей художественной зрелости (1837), Бальзак создал новый тип романа,- роман разочарования, неизбежного разрушения жизненных идеалов, при столкновении их с грубой действительностью капиталистического общества. Тема крушения иллюзий появилась в романе задолго до Бальзака: "Красное и черное" Стендаля, "Исповедь сына века" Мюссе. Тема носилась в воздухе, она была порождена не литературной модой, а общественным развитием Франции, – страны, где с большой наглядностью видно было, куда идет политическая эволюция буржуазии. Героическое время французской резолюции и Наполеона разбудило и мобилизовало дремавшую до этого энергию "третьего сословия". Героический период дал возможность его лучшим людям претворят в жизнь свои идеалы, героически жить и умирать в согласии с этими идеалами. После падения Наполеона, после Реставрации и Июльской революции всей этой эпохе настал конец. Идеалы превратились лишь в украшение, высокий гражданский подъем, необходимый продукт предшествующей эпохи, стал общественно ненужным.

Бальзак с мужественной ясностью видел истинный характер своего времени. Он говорит: "Не было другого явления, которое бы ярче свидетельствовало о том, в каких илотов Реставрация превратила молодежь. Молодые люди, не знавшие, к чему приложить свои силы, расходовали их не только на журналистику, на заговоры, на литературу и на искусство, но и на самые необычайные излишества; Будучи трудолюбивой, эта прекрасная молодежь жаждала власти и наслаждений; проникнутая художественным духом, зарилась на сокровища; в праздности старалась оживить свои страсти; всякими способами стремилась она найти себе место, а политика не давала ей найти места нигде".

"Утраченные иллюзии" возвышаются подобно утесу, над всей французской литературой того времени. Бальзак не ограничивается наблюдением и изображением трагической или трагикомической общественной ситуаций. Он видит глубже.

Он видит, что окончание героического периода буржуазного развития во Франции обозначает в то же время начало широкого подъема французского капитализма. "Утраченные иллюзии" показывают одну из сторон этого процесса. Тема романа – превращение в товар литературы, а вместе с ней и других областей идеологии. Бальзак представляет нам этот процесс превращения литературы в товар во всей его развернутой и законченной полноте: все, – начиная с производства бумаги и кончая убеждениями, мыслями и чувствами писателя, – становится частью товарного мира. И Бальзак не останавливается на констатировании, в общей форме, идеологических последствий господства капитализма, но раскрывает этот конкретный процесс на всех его этапах, во всех его областях (газета, театр, издательство и. т. д.). "Что такое слава?" – спрашивает издатель Дориа: "12000 франков за статьи и тысяча экю за обеды". Писатели не отстают от издателей: "- Так вы, значит, дорожите тем что пишете? – насмешливо сказал ему Верну. – Но ведь мы торгуем фразами и живем этим промыслом.

Когда вы захотите написать большое и прекрасное произведение, словом, – книгу, то вы сможете вложить в нее свои мысли, свою душу, привязаться к ней, отстаивать ее; но статьи, сегодня прочитанные, завтра забытые, стоят на мой взгляд ровно столько, сколько за них платят".

Журналистов и писателей эксплуатируют: их способности, превращенные в товар, являются объектом спекуляции для торгующих литературой капиталистов. Но эти эксплуатируемые, люди развращены капитализмом: они стремятся к тому, чтобы самим сделаться эксплуататорами. Когда Люсьен де Рюбампре начинает свою карьеру журналиста, его коллега и ментор Лусто дает ему такие наставления: «Словом, милый мой, ключ к литературному успеху не том, чтобы работать, а в том, чтобы пользоваться чужою работой».

Дружба Давида Сешара с Люсьеном де Рюбампре, разбитые иллюзии их мечтательной юности, взаимодействие противоречивых характеров их обоих составляют главные контуры действия. Бальзак создает образы, в которых сущность темы проявляется в столкновении человеческих страстей, индивидуальных стремлений: изобретатель Давид Сешар находит новый дешевый способ выработки бумаги, но его обманывают капиталисты; поэт Люсьен вынужден продавать свою утонченнейшую лирику на рынке Парижа. С другой стороны, противоположность характеров с удивительной пластичностью представляет разнообразные духовные реакции: Давид Сешар – стоический пуританин, в то время как Люсьен представляет собой воплощение преувеличенной жажды чувственных наслаждений, безудержного и утонченного эпикуреизма целого поколения.

В контрасте между двумя центральными фигурами отлично выражаются два главных вида духовной реакции людей на превращение продуктов культуры и человеческого гения в товар. Линия Сешара – это резиньяция, примирение со своей участью. Напротив, Люсьен бросается в парижскую жизнь и хочет там добиться могущества и признания. Это ставит его в ряд многочисленных образов молодежи времени Реставрации – юношей, которые гибли или делали карьеру, приспособляясь к грязной, чуждой героизма эпохе (Жюльен Сорель, Растиньяк, де Марсе, Блонде и др.). Люсьен занимает в этом ряду своеобразное место. Бальзак, с удивительной чуткостью и смелым предвидением, изобразил в нем новый, специфически буржуазный тип художника: характер слабый и лишенный всякой определенности, клубок нервов.

Внутреннее противоречие между поэтической одаренностью и жизненной бесхарактерностью делает Люсьена игрушкой. Именно это соединение бесхарактерности, честолюбия, стремления к честной и чистой жизни, безмерной, но неопределенной жажды славы, изысканных наслаждений – делает возможным ослепительный успех, быстрое саморазвращение и позорный провал Люсьена.

Бальзак никогда не морализирует по поводу своих героев. Он объективно изображает диалектику их подъема и заката, мотивирует тот и другой взаимодействием между характерами и совокупностью объективных условий. Таким образом, основным, что связывает этот роман в одно целое, является сам общественный процесс. Глубочайший смысл личной гибели Люсьена заключается в том, что эта гибель является типичной судьбой поэта в эпоху развитого буржуазного строя.

Д’ Артез – Бальзак говорит в "Утраченных иллюзиях": "Что такое искусство? Не что иное, как сгущенная натура". Но это сгущение натуры никогда не бывает у него формальным "приемом"; оно представляет собой возведение общественного, человеческого содержания той или иной ситуации на высшую ступень.
Люсьен в начале, своей карьеры должен написать статью о восхитившем его романе Натана. Через несколько дней он должен во второй статье выступить против него. Эта задача сначала приводит Люсьена, новоиспеченного журналиста, в замешательство. Но сперва Лусто, потом Блонде объясняют ему, в чем состоит его задача, приводят рассуждения, с такой ловкостью подкрепленные ссылками на историю литературы и эстетику что они должны показаться убедительными не только для читателей статьи, но и для самого Люсьена. После Бальзака многие писатели изображали бессовестность журналистов и рассказывали о том как пишутся статьи, противоречащие убеждениям их авторов. Но только Бальзак вскрывает всю глубину журналистской софистики. Изображая одаренность развращенных капитализмом писателей, он показывает также, как они доводят до виртуозности ремесло софистики, уменье отрицать и утверждать любое положение с такой убедительностью, чтобы заставить поверить, будто они высказали свои истинные взгляды.

Высота художественного выражения превращает изображенную Бальзаком биржу, на которой спекулируют духовной жизнью, в глубокую трагикомедию буржуазного класса.

"Утраченные иллюзии" были первым "романом разочарования" в XIX веке. Бальзак изображает эпоху, так сказать, первоначального капиталистического накопления в области духовной жизни; последователи же Бальзака, даже величайшие среди них (например, Флобер), имели дело с уже совершившимся фактом подчинения себе капитализмом всех без изъятия человеческих ценностей. У Бальзака мы находим, поэтому, напряженную трагедию, показывающую становление новых отношений, а у его преемников – мертвый факт и лирическую или ироническую печаль по поводу того, что уже свершилось.

Тема всепоглощающей страсти, владеющей человеком, - тема, конечно, прямо унаследованная от романтиков - с самого начала волновала Бальзака - уже как проблема чисто психологическая, вне социального плана. Свидетельством того, сколь важной была эта тема для Бальзака, является его крупное произведение, опубликованное в 1831 г., - роман "Шагреневая кожа".

Бальзак развертывает перед нами в этом романе пеструю картину современного ему французского общества. Начало событий романа четко датировано - конец октября 1829 г. Картина эта дана в резких, контрастных противопоставлениях - из игорного дома действие переносится в светские гостиные; главный герой - молодой талантливый человек - Рафаэль де Валантен - противопоставлен толпе продажных литераторов и продажных женщин; резко контрастны главные женские образы романа - холодная, тщеславная светская львица Теодора и скромная, любящая труженица Полина. Современное общество изображено Бальзаком как игралище разнузданных низких страстей, будь то страсть к наживе или пороку. Бальзак намеренно сгущает эти краски, доводя их до мрачного гротеска, как, например, в изображении игорного дома или оргии с участием куртизанок.

Было бы слишком односторонним рассматривать этот роман только как еще одну бальзаковскую притчу о губительной власти денег, золота. Проблематика романа значительно шире, он явно носит философско-символический характер, и социальные картины здесь существуют лишь как необходимый фон, но не как главная цель.

Бальзак не случайно выделил этот роман в жанровом отношении, отнеся его к циклу жанра "Философские этюды", и он организовал действие произведения вокруг необыкновенного, явно мистического события.

В основе сюжета - история шагреневой кожи (кожи особой, необыкновенной породы диких ослов, обитающих в Персии, - онагров). Надпись на коже гласит: "Желай - желания твои будут исполнены. Но соразмеряй свои желания со своей жизнью. Она здесь. При каждом желании я буду убывать, как твои дни. Желаешь ли ты меня? Бери!"

Рафаэль берет этот роковой талисман, движимый первым и таким естественным желанием выбиться из бедности, из безвестности. Но он с самого начала совершает психологическую ошибку, истолковывая понятие "желание" в очень специфическом смысле, - в данный момент ему кажется, что под категорию "желание" подходит лишь желание чуда, чего-то сверхъестественного, необычного, грубо говоря, как в сказке о золотой рыбке. Но, став сразу богатым и знаменитым, он вдруг обнаруживает, что эффект шагреневой кожи распространяется не только на такие вот "крупные" желания, но и на самые элементарные, привычные движения человеческой души. Оказывается, достаточно ему проговориться о какой-то мелочи, пожелать чего-то совершенно обыденного, какую-то мелочь, как это тысячу раз бывает в повседневной жизни, механизм рокового договора тут же срабатывает - желание исполняется, но и кожа тут же уменьшается в размерах, жизнь укорачивается.

Оказывается, шагреневая кожа подразумевает желание в буквальном смысле, любое, самое мелкое, самое непроизвольное желание. Рафаэль обнаруживает себя в дьявольской ловушке: он - как еще в одном, тоже фольклорном, сюжете - не может даже выбраниться и послать что-то к черту, чтобы тут же это желание не исполнилось и жизнь его тут же не укорачивалась. И тогда он, объятый паникой, пытается отгородиться от внешнего мира, задавить в себе всякие желания, исключить само понятие желания из своей психологии. Но это означает уже - умереть заживо, умереть еще до наступления смерти физической!

Совершенно очевидно, что Бальзак здесь вовсе не разлагающую силу денег имеет в виду. Весь механизм взаимодействия шагреневой кожи и судьбы Рафаэля основан на совершенно ином - на чисто психологическом характере слова "желание". Другими словами, Бальзак исследует здесь механизм действия человеческих желаний и страстей вообще. Шагреневая кожа - зловещий символ того, что всякое желание, всякая страсть покупается сокращением жизненного срока, убыванием жизненной энергии в человеке. За любое желание человек платит частичкой своей жизни. И антиквар, одаряющий Рафаэля этим сомнительным талисманом, с самого начала не скрывает его основного смысла. "Человек, - говорит он, - ослабляется благодаря двум инстинктивным действиям, которые истощают и иссушают источники нашей жизни. Два глагола выражают все формы, принимаемые этими двумя причинами смерти: хотеть и мочь. Хотеть - сжигает нас, мочь - уничтожает".

Но Рафаэль, повторяю, далек от того, чтобы осознать смысл этого обобщения, прислушаться к словам антиквара. И лишь на собственном опыте он потом убеждается в ужасной буквальности этих слов.

Так шагреневая кожа становится знаком глубочайшего психологического противоречия: желания и страсти дают нам видимое удовлетворение, оно лишь временно, преходяще и в сущности иллюзорно; те же желания и страсти укорачивают нашу жизнь. Оборотная сторона осуществленного желания - очередной шаг на пути к смерти. За пресыщением неизбежно следует пустота.

Это, конечно, психология усталого человека, измученного стремлениями и выдохшегося в погоне за их осуществлениями, - человека, разочарованного в жизни, человека, пресыщенного и опустошенного вечной борьбой за существование. За образом Рафаэля скрывается и жизненный опыт молодого Бальзака, на собственной судьбе уже познавшего испепеляющее действие страстей и желаний, погони за счастьем, бесконечных попыток подняться выше предела, положенного тебе судьбой и тебя не удовлетворяющего. Но здесь символически обобщается не только личная писательская судьба. Бальзаковское обобщение шире - он суммирует духовный опыт целого поколения - поколения романтических гениев и мечтателей, вдруг обнаруживших в душе своей и вокруг себя холодную зону пустоты.

Здесь обобщается целый этап развития романтической психологии, начало которому положили ранний Байрон, Шатобриан и который потом завершили Мюссе во Франции, Бюхнер в Германии, Лермонтов в России. Разочарование в романтических идеалах породило реакцию пресыщенности, усталости, пустоты. Романтические гении все больше обнаруживали, что их горение происходит в безвоздушной среде, что их энергия не находит применения и приложения вовне. Тогда и появились образы "лишних людей" - русская литература дала особенно много формул этого состояния, прежде всего в поэзии Лермонтова: "бесплодный жар души", "жар души, растраченной в пустыне", "Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать?" и т. д. Естественно, объективно судьба таких лишних людей зависит от внешних обстоятельств. Но намерения поэтов, изображающих таких "лишних людей", не исчерпывались только "критикой действительности"", которая давила героев; не менее важную роль для них играло и общефилософское истолкование трагедии поколения - именно как поколения людей, которые возжелали слишком многого и потому пали жертвой собственных желаний - не в смысле каких-то предосудительных, порочных страстей, а, напротив, даже страстей возвышенных, но именно слишком возвышенных и слишком сильных. В разных аспектах эту проблему исследовали Клейст, Гельдерлин, Байрон.

И вот Бальзак в “Шагреневой коже" пытается дать как бы философски-психологическую форму этой зависимости между исходной точкой - страстью - и конечной точкой - пустой пресыщенностью и смертью.

Итак, главная исходная идея романа "Шагреневая кожа" - это анализ определенного этапа развития романтической психологии. Но теперь вот самое время возвратиться и к другой стороне вопроса - к проблеме внешней среды, окружающих обстоятельств, в которых развивается эта психология. Теперь мы можем точнее понять и функцию социально-критических элементов романа. Уже сам герой Бальзака связан очень многими и прочными нитями со средой, он не просто сгорает в огне собственных желаний - его судьба, его характер находится в постоянном взаимодействии с обществом.

А общество, как, например, показывает Бальзак в образе графини Теодоры, по самой сути своей враждебно личности. И особенно ярко эта враждебность обнаруживается тогда, когда человек страдает. Общество боится человеческих страданий, оно сторонится таких людей, оно выталкивает человека из своего организма, как чужеродное тело, и, напротив, преуспевающих окружает заботой и лаской. Так в романтически-абстрактную философскую идею романа включаются вполне реалистические, конкретные моменты.

Повествование ведется о молодом человеке по имени Рафаэль де Валантен. Роман начинается с того, как молодой человек приходит в казино и проигрывает свои последние деньги. После этого он решает утопиться в реке. Коротая время до вечера, он заходит в антикварную лавку, где знакомится с ее хозяином, зловещим стариком. Этот старик, видя его состояние, предлагает ему ни с чем не сравнимое могущество в обмен на жизнь: он отдает ему кусок кожи с древними надписями, утверждая, что эта кожа сможет исполнить любое желание, но будет уменьшаться в размерах, вместе с этим будет уменьшаться и жизнь Рафаэля. Собиравшийся утопиться Рафаэль принимает условия, хотя и не верит в то, что ему рассказал старик. Рафаэль жаждет, чтобы его жизнь стала яркой, богатой, и за это он готов умереть. Он желает попасть на пир, где буйствуют страсти, веселье.

Выйдя из лавки, он встречает друзей, которые приглашают его пойти на праздник и он... действительно оказывается на пиру, где рекой льется вино, друзья предаются веселью, присутствуют очаровательные дамы. Когда все немного успокоилось, Рафаэль начинает рассказывать историю своей жизни своему другу Эмилю. Сейчас Рафаэлю 26 лет и он совершенно беден, но когда-то он был богат: его предки имели громкое имя и богатство, но все оно улетучилось из-за революции. Его отец, державший его в строгости, возлагал на него большие надежды. Он прочил его в юристы, но крах семьи унес не только все деньги, но и жизнь отца. Рафаэль получил немного денег в наследство. Он решил распределить деньги на 3 года и стать за это время великим писателем. Он работал не покладая рук, во всем себе отказывая, и, наконец, он написал свой труд. Однажды он встретил в городе своего друга Растиньяка, который решил помочь ему выйти в свет, чтобы его труд имел успех. Он знакомит Рафаэля с светской львицей графиней Феодорой, в которую Рафаэль влюбляется. Он пытается добиться взаимности, но постоянно натыкается на ее холодность. В попытках завоевать графиню Рафаэль тратит последние деньги и соглашается на предложение издателя написать мемуары своей казненной тети. Это приносит ему деньги, которые он, впрочем, снова потратил в попытках казаться графине богатым и беззаботным. Графиня же его чарам не поддается и остается холодной и расчетливой. Потом он продал свою последнюю собственность - островок на Луаре, где была могила его матери. Но и эти деньги он потратил. От полного безденежья его часто спасает только Полина, дочь владелицы небольшого отеля, где он снимал мансарду. Полина любит Рафаэля, а Рафаэль не может любить Полину, так как она бедна (он желает любить также титул и богатство).

Рафаэль предпринимает попытку объясниться с Феодорой, она его отвергает, и он прощается с ней. Рафаэль решает изменить свою жизнь и уходит от Полины с матерью. Он получает остаток денег за мемуары и идет к Растиньяку. Растиньяк берет его деньги, идет в казино и выигрывает целое состояние. Рафаэль снова начинает тратить деньги с размахом, желая забыться, получить от жизни максимум удовольствий и скоро оказывается без денег и в долгах. Последнюю монету он проигрывает в казино, где когда-то Растиньяк выиграл для них состояние. Повествование о жизни заканчивается, и действие снова переносится на пир.

Рафаэль вспоминает, что у него в кармане шагреневая кожа и будучи пьяным, желая доказать другу ее могущество, он загадывает стать богатым и засыпает. Утром, когда все проснулись, Рафаэлю сообщают, что ему досталось огромное наследство, при этом Рафаэль видит, что шагреневая кожа уменьшилась в размерах...
Далее повествование переносится вперед: Рафаэль, очень богатый человек, живет пустой жизнью, стараясь ничего не хотеть и не желать, обо всем беспокоятся многочисленные вышколенные слуги и управляющие. Каждое желание немедленно выполняется шагреневой кожей за счет его собственной жизни. Рафаэль больше не думает о славе сочинителя, не думает он и о женщинах, он старается смирять любые свои желания, чтобы сохранить свою жизнь, с которой он совсем недавно еще хотел расстаться.

Однажды в театре Рафаэль замечает Феодору, которую он больше не любит, а презирает. Феодора тоже ненавидит Рафаэля, так как он единственный из поклонников, кто смог вырваться из ее светских пут. Он же стал предвестником быстрого угасания Феодоры, которая еще недавно считалась самой красивой женщиной города. В театре Рафаэль встречает Полину, которая теперь тоже сказочно богата: ее отец вернулся из долгого путешествия с большими деньгами. Между ними вспыхивает чувство, и они решают пожениться. В жизни Рафаэля наступает счастливая пора, он очнулся ото сна и страстно желает счастья с Полиной. Шагреневая кожа, тем не менее, становится все меньше и меньше, к ужасу Рафаэля; он пытался ее выбросить - ее ему вернули, он пытался ее растянуть - не получилось, не справились и самые лучшие химики. Лучшие доктора не смогли поставить ему диагноз (туберкулез) и порекомендовали ему поехать на курорт. Рафаэль воспользовался этой рекомендацией и поехал в горы. Общество встретило его с презрением и неудовольствием, так как все были в той или иной степени на него обижены и чувствовали, что он слаб. При попытке изгнать его с курорта его вызывают на дуэль. Рафаэль убивает обидчика и уезжает в уединенное место, где старается жить тихо, чтобы не расшатывать и так слабое здоровье. С каждым днем ему все хуже и все окружающие отчетливо понимают, что Рафаэль скоро умрет (ему на тот момент было 27 лет).

Рафаэль возвращается в Париж и просит доктора приготовить раствор морфия, который позволит ему находится в забытьи, чтобы сохранить хоть какую-то жизнь. Так он существует какое-то время, пока его не разыскивает Полина. Пытаясь пробудиться от забытья, к Рафаэлю возвращается желание жить, он страстно желает Полину и в этот момент умирает на руках Полины.

Смысл
Главный герой романа Рафаэль де Валантен желает жить в свое удовольствие и за это готов платить своей жизнью. В момент же, когда он получает величайшее могущество, он начинает ценить жизнь и уже не желает умирать, хотя, будучи на пороге нищеты, собирался утопиться. Выбирая между короткой жизнью в свое удовольствие и более длинным выхолощенным существованием, Рафаэль останавливается на последнем и тем самым выключает себя из жизни, желая как можно сильнее продлить дни своего нахождения по эту сторону от могилы.

Поняв, что окружающее его общество лживо и бездушно, Рафаэль самоустраняется из его жизни, при этом общество отторгает его: умного, богатого, талантливого. Осознав истинные ценности жизни (любовь), Рафаэлю становится полностью безразличным то, за что чуть ранее он был готов отдать жизнь.

Вывод
Первую треть романа Оноре де Бальзака "Шагреневая кожа" еле осилил - нудно, многословно, неинтересно. Потом втянулся и дочитывал уже с чувством сожаления, что книга кончается. Общий итог - понравилось. Читать рекомендую!

Другие книги Оноре де Бальзака:
1.