Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков, больных сколиозом. Дальнейшее лечение больных детей. Следует знать, что

Перед началом учебного года самое время поговорить о проблемах, во многом связанных со школой и учебой. Одна из них – нарушение осанки школьников. По статистике, более 60% малышей и более 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции, а у трети этих детей уже есть различные врожденные аномалии. Причина тому часто кроется в неправильном образе жизни современных детей. Они меньше двигаются – даже на учебу их в основном возят на машинах, реже играют на улице в разные активные игры, зато больше сидят – за столом или партой, компьютером, перед телевизором.

Симптомы и последствия сколиоза

В дополнение к боковому изгибу позвоночного столба болезнь приводит к вращению отдельных тел позвонков с образованием косметически тревожного и психологически стрессового ребра и поясничного выпуклости. В ходе заболевания ограничение сердечно-легочных функций происходит в результате торакальной деформации. Кроме того, часто возникает боль.

Психическим стрессом пациентов с сколиозом, которые выражаются в отсутствии безопасности в контакте с другими людьми, нельзя пренебрегать. Это может снизить социальные навыки. Существуют также частые ограничения в отношении практики профессии. В дополнение к физиотерапевтической терапии важно интенсивно тренировать пациентов в этих областях.

В результате за последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как сутулость, сколиоз, лордоз, кифоз, остеохондроз. А это не так безобидно, как кажется: в 80% случаев эти болезни позвоночника приводят к серьезным последствиям, вплоть до инвалидности, у взрослых.

Более длительное существование сколиоза ведет постепенно к структурным изменениям тел позвонков с потерей физиологической мобильности. Кроме того, могут возникать нарушения внутренних органов грудной клетки, особенно сердца и легких. В результате снижения вентиляции легких снижается дыхательная способность, а также перегрузка сердца. Последствия этого - явно ограниченный физический потенциал и ограничение качества жизни. Также часто возникающая боль в позвоночнике ухудшает общую производительность.

Опыт показывает, что лечение деформаций позвоночника является долгосрочным процессом. Последовательное и всестороннее базовое обследование должно проводиться через регулярные промежутки времени инспекционными расследованиями с правильной документацией. В дополнение к обнаружению ошибок формы большое значение имеет запись функциональных потерь с ограничением общей производительности, а также признание вторичных повреждений. Для диагностики сколиоза используются следующие диагностические меры и общие клинические исследования.

Что такое сколиоз

Сколиоз, проще говоря – боковое искривление позвоночника, а также его скручивание вокруг своей оси (торсия) – самое частое заболевание опорно-двигательного аппарата у детей. Эта прогрессирующая патология, развиваясь, вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета ребенка, что в конечном итоге ведет к появлению многих серьезных заболеваний внутренних органов.

Важное значение имеет раннее лечение сколиоза. Информация врачей и пациентов имеет решающее значение, поскольку сколиоз часто упускается из виду и лечится слишком поздно. Если предполагается сколиоз, диагноз и лечение следует проводить в центре сколиоза, чтобы избежать ненужной потери во время терапии. Пациенты и врачи могут узнать о вариантах лечения в Интернете.

Оптимальная терапия может быть достигнута только обученной междисциплинарной группой лечения. В начале терапии всегда должна быть реабилитационная мера, чтобы изучить терапию и концепцию лечения. Основным элементом является трехмерная терапия в соответствии с Катариной Шрот, которая основана на сенсомоторной, мускульной и чувствительной к движению основе. Благодаря использованию этих сенсомоторных механизмов обратной связи пациенты могут схватывать и тренировать свою позу и движение, а затем постоянно интегрировать их в свое повседневное поведение.

Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма.

Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 15 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8–14 лет. Первый пик приходится на возраст 7–8 лет, когда они быстро «вытягиваются», второй – на подростковый период 12–14 лет, когда происходит гормональная перестройка организма: кости быстро растут, и позвоночник искривляется. Причем чаще от сколиоза страдают девочки: в школьном возрасте они заболевают сколиозом в 4–6 раз чаще, чем мальчики. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически лучше развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и спокойного поведения происходит прогрессирование деформации.

Только таким образом можно остановить или предотвратить прогресс сколиоза. Увеличение сколиоза в век роста требует корсетной терапии. Это необходимо сделать в сотрудничестве с санкционированной ортопедической мастерской и контролироваться врачом. Время износа корсета составляет около 10 часов в день при углах кривизны менее 15 °, с углами изгиба 20 и более при 23 часах в день.

Лекарственная терапия сколиоза неизвестна, только боль, часто встречающаяся во взрослом возрасте, может лечиться с медицинской точки зрения. Если все консервативные терапевтические меры не могут предотвратить дальнейшее развитие болезни, пациент должен быть проинформирован о необходимых хирургических процедурах в контексте операции сколиоза.

Нарушение осанки первыми должны заметить родители

Основные признаки сколиоза

Родители, кстати, сами могут заметить признаки сколиоза: асимметрию лопаток или надплечий, перекос таза или сглаженность линии талии (когда с одной стороны талия заметна, а с другой – нет). Измененная поза в положении сидя, стоя, а также неправильная походка ребенка не должны оставаться незамеченными. Обнаружив нарушения, надо сразу обратиться к врачу-ортопеду. Отмахиваться от проблемы нельзя: сколиоз в дальнейшем может привести к болям в позвоночнике, а в тяжелых и запущенных случаях – к нарушению функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Лечение сколиоза должно начинаться как можно раньше из-за надвигающегося прогрессирования роста и последовательно проводить его с высокой интенсивностью, чтобы использовать оставшееся время остаточного роста у детей. Эта терапия также должна быть продолжена во взрослом возрасте, чтобы обеспечить оптимальное влияние на сколиоз у всех возрастов и избежать вторичного повреждения грудных органов.

В случае интенсивной терапии сколиозом, т.е. сочетание физиотерапии и корсетов, сколиоза можно остановить или даже значительно улучшить в течение периода роста. Прежде всего, вышеописанные ограничения сердечно-легочной деятельности и боли могут быть уменьшены, тем самым стабилизируя физическую и умственную работоспособность пациента.

В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. На ранних этапах болезни позвоночник слегка отклоняется в сторону, из-за чего мышцы спины быстро устают, появляется небольшой мышечный валик на спине, но все эти явления могут исчезать, как только ребенок ляжет на жесткую постель, так как при этом происходит разгрузка позвоночника. Поэтому утром можно не заметить каких-либо отклонений позвоночника от нормы, однако, если внимательно посмотреть на осанку ребенка после школы или к концу дня, когда были перенесены определенные нагрузки, можно легко обнаружить имеющуюся деформацию позвоночника.

Степень деформации позвоночника, возможные вторичные травмы, связанное с этим ухудшение и психологический стресс пациентов определяют терапию. Важно отметить, что деформация позвонков часто прогностическая до конца роста тела, но и после завершения роста. Более длительное существование приводит к структурным изменениям в телах позвонков и нарушениям внутренних органов грудной клетки.

В зависимости от тяжести дефекта позвоночника и необходимой терапии часто развивается психическое расстройство. Из-за хронического течения заболевания и ожидаемых физических ограничений срочно необходима стационарная интенсивная реабилитация спинного мозга. Центральным элементом интенсивной реабилитации спинного мозга является трехмерная терапия в соответствии с Катариной Шрот. На основе предварительных результатов, а также тщательного обследования опытным врачом-участником и физиотерапевтом, прошедшим курс терапии по Катарине Шрот, разработана индивидуальная концепция терапии, которая содержит общие и специальные терапевтические цели.

Типы осанки

Форма позвоночника изменяется с возрастом. У новорожденного ребенка позвоночник прямой с одним небольшим изгибом в крестцово-копчиковом отделе (кифоз). Формирование остальных физиологических изгибов происходит позднее и связано с развитием мышечной системы.

У детей школьного возраста осанка нестабильна, она во многом зависит от психики ребенка, состояния его нервной и мышечной систем, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей. Особого внимания требуют дети начальных классов: неправильное положение тела во время занятий в школе и дома, неудобная парта и многие другие отрицательные факторы способствуют развитию дефекта осанки. Поэтому необходимо постоянное внимание со стороны родителей и педагогов, чтобы предупредить развитие деформации позвоночника.

Поскольку у детей до сих пор ограниченная у детей способность к обучению ограничена до года жизни, а самопомощь по содержанию и последующему осуществлению терапии еще не может быть выражена, рекомендуется временное присутствие родителя. Таким образом, родители могут контролировать программу упражнений в домашних условиях и обеспечивать необходимую регулярность.

Вопросы о лечении сколиоза

Кроме того, разумная и необходимая обширная подготовка пациентов к дизайну и поведению на рабочем месте и в школе, к обучению самообеспечению, социальному праву, а также общей подготовке к процедурам релаксации. Когда нужно сколиоз? В случае отказа консервативной терапии от угла изгиба примерно 50 °.

  • Как лечить сколиоз?
  • В начале терапии всегда должна быть реабилитация.
  • После завершения роста еще не менее 2 лет.
  • Возраст.
Все ли прямо и сбалансировано? У ребенка может быть боль в спине? Какой спорт осуществляется, ребенок физически активен вообще?

Различают пять типов осанки: I – нормальная осанка, II – круглая спина, III – плоская спина, IV – плосковогнутая спина, V – кругловогнутая спина (кифоз). Все, кроме первого типа осанки, считаются неприавльными, патологическими. Из них плоская спина считается функционально самым слабым типом, для которого характерна склонность к развитию деформации позвоночника и в первую очередь сколиоза.

Какие заболевания могут быть за спинномозговой кривизной?

Особенно в фазе полового созревания, но и до этого, обратное внимание должно быть обращено на внимание. Каковы возможные заболевания? Можно ли консервативно лечить или есть признаки операции? Болезнь Шойермана - асептический некроз костей. В этом случае тело грудного позвонка особенно страдает от стойкого, долговременного сидения в изогнутом положении. Если задняя мускулатура все еще слабо выражена и, таким образом, не представляет собой встречный полюс, постоянная дополнительная нагрузка может привести к повреждению потолочных и напольных пластин в области тела позвонков, где лежат зоны роста тел позвонков.

Возникновению сколиоза способствует (на фоне слабо развитой мускулатуры) длительное и неподвижное сидение на одном месте (за столом, партой, у рояля). Слабым мышцам тяжело длительно сохранять правильное положение позвоночника, и ребенок пытается облегчать усталость путем отклонения туловища в одну или другую сторону. Это вызывает неравномерную нагрузку на позвоночник в грудном и поясничном отделах. Таким образом, вырабатывается привычка неправильно держать туловище при сидении.

Сколиться у детей в фазе роста

В результате рост нарушается, клиновидное развитие позвонков с последующим дальнейшим неправильным расположением из-за несоосности позвоночника: образование кифоза или горба. Один с дополнительным легким завихрением тел позвонков может возникать в каждом возрасте ребенка, но чаще всего после того, как один сколиоз у детей оказывает наибольшее влияние на фазах быстрого роста, как и в период полового созревания. Вы можете распознать сколиоз часто на разных стоячих лопатках или неравной талии.

Как лечить задние проблемы у детей?

Заболевания, такие как сколиоз и болезнь Шойермана в детстве, часто могут успешно лечиться физиотерапией. Корсет можно использовать для большей инвалидности. Спорт и физиотерапия, особенно когда они начинаются на ранней стадии, оказывают очень положительное влияние на курс. Тем не менее, следует избегать занятий спортом, которые предлагают много компрессионных нагрузок или могут привести к изгибу позвоночника - например, футбол, теннис или бег трусцой. Что более важно, это плавание или гимнастика, и физиотерапия - это все, что необходимо для эрекции, растяжения и укрепления мышц спины.

Виды сколиоза

Сколиоз может локализоваться в любом отделе позвоночника и иметь разные форму и степень выраженности. По происхождению сколиозы делятся на две большие группы: врожденные (3–10%) и приобретенные.

Врожденные сколиозы развиваются в связи с аномалией позвоночника и грудной клетки у детей: наличие позвонков, соединение двух или более позвонков, или раздвоение ребер, дополнительные шейные ребра, высокое стояние лопатки и др.

В тяжелых случаях болезни Шейерманна необходимо носить корсет, чтобы остановить образование горба и поддержать позвоночник. Удивительные операции, конечно, редко необходимы, и их следует делать в центрах, которые имеют большой опыт работы с этими операциями в молодом возрасте.

Сколиоз у детей: физиотерапия помогает

Для небольшого скольжения у детей часто бывает физиотерапия. Если угловое отклонение деформации, которое может быть определено рентгенографически, составляет более 20 градусов, а если оно увеличивается, следует рассмотреть обработку корсетом. В выраженных случаях требуется ортопедическое хирургическое лечение с оперативной эрекцией. Это, однако, как и в хирургической терапии болезни Шойермана, принадлежит к очень опытным рукам.

Приобретенные сколиозы развиваются под влиянием некоторых неблагоприятных факторов. К этим формам сколиоза относятся: рахитический, диспластический, статический, паралитический, школьный, профессиональный, травматический рефлекторный (во время болей), идиопатический (причины возникновения которого неизвестны) и др. Рассмотрим их подробнее.

Сколиоз представляет собой боковое отклонение позвоночного столба, в котором отдельные тела позвонков также скручены вокруг продольной оси. Боковое отклонение позвоночника может касаться только грудного отдела позвоночника или поясничного отдела позвоночника, но также и обе части. В 80-85% сколиоз не является узнаваемой причиной, Например, костная или мышечная болезнь. В этих случаях говорят об идиопатической сколиозе. Тем не менее, есть знакомые накопления, поэтому генетические факторы, безусловно, играют определенную роль.

В Германии около трех процентов населения страдают сколиозом, а дети больше страдают, чем многие родители. Из идиопатического сколиоза девочки страдают примерно в четыре раза чаще, чем мальчики. Сколиоз развивается особенно в периоды, когда спинной хребет сильно возрастает. Поэтому неудивительно, что дети и дети младшего возраста, а также дети до 10 лет и особенно подростки подвергаются риску в период полового созревания.

1. Рахитический сколиоз встречается довольно часто. Он заметен еще в раннем возрасте, когда ребенок начинает принимать вертикальное положение, однако чаще всего деформация начинается в дошкольном и школьном возрасте.

2. Диспластический сколиоз возникает из-за недоразвития или нарушения нормального процесса окостенения позвонков пояснично-крестцового отдела позвоночника. Обычно проявляется в школьном возрасте, локализуется в поясничном отделе и имеет тенденцию к прогрессированию.

Почему раннее выявление и лечение сколиоза настолько важно для вашего ребенка

Сколиоз обычно не вызывает боли в молодом возрасте, поэтому его часто упускают из виду! Когда рост завершен, кривизна спинного мозга вряд ли может быть изменена, так что улучшение деформации может быть достигнуто только хирургическим путем. Если сколиоз обнаружен на ранней стадии, можно избежать ухудшения, и существующая деформация часто может быть полностью отменена у младенцев, тогда как у детей старшего возраста это может быть частично улучшено.

Чтобы распознать сколиоз у вашего ребенка

Если вы подозреваете, что с вашим ребенком что-то не так, у вас уже есть родственники со сколиозом, или наш тест привел к сколиозу, вы должны абсолютно. Ваш педиатр или ортопед! Родители уже могут выполнить простой тест сколиоза у младенца. Поместите своего ребенка голым на живот, Например, на обмотке. Держите ребенка одной рукой в ​​области плеч и возьмите ее другой рукой в ​​области лодыжки.

3. Паралитический сколиоз развивается в детстве, в основном после перенесенного полиомиелита или детского церебрального паралича.

4. Школьный сколиоз возникает у детей из-за слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослабления организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. Эта форма сколиоза часто наблюдается у детей школьного возраста (от 8 до 15 лет).

5. Идиопатическим сколиозом называют вид сколиоза, причины возникновения которого не установлены. Он встречается довольно часто, протекает тяжело и быстро прогрессирует.

Выделяют следующие типы сколиоза: шейногрудной (верхнегрудной), грудной, грудопоясничный, поясничный и комбинированный.

Знание типов скалиоза и особенностей их течения помогает ортопеду правильно оценить возможности применения того или иного метода лечения и тем самым предупредить дальнейшее развитие тяжелых деформаций у детей.

Как узнать, есть ли у ребенка сколиоз

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением надплечий, лопаток и треугольников талии. Голова держится прямо (лоб и подбородок в одной вертикальной плоскости, мочки ушей на одном уровне). В боковой плоскости голова и туловище находятся на одной вертикали, оба надплечья слегка отходят назад и вниз, грудь выступает вперед. Обследование начинают с общего осмотра – спереди, сбоку и сзади.

1. При осмотре спереди обратите внимание на осанку ребенка, ровно ли он стоит, есть ли сутулость, в какую сторону имеется наклон, как держит голову, симметрично ли его лицо, расположены ли на одном уровне лопатки и симметричны ли треугольники талии, есть ли деформация грудной клетки. Надо обратить внимание также на симметрию сосков и положение пупка. Определяют, есть ли 0-образные или Х-образные деформации нижних конечностей, состояние стоп (косолапость, плоскостопие).

2. При осмотре сбоку следует обратить внимание на осанку ребенка (определяется ли кифоз или лордоз), величину реберного горба, состояние головы и плечевого пояса, на конфигурацию и деформацию грудной клетки (куриная грудь, воронкообразная грудь), функциональное состояние мышечного пpecса живота (втянутый, прямой, выпуклый, опущенный), на форму спины и нижних конечностей.

3. Более детально проводится обследование сзади, то есть со стороны спины. При этом надо определить асимметрию и высоту стояния плеч и лопаток, как близко они расположены по отношению к позвоночному столбу, имеется ли выраженный кифоз или лордоз, имеется ли реберный горб, каковы формы треугольников талии.

Существуют разные приспособления и методы для диагностики сколиоза. Для определения бокового искривления позвоночника часто применяют простой отвес, который состоит из нитки и подвешенного на нее груза. Для этого необходимо предварительно отметить проекции вершины остистых отростков и угол лопаток фломастером. Свободный конец отвеса фиксируется лейкопластырем на вершине остистого отростка VII шейного позвонка, а груз опускается вниз. Таким образом, образуется прямая вертикальная линия, которая в норме должна совпадать с находящейся в выправленном состоянии осью позвоночника. Отклонение линии остистых отростков от линии отвеса указывает на искривление позвоночника.

Для полного представления об истинном состоянии позвоночника необходимо рентгенологическое обследование его в двух проекциях – лежа и стоя. Это позволяет уточнить причину и тип скалеоза, определить форму и характер искривления, локализацию и степень деформации, морфологические изменения в позвонках.

Степени сколиоза

В зависимости от величины деформации позвоночника различают четыре степени развития сколиоза.

Сколиоз I степени. В вертикальном положении тела слабо заметна деформация позвоночника, которая пассивно исправляется и полностью исчезает в положении лежа. На рентгенограммах не выявляется деформация позвонков. В вертикальном положении угол искривления позвоночника достигает 10 градусов.

Сколиоз II степени. Деформация позвоночника заметна как в вертикальном, так и в горизонтальном положении (в положении лежа деформация частично исправляется). В той или иной степени определяется деформация ребер (реберный горб). Образуется компенсаторное противоположной стороне искривление в нижних отделах. На рентгенограммах выявляется асимметрия и торсия позвонков: угол искривления позвоночника – до 25 градусов.

Сколиоз III степени. Отмечается тяжелая, устойчивая деформация позвоночника, которая полностью не исправляется. Образуется реберный горб, и происходит резкая деформация грудной клетки. Угол искривления позвоночника – до 40 градусов.

Сколиоз IV степени. Резко выраженная стойкая деформация позвоночника и грудной клетки; заметен как спереди, так и сзади реберный горб. Угол искривления составляет 40 градусов и больше.

Лечение сколиоза

Лечится искривление позвоночника долго и нудно. Скорректировать имеющуюся деформацию и неправильную осанку нужно успеть до 15–17 лет, пока окончательно не остановится костный рост. На ранних стадиях сколиоза необходима лечебная гимнастика, плавание, массаж. Иногда врач советует носить специальный ортопедический корсет, который держит либо грудной, либо поясничный отдел позвоночника. В тяжелых случаях проводится хирургическая коррекция: в позвоночник вставляются специальные стержни с крючками, которые подтягивают и выравнивают кривизну. Но при этом подвижность позвоночника резко ограничивается.

От раннего выявления деформации позвоночника и своевременно начатого систематического лечения зависят возможность полного излечения начальных форм сколиоза и возможность приостановить дальнейшее прогрессирование болезни в запущенных случаях.

Для каждого ребенка комплекс упражнений разрабатывается строго индивидуально, потому что видов и степеней сколиоза очень много. Важно, чтобы родители больных детей строго следили за назначенным режимом дома. Ведь от того, будет ли ребенок правильно сидеть за столом, выполнять ежедневно упражнения лечебной гимнастики, носить по необходимости корсет, ограничивать осевую нагрузку на позвоночник, зависит и его выздоровление.

Правильный школьный ранец – важный момент профилактики сколиоза

С таким рюкзаком получить сколиоз проще простого

По мнению врачей, искривление позвоночника часто происходит из-за того, что школьникам приходится таскать с собой тяжелые сумки и рюкзаки. Поэтому выбирать школьный ранец надо с особой тщательностью. Вот на что нужно обращать внимание:

Для младших и средних школьников предпочтительней ранец, нежели сумка. Причем он должен иметь жесткий каркас, хорошо сохраняющий форму, и толстую анатомическую спинку, соответствующую линии позвоночника.

На ранце должны быть две широкие, мягкие и удобные лямки, которые не будут врезаться в плечи, давить и натирать. Крепления лямок – прочные и надежные. Сверху на рюкзаке должны быть нашиты светоотражающие полоски или катафоты, позволяющие хорошо видеть ребенка в темноте.

Размер рюкзака должен быть таким, чтобы учебники размещались в нем равномерно по всему объему. В противном случае центр тяжести смещается, и рюкзак не прилегает плотно к спине, ребенок вынужден наклоняться, из-за чего нагрузка на позвоночник, стопы, коленные и тазобедренные суставы увеличивается.

Сколько должен весить комплект учебников

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся, согласно новым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10:

1–2 классы – не более 1,5 кг,

3–4 классы – не более 2 кг;

5–6 классы – не более 2,5 кг,

7-8 классы – не более 3,5 кг,

9– 11 классы – не более 4,0 кг.

Кроме того, в целях профилактики нарушения осанки обучающихся для начальных классов рекомендуется иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий.

При выраженном сколиозе не берут в армию

Для граждан Российской Федерации вопрос призыва решается на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Согласно ст. 66 приложения к этому постановлению (Расписание болезней), «Степень сколиоза определяется рентгенологом по рентгенограммам на основании измерения углов сколиоза:

* I степень – 1–10 градусов

* II степень – 11–25 градусов

* III степень – 26–50 градусов

* IV степень – более 50 градусов (по В.Д.Чаклину).

Призывники, у которых по этой шкале I степень сколиоза (угол искривления на рентгенограмме 1–10 градусов) подлежат призыву в ВС РФ на общих основаниях. Освобождение от призыва в ВС РФ (категория «В») по диагнозу сколиоз дается при II (угол искривления на рентгенограмме от 11 градусов включительно) и последующих степенях заболевания.

Целью лечебной физкультуры при сколиозе является: во-первых, не допустить прогрессирования болезни, во-вторых, стабилизировать позвоночник (укрепить мышцы, которые его окружают), в-третьих, добиться коррекции деформации позвоночника.

Рекомендуется включать в образ жизни ребенка такие профилактические мероприятия: достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе постоянное, систематическое ее закаливания соответственно возрасту; полноценное питание с включением достаточного потребления белков животного происхождения (мясо, сыр, рыба), минеральных веществ, витаминов (овощи, фрукты); больше двигаться, спать на ровной поверхности ложа; не сидеть долго в одной позе; отдыхать лежа; равномерно распределять вес тела на обе ноги воспитывать правильную осанку, контролируя ее в любом положении.

Чтобы предупредить прогрессирование сколиоза, нужна и волевая коррекция правильной осанки во время стояния и ходьбы: плечи выпрямлены, слегка отведены назад (мышцы межлопаточной области напряжены), голова слегка откинута назад, живот подтянут. Несколько раз в день можно проверить осанку в исходном положении — ноги вместе, носки (несколько разведены), руки опущены, голову держат прямо: выпячивая точки пяток, икроножных мышц, ягодиц, лопаток и затылка должны лежать на одной вертикальной прямой. Определить это можно, став спиной к двери, стены (без плинтуса), по прикосновению к ним названных точек.

Кроме этого, при сколиозе всех типов и степеней полезный , особенно детям с развитием мышц, а также дошкольникам и детям младшего школьного возраста, которые не достаточно интенсивно и тщательно выполняют физические упражнения.

Продолжительность процедуры массажа — 10-15 минут. Ребенка кладут на ровную твердую горизонтальную поверхность в положении лежа на животе, руки вдоль туловища, немного согнуты в локтевых суставах, голова наклонена в сторону, противоположную дуге искривления в грудном отделе. Массаж начинается
с поглаживания ладонной поверхностью кисти всей спины — снизу вверх (от крестца до надплечья) с последующим растиранием всей спины подушечками четырех пальцев (полусогнутых) с опорой на основание ладони и небольшой силой давления руки.

При I степени сколиоза поглаживание чередуются с растирания и разминания мышц всей спины (сила давления руки то усиливается, то ослабляется), особенно вдоль позвоночника и в межлопаточной области. Цель — укрепление мышц спины.

При II-III степенях сколиоза массаж проводится дифференцированно — с выборочным применением многих приемов в разных местах. В частности, при комбинированном сколиозе (например, правостороннее грудной или левостороннее поясничный) — спина условно делится на четыре части: две грудных и две поясничных. Массажист стоит со стороны массажируемой части. В области дуги искривления нужны более тонизирующие воздействия: поглаживание, интенсивнее растирание, надавливание подушечками пальцев или основанием ладони, постукивание подушечками полусогнутых пальцев. В области вогнутости — поглаживание, легкое растирание, растяжение мягких тканей (руки движутся в противоположных направлениях). При растяжении в поясничной области слева правая ладонь плотно прижимается к крестца, а левая движется от них до нижнего угла лопатки. Заканчивается массаж поглаживанием всей спины.

Формы лечебной физкультуры против сколиоза у детей

Формы лечебной физкультуры весьма разнообразны, а их выбор и комбинации составляются с учетом характера заболевания, состояния организма больного и его возраста. Для детей дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения осанки и сколиоз, основными формами лечебной физкультуры, кроме лечебной гимнастики, является утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, некоторые спортивные игры и упражнения. Если утренняя гигиеническая гимнастика полезна для всех здоровых и больных детей, то лечебная физкультура детей с нарушением осанки и сколиозом имеет свои особенности по времени назначения, нагрузки в зависимости от возраста ребенка, степени развития деформации, общего физического развития, состояния органов и систем организма. В частности, если для детей со сниженными показателями развития опорно-двигательного аппарата и нарушением осанки двигательный режим, предусмотренный программой физического воспитания дошкольников, не следует ограничивать, то для школьников с начальными формами сколиоза в программу физического воспитания нужно вносить соответствующие коррекции. В частности, из программы физического воспитания надо полностью исключить все виды упражнений, связанные с подтягиванием на турнике, гимнастической стенке, раскаткой позвоночника (сильное прогибание тела вперед, назад, в стороны), прыжками, а также изъять занятия асимметричными видами спорта — теннисом, фехтованием и тому подобное.

Однако следует отметить, что утренняя гигиеническая гимнастика в дошкольных учреждениях постоянно воздействует на организм, поэтому способствует активизации его основных функций, укрепляет здоровье ребенка. Она должна проводиться до еды и включать в себя комплексы простых упражнений, рекомендуемых для соответствующих возрастных групп. Со временем комплексы упражнений нужно обновлять и усложнять. Упражнения следует выполнять в умеренном и даже медленном темпе, особое внимание уделять поддержанию правильной осанки и достаточного мышечного тонуса, согласовывать движения с актами дыхания, ритмичности и точности движений. Продолжительность занятия — 10-15 минут. Утреннюю гигиеническую гимнастику целесообразно заканчивать водными процедурами, воздушными ваннами, постепенно усиливая режим закаливания.

Основной формой лечебной физкультуры при сколиозе является упражнения лечебной гимнастики , обычно сгруппированы в комплексы, рассчитанные на каждый урок продолжительностью 45 минут лучше, если комплексы выполняются в музыкальном сопровождении. Основная цель упражнений лечебной гимнастики заключается в том, чтобы путем регулярной тренировки мышц по программе обеспечить постепенное увеличение их основных характеристик — силы, выносливости, работоспособности, достичь такого развития, который позволил бы им эффективно противостоять прогрессированию деформации и даже их обратному развитию. Последнее можно достичь только на ранних стадиях развития.

Кроме этой основной цели, корректирующие упражнения лечебной гимнастики при сколиозе предусматривают ряд других задач, важными из которых являются:

— повышения общего тонуса организма ребенка;

— развитие у больных волевых качеств и создание психологического стимула для последующего лечения;

— формирование навыков активной самокоррекции и выработки правильной осанки;

— улучшение функции внешнего дыхания;

— улучшение функции сердечно-сосудистой системы;

— улучшение функции нервно-мышечного аппарата.

Для обеспечения усиления функциональных возможностей организма и достижение на этой основе желаемых двигательных качеств, прежде всего силы и выносливости мышц, нужно многократно выполнять физические упражнения. Компонентами, которые определяют величину нагрузки, является продолжительность упражнений, интенсивность их выполнения, количество, продолжительность и характер периодов отдыха между ними. При этом надо иметь в виду, что нагрузки, которые не соответствуют возможностям организма, могут вызвать нежелательную переутомление скелетных мышц и даже нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.

В начале занятия порой отмечается повышенная усталость, дыхание. Поэтому интенсивность и продолжительность упражнений и частоту повторений рекомендуется увеличивать постепенно с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Справиться с этой задачей помогает умелое построение чередование упражнений средней и малой интенсивности, временное распределение нагрузки как в течение одного года, так на весь период занятия лечебной гимнастикой.

Каждое занятие должно состоять из начальной части, куда входит 5-6 упражнений, которые готовят сердечно-сосудистую и дыхательную системы, нервно-мышечный аппарат к большим нагрузкам основной части урока. К основной части урока должны входить специальные корректирующие упражнения. Третья, заключительная часть урока должна способствовать постепенному расслаблению мышц и успокоению сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Основная часть урока в начале курса лечения должна составлять 40-50% выделенного на урок времени, и в конце курса лечения она может достигать 60-75% времени. Продолжительность урока — 40 ^ 45 минут.

В процессе планирования лечебной гимнастики большое значение имеет подбор групп больных детей. Каждая группа не должна превышать 8-Ю детей одного возраста и физического развития с однотипными искажениями позвоночного столба. Для каждой из групп детей, в зависимости от локализации основного искривления и других особенностей, комплекс упражнений нужно модифицировать в соответствии с поставленными задачами. Упражнения проводятся при осевой разгрузке позвоночника, поэтому применяют исходное положение — лежа на спине, на животе, стоя на коленях.

I. Упражнения для укрепления мышц живота (исходное положение — Лежа на спине).

Упражнение 1.

Ноги согнуты в коленных суставах — поднятие таза при вдохе (с опорой на стопы, локти, плечи). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2.

«Велосипед» (20-30 с). Дыхание произвольное.

Упражнение 3.

Поочередное поднимание прямых ног (4-5 раз).

Упражнение 4.

Описания кругов прямыми ногами (по 2 в каждую сторону).

II. Упражнения для укрепления мышц спины (исходное положение — Лежа на животе).

Упражнение 1.

Поочередное и одновременное сгибание ног в коленных суставах (6-8 раз).

Упражнение 2.

Разгибание туловища с опорой на ладони выпрямленных рук (3-4 раза).

Упражнение 3.

Поочередное поднимание прямых ног (3-4 раза).

III. Упражнения для коррекции (исправления) деформации позвоночника (I, II степени) применяются асимметричные упражнения (исходное положение — лежа на животе и стоя).

Упражнение 1.

Правая рука с изогнутой стороны искривления вытянута вверх, левая сбоку или вдоль туловища. Поднимают корпус — вдох, возвращаются в исходное положение — выдох (4-6 раз).

Упражнение 2.

Отвести ногу в сторону — на стороне искривления с вытягиванием руки вверх (с изогнутого стороны). Возвращение в исходное положение (4-6 раз).

Упражнение 3.

Нога на стороне дуги искривления отведена в сторону, рука — на затылке. Отвести локти в стороны с разгибанием туловища — вдох, возвращение в исходное положение — выдох (3-4 раза).

IV. Упражнения для вытягивания и увеличения подвижности позвоночника с целью выпрямления его деформации (исходное положение — на колени).

Упражнение 1.

Не сдвигая рук с места стараться сесть на пятки — выдох, возвращение в исходное положение — вдох (3-4 раза).

Упражнение 2.

Схема поза «кошки» — «доброй» и «сердитой» (4-5 раз).

Упражнение 3.

Исходное положение — лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль туловища. Потянуть носки стоп на себя с одновременным сгибанием головы — прикосновения подбородком груди (выдох), возвращение в исходное положение (вдох) (3-4 раза).

V. Упражнения для укрепления подвздошно-поясничной мышцы со стороны, противоположной дуге искривления (когда есть начальные формы сколиоза груднопоперекового типа, если все признаки выражены нечетко).

Упражнение 1.

Исходное положение — лежа на спине руки вдоль туловища, нога (противоположная стороне выпуклости дуги искривления) согнута в тазобедренном и коленном суставах на 90 градусов. Приведение колени к животу с сопротивлением, созданным руками самого ребенка (6-8 раз).

Упражнение 2.

Исходное положение — так же, как в предыдущем упражнении. На нижнюю треть бедра накладывается манжетка, которая соединена с умеренно растянутым резиновым бинтом, перекинутым через спинку кровати, или закрепляется каким-либо образом. Содержание ноги в исходном положении 10-20 с или-приведения колени к животу с 10 до 20-25 раз, увеличивая на одно движение каждые 2 дня.

Нужно всегда контролировать правильную осанку в начале и в конце занятия. А волевая коррекция ее проводится постоянно. Сила и выносливость мышц спины определяется так: исходное положение — лежа на животе на твердой поверхности руки вытянуть вперед, вдоль головы, разгибать туловище с отрывом его верхней части и ног от опоры, удерживать позу в течение 1-2 мин в возрасте 6-11 лет, до 2,5 мин — в возрасте 11-15 лет. Силовая выносливость мышц живота: исходное положение — лежа на спине руки согнуть в локтях над головой, удерживать угол (45-60 с) прямыми ногами в течение 20-30 с (в возрасте 6-11 лет), 40-50 с (с 11-14 лет).

Противопоказанные упражнения для детей со сколиозом
Для детей со сколиозом противопоказаны прыжки, упражнения с избыточным гибкостью позвоночника (акробатика, художественная и спортивная гимнастика), а также с выраженным силовым напряжением (тяжелая атлетика), чистый вес (избыточное извлечение позвоночника).

Рекомендуется: зимой — хождение на лыжах по ровной поверхности, летом — игра с мячом (элементы волейбола, баскетбола). Плавание полезно всем детям независимо от типа и степени сколиоза. Относительным противопоказанием является выраженная степень нестабильности позвоночника, разница в искривлении в положении стоя и лежа более 10 градусов. Во плавание проходит естественное разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа мышц спины, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков, формируется правильная осанка. Каждому ребенку стиль плавания целесообразно подбирать индивидуально, хотя основным является стиль «брасс на груди» с удлиненной паузой скольжения, потому что «кролик» и «баттерфляй» увеличивают мобильность (подвижность) позвоночника и скручивание позвонков.

Однако надо отметить: для предотвращения прогрессирования сколиоза надеяться только на одну лечебную гимнастику было бы опрометчиво. Лечебная физическая культура и массаж — только один из элементов комплексного лечения, необходимого для реабилитации больных.

Психологического стимула для последующего лечения», вот этого мы и не
можем с мужем добиться от сына. Невозможно заставить ребенка регулярно делать делать комплекс упражнений, пока у него реально не заболит спина.