"Отцы и дети": смысл произведения Тургенева. Проблематика романа "Отцы и дети". Актуальные проблемы отцов и детей (по роману Отцы и дети Тургенева И.С.) Все проблемы отцы и дети

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Нравственные проблемы в произведениях русской литературы 2-ой половины 19-го века. (По одному или нескольким произведениям русской литературы 2-ой половины 19-го века).

Произведение вызвало множество статей, эпиграмм, карикатур. Главным объектом полемики был образ центрального героя романа Евгения Васильевича Базарова. А.И.Герцен наиболее верно отозвался о сути споров вокруг романа и заметил: «Крутой Базаров увлек Тургенева, и, вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». В романе показана актуальнейшая проблема не только 60-х годов 19 века, но всякого времени,- это нравственная проблема несходства поколений. Будучи аристократом, поклонником красоты, эстетом, поклонником революции, великий русский писатель в произведении изобразил бесполезность, никчемность, духовное омертвление дворян. Вот как он сформулировал авторский замысел: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?..» Следовательно, Иван Сергеевич Тургенев утверждает, что его симпатии не на стороне аристократов. Он с уважением относился, как это ни странно, к нигилисту, разрушителю, революционеру, причем сам автор неоднократно заявлял о том, что, во-первых, «Базаров - мое любимое детище», во-вторых, «если он называется нигилистом, то надо читать – революционером».

Из проблемы несходства поколений вытекают и другие нравственные проблемы тургеневской эпохи, Являющиеся популярными и сейчас, в начале 21 века. Это раздумье о дружбе и о любви и об их роли в жизни людей, мысли о том, нужны ли такие люди, как Базаров.

Значит, именно эти нравственные проблемы должны интересовать нас в романе Ивана Сергеевича Тургенева, так как они «вечные», всегда актуальны. Прав А.В.Луначарский, который писал: «Отцы и дети» - еще живой роман, и все споры, которые вокруг него велись, находят известный отклик и в наших думах». Эти слова можно повторить в любое время, так как И.С.Тургеневу присуща замечательная черта – умение угадать только зарождающееся в обществе движение.

Поражает удивительный лаконизм тургеневского стиля: в небольшом по объему произведении умещается огромный материал, хотя писатель не дает развернутых картин в русской жизни, не вводит большого числа действующих лиц – он отбирает самое характерное, наиболее существенное.

При помощи художественных деталей и «тайной психологии» писатель сумел кратко, но убедительно рассказать о людях, о жизни России в один их переломных периодов её истории.

Уже с первых страниц книги Иван Сергеевич Тургенев убеждает нас в том, что «преобразования необходимы», в первую очередь это преобразования в сельском хозяйстве, так как автор тревожится за судьбы народа, создатели всех духовных и материальных ценностей, однако находятся на крайней степени нищеты. Возникает горькое раздумье у автора и читателя: «Нет, не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы, но как их исполнить? как приступить?» Этот вопрос тревожит героев романа: Николай Кирсанов толкует «о предстоящих правительственных мерах, комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и т.д.»; Павел Петрович возлагает надежды на «мудрость правительства и на народную общину»; Аркадий провозглашает принципы нигилизма, ничего не понимая в революционно-демократическом режиме. На фоне неустроенной жизни страны вырисовывается могучая фигура Базарова, человека нового поколения, борца, революционера, пришедшего на смену «отцам», неспособным решить основных проблем эпохи.

Иван Сергеевич Тургенев резко противопоставляет Евгения Васильевича миру аристократов. Первое, что бросается в глаза, когда мы знакомимся с молодым нигилистом, - черты демократизма, присущие этому персонажу. Одежда, которую он небрежно называл «одежонкой», состояла из «длинного балахона с кистями» и старой грязной шляпы, «к тулье которой пристало какое-то болотное растение». Вспомним, в каком костюме вышел к утреннему чаю аристократ Павел Петрович: «на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска». Все детали костюма были изящно подобраны хозяином, которому, видимо, кроме того, больше заняться было нечем. Мы понимаем: перед нами два человека с разными манерами, вкусами, убеждениями, ведущие различный образ жизни.

Евгений Васильевич – естествоиспытатель, он занимается изучением медицины, зоологии, ботаники, что является чертой культурной жизни России 60-х годов 19-го века. Однако не на этом поприще он достигнет той известности, которую ему пророчат. Нетрудно догадаться, что талант нигилиста развернется в революционной деятельности. Иван Сергеевич Тургенев так писал о любимом действующем лице: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель…» Евгений Базаров натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а подвергающая все суду мысли. И если любовь к Анне Сергеевне Одинцовой побеждает принципы нигилизма, то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, но не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Он должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. В чем же трагизм героя и как рисуется безвыходное положение Базарова? С точки зрения писателя, в том, что «время базаровых»помним, в каком костюме вышел к утреннему чаю аристократ Павел Петрович: "еловека нового поколения, борца, революционера, приш еще не пришло, тургеневский персонаж сам это ощущает: умирая, он говорит: «Я нужен России… Нет, видно не нужен». Следовательно, Иван Сергеевич подчеркивает трагическое одиночество нигилиста не только среди «отцов», не только с мнимым другом (Аркадием), но и в самом главном для него – во взаимоотношениях с народом. Но взаимоотношения Базарова с народом очень сложны. С одной стороны, крестьяне видят в нем не барина, а «своего брата». С другой стороны, называют его «шутом гороховым». Однако в романе есть эпизоды, которые могут вызвать недоумение читателя.

В начале читатель узнает, что «Базаров владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях из народа», а в конце книги совсем по-иному раскрывается отношение народа к Евгению и его взгляд на крестьян.

Смерть Базарова делает его образ глубоко трагическим, Дмитрий Иванович Писарев правильно замечает: «умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». На последних страницах романа появляется все лучшее человеческое, что было в Базарове: нежность к родителям, поэтичность любви к Одинцовой, жажда труда и подвига во имя родной страны; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». Из его слов она могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не пожертвует во имя любви своими убеждениями. Для него убеждения дороже любви, а для Одинцовой дороже любви – покой и комфорт.

Мы слышим необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова, обращенные к любимой женщине: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Мы слышим полные любви и жалости слова о родителях, когда он просит Анну Сергеевну позаботиться о них: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Базаров умер молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, но мы уверены, что если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя дела.

Роман заканчивается картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронен Евгений Васильевич. Здесь царят покой и тишина. Роман заканчивается такими раздумьями автора: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазками; они говорят нам о вечном примирении и жизни бесконечной…» Базаров умер, а вместе с ним умер и его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Цветы на могиле Евгения подтверждают, что истинная жизнь бесконечна.

Иван Сергеевич Тургенев решал в романе «Отцы и дети» нравственные проблемы, говоря нам, людям 21-го века, о «вечности» таких понятий, как любовь к родителям, к Родине, к природе, как высокая романтическая любовь мужчины и женщины, как бессмертие тех людей, которые верны своему долгу.

Базаров – человек нового типа. Умирая, он желает последний раз взглянуть на любимую женщину. Это говорит о способности Евгения к глубокому чувству. Иван Сергеевич Тургенев заканчивает роман смертью Базарова, потому что не знает, что дальше должен делать его герой, а также, потому что не хочет, чтобы Евгений в будущем совершил какие-нибудь ошибки или преступления.

Основной конфликт романа


Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию. Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.

Особенностью творчества Ивана Сергеевича Тургенева была злободневность затрагиваемых автором проблем, он очень чутко понимал и чувствовал проблемы времени и посвящал им свои хрестоматийные романы. Так случилось и с романом «Отцы и дети». Современники увидели в нём злободневный конфликт между демократами и либералами. И хотя в книге поставлено множество проблем важных как для того времени, так и для сегодняшнего дня, все-таки важнейшей является проблема взаимоотношений между двумя поколениями. Противостояние двух персонажей - Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова - это не только противостояние двух поколений, это и столкновение двух мировоззрений, двух разных философских концепций. Противостояние даёт о себе знать с первых страниц романа: встреча будущих противников, становится той искрой, из которой возгорится пламя будущих непримиримых споров. Подчёркнутая изысканность в туалете П.П.Кирсанова, его рука в оправе из белоснежного манжета с запонкой-опалом и красная в «цыпках» натруженная и неухоженная рука молодого студента. Даже в диалоге они по-разному произносят слово принцип: Базаров грубо - «Прынципы», а Павел Петрович мягко - «Принсипы». В их спорах затрагиваются практически все основополагающие проблемы современности: культура и образование, церковь и политика, семья и законность - причем Павел Петрович представляет идеализм, а Базаров - материализм. Но материализм Базарова слишком вульгарен. Он молод и максималистичен, поэтому не признает ничего, кроме практической пользы. Если Павел Петрович считает, что личность должна самосовершенствоваться ради самосовершенствования и всегда сохранять внутреннюю культуру, то для Базарова существует только вопрос практической пользы.

Так же упрощенно Базаров воспринимает красоту природы и искусство. «Природа - не храм, а мастерская», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - говорит Базаров. Демократ-материалист отрицает все, что выходит за рамки разума, все, что относится к душевной жизни, но его собственная душа восстает на него - и он влюбляется.

Ирония Тургенева особенно проявляется, когда персонажи спорят об отношении к русскому народу. Базаров утверждает, что народ невежественен и его надо просвещать, Павел Петрович на это возражает, что Базаров, дескать, презирает народ. А мужики-крестьяне и Базарова, и Кирсанова воспринимают как господ, которые мало чего понимают в этой жизни.

После выхода романа в свет словечко «базаровщина» стало особенно популярным. Итак, автор ставит проблемы - что есть базаровщина? В чем ее истоки? Каковы её последствия?

Причем в данном случае (в отличие от «обломовщины») герой не равен явлению. Базаров, конечно, заражен базаровщиной и заражает ею других, но не олицетворяет её. Базаровщина - это мировоззрение Ситникова и Кукшиной, троекратно упрощенный Базаровым материализм Бюхнера (любимая книга Базарова - «Материя и сила»). Это отрицание всего, что выходит за рамки пяти чувств, отвержение искусства, любви и красоты. Чисто практический, утилитарный взгляд на жизнь, а главное - стремление к разрушению. Но даже если порядок вещей плох, разрушить его - ещё не значит сотворить благо. Люди, зараженные базаровщиной, не умеют созидать, они только отрицают и разрушают. Отрицать всё нельзя - в этом главная мысль И.С.Тургенева. Он сочувствует своему герою и описывает его с явной симпатией, но всем романом доказывает, что отрицать всё невозможно, что это приводит к гибели.

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века - показано в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Павел Петрович ведёт жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете ("Да ведь надобно и строить"), Базаров отвечает, что "сперва нужно место расчистить".

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает "глупую жизнь отцов". От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается "в пользе его влияния на Аркадия". Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.
  6. Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

    Характеристика героев романа

    Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
  • Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

    • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
    • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
    • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
    • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
    • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
    • Этот человек глубоко несчастен.

    Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

    • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
    • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

    Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

    • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
    • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
    • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

    Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

    Конфликт «отцов» и «детей»

    Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

    Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

    Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

    Главные темы

    Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

    Главные темы в романе «Отцы и дети» :

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!