Легенда о тадж махал вечная история любви. История тадж махала. Архитектура Тадж Махал

Тадж-Махал передает всё величие, красоту и силу любви, случившейся столетия назад. Трагическую историю великой любви падишаха монгольской империи к своей жене знают в каждой индийской семье. Родители рассказывают своим детям перед сном грустную сказку о бедной прекрасной девушке, тронувшей холодное сердце могущественного шаха одними лишь глазами, соединяя правду и вымысел. На уроках истории она предстаёт фактом, лишённым эмоциональной окраски, и рассматривается в контексте губительных для страны последствий - разрухи и смены власти. Влюблённые в своих признаниях вспоминают Шах-Джахана и его ненаглядную Мумтаз-Махал, мечтая, подобно им, пронести свои чувства через все преграды.

Абсолютно каждая деталь мавзолея-мечети подобрана с невероятной тщательностью и словно находится на своём месте. Впрочем, времени, сил и ресурсов на такую безупречную работу было отведено неограниченное количество, и любая грандиозная задумка архитекторов воплощалась в максимально возможной мере. Две сотни слонов, доставлявших мрамор из другого конца страны; двадцать тысяч рабочих и ремесленников, трудившихся при свете дня и ночи; двадцать два года строительства в общей сложности. И все для того, чтобы падишах мог назвать сооружение достойным имени возлюбленной.

История любви Тадж-Махала

Чувства нельзя потрогать, увидеть или услышать; их можно только ощутить. Однако, посетившие Тадж-Махал единожды, могут с уверенностью оспорить эту простую и очевидную вещь. Убедиться в том, что любовь - вполне осязаемый предмет, можно только в великом, впечатляющем и легендарном Тадж-Махале, где даже камни способны передать самое светлое, прекрасное и сильное чувство.

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

Тадж-Махал - одна из самых грандиозных построек, расположенных на территории Индии, ежегодно число посетителей величественного мавзолея превышает 5 миллионов человек. Туристов притягивает не только красота сооружения, но и связанная с ним красивая история. Мавзолей был возведен по приказу падишаха Империи пожелавшего рассказать всему миру о своей тоске по умершей жене Мумтаз-Махал. Что же известно о Тадж-Махале, объявленном жемчужиной мусульманского искусства, а также о любви, благодаря которой он был создан?

Шах-Джахан: биография падишаха

«Повелитель мира» - таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.

Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.

Судьбоносная встреча

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

Бракосочетание

Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. По неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.

Именно во время свадьбы получила свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.

Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Своему супругу армянка стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах.

Несчастье

К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.

Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.

Траур

Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы.

Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему. По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире.

Расположение Тадж-Махала

В каком городе находится Тадж-Махал? Для возведения мавзолея был выбран город Агра, находящийся приблизительно в 250 км от Дели. Падишах решил, что дань памяти любимой жены будет располагаться на побережье реки Джамна. Его привлекла живописность этого места. Этот выбор доставил строителям определенные неудобства, связанные с неустойчивостью грунта, находящегося рядом с водой.

Решить проблему помогла уникальная технология, ранее нигде не применявшаяся. Пример ее применения в современном строительстве - использование свай при возведении небоскребов в ОАЭ.

Строительство

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Возведение Тадж-Махала в общей сложности заняло 12 лет, строительные работы начались в 1632 году. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году.

Секреты Тадж-Махала

Величественный Тадж-Махал подарил бессмертие падишаху и его прекрасной возлюбленной Мумтаз-Махал. История любви повелителя к его жене рассказывается всем посетителям мавзолея. Интерес к зданию не может вызывать удивление, ведь оно обладает изумительной красотой.

Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой.

Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.

Для отделки стен, как уже было сказано, был применен белоснежный сияющий под влиянием солнечных лучей. Декоративными элементами послужили малахит, жемчуг, кораллы, сердолики, неизгладимое впечатление производит изящность резьбы.

Место захоронения Мумтаз-Махал

Многие люди, интересующиеся историей и архитектурой, знают, в каком городе находится Тадж-Махал. Однако далеко не всем известно, где именно располагается место захоронения императрицы. Ее гробница находится вовсе не под главным куполом возведенного в ее честь здания. В действительности местом захоронения правительницы Империи Великих Монголов является тайный мраморный зал, для которого был выделен участок под мавзолеем.

Гробница Мумтаз-Махал была расположена в секретном помещении не случайно. Такое решение принято ради того, чтобы посетители не нарушали покой «жемчужины дворца».

Конец истории

Потеряв любимую супругу, Шах-Джахан практически утратил интерес к власти, больше не предпринимал масштабных военных походов, мало интересовался делами государства. Империя ослабла, погрязла в пучине экономического кризиса, повсеместно стали вспыхивать бунты. Неудивительно, что у его сына и наследника Аурангзеба нашлись преданные сторонники, которые поддержали его в попытке отобрать власть у отца и расправиться с братьями-претендентами. Старый император был заключен в крепость, в которой вынужден был провести последние годы жизни. Шах-Джахан покинул этот мир в будучи одиноким и больным стариком. Сын велел похоронить отца рядом с его любимой супругой.

Последнее желание императора так и осталось неосуществленным. Он мечтал возвести напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, в точности повторяющий его формы, однако отделанный черным мрамором. Это здание он планировал превратить в собственную гробницу, соединять ее с местом захоронения супруги должен был черно-белый ажурный мост. Однако планам не суждено было сбыться, пришедший к власти сын Аурангзеб велел прекратить строительные работы. К счастью, исполнить волю любимой женщины и построить Тадж-Махал император все же успел.

Строительство Тадж-Махала (дословно с персидского языка переводится как «Корона Моголов») было связано с именем красавицы Арджуманд Бано Бегум, или Мумтаз «царицы души».
В 200 километрах от столицы Индии Дели на высоком берегу притока Ганга Джамны стоит пятикупольный мавзолей Тадж-Махал. Белокаменное сооружение удивляет и восхищает своими совершенными пропорциями, изящной мозаикой из цветных драгоценных и полудрагоценных камней, искусной резьбой.
Тадж-Махал это целый комплекс зданий. Тадж белый, а вокруг крепость и минареты из красного песчаника. Мавзолей имеет абсолютные пропорции: по основанию и высоте точный квадрат, каждая сторона которого равна 75 метрам. К Тадж-Махалу тянется несколько дорожек, между ними в бассейнах вода, в ней отражается сначала весь мавзолей, а по мере приближения отдельные его детали.
Над созданием индийской жемчужины трудились местные архитекторы вместе с художниками из Дамаска, садоводами из Константинополя и Самарканда. При создании интерьера, внутренней отделки мавзолея, мастера использовали самые лучшие сорта белого, изредка жёлтого и чёрного мрамора, перламутр, яшму, агаты, изумруды, аквамарины, жемчуг и сотни других камней.
ЦАРИЦА ДУШИ
Арджуманд Бано Бегум было всего 19 лет, когда она стала второй женой принца Гурама (будущего Шаха-Джахана). И хотя у принца было ещё несколько жён и множество наложниц, Мумтаз завоевала сердце своего мужа и безраздельно владела им до конца его дней. Это была любовь необыкновенно романтическая и поэтическая. Мумтаз была не только самой любимой женой, но и самой верной его сподвижницей с тех бурных времён, когда принц Гурам скитался по свету, преследуемый своим отцом Джахангиром, когда добывал свой трон в жестокой борьбе со своими братьями. В 1627 году Гурам, одержав над ними окончательную победу и захватив отцовский трон, принял титул императора, Шаха-Джахана «повелителя мира». Мумтаз, наконец, стала царицей Индии.
Шах-Джахан обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей почести, устраивал в её честь пышные приёмы и грандиозные праздники, без неё не начиналась сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз присутствовала на заседаниях государственного совета, её мнение почти никогда никем не оспаривалось.
Сохранился портрет царицы, написанный её современником. Нарушив один из строжайших запретов ислама рисовать портреты животных и людей, неизвестный художник искусно передал красоту Мумтаз, белолицей персиянки, жемчужины Востока.
Счастливая совместная жизнь прервалась внезапно. Весной 1636 года Мумтаз внезапно заболела: перед смертью она обратилась к мужу с просьбой позаботиться об их старшей дочери Джаханаре Бегум и взяла с него клятву построить гробницу, достойную их любви, их совместной девятнадцатилетней супружеской жизни. Смерть Мумтаз потрясла Джахана.
БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ДВОРЦЫ
Овдовевший, он повелел строить небывалый по красоте мавзолей. Шаху было представлено множество разных проектов, авторами которых были лучшие из лучших зодчих Востока. Из них он выбрал проект, созданный индийским архитектором Истадом Ханом Эфенди. Вслед за этим в Агру была согнана двадцатитысячная армия строителей: каменщиков, гранильщиков мрамора, ювелиров и разнорабочих. Мрамор привозили из Макраны близ Джайпура, песчаник из Сикри, самоцветы из Индии, Афганистана, Персии и Центральной Азии.
Весь комплекс мавзолея создавался в течение двадцати двух лет. Выполнив наказ «царицы своей души», Джахан приступил к новой, не менее грандиозной стройке точно такому же мавзолею, но только из чёрных пород мрамора, для самого себя на другом (левом) берегу реки Джамны. По замыслу шаха оба мавзолея, словно супружеские покои, должны были соединиться высоким кружевным мостом из чёрных и белых пород мрамора. Уже начались подготовительные работы, однако этому плану, к сожалению, не суждено было сбыться.
Пока Шах-Джахан занимался постройкой новой гробницы, его сыновья воевали между собой. Одержав победу над братьями, один из них Аурангзеб в 1658 году захватил власть, убил братьев, арестовал отца и заточил его в Красном форту под надёжной охраной вместе с его любимой дочерью Джаханарой Бегум. Последние годы своей жизни Шах-Джахан провёл в мраморном дворце, который им был построен когда-то для Мумтаз, откуда он постоянно мог видеть Тадж-Махал. Здесь он и умер 23 января 1666 года. Выполняя последнюю волю своего отца, Аурангзеб на следующий же день приказал перевезти его тело в Тадж-Махал и без всяких церемоний и почестей похоронить рядом с Мумтаз.
НЕРАЗГАДАННЫЙ СЕКРЕТ
Мавзолей Тадж-Махал стоит один в своей невыразимой красоте на берегу голубой Джамны, отражающей его чистый, горделивый облик. Он предстаёт неким видением из другого, лучшего, более чистого мира. По словам русского философа Петра Успенского, побывавшего в Индии в начале XX столетия, «у Тадж-Махала есть некий секрет, который чувствуют все, но никто не может дать ему истолкования».
«Тадж-Махал притягивает к себе, как магнит, рассказывает наш современник, историк и путешественник, В. Руднев. Можно часами стоять и всё смотреть и смотреть на это диво, на этот сказочный призрак, возносящийся в бездонное лазурное небо. Освещённость Тадж-Махала меняется, словно мираж. Он светится изнутри, меняя оттенки в зависимости от положения солнца: то вдруг становится светло-розовым, то голубоватым, то нежно-оранжевым. Ночью, при луне, на фоне чёрного неба он выглядит ослепительно-белым. Только подходя совсем близко, замечаешь, что он весь в тончайших узорах, вытканных по белому мрамору, мраморные блоки инкрустированы самоцветами и как бы просвечиваются насквозь, излучая мерцающий свет».
Ослепительной белизны стены мавзолея покрыты мозаикой гирляндами цветов из драгоценных камней. Ветки белого жасмина из перламутра переливаются с красным гранатовым цветком из сердолика и деликатными усиками виноградной лозы и жимолости, а нежные олеандры выглядывают из роскошной зелени листвы. Каждый листик, каждый лепесток отдельный изумруд, яхонт, жемчужина или топаз; иногда таких камней насчитывается до ста штук для одной веточки цветов, а подобных этой ветке сотни на панелях и решётках Тадж-Махала!
СМЕРТЬ НЕ РАЗДЕЛИЛА
В центральном зале мавзолея стоят два саркофага, изваянных из бело-розовых пород мрамора, украшенных растительным орнаментом. Это кенотафы умерших, символические проекции тех, кто находится в самой нижней части мавзолея. Там, в подземном сводчатом помещении царит сумрак. Обе гробницы с останками царственных супругов, Мумтаз и Джахана, как ширмой окружены беломраморной резной оградой высотой около двух метров, украшенной сказочными цветами красными, жёлтыми, синими, вместе с зелёными гирляндами, сплетениями мраморных листьев и цветов.
В чём заключается сила впечатления, производимого Тадж-Махалом Откуда проистекает непреодолимое воздействие на всех, кто его видит На эти вопросы пытался ответить ещё Пётр Успенский: «Ни мраморные кружева, ни тонкая резьба, покрывающая его стены, ни мозаичные цветы, ни судьба прекрасной царицы ничто из этого само по себе не могло произвести такого впечатления. Должно быть, причина заключается в чём-то другом. Однако что-то в Тадж-Махале меня очаровывало и приводило в волнение. … Мне казалось, что загадка Тадж-Махала связана с тайной смерти, т.е. с той тайной, относительно которой, по выражению одной из Упанишад, «даже боги сначала были в сомнении». Над гробницей, где лежит тело царицы горит огонёк. Я почувствовал, что именно здесь таится начало разгадки. Ибо свет, мерцающий над гробницей, где лежит её прах, этот свет… есть маленькая преходящая земная жизнь. А Тадж-Махал это будущая вечная жизнь».
МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА
Создание Тадж-Махала восходит ко временам завоевания Индии мусульманами. Внук падишаха Акбара Джахан был одним из тех завоевателей, которые изменили лицо огромной страны. Воин и государственный деятель, Джахан был вместе с тем тонким знатоком искусства и философии; его двор в Агре привлекал к себе самых выдающихся учёных и художников Персии, которая в то время была центром культуры всей Западной Азии.
Сын Джахана Аурангзеб («краса престола», 1665-1706 гг.) ничем не походил на своего отца. Он был суровым, замкнутым и аскетически-религиозным монархом. Ещё будучи принцем, он неодобрительно относился к бесполезной и разорительной, как он считал, деятельности своего отца. Всю свою долгую и беспокойную жизнь Аурангзеб провёл в военных походах, направленных на то, чтобы сохранить власть над империей.
Аурангзеб поднял против отца мятеж, обвинив его в том, что он истратил на мавзолей все доходы государства. Он заточил бывшего повелителя в подземную мечеть в одном из внутренних дворцов крепости Агры. В этой подземной мечети Шах-Джахан прожил семь лет; почувствовав приближение смерти, он попросил, чтобы его перенесли в так называемый Жасминовый павильон в крепостной стене, в башню кружевного мрамора, где находилась любимая комната царицы Арджуманд Бано. Там, на балконе Жасминового павильона с видом на Джамну, откуда виден был стоящий поодаль Тадж-Махал, Шах-Джахан скончался.
Такова краткая история Тадж-Махала. С тех пор мавзолей царицы Мумтаз пережил много превратностей. Во время войн, которые продолжались в Индии в XVII и XVIII столетиях, Агра многократно переходила из рук в руки и часто оказывалась разграбленной. Завоеватели сняли с Тадж-Махала большие серебряные двери, вынесли драгоценные светильники и подсвечники, сорвали со стен орнаменты из драгоценных камней. Однако само здание и большая часть убранства остались нетронутыми. Ныне Тадж-Махал восстановлен и тщательно охраняется.
Но сегодня Тадж-Махал частично оделся в строительные леса из-за того, что на стенах появились трещины. Мраморный Тадж-Махал весит многие сотни тысяч тонн. Огромная масса давит на почву, и она постепенно оседает. За прошедшие века в результате смещения почвы мавзолей наклонился в сторону реки, хотя простым глазом это незаметно. Когда-то многоводная Джамна подходила вплотную к зданию, но затем река обмелела и отступила. Это последнее обстоятельство изменило структуру почвы и тоже повлияло на устойчивость мавзолея. Теперь решено высадить деревья на берегу Джамны с тем, чтобы прекратить эрозию почвы.

Побывать в Агре и не увидеть Тадж Махал наверно всё равно, что приехать на море и не искупаться. Этот великолепный памятник во имя любви был построен императором Шахом Джаханом в честь своей погибшей жены. Поразила столь кропотливая и изящная работа мастеров и архитекторов, а романтичная и одновременно печальная история памятника заставила меня о многом задуматься...


Путь до Агры
Ещё в Дели я списалась с Лёшей из Украины, с которым мы познакомились на Гоа. Он путешествует по Индии, Шри-Ланке и Непалу вот уже больше года и не спешит возвращаться домой. Последние несколько месяцев он путешествовал с мамой Светланой. Как оказалось, Лёша и его мама тоже планируют посетить Агру как раз одновременно со мной. Я обрадовалась своей новой компании. Хватит киснуть в своей тибетской берлоге, пора снова в путь!

Мы встретились на жд вокзале в Дели и вместе купили билеты на поезд до Агры. Последний раз я путешествовала на поезде в штате Махараштра как раз тогда, когда сильно отравилась. Мне этот опыт так не понравился, что в дальнейшем я использовала только автобусы для перемещения. Но в этот раз, когда мы были втроём, всё было гораздо веселее и приятнее. Мы пили масала чай с печеньками, делились впечатлениями, показывали друг другу фотографии и рассказывали свои истории. Лёша и Светлана Алексеевна уже побывали на Шри Ланке и дали мне пару советов, которые мне очень скоро пригодятся.

Увидеть Тадж Махал во что бы то ни стало
В Агре мы первым делом решили забронировать билеты на поезд, чтобы не возвращаться на вокзал снова. Я хотела купить билет до Варанаси, а Лёша с мамой до Гоа. Но мне билет купить не удалось: именно на этот поезд нужно было предоставить ксерокопию паспорта и визы, а где это можно сделать никто по-близости не знал. Как оказалось, мне повезло, что я не забронировала билет на пятницу вечер - Тадж Махал в этот день закрыт для всех туристов. И ради этого моим попутчикам на следующий день пришлось менять билет и платить 50% от стоимости за обмен.

Возвращаясь в этот день с жд вокзала в отель, я поинтересовалась у Светланы, когда у неё день рождение. Мне хотелось узнать о её знаке зодиака и я никак не ожидала услышать, - Только ты не падай, сегодня! Мы дружно посмеялись, а вечером Светлана пригласила нас поужинать на крыше с видом на Тадж Махал. Я очень благодарна Индии за то, что познакомила меня с этой прекрасной семьёй. Я узнала Лёшу по-ближе не только благодаря разговорам. Уступить маме осмотр достопримечательности вместо того, чтобы быстрее и с минимальными потерями добраться до Гоа это, я считаю, благородный поступок. А мама Лёши совершенно потрясающая женщина: спокойная, интересная, искренняя, с приятными манерами. Если вы сейчас читаете эти строки, то вам большой Привет! Надеюсь, когда-нибудь я побываю в вашем городе Киеве. А пока что покажу открытку, которую я нарисовала вдохновлённая Тадж Махалом и нашей встречей. Это мой подарок вам на день рождение и скоро я обязательно вышлю его в Киев.😉

На следующий день мы встали рано утром, чтобы увидеть Тадж Махал на рассвете. Как оказалось, не мы одни такие хитрые. В 6 утра перед входом уже образовалась очередь, а народу было как комаров на летнем болоте. Билет для иностранца стоил 750 рупий, а для индийца всего лишь 10! Конечно, после такого многие индийцы особенно в туристических местах будут относится к иностранцам как мешку с деньгами. Но чего только не сделаешь ради самой известной достопримечательности в Индии.

Чем ближе я подходила к этому архитектурному чуду, тем больше поражалась его величием, симметрией и невероятной красотой. Он как огромная драгоценность, украшающий Агру, да чего уж там - всю Индию. Но, размышляя о трагической истории, я негодовала. Император исчерпал все запасы страны, чтобы построить это чудо и наверняка здесь погибло не мало людей, участвующих в строительстве за 22 года! Но больше всего огорчало, что он объявил два года траура в честь своей погибшей жены, чтобы народ страдал вместе с ним. Мне кажется это как-то эгоистично и несправедливо, он лишь умножил своё горе во много раз. Не думаю, что его любимая была бы рада зная, как страдают люди.

Не смотря на противоречивые чувства к Тадж Махалу, я была конечно рада увидеть его своими глазами. Но больше всего я была рада, что я не одна в этом городе. С Лёшей мы обсуждали очень важные для меня темы (наконец-то на русском языке 😊) о несовершенстве нашего ума, ответы на которые я всё ещё ищу. Быть может, Индия мне даст ответы очень скоро...