История персонажа. Жар-птица в русских мотивах и беспроводное электричество. Шаровая молния и "Конёк Горбунёк" Пушкина Конек горбунок сказка полная

Нурумова Анара Николаевна. 6 класс. 2012 год.

Во время работы ученице пришлось познакомиться с образом Жар –птицы не только в исследуемой сказке, но и в других источниках. Это позволило сравнить и понять, что роль образа Жар –птицы в сказке П.Ершова чаще всего истолковывают как солярный, светлый, приносящий счастье. В своей работе она попыталась доказать другую гипотезу, что роль Жар –птицы совершенно другая. Этому образу присущи черты такого природного явления как шаровой молнии, которая приносит героям только беспокойство и беды. И как воплощение мечты о счастье Жар –птица в данной сказке не доказуема, т.к. сказка заканчивается счастливым концом без участия Жар –птицы. А образ Жар –птицы остаётся далеко во 2 части сказки как ещё одно «препятствие» к счастливой жизни, преодолеваемое главным героем Иваном.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение 2

  1. Жар-птица как персонаж мифов и сказок. 4
  1. Прототип Жар-птицы. 6
  1. Что такое шаровая молния? 7
  1. Образ Жар-птицы в сказке П.Ершова «Конёк –горбунок» 9

Заключение 16

Используемая литература. 17

Приложение

Введение.

В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить.

Со сказкой Ершова «Конёк-Горбунок» я познакомилась, когда мне было 10 лет. Замечательный сказочник создал таинственный, замысловатый мир. В нём всё необыкновенно: чудесный конёк-горбунок, удивительная живая вода, прекрасная Жар –птица... А кто же такая Жар- птица?

Читая сказки, мы встречаем разные образы птиц: Финист, гуси –лебеди, петух, Орёл, Ворон –Воронович, Журавль, курочка Ряба, Цапля и другие.

Что же в этом мифологическом существе такого, что притягивает и волнует? С какой целью ввёл образ Жар –птицы в свою сказку Ершов?

Цель моей работы : выявить роль образа Жар-птицы в сказке Ершова «Конёк- Горбунок» и в жизни сказочных героев.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Найти истоки образа Жар – Птицы

2.Показать связь образа Жар –птицы с таким природным явлением как шаровая молния.

3. Проследить, как происходит влияние этого образа на жизнь главного героя сказки Ивана.

Для решения поставленных задач в работе используются методы сравнения, анализа и обобщения.

Материалом исследования послужила сказка Ершова «Конёк-Горбунок».

Актуальность: В настоящее время большинство исследователей считают образ Жар –птицы в сказке Петра Ершова «Конёк –горбунок» солярным(солнечным). Я же делаю попытку доказать, что образ Жар –птицы связан с таким природным явлением как шаровая молния.

Жар-птица как персонаж мифов и сказок.

Первым шагом в своей работе я попыталась выявить, как объясняют образ Жар –птицы в различных источниках.

Если обратиться к Источнику: «Мифы народов мира»., то ЖАР-ПТИЦА в восточнославянской мифологии чудесная птица. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Ж.-п., её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого царства»), откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Ж.-п. может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель». Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Ж.-п. и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конём-птицей.

А в «Славянской мифологии, в словаре -справочнике» ЖАР-ПТИЦА воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство - сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Изначально в славянской мифологии Жар-птица - это огненная птица размером с павлина. Перья ее светятся голубым цветом, а подмышки - малиновым. Об ее оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло. А когда перо потухает, то оно превращается в золото.

В ВИКИПЕДИИ Жар-птица - сказочная птица , персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну.

Мифологи (Афанасьев ) объясняли, что жар-птица- это олицетворение огня, света, солнца.

Постепенно образ Жар-птицы приобрел другой смысл. Жар-птица стала воплощением мечты о счастье. Это хорошо прослеживается в сюжетах сказок. Все, кому удается найти и поймать Жар-птицу, в конце сказки обретают все, о чем мечтали.

Иногда Жар-птица бывает спасительницей.

Прототип Жар –птицы.

Прототипом Жар-птицы является павлин . Павлин - это изображение легендарной Жар-птицы.

Хохолок на голове и распущенный хвост явно указывают на то, что это павлин. Птица, не живущая в наших краях, тем не менее занимает важное место в русском фольклоре.

Описание очевидцами Жар-птицы по совокупности характеристик имело только один аналог в птичьем мире. "Яркая, редкая, летает по воздуху, светится, переливается разными огнями" и т.д. - ну чем не павлин? Павлинов при княжеских дворах знали. Завозили таких птиц с Востока.

Посмотрим повнимательнее. Под все описания "Жар-птицы" попадает не только павлин. Все эти характеристики - описание... шаровой молнии . Уж такую-то "птицу", летающую по воздуху, светящуюся и переливающуюся огнями, в народе знали хорошо. Такое явление как шаровая молния в народе знали и побаивались.

Что такое шаровая молния?

Молния, гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, проявляющийся обычно яркой вспышкой света и сопровождающим её громом .

Узнать шаровую молнию очень легко, несмотря на разнообразие ее видов. Обычно она имеет, как можно легко догадаться, форму светящегося шара. Гораздо реже встречаются молнии похожие на грушу, гриб или каплю, или такой экзотической формы как блин, бублик или линза. Зато разнообразие цветовой гаммы просто поражает: от прозрачного до черного, но лидируют все же оттенки желтого, оранжевого и красного. Цвет может быть неоднородным, а иногда шаровые молнии меняют его, как хамелеон.
Поведение шаровых молний непредсказуемо. Они относятся к явлениям, которые появляются когда хотят, где хотят и творят, что хотят. Так, раньше считалось, что шаровые молнии рождаются только во время гроз и всегда сопровождают обычные молнии. Однако постепенно выяснилось, что они могут появиться и в солнечную ясную погоду. Полагали, что молнии как бы «притягиваются» к местам высокого напряжения с магнитным полем - электрическим проводам. Но были зафиксированы случаи, когда те появлялись фактически посреди чистого поля…

Одна из скверных привычек Жар-птицы (шаровой молнии) - оставлять на поле круги полегших злаков. Судя по русским сказкам, с давних пор крестьяне караулили злодейку. Однако то ли это ЖАР-птица, то ли ШАР-птица, разгадку которой никому ещё не удалось разгадать. "Огненно-красные и золотые перья, крылья - как языки пламени, а глаза сверкают, как алмазы...".

Была замечена и такая особенность: в настоящих "кругах" согнутые злаки продолжают расти параллельно земле (что совершенно ненормально) и никогда не созревают. Более того, они даже "молодеют" и к осени приобретают яркую изумрудную окраску, что резко выделяет их на фоне пожелтевших полей.

Мы остановимся подробно на примере сказки Петра Ершова «Конёк –горбунок» и попытаемся доказать, что образ Жар –птицы всего лишь отражение такого природного явления как шаровая молния и в жизни героя Ивана это самое первое препятствие, которое ему пришлось преодолеть на пути к своему счастью, что перо Жар -птицы оборачивается чередой почти невыполнимых заданий для Ивана.

Образ Жар –птицы в сказке П.П. Ершова «Конёк –горбунок»

Остановимся на описание образа Жар-птицы из сказки "Конек-горбунок", которую записал 19-летний студент Петр Ершов, выходец из деревни Безруково.

1. Это действительно чудесная птица, которая прилетает из тридесятого царства, у неё красивое золотое оперение, её почти невозможно поймать.

2.Не исключение, что Жар –птица в сказке дана и как олицетворение солнца, наступление рассвета, приближение зари:

А в строчках:


Подписи к слайдам:

Образ Жар –птицы в сказке П.Ершова «Конёк –горбунок» Работу выполнила ученица 6 класса МОУ –оош с. Чкалово Нурумова Анара. Учитель Железнова О.Н.

Цель:выявить роль образа Жар-птицы в сказке Ершова «Конёк- Горбунок» и в жизни сказочных героев. Задачи: Найти истоки образа Жар – Птицы. Показать связь образа Жар –птицы с таким природным явлением как шаровая молния. Проследить, как происходит влияние этого образа на жизнь главного героя сказки Ивана.

Жар - птица в восточнославянской мифологии чудесная птица; в «Славянской мифологии, в словаре -справочнике» воплощение бога грозы; В ВИКИПЕДИИ - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки; Мифологи объясняли, что это олицетворение огня, света, солнца.

Прототип Жар –птицы Прототипом Жар-птицы является ПАВЛИН.

Что такое шаровая молния? Молния - гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, проявляющийся обычно яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.

Образ Жар –птицы в сказке П.П. Ершова «Конёк –горбунок» 1. Это действительно чудесная птица, которая прилетает из тридесятого царства, у неё красивое золотое оперение, её почти невозможно поймать. 2.Не исключение, что Жар –птица в сказке дана и как олицетворение солнца, наступление рассвета, приближение зари. 3. О том, что Жар –птица – воплощение мечты о счастье главного героя ничего не сказано. Иван поднимает и берёт перо Жар -птицы как красивую, яркую вещь, он использует это перо для того, чтобы осветить в тёмное время суток конюшню. 4. Жар-птица как отражение природного явления шаровой молнии.

Таким образом, существует 3 гипотезы объяснения роли образа Жар –птицы в сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»: -чудесная птица -олицетворение огня, света, солнца - шаровая молния (природное явление)

свет Жар-птицы не греет, как и свет шаровой молнии все герои боятся этого света, как люди боялись шаровой молнии Жар-птицы не приносит Ивану счастья, а приносит только одни беды Жары-птицы, прилетевшие на поле, не только клевали пшеницу, но и бегали, как летают в беспорядке шаровые молнии Иван не с восхищением и радостью говорит о прилёте птиц, а наоборот называет их «дьявольской силой» и «дрянью»

крик Жар –птиц для слуха главного героя неприятен птицы улетают внезапно, как исчезает молния, после окончания грозы вид и красота Жар –птицы напоминает шаровую молнию Иван не ждёт от встречи с Жар –птицами счастья или радости, наоборот вся эта история доставляет ему неприятности

Таким образом, образ Жар –птицы в сказке П.Ершова «Конёк –горбунок» - это всего лишь что –то страшное, необъяснимое, приносящее горе, как необъяснимое явление шаровой молнии. Писатель вводит этот образ для того, чтобы показать, как что –то необъяснимое в жизни простого народа становится препятствием к спокойной счастливой жизни.

Заключение. В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказки П.П. Ершова «Конёк –горбунок», касающееся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с образом Жар –птицы не только в исследуемой сказке, но и в других источниках. Это позволило сравнить и понять, что роль образа Жар –птицы в сказке П.Ершова чаще всего истолковывают как солярный, светлый, приносящий счастье. В своей работе я попыталась доказать другую гипотезу, что роль Жар –птицы совершенно другая. Этому образу присущи черты такого природного явления как шаровой молнии, которая приносит героям только беспокойство и беды. И как воплощение мечты о счастье Жар –птица в данной сказке не доказуема, т.к. сказка заканчивается счастливым концом без участия Жар –птицы. А образ Жар –птицы остаётся далеко во 2 части сказки как ещё одно «препятствие» к счастливой жизни, преодолеваемое главным героем Иваном. Ещё многие поколения будут читать сказку П. Ершова, где живёт прекрасная Жар –птица, но при этом и приносящая неприятности, череду бед. Сказка нам ещё раз напоминает, что добро и зло живут рядом, но добро побеждает зло.

Список литературы: 1.Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. – М.: Современник, 1982. – С. 194 – 197. 2.Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. – М.: Советская Россия, 1988. 3.Голубиная книга: Русские народные духовные стихи Х1 – Х1Х вв. – М.: Московский рабочий, 1991. – С. 40. 4.Евсеев В.Н. «Антиповедение в мире "Конька-горбунка"» // Ершовский сборник. - Ишим, 2004. - Вып.I. 5.Костомаров Н.И. Славянская мифология. // Исторические монографии и исследования. – М. – 1994. С. 9-10, С. 71-79. 6.Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. 2-е изд. – 7.Островская Л.А. Язык и стиль русской литературной сказки (Лингвистический анализ сказки П. П. Ершова "Конек-горбунок"): Дисс. канд. филол. наук. - Ташкент, 1984. 8. Путинцев А.М. Сказка П. П. Ершова "Конек-горбунок" и ее источники // Труды Воронежского ун-та. Воронеж, 1925. - Т.1. 9.Ярославцов А.К. «П. П. Ершов, автор сказки "Конек-горбунок". Биографи-ческие воспоминания университетского товарища. - СПб., 1872.

Жил-был старик со старушкой. У них было три сына: большой был Миколенька, а второй сынок Петинька, а третий — Иванушка-дурачок. Занимались они хлебопашеством; посеяли в поле пашенички десятинку, при большой дороге. Пшеничка очень хороша: растет, расстилается, колосок из нее выбивается. Повадилась в пшеницу неизвестная какая скотина либо зверь какой, пшеничку мнет и колосья рвет.

Вот этот же старичок приехал пшеничку посмотреть — пшеничка помятая и колосья порватые. Приезжает домой, сказывает своим детям: «А вот, ребяты, пшеничка очень у нас хороша, только кто-то ее больно мнет и колосья рвет; надо ее караулить». Ну, сыновья ему говорили: «Надо, батюшка, покараулить». И стали они копиться, кому достанется прежде караулить, в поле нужно будет идти, там ночевать и всю темну ночь не спать.

Досталась первая ночь идти сыну Миколеньке. Он берет вилы и топор, отправляется в поле, в дозор. Он далеко не бежал: у суседа под забором пролежал. Белая заря занялась, и он домой собрался. Восходит на крыльцо, берет за кольцо: «Свет уже! Отпирайте караульному двери!» «Свет уже» услыхали, двери отпирали, караульного пущали. Спрашивают его: «Не видал ли в поле, Миколенька, кого?» Да где же Миколенька увидит? Он в поле не бывал и пшеницу не видал, а у суседа под забором пролежал! Вот хозяин старичок запрег лошадушку и поехал скоро в поле. Смотрит — утром по росе помята пшеница! Приезжает домой и говорит: «Ах, Миколенька, ты проспал! Очень пшеничка помята».

Приходит вторая ночь. Так же Петинька сынок берет вилы и топор, отправляется в поле, в дозор. Он далеко не бежал: у суседа на сушилах пролежал. Поутру отец проезжает в поле — более того поле помято! Приехал домой и говорит: «Петя, ты, знать, вовсе не был? Еще боле помято! »

Вот Ванюшка-дурачок лежит па печи, сопли на клубок мотат и говорит: «Разве вот я, батюшка, пойду, так укараулю». Отец и говорит: «Где тебе, глупому, укараулить! Умные — те проспали, ничего не видали, а тебе уж и вовсе не видать».

Как пришел поздний вечер, Ванюшка слез с печи, подходит к столу, не умаливат никого, взял хлеба каравай, отрезал круг каравая ломоть и пошел во чистое поле. Сидит за кустом, управляется с ломтем. И вдруг на пшенице осияло: прибегает кобылица-латыница. Вот он к ней ближе и ближе, ползком да ползком. Она пшеницу мнет и колосья рвет, а Ванюшка поближе ползет — цоп ее за гриву! Скочил на нее верхом, садится к голове спиной, а к хвосту лицом; левой рукой поймал за хвост, а правою рукой бьет по крутым бедрам. Вот эта же кобылица по полю летала, шибко прыгала и бежала: хотелось Ванюшку с себя уронить и до смерти его убить. Нет, Ванюшка сидит ни в чем невредим. Сколько ни рыскала — остановилась, Иванушке покорилась. Иванушка слез, обратал и домой повел.

Шла, шла кобылица за Иванушкой-дурачком и стала ему говорить: «Пусти, Иванушка, меня: я тебе подарю два коня — какова я сама, а третьего коня дам маленького». Ванюшка и говорит: «Обманешь!» — «Нет, только меня пусти — сейчас они перед тобой явятся». Он подумал да и пустил. Вот кобылица полетела, хвостом завертела. Вдруг являются два коня — любо на них посмотреть и не можно ничем их оценить; третий с ними конек стоит маненький: сам шесть вершков вышиной, а уши три аршина долиной.

Ванюшка сидел за кустом и управлялся с ломтем; привязал этих коней к кусту, пошел к батюшке домой. Пришел к батюшке домой, спросил его отец: «А что, Ванюшка, не видал ли кого?» Ванюшка запрыгал: «Эх, батюшка, я поймал тройку коней!» Братья смотрят на него и спрашивают: «А где, Иван, они?» — «У куста привязаны». Пошел Ванюшка позавтракать. Поколе он завтракал, братья в поле побежали, коней пару украли; сели и поехали в Китай-город, на ярманку продавать. Оставили ему только маленького коня. Ванюшка говорит отцу: «Пойдем, батюшка, за конями».

Пошли Ваня с своим батюшкой, пришли — у куста нет коней, один только маленький конек стоит. Ванюшка так рассерчал, плакал и рыдал! «И кто этих коней украл?» Он их больно ругал. Маленький же конек-горбунок говорит Ванюшке: «Не ругай, Ваня! Твоих коней увели братья твои родные — тебе грех будет!» Маленький конек говорит: «Айда, садись на меня! В погонь мы погоним, на дороге их догоним!» Сел Ванюшка на конька, полетели по большой дороге — не поспеет Ваня версты считать, и догнали их на большой дороге, и Ванюшка закричал: «Стойте, воры! Не ваши кони! Зачем вы у меня их украли?» Братья те были разумны, говорят ему: «Мы, Ванюшка, коней не украли, а так их взяли, ведем их в Китай-город продавать. Коней, братец, продадим, а денежки батюшке отдадим». Ванюшка ругаться перестал, и сели вместе, поехали.

Пристигла их на дороге темная ночь. Вот им нужно ночевать; говорят между собой: «Надо бы, братцы, нам огонька поискать!» Смотрят на все четыре стороны — от дороги в стороне огонек виднеется. Ванюшка и говорит: «Поезжай, Миколай, за огнем! Хоть кашицу сварим». Тот сел и поехал. Ездил, ездил — назад приехал, огня не нашел. Второй брат поехал, и этот не нашел. Ванюшка сел на конька и поехал сам за огнем. Подъезжает к огоньку, а тут не огонь горит, а жар-птицы перо лежит. Ванюшка слез с маленького коня, берет перо и кладет в пазуху. Конек-горбунок говорит Ване: «Не бери это перо: от этого пера велика будет беда!» Ванюшке перо больно показалось — он взял его и поехал; на то место приехал, да хвать — место знать! Братья опять уехали, крадучи. Он сел и полетел за ними в погонь. Догнал их в Китай-городе. Они видят — дело плохо, думают себе: «Это ведь город — он, дурак, нас свяжет и в кутузку посадит». Вывели коней на базар; человек за человека, Ванюшку бросали, а сами убежали. Ванюшка маненького коня отвел на квартиру, а этих вывел на базар продавать.

Подходят к нему покупатели, спрашивают его: «Что, молодец, кони твои?» — «Мои». — «Ты что за них просишь?» — «Семь коробов обнов». Они думают, думают: каких обнов? Если хороших, так ведь много надо. Никто не мог этих коней оценить и никто не мог купить. Пошли, доложили Китайскому царю, что вот у нас, на конной площади, вывел молодец пару коней, не может что за них взять, а мы не можем чего дать. Царь велел кучеру лошадушку заложить; кучер заложил, батюшка-царь оболокся, на конную площадь понесся. Ванюшка стоит с конями, отпрукивает и кнутиком похлопывает. Подъезжает к нему царь: «Что, молодец, кони твои?» — «Мои, сударь». — «Что за них просишь?» У него была худенька шлычонка; он в деньгах счету не знал, одно сказал, поставил, знашь, на землю, в ямочку, худеньку свою шлычонку: «А вот, царское величество, насыпьте мне ее полну золота». Царь приказал насыпать; Ванюшка денежки брал, коней царю отдавал.

Ванюшка в письмо денежки положил, на свою сторону к батюшке услал. Вот царь приводит коней, отдает конюхам. Они и конюхов не принимают: кусают, и лягают, и близко к себе не подпускают.

Ну, это скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — прошло день и два. Кони воды не пивали и корму не едали. Докладывают царю конюхи его: «Ваше царское величество, кони корму не едают и нас к себе не подпускают». Царь и говорит им: «Как же с этим делом быть? Надо старого хозяина искать и спросить, чем нам их кормить».

Пошли, старого хозяина в кабачке нашли: винцо попивает — и каблучок на бочок. Взяли его, за руки подхватили, во дворец к царю потащили. Вышел царь к нему на лицо, спрашивает: «А чем же нам, Ванюшка, будет ваших коней кормить? Они нас не знают и близко пас не подпускают». Ванюшка встал и в конюшенку пошел. Взошел — они громким голосом заржали, потому что Ванюшку увидали. Ванюшка погладил их, и попоил, и корму дал. Они так корм едят, а ни на кого вовсе не глядят. Ванюшка около них ходит тихохочко, и гладит, и чистит их, и так они скорым временем переменились.

Вот царь призывает своих старинных конюхов: «Что же вы, братцы, не умеете так Ванюшкиных коней кормить, не умеете за ними ходить?» Вот царь Ванюшку призвал и все ему рассказал: «Будешь ты, Ванюшка, у меня за всеми конями ходить и за старыми конюхами глядеть».

Как приходит темная ночь, все конюхи зажигают сальные свечи, в конюшенки идут новы. Ванюшка огня не берет, свету не имеет; взойдет в конюшенку, вынет из карману жар-птицы перо — вся конюшенка в огне горит. Коней напоит, накормит, выгладит и почистит. Поутру на широкое подворье выводит, только его они стеклянеются, а у старых конюхов все кони в грязи заваляются.

Вот выходит батюшка-царь коней посмотреть; Ванюшку благодарит, а старых конюхов по шее колотит: они не стараются. И так старые конюхи на Ваню больно серчали и думают себе: «Огня не берет, свету не имеет. Как он ночью за конями ходит?» В ночное время Ванюшка в конюшенку ночевать забрался, воткнул перышко в стенку — как все равно огонь горит; а старые конюха в дырочку глядят.

Поутру встали, пошли к царю, все ему рассказали: наш-де новый конюх нынче с нами погулял и кой-чего много нам рассказал, что у него есть жар-птицы перо. «Да я,- говорит,- не то что перо,- хвалится,- и самоё достать могу». Тот же час посланника царь посылает, на лицо Ванюшку приводят; царь и говорит: «Ну-ка, Ванюшка, где у тебя перо?» — «У меня, ваше.царское вели чество, нету». — «Как?! Конюхи мне рассказали — ты в конюшенку ходишь, свечек не берешь и огня не имеешь; с чем же ты за конями ходишь?» Наднес саблю востру и хочет ему голову срубить: «Если не отдашь это перо, то голову долой, а отдашь — представлю старшим конюхом!» Ванюшка вынул перо из пазухи и подал царю в белые руки. Царь перо взял, а Ване стакан водки наливал и говорил: «Как же ты, Ваня, вот этим конюхам, когда водку выпивал, им слова выпускал, что не то что это перо, ты и самою хотел достать?» Ванюшка клялся и божился: «Я в кабаке с ними не бывал, и водки с ними не пивал, и ничего не говорил. Не знаю, что и за птица есть». Ванюшка был один, а конюхов было много. Они все в голос закричали: «Говорил, ваше царское величество!» Царь на него со страхом закричал и говорит: «Заутро достань, а то с живого голову срублю!»

Ванюшка горько заплакал; идет в конюшенку, горько плачет, а конек-горбунок: «Что, — говорит,- не весел, Ваня, буйну голову повесил?» — «Эх, какая беда на меня, конёчек! Велит царь достать самоё жар-птицу!» Конь и говорит: «А вот то-то же, Ваня! Я тебе говорил: не бери это перо — от этого пера, велика будет беда. Садись-ка на меня да бери мешок». Он сел на конька; конек залился, как птица, увез Ваню во дремучий лес далече. Во дремучем лесу была обширная поляна, и середи поляны стояло одно древо, и около этого древа трава была умятая и утолочена. Вот же этот конек стал Ване рассказывать: «Вот я, Ванюшка, тут встану, а ты вот тут сиди, всю темную ночь гляди и несколько жар-птиц на эту поляну слетятся и сядут все на это древо, и вся поляна как загорится. Ты сиди, не устрашися. Вот они на древе посидят и на землю спустятся и будут играть; поиграют и лягут спать — ты тут сейчас цоп-царап да и в мешок! И как можно крепче держи, и как поймаешь — меня кричи».

Вот Ванюшка выслушал наказ. Пришла темная ночь, птичка по птичке стали летать, и налетело их множество. Вот они на древо все посели; как все слетелись и стали играть, наигрались — легли спать. Ванюшка тихохочко ползком подполз, одну цопнул да и в мешок. Она, этакая сильна, его с мешком по поляне возит. Ванюшка закричал: «Конек-горбунок! Поймал, да не удержу!» Конек-горбунок перед ним является: «Садись на меня!» Ванюшка сел, а конек полетел. Прилетел в царство, конька в конюшенку поставил. А царь темны ноченьки не спит, на все на четыре стороны во подзорную трубу глядит.

Ванюшка наутро идет и в мешке жар-птицу несет. Он от него гостинец принимал, и водочкой угощал, и старым конюхам сказал: «А что вы у меня живете как свиньи, только хлеб едите?!» И велел Ванюшке быть над всеми набольшим. Вот от него было им жить жутко: он их лупил чем ни попало.

Царь несколько силы своей потерял — невесту доставал: за тридевять земель, в тридесятом царстве есть Елена Прекрасна, и так он ее желал за себя замуж взять — только день и ночь о ней и думает. Вот эти старые конюхи собрались, пошли к царю, докладывают, что ваш новый конюх был с нами в трактире и расхвалился: хочет вам достать Елену Прекрасну. Ну, царь сейчас призывает Ваню: «Как, Ванюшка, ты хочешь достать мне Елену Прекрасну? Если бы ты мне ее достал, я бы тебе половину царства дал. Первое место — подле меня живи, а второе, место — насупротив меня, а третье место — где тебе угодно. И казну дам несметную; а если не достанешь; то с живого голову сыму!» Ванюшка и говорит: «Знать ничего не могу». Царь говорит, чтобы заутро было сделано.

Ванюшка не весел, буйну голову повесил. Идет в конюшенку, горько плачет. Конек-горбунок спрашивает его: «Что ты, Ванюшка, не весел, буйну голову повесил ниже могучих своих плеч?» Он так плачет, не может во слезах промолвить! «Велел царь мне Елену Прекрасну достать».- «То-то вот, Ваня, я тебе говорил: не бери это перо — от этого пера велика будет беда. Это еще не беда, а беда впе­реди! Ложись спи, а наутро к царю иди и вели ему тридевять пар сшить разных башмаков, и воли ему накупить три раза по девять бутылок разных. хмельных пойлов».

Ванюшка пошел, царю доложил. У царя через час все поспело. Ванюшку приводят и Ванюшке башмачки отдают: «Башмачки бери, а бутылочки в кошелку клади!»

Сел Ванюшка на коня да и полетел. Его конек-горбунок все горы-долы перепрыгивал, темные леса между ног пускал, а ноги-то как у ежа. Если бы на порядочном коне — было ехать три года, а он на маненьком доехал в три часа и приехал к синему морю. Через это море мосту не бывает, а за морем Елена Прекрасна живет. И он, где она переезжает на легкой лодке в луговую сторону гулять, он к этим местам подъезжал, полаточку расставлял тонкого белого полотна. Полаточка так белеется, как белый снег. Разные башмачки как алые цветы цветут; разные напиточки расставил в полатке на полочки — духами все сине море покрыло, а конька за полаточку поставил.

Вот вдруг ветерок потянул на ту сторону синего моря, как Елена Прекрасна вдоль синего моря вышла погулять и видит — полаточка на той стороне белеется, и так смотрит, как в ее лугах словно цветы расцвели. Как цветут цветы лазоревые, а из них духи малиновые. Закричала своим громким голосом приближенного слугу, сели в легку лодочку да и поехали; на ту сторону переехали, подходят ко полаточке. Она думала — цветы цветут, а то раскрашенные башмачки висят; от бутылочек всякими духами опахивает. Она Ванюшку не узнала, за купца его почитала, башмачки у него покупала; при покупочке бутылочку с Ваней разной водочки выпивала и так головушкой зашатала, словечушко ему сказала: «А ты, незнамый купец, добрый молодец, угости еще меня, и поедем со мной ко мне на ту сторону, домой». Вот Ванюшка, будь недурен, бутылочку покрепче вынимал, вот стаканчик-то полнее наливал, сам по всей выпивал да и сказал: «Ох, да дай-ка с горя выпью!» А Елене Прекрасной другой наливал. Елена Прекрасна как второй стаканчик выпивала — и ручками замотала и не знает, чего делать. А конек говорит, за полаткою стоит: «А вот у бабы-то волос-то долог, а ум-то короток! Смотри, Ванюшка, самому тебе, разине бы, в рот не взъехало!» Ванюшка скоро догадался, как за хмельную Елену сохватался да и цоп в мешок!

Ванюшка Елену посадил в мешок, сел на коня да и возвился, как ясен соколок,- и след его простыл! Полетел добрый молодец; приезжает к батюшке к своему царю. Царь обрадовался, к Елене на шею бросался, с Еленой целовался: «У нас не пиво варить, не вино курить — сейчас и за свадебку!» Вот Елена Прекрасна его к себе близко не подпускала, речь ему одну сказала: «Нет, царь, не должна я с тобой венчаться: я украдена. У меня нету подвенечного платья. Съезди, привези мне его, тогда обвенчаюсь». А уж где же ему ехать? Он за ворота-то боится. Отвечает батюшка-царь: «А куды же я поеду? Где его найду?» — «Кто меня достал, тот и платье мое привезет».

Сейчас царь призывает Вапюшку-дурачка. Ванюшка отдыхает в конюшенке с устатку, ничего не знает. Привели к царю. «Ванюшка, сослужи мне службу, а не службу — дружбу: съезди, нареченной моей невесте привези платье!» — «Батюшка-царь, я не знаю, где взять». Елена Прекрасна Ванюшке все рассказала: «Ступай,- говорит,- к тому синему морю, где ты меня поймал, там, середи моря, на дне стоит сундук; в сундуке платье лежит. Отопри и возьми, тогда я буду венчаться». Царь со страхом на него закричал: «Живо чтобы достать! С живого голову сниму!»

Ванюшка горько заплакал; в конюшенку идет, в три ряда слезы бегут. Конек-горбунок спрашивает его: «Что, Ваня, горько плачешь?» — «Большая беда на меня!» — «Какая беда?» — «Елена Прекрасна приказала достать платье подвенечно». — «То-то, Ваня,- сказал конек,- я тебе говорил: не бери это перо!.. Ладно, ложись спи: дело будет исправно». Ваня лег, не спит — из глаз слезы льют. Конек-горбунок через скорое время подходит и говорит: «Будет, Ванюшка, спать! Пора вставать, нам с тобой ехать горе горевать!»

Сел да полетел добрый молодец. Где его полаточка стояла, тут только пепелок повевает. Подъехали к синему морю; сказал конек-горбунок: «Ванюшка, защурься! Сиди крепше!» Нырнул конек в море, на самое дно, и дошли до сундука; открыли его, платье вынули, в узелок завязали. Сел добрый молодец да и полетел.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Прошло дела три года. Приехали к царю, поставил Ванюшка своего конька в конюшенку, сам пошел к царю; они сидят с Еленой Прекрасной, чаек кушают, перед чайком водочки попивают. Ванюшка пришел, цветно платьице припес, Елене Прекрасной подал, а царь Ванюшку по головушке погладил и не знает, чем его жаловать. Посылает Ваню в конюшенку новых коней заложить: хочется с Еленой покататься, дабы.скорехонько обвенчаться. Елена же Прекрасна царю говорит: «Из вас из двоих будет один мой жених». Приказала царю развести посереди широкого двора огонь и навесить три котла: в первый налить смолы, а во второй — молока, а в третий котел — простой воды и вскипятить все три котла, да и сказала Елена Прекрасна: «Вот кто в этих котлах искупается — тот мой жених будет!» Ванюшка горько плакал: купаться не желает и невесту не берет, а она ему отвечает: «Ты ездил и страдал — я, быть может, твоя буду». А батюшка-царь — у него ноженьки дрожат — и думает: «Как же можно в вару искупаться?»

Она заставила их покониться, кому прежде лезть. Досталось прежде нырять Ванюшке-дурачку. Ванюшка-дурачок горько заплакал и говорит Елене Прекрасной: «Я вот пойду схожу к коньку-горбунку, распрощусь, и в ножки поклонюсь, и отпущу его на свою сторону домой».

Пришел Ванюшка к коньку-горбунку, горько плачет, во слезах своего конька не видит. «Что, Ваня, плачешь?» — «Большая на меня беда! Сейчас кончится жизнь моя: заставляют меня в трех котлах купаться: в кипячей смоле, в молоке и в вару». — «Ну, я бы только был жив, а ты будешь живой! Иди, я — за тобой. Без опаски ныряй! Я в смолу левую ногу обмакну — холоду пущу, в молоко правую макну — льдушечку пущу, а в вар фыркну ноздрями — полон снегу будет».

Ванюшка подошел к котлам — Елена Прекрасна стоит с царем, на краю. Царь дожидается, когда Ванюшка нырнет. Ванюшка перекстился — бултых в смолу! Весь, как головяшка, оттоль вынырнул черный! Как в молочко нырнул — побелее стал, а водой обмылся — стал добрый молодец: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать!

Вот Елена Прекрасна посылает царя: «Ныряй за ним!» Он думает себе: «Ванюшка нырял, и мне надо». Как в смолу нырнул, и теперь там сидит.

Они с Ванюшкой обвенчались, стали жить да быть, больше худа проживать, детей наживать.

И сказке весь конец тут.

Сказку Конёк-Горбунок П. П. Ершова можно прочитать .

Д етская сказка в качестве университетской лекции. Петербургский профессор словесности Петр Плетнев читал студентам курсовую работу Петра Ершова. Это был «Конек-Горбунок». История в стихах прославила своего 19-летнего автора.

«Этот Ершов владеет своим стихом, как крепостным мужиком» , - писал о начинающем литераторе Александр Пушкин. Поэт даже отредактировал несколько четверостиший и сообщил литературному миру: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .

История о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями. Отец Ершова часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. Детские впечатления стали поэмами, либретто и пьесами.

Учиться Петр Ершов не любил, хоть и окончил с отличием гимназию. Выпускной экзамен в университете сдал благодаря везению: достался единственный выученный билет. «Вот я – кандидат университета, а не знаю ни одного иностранного языка», – самокритично вздыхал поэт.

«Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций. А за годы существования сказки – более ста семидесяти. Книга – одна из самых издаваемых в мире. Впервые отрывки из сказки напечатаны в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году.

Удачный литературный дебют не стал залогом дальнейшего успеха. Петр Ершов был вынужден вернуться в Тобольск. Служил учителем, инспектором, а затем и директором местной гимназии. Среди его учеников – будущий гениальный химик Дмитрий Менделеев.

Там Ершов написал драму «Фома-кузнец», пьесу «Суворов и станционный смотритель», романтическую поэму «Сузге. Сибирское предание». Есть даже либретто к опере «Страшный меч», которую хоть и одобрили, но так и не поставили. Но ничего столь громкого, как студенческий «Конек».

Петр Ершов

Зато «Конек-Горбунок» стал первым балетом на русскую национальную тему. Еще при жизни Петра Ершова, в 1864 году, итальянский композитор Цезарь Пуни и французский балетмейстер Артур Сен-Леон представили свое творение на императорской сцене. Главное действующее лицо – Царь-девица.

После знакомства с одним из «отцов» Козьмы Пруткова Владимиром Жемчужниковым Ершов написал оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». В основе – куплеты сказочника. Петр Павлович передал тексты со словами: «Пусть ими воспользуется Козьма Прутков, потому что сам я уже ничего не пишу».

Из ненаписанного – поэма «Иван-царевич». Замысел был грандиозным: 10 томов и 100 песен. Петр Ершов мечтал собрать воедино все сказочное богатство России, о чем еще в 1830 году рассказывал русскому писателю, своему земляку и университетскому однокашнику Андрею Ярославцеву.

«Конек-Горбунок» не раз менялся. Сначала по желанию автора канонической стала вторая редакция. Затем цензура «черкала» критику церкви и власти. А в конце ХIХ века вышло около 40 подражаний общим тиражом 350 тысяч экземпляров. Столь популярной в России оказалась эта затейливая история.

За горами, за лесами, За широкими морями. Не на небе - на земле Жил старик в одном селе...
Почти полтора столетия (с весны 1834 года) читатели всего мира на множестве языков с наслаждением знакомятся с одним из самых ярких произведений русской классической литературы, начинающимся с этих распевных, по-сказочному звучащих строчек.
Автор знаменитого «Конька-Горбунка», мгновенно ставший широко известным, а потом на многие десятилетия забытый, при жизни так и не увидел настоящего, не искалеченного цензурой напечатанного текста своей лучезарной, озорной сказки
О замечательном поэте-сказочнике Петре Павловиче Ершове нам известно немногое. Он прожил недолгую (1815-1869) и тяжкую жизнь. Сразу после окончания учебы в Петербургским университете, пережив смерть отца и старшего брата, молодой «кандидат» уезжает с больной матерью в Сибирь, откуда он был родом. Многие годы он преподает в Тобольской гимназии, слывет либералом, становится близок к передовым людям своего времени. Обстоятельства складываются так, что, будучи главой громадного семейства, Ершов вынужден был совсем еще не старым подать в отставку... Бедность сменилась нищетой. Он умер, не имея своего угла, у чужих. Редкие случайные литературные заработки, в том числе и мизерные гонорары за немногие прижизненные издания «Конька-Горбунка», мало что могли изменить в судьбе провинциального учителя, к тому же проявлявшего неблагонадежность.
Сказка про Ивана-дурака и его верного помощника в испытаниях - лопоухого уродца конька, написанная «салтановским» стихом (как пушкинская «Сказка о царе Салтане») и стоящая совсем рядом с пушкинскими шедеврами, претерпевала бедствия и гонения поистине сказочные. На волне первого успеха после журнальной публикации зачина (первой части, за которой, собственно, и «начинается рассказ от Ивановых проказ»), вышли три первых книжных издания «Конька-Горбунка». И если а журнале «Библиотека для чтения» ершовские стихи с упоением были прочтены «читающей публикой», в основном дворянской, служилой, литераторами и вообще интеллигенцией, то судьба книжки сложилась иначе.
«Русскую скалку в трех частях» (подзаголовок «Конька») мгновенно расхватали. Ее читали но складам при свете лучины. Читали, смеялись и покачивали головами, пересказывали детям. Читал ершовскую сказку русский народ - крестьянство, те, кого с высокомерным презрением называли «мужичьем», «лапотниками». Цензура спохватилась и, взявшись за «несерьезную», а то и «непотребную» сказку пожестче, вынесла ей, беззащитной, приговор, очень похожий на классическое унтер-пришибеевское «молчать и не пущать». «Конек», казалось бы, угомонился надолго. Но было уже поздно - он стал сказкой народной, а не только авторской.
Чем же так не угодил николаевской светской и церковной цензуре веселый, себе на уме, смекалистый деревенский парнишка, которому по чисто сказочным законам полагалось считаться дурачком - и только?
В сказке происходили неслыханные и невиданные вещи. Народ пичкали назиданиями, призывали и прямо-таки толкали с помощью могучих кулачищ полицейских держиморд к покорному, смиренному «упованию на волю божию», «не пущали» к образованию. А ершовский герой всего добился не послушанием и покорностью, а смекалкой и ловкостью.
Мужик-дурак не только «на небе очутился», где и слыхом не слыхать ни о богах, ни об ангелах. Он еше - подумать только! - «сделался царем». Да, да, мальчишка-сочинитель подвел следующий итог развитию сюжета:

Как поймал Иван Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу.
Как кольцо ее достал,
Как он в небе погулял.
Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье.
Как по милости своей
Спас он тридцать кораблей.
Как в котлах он не сварился.
Как красавцем учинился,
- Словом, наша речь о том
- Как он сделался царем.

Каждое слово в перечне подвигов Иванушки так и дышало дерзкой насмешкой. И сказочность тут была ни при чем. Конечно, всяко бывало в «грубых» народных выдумках. Но чтобы царишка-старичишка с разумом жестокого, капризного, балованного дитяти резвился и потешал простонародье да еще в результате «велел себя раздеть, два раза перекрестился, бух в котел - и там сварился»?!.. Это уже переходило все границы! Тем более, что Иван-то-дурак из того же испытания вышел как нельзя более достойно: и «красавцем учинился», и на невесть откуда явившейся диковинной Царь-девице женился да еще и под громкие крики народа занял царский трон...
Сказка, собравшая в себя вековечную народную мудрость, полную презрительной насмешки надо всем «вышестоящим», то есть над церковниками, полицией и, в первую очередь, над царской властью, признана была вредной. Абсолютно «бездумное», намеренное умолчание о божественном населении небес тоже не было ей прощено; «благомыслящая» журналистика разразилась негодующими крикливыми статьями
И Петр Ершов отправился в дальний путь. Предприимчивые книгоиздатели, памятуя о не слыханном успехе первых изданий и рассчитывая выколотить прибыль из следующих, «подправленных», в течение многих лет слали в Тобольск предложения. Но вот незадача! Добросовестно пытаясь «подправить» текст и хоть как-то накормить семью, где было десятеро детей, тобольский учитель шлифовал свое сочинение, по меньшей мере, странным образом. Он просто пользовался случаем, чтобы, повинуясь безошибочному инстинкту художника, еще ярче высветить то, что в «интересах дела» следовало бы вообще убрать: угодливость царских слуг, старческое слабоумие царя, грубость и тупость присматривающих за порядком исполнителей царской воли...
Так и получилось, что до 1917 года это знаменитое произведение публиковалось с цензурными искажениями. И только в советское время «Конька-Горбунка», переведенного на языки многих народов мира, ставшего спектаклями, фильмами, балетом, известного в Монголии, Японии и на далеком острове Ява узнали все таким, каким он был сочинен
Вступив в веселый и яростный бой с «большими», его отвоевали для себя дети. И все, от мала до велика, начав в первые годы жизни с захватывающего интереса к приключениям Иванушки и двугорбого конька, читают замечательную сказку на протяжении десятилетий, дивятся чудесам вольного, яркого, чисто русского народного языка.
Ершовское произведение не из тех, чьи совершенства постигаются постепенно, путем изучения и «вчитывания». Оно сразу раскрывает перед нами широкие, свободные, сверкающие и переливающиеся всеми цветами радуги, всеми оттенками чувств и мыслей просторы истинной поэзии. И как бы чист, как бы хорош ни был перевод на другой язык, читать «Конька-Горбунка» обя-зательно нужно в подлиннике. Ведь никакое иное, кроме поэтического, искусство не сможет заменить народных оборотов речи, народного вымысла, народных обычаев. Слова «одинешенек», которое так восхитило Пушкина в стихах: «выбегает к окияну, на котором белый вал одинешенек гулял», или того же «окияна», которое куда вернее и красочнее, а главное - народнее, чем правильное «океан», - ЭТИХ СЛОВ, целых строф, глав, частей и всего сочинения в целом - не заменить ничем, как немыслимо «причесать» древние былины, старинные обрядовые песни, самый дух народа.
И, наконец, последнее. Были поэты очень известные, достигшие в своем искусстве совершенства, которые пытались переиначить «Конька», пригладить его. Эти попытки «правильно» переписать сказку Ершова ни к чему не приводили, получалось фальшиво, то есть неподлинно, неистинно. Так случилось со стихотворной сказкой Василия Андреевича Жуковского «О Иване-Царевиче и сером волке», не говоря уж о бесталанных подделках и подражаниях. Потому что не волшебства и чудеса, не сверхъестественные дарования помогли Иванушке-дурачку одолеть царя и сто придворных угодников, а дружба, верность и преданность Конька - маленького, лопоухого уродца о двух горбах. Не приключении на земле, в небесах и в море-окияне в ершовской сказке самое чудесное, самое непобедимое, а товарищество, которым так сильны ее герои...

Сказку «Конек-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. «Конек-горбунок» написан четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.

Главные герои

Иван – младший сын крестьянина, «вовсе был дурак» .

Конек-горбунок – волшебный конек, товарищ Ивана.

Царь – старый монарх, у которого Иван служил конюхом.

Другие персонажи

Данило – старший сын, брат Ивана, «умный детина» .

Гаврило – средний сын, брат Ивана, «и так и сяк» .

Спальник – царский слуга, бывший начальник над конюшней.

Царь-девица – прекрасная царица, 15-ти лет, которую Иван привез в столицу по приказу царя.

Часть 1

В одном селе жил старик крестьянин, у которого было три сына. Братья выращивали пшеницу и возили ее продавать в столицу. Но кто-то начал «шевелить» , вытаптывать посевы. Братья решили по очереди караулить в поле, чтобы «злого вора подстеречь» . Старший и средний братья, испугавшись холода и непогоды, соврали, что всю ночь пробыли на поле и ничего не видели (на самом деле ушли с дежурства).

На третью ночь пошел в поле Иван. В полночь появилась белоснежная кобылица с золотой гривой. Иван схватил ее за хвост и запрыгнул сверху, «только задом наперед» . Лошадь долго носила его по горам и лесам, пытаясь сбросить, но Иван крепко держался. Наконец кобылица устала и сказала, что теперь пусть Иван за ней ухаживает три дня, по истечению которых она приведет ему двух коней и маленького конька с «двумя горбами да с аршинными ушами» . Двух коней он может продать, конька пусть не отдает ни за какие ценности: он ему будет товарищем. Иван загнал кобылицу в сарай, а братьям рассказал небылицу о том, что ночью на поле видел черта.

После этого «год ли, два ли пролетело» . Как-то Данило зашел в сарай и увидел там двух золотогривых коней и «игрушечку-конька» . Он сговорился с Гаврилой, и «на первую седмицу» братья тайно от Ивана повезли продавать коней в столицу.

Увидев пропажу, Иван сильно расстроился, но конек его успокоил, и они быстро догнали воров. Иван поехал в столицу вместе с братьями. По дороге они приметили вдалеке огонек, и братья отправили туда Ивана. Подъехав к освещенной поляне, Иван увидел перо жар-птицы. Конек пытался отговорить брать находку с собой, но Иван его не послушал и спрятал перо в шапку.

Приехав в столицу, братья отвели лошадей на рынок, и коней сразу купил царь. Но когда лошадей повели в царские конюшни, они сбили всех с ног и вернулись к Ивану. Тогда царь назначил Ивана начальником над конюшней. Данило и Гаврило вернулись с вырученными деньгами в деревню.

Часть 2

Иван жил при дворе ни в чем не нуждаясь. Но «недель через пять» царский слуга – спальник, стал замечать, что Иван «коней не холит» , «не чистит и не школит» , а они всегда «словно из-под гребня» . Спальник решил узнать причину и спрятался в конюшне. В полночь в конюшню вошел Иван, достал перо жар-птицы. В конюшне сразу стало светло. Иван почистил у коней, заплел им гривы, насыпал зерна и, закончив работу, заснул.

На рассвете спальник незаметно вытащил у спящего Ивана перо и отправился к царю. Показав перо, слуга доложил, что Иван якобы похвалялся достать для царя жар-птицу. Царь приказал Ивану привезти волшебную птицу за три недели, иначе конюха ждет казнь.

Расстроенный Иван пришел к коньку, но тот его успокоил. По совету горбунка, Иван взял с собой два корыта пшена и заморского вина, и на рассвете они отправились в путь. «В день осьмой» пути они прибыли к густому лесу. Иван в одном корыте смешал вино с зерном, под другим спрятался сам. В полночь прилетели жар-птицы. Иван быстро схватил одну, и они отправились в обратный путь. В награду за привезенную жар-птицу царь назначил Ивана царским стремянным, что еще сильнее рассердило спальника.

Через три недели слуги обсуждали книгу, в которой была сказка о Царь-девице. Услышав это, спальник тут же отправился к царю и сказал, что Иван похвалялся привезти царевну. Царь тут же вызвал своего стремянного и приказал за три недели достать Царь-девицу.

Конек сказал Ивану перед дорогой попросить у царя шатер, два больших полотна и угощений. На «осьмой» день пути они приехали к лесу, откуда шла «дорога к окияну» . Иван раскинул шатер, а сам спрятался за ним. В полдень приплыла Царь-девица и начала играть на гуслях, чем усыпила Ивана. Но на следующий день, когда царевна снова появилась, Иван переборол сонливость, схватил девицу и повез в столицу.

Увидев прекрасную царевну, царь сказал, что завтра утром они обвенчаются. Девица ответила, что выйдет замуж, только если «в три дня» из окияна доставят ее перстень. Царь отправил за ним Ивана.

Часть 3

По дороге, у окияна Иван увидел лежавшую поперек моря «Чудо-юдо Рыбу-кит» , на которой «стояло село» . Рыба-кит попросил узнать у Солнышка, брата царевны, долго ли ему еще мучиться.

Иван, по просьбе Царь-девицы, приехал к ее «изумрудному терему» . Ивана встретил Месяц – мать царевны. Месяц рассказал, что они с Солнцем сильно «горевали, что царевну потеряли» . На вопрос Ивана о Рыбе-кит Месяц ответил, что тот проглотил три десятка кораблей и освободится, если их выпустит. По совету Ивана Рыба-кит выбросил все корабли и в благодарность достал из окияна перстень Царь-девицы.

Царь спешил венчаться, но царевна сказала, что он для нее слишком стар. Чтобы помолодеть, царю нужно было искупаться в трех котлах: со студеной водой, с «вареной водой» и с молоком, «вскипятя его ключом» . Царь сказал, что Иван будет купаться первым. Перед купанием Ивана горбунок макнул во все котлы мордой. Окунувшись в три котла, Иван похорошел, стал пригожий. Увидев такое преображение, царь тут же прыгнул в котел – «и там сварился» .

Тут Царь-девица поднялась и сказала, что будет теперь царевной, а новым царем и ее супругом станет Иван. Весь народ празднует свадьбу и славит царя с царицей.

Заключение

Главный герой сказки «Конек-горбунок» П. П. Ершова – крестьянский сын Иван, которого автор произведения называет «дураком» , изображается как простой и добрый, но при этом смелый и ответственный юноша. Он прощает своих братьев, помогает Рыбе-кит, но и не боится отправляться в дальние путешествия по приказу царя. Особую роль в сказке играет образ конька-горбунка, который поддерживает Ивана, помогая ему успешно пройти все испытания.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 695.