Чем отличается храм от собора и церкви, каково значение этих слов. Чем особенна архитектура русских православных храмов

В нашей стране живут верующие очень многих религий. И часто, даже из любопытства, мы заходим в храмы представителей не своей веры.

Сравниваем архитектуру, традиции, обычаи. Что желательно знать, заходя в культовое сооружение католиков, православных, мусульман, иудеев, буддистов? О чем надо помнить, чтобы ненароком не оскорбить религиозных чувств?

Православная церковь в форме... корабля

Культовыми зданиями православных христиан являются церкви, соборы и часовни. С давних пор все христианские храмы строятся так, что с высоты птичьего полета они похожи на огромный крест, круг (символ вечности) либо корабль (Ноев Ковчег). Согласно традиции, православный храм всегда воздвигают алтарем на восток.

Храм, как правило, имеет один или несколько куполов круглой, крестовидной либо восьмигранной формы. Их венчают колокольни. Внутри православных храмов расположен иконостас - перегородка с прикрепленными к ней иконами. Она отделяет алтарь, куда могут входить только мужчины, от притвора и паперти. В каждом храме также есть клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей, а посреди установлен аналой с иконами.

При входе в храм мужчина должен снять головной убор и стать на правую часть храма, а женщина - покрыть голову и занять место на левой стороне.

Знаменитый храм . Собор Святой Софии построен в XI веке в центре Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков его перестроили в стиле украинского барокко. До наших дней в нем сохранилось много древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Католический костел - без иконостаса

Католики молятся в костелах и соборах. Чаще всего эти культовые сооружения построены в готическом или неоготическом стиле. Внутреннее устройство зданий во многом сходно с православными храмами, но у католиков отсутствует иконостас. В храме отчетливо выделена центральная часть - алтарная, или, как ее еще называют, пресвитерий. Это то самое место, где проходят богослужения и где хранятся Святые Дары. Оно отмечено неугасаемой лампадой. Рядом с центральным алтарем зачастую располагаются боковые приделы в честь святых. Кроме того, в помещении католического храма есть отдельное место для хора и ризницы.

При входе в храм мужчины должны снимать головные уборы, а вот женщинам покрывать голову не обязательно. Пальцы правой руки прихожане окунают в кропильницу - сосуд со святой водой, который стоит перед храмом, а затем крестятся.

Знаменитый храм . Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла в Луцке - старейший в Украине. Построен в 1616-1639 годах по проекту известного архитектора Джакомо Бриано как церковь при монастыре иезуитов.

Синагога «смотрит» на Иерусалим

Евреи проводят религиозные обряды в синагоге, фасад которой обязательно должен быть обращен к Иерусалиму. В Европе это означает ориентацию на восток. Снаружи синагога представляет собой обычное здание. Внутри него у входа есть умывальник, где священнослужители омывают руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. За ними расположено Святилище в виде шатра, куда могут входить только священнослужители. В глубине Святилища за занавесом находится Святая святых с Ковчегом Завета, на котором высечены Десять священных Заповедей иудеев.

Переступая порог синагоги, иудеи должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Женщины и мужчины входят в синагогу с покрытой головой и молятся в разных помещениях.

Знаменитый храм. В поселке Жовква Львовской области есть уникальная синагога-крепость, построенная в XVII веке по указу польского короля Яна Казимира в стиле барокко.

Мечеть обращена к Мекке

Дом молитвы мусульман - мечеть. Она представляет собой здание круглой или квадратной формы, которое обращено к Мекке, с башнями-минаретами (числом от одного до девяти). В мечети нет культовых изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана. Справа расположена кафедра-минбар, с которой проповедник-имам читает свои проповеди.

Верующие молятся в мечетях пять раз в день. Перед молитвой мусульмане проводят омовения, а перед вхождением в храм обязательно снимают обувь. Также всем нужно покрыть голову, а женщинам еще и надеть максимально закрытую одежду. Молятся мужчины и женщины в разных помещениях.
Знаменитый храм. В 2011 году в Киеве на Татарке возвели мечеть Ар-Рахма ("Милосердие") с огромными 27-метровыми минарета.

Буддийский храм собрал культовые сокровища

Быть буддистом означает искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» - у Будды, его учений и общины. Буддийский храм устроен так, что все сокровища собраны в одном месте. Храмы отличаются обилием шпилей, лепных украшений на фасаде, а также особым устройством карнизов, которые мягко и изящно загнуты вверх.

Храм состоит из трех залов. В «золотом зале» хранятся статуи и изображения Будды, а также находится алтарь. Второй зал - пагода - имеет три или пять ярусов, в центре находится столб из ствола большого дерева. На его вершине хранится частица останков Будды. А третий зал, для чтений, предназначен для священных свитков и книг.

Перед входом в золотой (алтарный зал), женщинам и мужчинам необходимо снять головные уборы, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо). Во время религиозной службы (хурала) можно сидеть на скамейках или на ковре в позе лотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря.

Знаменитый храм . Самый крупный в Европе буддистский храм "Белый Лотос" основан последователями школы кунг-фу в 1988 году в Черкассах.

Напомним, ранее мы рассказывали, что .

Словарик

Ризница - место, где хранятся литургические предметы, в том числе одеяния.

Аналой - столик, на который кладутся книги, иконы и другие церковные принадлежности.

ЗАДАНИЕ 1.


1. Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

В. Таинство

2. Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

Б. Андреевский

3. Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

В. Покров

4. Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

Г. Ной

5. На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

А. Воскресение

6. Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

А. Двенадцать

7. С греческого языка это слово переводится как «книги»:

В. Библия

8. В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

В. Собор святого Александра Невского (Ялта)

9. Как называется день накануне Рождества Христова?

Г. Сочельник

10. Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

А. Вверху всегда есть крест


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

2.1. Прочитайте фрагмент текстаиз книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы Ответы
Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением? Потому что в этот момент произошло явление Бога, прославляемого в Троице.
На какое число приходится праздник (по новому стилю)? 19 января
Как звали пророка, крестившего Спасителя? Пророк Иоанн. (Варианты:Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель)
Какое значение имеет слово «благоволение»? Благая воля
Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься? Пророк сказал, что он крестит людей в покаяние, и что ему самому надо креститься от Спасителя.
Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение. Это событие было до того, как Иисус Христос начал учить людей, т.к. в тексте сказано, что ученики (люди) спрашивали Иоанна Крестителя о Христе. Следовательно, они Его не знали. Следовательно, Он еще не начал учить народ.
Какая традиция существует в праздник Крещения? Освящать воду
* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению? РождествоХристово

Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: № 2

№ 1 № 2 № 3

Система оценивания:

За каждый правильный ответ на вопрос из таблицы в задании 2.1. начисляется 0,5 балла .

За правильно указанный номер иконыв задании 2.2. начисляется 3 балла .

Максимум 7 балловза задание 2

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

«Отче наш»

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, V класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

    Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

    Чинопоследование

    Таинство

    Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

    Александровский

    Андреевский

    Владимирский

    Георгиевский

    Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

    Благовещение

    Крещение Господне

  1. Рождество Христово

    Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

    На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

    Воскресение

  1. Понедельник

    Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

    Двенадцать

  1. Одиннадцать

    Четырнадцать

    С греческого языка это слово переводится как «книги»:

  1. Евангелие

    В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

    Владимирский собор (Херсонес Таврический)

    Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

    Собор святого Александра Невского (Ялта)

    Храм Воскресения Христова (Форос)

    Как называется день накануне Рождества Христова?

  1. День молитвы

    Сочельник

    Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

    Вверху всегда есть крест

    На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда

    Строение храма всегда кубической формы

    Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте фрагмент текста из книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы

Ответы

Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

На какое число приходится праздник (по новому стилю)?

Как звали пророка, крестившего Спасителя?

Какое значение имеет слово «благоволение»?

Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься?

Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение.

Какая традиция существует в праздник Крещения?

* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению?

2.2. Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: __________

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

А.С. Пушкин

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

То, видно, Богом Муж избранный!

Он там, по oнпол Иордана,

Ходил как посланный небес,

Он много там свершил чудес,

Теперь пришел Он, благодушный,

На эту сторону реки,

Толпой прилежной и послушной

За Ним идут ученики…

Алексей Толстой

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________

Кто оставил данную молитву людям?

____________________________________________________________________________________

О Ком пишет в своем стихотворении Алексей Толстой?

____________________________________________________________________________________

Какая логическая связь присутствует в двух приведенных стихотворениях?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Именно он благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Погиб на дуэли.

Ему принадлежит знаменитая поэма «Бородино».

Недалеко от села Радонеж основал монастырь, со временем ставший лаврой.

В юношестве он поступил в кавалерийскую школу, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.

До принятия монашества его звали Варфоломей.

Ему принадлежат стихотворные строки «Белеет парус одинокий…»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов

Цель урока: Дать общее представление о внутреннем устроении православного храма.

1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия, данные на предыдущих уроках: иконостас, алтарь, престол, лампада, подсвечник.

2. Продолжать формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей.

3. Формировать представление об общих элементах всех православных храмов: иконостас, алтарь, иконы, лампады. Подсвечники.

4. Формировать интерес к изучению православной культуры.

5. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

6. Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.

7. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Новые слова и понятия: Иконостас. Лампада. Подсвечник. Прихожане. Священник. Крестное знамение.

Иллюстративный ряд: Фотоснимки интерьеров православных храмов, фрагментов богослужения, храмовых предметов, буклет “Храмы Пыталовского района” Н.А. Цветкова, иллюстрации учебника А.В. Бородиной “Основы православной культуры: Мы и наша культура”, плакаты, презентация.

Предварительная подготовка к уроку: Желательно до урока провести экскурсию к храму города, зайти в храм; провести перед этим с детьми беседу о том, как следует вести себя в храме. До начала урока организовать выставку работ “Мой храм”.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Выставка творческих работ.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Объяснение нового материала (беседа с использованием выставки, иллюстраций учебника и презентации).
  6. Физкультминутка.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.

    Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке
Пойдём мы с вами в храм.
И будем все внимательно
Следить за тишиной.

2. Выставка творческих работ

На доске записано:

“В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации. Это тема об ожидающей нас судьбе”. Н. Бердяев

Прочитайте, что записано на доске. Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Что такое храм? (Дом Божий)

Что такое крест? (Это символ спасения человека и заботы о других людях, добровольно ради Христа взятые на себя каждым христианином)

По каким признакам мы отличаем православные храмы от других зданий? (Маленькие и большие храмы, белокаменные и расписные – все имеют на главках крест)

Давайте рассмотрим нашу выставку. Расскажите, в каком храме вы были. Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)

3. Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим разговор о храме. Мы с вами узнаем, что находится в храме.

4. Физкультминутка

Поработали мы дружно, А теперь вставать нам нужно, Тише, тише, тишина: В нашу комнату пришла.

5. Изучение нового материала

В храме действительно очень красиво, но эта красота особенная – духовная, храм украшен святостью, то есть иконами и росписью с образами Господа, Божией Матери, святых, ангелов, а внешняя красота – орнаменты, позолота, оклады дополняет, украшает образы святых трудами рук людей, живущих ныне на земле. Как люди ведут себя в храме? Храм предназначен для молитв, и люди приходят в храм помолиться, все стараются не мешать друг другу, не толкаются, не разговаривают без крайней нужды. Когда ходили в храм вспомните, как прихожане берут благословение у священника, как ставят свечи, как осеняют себя крестным знамением. Подумайте, о чём бы каждый из нашего класса хотел попросить Господа, но вслух об этом не говорите. Ребята, вы не должны рассказывать и не любопытствовать о том, с чем человек хочет обратиться к Богу. То, что касается только отношений Господа и каждого человека, может обсуждать только со священником в духовной беседе или на исповеди, либо с родителями. Вмешиваться в чужой духовный мир или раскрывать свой на обозрение всех присутствующих – не принято, это признак невоспитанности. У православных людей красота и переживания внутреннего мира должны находить выражение в творчестве, в добросовестной работе, хороших поступках, заботе о друзьях, близких.

А сейчас мы поговорим о внутреннем устроении храма и храмовых предметах. (С использованием презентации). Иконостас – Перегородка с иконами, закрывающая алтарь от средней части храма. Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери называются Царскими Вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами (Тело и Кровь Христовы, то есть Сам Господь, Царь Славы). На Царских Вратах изображается сюжет Благовещения и четверо евангелистов. Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения очень редко, а епископы почти никогда, так как во время богослужения они символически изображают Христа Спасителя и потому проходят через Царские Врата. Иконы на иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам (чинам). Справа от Царских Врат находится икона Спасителя, а слева – Божией Матери. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображён святой или священное событие, которому посвящён храм). Это местный ярус. Иногда икона Спасителя здесь заменяется иконой Троицы. Над местным ярусом располагается второй, праздничный чин, на котором отображены главные православные праздники. Третий ярус называется апостольским, потому что на нём представлены апостолы. Четвёртый ярус содержит изображения святителей, то есть святых епископов, а пятый – пророков. В середине иконостаса часто помещается икона, называемая “Деисис” (иногда говорят “Деисус”), то есть “Моление”, она изображает Спасителя на престоле с Божией Матерью и Иоанном Крестителем, стоящим перед Ним. Эта икона символизирует совершенную молитву, так как Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча являются представителями-ходатаями за род человеческий, а молитва их – совершенной. Непосредственно над Царскими Вратами располагается икона “Тайная вечеря”, потому что через эти врата выносят Святые Дары. Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется здесь солеёй. Перед Царскими Вратами от солеи к середине храма отходит выступ – амвон, на котором диакон или священник произносят ектинии и читают Евангелие.

По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы. Даже при строгом соблюдении установленных правил и сформировавшихся традиций в устроении православных храмов каждый из них отличается от других не только с наружи, но и внутри.

6. Физкультминутка

Нас ждёт работа впереди,
Но чтобы справиться смогли,
Отдохнуть мы все должны.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.

7. Подведение итогов урока Работа по учебнику А.В. Бородиной “Основы православной культуры: мы и наша культура” и по плакатам.

8. Рефлексия

Давайте мы из геометрических фигур составим свой храм интересов: ели урок вам понравился то крепите красные фигурки, а если есть у вас вопросы ко мне, то жёлтые фигурки.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, V класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

    Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

    Чинопоследование

    Таинство

    Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

    Александровский

    Андреевский

    Владимирский

    Георгиевский

    Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

    Благовещение

    Крещение Господне

  1. Рождество Христово

    Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

    На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

    Воскресение

  1. Понедельник

    Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

    Двенадцать

  1. Одиннадцать

    Четырнадцать

    С греческого языка это слово переводится как «книги»:

  1. Евангелие

    В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

    Владимирский собор (Херсонес Таврический)

    Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

    Собор святого Александра Невского (Ялта)

    Храм Воскресения Христова (Форос)

    Как называется день накануне Рождества Христова?

  1. День молитвы

    Сочельник

    Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

    Вверху всегда есть крест

    На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда

    Строение храма всегда кубической формы

    Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте фрагмент текста из книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы

Ответы

Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

На какое число приходится праздник (по новому стилю)?

Как звали пророка, крестившего Спасителя?

Какое значение имеет слово «благоволение»?

Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься?

Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение.

Какая традиция существует в праздник Крещения?

* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению?

2.2. Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: __________

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

А.С. Пушкин

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

То, видно, Богом Муж избранный!

Он там, по oнпол Иордана,

Ходил как посланный небес,

Он много там свершил чудес,

Теперь пришел Он, благодушный,

На эту сторону реки,

Толпой прилежной и послушной

За Ним идут ученики…

Алексей Толстой

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________

Кто оставил данную молитву людям?

____________________________________________________________________________________

О Ком пишет в своем стихотворении Алексей Толстой?

____________________________________________________________________________________

Какая логическая связь присутствует в двух приведенных стихотворениях?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Именно он благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Погиб на дуэли.

Ему принадлежит знаменитая поэма «Бородино».

Недалеко от села Радонеж основал монастырь, со временем ставший лаврой.

В юношестве он поступил в кавалерийскую школу, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.

До принятия монашества его звали Варфоломей.

Ему принадлежат стихотворные строки «Белеет парус одинокий…»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов