Уравновешенность нервной системы в психологии. Сила процессов возбуждения. Сдвиг баланса нервных процессов в сторону торможения

Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.

Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.

Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.

Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.

Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.

Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента :

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

Под этим понимается баланс процессов возбуждения/торможения, или иначе, способность «сдерживать» как запредельное возбуждение (состояние активного перевозбуждения) так и запредельного торможения (сонливость, «тормозной» ступор). Уравновешенность нервных процессов в решающей степени определяет такое важнейшее приспособительное качество как адаптационность , т.е. гибкую «настройку» процессов возбуждения и торможения (их пороговой чувствительности) применительно к ситуации. Потеря различных компенсаторных механизмов своей результативности всегда характеризуется неуравновешенностью нервных процессов.

также во многом объясняется этой же причиной. Неврозы, демонстративные и психопатические эмоциональные срывы, отсутствие гибкости в поведении, импульсивность действий во многом объясняются наличием неуравновешенности нервных процессов. (Следует уточнить, что для стрессоустойчивости необходимо наличие достаточно сильной и уравновешенной нервной системы, однако такое качество как адаптационность и пластичность (гибкость) поведения прежде всего определяется уравновешенностью).

Уравновешенность центральной нервной системы (совместно с подвижностью) достаточно непосредственным образом влияет на формирование такого важнейшего качества психики как , т.е. развитие упреждающего отношения к ожидаемой ситуации. При чрезмерном усилении (а это почти всегда наблюдается при неуравновешенной психике с фиксацией возбуждения на каком-то одном факторе сигнального воздействия) работник заметно теряет гибкость в стратегическом планировании и делается весьма уязвимым в психологическом и деловом плане при решении неожиданно изменившихся оперативных вопросов.

На профессионально-поведенческом уровне данное свойство может проявляться как: адаптивность, эмоциональная и поведенческая уравновешенность, спокойствие, объективность, тактическая (поведенческая) гибкость, толерантность, невозмутимость, самообладание.

Уравновешенность нервных процессов

Свойство нервной системы , выражающее соотношение между возбуждением и торможением . Понятие У. н. п., введенное И. П. Павловым , рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующее в сочетании с другими (с силой и подвижностью нервной системы) . В исследованиях школы Б. М. Теплова -В. Д. Небылицына У. н. п. стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, , динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией У. н. п. был предложен и новый термин - баланс нервных процессов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "уравновешенность нервных процессов" в других словарях:

    Уравновешенность нервных процессов - понятие, предложенное И. П. Павловым и отражающее соотношение между возбуждением и торможением. В связи с исследованиями школы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына содержание этого понятия было пересмотрено и предложен новый термин – «баланс нервных… … Словарь дрессировщика

    уравновешенность нервных процессов - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие У.н.п введенное И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующих в сочетании с другими (с силой, и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Процесс нервный: уравновешенность свойство системы нервной, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие введено И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств системы нервной, образующее в… …

    См. процесс нервный: уравновешенность. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Свойство системы нервной, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие введено И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств системы нервной, образующее в сочетании с другими силой и подвижностью тип… … Большая психологическая энциклопедия

    См. процесс нервный: уравновешенность Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    - (от греч. dynamis сила) свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. Соотношение между показателями динамичности возбуждения и торможения определяется как баланс … Большая психологическая энциклопедия

    Нейроэндокринная система - Влияние физической активности на нейроэндокринную систему внешне не столь выражено, как, например, в случае роста мышечной массы. По этой причине приходится иной раз сталкиваться с утверждением, будто физическая активность идет в ущерб… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

    Устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуальные психологические особенности человека. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, С. н. с … Большая психологическая энциклопедия

    УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ - УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. Условный рефлекс теперь отдельный физиол. термин, обозначающий определенное нервное явление, подробное изучение которого повело к образованию нового отдела в физиологии животных ф и з и о логии высшей нервной деятельности как… … Большая медицинская энциклопедия

  1. Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.
  2. Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.
  3. Накануне экзаменов, переезда, путешествия – поведение обычное.
  4. Хорошо сплю перед серьезными испытаниями (соревнования и др.).
  5. Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.
  6. В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.
  7. Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.
  8. Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.
  9. Легко храню в секрете неожиданную новость.
  10. Начатую работу всегда довожу до конца.
  11. Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, поручений.
  12. Настроение ровное, спокойное.
  13. Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно без периодических спадов и подъемов.
  14. Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

Показатели подвижности нервной системы

  1. Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений.
  2. Спешу, поэтому допускаю много ошибок.
  3. К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумываю их.
  4. Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю.
  5. Быстро привыкаю к новым людям, условиям жизни.
  6. Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.
  7. Быстро втягиваюсь в новую работу.
  8. Люблю переходить от одной работы к другой.
  9. Люблю, когда занятия часто меняются.
  10. Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь, встаю.
  11. Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.
  12. Чувства ярко проявляются в эмоциях, мимике и негативных реакциях(краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь и т.д.).
  13. Часто меняется настроение по любому поводу.
  14. Речь и движения быстрые.

Ответы, выраженные в баллах, занесите в таблицу.

Обработка материала

Складываются в каждой графе баллы со знаком «+» и отдельно со знаком «- » , переводятся в проценты. За 100% принимается общее число-14(количество вопросов в каждой графе), умноженное на максимальный балл-3. На основании полученных данных делается заключение о выраженности силы, уравновешенности, подвижности нервной системы, придерживаясь следующих ориентировочной границ:

50% и более - высокая.

49-25% -- средняя

24-0% --- низкая

Соответствующие границам цифры со знаком «+» характеризуют высокую, среднюю и низкую выраженность силы, уравновешенности и подвижности нервной системы, со знаком «–» – слабость, уравновешенность и инертность.

Определить тип нервной системы и составить его характеристику.

Работа 20. Определение силы нервной системы по психомоторным показателям.

Сила нервной системы определяется при помощи теппинг-теста. Тест предложен Е.Н. Ильиным в качестве экспресс-метода, не требующего специальных условий проведения и аппаратуры. Он основан на изменении во времени максимального темпа движения кисти.

Цель: Определить силу нервной системы по психомоторным показателям.

Оборудование: Секундомер, карандаш, стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283), разделенные на 6 расположенных по 3 в ряд равных прямоугольника.

Методика: В каждом квадрате бланка необходимо, по сигналу экспериментатора, проставлять как можно больше точек в течение 5 секунд. Переход с одного квадрата на другой осуществлять по команде, не прерывая работы и только по часовой стрелке. Работать в максимальном для себя темпе. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Обработка материала.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов:

– Выпуклый тип – темп нарастает до максимума в первые 10-15 сек. Работы, в последующем, к 25-30 сек., он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 сек. работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

– Нисходящий тип – максимальный темп снижается с 10 сек. И остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого слабой нервной системы.

– Промежуточный тип – темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система.

– Вогнутый тип – первоначальное снижение максимального темпа до исходного уровня. Вследствие особенности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

– Ровный тип – максимальный темп удерживается приблизительно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней степени.

Теппинг-тест в данном (30-секундном) варианте определяет выносливость нервной системы, а не выносливость организма в целом. Определение силы нервной системы поможет адекватно дозировать умственные и физические нагрузки, предотвращая развитие утомления и переутомления.

Определить тип динамики максимального темпа движения рук и, соответственно, тип нервной системы.

Работа 21: Определение скорости концентрации внимания

Посмотрите на рисунок. В верхнем ряду изображены четыре геометрические фигуры, внутри которых проставлены определенные числа. Ниже расположены в случайном порядке те же фигуры, но без чисел. Ваша задача – как можно быстрее вписать числа в фигуры так. Как это сделано в образце. Учтите, что вписывать числа необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Время выполнения задания фиксируется.

Теперь подведите итоги. Если Вы справились с заданием быстрее, чем за 30 с., - это отличный результат, за 30-35 с. – хороший, за 36-40с. – средний. Если на выполнение ушло более 40 с, это низкий результат.

ВЫВОДЫ:

Работа 22 : Быстрота внимания

Следует запомнить цифры, размещенные в тех колонках. Первая колонка – тест на зрительную память, вторая – на моторную (двигательную) и третья – на слуховую:

Таблица

Начните с левой колонки. Не шевеля губами, прочтите число так, чтобы на одну цифру ушла примерно секунда. Затем отвернитесь и запишите число. Перепишите эти способом всю колонку, не проверяя себя. Ваши возможности определит самое длинное число, которое удастся записать правильно. Для проверки моторной памяти сделайте то же самое со средней колонкой, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами. Для проверки слуховой памяти попросите кого – нибудь прочесть вслух правую колонку, а сами записывайте числа.

Подсчитайте, в какой колонке и сколько цифр Вы запомнили. Проделав это, Вы более или менее точно определите тип своей памяти. Напомним, что большинство людей запоминают 7-8 цифр подряд, человек с очень хорошей памятью может запомнить до 12 цифр, а со слабой – 4 и менее.

Данные полученные с помощью указанного теста, можно проверить таким способом. Подберите четыре незнакомых теста (лучше по одной книге) примерно одинакового объема (половина страницы). После однократного чтения каждого отрывка изложите его содержание письменно (как можно полнее, точнее и ближе к тексту). Первый текст читайте про себя, второй – вслух, третий пусть Вам кто-нибудь прочитает, четвертый тест перепишите. Закончив работы, сравните результаты запоминания и соотнесите их с данными, полученными по предыдущему тесту. Проведенные эксперименты позволит Вам достаточно точно определить тип Вашей памяти.

ВЫВОДЫ:

I. Индивидуальная работа

1. Первая и вторая сигнальные системы, их физиологическое значение.

2. Физиологическая характеристика сна.

3. Физиологическая характеристика мотиваций, эмоций памяти.

Литература

1. стр. 164-166, 169-172, 185-215.

2. стр. 62-63, 67-84

3. стр. 480-487, 488-491

4. стр. 43-49

ЗАНЯТИЕ 12

Тема : Физиология крови.

Цель: Уяснить значение крови в поддержании оптимального функционального состояния организма.

Теоретический раздел

1. Характеристика внутренней среды организма (гомеостазис).

2. Физико-химические свойства и функции крови.

3. Состав крови. Функциональное значение плазмы и форменных элементов.

4. Параметры гомеостазиса.

Занятие проводится по типу конференции с предварительной подготовкой докладов по обозначенным выше вопросам. Регламент доклада не более 10 минут. Студенты участвуют в дискуссии и оценивают качество докладов.

II. Индивидуальная работа

1. При подготовке к семинару заполнить таблицу №8, характеризующие основные показатели крови.

Таб.8

2. Свертывание крови.

3. Группы крови.

4. Гемолиз.

5. Регуляция кроветворения.

Литература:

1. стр. 214-212

2. стр. 137-163

3. стр. 210-215, 217-220, 225-228, 230-239

4. стр. 13, 98-110

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Регуляция деятельности сердца.

Цель: Усвоить принцип анализа ЭКГ и механизм регуляции деятельности сердца.

Теоретический раздел.

1. Метод регистрации ЭКГ.

2. Анализ ЭКГ по продолжительности интервалов и комплексов и вольтажу зубцов P, R, T.

3. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца. Центробежные нервы сердца.

4. Рефлекторный механизм регуляции сердца.


Похожая информация.


Высшая нервная деятельность - это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М.Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П.Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга - метод условных рефлексов.

И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Безусловные рефлексы : 1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. 2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. 3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. 4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). 5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.

Условные рефлексы: 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни. 2. Индивидуальные. 3. Непостоянны - могут возникать и исчезать. 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. 5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля.

Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств, двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Исходя из этих основных признаков, И.П. Павлов в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности. Классификация типов высшей нервной деятельности представлена на рисунке 1.

Слабый тип . Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители, т.к. у них слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип . Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип . Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип . Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы, так как свойство нервных процессов закодированы в гене типичном аппарате человека и поэтому наследуется – передается от родителей к потомкам. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей, оказывая влияние на индивидуальный характер поведения и деятельности. В этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности.

Тип ВНД (высшей нервной деятельности) является физиологическим фундаментом для формирования темперамента, который демонстрирует проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности и поведении человека.

Рис. 2. Схема типов ВНД по И.В.Павлову.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом.

И.П.Павлов предлагал выделять человеческие типы высшей нервной деятельности на основе степени развития первой и второй сигнальной системы. Он выделял:

1. Художественный тип , для которого характерно конкретное мышление, преобладание первой сигнальной системы, то есть чувственное восприятие действительности. К этому типу относятся люди с хорошо развитым чувственным восприятием, выраженными аффектами на всё происходящее. Они склонны к профессиям чувственно-эмоционального круга. Этот тип часто отмечается у актеров, художников, музыкантов. При невротическом срыве люди художественного типа склонны давать реакции истерического круга.

2. Мыслительный тип , когда хорошо выражено отвлечение от действительности, абстрактное мышление. К этому типу относятся личности с хорошо развитым абстрактным мышлением и отвлеченными понятиями. Они склонны к занятиям математикой, теоретическими науками. При невротическом срыве склонны к психастеническому типу реакции.

3. Средний тип , когда нет преобладания того или иного образа мышления. Павлов считал, что крайние типы встречаются редко, а большинство людей относятся к среднему типу, то есть эта классификация, тоже не отражает все разнообразие форм ВНД человека.

Многие ученые отмечают, что значение работ И.П.Павлова по проблеме темпераментов заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психологической организации индивида.

Виды темпераментов по Гиппократу:

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Сангвиник - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реаги­ровать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Классификация темпераментов Гиппократа относится к гуморальным теориям. Позже эта линия была предложена немецким философом И.Кантом, который тоже считал природной основой темперамента особенности крови.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека, т.е. определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет в целом поведение, поступки человека, его убеждений, моральные устои, так как они формируют в процессе онтогенеза (индивидуального развития) на основе сознания.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Свойства нервных процессов, лежащие в основе типов ВНД, определяют свойства нервной системы. Это такие устойчивые ее качества, которые являются врожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки не обнаруживая запредельного торможения.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность(подвижность) нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

Классификация свойств нервной системы по В.Д.Небылицыну:

Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения;

Динамичность нервной системы, это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов;

Лабильность, свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса;

Подвижность нервной системы, скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

Как писал Б.М. Теплев, свойства нервной системы «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» .

Например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.