Тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Конспект урока по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс) Исключения. Тире не ставится

Тире между подлежащим и сказуемым

Голдаевская Валентина Анатольевна

Русский язык, 8 класс

К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с.

Тема в учебнике: § 22. Тире между подлежащим и сказуемым

    не правильно?

А) Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.

Б) Спешить – делу вредить.

В) Росинки на листьях – точно чистые бриллианты.

Г) Пятью пять – двадцать пять.

    В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Для меня жить – значит работать.

Б) Лентяй да шалопай – два родных брата.

В) В этом городе я – неприметный странник.

Г) Честь, порядочность, совесть – это наиважнейшие человеческие качества.

    В каком предложении нет пунктуационной ошибки?

А) Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать.

Б) Этот яркий свет – словно золотой ливень.

В) Наш край – богат и прекрасен.

Г) Живопись – не средство обогащения.

    В каком предложении тире поставлено правильно?

А) Зимний лес – как будто сказка.

Б) Самое трудное для человека – это борьба с самим собой.

В) Лингвистика – есть наука, изучающая язык.

Г) Плохой товарищ – не подмога.

5. В каком варианте ответа верно нужно

А) Поэзия Пушкина – как пенье птицы в роще.

Б) В камень стрелять – только стрелы терять.

В) Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

Г) Сегодня день – прозрачный, как хрусталь.

ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, Г

6. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Жить на Земле – это большое удовольствие.

Б) Облака – как причудливые замки .

В) Долг каждого гражданина – любить свою страну.

ОТВЕТЫ: 1) А, В 2) А, Б 3) Б, В 4) А, Г

7. В каком варианте ответа верно

А) Я – ваш новый сосед.

Б) Человек без Родины – нищий человек.

В) Говорить с вами – только слова тратить.

Г) Всякий человек – есть Вселенная.

ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) А, Г 3) В, Г 4) Б, В

8. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых НЕ нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Трижды три – девять.

Б) Она – ученица пятого класса.

В) Ласковое слово – что весенний день.

Г) Поступить в МГУ – цель его жизни.​

ОТВЕТЫ: 1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В

9. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых нет пунктуационной ошибки?

А) Эльбрус – вершина Кавказских гор.

Б) Твои речи – будто острый нож.

В) Прилёт журавлей – есть признак весны.

Г) Вылечить больного – задача опытного врача.

ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) А, Г 3) Б, Г 4) Б, В

10. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка?

А) Марс – планета, названная в честь бога войны.

Б) Пообещать – значит сделать обещанное.

В) Лес – точно терем расписной.

Г) Каждый кленовый лист на воде – как маленький кораблик.

ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) Б, Г 3) Б, В 4) В, Г

11. Какое предложение не

А) Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания.

Б) Ах, красота – это страшная сила!

В) Помогать родителям – обязанность детей.

Г) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

12. Какое предложение не подходит под правило "Тире между подлежащим и сказуемым"?

А) Трижды пять – пятнадцать.

Б) Самая верная примета – дым костра.

В) Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

Г) Лишнее говорить – только делу вредить.

КЛЮЧИ К ТЕСТУ

№ задания

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Обучающие

  1. знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  2. научиться правильно ставить его.

Развивающие

  1. развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  2. обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

  1. формировать интерес к предмету;
  2. способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Слайд № 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд № 2

  1. фронтальный опрос
  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Что такое подлежащее?
  3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  4. Какой член предложения называется сказуемым?
  5. На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание:

  1. Краткость достоинство прозы.

Слайд № 3

III. Объяснение нового материала.

Слайд № 4

  1. беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником (с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Слайд № 5-6

Ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. - сущ. И.п.

Слово - полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. - числ. И.п.

Девятью сорок - триста шестьдесят.

Сущ. И.п. - числ. И.п.

Числ. И.п. - сущ. И.п.

Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. - н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. - сущ. И.п.

Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. - н. ф. глаг.

Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький).

Это

Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев).

Вот

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Значит

Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

Слайд № 7-8

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

Слайд № 9

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память - одно из важнейших свойств бытия.

Слайд № 10

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Вариант 1

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Но объяснение не оправдание.
  2. Твои речи будто острый нож.
  3. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Слайд № 11

§22, упр. 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени. Слайд 2

    Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

    ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября.

    Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

    Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п. - сущ. И.п. Слово - полководец человечьей силы (Маяковский). Числ. И.п. - числ. И.п. Девятью сорок - триста шестьдесят. Сущ. И.п. - числ. И.п. Числ. И.п. - сущ. И.п. Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п. - н. ф. глаг. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

    Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький). _____ - это Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев). _____ - вот Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ - значит Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

    Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте... (Чехов). Сущ. И.п. не сущ. И.п. Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

    Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг. Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

    Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п. - сущ. И.п. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. Личное мест. сущ. Числ. И.п. - числ. И.п. Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. Сущ. И.п. не сущ. И.п. Сущ. И.п. - числ. И.п. _____ - это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ. И.п. - сущ. И.п. _____ - вот Сущ. прилаг. Сущ. И.п. - н. ф. глаг. _____ - значит Сущ. есть сущ.

    Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. - 6. - 2. + 7. + 3. + 8. + 4. - 9. + 5. - 10. +

    Домашнее задание: §22, упр. 115


    Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. ставится на месте отсутствующей связки.

    Тире между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ :

    Тире ставится Примеры
    При отсутствии связки в составном именном сказуемом, если: а) оба главных члена предложения выражены существительным в И. п. Слово - полководец человечьей силы (В. Маяковский).

    Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А. Герцен).

    б) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой - инфинитивом или оба - инфинитивом (кроме инфинитива, в состав подлежащего и сказуемого могут входить другие слова) Дар поэта - ласкать и карябать, роковая на нём печать (С. Есенин).

    В камни стрелять - стрелы терять (М. Горький).

    Выгонять перед вечером и пригонять

    на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).

    в) подлежащее и сказуемое выражены числительными в И. п.; один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой - существительным в И. п. Трижды три - девять.

    Четыре - чётное число.

    Удельный вес сосны - ноль целых шесть десятых тонны на метр кубический.

    г) в состав сказуемого входят слова это, вот, значит Язык - это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой).

    Тире между подлежащим и сказуемым НЕ СТАВИТСЯ :

    Тире не ставится Примеры
    Если:

    а) перед именной частью сказуемого стоит вводное слово, наречие, союз или частица (лишь, только, ведь, разве)

    Грач, конечно, птица умная… (К. Паустовский).

    Ртуть тоже металл.

    Март только начало весны.

    б) в состав сказуемого входят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, что, все равно как (что) Пруд как блестящая сталь (А. Фет). Недочитанная книга все равно что неоконченный путь (Пословица).
    в) перед именной частью сказуемого стоит отрицание не, кроме тех случаев, когда оба главных члена предложения (или один из них) выражены инфинитивом Конный пешему не попутчик (Пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (Пословица).

    Основной мотив моей жизни - не прожить даром жизнь… (К. Циолковский).

    г) между подлежащим и сказуемым стоит дополнение, обстоятельство Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы (М. Лермонтов).
    д) сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной или превосходной степени) День солнечный.

    Девушка умна и красива.

    Погода к осени дождливей, а люди к старости болтливей (И. Крылов).

    е) подлежащее или сказуемое выражено местоимением; Она девочка хитрая. Книга моя.
    ж) именная часть сказуемого, выраженная существительным, обозначает признак определённого лица (нет интонации «разрыва») Моя мать учительница.

    Его старший брат хороший товарищ. Наша приятельница пожилая женщина.

    з) сказуемое предшествует подлежащему Славное место эта долина! (М. Леомонтов)

    Тире в неполном предложении

    В неполных предложениях тире обычно ставится при пропуске сказуемого или других членов предложения, если они восстанавливаются из текста самого предложения, чаще всего сложного: В течение нескольких секунд пастушонок и Мете­лица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица - с делан­ным равнодушием, пастушонок - со страхом, сочувствием и жалостью . (А. Фадеев) Севернее города немцы вышли на Вол­гу, южнее - подходили к ней . (К. Симонов)
















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели:

    • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
    • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
    • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
    • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

    Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

    Ход урока

    1. Организационный момент .

    Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    2. Проверка знаний.

    Открыли тетради, записали число, классная работа

    1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

    Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

    2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

    1. Главные члены предложения – это...

    2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это...

    3. Подлежащее – это...

    4. Подлежащее чаще всего выражается...

    5. Сказуемое – это главный член предложения, который...

    6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...

    7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...

    8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...

    9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...

    10. Составное именное сказуемое – это...

    Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

    Дверь была приоткрыта.

    Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Утки начинают купаться.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Куда-то попрятались все птицы.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Вода всё ещё не могла успокоиться.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    3. Лингвистическая разминка.

    На утренн... з...ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

    Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

    Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

    Укажите вид сказуемого.

    Устно сделаем синтаксический разбор.

    Создание проблемной ситуации.

    Ребята, а что такое оттенок?

    Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

    Подчеркните грамматическую основу.

    Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

    Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

    Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

    Сравните эти предложения.

    Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

    Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

    Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым) . Запишите тему в тетрадь (слайд)

    Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

    Молодцы!

    4. Изучение нового материала.

    1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

    2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

    (у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

    ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

    Тире ставится:

    1. Существительное + существительное Лес - друг человека.
    2. Числительное + числительное Дважды два - четыре.
    3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу - любить родину.
    4. Существительное + н. ф. глаг. Наша задача - хорошо учиться.
    5. Н. ф. глаг. + существительное Ходить босиком - удовольствие.
    6. Это, вот, значит Чтение - вот лучшее учение.

    Тире не ставится:

    1. При сказуемом есть не Старост ь не радость.
    2. При сказуемом есть как, будто Пруд как зеркало.
    3. Подлеж. = местоим. Он врач.
    Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться Ты - лучший человек на свете.

    Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

    Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

    5. Физкультминутка

    6. Закрепление материала.

    1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

    2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

    1. Язык есть сама жизнь.

    2. Наши души зеркала, отражающие нас.

    3. В бою побывать цену жизни узнать.

    4. Воздух как роза.

    5. Этот день словно праздник.

    6. Бедность не порок.

    7. Наша Волга самая красивая река.

    8. Великое дело новость.

    10. Пятью пять двадцать пять.

    Правильные ответы:

    1. Язык есть сама жизнь.

    2. Наши души - зеркала, отражающие нас.

    3. В бою побывать - цену жизни узнать.

    4. Воздух как роза.

    5. Этот день словно праздник.

    6. Бедность не порок.

    7. Наша Волга - самая красивая река.

    8. Великое дело - новость.

    9. Природа не храм, а мастерская.

    10. Пятью пять - двадцать пять.

    3. Исследование синтаксического материала.

    Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

    Что для этого нужно сделать?

    Повесть “Капитанская дочка” - историческое произведение.

    Основа повести - картины восстания Пугачева.

    4. Письмо со вставками

    Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений - это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

    1) Подарить букет тюльпанов (слайд) - значит, на языке цветов признаться в любви.

    На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

    2) Астра (слайд) - это последняя улыбка осени.

    - Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои...

    3) Сирень (слайд ) точно нежное душистое море.

    Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку - сирень.

    7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

    8. Подведение итогов . (рефлексия)

    9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)