Тенишева Мария Клавдиевна Брянская земля - общественный деятель, меценат. Княгиня Мария Тенишева. «Родом» из тихой провинции «Мини-Талашкино» под Парижем

Современники называли княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву «гордостью всей России». Судьба щедро одарила Тенишеву, выдающуюся просветительницу и меценатку, общением, дружбой со светлейшими умами эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым. Во многом она способствовала приумножению их славы: субсидировала (вместе с С.И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность Бенуа, Дягилева и других. Их помнят, а ее имя только сейчас возвращается из небытия…

Мария Пятковская родилась в Петербурге. Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число – 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.

Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). Нет, недостатка ни в чем Мария не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой, которую успешно окончила.
шестнадцатилетнюю отдали замуж за двадцатитрехлетнего Рафаила Николаевича Николаева. Брак оказался неудачным.

Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Марии Клавдиевне невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И – что было еще хуже – заставлял жену брать деньги у чужих людей.

После рождения дочери Мария Клавдиевна решила порвать с тяготившей ее обстановкой. Тайком, продав часть мебели в петербургском доме, она в 1881 году уехала через Крым в Париж, чтобы стать профессиональной певицей. Ведь целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. В Париже она берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбера.

Весной 1885 года Мария Клавдиевна окончательно возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Она стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило – она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н.Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась ее дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К.Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент ее дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843 - 1903) – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться.

В одном из музыкальных салонов они познакомились. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где ее муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. В те же годы состоялось ее знакомство с И.Е.Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором ее ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.Ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино - родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.

Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.

В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью - от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала новый путь «подготовки сельских специалистов, патриотически настроенных», способных к созиданию. Потому при школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники - Репин, Рерих, Врубель, Коровин - предлагали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий.

В 1900 году Николай II по предложению министра финансов С.Ю. Витте назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор - во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны.

В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Мария Клавдиевна была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру истории эмальерного дела.

Много неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, – и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.

Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж. Несколько месяцев продолжалась выставка в Лувре. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России.

Человек разносторонне образованный, муж М.К.Тенишевой не разделял части ее увлечений и не одобрял ее дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом. В 1906 она помогла С.П.Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспохиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 она получила титул почетной гражданки города Смоленска; ее именем назвали одну из улиц города (в советское время переименована).

После 26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой - «Впечатления моей жизни. Воспоминания» - охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».


Вся жизнь Тенишевой Марии Клавдиевны протекала в стороне от столиц, а родня мужа даже не пожелала включить её в родовое дерево. Но она сама создавала вокруг себя центр притяжения самых талантливых личностей и сыграла в истории развития российского искусства немалую роль.

Полная свобода


На свет Мария появилась в 1858 году в Питере. Ее детство прошло без отца, да и в принципе родительской любви маленькой девочке недоставало. Позже она сама напишет в мемуарах о том, как была одиноким и заброшенным ребенком, как ей приходилось в одиночку решать проблемы и приходить к различным умозаключениям без помощи взрослых. Ее интерес к картинам проявлялся с малых лет. Как только в доме становилось тихо, она аккуратно прокрадывалась в гостиную и любовалась прекрасным.

Сама Мария называла художества своими «друзьями». Каждую картину девочка рассматривала очень внимательно - какие-то полотна ее пугали, другие, наоборот, очень радовали и нравились. Но в гостиной висело самое интересное, там же находилось любимое полотно Тенишевой - картина, на которой изображена заснувшая в кресле возле туалетного столика дама. Столик тот был украшен мелким кружевом, а на самой мебели находилась уйма интересных вещей, которые так и хотелось взять в руки, чтобы рассмотреть поближе.


Возле той женщины, на шлейфе ее юбки, расположился пес, который не спал, а верно охранял свою хозяйку. Там находились и другие картины, которые так же привлекали внимание девочки, будоражили ее воображение, трогали до глубины души и манили куда-то в далекие, но очень красивые места. В моменты наслаждения красотой в ее голове мелькало множество мыслей, появлялась уйма вопросов, но сама Тенишева называла эти часы счастливыми.

В глазах маленькой Марии художники были людьми очень умными и особенными, добрыми и хорошими по сравнению с другими, а как иначе им удавалось бы создавать такую красоту, которая даже на картинах выглядела живой и настоящей. В 16 лет девушка вышла замуж за мужчину, который не оставил следа в истории, известно лишь, что звали его Николаев Рафаил Николаевич. Замужество оказалось скоротечным, что совсем неудивительно, ведь целью бракосочетания была свобода, что раньше практиковалось нередко.


О своем суженном Тенишева писала: чистенький, белокурый и высокий, ему было 23 года. До свадьбы они виделись всего несколько раз, после чего он сделал ей предложение. Когда Марии задавали вопросы о чувствах к Рафаилу, любит ли она его, то ответ ее был уклончивым. Она не имела понятия, что такое любовь, но любила в этом мужчине свою мечту. Он казался ей хорошим и порядочным человеком, но что сильнее привлекало в нем, так это символизм свободы, который он являл для нее.

Быстрое замужество принесло с собой и материнство. Вскоре после рождения дочери Мария вместе с ней уедет в Париж, где пройдет обучение вокалу у Матильды Маркези. После этого она вернутся на родину, где и познакомится с Тенишевым Вячеславом Николаевичем. Они обвенчаются в 1892 году, и ровно с этого года ее жизнь начнется с нового листа.

Добро пожаловать в новую жизнь


Новый муж Марии, князь Тенишев, был крупным предпринимателем-промышленником, поэтому недостатка в финансах не знал. За невестой он ухаживал красиво и денег на нее не жалел. В своих воспоминаниях Тенишева подробно описывала свадебное путешествие, в которое молодожены отправились на личном пароходе.


Как истинный ценитель красоты, она в красках описывала местности, которые им приходилось проплывать. После официального бракосочетания новоиспеченный муж подарил своей возлюбленной имение в Орловской губернии, где Мария впервые испытает себя в качестве филантропа.


Она откроет одноклассную школу, столовую, ремесленное училище и клуб рабочих при железоделательном, рельсопрокатном, механическом и сталелитейной Бежицком заводе. Нелишним будет упомянуть, что супруги Тенишевы организовали свою жизнь вне столиц не только по своему личному желанию.


Родственники Тенишева ни в какую не признавали его любовь, которая в их глазах была «бесприданницей и разведенкой». По этой же причине Мария так и не вошла в их родословную. Но несмотря на то, что комильфотная жизнь для нее была закрыта, она создала свой личный центр притяжения.

Центр художества


Обособленная жизнь Марии вовсе не говорит о том, что ее общение происходило в кругах сталелитейщиков - ее окружала богемная элита тех времен. В числе последних находились Малюткин, Бенуа, Васнецов и Врубель. Спустя всего год после свадьбы, Вячеслав Тенишев дарит любимой жене ещё и село Талашкино, которое расположилось в 20 км от города Смоленска. Во Фленове, что в 1,5 км от Талашкино, Мария откроет творческие мастерские, за которые супруг назовет ее «Марфой-Посадницей».


Вячеслав Николаевич всегда отзывался о своей жене как о созидательнице во всех проявлениях. О своих теплых чувствах к Тенишевой говорил и Тургенев, который в одном из разговоров признался, что жалеет о позднем с ней знакомстве, ведь вдохновившись ею, он вполне мог бы написать интересную повесть. По признаниям самой Тенишевой, открытие художественных мастерских было продиктовано ее желанием создать места, где все желающие могли бы изучать творчество.


На Западе в то время это направление было активно развито, но не в России, что очень возмущало Марию. Поэтому ее деятельность носила исключительно миссионерский характер. Ей хотелось, чтобы мир видел творения не только зарубежных художников, но и шедевры ее соотечественников, которые доселе не имели возможности активно продвигать свои произведения. Так как Тенишева сама была признанным художником-эмальером, именно это направление первостепенно изучалось в ее мастерских.


На пару с Жакеном, ее помощником-художником, они получили больше двухсот тонн эмали. Такое количество материалов позволило возвысить эмалевую живопись до уровня масляной. За свои заслуги, Тенишева оказалась в ряду членов крупных и уважаемых зарубежных обществ художников. Мария также прославилась и в качестве собирательницы. В число ее интересов входили предметы исключительно русской старины. Узкая направленность увлечения позволила достичь ей на этом поприще немалых успехов.


Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть о благотворительности, которая также была любимым занятием Тенишевой. Как вспоминает Мария, ей очень нравилось принимать активное участие в делах свей подруги Киту. Как-то, последняя решилась на открытие школы грамоты, но встал вопрос с помещением.


Строительство заняло бы много времени, ничего подходящего в числе уже готовых зданий не было. В конце усадьбы Тенишевых находился домик, который после упразднения охоты длительное время пустовал. Это стало идеальным решением для открытия учебного заведения. Женщины быстро все обустроили, завезли пособия и парты.


Процесс шел очень быстро, ученики не заставили себя долго ждать. В короткий срок им удалось набрать 30 желающих обучаться. Охотно тянулись к обучению мальчики, а девочки почему-то боялись, заманить их было проблематичнее. Если кто-то из них и приходил, то дольше недели не задерживались.


Проявив креативность, женщинам удалось найти подход и к ним - они просто организовали уроки рукоделия. Было закуплено много ситца, из которого юные мастерицы учились кроить красивые сарафаны. И это сработало, но на время. Как только сарафан был готов - ученицы снова исчезали. Однако, женщины не опускали руки.

Открытие музея


В начале ХХ века, вблизи усадьбы Тенишевой, открывается музей «Смоленская старина». Для него было возведено здание, которое проектировалось по мотивам народных сказок. По положительному примеру меценатов, в 1911 году Мария отдает свою коллекцию во владение государству. В честь такого события Тенишева собственноручно изготовила эмалированное блюдо, на котором оставила памятную надпись.


За благие деяния Марии Тенишевой, глава Московского археологического музея - Александр Успенский - публично выступил со словами благодарности в ее честь. К сожалению, Тенишевой пришлось прочувствовать на себе традиционное хамское отношение со стороны чиновников. Как только она перестала являться «хозяйкой» и собственницей, отношение к ней быстро поменялось.


Ей пришлось отстаивать свои права даже в самых мелочах. И в пример тому сама Мария рассказывала историю с телефонной связью. До момента установки в Смоленске государственной телефонной связи, у нее было сообщение между Смоленском и имением в Талашкино. В 1894 году, после установки телефонной сети, Тенишева, в качестве благотворительности, отдала в пользование государства свою телефонную линию и включенный в проводе телефонный аппарат.


После этого ею было направленно прошение об уменьшении платы за связь, а также о получении разрешения на установку второго собственного телефонного аппарата, который был в пять раз дешевле казенного. На фоне объема благотворительности со стороны Марии, это прошение было мизером. Однако, в обратном письме чиновники ясно дали понять, что никаких льгот для граждан не предусмотрено. Тот факт, что телефон, о котором шла речь, буквально в недавнем времени был во владении Марии, ясное дело, не брался в учет.

Государь остался доволен


А ее мастерские и музеи, тем временем, набирали все большую популярность. В 1912 году, в честь празднования 100-летия победы над французским императором Наполеоном, музей «Смоленской старины» удостоил своим визитом сам император. Событие такого масштаба, безусловно, потрясло местную интеллигенцию. Об этом свидетельствуют найденные архивные письма тех времен.


Люди делились со своими родственниками пережитыми эмоциями от того, что видели императора вживую и так близко. Да и сам Николай фиксировал в своем дневнике впечатления, которые на него произвел город. Ему очень понравилось его расположение, местные красоты гористой местности и, вообще, его отзыв о путешествии был очень положительным. Поездкой государь остался довольным.

Последние годы…


К 1919 году муж Марии Тенишевой уже скончался, а сама она покинула Россию, уехав в компании своей подруги и верного помощника в Париж, где написала свои мемуары. В пригороде Сен-Клу, в 1928 году ее не стало. Тогда Билибин в своем некрологе коротко написал: «Всю себя она посвятила родному российскому искусству, для которого сделала нескончаемо много».

БОНУС


А ещё Мария Тенишева по праву входит в список .

Русская аристократка, покровительница искусства, княгиня Мария Тенишева, урожденная Пятковская, прожила удивительную жизнь, похожую на роман, где сплелись воедино любовь и страдания, роскошь и нищета, открытость и непонятость, уважение и кривотолки, благодарность и забвение…

Узнав подробности жизни княгини, Иван Тургенев загорелся написать о ней повесть, но, к сожалению, не осуществил свое намерение. «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал», - часто повторял он. Портреты Тенишевой писали выдающиеся мастера, такие как Илья Репин и Валентин Серов, но даже им не удалось в полной мере передать глубину ее незаурядной личности, одаренной многими талантами - певицы, художника по эмали, собирательницы предметов искусства, меценатки, а самое главное - великой просветительницы.

Тенишевой было суждено умереть на чужбине, и там, вдали от родины, она оставалась русской до конца, любила свой народ и верила, что в нем - вся будущность России. Недаром Николай Рерих называл ее «настоящей Марфой Посадницей».

«Меня влечет куда-то… До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному делу. Я хотела бы быть богатой, очень богатой для того, чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное», - читаем мы в дневнике совсем юной Марии. Да, ее мечта сбылась - когда она писала эти строки, то словно в воду глядела. Она действительно стала богатой и создала много полезного и прочного. Но это случилось не сразу.

Детство ее нельзя назвать счастливым - какое счастье может быть у внебрачной нелюбимой дочери, родившейся 1 июня 1858 года в Петербурге? Ходили слухи, что отцом Марии был сам император Александр II. А ей так не хватало внимания и ласки матери… И это чувство заброшенности и ненужности очень сложно было преодолеть.

Когда Марии исполнилось шестнадцать, ее поспешили выдать замуж за молодого юриста Рафаила Николаева, который был старше ее на семь лет. А может, она и сама обрадовалась возможности покинуть родительский дом, где ее не любили. И жених, и невеста принадлежали к высшему свету, были обеспечены, но так и не стали счастливыми.

Николаев оказался азартным игроком, заядлым картежником, и кроме карт его ничего не интересовало. Он мог часами валяться на диване, покидая его только затем, чтобы выпросить денег в долг на очередную игру. Опять Мария оставалась одинокой и нелюбимой. Рождение дочери, тоже названной Марией, ничего не изменило в жизни семьи.

«Все было так серо, обыденно, бессодержательно», - вспоминала Тенишева. И тогда она, молодая женщина, необыкновенно одаренная музыкально - у нее был прекрасный голос, - решилась на отчаянный поступок, не желая мириться со своей несчастной судьбой.

Продав часть мебели из петербургской квартиры, она уехала в Париж, мечтая стать певицей, несмотря на угрозы родственников. В Париже она, наконец, почувствовала себя свободной. Влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее, не оглядываясь на прошлое.

Мария занималась в знаменитой оперной студии Маркези, ее приглашали выступать в Мадрид, Барселону, итальянскую оперу, но ее душа желала другого. «Пение? Это забава, увлекательное занятие», - считала она, хотя ее вокальным мастерством восхищался сам Петр Ильич Чайковский.

В 1892 году Мария Клавдиевна вышла замуж во второй раз - за князя Вячеслава Николаевича Тенишева, крупнейшего российского промышленника, за свое знание коммерческого дела прозванного «русским американцем». Князь занимался строительством российских железных дорог, вкладывал средства в строительство первого в России завода автомобилей, владел многими заводами. При этом он очень любил искусство, прекрасно играл на виолончели.

Они познакомилась в одном из музыкальных салонов, где князь, очарованный красотой и голосом Марии, осыпал ее ландышами. Теперь у нее был титул и состояние. Правда, родственники князя ее не признали и в родословную князей Тенишевых не занесли, но сбылась ее мечта послужить России и своему народу.

Был ли счастливым этот семейный союз, в котором соединились две сильных личности, два необычайно одаренных человека? Думается, что да. Они прожили вместе одиннадцать лет, до самой смерти Вячеслава Николаевича в 1903 году.

Князь, бывший намного старше Марии Клавдиевны, не жалел денег на свою жену, он хотел видеть ее роскошной светской дамой, покупал бриллианты и меха, но, помимо этого, поддерживал и все ее проекты, помогая ей реализовать себя на почве просветительства. Может быть, даже он до конца не осознавал, какая необыкновенная женщина рядом с ним. Вокруг себя она создавала удивительную творческую атмосферу.

Несколько лет прожив с мужем в Бежице, где тот управлял крупным заводом, Мария Клавдиевна преобразила жизнь рабочих: создала там школы и ремесленные училища, благотворительное общество для помощи сиротам и вдовам, недорогую столовую с вкусными обедами, где княгиня сама стояла на раздаче блюд.

Близкой подругой Тенишевой стала княгиня Екатерина Святополк-Четвертинская, которую все звали Киту. У Киту Тенишевы приобрели ее родовое имение Талашкино, и этот уголок земли Мария Клавдиевна превратила в настоящую русскую сказку. Все знают про Абрамцево, а вот про Талашкино - забыли. А жаль. Ведь это был знаменитый на всю Россию центр искусств, ремесел, просвещения, передового сельского хозяйства, созданный неустанными трудами Тенишевой.

«Талашкино совсем преобразилось. Бывало, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами. В углу стоят муфеля, и здесь, втихомолку, я давно уже приводила в исполнение свою заветную мечту, о которой даже говорить боялась вслух: делаю опыты, ищу, тружусь над эмалью. В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идешь – и сердце радуется», - вспоминала она.

Здесь часто бывали художники Илья Репин, Михаил Врубель, Лев Бакст, скульптор Паоло Трубецкой. Собранная княгиней коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Она послужила основой музея «Русская старина» в Смоленске, а богатое собрание акварелей русских мастеров Тенишева передала в дар Русскому музею.

Ее характер был противоречив: свою старшую дочь она оставила на воспитание непутевому первому мужу, а чужих детей любила. О ней писали: «Великосветская женщина, выезд которой считался первым в Булонском лесу и у которой в Париже садились за стол до двухсот человек… идет по первому зову в школу к мальчику, у которого разбились губы или пошла носом кровь…»

Благополучие народа было для нее важнее собственного благополучия. Многие не понимали княгиню. Все ее попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами избалованной женщины. Наверное, она обогнала свое время и в своих мыслях и проектах постоянно устремлялась в будущее.

Воспоминания Тенишевой, изданные уже после ее смерти во Франции, заканчиваются записями в новогоднюю ночь с 1916 на 1917 год. «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злосчастного года. Что-то нам сулит 1917 год? Господи! Пошли нам на землю успокоение!! Дай нам с честью выйти из этой ужасающей войны! Боже, пощади нас и избави от позора!» - писала она. Но она не могла предугадать, как развернутся события нового года…

Ей не удалось завершить создание Храма Духа в Талашкино, предпринятое вместе с Николаем Рерихом: «Пролетела буря, нежданная, страшная, стихийная… Затрещало, распалось созданное, жестокая, слепая сила уничтожила всю любовную деятельность… Школьных птенцов разнесла, мастеров разогнала…» Тенишевой оставалось только оплакивать любимую Россию, у которой не хватило сил противостоять надвигающейся трагедии.

В 1919 году Мария Клавдиевна с Киту Святополк-Четвертинской эмигрировала через Крым во Францию. Последние девять лет жизни княгиня провела под Парижем, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья прозвали «малое Талашкино». Оказавшись в нищете, она, уже тяжело больная, продолжала изготавливать эмали, зарабатывая на жизнь собственным трудом.

Тенишевой не стало 14 апреля 1928 года. Верная подруга Киту похоронила ее в парижском пригороде Сен-Клу. Княгиня немного не дожила до своего семидесятилетия. В некрологе, посвященном Марии Клавдиевне, художник Иван Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много». Современники называли ее гордостью России, и это была правда. Но отдав своей родине все, что у нее было, она умерла в полном забвении. Лишь в последнее время славное имя Марии Тенишевой возвращается к нам из небытия.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Вступительная статья.

Н.И.Пономарева

Имя Марии Клавдиевны Тенишевой (1867?-1928) относится к именам, незаслуженно забытым. Оно, как и некоторые другие, как бы «выпало» из истории отечественной культуры. Даже сама память о ней не сохранялась. Улица в Смоленске, названная именем Тенишевой в 1911 году, когда Мария Клавдиевна стала почетным гражданином города, после ее смерти была переименована. Не хранит память о ней и музей «Русская старина», уникальное собрание русских древностей, подаренное ею Смоленску в 1911 году; коллекция музея, многократно перетасованная и скрытая от наших глаз, гибнет в запасниках.

А что же Талашкино - имение М.К.Тенишевой под Смоленском? Талашкино - всемирно известный в свое время центр русской культуры рубежа XIX-XX веков, который сегодня должен быть не менее известен, чем мамонтовское Абрамцево. И там замерла духовная жизнь, а последним, чудом уцелевшим памятникам архитектуры грозит гибель от разрушительной реставрации...

Но вот рукописи, по утверждению Булгакова, к счастью, не горят. И те 35 тетрадок, что сохранила после смерти Тенишевой ее подруга княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, а затем в 1933 году опубликовало Русское Историко-Генеалогическое общество во Франции, теперь - почти через 60 лет - увидели свет и па родине Марии Клавдиевны.

И это событие большой важности не только потому, что мы выполняем долг перед памятью Тенишевой и тем восстанавливаем историческую справедливость, но и потому, что возвращаем отечественной культуре хотя бы частицу того, что было ею сделано. К сожалению, из-за многолетнего незаслуженного забвения на родине потеряно много «исследовательского» времени и значительная часть фактов биографии Тенишевой уже невосполнима. Ушли из жизни почти все, знавшие Марию Клавдиевну, все ученики ее сельскохозяйственной школы, потерян во Франции ее архив; пока не удается найти ее родных, живших в 20-е годы с нею в Париже. И каждый день множит эти потери...

Почему же нам кажется необходимым сейчас по крупицам восстановить всю созидательную деятельность М.К.Тенишевой? В первую очередь потому, что все тенишевские начинания столетней давности не потеряли своей актуальности в настоящее время. И от нашего понимания смысла деятельности выдающихся русских просветителей-меценатов, каким была М.К.Тенишева, которую современники называли «гордостью всей России», зависит главное - возможность продолжения начатого ими дела, но, увы, прерванного на взлете, как дело Тенишевой в Талашкине.

Книга давно стала библиографической редкостью, и ознакомиться с ней можно было лишь по фотокопиям или микрофильмам. Данное переиздание мемуаров Тенишевой, задуманное Ленинградским отделением издательства «Искусство», также готовилось по фотокопии, сделанной им с экземпляра, хранящегося в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. В самом конце работы в Ленинград приехал живущий в Париже Александр Александрович Ляпин - внук замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова - и привез два экземпляра книги Тенишевой, одну из которых он передал в дар музею «Теремок» в Талашкине, а другую - автору этих строк.

Надо сказать, что А.А.Ляпин и другие представители русской эмиграции в Париже, хранящие память о М.К.Тенишевой и ее делах на благо отечества, оказывали нам посильную помощь в поисках архива и материалов, связанных с Марией Клавдиевной. Признаться, было больно сознавать, что там, в Париже, память о Тенишевой сохранилась лучше, чем на ее родине. Невольно сама М.К.Тенишева предсказала себе такой поворот судьбы: «Моя страна была мне мачехой, тогда как на Западе меня встречали открытые объятья».

«Впечатления моей жизни» - книга-исповедь. Она своеобразна в жанровом отношении. По утверждению Е.К.Святополк-Четвертинской записки не предназначались Тенишевой для печати. Это были дневниковые записи. Но нас сразу удивит одна их недневниковая особенность - отсутствие дат. Нельзя предположить, что это дело случайное. Нет ни одного письма Марии Клавдиевны или написанной ею записки, где бы ни была проставлена дата. А в книге даты начинают возникать только во второй половине повествования. Финал же книги сфокусирован на дате, и не только на дате, но и на часе (писались эти строки в семь часов вечера 31 декабря 1916 года). «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злополучного года. Что-то нам сулит 1917 год?»

Образ времени в книге - образ жизненного потока. Чем дальше от первой фразы: «Раннего детства туманное видение», чем ближе к «берегу», к финальной точке, тем отчетливее видны временные вехи... Думаю, правда, что не поэтический образ заставил Тенишеву сознательно не указать ни одной точной даты, которая подсказала бы год ее рождения, ибо фактам, изложенным ею в записках, - встрече с И. С. Тургеневым (не позже 1883 года), неправдоподобно раннему первому замужеству и рождению дочери, отъезду в 1881 году в Париж - никак не соответствует указываемый год рождения - 1867.

Лариса Сергеевна Журавлева - одна из немногих исследователей жизни и деятельности М.К.Тенишевой - нашла в документах другую дату ее рождения -1864 год, - но и эта дата, вероятно, требует уточнения. Так, в статье Джона Боулта «Два русских мецената Савва Морозов и Мария Тенишева» под фотографиями Тенишевой стоят даты: 1857-1928 .

Мы коснулись этого вопроса только лишь потому, что исследование, стремящееся к истине, должно опираться на достоверные данные, а нам для того, чтобы восстановить картину жизни М. К. Тенишевой, предстоит еще окончательно установить дату ее рождения, пока скрытую от нас.

Тайной остается и происхождение М.К.Тенишевой. Своего отца девочка не знала. «Странно... - записывает Тенишева в дневнике. - Росла я под именем Марии Морицовны, и тут же, как во сне, мне припомнилось, что давно-давно, в туманном детстве, меня звали Марией Георгиевной».

В воспоминаниях Ольги де Клапье, ученицы Тенишевой в годы эмиграции, читаем следующее: «Отца Мани убили, когда ей было 8 лет. Она ясно помнила начавшееся после полудня необычайное оживление в большом особняке на Английской набережной. Когда запели „Со святыми упокой” и Маня опустилась на колени, среди женских всхлипываний позади ея часто раздавались слова: „Боже мой. Боже мой! Царя убили...”» . Речь идет об убийстве Александра II, если верить де Клапье, - отца М.К.Тенишевой...

«Впечатления моей жизни» - это дневники и воспоминания одновременно. Дневниковая запись дополнялась воспоминаниями, которые, в свою очередь, корректировали дневник. Вы, несомненно, ощутите мощную энергетическую насыщенность некоторых эпизодов книги. Эти «огненные» заметки были написаны явно под сильным впечатлением только что произошедшего события. Немало записей другого характера - тщательно продуманных, «остуженных», четко выстроенных.

По образному определению В.Лакшина, в книге сталкиваются «ад» и «мед» воспоминаний. «Ад» занимает большую часть дневника, что дает нам основание судить о степени одиночества и скрытности Марии Клавдиевны, когда только бумаге поверяла она случившиеся конфликты. «Меда» значительно меньше.

Небезынтересное предположение о происхождении «Впечатлений...» высказала О. де Клапье: «Мне хочется сказать, насколько эти „впечатления” не соответствуют ее личности. Эта замечательная женщина, с печатью гениальности, имела много талантов, но - да простит мне ее тень это утверждение - не писательский! У нее была тетрадь, в которую она много лет подряд вписывала по несколько страниц изредка, лишь раздосадованная какой-нибудь неудачей, огорченная обманом: известно испокон веков, что очень богатые люди часто бывают жертвами ловких и недобросовестных искателей легкой наживы, интриганов и просителей. Это вызывает горечь и досаду у жертв обмана...

Княгиня Мария, написав две-три страницы горьких сетований, успокоенная и веселая, спускалась вниз, шутила, ела что-нибудь запрещенное доктором, потихоньку от Киту (Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской. - Н.П. ), гуляла по мокрой траве и совершенно больше не думала о людях, ее обманувших. Она уже избавилась от „навязчивой мысли”.

Помню, когда я около трех с половиной лет назад грела свое беременное пузо на заграничных югах, читая всякие интересные журналы по искусству, меня впервые пронзила в самое сердце мысль, что в становлении того или иного творческого человека меценаты иногда не менее важны, чем учителя, жены и любовницы, а иногда и более....
Тогда, помнится, читала я статью про великую Тенищеву, судьба которой была блестяща и трагична: отдав России всё, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в полном забвении. ...И на днях наткнувшись на ее портрет кисти Репина невольно захотелось написать пост...

Современники называли княгиню Тенишеву «гордостью всей России». Ей повезло, она общалась свыдающимися людьми своей эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым...

Портрет Репина

Во многих источниках написано, что точный год рождения Тенишевой доподлинно неизвестен (между 1857 и 1867), однако в википедии указан 1858, что я и вынесла в заглавие поста, достоверным считается только число – 20 мая.
Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был её отцом.

После окончания частной гимназии девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно», – писала она позже).

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент её дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не имела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марии Клавдиевны они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где её муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске.
В те же годы состоялось её знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.
Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино
Врубель

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо», аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.


Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

В 1901 году Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкине был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских.

Во Фленове по её инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить её увлечение коллекционированием. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 году выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.

С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек её идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И. Мамонтовым) финансировала в 1898–1904 годах. В 1899 году она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

Идиллия. Карикатура Щербова П. Е.1899. Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов

Радость безмерная. Карикатура (парная карикатуре "Идилия") 1900. В.В. Стасо, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, М.В. Нестеров (за мольбертом), С.И, Мамонтов (мамонт), С.П, Дягилев

Между тем, Николай II назначил в 1900 году В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части её увлечений и не одобрял её дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все её начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 году Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причём важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 году был передан княгиней в дар Смоленску.

В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

В 1912 году она получила титул почётной гражданки города Смоленска; её именем назвали одну из улиц города.


При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди её работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).

М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств.

В 1914 году она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен её учениками в Праге в 1930.)

Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Революция 1917 года заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила вместе всё с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой в Вокрессоне близ Парижа с 1918 года до своей кончины. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.

Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н. Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.