Пожар голубой есенин написал. "Заметался пожар голубой". Анализ стихотворения С. Есенина. Образ лирической героини

Сергей Есенин удивительно описывал в своих стихотворениях природу и чувства. В его строках будто слышен шум ветра на полях, звон колосков пшеницы, вой вьюги. И вместе с тем смех вольной души и плач разбитого сердца.

К таким жемчужинам относится "Заметался пожар голубой". историю его создания мы представим ниже.

О поэте

Сергей Есенин был ярчайшим представителем того периода русской поэзии, когда в своем даре соревновалось много талантливейших мастеров. Его направление называлось сложным словом имажинизм, но в стихах удивительная простота слов сплеталась в кружево пейзажей и чувств, быта и возвышенных мечтаний.

Поэт прожил всего тридцать лет, но оставил богатое наследие. Сергей Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии в семье крестьян. В 17 лет он ушел из дома и направился в Москву. Там ему пришлось поменять много работ, жить впроголодь. Через несколько лет скитаний по Москве в журнале "Мирок" было впервые напечатано его стихотворение.

В 1916 году Есенин был призван на войну, но благодаря друзьям был направлен в Царскосельский санитарный полк. Поэт много путешествовал, был в Азии и на Урале, в Ташкенте и в Самарканде. Вместе с женой Айседорой Дункан поэт объездил много стран Европы.

После развода поэт вел разгульный образ жизни, о чем не скрывая рассказывал в своих циклах "Москва кабацкая" и "Любовь хулигана", который открыл "Заметался пожар голубой" — стих, посвященный новой любви поэта.

Незадолго до гибели поэт был женат на внучке Льва Николаевича Толстого — Софье Толстой. Но и с ней он не обрел счастья. После смерти мужа женщина посвятила свою жизнь сохранению и изданию стихотворений великого поэта.

Сергей Есенин погиб в 1925 году, официальная версия его смерти — самоубийство через повешение. Но выдвигалось много причин его преждевременной гибели, есть среди них и убийство.

"Заметался пожар голубой": история создания

По данным биографов, брак и отношения с приносили поэту много страданий и переживаний. Он так и не смог найти общий язык с женой и, встретив актрису Августу Миклашевскую, безумно влюбился в нее. Это произошло после его возвращения на родину, в Москву. Говорят, что после первой встречи с этой хрупкой девушкой с кротким характером и грустными глазами буквально на следующий день был создан "Заметался пожар голубой". Анализ стихотворения будет неполным без этой предыстории.

Стихотворение открыло новый цикл "Любовь хулигана" и вошло в антологию русской поэзии как один из лучших образцов любовной интимной лирики.

«Заметался пожар…» — прямое обращение к женщине, что очаровала поэта одним только взглядом. Он выразил чувства так, как умел лучше всего - в поэтических строках.

"Заметался пожар голубой": анализ стихотворения

Тема стихотворения — любовь. Чувство, которое накрыло поэта с головой. Первые строчки — о взгляде, о голубых глазах героя, в которых отражаются внезапные чувства. Слово "заметался" показывает душевные метания, нахлынувшие переживания.

О первой любви говорит поэт, разбивший множество женских сердец и побывавший в браке. И то, что он считает эту любовь первой, говорит о силе чувства, его свежести и чистоте.

Он рассказывает о пустой трате своей жизни до встречи с Августой и о том, что готов измениться ради любимой, лишь бы она захотела этого.

Идея стихотворения

"Заметался пожар голубой" - стих-обращение к даме, покорившей сердце поэта "глаз злато-карим омутом". Ей он рассказывает о том, что чувствует. Здесь же он описывает свои былые ошибки и разгульную жизнь, обещая оставить все это ради одного только взгляда и касания руки возлюбленной.

Казалось бы, лирический герой кается в прошлом своем образе жизни, искушениях и треволнениях. Он сравнивает себя с «запущенным садом» и верит в то, что может стать другим только ради того, чтобы быть с любимой. Он готов изменить свою жизнь и мировоззрение ради любимых глаз.

Это и есть главная идея стихотворения "Заметался пожар голубой". Есенин С. А. вкладывает в строчки всю свою веру в настоящую искреннюю и светлую любовь, которая полностью изменит его, даст желание жить и творить. Хотя даже от стихосложения поэт готов отказаться, лишь бы быть во власти этих дарящих счастье чувств. То есть ради любимой он готов пожертвовать самим дорогим, что у него есть, - своим даром и талантом.

В заключение

Сергей Есенин умел создавать удивительно тонкую лирику, на строки которой отзывались струны души читателя. Простой, парящий слог поэта вмещал гамму чувств, не отягощая восприятия.

Произведение стихотворения мы представили выше) не зря признано одним из лучших образцов любовной лирики. В кратких емких строчках поэт описал всю свою жизнь до встречи с любимой и ту, какой бы она могла стать, будь они вместе. Он готов отречься от прошлых ошибок и образа жизни, полностью измениться. И все это Есенин описывает в нескольких строках, тем самим показывая нам свой величайший талант.

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Заметался пожар голубой» включено в цикл «Любовь хулигана» (1923). В нем автор размышляет об ошибках в разгульной жизни, о любви, кратковременности чувств, об уделе поэта и быстротечности бытия.

Произведение, как и весь цикл, посвящено русской артистве Августине Леонидовне Миклашевской (1891 – 1977). Одно время Есенин был влюблён в эту женщину, но она не отвечала ему взаимностью так, как ему бы хотелось. Она вообще довольно прохладно отнеслась к нему и его стихам, посвящённым ей.

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» написано тогда, когда чувства поэта только начали себя проявлять. Не случайно оно начинается именно со слова «заметался» - оно определяет эмоциональную тональность всего этого поэтического произведения благодаря своему значению. В его значении присутствуют внезапность, порывистость, мгновенность - именно так новое чувство проникло в сердце лирического героя.

Жанр и размер

«Заметался пожар голубой…» - элегия, написанная трёхстопным анапестом, и относящаяся к любовной лирике. Этому жанру присущи размышления о различных жизненных перипетиях, философствование, эмоциональность, психологизм. В строках стихотворения заметна эмоционально-психологическая напряжённость. Несмотря на отсутствие восклицаний, которые подчеркнули бы всплеск чувств, в этом стихотворении заметны как бы «внутренние» восклицания, которые созданы при помощи других приёмов - например, повторов и анафор. Психологически эти приёмы воспринимаются как акцентирование на определённой мысли, упор на неё без применения экспрессивных знаков препинания. Так показан внутренний крик, а не внешние поверхностные страсти, которые можно было бы выразить при помощи восклицания.

Композиция

В этом стихотворении очень важны скрытые смыслы, стоящие за каждым словом, ведь именно они создают общую атмосферу поэтического произведения, составляя контекстуальную основу композиции и художественного содержания.

Вид

Композиция стихотворения «Заметался пожар голубой…» - кольцевая: две последние строки первой и последней строф совпадают. Это символ жизненного круга, по которому движется судьба лирического героя. Кроме того, она задаёт эмоциональный тон стихотворения: помогает расставить акценты на отдельных рассуждениях, которые важны для создания особой атмосферы работы. Автор акцентирует внимание на фразах:

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Они повторяются в конце и в начале стихотворения четыре раза. Таким образом, Есенин подчёркивает смысл, что для его лирического героя нехарактерно такое поведение - петь про любовь и не скандалить, ведь это он делал всю свою жизнь и молодость, и если он действительно отказывается от этого, он действительно начинает меняться.

Значение

  • Это круги порочной жизни, которые прошёл лирический герой до того, как внезапно встретил любимую женщину. Это своеобразные круги земного, порочного ада, из которого до поры до времени не было никакого выхода, пока не настала пора катарсиса ради возвышенного, небесного чувства.
  • Это безвыходность ситуации - «замкнутый круг», ведь, несмотря на то, что герой изменился и готов пересмотреть всю свою жизненную позицию, даже забыть о родине - возлюбленная не собирается разделять его чувств, поэтому остаётся одно: ненавязчиво убеждать её в том, что он готов жертвовать для неё многим. Но, тем не менее, всей сути это не меняет.
  • Особенности

    Ещё в композиционном построении имеет значение буква «з» - следует отметить, что она встречается в каждой строфе и придаёт особую певучесть стихотворению: с этой буквы оно начинается, и также она присутствует в строках, на которых сделан акцент.

    С точки зрения психолингвистического восприятия, «з» может означать, к примеру, звонкость и ясность светлого чувства, впервые испытанного лирическим героем: оно подобно внезапному колокольному звону. А колокольный звон в некоторых стихотворениях Есенина (к примеру, в стихотворении «Колокол дремавший…» (1914)) - символ радости, света, чистоты. Вот также и здесь внезапно слышится радостный поднебесный звон в поэтической душе, и с помощью этой звукописи автор передаёт настроение стихотворения - читатель тоже слышит этот символический звон.

    Немаловажны для композиции стихотворения и различные стилистические нюансы, к которым прибегает поэт. Некоторые слова соответствуют одному стилю, а некоторые из него выпадают. Это, например, просторечия: «родимые», «зелие». Так поэт подчёркивает своё простое происхождение, которое связывает его с родиной, но в связи с кардинальными изменениями в жизни, он готов про неё забыть, то есть - отказаться от того, что ему дорого. «Зелие» - слово из старорусского, дореволюционного наречия, которым называли алкоголь, имея в виду «зелье дьявола». При помощи ассоциативной связи автор подчеркнул былую причастность лирического героя к миру грехов и пороков.

    Образ лирической героини

    Образ женщины, встреченной лирическим героем, сравнивается с осенью - это ещё один философский, элегический элемент данного стихотворения, который символизирует конец прошлых дней - подобно тому, как приход осени означает конец лета. Кроме того, в философском понимании «осень жизни» - означает период зрелости, взросления души, осознания всех предыдущих грехов, пороков и ошибок, что и происходит в данном случае с лирическим героем. На фоне «голубого пожара» - то есть внезапных и буйных чувств поэта, появляется осень со всеми её золотисто-карими оттенками увядания, и расставляет всё на свои места. Что-то навсегда утрачивает смысл, а что-то - приобретает его с тех пор, как женщина-осень приходит к нему. Грустная пора наступает в саду его души, который перестаёт быть запущенным. И после ее прихода он уже никогда не станет прежним, и всё то, что заставляло его радоваться, утратит для него былую прелесть, потому что он теперь будет осознавать бессмысленность и ненужность всего этого.

    Темы

  1. Несмотря на название цикла – «Любовь хулигана», любовь в нём - не основная тема. Более звонко и убедительно звучит мотив бренности человеческого существования. Вместе с жизнью проходит всё: и несчастья, и невзгоды, стихают страсти и ничего не остаётся счастья - таков общий смысл данного этапа творчества Есенина.
  2. Еще одна тема стихотворения - любовь к определённой женщине. Женский образ имеет некоторые черты в стихотворении - «глаз златокарий омут», «поступь нежная, лёгкий стан», «волосы цветом в осень». Лирический герой отличает ее от всех других, на которых он ранее был «падкий». Она перевернула всю жизнь влюбленного хулигана, поэтому он ради неё собирается отказаться от пьянства, стихов и разгула. Дама сердца заставляет его забыть даже о родине - в его душу врывается что-то неизведанное и не испытываемое им ранее, и он готов полностью подчиниться этому чувству.
  3. Ещё одна тема этого стихотворения - тема отречения от прошлого во имя нового идеала души.
  4. Автор называет сердце возлюбленной «упорным», из чего понятно, что она к нему чувств не питает и не желает быть с ним. Однако нельзя не отметить, что и к этому он относится с уважением, так как не характеризует его более резким, колким словом - «упрямство». Он лишь безропотно, не настойчиво просит её заглянуть в его душу и рассмотреть там его чувство. Эта робость объясняется тем, что он меняет взгляд на свою жизнь, в которой он, скорее всего, принуждал других женщин быть рядом с ним. Но теперь настал особенный случай, когда он больше не желает покорять их, а желает сам покориться.
  5. Герой в этом стихотворении не только испытывает внезапно охватившее его новое чувство, но и с не меньшей эмоциональной напряжённостью анализирует свою прежнюю жизнь, только в несколько ином тоне. Он сквозь призму пренебрежения и даже некоторого презрения смотрит на себя прежнего, осознавая всю нелепость прошлого. Ключевое слово в стихотворении, которым выражено его отношение к себе - «запущенный». В нем выражен экзистенциализм его прежнего существования - в нём просто не было смысла, поэтому он «запустил» свой сад, то есть свою душу. До того, как начал метаться «пожар голубой» в его сердце и подсознании, не было ничего такого, из-за чего можно было бы начать ценить жизнь.

Смысл

Смысл этого стихотворения - в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой - это цвет ясного неба.

В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом - это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.

Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) - ВВ (3,4) - АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился - значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это - доказательство подлинности чувств путём самопознания.

Средства выразительности

Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а». Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы.

Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении - ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.

Также немаловажны ударения на «о» - они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы - «омут», которое употреблено при помощи инверсии - следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут - наиболее глубокое место в водоёме. Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя.

Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами - «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».

  • эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
  • анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
  • инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
  • повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На протяжении жизненного пути Есенин встречал немало красивых женщин. Отношения с ними были разными - от мимолетных увлечений до попыток построить серьезную связь. Есенин пытался найти ту единственную и неповторимую любовь, которая будет с ним до конца его дней. Августа Миклашевская была той, кому поэт посвятил свое произведение под названием «Заметался пожар голубой». Написано стихотворение было в 1923 году.

Тема стихотворения

Как может увидеть читатель, проводящий анализ стихотворения «Заметался пожар голубой», главной темой произведения является любовь к женщине. Образ лирической героини наделен характерными чертами - «волосы цветом в осень», «глаз злато-карий омут». Автор стихотворения отличает свою возлюбленную от других женщин, на которых он когда-то был падким. Именно она перевернула всю его жизнь, и теперь он готов отказаться от ругани и хулиганства.

Продолжая анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой», школьник может упомянуть, что эта женщина заставляет его позабыть даже о родных краях, поэт готов полностью подчиниться чувству любви. Но Есенин называет сердце возлюбленной «упорным», из чего читатель может сделать вывод, что она не разделяет его чувств. Поэт безропотно просит даму сердца обратить внимание на его чувства. Робость эта, возможно, связана с особенностями его отношения к женщинам в прошлом - возможно, лирический герой заставлял их быть рядом. Но теперь настал особый случай, когда он ждет снисхождения и понимания от любимой.

Художественные средства

Анапест - размер, использующийся в произведении «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения показывает, что в нем используется перекрестная рифма. В стихотворении можно найти немало эпитетов («злато-карий омут», «пожар голубой»). Есть также сравнения («как запущенный сад», «волос цветом в осень»). Все эти художественные средства помогают создать целостный образ лирического героя, а также его возлюбленной. Экспрессивный и яркий язык отличает произведение «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения также показывает, что для большей образности поэт использует прием повторения - рефрен можно найти в начале и в заключительной части произведения, слово «был» открывает первые две строки второй строфы, словосочетание «как умеет» повторяется в двух строках четвертой строфы.

Порочный круг, прерванный любовью

Каждое слово из этого произведения наполнено своими скрытыми смыслами. Стихотворение имеет кольцевую композицию - у него совпадают последние строки первой и заключительной строф. Это может символизировать бесконечность жизненного круга, о котором поэт говорит в своем произведении «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения показывает, что этот круг может иметь несколько значений. Во-первых, так поэт говорит о бесконечных похождениях порочной жизни, в которых он вращался до встречи с возлюбленной. Из них он не видел никакого выхода до той поры, пока не встретил женщину, пробудившую в нем светлые и возвышенные чувства.

Во-вторых, это может свидетельствовать о безвыходности ситуации, в которой оказался сам поэт, что также можно указать в анализе стиха «Заметался пожар голубой». Ведь возлюбленная не спешит разделять его чувства. Автору остается одно - ненавязчиво убеждать ее в том, что он сможет составить ей достойную пару, пожертвовав ради нее разгульным образом жизни.

Помимо этого, с помощью такой композиции поэт задает общий тон своему произведению, расставляет акценты. Например, с помощью слов «В первый раз я запел про любовь» Есенин подчеркивает, что это поведение для него несвойственно. И если лирический герой действительно хочет поменять что-то в своей жизни, начать поступать по-другому, значит, для него действительно что-то значат чувства.

Осознание жизненных ошибок и пороков

Образ женщины, которой посвящено произведение, сравнивается с золотой осенью в произведении «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения показывает, что в нем есть еще один философско-элегический момент. Ведь именно осень является той порой, когда завершается лето, замыкается жизненный круг. «Осень жизни» - это также подведение итогов того пути, который остался за плечами человека. Осознание своих пороков и недостатков как раз и происходит с лирическим героем. В душе лирического героя возгорелся «пожар голубой» из свежих чувств, но вот появляется золотая осень, переливающаяся оттенками увядания. Что-то утрачивает свой первоначальный смысл в жизни поэта. Что-то - наоборот, приобретает с приходом лирической героини.

Новый этап в жизни лирического героя

Это произведение является настоящим отражением душевного состояния Есенина. В душевной жизни поэта, словно в саду, наступает грустная пора. Но этот сад перестал быть запущенным. После прихода лирической героини он уже никогда не будет прежним. То, что когда-то приносило радость автору - попойки и гуляния - уже утрачивает для него былую прелесть. Поэт осознает бессмысленность и ненужность этого, он понимает, что прожигал зря драгоценный дар жизни.

Любимая женщина поэта

Попытка построить семью с Айседорой Дункан потерпела поражение. Брак был на грани после того, как Есенин вернулся из своей поездки в Америку. Уже будучи на родине, поэт повстречал прекрасную соотечественницу - Августину Миклашевскую. Он влюбился в нее с первых секунд встречи. Именно Августине и посвящен цикл под названием «Любовь хулигана», в который входит стихотворение Есенина «Заметался пожар голубой», анализ которого рассмотрен в данной статье. Поэт еще никогда не испытывал подобных чувств к женщине, которые могли бы изменить его мировосприятие.

«Заметался пожар голубой…» Сергей Есенин

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…»

В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после приезда в Советский Союз Сергей Александрович познакомился с Августой Леонидовной Миклашевской, красавицей-актрисой, служившей в знаменитом Камерном театре Таирова. Поэт мгновенно влюбился в артистку. Много позже она признавалась, что роман их носил сугубо платонический характер, пара даже никогда не целовалась. Миклашевской Есенин посвятил проникновенный цикл «Любовь хулигана», в состав которого вошли семь стихотворений – настоящих шедевров русской интимной лирики двадцатого столетия. Открывается серия произведением «Заметался пожар голубой…».

Ключевым мотивом не только рассматриваемого текста, но и цикла в целом, становится мотив отказа от прошлой жизни. Лирический герой фактически обещает возлюбленной начать все сначала. Он намерен навсегда отречься от скандалов, алкоголя. Сильнейшее чувство, испытываемое по отношению к женщине, заставляет его полностью измениться. Его цель – доказать, «как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным». Интересно, что лирический герой готов отказаться и от творчества: «…и стихи бы писать забросил». Для поэта это более серьезный шаг, нежели прекращение посещения кабаков. Смысл жизни отныне заключается не в веселье и создании лирических произведений. Концентрация происходит на образе обожаемой женщины:
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут…

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» отличается кольцевой композицией. В первой и последней строфах повторяются две строки:
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Про скандалы все понятно – из них долгое время складывался имидж Есенина. Немного сложнее с любовью. Интимная лирика встречалась в творчество Сергея Александровича и до его знакомства с Миклашевской. Вот только любовь там зачастую преподносилась совершенно по-другому. За примерами далеко ходить не надо. В 1924 году поэт выпустил сборник «Москва кабацкая». В нем есть одноименный раздел, предшествующий как раз «Любви хулигана». В этом цикле любовь предстает перед читателями не светлым чувством, а заразой, чумой, омутом. Кажется, лирический герой разочаровался во всех представительницах слабого пола. Он не стесняется в выражениях, позволяя себе откровенную грубость, вульгарность, неуважение. Подобное отношение к женщине в творчестве Есенина появляется в первый раз. Впрочем, некоторый свет в конце туннеля заметить можно. Например, в последних строках стихотворения «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…»:
Дорогая, я плачу…
Прости, прости!

«Москва кабацкая» — крик израненной души, которая пытается найти исцеление. «Любовь хулигана» — обретенное счастье. По стихотворению «Заметался пожар голубой…» понятно, что лирический герой ранее никогда не испытывал столь сильного чувства. Более того – ему до этого момента была неведома настоящая любовь. Поэтому он считает, что запел про нее впервые.

К сожалению, любовь к Миклашевской не стала для Есенина столь желанным спасением. После отношений с актрисой у него было еще несколько романов. В сентябре 1925 года Сергей Александрович даже женился в третий раз. Его избранницей стала Софья Андреевна Толстого, внучка Льва Николаевича. Не принес Есенину счастья и этот брак. Отношения с Толстой не помогли избежать трагедии, произошедшей в конце 1925 года, когда Сергей Александрович покончил с собой в ленинградской гостинице «Англетер».

Была Россия. И только в последние годы жизни поэт создал ряд лирических произведений, посвященных чувству к женщине. В них и проникновенные признания, и тоска по уходящей молодости. Одно из этих творений - «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения представлен в этой статье.

Что предшествовало написанию?

В 1923 году Есенин вернулся в Россию. Поэт отсутствовал на родине пятнадцать месяцев. Внешне он представлял собой этакого европейского денди. В душе у него было пустота. По крайней мере, друзья поэта позже вспоминали, что из заграницы вернулся другой Есенин. В нем не было прежнего огня, задора, наивной и немного детской веры в великое будущее России.

Согласно воспоминаниям поэтов-имажинистов, Есенин напоминал человека, который долго искал что-то, но так и не нашел. Боль и разочарования породили новые творческие идеи. После свадебного путешествия с Дункан поэт способен был на создание произведений, наделенных глубоким философским смыслом.

В это мрачное время была рождена поэма «Черный человек». Ее критиковали завистники. Не все современники Есенина готовы были ее принять. Горький же, услышав «Черного человека» в экспрессивном исполнении автора, расплакался.

Чем еще примечателен последний этап в жизни великого поэта? В период с 1923 по 1925 годы он познал также чувство, которое доселе ему было незнакомо. «Заметался пожар голубой», анализ которого изложен ниже, представляет собой произведение человека зрелого. Это стихотворение не столько повествует о любви, сколько о способности глубокого светлого чувства изменить ход жизни.

О любви

Есенин никогда не писал о том, чего не касался в своей жизни. Не надуманным чувствам посвящен стих «Заметался пожар голубой». Анализ художественного произведения нужно начинать с истории написания. Как утверждал в своих мемуарах Анатолий Мариенгоф, Есенин однажды пожаловался ему, что нет у него стихов о любви. Написать ему лирическое произведение было не под силу. Ведь для этого нужно влюбиться.

На счастье поэта, именно в тот день, когда состоялся разговор о лирике, он встретился впервые с Августой Миклашевской. Именно этой женщине посвящено проникновенное стихотворение «Заметался пожар голубой», анализ которого не раз делали литературоведы и критики, дабы понять, что чувствовал поэт в последние годы жизни. Ведь спустя год после создания произведения, полного надежды и веры в себя, Есенин трагически погиб.

Августа Миклашевская

Она являлась весьма талантливой актрисой. Играла на сцене Камерного театра. Миклашевская была не только красивой женщиной, но и обладала редкими душевными качествами. Их любовь казалась поэтичной, чистой и, как утверждал один из друзей автора, созданной исключительно ради лирической темы. И в этом была характерная черта необыкновенного таланта. Об этом свидетельствует искренность и проникновенность, которыми наделил Есенин «Заметался пожар голубой».

Стих, анализ которого может создать впечатление о вечной, истинной любви, посвящен в действительности женщине, с которой поэта мало что связывало. Все, что делал Есенин, было ради стихов. Для того чтобы создать лирическое произведение, он влюбился, по-настоящему, без оглядки. Есенин не писал о чувствах, которые ему были неведомы. Он жил ими, пропускал их через свою душу. И лишь благодаря самоотверженной и безоговорочной любви к поэзии рождались стихи, вошедшие в антологию русской литературы.

Когда он впервые запел о любви…

После того как поэт прочитал Миклашевской посвященные ей строки, как будто плотину прорвало. До этого момента общение между Есениным и актрисой было несколько холодным. Но после они начали встречаться каждый день. И в это время, согласно воспоминаниям Миклашевской, не был ни скандальным, ни грубым Есенин. «Заметался пожар голубой» - стих, анализ которого подтверждает искренность автора, готовность покориться чувству.

Есенин не изображал влюбленность. Он переживал ее по-настоящему. Хотя спустя несколько недель после того, как цикл, в который вошло стихотворение, увидел свет, поэт забыл о своем чувстве. Ведь всю свою жизнь он находился в поиске новых тем для творчества.

Любовь хулигана

О Есенине ходило много слухов. Говорили, что он груб с женщинами, порою невыносим. Стихотворения, которые поэт посвящал отнюдь не содержали нежности. В них было немало похабных намеков, что, впрочем, не умаляет их литературной ценности.

Первое по-настоящему лирическое произведение, которое создал Есенин, - стих «Заметался пожар голубой». Анализ первой строфы свидетельствует о том, что поэт был не просто влюблен, но пребывал в состоянии некоего смирения. Впрочем, подобные настроения царили в душе Есенина недолго.

Навеки забыл кабаки…

Нежности и чистому чувству посвящал Есенин «Заметался пожар голубой». Анализ этого знаменитого сочинения говорит об уверенности поэта в том, что любовь, пришедшая в его жизнь, способна все изменить. Он обещает не только отныне не посещать кабаков, но даже перестать писать. Здесь автор немало преувеличил. Ведь жить без сочинительства он не мог.

Миклашевская знала другого Есенина, того, который неудобен был его «друзьям». Это был человек трезвый, рассудительный, доброжелательный и открытый. Впрочем, вскоре она стала свидетельницей пьяного дебоша, устроенного Есениным в одном из ресторанов. Неприглядная история немало опечалила молодую женщину. Тем не менее она никогда не отзывалась о поэте в дурном свете. Чувствам к талантливой актрисе, доброму, отчасти наивному человеку посвящены слова произведения «Заметался пожар голубой…».

Стих, анализ которого представлен в статье, является образцом лирики. Одна из его особенностей - кольцевая композиция. В первой строфе поэт обещает отречься от прежней жизни. Этими же словами и заканчивается произведение. Подобный прием Есенин использовал нередко.

Другая лирика

Безусловно, и до появления Миклашевской поэт писал о любви. Но это было иное чувство: тяжелое, мучительное. Есенин сравнивал любовь с чумой, заразой, омутом. Стихи, которые он посвящал Дункан, не имели ничего общего с теми, что вошли в цикл «Любовь хулигана». Созданию нового лирического героя способствовали пережитые горести, разочарования, предательство - все то, чего немало было в жизни Есенина. Посвятил он «Любовь хулигана» женщине, которая действительно была достойна любви поэта.

Миклашевская, в отличие от прочих возлюбленных Есенина, о соперницах писала в воспоминаниях доброжелательно. Но в мемуарах актриса призналась, что, как и другие почитатели таланта выдающегося поэта, не смогла помочь ему. С Есениным было сложно, порою невыносимо. После публикации цикла, в который вошло обсуждаемое в этой статье стихотворение, Миклашевская встречалась с Есениным всего несколько раз. Она ни разу не навестила его в больнице. Поэт, который так много стихов посвящал людям, окружающим его, в действительности был невыносимо одинок.