Основные социологические направления и школы в россии. Социология и изучение общества. Содержание основных теорий и школ социологии

Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд.

Людвиг Гумплович (1838-1900) опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом - система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия.

Гумплович разделил социальные группы на простые человеческие сообщества с их антропологическими и этническими признаками (род, племя, орда) и сложные многомерные социальные образования (сословия, классы, государства). Извечные межплеменные и межгосударственные конфликты выступают у него в качестве формы социального конфликта. Взаимоотношения всех типов социальных групп определяются ненавистью, насилием и принуждением, обусловливая постоянное их состояние беспощадной борьбы. Короче говоря, закон борьбы за существование Гумплович рассматривает как естественный закон общества. Не желая того, Гумплович фактически признавал право на агрессию, тиранию, эксплуатацию.

Густав Ратценхофер (1842-1904) объяснял социальную жизнь, также основываясь на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Социологию он рассматривал как основу всех социальных наук и практической политики. Ратценхофер в отличие от Гумпловича много размышлял над проблемой регуляции социальных конфликтов, в связи с чем предлагал открытый им закон «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов» в качестве основного закона социологии. Возникающее при этом сотрудничество людей он понимал как главный путь преодоления любых конфликтов.

Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части:

§ общую социологию, которая изучает все формы существования людей;

§ специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую.

Георг Зиммель (1858-1918) Он считал, что предметом социологии выступают «психологический индивид» и различные формы социального взаимодействия людей. Рассматривая историю общества как историю психических явлений, Зиммель сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, например, таких, как господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий.

Вебер (1864- 1920) вошел в историю науки как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер считал, что не следует изучать социальную жизнь, руководствуясь интуицией, так как полученный результат не будет общезначимым. Полагая, что задача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий, он ввел понятие идеального типа в качестве метода и инструмента социологического познания действительности.


Вернер Зомбарт (1863-1941), один из основоположников теории «организованного капитализма». Согласно Зомбарту, схема развития капитализма такова:

§ ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей;

§ полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли;

§ поздний - монополистический капитализм с концентрацией промышленности и ростом правительственной регуляции экономической жизни.

Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, в первую очередь как организатор и систематизатор науки. Социологию он трактовал как эмпирико-аналитическую дисциплину, которая весьма отдалена от

экономических и исторических наук и взаимодействует в основном с науками психобиологическими. Визе выделял такие типы социальных отношений, как ассоциации -объединяющие отношения (приспособления, соответствия, смешения) и диссоциации - разъединяющие, т.е. нарушающие, соревновательные.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не без его влияния со второй половины XIX в. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах и явлениях индивида и общества.

Классический период социологии обычно связывают со временем и процессами ее становления как науки. Исторически он охватывает 19-й и начало 20 века. В это время возникают и получают теоретическое воплощение основополагающие идеи об общественном устройстве, формируются социологические школы, которые принято называть классическими. Такое название они получили вследствие того, что им принадлежит первенство в научном осмыслении общественной проблематики, создании общеметодологических основ социологии. Это означает также, что все последующие за классиками поколения социологов вынуждены учитывать их научные достижения, либо напрямую обращаться к ним.

Классические социологические теории, оказывающие влияние на развитие всей, в том числе и современной социальной мысли, представлены тремя научными школами: позитивистской (О.Конт, Г.Спенсер, Г.Тардт, Ф.Тённис, Э.Дюркгейм и др.), марксистской (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.) и антипозитивистской социологической школой (М.Вебер и др.)

Обращает на себя внимание тот факт, что позитивистская и марксистская социологии возникают в исторически короткий период времени, охватывающий 10-15 лет. В их содержании прослеживается влияние французского социального мыслителя Сен-Симона (Анри Клод Де Рувруа де Сен-Симон (1760-1825) . Интересно, что О.Конт, проработавший у Сен-Симона в течение почти пяти лет в качестве секретаря и во многом заимствовавший его идеи, ни разу не сослался на первоисточник этих идей. В отличие от него основоположники марксистской социологии видели в Сен-Симоне одного из своих идейных предшественников.

Огюст Конт (1798 – 1857) считается основателем позитивистстской социологии. Его основные работы: "Курс позитивной философии" и "Система позитивной политики, или «Трактат, устанавливающий религию человечества". Термин "социология" Конт впервые употребил в 1839 году в 47-й лекции "Курса позитивной философии".

По мнению Конта, социология должна обладать таким же точным знанием, как и естественные науки. Для этого необходимо отвергнуть спекуляции и вымыслы, характерные для философского мышления отказаться от попыток разрешать "неразрешимые" вопросы и перейти к использованию тех же методов познания, которые уже дали положительный результат в естествознании. Получение позитивных итогов изучения общества даст возможность применять их на практике с целью его совершенствования. Такой подход в истории науки получил название «позитивизм», а применительно к социологии - социологический позитивизм.

Основными принципами позитивизма были провозглашены точность и объективность методов социального исследования, эмпирическая подтверждаемость истинности полученных знаний, отказ исследователя от оценочных суждений. Наука об обществе, основанная на этих принципах, по мнению О.Конта, должна выявлять, описывать и упорядочивать факты социальной жизни. Ее задача не познавать сущность и причины общественных явлений, а изучать их как некие данности, феномены. Веря в силу человеческого разума как движущей силы общественного развития, Конт полагал, что социология, вся «позитивная» наука должна заменить собой религию, стать основой организации нового общества. Свою же историческую миссию он видел в том, чтобы создать «Научную Библию».

О. Конт, как и многие другие философы своего времени, находился под впечатлением успехов естественных наук. Видимо поэтому он выделил в своей социологии два раздела с соответствующими названиями - «социальная статика» и «социальная динамика».

В социальной статике рассматривается структура общества, условия его существования. Конт понимает общество как некий особый организм, систему, в которой составляющие ее части всецело подчинены целому, и от которых зависит существование этого целого. Поэтому каждый элемент общества должен исследоваться с точки зрения общественного блага.

На рассмотрении вопросов социальной статики сказалось специфическое понимание Контом соотношения общества и человека. Человек как индивид в представлении французского ученого – это абстракция, так как он не может существовать отдельно от общества, и поэтому должен всецело подчиняться установкам целого, т.е. общества. Говоря современным языком, О.Конт предложил тоталитарную модель общества. Человек является существом эгоистичным и агрессивным, для сдерживания негативных проявлений которого нужны социальные институты, обеспечивающие интеграцию людей в общество.

Анализ социальной статики О.Конт, как и многие мыслители ранее, начинает с основной клеточки социального организма – семьи. Именно семья выступает источником и средой нравственного воспитания, именно здесь индивид приобретает свои социальные качества. Семья является также хранительницей культурного наследия, что обеспечивает существование общества на протяжении жизни многих поколений. При этом идеализация традиционной патриархальной семьи приводит Конта к оправданию неравенства между мужчиной и женщиной. Важная роль семьи заключается также в том, что на ее основе как первичной формы объединения людей складываются большие социальные общности. По Конту – это племя, народ и др.

Наряду с семьей основным условием существования общества является разделение труда. На его основе образуются различные социальные группы, классы, которые вынуждены сотрудничать между собой в интересах поддержания общественной стабильности. Поэтому Конт отдает предпочтение социальной солидарности в противовес групповому эгоизму и агрессивности.

Поддержание общественного единства требует политического принуждения. Создавая свою социальную утопию, Конт характеризует политическую власть как выражение "общего духа", а государство - как орган солидарности.

Важная консолидирующая роль в обществе принадлежит духовным факторам. Единство верований, убеждений и социальных чувств обеспечивает, в первую очередь, религия. Конт претендовал на создание новой религии, которая должна строиться на основе позитивизма с добавлением гражданского культа в виде новых обрядов, призванных заменить традиционные церковные.

Социальная динамика О.Конта описывает процесс непрерывного воспроизводства и развития общества, раскрывает, как ему представлялось, универсальные законы развития общества и всех сфер его жизнедеятельности. Он выделил две группы факторов, влияющих на общественный прогресс. К первичным, решающим факторам были отнесены духовное и умственное развитие, которые оказывают решающее воздействие на все стороны жизни общества и всей человеческой истории. Ко вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения. Действие этих факторов обусловливает темпы общественного прогресса, может замедлить либо ускорить его.

Позитивистская методология применительно к изучению общества, представленная О.Контом, получила дальнейшее применение в трудах его идейных преемников Г.Спенсера, Г.Тарда, Ф.Тённиса, Э.Дюркгейма и др. и послужила основой разнообразных социологических концепций.

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820 – 1903) явился создателем эволюционно-организмической концепции. Его основные труды – «Основные начала», «Основания биологии», «Основания социологии» и др. Спенсера отличала необыкновенная эрудиция во многих областях научного знания. Его социологические взгляды формировались под влиянием достижений естественных наук, идей эволюции, концептуально представленных, прежде всего в работах по биологической эволюции Ч.Дарвина.

Г.Спенсера как ученого больше всего интересовала проблема эволюции, которая рассматривалась как явление универсальное, присущее окружающему миру. Свою главную задачу он видел в развитии идей эволюционизма, доказательстве единства законов, которым подчиняются все эволюционные процессы. Этим во многом объясняется использование в социологии Спенсера аналогии между обществом и организмом. Но эта аналогия не абсолютизируется, ученый четко видел существенные отличия социального и биологического организмов и резко критиковал органицизм.

Спенсер сравнивал общество с организмом животных, а его отдельные части (семью, государство и т. д.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и др.), каждая из которых влияет на жизнедеятельность целого. Подобно организмам, общество развивается от простейших форм к более сложным.

Герберт Спенсер рассматривал социальную эволюцию как продолжение биологической. Общество по Спенсеру возникает в результате длительной эволюции первобытных сообществ. Эта естественная эволюция имеет своим содержанием социализацию, - превращение человека-животного в человека общественного. Главным фактором социогенеза (образования общества) выступает потребность выживания, которая обеспечивается численным ростом популяции людей и связанной с ней необходимостью совершенствованием социальной организации.

В социологической концепции Спенсера представлены попытки эклектически сочетать изначально антисоциальную природу "человеческой натуры", индивидуализм с действием надындивидуальных сил, "социального организма". Это нашло выражение в распространении естественного отбора на взаимоотношения людей и требовании не вмешиваться в естественный ход событий, что приведет к биологическому вырождению. Естественный отбор в человеческом обществе обеспечивает выживание самых приспособленных, перспективных с точки зрения общественного целого. Спенсер считал, что общество в лице государства не должно оказывать помощь бедным и наименее интеллектуально развитым индивидам и группам населения. Их судьба – вымирание. Вместе с тем, понимая важность в условиях ожесточенной конкурентной борьбы связующих, объединяющих факторов, Спенсер создает концепцию социальных институтов как механизмов самоорганизации совместной жизни людей. В ней выделяются пять групп социальных институтов: домашние (семья, брак); обрядовые, церемониальные (обычаи, обряды, этикет); политические, специализирующиеся на разрешении групповых конфликтов (государство); церковные, обеспечивающие духовную интеграцию (церковь); профессиональные и промышленные институты, возникающие в результате разделения труда (гильдии, профсоюзы).

Английский социолог предложил свою классификацию обществ. В качестве основания выделения общественных типов выступает сложность структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого сложного». Классификация включает два типа обществ: военные и промышленные. При этом основным содержанием эволюции первого во второе является постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов.

Значительное влияние на формирование психологического направления в социологии классического периода оказал французский социолог, социальный психолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) . Его главные сочинения: «Законы подражания», «Социальная логика», «Общественное мнение и толпа», «Личность и толпа». Тард видел в основе социальных процессов межличностные взаимодействия и трактовал общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Психологизация социальной действительности неизбежно привела Тарда к выводу, что социология должна опираться на психологию и стать «интерпсихологической дисциплиной». В связи с этим он сосредоточил свое внимание на изучении межличностных взаимодействий, которым, как и всем социальным явлениям присущ подражательный характер. Действием законов подражания Тард объясняет социальную интеграцию и общественный прогресс. Значительное место в его творчестве занимает анализ толпы и публики как массовых общностей. Оригинальные взгляды Тарда во многом послужили для формирования социальной психологии, одним из основателей которой он справедливо считается.

Значительный вклад в становление социологии как науки внес основатель и первый президент Немецкого социологического общества Фердинанд Тённис (1855 – 1936) . Его основной научный труд – «Общность и общество». Ф. Тённис посвятил его изучению форм взаимодействия людей и на их основании выделил два типа социальности – общность и общество. Критерием их различения выдвинуты два типа выраженной в них воли. Тённис считал, что в общности господствует естественная (инстинктивная) воля, а в обществе – рассудочная, реализуемая осознанно.

Исторически первой является общность. Ученый характеризует ее как некое единство людей, возникающее на основе таких факторов как согласие, обычаи, религия. Общность предполагает наличие чувства близости социальных позиций, стабильности и долговременности социальных контактов, общих традиций. Общество же по Тённису – это вторичное образование, которое базируется на рациональных основаниях, расчете, договоренностях. Ему присущи такие явления как договор, общественное мнение, политика. Исторический процесс Тённис связывал с переходом от общности к обществу, нарастанию рациональности во взаимодействии людей.

В становлении социологии заслуга Ф.Тённиса состоит и в том, что он поставил и предложил своеобразное решении вопроса о соотношении эмпирических исследований, общетеоретических подходов и концептуального знания, а также дал определения общности и общества, придав им статус базисных категорий социальной науки.

Конец Х1Х века ознаменовался появлением в рамках позитивистской школы оригинальной концепции социологизма французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858-1917) . Его основные сочинения: «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство». Его теория получила эпитет социологизма в противовес популярному в ту эпоху органицизму и влиянию психологии. Собственно «социологизм» заключался в методологической установке Дюркгейма объяснять социальное социальным. Это означало, во-первых, что общество является особой системой, отличной от других (механических, биологических) и должно изучаться как таковое, а не объясняться процессами, происходящими в психике и поведении индивида. Во-вторых, социология призвана изучать социальную реальность, и ее предметом являются социальные факты.

Дюркгейм подразделял социальные факты на имеющие материальный субстрат, составляющие «анатомическую структуру» общества (поселения, частота общения индивидов и т.п.) и нематериальные факты - коллективные представления, верования - то, что обычно относят к общественному сознанию. И первые, и вторые факты он наделял такими свойствами как объективность, в смысле независимости от индивида, и принудительная сила, вследствие которой они навязываются индивиду независимо от его желания. При таком рациональном подходе Дюркгейм неожиданно делает крен в сторону идеализма и даже пользуется религиозно-спиритуалистической терминологией. Общество он представил как композицию идей, верований и разнообразных чувств, которые реализуются через посредство индивида. В этом смысле он называет общество богом. Религию при этом он рассматривает в качестве некой совокупности коллективных представлений, отражающих реальные социальные отношения.

В социологии Э.Дюркгейма содержится ряд идей, которые плодотворно используются современной наукой об обществе. Среди них заимствованные из биологии понятие функции, а также представление о норме и патологии, применяемые к обществу. Дюркгейм вводит в научный оборот понятие аномии, которое характеризует явление, порождаемое общественной патологией, ненормальным течением социальных процессов. Сущность аномии (дословно – безнормность) – такое состояние общества, при котором отсутствует нравственная регуляция поведения индивидов.

Для преодоления кризисных явлений в обществе, связанных с патологией, Дюркгейм считал необходимым, чтобы социальные отношения строились как отношения ассоциации, объединения людей на основе солидарности.

Социальный прогресс рассматривался им через призму критерия роста степени социальной сплоченности в обществе, переходе от механической солидарности к органической. Этим процессам соответствовали такие явления как нарастание разделения труда, усиление зависимости членов общества друг от друга.

Будучи озабочен проблемой сохранения современного ему общества, Э.Дюркгейм предложил свой вариант решения острейших классовых противоречий. Он постулировал необходимость формирования чувства солидарности у индивидов, принадлежащих к различным классам, и призывал на этой основе регулировать отношения между трудом и капиталом.

Особое место в социологии Дюркгейма занимают ее прикладные аспекты. Наиболее известно среди них исследование проблемы самоубийства. Здесь Дюркгейм на основе эмпирических данных показывает, что причиной данного явления выступают не только психические отклонения, наблюдаемые у индивидов, но и определенные социальные факторы и условия.

Второй классической школой социологии является школа, базирующаяся на учении Карла Маркса (1818 - 1883) и его сподвижника и друга Фридриха Энгельса (1820 -1895) – марксистская социология. Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс не употребляли в отношении своих взглядов термин «социология» и не вступали в теоретическую полемику с О.Контом, считая его видимо всего лишь интерпретатором идей Сен-Симона. Социологическая проблематика в их учении об обществе является частью более широкого учения, представленного системой философских, экономических, политических взглядов – марксизма. Многие вопросы общественного устройства и функционирования рассматривались не только в специальных работах, но и в отдельных статьях, записках, письмах. Наиболее известными социологическими трудами являются работы К.Маркса «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической экономии. Предисловие» и работы Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Крестьянская война в Германии».

Марксистская социология строилась на основе изучения конкретных фактов общественной жизни, которые рассматривались во взаимосвязи и противоречиях друг с другом, а также в развитии. Это позволяло устанавливать существенные связи и отношения между социальными явлениями и процессами, выделять тенденции и закономерности их развития. История человеческого общества, таким образом, раскрывалась как естественноисторический процесс.

Опираясь на диалектико-материалистическую методологию, Маркс и Энгельс плодотворно использовали системный метод в исследовании общества. Общество как система гармонично интегрировало экономику, социальную структуру, политику, духовную жизнь. Определяющая роль отводилась материальным, экономическим факторам. Естественно, что человек, прежде чем заниматься искусством и политикой, должен есть, пить, одеваться, иметь жилище. В связи с этим, общество представляет собой единство экономического базиса и политико-идейной надстройки. Базис, экономические отношения играют, в конечном счете, определяющую роль по отношению к надстройке, то есть изменения в экономической основе общества раньше или позже приводят к изменениям его социальной структуры, политической системы, духовной жизни. Было установлено, что уровень и характер развития производственных отношений, воплощенных в базисе, находятся в свою очередь в зависимости от уровня развития производительных сил общества. В единстве они образуют способ производства, который определяет, каким должно являться общество в целом. На базе этого методологического подхода Маркс и Энгельс разработали теорию общественно-экономической формации. Немецкие ученые увидели в общественно-экономической формации исторически определенный тип общества, основанный на свойственном ему способе производства, который обусловливает совокупность идеологических отношений и взглядов (политика, право, искусство, религия и т.п.) и соответствующие им организации и учреждения (государство, суд, церковь и т.д.). В качестве таких общественных типов выделяются первобытнообщинная, рабовладельческую, феодальная, капиталистическая и коммунистическаяобщественно-экономические формации, которые последовательно сменяют одна другую. Общественно-экономические формации, таким образом, представляют собой ступени социального прогресса.

«Механизм» смены общественно-экономических формаций скрыт в материальном производстве, развитии производительных сил, которые на определенном этапе приходят в конфликт со старыми производственными отношениями. Этот конфликт, в свою очередь, порождает и дополняется конфликтами во всех частях общественной системы, субъектами которых выступают социальные классы-антагонисты. Разрешается он в социальной революции. Фактически, были открыты причины и источники развития общества. Проблематика социального конфликта и то место, которое она занимает в марксистской социологии, позволяют характеризовать ее как теоретическую первооснову возникшей впоследствии конфликтологии.

В марксистской социологической концепции проблема человека и общества преломлялась через призму освобождения человека от эксплуатации, органически связанной с частной собственностью на средства производства. Маркс и Энгельс считали, что будущее коммунистическое общество создаст все необходимые условия полного и свободного развития личности.

В рамках марксистской социологии Х1Х века ставились и решались проблемы классов, их коренных интересах и образа жизни, социальных институтов семьи, брака, религии, а также критериев общественного прогресса, роли народных масс и личности в истории, социальных основ права и государства.

Социология марксизма и позитивистская социология имеют ряд общих черт и существенных отличий. Общим для них являются: создание социологической теории на базе анализа эмпирических данных; изучение, прежде всего, современного им капиталистического общества, находящегося на определенном этапе развития; понимание общества как системы. Среди различий следует выделить, такие как, во-первых, наличие противоположных методологических подходов в части выделения главных факторов общественного бытия – материализм в теории Маркса и идеализм в позитивистской социологии; во-вторых, различное понимание социального прогресса и его механизмов, что в позитивистской социологии привело к превращению капитализм в вечный общественный строй, а в марксистской социологии - всего лишь в одну из ступеней общественного развития, которая в соответствии с естественноисторическим законом будет заменена в ходе социальной революции более высокой; в-третьих, объективная характеристика социальных конфликтов и их роли в социологической теории Маркса и субъективные установки, и утопические пожелания межклассовой солидарности и единства в социологии позитивизма.

Антипозитивистская социологическая школа возникла в конце Х1Х – начале ХХ века. Одним из наиболее ярких ее представителей является Макс Вебер (1864 -1920) . Его основные научные труды «Протестантская этика и дух капитализма» и «Хозяйство и общество». Имя этого немецкого социолога и политолога ассоциируется также с «понимающей социологией», автором термина и создателем которой он был.

Суть методологического подхода антипозитивизма в социологии заключается в таких основных положениях. Во-первых, не существует единства законов природы и общества, которое в силу своей специфики имеет качественное отличие от природных явлений. Во-вторых, методы изучения общества не могут быть сходны с методами изучения естественных наук. В-третьих, социология дает представление о явлениях и процессах, происходящих в обществе, но не может дать знания об обществе в целом.

Реализуя эти методологические установки, М.Вебер следующим образом выстраивает логику социологии. Так как фактами социальной действительности являются события, которые складываются из поведенческих актов отдельных индивидов и групп людей, то в его изучении главным должно стать познание смысла того или иного действия. Но каждый индивид вкладывает в свое действие определенный, субъективный смысл. Следовательно, чтобы его познать, надо понять его мотивацию, т.е. что заставило человека совершать или не совершать тот или иной поступок.

Понимание субъективного смысла предполагает проникновение во внутренний мир индивида. Информацию о нем можно получить от самого индивида, или сделать ряд предположений на основе личного мыслительного опыта. И в том и в другом случае достоверность результата будет сомнительна, так как опрашиваемый индивид может солгать, а размышления исследователя добавят еще больше субъективизма. Понимание оказывается на уровне предположений, гипотез.

М.Вебер в качестве инструментария понимающей социологии предлагает идеальные типы социального действия. Их «идеальность» заключается в том, что они не встречаются в «чистом» виде и представляют собой некую обобщенно-упрощенную характеристику. Вместе с тем, выявление черт нескольких или всех идеальных типов в анализе конкретного социального действия, позволяет получить о нем достаточное представление. Выделяются следующие четыре идеальных типа социального действия. Целерациональное действие - это действие сознательно ориентированное на определенную цель, которая обосновывается с помощью разума. Ценностно-рациональное действие - действие, имеющее сознательную ориентацию на некие нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой. Оно определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности. Аффективное действие - действие, вызываемое глубокими переживаниями или эмоциональными состояниями действующего лица. Традиционное действие – действие, которое побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Созданная Максом Вебером методология позволила ему успешно применить ее к анализу различных сфер человеческой деятельности, что послужило заметным вкладом в социологию религии и социологию политики.

Теоретическое наследие классических школ социологии имеет большое методологическое значение для современной науки об обществе. Во-первых, оно раскрывает основы социологического анализа и ориентирует на изучение реальных общественных фактов. Во-вторых, оно изначально устанавливает многообразие подходов к социальным проблемам и способам их решения. В-третьих, теоретический капитал классических социологических школ служит неиссякаемым источником научной полемики и развития социологической мысли.


Похожая информация.


. В чем отличие исследований различных современных школ социологии

. Какие характерные черты имеет социология XX ст

. В каких направлениях развивается современная социология

41 Ведущие школы современной социологии

Благодаря концепциям. М. Вебера,. Е. Дюркгейма,. В. Парето была окончательно сформирована предмет, методологию и задачи социологии, которая в конце заняла подобающее ей место среди других общественных наук. Перед ней разовьет нулись новые перспективы, которые стремились реализовать представители социологической науки XX в. Особенностей развития социологии на современном этапе можно выделить несколько. Основным из них является то современная наук а в отличие от позитивизма, который был ведущим методом в XIX в сделала значительный поворот к теоретическому осмыслению социальных явлений и процессов. Наконец выработался симбиоз теории и практики, забей зпечив поступательное гармоничное развитие социологии XX в. Наука стала не чисто практической, какой была раньше, и перестала только устанавливать социальные факты, но и начала анализировать их, определяя механики змы и закономерности функционирования различных социальных систем. Во-вторых, важное значение имело то, что работы ученых XX в были не разрозненными как раньше, а строились в тесном сотрудничестве, опре чило их большую обоснованность и совершенство. Таким образом, в социологии формируются настоящие школы ученых, ведущими среди которых были школы. Германии тНімеччини та

США. В-третьих, современная социологическая наука определяется большим разнообразием школ и течений, что свидетельствует о ее популярности и общественную полезность, а также о научных поисках совершенствования. Социологического ной теории и практики.

В широком смысле под школой в социологии понимают группу социологов, которая работает в рамках производимых ею самой исследовательских традиций . В более узком смысле школа в социологии - это группа а исследователей определенного общего круга проблем опирающиеся на определенные традиции и находятся в отношениях личного общенияя.

Школы в социологии в их классическом варианте начали формироваться в межвоенный период. Одними из первых были. Французская, в которую входили прежде последователи. Е. Дюркгейма и. Чикагская, возникшая на базе с социологического факультета. Чикагского университета. Несколько позже появилась. Франкфуртская школа, которая вела свою деятельность на базе. Франкфуртского института социологических исень.

И все же ведущей среди них было именно. Чикагская школа, поскольку лидирующее положение в социологии межвоенного периода принадлежало. Соединенным. Штатам

М. Чикаго стало одним из передовых индустриальных центров в. США, и ведущим - на. Среднем. Западе. Бурное развитие индустрии и кредитно-финансовой деятельности способствовал развитию города быстрыми темпами и. В поисках работы в. Чикаго прибывали потоки иммигрантов из разных уголков мира. Это способствовало формированию особой культуры, построенной на принципах американского образа жизни, но с вкраплением особо ностей национальных культур народов, выходцы которых оказались в. Чикаго. Проблемы межэтнического взаимодействия вкупе с резким увеличением населения, борьбой отдельных социальных групп за свои гражданские права у новых индустриальных условиях стали визитной карточкой. Чикаго. Бурный рост индустрии обострил также вопросы экологии окружающей среды. Все эти обстоятельства создали благоприятную почву для практических и теоретических социологических исследований, целью которых было изучение указанных социальных проблем, их всесторонний анализ а также о грунтования путей их преодоления. Вот основные объективные предпосылки того, что именно. Чикаго стал центром создания ведущей социологической школы первой половины XX века в мире. Субъективным фактором является то, что. Чикаго был признанным научным центром. США в то время ведь. Чикагский университет в целом был третьим по величине и мощностью научных кадров в стране, а на социологическом факультете, в частности, работали блестящие ученые с мировым именем. Социологический фак ультет в. Чикагском университете, который был создан в 1892, стал одним из первых в мире, а первым руководителем его был. А. Смолл. С этого времени начинается подготовительный этап формирования. Чикагской социолог ичной школы, длившегося до 1915 p, который связан с деятельностью таких ученых как. А. Смолл,. Дж. Винсент,. М. Хендерсон и. В. Томас. Хотя у них не было единого исследовательской программы, они создали соответствующее теоретические основы для своих последователей. Теоретическими источниками формирования школы стали также работы выдающихся американских социологов конца XIX - начала XX в -. Ф. Л. Уорда,. Е. Гидцинса,. М. Шары,. Е. Росс а. В. Самнера. Немалое влияние на"чиказцив"имела чикагская философская школа, которая основывалась на прагматизме и была представлена??в. Джемсом,. Дж. Дьюи, и. М. Болдуинлена. В.. Джемсом,. Дж.. Дьюї, та. М.. Болдуїном.

Началом фактического существования. Чикагской школы считается написание и опубликование пятитомного труда. У. Томаса и. Ф. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке"(1918-1920). Учредителями же школы и ее научными лидерами были в. Томас и. Р. Паромас та. Р.. Парк.

Основной характерной чертой. Чикагской школы было тогда еще не традиционное гармоничное сочетание теории и практики, которое лишь впоследствии стало визитной карточкой социологии XX в. Эмпирические исследования в"чиказцив"", как правило, предусматривали следующий теоретический анализ. Гипотезы, которые формировались на основе подобного анализа, позже опять же проверялись эмпирическими исследованиями. Такая поэтапность не только способствовала в рганичному сочетанию теории и практики, профессиональному росту ученых, принимавших участие в практических и теоретических исследованиях, она позволяла устанавливать системность и достоверность научных концепций"чиказцивій "чиказців".

Ярким примером в этом контексте упомянутая работа. У. Томаса и. Ф. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке", которая построена на органическом сочетании эмпирических социологических исследований с т теоретическим обобщением их результатов. Предметом исследования в данной работе были типичны для. Чикаго межвоенного периода явления социальной действительности - иммиграция, расовые конфликты, преступность, хозяйствово е расслоение. Ученые не впервые в социологической науке сделали вывод, что в современном обществе в отличие от традиционного регулирования социальных процессов осуществляется не стихийно, а осознанно. Социальные отношения и социальное взаимодействие все усложняются. При таких условиях средства социального управления должны быть не стихийными, а осознанными. Поэтому задачей социологической науки на современном е. ТАПИ ученые видят возможность оптимизации социального поведения на основе понимания общественного строя и общественного порядкаспільного порядку.

Вообще социальная проблематика города является ключевой в теоретической и практической деятельности представителей. Чикагской школы. И это естественно, потому что им выпала уникальная возможность быть свидетелями и исследователями и тех социальных явлений, возникших на рубеже двух эпох, вызванных прежде всего урбанизацией. Несмотря на то, что объектом исследования"чиказцив"было чисто город, они рассматривали его сквозь призму социальных их явлений в обществе вообще, справедливо замечая, что тенденции социального развития современного общества в политической, экономической, культурной сферах наиболее ярко прослеживаются именно в городе. Недаром. Р. Парк,. Е. Берджес и. Р. Маккензи в своем труде"Город"(1925) писали:"Город с точки зрения нашего исследования является чем-то большим чем простая совокупность людей и социальных удобств, оно также является чем-то большим, чем созвездие институтов и административных механизмов. Город - это скорее состояние души, совокупность обычаев и традиций. Город - это не просто физический механизм, искусственное образование. Оно является составной ной частью жизнедеятельности людей, его населяющих, это продукт природы, прежде человеческой природы". Итак исследователи объективно установили, что в первую очередь город является выразителем новых социал ьних настроений, а значит объектом их исследования было не только и не столько город, как социальные процессы и явления вообщеьки місто, як соціальні процеси і явища узагалі.

Труд"Город"заложила фундамент для создания отдельной отрасли социологической теории - экологической (инвайоронментальнои) социологии - теории, которая исследует закономерности и формы взаимодействия общества с с средыпроживання.

Среди других проблем, которые были предметом научного интереса представителей. Чикагской школы можно выделить анализ социальной структуры американского общества (в. Уорнер,"Американский город") изучение влияния"великой депрессии"на общественную жизнь (Р и X. Линд,"Средний город"), исследования межрасовых и межэтнических отношений (Л. Вирт,"Гетто",. Р. Карван"Негритянская семья в. Чикаго") и и. Карван "Негритянська родина у. Чикаго") та ін.

Чикагская школа была ведущей в. США в течение 20-30-х pp XX в, однако после того, как в 1934 г ее покинули ведущие исследователи. Р. Парк и. Е. Берджес, она не смогла сохранить своих лидерских позиций, пос ступившись мощностью. Колумбийском и. Гарвардском университетах после второй мировой войны школа фактически прекратила активную деятельность в соответствии с ее традиционных принципов ее значение сохранилось я только в области экологической социологииіології.

Другой значительной социологической школой, возникшей в межвоенный период, стала. Франкфуртская школа, которая была основана на базе. Франкфуртского института социальных исследований. Основателями и ведущими дос слидникамы ее были преимущественно выходцы из еврейских семей (М. Хоркхаймер,. Ф. Поллок,. А. Левенталь,. В. Бенджамин),. Официальная деятельность школы началась в J93J, когда. М. Хоркхаймер, возглавив. Институт. Социальных х исследований, наладил сотрудничество с известными в то время немецкими социологами. МАдорно,. ЕФроммом,. Г. Маркузе.. Маркузе.

Теоретическим истоком франкфуртской школы является научная концепция марксизма,"франкфуртцы"пытались очистить от позднейших вкраплений, предоставить ему первозданный вид, именно поэтому представителей этой ш школы часто называют неомарксисты. На почве этого возникает критика буржуазного (индустриального) общества и немарксистской наукської науки.

Учитывая особенности политических и научных взглядов представителей франкфуртской школы, а также национальное происхождение большинства ее представителей представляется вполне естественным то, что с приходом в. Немое еччини к власти нацистов школа продолжила свою работу за пределами страны с 1934 по 1939"франкфуртцы"продолжали свою работу в. Женеве, а затем в. Париже на базе. Высшей нормальной школы. С 1939 г ученые-фр анкфуртци переехали в. США, где работали в. Колумбийском университете. Здесь они выдают ряд работ, посвященных антифашистской тематике ("Авторитарная личность"Т. Адорно,. М. Хоркхаймера и. Е. Фромма,"Диалектика просвещения"М. Хоркхаймера и. ТДцорно,"Эрос и цивилизация"Г. Маркузе). В этих работах фашизм объясняется как закономерность развития капиталистического общества в его последний стадеапіталістичного суспільства на його останній стадії.

После окончания второй мировой войны часть исследователей. Франкфуртской школы, в частности,. М. Хоркхаймер и. Т. Адорно возвращаются в. Западную. Германию. Деятельность. Франкфуртской школы способствовала формированию в 60-х pp так называемой критической (леворадикальной) социологии, построенной на принципах неомарксизмизму.

На почве марксизма формировались и методологические основы"франкфуртцы"Да, они полностью отвергают принципы позитивистской и всей традиционной науки, как естественных так и обществоведческой, считая или их воплощением буржуазной идеологииї ідеології.

Неоднозначность научной теории. Франкфуртской школы, определенное расхождение в научных и политических взглядах его представителей, прежде всего ее младшего поколения, и особенно смерть признанных лидеров школы - -. М. Хоркхаймера,. Т. Адорно,. Г. Маркузе, привели к фактическому прекращению ее существования в 70-х гг. ХХ сХ ст.

социология ковалевский марксистский мечников

Основные социологические направления, школы и этапы развития социологии в России

В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, отечественные социологи создают свои оригинальные концепции, отражающие своеобразие российского общества. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить 5 этапов:

  • - с начала 1860-х гг. до 1890 г.;
  • - с 1890-х гг. до начала XX в.:
  • - с начала XX в. до 1917 г;
  • - возрождение 1950-60-хгг;
  • - с 1980-1990 - х гг .
  • 1 Первый этап развития социологии (1860-е гг. -- 1890 г.) связан прежде всего с творчеством видных идеологов народничества П.Л. Лаврова и Н.K. Михайловского. Развиваемое ими направление получило название «этико-субъективная школа». Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости.

По его мнению, ведущей силой, «главным органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием к изменению застывших общественных форм». Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности.

Он выделяет три вида солидарности:

  • - основанную на привычке;
  • - основанную на сходстве аффектов и интересов;
  • - сознательную солидарность, основанную на единстве убеждений людей.

Отсюда он делает вывод о том, что только те группы и народы могут быть признаны историческими, в среде которых появилась сознательная солидарность.

Н.К. Михайловский придерживался аналогичных взглядов. По мнению Михайловского, главная задача социологии как науки должна состоять не столько в поиске и обнаружении объективных законов, сколько в том, чтобы раскрыть человеческое, гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности.

Субъективным методом он называет такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда социолог-наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого. По его мысли, личность и общество взаимно дополняют друг друга, поскольку всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного -- вред личности.

Таким образом, в качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность», которая, по их мнению, выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственно идеала. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности .

Наряду с субъективной социологией заметную роль в социологической мысли России того периода играет позитивизм. Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М.М. Ковалевского -- известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис народов разных стран и эпох. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл «генетической социологией», и с этих позиций рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности, государства.

Исходя из установок «социологического плюрализма», он разработан теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Основное содержание общественного прогресса Ковалевский видел в «расширении сферы человеческой солидарности».

В русле позитивизма развивалась «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. К их числу относится концепция географического детерминизма, разработанная крупным географом и социологом Л.И. Мечниковым. Он объяснил неравномерность общественного развития влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. При этом решающая роль в развитии общества отводилась воздействию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Теория Л.И. Мечникова содержала ценные идеи, объясняющие механизмы взаимодействия природы и общества.

Наиболее яркими представителями психологического направления в российской социологии были Е.В. Де Роберти и Н.И. Кареев.

Е.В. Де Роберти, понимает социологию как теоретическую обобщающую науку, главная задача которой заключается в «открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии.

По мнению Де Роберти, существует четыре группы социальных фактов, которые в конечном счете определяют поведение индивидов в обществе и специфику их психологического взаимодействия: знание, религиозная вера, эстетические чувства и практические, технические действия людей .

Большой вклад в обоснование роли психических факторов в развитие общества внес Н.И. Кареев. Предметом изучения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. Кареев отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит, во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного бытия. По его мнению, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и определяется ею. Подобно Де Роберти, Кареев придавал большое значение «коллективной психологии», лежащей в основе развития духовной культуры.

Одновременно с так называемой академической социологией в России большое развитие получили идеологическая и политическая социология.

Религиозная социальная философия (христианский гуманизм) связана с именами таких русских мыслителей, как А. Хомяков, К. Леонтьев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др. Возникновение этого направления было вызвано в первую очередь нарастанием в конце XIX -- начале XX в. кризисных явлений во всех сферах общественной жизни, а также ростом активности народных масс и растерянностью интеллигенции.

Владимир Соловьев и Николаи Бердяев глубоко сознавали, что истинной социологией может быть лишь та, которая но сущности своей является идеологией национального духа. Они считали, что социология должна вырабатывать такие важные интегральные, сплачивающие общество понятия, как «национальная идея», «общественный идеал», «коренной интерес» и другие понятия, относящиеся к категории так называемой ценностной ориентации, как мирового, так и национального масштаба .

Социология марксизма в России была представлена двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов и В.И. Ленин) и так называемый «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М. Туган-Барановский и Др.,).

Легальный марксизм - это теоретическое и идеологическое направление социальной мысли, признавшее истинность экономического учения К. Маркса о природе и исторической неизбежности капитализма. Наиболее яркими представителями этого течения были П.Б. Струве и М. Туган-Барановский.

По мнению П. Струве, экономическое процветание России в перспективе станет возможным на основе капиталистического пути развития. Необходимым условием этого он считал успешное проведение социальных реформ и создание возможностей для свободного развития индивидов. Важную роль Струве отводил деятельности буржуазного государства -- «организации порядка», способного наладить экономическую и политическую жизнь общества и предотвратить социальные конфликты.

М. Туган-Барановский, так же как П.Б. Струве, предпочитал социализму цивилизованный капитализм. Будучи крупным экономистом и социологом, он высказывал идеи:

  • - частичного и кооперативного предпринимательства;
  • - соединения крупного и мелкого производства;
  • - общественного самоуправления в общественных организациях, общинах;
  • - распределения по труду: «от каждого по способностям, каждой способности по ее труду».

Туган-Барановский большое значение придавал свободной сельскохозяйственной кооперации, через которую крестьяне могут прийти к крупному и эффективному производству.

Главный смысл марксистской теории заключен в раскрытии закономерностей и сущности перехода от частной собственности к общественной .

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) -- это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и иной власти и проповедующее неограниченную свободу личности. непризнание общепризнанных законов и порядка. Виднейшими представителями анархизма в России были русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.

Анархизм XIX в. подразделялся на два течения:

  • 1 анархизм-индивидуализм, представителем которого был Бакунин,
  • 2 анархизм-коллективизм. Кропоткин представлял второе течение, развив его в анархизм-коммунизм.

Суть анархизма, как считал Бакунин, может быть выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из центральных идей анархизма -- идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Государство, по мнению Бакунина, -- это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила .

Подобно Бакунину, Кропоткин резко выступал против «государственного социализма», считая, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе». Этот свободный «анархический коммунизм», по его мнению, должен представлять собой общество равных между собой людей, основанное на самоуправлении и состоящее из множества союзов, организованных для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и т.п.

Видным представителем исторической школы (направления) русской социологии был Н.Я. Данилевский (1822-1885). В своем наиболее известном труде «Европа и Россия» он выделил и проанализировал основные «культурно-исторические типы», или цивилизации. Согласно его теории, каждое общество, каждый народ в своем развитии переживает циклические стадии -- рождение, молодость, дряхление и гибель. Цивилизационный подход у Данилевского служил методологической основой поиска особого исторического пути России, обоснованием ее самобытности и возможности для нее не повторять этапов развития западных стран.

Идеи Данилевского оказали сильное влияние на П.А. Сорокина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Их отголоски слышны в идеях Л.H. Гумилева и многих других авторов.

2 На втором этапе (1890-е гг. -- начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них стала социологическая школа права. Представители этой школы -- известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев и др. -- выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология вышла на международную арену. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации отечественной социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге .

3 Третий этап (начало XX в. -- 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев и П.А. Сорокин.

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения, поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин .

Питирим Сорокин -- крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по его мнению, лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели, а практическая социология должна быть прикладной дисциплиной.

Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

  • - социальная аналитика, изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы;
  • - социальная механика (или социальная физиология), описывающая процессы взаимодействия социальных агрегатов (людей, групп, социальных институтов);
  • - социальная генетика, которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Первичной единицей социологического анализа П. Сорокин считал взаимодействие. Развивая идею понимания общества как особого социшмного пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т.д., П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социальной революции .

Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную. Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности -- перемещении людей по позициям социального пространства.

П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления.

Взяв за критерий классификации общефилософские представления о двойственной природе человека, в которой сосуществуют понятия «материального» и «идеального», «возвышенного» и «земного», П. Сорокин выделил три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный).

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем смогла выдвинуть немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

4 Четвертый этап. Возрождение российской социологии началось только в конце 1950-х -- начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1960-х гг. социология восстанавливает свой социальный статус. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. -- Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ныне -- Институт социологии). Открываются факультеты и кафедры при вузах страны. С 1974 г. стал издаваться специализированный журнал «Социологические исследования».

В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление плана социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований.

Итак, в послевоенное время произошла частичная институционализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами .

5 Пятый этап. Современный этап бурного развития российской социологии наступил в середине 1980-х гг. На этап этапе социологии выходит из под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой в большинстве вузов России с 1989/1990 годов.

Последующее интенсивное развитие социологии связано с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали достаточно распространенным явлением. Социология обрела свое второе рождение, стала преподаваться в высших и средних специальных учебных заведениях страны в качестве общеобразовательной дисциплины.

В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшие необходимость высшего социологического образования в стране. 6 июня 1989 г. можно считать днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом СССР. Деканом факультета стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков.

Во многих крупных городах успешно функционируют социологические факультеты вузов. В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим дисциплинам .

Развитие социологической науки в России во второй половине 20 века обусловлено рядом особенностей:

  • - медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества («низы-верхи») при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;
  • - интегрирующим началом выступало православие;
  • - заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности - консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и заканчивая большевизмом) .

Можно выделить следующие черты и тенденции присущие современной социологии:

· интернационализация, то есть социология становится общемировой наукой, возрастает количество специалистов-социологов во всех странах, всех континентов;

· академизация – происходит становление социологии как академической науки, которая занимает соответствующее место в университетских программах. На сегодняшний день социологические факультеты и курсы занимают одно из ведущих мест по количеству студентов

· экспертизация. Социологов все шире привлекают как экспертов для анализа деятельности государственных, общественных и частных организаций;

· фактографизация или возрастание объективности и точности социологии, совершенствование количественных и качественных методов социологических исследований, повышение техники их проведения;

· социологизация других наук, как социогуманитарных, так и биологических, медицинских, естественных и др. Они все больше изучают влияние социальных факторов на ту реальность, которую они исследуют, используют социологические методы при истолковании своих специфических проблем;

· дифференциация, то есть возрастание ее специализации, возникновение новых отраслей внутри социологической науки, которые, в свою очередь, делятся на еще более узкие подразделы. В связи с этим усложняется структура социологической науки.

Во второй половине XX – начале XXI веков господствующее положение в социологическом знании заняли такие направления и школы, как структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта, символический интеракционизм и др.

Структурно-функциональный анализ – одно из важнейших и сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ – один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.

Структура (лат. structura – строение) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой-либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция. Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т. д. Господствует ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений, описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется» под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное функционирование социальной системы. Структурно-функциональный анализ как бы знает лишь один тип личности – «конформист-автомат».

В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:

1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, образования, искусства, семьи и т. д.);

2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.

В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, то есть функции и дисфункции данного явления.

Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы. Система – это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.

Толкотт Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, основал и возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная система (общество в целом, производственная единица или отдельный индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы: адаптация – приспособление к окружающей среде; целеориентация – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения; интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему) ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм-ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки. Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые члены. Интегративную функцию выполняют институты социального контроля, в основном госаппарат, роли – чиновники и граждане. За поддержание образца ответственна подсистема социализации, то есть семья, школа, религия и т. п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к нарушению равновесия социальной системы, рассматривались Т. Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного организма. Поэтому решительная борьба с ними – это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.

Роберт Кинг Мертон (1910-2003) – американский социолог, внес большой вклад в разработку структурного функционализма. Разработал концепцию теорий среднего уровня, которые являются связующим звеном между макро- и микросоциологией. Много сделал для разработки теории аномии, девиантного поведения, социальной структуры, науки, бюрократии, массовых коммуникаций и т. д. Основные труды – «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социология науки» (1973), «Методы изучения социальной структуры» (1975) и др.

Р. Мертон развил понятие Э. Дюркгейма «аномия». Аномия рассматривается им как состояние безнормности (нормативной неопределенности), вытекающей из рассогласований в социальной структуре: разные сегменты социальной структуры предъявляют такие нормативные требования индивиду, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Рассогласование между культурно-одобряемыми целями и институциональными нормами, регулирующими выбор средств для их достижения, стало у него предметом специального анализа.

В таблице выделено пять идеально-типических реакций индивида на аномию: 1) конформизм, подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей при отвержении институционально предлагаемых средств); 3) ритуализм (принятие средств при отказе от целей); 4) ретритизм (одновременное отрицание одобряемых целей и средств, уход от действительности); 5) мятеж (полный отказ от старых целей и средств с попыткой заменить их новыми).

Следует отметить, что данное направление (как и любое другое) обладает своими достоинствами и недостатками. Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни. К недостаткам функционализма можно отнести то, что он делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.

Конфликтология. Структурно-функциональный анализ всемерно подчеркивает момент стабильности в социальном развитии. Однако в современной социологии существует и противоположный подход, который, наоборот, делает ударение на борьбе различных социальных групп между собой. С точки зрения конфликтологии такая борьба и есть причина существующей социальной структуры и отношений. Наиболее известные представители теории социального конфликта – К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Л. Козер, Ч. Миллс и др. Они опирались на работы К.Маркса, Л. Гумпловича, Г. Зиммеля, которые показали, что стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.

Основные аргументы представителей теории конфликта состоят в следующем. Любое обществ основано на принуждении одних людей другими. Распределение средств находится в руках небольшой группы людей, которая противостоит всему обществу. Политическая власть защищает существующий экономический порядок и поэтому тоже противостоит обществу. Отсюда вытекает, что социальные конфликты неизбежны, так как порождаются самой системой общественных отношений.

Кеннет Эварт Боулдинг (1910-) в своей работе «Конфликт и защита: Общая теория» (1963) разработал поведенческую модель конфликта, которую называют также общей теорией конфликта. По К. Боулдингу, все конфликты имеют общую структуру и одинаковые механизмы развития. В самой природе человека заложено стремление к борьбе с другими людьми, к насилию. Конфликт – это такая ситуация, в которой враждующие стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой стороны. Глубинная причина социальных конфликтов лежит в раздвоенности человеческого сознания. Всякая общественная борьба – это лишь проявление противоречий в сфере сознательного и бессознательного. Вообще, с точки зрения микросоциологии, важнейшим источником социальных конфликтов в сфере повседневности (микроуровень) является кризис системы ценностей на уровне всей общественной системы (макроуровень). Например, причина индустриального конфликта (между буржуазией и пролетариатом) состоит в противоположности их идейно-психологических установок, и для разрешения такого конфликта необходимо установить их взаимопонимание.

Льюис Козер (1913-2003) – американский социолог, разработал модель позитивно-функционального конфликта, в которой преодолевает отрицательное отношение структурно-функционального анализа к конфликту. Л. Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Л. Козер подчеркивает позитивные функции конфликта, его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. В качестве основных функций социального конфликта он выделяет следующие: 1) интеграция социальной структуры; 2) сохранение солидарности внутри групп; 3) укрепление межчеловеческих отношений; 4) управление социальными изменениями, 5) нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов).

Ральф Дарендорф (1929-) – немецкий социолог, крупнейший представитель конфликтологического направления. Основные труды – «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Выход из утопии» (1967) и др. С его точки зрения, классы – это социальные группы, которые отличаются участием или неучастием в осуществлении власти. Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством, ведет к конфликту. Градации социального неравенства проводятся по самым различным основаниям: престиж, доход, уровень образования и т. д. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются господству противоположной социальной силы. Разрешение конфликта направлено на перераспределение авторитета и власти в данном сообществе.

Таким образом, конфликтологическая социология дала свою версию социального взаимодействия. Она показала важную перспективу рассмотрения социальных структур и процессов. В этом смысле теория социального конфликта является антиподом и одновременно дополнением структурно-функционального подхода к анализу общества.

Символический интеракционизм возник в 20-е гг. XX в. как попытка соединить психологизм с органицизмом. Данное теоретико-методологическое направление преимущественное внимание уделяет анализу социальных взаимодействий в их символическом содержании. Представители символического интеракционизма считали, что социальный мир является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Посредством символов происходит «кристаллизация» процессов повседневного межличностного общения, результатом которой являются социальные структуры. Основная идея символического интеракционизма (по Н. Смелзеру): поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают; поведение людей не есть пассивная реакция на вознаграждения и наказания (как в теории обмена); люди реагируют не только на поступки, но и на намерения людей.

Символический интеракционизм основывается на следующих постулатах:

1) Любое действие происходит только на основе того смысла, который действующий субъект вкладывает в свое действие. Причем все личные смыслы проистекают из общих социальных символов. Например, отказ участвовать в военных действиях может означать (символизировать) личную трусость, а в другом случае тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, т. е. личный героизм. И в том, и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.

2) Указанные символы, на которых строится общество, рождаются во взаимодействиях людей. Человек как бы постоянно смотрится в некое «зеркало», в качестве которого выступают другие люди, и принимает во внимание их мнение о себе.

3) Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют, объясняют себе значение тех или иных символов. Этот процесс и создает индивидуальность человека. Если два человека нечто понимают по- разному, то нормальное взаимодействие между ними может установиться только тогда, когда смыслы происходящего они понимают одинаково.

Джордж Герберт Мид (1863-1931) – американский социолог, основатель и главный представитель символического интеракционизма. По Дж. Миду («Сознание, самость и общество», 1938), специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Поэтому человек вынужден применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде. Взаимодействие между людьми происходит на основе особых средств – символов (жест – значение жеста – реакция). Жесты есть и у животных, но у человека они превращаются в символы, становятся «значимыми жестами». Смысл значимого жеста – спровоцировать у другого индивида желаемую реакцию.

Дж. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания) и 2) значимый жест (в этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него). Значимое действие связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо «поставить себя на место другого человека», «принять роль другого». Лишь придав значение жесту, мы можем на него реагировать – например, подойти к другому человеку или уйти от него. Человек становится членом общества (сообщества) по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. В каждой группе имеются свои специфические нормы и ценности. Например, «редиска» в общепринятом значении – это «овощ», а у воров это же слово обозначает «нехороший человек» и т. д.

Дж. Мид ввел представление о ролевом поведении: поведение строится не из реакций и стимулов, а из «ролей», принимаемых на себя индивидом и «проигрываемых» им в процессе общения с другими людьми. «Я» у Дж. Мида целиком социально. Богатство и своеобразие «Я» зависит от разнообразия и широты его взаимодействий с окружающим миром. По Дж. Миду, структура личности выражается формулой: Self = I + Me (Я-синтез = Я-сам + Я-меня). Интегральное Я складывается из индивидуальных, скрытых мотивов («Я-сам») и совокупности установок, приходящих к индивиду извне («Я-меня»).

Чарльз Кули (1864-1929) – представитель символического интеракционизма. Считал, что общество и личность изначально едины, одно можно объяснить через другое. Выдвинул теорию «зеркального Я» – одну из первых социально-психологических концепций личности, которая исходила не из «природы» человека, а из взаимодействия людей. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) как воспринимают нас другие (каким я кажусь другому); 2) как реагируют другие на то, что видят во мне (как другой оценивает мой образ); 3) как мы отвечаем на реакции других (специфическое чувство «Я»). Чувство «Я» не существует без соответствующих чувств «мы», «они» и т. д. С одной стороны, признак истинно социального существа – это способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». С другой стороны, обязательным условием этого выделения является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия людей всегда социальны: другие люди – это те зеркала, с помощью которых и формируется образ «Я» у человека. Личность есть реакция на мнения окружающих, сумма тех впечатлений, которые, как кажется человеку, он производит на окружающих.

Достоинства и недостатки символического интеракционизма состоят в следующем:

1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга;

2) однако излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.

Феноменологическая социология. Наибольшую роль в становлении этого направления сыграл австрийский, а затем (после эмиграции) американский исследователь Альфред Шюц (1899-1959). Для феноменологической социологии характерно стремление осмыслить мир в его чисто человеческом бытии, с представлениями, мотивами, целями индивидов, которые действуют в этом мире.

Основные положения феноменологической социологии:

· социальная реальность – это существующий до нас интерсубъективный мир смыслов, порожденный духовным взаимодействием людей;

· люди могут попасть в него лишь путем собственного опыта взаимодействия с окружающими людьми. Основную роль в этом играет воспитание в семье и обучение в школе;

· такое приобщение к миру позволяет ставить перед собою реальные цели и достигать их, поэтому социальное действие – это продуманное, осмысленное и спланированное поведение людей в их духовном взаимодействии с другими людьми.

Теория социального обмена рассматривает обмен различными типами деятельности как основу общественных отношений, из которой вырастают различные социальные образования (власть, статус и т. п.). Своим возникновением обязана американскому исследователю Дж. Хомансу.

Джордж Хоманс (1910-). Основные работы – «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) и др. Дж. Хоманс попытался применить методологию бихевиоризма в социологии. Центральной категорией его социологии является категория социального действия, трактуемая как непосредственные контакты индивидов. Социальное действие – это постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Этот обмен строится по принципу рациональности: люди действуют и взаимодействуют, только исходя из определенного интереса, они стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Субъект поведения – это рациональный искатель выгоды. Предметом обмена становится все, что имеет какую-либо социальную ценность. Ценность каждого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Отсюда выводится социальное неравенство. Согласно теории обмена, поведение человека обусловливается тем, вознаграждались ли (как именно) его поступки в прошлом. Выделяются четыре принципа вознаграждения:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

3) чем выше вознаграждение тем больше усилий готов затратить человек ради его получения;

4) если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия по их удовлетворению.

С помощью этих правил Дж. Хоманс объясняет все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т. д. Однако подобное объяснение оказывается недостаточным при рассмотрении социальных объектов макроуровня.

Питер Блау (1918-) – американский исследователь, который в работах «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть социальной жизни» (1964) и др. попытался соединить функционализм, интеракционизм и конфликтологию. П. Блау, в отличие от Дж. Хоманса, концентрирует внимание на социологических аспектах взаимодействия, а не на изучении психологических мотивов межличностного поведения.

Обмен – специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых вознаграждений.

Социальная жизнь трактуется исключительно в экономических терминах, которая представляется в виде своеобразного «базара», где различные акторы взаимодействуют между собой с целью получения наибольшей выгоды. П. Блау выделяет следующие «законы обмена»:

1) чем большую выгоду человек ожидает от другого, тем больше вероятность осуществления определенной деятельности;

2) чем большим количеством вознаграждений индивиды обменялись друг с другом, тем больше вероятность следующих актов обмена (появляются взаимные обязательства);

3) чем чаще при обмене нарушаются взаимные обязательства, тем меньше значат негативные санкции (наказания);

4) с приближением момента вознаграждения ценность деятельности падает и вероятность ее осуществления снижается;

5) чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность, что обменом будут управлять нормы «справедливого обмена» и т. д.

Основные недостатки теории обмена: 1) редукционизм (сведение общественных отношений к межличностным); 2) в основе теории обмена лежит методология бихевиоризма (стимул-реакция), однако известно, что поведение людей намного сложнее (например, многие ученые после получения Нобелевской премии трудятся менее продуктивно, хотя, по теории обмена, должно быть наоборот); 3) априорный характер исходных допущений.

Социометрия (лат. societas – общество и греч. metreo – измеряю) – метод «измерения» социальной привлекательности внутри малых групп; отрасль социологии, изучающая межличностные отношения в малых социальных группах количественными методами с акцентом на исследовании симпатий и антипатий между членами группы.

Джекоб Леви Морено (1892-1974) – американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии. Дж. Морено исходил из необходимости создания «сквозной» науки, которая смогла бы охватить все уровни социума и которая бы включила в себя не только исследования социальных проблем, но и помогала бы их разрешению. С точки зрения Дж. Морено, психическое здоровье человека зависит во многом от его положения в малой группе. Недостаток симпатий и неформальных связей порождает жизненные трудности. Дж. Морено разработал социометрию как эмпирический вариант микросоциологии. Социометрические процедуры позволяют определить положение человека в малой группе, понять его проблемы и получить психотерапевтическую процедуру.

Различаются следующие термины:

· «социономия» – наука об основных социальных законах,

· «социодинамика» – наука более низкого уровня о процессах, происходящих в малых группах,

· «социометрия» – система методов выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах,

· «социатрия» – система методов излечения людей, проблемы и трудности которых связаны с недостаточностью навыков поведения в малых группах.

Обобщая рассмотрение вопроса о развитии современной западной социологии, отметим, что с 70-х годов ХХ века по настоящее время происходит дифференциация в области социологии, проявляющаяся в идейно-теоретическом плюрализме и усилении интегративных тенденций в поисках единой теоретической концепции.

Применительно к данному этапу можно говорить о трех основных содержательных направлениях:

а) позитивистско-натуралистическом – это концепции методологического позитивизма, структурализма, структурного функционализма, бихевиористской социологии, постпозитивизма;

б) различных версиях понимающей социологии – символический интеракционизм, феноменологическая социология, экзистенциальная социология;

в) концепции неомарксистской социологии – Франкфуртская школа, структурализм Гольдмана (Франция), социальный реализм (Англия), радикально-критическая социология США (Миллс, Бирнбаум, Гоуднер).

Заметим, что интеракционистская социология изучает преимущественно межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества.

Для социолога-позитивиста характерно сведение социальных ценностей и норм к фактам «открытого», наблюдаемого поведения (например, к статистике участия или неучастия в выборах). А социолог-феноменолог интересуется тем, какой внутренний смысл имеет то или иное социальное действие для его участников.

Предметом этнометодологии являются этнометоды, то есть свойственные той или иной культуре методы организации практической повседневной деятельности. Более основательно с позициями представителей других концепций можно при необходимости познакомиться с помощью дополнительной литературы.