Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене? Поздравления актеру Что желают актеру перед спектаклем

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Каждый человек верит в суеверия.

Артист с тонкой гранью между вымыслом и реальностью не исключение.

Артисты - в большинстве своем народ суеверный, и практически каждый имеет свой талисман.
Например, Елена Образцова всегда носила с собой старенькую игрушку - пса Бобку .
Лучано Паваротти получил от мамы в день первого большого концерта талисман - большой железный гвоздь , и не расставался с ним до момента, когда "изобрел" для себя другой талисман.

Известно, что самый распространенный у актеров талисман - это гвозди, выдернутые из театральной сцены , многие их даже на цепочке на шее носят.

Кроме талисманов и оберегов, театральный народ верит и следует старинным, уходящим корнями в далекое прошлое приметам.

Нельзя сказать актрисе перед премьерой: "Желаю успеха". Надо сказать: "Ни пуха, ни пера".
Актеру не говорите: "Желаю удачи" , а скажите: "Сломи себе шею", - да еще плюньте в его сторону .

Восьмидесятилетний Мариус Петипа ставил "Волшебное зеркало". Во время репетиции одно зеркало разбилось. Мариус Иванович ужасно перепугался, он очень верил в приметы. И этот балет был последним балетом Петипа.

Актрисы, если им по роли положено в гриме "надевать" ресницы , никогда не поменяют их на новые. Примета плохая - можешь роль потерять.

Ирина Мирошниченко просила гримера склеивать одни и те же ресницы. Гример в шутку этот процесс называла реанимацией - ресница разваливалась уже не на две части, на три-четыре, но актриса твердо стояла на своем: "Я этот спектакль начинала с этими ресницами и играть буду в них".

Еще в драматических театрах есть такой старый театральный обычай - если ты случайно уронил текст своей роли , ты просто обязан сесть на него .
Еще схожая примета - если вдруг ты надел часть костюма наизнанку , нужно срочно его снять, бросить на пол и посидеть на нем . Иначе роль или забудешь или потеряешь совсем.

А вот пример настоящего театрального колдовства: артист МХАТА Михаил Болдуман перед тем, как выйти на сцену, долго-долго раскачивал дверь. Он стоял в актерском холле и, держась за ручку двери, все открывал и закрывал ее - туда-сюда. Не обращая внимания на то, что уже и партнеры нервничали, и время было на исходе, он все "шаманил" с дверью до последней минуты.

Раньше актеры гримировались кроличьей лапкой - она мягкая и грим ложится легко.
Существует такое поверье: если актер или актриса потеряет кроличью лапку из своей коробочки для грима, с ними случится беда .

Насколько мне известно, источник суеверий, связанных с кроличьей лапкой, скорей всего заключен в теории, что крольчата рождаются с открытыми глазами, и, таким образом, должны помогать и от дурного глаза, и от происков нечистого.

А вот случай из истории одного российского провинциального театра:

Звонит один актер - пониженное давление, не может играть, просит отменить спектакль… Но больного актера все равно вызывают - билеты все проданы. Однако спектакль не хочет начинаться - выбивает правую сторону пультов (управление подвижной части сцены). Двадцать минут электрики налаживают, спектакль задерживается. Наладили, объявляют начало, дают 3 звонка - опять выбивает пульты, опять делают. За кулисами шепот - нельзя начинать спектакль, все силы направлены против. И что же вы думаете? Через 10 минут после начала - пожар на галерках…. Загорелись пульты, хорошо, что поблизости был огнетушитель - очень быстро потушили. Но была большая опасность, что от искр вспыхнет занавес, а театральный занавес горит меньше 40 секунд, за это время пожарный занавес не успевает опуститься.

Вот так вот - не прислушиваться к желаниям чего-то свыше…
Если не суждено спектаклю состояться, значит - не суждено.

Известный тенор Беньямино Джильи играл в операх "Фауст" и "Огненный ангел". Там призывают недобрые духи, на них лежит нечто вроде заклятия, у них "дурной глаз".
И вот Джильи выходит на сцену в "Огненном ангеле"… В сценах, когда пистолет "стрелял" тогда, когда герой был безоружен и наоборот, молчал, когда нужен был звук выстрела.
По ходу действия, когда Джильи - дона Альваро раненного выносили на носилках, статисты его уронили на сцену. Ничего не оставалось, как встать и улечься на носилки снова под хохот зала.
И в завершении всех несчастий на певце в ходе самой страстной сцены лопнули сзади аккурат по шву кожаные штаны… После этого Джильи поверил, что у опер тоже бывает "дурной глаз".

http://www.vdcr.ru/content/view/281/230/

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Вот два основных театральных суеверия.

"Мораль" (последнюю строчку) пьесы никогда нельзя произносить на репетиции. Свист в театре приносит несчастье.

Но люди театра имеют еще множество других.

Пятница считается ужасно несчастливым днем для любого рода премьер.

В раздевалку всегда нужно входить с левой ноги.

На дверь грим-уборной никогда нельзя вешать никаких картинок .

Из грим-уборной нельзя выносить мыло .

Мелодии из "Макбета" нельзя напевать во время репетиций.

Число "13" приносит ужасные бедствия. (Ни в одном театре вы не найдете грим-уборной номер 13 ).

На сцене ни в коем случае нельзя носить живые цветы - только искусственные !

Споткнуться и упасть на сцене (если этого не требуется по сценарию) - верный знак, что в этот день актеру нечего делать в театре.

Косоглазая девушка в кордебалете приносит беду всей постановке. Но эта опасность невелика, поскольку косоглазых не принимают даже в кордебалет.

Самая зловещая пьеса , приносящая театру больше всего несчастий, - это "Макбет". Существует поверье, что "Песня ведьм" способна вызывать злые силы.
Можно привести сотни примеров, когда несчастья случались с театрами или актерами во время постановки этой пьесы.
Самый свежий из них - это смерть г-жи Лилиан Бейлис, доброго гения "Old Vie Theatre". Она умерла как раз в тот момент, когда в театре шел "Макбет".

Несчастливыми детскими спектаклями считаются "Робин Гуд" и "Дети в лесу"; "Золушка" же, напротив, одна из самых счастливых.

Считается также, что если обувь актера скрипит , когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то в этой роли его ждет удача.

Однако, если он зацепится дебютным костюмом за гвоздь , он должен, невзирая на любые протесты администрации, вернуться за кулисы и снова выйти на сцену, иначе его постигнет неудача.

Споткнуться во время дебюта - значит в тот же вечер, спустя некоторое твремя, забыть свои реплики.

Желтый цвет считается в театре несчастливым.

Но самое плохое может случиться с актером или актрисой в том случае, если кто-то заглянет в зеркало через его плечо .

И вне театра актер свято верит в приметы:

Стоит ему ошибиться дверью , когда он идет на встречу с антрепренером или администратором, и он уже ждет неудачи в своих поисках роли.

И, наконец, о кошках.

Если во время репетиции кошка пройдет через сцену , то репетируемую постановку ждет успех.

Многие выше приведенные английские театральные суеверия аналогичны поверьям, распространенным среди русских актеров.

Так, на сцене свистеть можно только по ходу действия ("присвистнуть"), но свистеть в грим-уборной, за кулисами, стоя на выходе или еще где-нибудь нельзя ни в коем случае (если актеры услышат свист в театре, то свистуна "убьют").
Считается, что из-за свиста провалится пьеса, или на сцене случится какое-нибудь ЧП, или в театре не будет зрителей.

На сцену не выносят живые цветы , так как "с ними нельзя работать".

Споткнуться на сцене на правую ногу - хорошо, на левую - плохо: можешь забыть текст или случится какое-нибудь ЧП.

Есть роли, которые актеры не любят играть, они считаются "несчастливыми".

В отличие от своих английских коллег, русские актеры считают, что кошка не должна появляться на сцене, так как, пройдя по сцене, она "унесет" актерскую удачу. Хотя кошек в театрах держат.

Старые актеры, выходя на сцену, крестились.

Не дай Бог, когда переодеваешься, что-нибудь надеть на левую сторону - провалишь роль или что-нибудь забудешь.


Свистеть опасно

Приметы есть в каждом театре. В «Ленкоме», например, запрещено грызть семечки за кулисами или свистеть. Также строго к этому относятся в Малом театре, Театре им. Вахтангова и Театре им. Ермоловой. А у работников музыкальных театров поверье другое: дурным знаком считается, если щель на сцене и туда случайно попадает каблук. Значит, что-то артиста удерживает перед выходом к публике.

Меня предупреждали, что это грех»

Более загадочного заведения, чем театр, не существует. Некоторые артисты опасаются играть в пьесах Гоголя и Булгакова – считается, будто тексты авторов окружены мистикой.

– После одной истории я поверила, что театральная мистика существует, – говорит заслуженная артистка России Татьяна Малиновская. – Один модный кутюрье пригласил меня поставить шоу-дефиле. И, в частности, сделать номер специально для его коллекции. Мы приступили к репетициям, и я поняла, что его творчество можно блестяще показать, как бал у Сатаны. Взяли роман Булгакова, таинственную музыку Enigma, написали сценарий. Но все это происходило в Страстную неделю перед Пасхой. Меня предупреждали, что это страшный грех. Но я не верила…

И что вы думаете? Во-первых, в один из дней я начисто забыла, что мне надо играть спектакль. Этого прежде никогда не случалось.

Утром в театре я получила строгий выговор. Но это еще полбеды… В пасхальный день состоялся наш бал у Сатаны. Все валилось из рук. Звукорежиссер проспал, из-за него показ задержали на 1,5 часа. Когда он включал музыку, звучали совсем не те треки. Модели все напутали, выходили не оттуда. Словом, шоу-дефиле провалилось


Избегать суеверий – суеверие. Фрэнсис Бэкон
Актерам театра, кино и режиссерам-постановщикам воистину не занимать суеверий. В творческой среде суеверия и приметы актеров растут, как грибы после дождя, и играют, как это ни странно, не последнюю роль в организации киносъемок и театральных спектаклей. К приметам относятся столь серьезно, что считаются с ними во всем: от подбора костюмов и декораций до раздачи ролей и выбора дня премьеры. Нередки случаи, когда актер сам отказывается от роли из-за суеверия. При контрактной системе в России актеры даже оговаривали списки ролей, неприемлемых для исполнения. Узнать самые распространенные народные приметы актеров на счастье будет полезно студентам театральных студий, молодым специалистам и всем, чья деятельность связана со сценой или съемочной площадкой. Известно, что артисты – народ нервный: за простой свист в театре или попытку погрызть семечки могут выставить за дверь и запретить даже приближаться к зданию. Ужасная перспектива для первого рабочего дня, не правда ли? Но следует отдать должное беспокойству служителей искусства, многие приметы актеров действительно сбываются. А о спектаклях и фильмах с черной репутацией, таких как «Макбет», «Вий» и «Мастер и Маргарита», ходят легенды даже среди людей, далеких от театра и кино.

Приметы в гримерке и на репетиции

Театр начинается с вешалки, а рождается он в грим-уборной или просто – в гримерке. Это место с особой атмосферой: там актер оставляет все свои страхи и волнения перед выходом на большую сцену. Такое место просто не могло не обрасти суевериями, каждый шаг здесь должен быть продуман и взвешен. К слову, этот самый шаг в гримерку следует делать исключительно с левой ноги! Еще актерские приметы и суеверия гласят, что гримерка ведущего артиста обладает мистической силой, и если посидеть в ней какое-то время в одиночестве, то можно притянуть удачу и славу.

Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в гримерное зеркало через плечо актеру. Эта примета одна из самых страшных: считается, что с актером, которому заглянули через плечо, случится большое несчастье.

Плохая примета – рассыпать грим на гримерном столике. Это одна из причин аккуратности и образцового порядка в театральных помещениях

Нежелательно клеить любого рода картинки на дверь гримерной

Ни в гримерке, ни на репетициях нельзя ронять текст пьесы или сценария. Но если так случилось, что он все-таки упал, нельзя просто поднять лист с пола. Перед этим на него обязательно нужно сесть. В воду, в грязь, в снег – это проблема нерадивого актера. Соблюдается этот ритуал артистами всех возрастов неукоснительно.

Если кто-то принес мыло в гримерку, оно останется там навсегда. Выносить мыло – дурной знак. По другой версии – не разрешается давать свое мыло коллегам.

Число 13 наводит ужас на артистов. Вряд ли вы найдете театр, где есть гримерка под таким номером.

«Макбет» Шекспира – самое печально известное произведение за всю театральную историю. С ним связана масса мистических происшествий и трагических событий по всему миру. Поэтому в русских театрах категорически запрещено напевать песни из «Макбета», а в американских – произносить само слово «Макбет» без веской причины. Неуважение к этому слову, по мнению американцев, чревато закрытием театра.


Суеверия на сцене и съемочной площадке

Сценическая энергетика – вещь непостижимая для тех, кто ни разу не стоял на большой сцене. Сама атмосфера там наэлектризована до такой степени, что каждая деталь становится жизненно важной и вполне может заключать в себе разницу между блестящим представлением и полным провалом. Сам образ и дух театра насквозь пропитан суевериями и немыслим без них. Существуют тысячи актерских баек о совершенно неправдоподобных событиях, часть которых действительно имела место во время знаменитых театральных представлений или на съемках фильмов. Веками не утихают и завораживают слушателей рассказы об актерах, чьи трагические судьбы повторяют сыгранные роли один в один, и далеко не все эти рассказы – выдумка. Не стоит строго судить артистов за слабость к суевериям и приметам. Такова специфика их деятельности, что без мистики и тайны в ней не обойтись никак.
  1. Выход на сцену – это особый ритуал. У каждого актера он свой. Здесь можно встретить такой ассортимент разнообразных предрассудков, что перечисление их займет целую статью. Чаще всего актер предпочитает выходить на сцену с той стороны, с которой вышел в день первого успеха, и придерживается этой традиции до конца карьеры.
  2. На киносъемках есть традиция, напоминающая обычай разбивать бутылку шампанского о корпус корабля, уходящего в первое плавание. Только бьют не бутылку, а тарелку, и не о судно, а о штатив камеры. Тарелка, конечно же, должна разбиться, иначе судьба не предвещает фильму ничего хорошего в прокате. Осколки с именами участников съемочной команды разбирают на память.
  3. Пожалуй, наибольшее число суеверий связано со смертью на сцене или в фильме. И это не удивительно, т. к. многие актеры, умерев на сцене, вскоре умирали по-настоящему. Противостоять этому губительному действию роли помогает целый арсенал различных ритуальных приемов. Если актер ложится в гроб в спектакле, ему следует положить бутылку водки под голову, а после спектакля презентовать ее своим друзьям, которые выпьют за его здоровье. А в кино достаточно показать язык камере, не прерывая съемок, для чего приходится отдельно договариваться с оператором.

Каждый артист знает, что сцена - абсолютно «живое существо», она все чувствует. К кому-то она благосклонна, к кому-то - нет. Считается, что ночью в известных театрах, когда уже все закрыто, и все актеры ушли, оживают фантомы прежних исполнителей, слышна музыка, ахи-вздохи, эхо «браво и бис»! Театр ночью живет своими воспоминаниями.

Многие актеры имеют какие-то свои талисманы или совершают перед спектаклем какие-то ритуальные действия. Г. Вишневская даже приходила специально прощаться со сценой, когда покидала навсегда Россию.

О талисманах.

Е. Образцова всегда носила с собой игрушечного песика Бобку. Л. Паваротти в день своего первого концерта, получив от матери большой железный гвоздь, сделал его на какое-то время своим талисманом. Позже он заменил его на другой.

Вообще, гвозди, выдернутые прямиком из театральной сцены, самый распространенный талисман в театральной среде. Некоторые даже на шее их носят.

О приметах.

Перед премьерой нельзя говорить актрисам: «Желаю успеха». Надо говорить: «Ни пуха, ни пера!»

Актеру нельзя говорить: «Желаю удачи»! Следует сказать: «Сломи себе шею», -и плюнуть в его сторону.

Если актрисам по роли положено надевать в гриме большие ресницы, они никогда не берут новые, пользуются одними и теми же. Иначе можно потерять роль.

Известная актриса И. Мирошниченко всегда просила гримера склеивать старые ресницы. Гример стала называть этот процесс склеивания реанимацией, потому что ресницы уже разваливались не на 2 части, а на 3-4. Но актриса не желала брать других ресниц, поскольку она первый раз в спектакле вышла с этими ресницами, то и продолжать должна в них же.

Еще есть поверие, что если уронил текст роли, надо обязательно на него сесть.

Артист ТЮЗа Р. Духницкий рассказывал, что у него пару раз роль падала под кресла зрительного зала. И чтобы на нее сесть, нужно было лезть под кресла. В такие моменты актеры даже прекращают репетиции и смотрят, как же ты будешь выкручиваться из этого.

А если, переодеваясь к спектаклю, случайно надел что-то из костюма наизнанку, надо сразу снять, бросить на пол и сесть сверху. Иначе можно что-то забыть в роли или вообще потерять ее.

Пятница считается самым несчастливым днем.

Заходить в раздевалку всегда надо с левой ноги.

Нельзя вешать картинки на двери гримерки.

Нельзя напевать мелодии из «Макбет» во время репетиций.

Ужасные бедствия приносит число 13, поэтому в театрах нет грим-уборных с таким номером. В театре несчастливым считается также желтый цвет.

На сцене можно носить только искусственные цветы и ни в коем случае - живые.

Если актер споткнулся на сцене и упал не по сценарию, то в этот день ему лучше покинуть театр.

Если во время премьеры спектакля у актера скрипит обувь, значит, роль принесет удачу.

Но если в дебютном костюме зацепиться за гвоздь, надо вернуться за кулисы, не смотря на протесты администрации, а затем вновь выйти на сцену.

Нельзя заглядывать в зеркало через плечо, может случиться что-то ужасно плохое.

Самой зловещей пьесой считается «Макбет», она приносит театру больше всего несчастий.

Самые несчастливые детские спектакли - «Дети в лесу» и «Робин Гуд». Спектакль «Золушка» считается одним из счастливейших.

Некоторые актеры опасаются ролей в пьесах Булгакова и Гоголя, считается, что эти тексты мистические. Ходит много легенд о мистических несчастных случаях, связанных ними.

В некоторых театрах есть особые суеверия.

Запрещено свистеть и грызть семечки за кулисами в «Ленкоме», «Театре им. Ермоловой», «Театре им. Вахтангова», «Малом театре». В музыкальных театрах другое поверье. Плохой знак, если в щель на сцене попадет каблук, значит, актера что-то удерживает от появления на сцене.

Актеры МХАТа верят, что выходить на сцену надо только с правой ноги. Тогда спектакль пройдет успешно, и никто не забудет свою роль.

В театре Шевченко считается, чтобы премьера прошла очень успешно, надо перед началом спектакля обязательно прикоснуться к кулисам.

Вчера кто-то повесил в театре распечатку примет. Ага. Теперь суеверные мы.
Погуглил и оказалось, что это приметы английских актеров, так что нам покуй.
Но что-то совпадает.

Английские:

Последнюю строчку пьесы никогда нельзя произносить на репетиции.
Пятница считается несчастливым днем для премьер.
Свистеть нельзя.
В раздевалку всегда нужно входить с левой ноги.
На дверь грим-уборной никогда нельзя вешать никаких картинок.
Из грим-уборной нельзя выносить мыло.
Мелодии из "Макбета" нельзя напевать во время репетиций.
На сцене ни в коем случае нельзя носить живые цветы - только искусственные!
Косоглазая девушка в кордебалете приносит беду всей постановке.
(Но, правда, косоглазых не принимают в кордебалет).
Если обувь актера скрипит, когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то в этой роли его ждет удача. Однако, если он зацепится дебютным костюмом за гвоздь, он должен, вернуться за кулисы и снова выйти на сцену, иначе его постигнет неудача.
Желтый цвет считается в театре несчастливым.
Но самое плохое может случиться с актером или актрисой в том случае, если кто-то заглянет в зеркало через его плечо.
Если во время репетиции кошка пройдет через сцену, то репетируемую постановку ждет успех.

Свистеть в грим-уборной, за кулисами, стоя на выходе или еще где-нибудь нельзя ни в коем случае (если актеры услышат свист в театре, то свистуна "убьют"). Считается, что из-за свиста провалится пьеса, или на сцене случится какое-нибудь ЧП, или в театре не будет зрителей. В этом мы сходимся.
Кошка не должна появляться на сцене, так как, пройдя по сцене, она "унесет" актерскую удачу. Вот, здесь концептуальная разница трактовок, ага.
Если актер случайно уронил текст роли, то нужно обязательно сесть на него и зрительно представить себе семь знакомых лысых мужчин.
Не дай Бог, когда переодеваешься, что-нибудь надеть на левую сторону - провалишь роль или что-нибудь забудешь.
Дурным знаком считается, если щель на сцене и туда случайно попадает каблук.
Хороший знак, если во время спектакля артист нашел на сцене гвоздь.
Надевать шляпку с павлиньими перьями – не к добру.

Между прочим, я до этого знал только про то, что в театре семечки грызть нельзя, про то, что текст когда падает надо на него сесть, но про лысых мужчин впервые слышу. А гвозди мы постоянно находим на сцене, наши доблестные монтировщики постоянно их на сцене оставляют, особенно в спектаклях, в которых босиком люди ходят. Значит, хороший знак подтверждается, чо.

Апдейте: Кстати, до конца сезона на все билеты Ильхома скидка 20%. Это к чему такая примета, а?

Сохранено

Неимоверно талантливого артиста, потрясающего человека поздравляю с днём рождения. Желаю, чтобы с годами харизма не угасла, чтобы деятельность приносила славу, популярность и успех, чтобы всегда были силы и здоровье на исполнение своих желаний и достижение целей, чтобы сердце было наполнено любовью, а душа - светлым счастьем.

Поздравляю с днём рождения. Желаю блестящих и прекрасных выступлений, звонких и громких аплодисментов, приятных и восхваляющих комплиментов, интересных и увлекательных затей, замечательной погоды в жизни и за окном, чудесного настроения души и сердца.

Великолепный артист, человек разносторонних талантов и великого мастерства, в твой день рождения от всей души желаю частых поводов для улыбки, блестящих идей для деятельности, прекрасных возможностей для проявления своей натуры. Желаю верных поклонников, громких аплодисментов, чудных моментов жизни и счастливых историй любви.

Сегодня у замечательного и неповторимого артиста праздник, сегодня твой день рожденья. От души поздравляю и хочу пожелать море поклонников и везенья, неугасаемой искры таланта и мастерства, блестящего перевоплощения и магии колдовства. Желаю большой удачи, надёжного блага, верных почитателей и искренней любви.

С днём рождения, человек харизмы и таланта. Желаю не терять артистизма, не сомневаться в своём успехе и не оставлять в стороне своих идей. Пусть каждый день будет весёлым и чудесным представлением с эмоциями радости и громом аплодисментов в твою честь.

Желаю тебе яркой жизни, сотни творческих идей и множество интересных знакомств! Пускай каждый твой день будет насыщен радостными событиями и радужными красками! С наслаждением твори и всегда люби свое дело! Желаю тебе огромного счастья, взаимной любви, крепчайшего здоровья и, конечно же, достатка в доме!

Поздравляю с днем рожденья, любимчик публики и народа, гордость искусства и страны. Желаю неутомимого артистизма, яркой харизмы, совершенного таланта и большого успеха в любом амплуа. Пусть каждый день будет счастливым и прекрасным, как твой день рожденья - с аплодисментами, подарками, цветами и самыми добрыми пожеланиями.

Желаю творческих побед, свершений, звездной славы и удачных ролей. Пусть все будет романтично, как в кино, весело, как в комедии и заканчивается счастливо! С днем рождения!

С днем рожденья, с днём яркого настроенья и громких аплодисментов. И пусть в твоей жизни будет много таких прекрасных дней. Желаю всегда быть на волне позитива и славы, желаю браво справляться с любым амплуа артиста и всегда воплощать в реальность свои мечты!

С днем рождения, талантище! Желаю много ярких выступлений, безграничной фантазии и гениальности во всём! Будь счастлив и хорош собой. Люби, твори, мечтай, воплощай свои мысли в успех, совершенствуй себя и этот мир, лови позитив и радость каждого момента. Желаю больших возможностей и множества поклонников твоего таланта.