О великий, могучий русский язык. Великий, могучий русский язык

Все мы знаем, из средств массовой информации, что сейчас наблюдаются непонятные вещи с погодой, и якобы происходит глобальное потепление, а виной всему ставят парниковый эффект, и главное, в чём нас пытаются убедить, то, что парниковый эффект это плохо.

Чтобы разобраться, что же такое парниковый эффект, нам сначала нужно понять источник происхождения тепла и света на нашей планете.

Самым основным источником света и тепла для Земли, является наша звезда - Солнце.

На втором месте стоит геотермальная активность самой планеты.

На третьем радиоактивный распад изотопов и сжигание ископаемого топлива. Но третий вид источников энергии, являются, если так можно выразиться, производными, от Солнца.

Тут следует отметить тот факт, что сейчас, и в прошлом, и в будущем, жизнь на Земле возможна исключительно благодаря парниковому эффекту.

Средняя температура на поверхности Земли составляет 15°-17° C. Самая высокая температура, за всю историю наблюдений за погодой, на нашей планете была плюс 70.7 °C в пустыне Лут, Иран в 2005 году.

Друзья, если Вас заинтересовала эта статья, предлагаю посмотреть фильм по ней, и лично окунуться в атмосферу исследований:

На этом, я с вами не прощаюсь, впереди ещё много интересного.

До встречи в следующих статьях. Тема будет продолжена. Всего вам доброго, до свидания!

Как говорится - Велик и могуч русский язык. Сегодня многие уже не понимают, что они пишут, а точнее, что делают кучу ошибок. А зря. Все же когда с кем-то общаешься по переписке или на форумах, намного приятнее общаться с человеком, который не делает ошибок, нежели с тем, который написал - «Превет. Как дила? Я севодня асвобожусь в 9». Согласитесь, что это не очень приятно читается. Но вообще мы тут не правило русского языка изучаем, но просто хотелось бы привести несколько очень интересных и занимательных фактов о словах в русском языке.

  • Существует всего лишь несколько слов, где идут три одинаковых гласных подряд , а именно длинношеее (короткошеее, кривошеее) и змееед.
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке - Злой.
  • В русском языке есть два разных слова - Индеец (коренной житель Америки) и Индиец (житель Индии). Но зато практически во всех других языках эти слова пишутся и произносятся совершенно одинаково.
  • Слово «Вынуть» не имеет корня .
  • Всего три исконно русских слова начинаются на букву «А» - это Аз, Азбука, Авось.
  • Раньше на Руси нецензурные и неприличные слова назывались «Нелепыми глаголами ».
  • Многие англичане запоминают предложение на русском «Я люблю вас» благодаря трем английским, схожим по звучанию, словам - «Yellow Blue Bus (Желто-синий автобус)».
  • Самое длинное зафиксированное существительное в русском языке - «высокопревосходительство» (24 буквы), наречие - слово «неудовлетворительно» (19 букв), самый длинный предлог - «соответственно» (14 букв), частица - «исключительно» (13 букв), а самый длинный глагол - «переосвидетельствоваться».
  • Многие до сих пор спорят, как правильно произносить глагол «Победить» от первого лица. Победю? Или побежду? Таких слов нет, но филологи предлагают заменять это слово на «Стану победителем».
  • Почти все слова, где есть буква «Ф» - заимствованные . А.С. Пушкин очень гордился тем, что в его «Сказке о царе Салтане» буква «Ф» встречается всего в одном слове - Флот.
  • Считается, что нет слов, начинающихся на букву «Ы». Но это не так. Многие георграфические названия (города, реки) начинаются именно с этой буквы (Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт).
  • Сейчас многие не придают значения букве «Ё», а ведь из-за этого пустяка может получиться другое слово - падеж и падёж, осел и осёл, все и всё, небо и нёбо, совершенный и совершённый и др.
  • Не бывает таких слов как «НЕТУ» и «ИХНИЙ».
  • Слово «Зонтик» пришло к нам из Голландии изначально в уменьшительно-ласкательной форме, а лишь позже начали употреблять простое слово «Зонт».
  • Слова «Одеть» и «Надеть» - это два разных слова. Одевают другого человека, а надевают на себя. Чтобы легче запомнить, придумали такую короткую запоминалку - «Одевают Надежду, а надевают одежду».
  • В кириллице буква «Х» произносилась как «Хер», от этого и пошло слово «похерить», что означало «перечеркнуть на бумаге крестом», а лишь позже это слова приобрело свой современный смысл «Потерять».

Cлайд 1

Cлайд 2

Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский. Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Русский, украинский и белорусский относятся к группе славянских языков; Это произошло в XIV веке (примерно 700 лет назад)

Cлайд 3

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита? Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки) Слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Cлайд 4

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата - Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм греческие Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm славянские Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука - “дочка” греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

Cлайд 5

Кирилл и Мефодий кардинально перевернули бытие русского народа. Они передали ему кириллическую азбуку, которая стала кровью и плотью его культуры, которая жива и сейчас и которой набран на компьютере этот текст. И это величайший дар людям человека-подвижника. . Вот это и есть его слово, Его величайший почин Средь круговращенья земного, Рождений, скорбей и кончин.

Cлайд 6

В древнерусских канцеляриях существовала особая форма делопроизводства - столбцы. Лист бумаги разрезали на три полосы. Текст документов писали поперек, по узкой стороне бумажных полос, которые затем склеивали в виде ленты и сворачивали в столбец, иногда очень больших размеров. Подлинник «Соборного Уложения» 1649 года царя Алексея Михайловича представляет собой огромную ленту, состоящую из 959 отдельных склеенных листков. Длина этой ленты - около 309 метров!

Cлайд 7

При написании книг первую букву делали крупнее других и украшали, т.е. делали красивой. Раньше слово красный обозначало красивый. С тех пор принято начинать новый абзац с красной строки. некотором царстве, в некотором государстве…

Cлайд 8

«Перед Вами громада - русский язык!» Н.В.Гоголь Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. На русском языке творили свои замечательные произведения: А.С.Пушкин А.П.Чехов Н.А.Некрасов Л.Н.Толстой И многие другие замечательные писатели!

Cлайд 9

Они называли русский язык могучим и полногласным, кротким и грозным, пленительным и ласкающим, напевным и спокойным, журчащим неуловимыми ручейками, сияющим серебряными разливами рек, духовным и неисчерпаемо богатым, красивым и чистым, интересным и многообразным! И дальше вы убедитесь в том, что русский язык интересен и многообразен «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». «Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внуками дадим, и от плена спасем, Навеки». Анна Андреевна Ахматова Александр Иванович Куприн

Cлайд 10

Ребёнок – дитя – малыш – крошка – детёныш - малютка Родина – отчизна – отечество Смотреть – глядеть – взирать – пялиться – глазеть – глаз не сводить

Cлайд 11

Cлайд 12

Слона-то я и не приметил. Крутится, как белка в колесе. Львиная доля. Стоять на задних лапках

Cлайд 13

Остаться с носом Повесить нос Клевать носом Зима на носу Воротить нос Задирать нос Держать нос по ветру Получить по носу Выше нос Совать нос Чуять носом Зарубить на носу

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

«Великий, могучий и прекрасный русский язык»
Родной язык — это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.

Русский язык — это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык — это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках че-ловечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требо-вательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, неже-ли другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, все-гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме-чательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и заве-щали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и сво-бодный русский язык!»-писал И. С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — все воссоз-дается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.

Никто не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека,— результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспиты-вает чувство языка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразитель-ных средств и чистоту народного языка; учителя, кото-рые проводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже уроки математики, географии, физкультуры или труда); книга большого писателя, театр, радио, телевидение — все это способствует выра-ботке хорошего лингвистического вкуса у детей и взрос-лых, у всех слушателей и читателей.

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.

Сказка – это язык. Песня – это язык. Математическая формула – это тоже язык.

Мы думаем, размышляем, следовательно пользуемся мысленно словами - языком.

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.

Язык, как море. У одного берега воды прозрачны и солены, у другого – пресны и мутны. Языкознание изучает все виды, все изменения языка. Его интересует все, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли.

Заканчивая школу, каждый человек мечтает избрать себе профессию интересную. Кто-то увлекается географией, кто-то физикой. А ведь работа языковеда не менее интересна. Его окружает целый океан тайн и загадок. Мы думаем, что наука о языке самая серьезная, глубокая и увлекательная.

Интересно? Пойдемте с нами.

Вы узнаете много занимательного о словах.

Красив, богат, могуч русский язык!

«Сокровища родного слова –

Заметят важные умы –

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим муз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

А не читаем книг своих…»

А.С.Пушкин

Русский язык мы портим, употребляя без надобности иностранные слова.

Иван Тургенев призывал к благоговейному отношению к русскому языку. Говорил о том, что каждый говорящий на русском языке, должен бороться против опасностей, ведущих к ослаблению и порче родного языка.

Русский народ шел своим великим историческим путем век за веком. Как ни менялось его лицо, лицо многомиллионного народа, он оставался самим собой и при Владимире Киевском, и при Иване Грозном, и во дни 1812 года. Что же скрепляло его единство? Что же такое живет в долгих веках неистребимое, что заставляет нас чувствовать своим братом и соплеменником сурового воина Святослава, и мудрого летописца Нестора, и славного флотоводца Ушакова?

Конечно, русский язык!

На русском языке 750 лет назад прозвучали величавые патриотические слова Игоря-князя, призывающие воинов к защите Родины своей: «Братие и дружинно! Луче – же потяту бытии, неже полонену быти!», т.е. легче претерпеть смерть в бою за Русь, чем быть взятым в плен ее врагами.

Этот же язык гремит боевой трубой в знаменитом обращении Петра Первого в день Полтавской битвы: «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы Россия жила в благоденствии и славе…»

Любите и изучайте свой родной русский язык!

Откуда это слово явилось к нам?

«Самолет» – что это за предмет? Если у вас спросить об этом, вы посмеетесь. А зря. Вот какова история слова.

Когда войска Петра Первого взяли крепость Орешек и город Шлиссельбург у истока Невы, «Особый отряд был переправлен на правый берег и овладел находившимисятам укреплениями, прервав сообщения крепости с Выборгом, Кексгольмом. Флотилия же блокировала крепость со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы…». Вы скажете, что при Петре Первом авиации не было! И правильно!

Итак, приглашаем провести военно-историческое расследование. Оказывается, двести лет назад «самолетом» называлось нечто, очень мало похожее на наши самолеты. Впрочем, если вы спросите у современного сапера, он вам сообщит, что это особый самоходный паром, движущийся силой речной струи. На таком именно «самолете» Петр Первый поддерживал связь между частями, находящимися по обе стороны могучей реки.

А вот, если вы возьмете в руки «Энциклопедию», вышедшую в свет в 1900 году, то найдете, что слово «самолет» обозначает ручной ткацкий станок , с приспособлением для более удобной перекидки челнока.

А, кроме того, мы хорошо помним из русских сказок, что «самолетом» называлось все то, что умело по воздуху само летать.

Так, когда потребовалось новое слово для обозначения летающей машины, русский язык легко нашел его. Ведь слово «самолет» существовало с древних веков.

История слова

Давайте посмотрим на словарный фонд русского языка на примере.

С древних времен в ядре корневых слов находится известное слово-корень «лов». В «Начальной летописи», под датой 21 мая 1071 года, сказано о том, как князь Всеволод за городом Вышгородом в лесах «Деял зверины ловы». «Лов» тогда уже означало: охота сетью, поимка зверя. В поучении Владимира Мономаха детям тоже говорится, что великий князь много трудился, всю жизнь «ловы Дея»: он связал своими руками 10 и 20 диких коней, охотился и на других зверей. Он же сообщает, что «сам держал ловчий наряд», то есть содержал в порядке охоту, конюшню, ястребов и соколов.

Значит, уже в 11веке слова «лов», «ловчий», «ловитва» существовали и были известны русскому народу. Несколько веков спустя, слово приобрело иное значение: в грамотах Московской Руси упоминается «бобровые ловы» и «рыбные ловы», которые один собственник передает или завещает другому. Теперь это слово обозначает и место, на котором можно охотиться, промышлять.

И сейчас в нашем языке живет слово «лов». Но мы опять его понимаем немого по-другому. Слово «лов» «обросло» множеством слов-родственников. Зато слово «ловитва» не употребляется вовсе.

Смысл же родственных слов разный. Например: «ловчий» - старое

Слово, мы понимаем как «занимающийся охотой». А есть слово современней «ловкий». Корень один, а смысл? «Ловкий» значит:

  • искусный в движениях, обнаруживающий большую физическую сноровку, гибкость;
  • изворотливый, находящий выход из любой сложной ситуации.

И вот, что еще интересно. В русском языке слово «ловка» обозначает – капкан, западня, но встречается только в составе сложных слов: мышеловка, крысоловка. А у болгар, славянских братьев, например это слово существует самостоятельно «ловка – ловушка».

Сколько же родственников у корня «лов» спросите вы?

Наблюдайте! Считайте!