Название стоянок древних людей во времена палеолита. Первобытные стоянки на территории Росcии. Гаража Н.В. Сам себе экскурсовод

Описание презентации Первобытные стоянки на территории Росcии. Стоянки палеолита: по слайдам

Сунгирь - палеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноименного ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером. Предполагаемый возраст 25 тысяч лет.

Погребения. Сунгирь прославилась своими погребениями: 40 -50 -летнего мужчины (так называемый Сунгирь-1) и подростков: мальчика 12 -14 лет (Сунгирь-2) и девочка 9 -10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья, включая копье длиной 2, 4 м. Погребения были присыпаны охрой.

Хозяйство Основным занятием сунгирцев была охота на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах. За все время раскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий труда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, д олотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью. Сунгирскую стоянку отличает большое количество изделий из кости, рога и бивня мамонта (мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы» , оружие, украшения, фигурки животных), а также высокая техника их обработки.

СТОЯНКА КОСТЁНКИ Здесь в 19 в в с. Костёнки близ Воронежа на территории около 10 кв. км, в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века, часть из которых являются многослойными. Люди современного типа проживали здесь, в среднем течении Дона на территории нынешней России, как минимум за 20 000 лет до того, как они появились в Центральной и Западной Европе. В пользу этого говорят новые артефакты, обнаруженные за последние годы. например, человеческие захоронения «в возрасте» от 35 000 до 40 000 лет, предметы культуры

Костенки Жилища были округлыми или овальными в плане, часто коническими по форме и перекрывались шкурами. Основание жилища закреплялось черепами мамонтов и тяжелыми костями, концы которых закапывались в грунт. На крыше шкуры прижимались рогами оленя и клыками мамонта. В конце ледникового периода вместо костей мамонта стали использоваться прутья и бревна. Внутри жилища был один или несколько очагов, расположенных в центре или вдоль оси. Орудия труда и одежда, еда были общинной собственностью- все сородичи имели равные права. Жилища палеолитического человека (реконструкции): 1, 2 – Костёнки, 3 европейские стоянки. Образцы жилищ в верхнем палеолите из раскопок стоянок на территории нашей страны

Костёнки. Воронежская область. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки. Однако, стоит отметить, что останкам из погребения на стоянке Костёнки 14 присущи отдельные черты негроидного типа, а у детей из Сунгиря зафиксированы признаки монголоидности. Это может свидетельствовать о том, что формирование рас ещё не было закончено. Признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно-климатической среде у людей произошло окончательное разделение на расы. На фото — реконструкция аборигенов

Венерам из Костенок более 20 тысяч лет Палеолитический пейзаж в районе Костенок Почти все известные в России погребения эпохи верхнего палеолита найдены именно в Костенках. Сделанные археологами находки позволили восстановить облик первых людей, узнать об их быте и образе жизни. Это был период последнего и самого сурового в истории земли ледникового периода - валдайского. Вслед за отступающим ледником на север уходили привычные к холоду олени, песцы, мускусные быки и, конечно же, мамонты. Именно они привлекли сюда первопроходцев каменного века. К этому времени люди уже постигли приемы охоты на крупных стадных животных На фото — развалины жилища из костей мамонтов.

Капова пещера расположена в Башкирии на Южном Урале и является палеолитической стоянкой того же периода, что и Сунгирь. Пещера труднодоступна и хорошо сохранилась. Она имеет множество залов и этажей. В 300 м от входа найдено очень много рисунков животных периода палеолита – мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей и др. В пещере жили люди 13 -14 тыс. лет назад. Обнаружены орудия труда, 4 бусинки, нож, подвески, часть глиняной лампы-светильника – редчайшая для палеолита находка. Пещера находится на реке Белой в заповеднике «Шульганташ» Башкирии.

Льяловская археологическая культура эпохи неолита Поселение 4 -3 тыс. до н. э. в р-не с. Льялово под Зеленоградом самое старое среди неолитических культур Европы. В настоящее время в Подмос-ковье известно огромное количество поселений, относящихся к Льяловской археологической культуре, охватывающей территорию междуречья Оки и Волги. . . Иисследованы остатки построек круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Есть жилища размером 140 кв. м, а в Ивановской обл. — жилище объемом в 200 кв. м. Льяловская культура входит в культурно-историческую общность лесного неолита Восточной Европы. Главным ее признаком является наличие глиняных круглодонных и остродонных сосудов, украшенных по всей поверхности орнаментом в виде ямок и оттисков гребенчатого или зубчатого штампов. .

Трипольская энеолитическая культура Трипольская культура - археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень). Время существования вторая половина VI – 2650 г. до н. э. Занятия жителей: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Жилища - сначала землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки» . Позже двухэтажные дома. Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения).

Реконструкция одежды трипольцев по керамике Ритуальная одежда жриц Великой богини Матери. Женские изображения одежды на керамике и их реконструкция

Деревня Фатьяново Фатьяновская культура- археологическая культура бронзового века (2 -е тыс. до н. э.) в Верхнем Поволжье и Волжско-Окском междуречье. Названа по деревне Фатьяново, близ Ярославля, где раскопаны грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и др. Население занималось скотоводством, отчасти земледелием.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА Фатьяновская культура археологическая культура бронзового века (2 -е тысячелетие до н. э.). Названа по впервые открытому могильнику у деревни Фатьяново, близ Ярославля. На территории современной Москвы могильники Фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. Раскопаны и исследованы ряд могильников. Во II тыс до н. э. в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье была распространена так называемая фатьяновская археологическая культура, относящаяся к эпохе бронзы и представленная только могильниками да отдельными случайными находками. Жители фатьяновского поселения — были людьми «средиземноморского» типа - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком.

На западе родственники фатьяновцев, объединяемые мегакультурой «боевых топоров» (по наиболее общему, характерному для всех этих культур признаку), известны в Швеции, Чехословакии, Германии, Польше, Дании и в Прибалтике. Умерших хоронили в скорченном положении с оружием (каменные и медные топоры, копья, стрелы), орудиями из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, долота, шилья, булавки, мотыги и др.), украшениями (ожерелья из зубов, костей, раковин, янтаря), глиняной посудой (шаровидные сосуды с нарезным орнаментом, солярными, то есть изображающими солнце, знаками на днищах). Встречаются кости домашних и диких животных. Основные занятия племён Фатьяновской культуры - скотоводство, охота; складывалось земледелие; была известна металлургия бронзы. Общественный строй - патриархально-родовой. Для верований характерны культы солнца, предков, медведя. Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности - так называемой культуры боевых топоров и шнуровой керамики, создателями которой были древние индоевропейские племена. Фатьяновцы были скотоводами – найдено захоронение мужчин с собаками и сосудами для сбивания масла. В могилу клали овец и коз. Умели плавить металл и делать железные топоры. боевой топор фатьяновской культуры из диорита

ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА археологическая культура раннего железного века в междуречье Волги и Оки. . . Названа по городищу у села Дьякова под Москвой. На дьяковских городищах, которые были родовыми поселениями скотоводов, находят железные ножи, шилья, топоры, серпы, глиняную посуду с отпечатками грубой ткани, изделия из кости. Это Культура железного века Iпол. I тыс. до н. э. – I пол. I тыс. н. э. Археологическая культура железного века, существовавшая в VII до н. э. - VII веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери, муромы, веси. Дьяковцы по одной из версий (есть и другие) пришли из-за Урала и сменили фатьяновскую культуру. На смену дьяковцам пришли славянские племена кривичей и вятичей, возможно ассимилировавших дьяковцев. Для дьяковской культуры характерна лепная керамика, скифские украшения, глиняные грузики неясного назначения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости. Дьяковцы жили в небольших укрепленных городищах, которые обычно устраивали на мысу; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Мертвых дьяковцы хоронили в т. н. «домиках смерти» (прообраз избушек на курьих ножках Бабы-Яги). Один из них обнаружен близ Рыбинска (Ярославская область), другой под Звенигородом (Московская область).

1 — шейная гривна; 2 — пряжка с выемчатой эмалью; 3 — наконечник стрелы; 4 — медная привеска; 5 — медный бубенчик; 6 — глиняный грузик; 7 — статуэтка лошади из кости. Основа хозяйства племён Дьяковской культуры - оседлое скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); существенна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков н. э. приобретает большее значение. Вид Дьяково с самолета в районе Коломенского в Москве

Воронцовские пещеры

О бщее число пещер только на территории Сочинского национального парка составляет около 200, из них четверть представляют интерес для использования в научных целях для спелеотуризма. Для туристических целей особый интерес представляют следующие пещеры Сочи: Ахтышская пещера и Воронцовские пещеры, которые были стоянками первобытных людей. В них проводились научные исследования и сейчас пещеры оборудованы для посещения туристами.

Ахштырская Пещера (с. Казачий Брод, Адлерский район)


Ахтышская пещера

Любители древней истории и туристы, увлеченные красотами подземного царства, обязательно должны посетить одну из самых интересных пещер России т.к.

  • по мнению мифологов, именно нут произошла встреча Одиссея с циклопом Полифемом;
  • это древнейшая и крупнейшая стоянка первобытного человека на территории России;
  • пещера адаптирована для посещения ее туристами.

Ахтышская пещера

Пещера образовалась примерно 350 тысяч лет назад, когда воды реки Мзымты вымыли его в толще мягкой известняковой породы. Ученые установили, что первые люди (неандертальцы) появились здесь приблизительно 70 тысяч лет назад, но они покинули подземные лабиринты, часто заливаемые водой.

А 35 тысяч лет назад здесь жили кроманьонцы, научившиеся изготавливать различные изделия из глины и бронзы и благоустроившие Ахштырскую пещеру. Под землей было холодно, сыро, постоянно гулял ветер, и древние жители возвели каменные перегородки, защищавшие их от сквозняков.


Одиссей и циклоп. Иллюстрация А.С.Плаксина.

Считается, что в античные времена в загадочных гротах побывали греческие колонисты, а Гомер, вдохновленный историей про Ахштырскую пещеру, в которой обитали грозные гигантские медведи, рассказал всему миру о доблестном Одиссее, сразившемся в каменном лабиринте с одноглазым циклопом.

Подземные гроты были открыты в сентябре 1903 года французским ученым и основоположником спелеологии Эдуардом Мартелем , который по приглашению российского правительства побывал на Черноморском побережье Крыма и Кавказа. В Сочи Мартель занимался исследованием перспектив водоснабжения города.


Эдуард Мартель – отец спелеологии

На какое-то время открытие было забыто, и только в 1936 году советский археолог С.Н. Замятнин, заинтересовавшийся подземными гротами, установил, что там, где находится Ахштырская пещера, располагалась первая стоянка древних людей. Были обнаружены около шести тысяч археологических находок, которые сейчас хранятся в историческом музее города Сочи.


Ахтышская пещера

В 1978 году пещеры получили статус памятника первобытной архитектуры, но вход в научный объект был надежно закрыт. И лишь в 1999 году пещеры оборудовали искусственным освещением, оснастили лестницами с широкими ступенями, деревянными настилами и открыли для экскурсий. В 2013 году Ахштырская пещера стала номинантом в конкурсе “Десять визуальных символов России”.


Смотровая площадка Ахтышской пещеры

Путешествие по залам занимает около часа, а заканчивается путь на смотровой площадке, с которой открывается прекрасный вид на ущелье. Далеко внизу, среди скалистых берегов несёт свои воды к Чёрному морю река Мзымта (самая длинная река в России из впадающих в Чёрное море). Она обладает бурным горным характером и переводится как Бешенная. А ведь когда-то давно, 350 тыс. лет назад уровень воды был настолько высок, что она доходила до самого входа в пещеру, а бывало и затапливала её. Прошло 50 тыс. лет и вода отступила, оставив пещеру высоко на скале.


Вид со смотровой площадки Ахтышской пещеры на р. Мзымту

Как найти пещеру : нужно ехать со стороны Сочи по трассе на Красную Поляну. Далее свернуть по указателю на поселок Казачий Брод и двигаться прямо до указателя на «Ахштырскую пещеру».

Воронцовские пещеры (Хостинский район)


Воронцовские пещеры

О Воронцовских пещерах стало известно чуть более века назад. Но исследовать их начали только в середине 20-ого века. Первые раскопки проводились в 1957 году и обнаружили следы проживания первобытного человека. После того, как исследования закончились, осмотреть пещеры получили возможность туристы. Полностью экскурсионный маршрут был готов в 2000 году. Все предметы, обнаруженные в Вороновских пещерах, переданы сочинскому Музею Истории, где в настоящее время их можно увидеть.

Воронцовские пещеры

Воронцовские пещеры имеют самую протяженную лабиринтовую систему переходов в Краснодарском крае – это 12 км (шестая по протяженности в России), но для обычных туристов открыто не все – стандартный маршрут по малому кольцу в сопровождении гида составит около сорока минут, протяженность экскурсии составляет 600 метров. Осмотр пещер начинается с грота Прометей, его длина составляет 120 метров. Оттуда экскурсия переходит в Люстровый или Театральный зал. Свое название он получил благодаря множеству красивых натеков. Длина его около 20 метров, а ширина 9 метров. Натечных образований много в Круглом зале и гроте Прометей. Тропа оборудована и освещена, поэтому маршрут не представляет особых трудностей ни для пожилых людей, ни для детей.


Воронцовские пещеры

Экскурсия по Большому кольцу сложнее и продолжительнее. Экскурсантам приходится подниматься по колодцам и проходить по обводненным залам. Из-за своей сложности экскурсия по Большому кругу заказывается индивидуально.


Воронцовские пещеры

Воздух в пещерах целебный: он уничтожает болезнетворную микрофлору в носоглотке и верхних дыхательных путях (в трахее, бронхе). Температура в пещере всегда одна и та же независимо от времени года +12 градусов.


Воронцовские пещеры

Около Воронцовских пещер встречаются бук, дуб, яблони, груши, каштан, шиповник и заросли ежевики, кавказская лавровишня и реликтовый самшит. Пещеры представляют собой карстовую систему, которая соединена с поверхностью склона несколькими ходами.

Как найти пещеры: доехать на рейсовом автобусе (№127) от автовокзала поселка Хоста до остановки Калиновое озеро, затем идти по ходу движения автобуса в сторону села Воронцовка и далее до автостоянки экскурсионных автобусов, это примерно 7 км. От стоянки автобусов идти налево вверх по асфальтированной дорожке мимо памятника погибшим летчикам и мимо поста Национального парка Сочи. Далее нужно пройти 900 метров по грунтовой дороге и 400 метров по тропинке и Вы подойдете к гроту Прометей - главному входу в Воронцовские пещеры.

В течение всего года группа охотников со своими семьями кочевала с места на место, следуя за животными. «Терра-Амата» они посещали поздней весной. Желтый ракитник цветет поздней весной. Палеонтологи обнаружили ископаемую пыльцу этих цветков, по которой они и определили время года, когда была разбита стоянка. Женщины, вероятно, собирали съедобные ракушки на берегу, не отходя от стоянки. Это самый древний из всех обнаруженных доселе окаменевших следов человека. Очевидно, человек поскользнулся на этом самом месте около 350 000 лет назад, оставив глубокий отпечаток своей пятки в речном иле. В «Терра-Амата» палеонтологи обнаружили остатки деревянной хижины примерно девять метров в длину и пять метров в ширину. Они также нашли каменные орудия и окаменевшие кости животных. Эту хижину первобытные люди соорудили из веток с двумя деревянными шестами, поддерживавшими крышу. Возле хижины высились скалы, защищавшие ее от ветра. Люди спали на шкурах вокруг костра, который постоянно горел внутри хижины. Там же был обнаружен и плоский камень, на котором сидели те кто изготовлял каменные орудия (см. статью « «). Мужчины отправлялись на охоту, дабы обеспечить пищей все племя. Они знали, что слоны и носороги ходят на водопой к реке, протекавшей вблизи от стоянки. Они охотились на слонов, носорогов, оленей и свирепых кабанов, обитавших в окрестных лесах. Стоянка должна была находиться поблизости от источника , так как у людей еще не было посуды, в которой можно было бы носить . В наши дни уровень моря понизился, и место стоянки оказалось посреди города, на изрядном расстоянии от берега.

Эти люди еще не умели добывать огонь (читайте статью « «). Скорее всего, они носили с собой горячие угли от предыдущего костра и с их помощью разжигали огонь на новой стоянке. Возле костра находилась своего рода «кухня», то есть место, где они готовили пищу. Первобытные люди были очень неаккуратными и оставляли всякий мусор и кости животных прямо в хижине. Костер они обкладывали галькой, дабы заслонить его от ветра, и песок в этом месте запекся и почернел от жара.

Человек появился на Северо-Западном Кавказе более 700 тысяч лет тому назад.

Человеческие группы, передвигаясь с юга, через Закавказье, постепенно заселяли южный и северный склоны Кавказских гор, предгорья и равнины Закубанья - нынешнюю Адыгею и прилегающие территории.

В истории развития человеческого общества - это первобытнообщинный строй, эпоха палеолита, который делится на ранний (или нижний) и поздний (или верхний).

В период раннего палеолита и происходит активное заселение Северо-Западного Кавказа первобытным человеком.

Об этом говорят многочисленные стоянки и местонахождения палеолитических орудий как в Закубанье, так и на Черноморском побережье Краснодарского края.

Некоторые из таких стоянок мы и решили увидеть.

Дорога к ним - живописная, окруженная горами, с неспешно прогуливающимися и жующими травку Буренками.

Помимо наглых коров, гуляющих прямо по трассе, наше внимание привлек какой-то на вид заброшенный заводик, или что-то в этом роде.

В ранний период своего существования первобытный человек не строил постоянных жилищ, а старался использовать естественные убежища: пещеры, гроты, скальные навесы.

В Майкопском районе известны две пещеры, где были проведены археологические раскопки, в результате которых выявлены стоянки первобытного человека.

Одна из пещер - Даховская, расположенная высоко над рекой при впадении реки Дах в Белую.

Пещера относится к коридорному типу и была не удобна для заселения. Для жилья была пригодна только небольшая входная часть пещеры.

В ней жили люди эпохи раннего металла - майкопской культуры, она же использовалась для жилья адыгскими племенами в эпоху средневековья.

Заселяя пещеры, первобытный человек обживал только входную часть и использовал площадки перед входом.

В непогоду перед входом в пещеру устраивали заслон из ветвей, а внутри жилища разжигали костры.

Местонахождения наиболее раннего периода эпохи нижнего палеолита, так называемой эшельской культуры, известны на р. Фортепьянке близ Майкопа, в окрестностях станицы Абадзехской на реке Средний Хаджох, близ города Абинска на р. Адагуме и в других местах.

Наиболее крупной является Абадзехская стоянка.

На ней собрана уникальная коллекция каменных орудий - около 2000 экземпляров.

При раскопках палеолитических стоянок находят большое число каменных изделий и костей животных - предметов охоты первобытного человека.

Охота и собирательство являлись главными источниками существования древнейших людей. Пищей служило то, что давала природа, но для "получения" надо было затратить много труда.

В тех местах, где не было пещер и гротов, древний человек селялся по берегам рек, котрых в Краснодарском крае и республике Адыгея огромное количество.

Посещение древних стоянок, пещер - очень любопытное занятие, в ходе окторого можно увидеть и узнать много нового и интересного.

Очень жаль, что многие интереснейшие места находятся в сильном запустении. В России столько уникальных, прекрасных мест, но туризм развит слабо, и во многих случаях дорогу к таким местам знают лишь местные, которые тайкоп, за определенное метриальное вознаграждение соглашаются показать, как до туда добраться, или если место совсем глухое, проводить до него самостоятельно. В отличие от большинства развитых стран, которые ценят все памятники, как природные, так и культурные, находящиеся на их территории, Россия являтся исключением.

Жаль, что ко многим красивейшим и уникальным местам у нас в стране такое пофигистическое отношение.

Палеолитические охотники предпочитали селиться на ровной или слабо пересеченной местности поблизости от воды. Поэтому позднепалеолитических поселения следует искать неподалеку от ручьев или озер, у слияния рек, на равнине или пологих склонах холмов. Со времен позднего палеолита рельеф местности почти не изменился. Иначе обстояло дело в раннем и среднем палеолите. Большинство памятников этого периода было обнаружено на речных террасах и в пещерах. Находки на открытом пространстве гораздо более редки, хотя мы и знаем заведомо, что уже в то время человек предпочитал селиться в жилищах открытого типа, уходя в пещеры только в периоды резкого похолодания. Климат, несомненно, в значительной степени обуславливал образ жизни и тип жилища палеолитического человека. Из жизни современных отсталых народов, населяющих тропики, известно, что в засушливые периоды они вполне удовлетворяются легкими шалашами кратковременного характера, предохраняющими их от палящих лучей солнца или от жаркого ветра. Только в дождливый сезон они ищут убежища от тропических ливней, "вселяя скальные навесы и пещеры или поднимая жилище над поверхностью земли, чтобы избежать затопления дождевыми водами.

На открытой местности без естественных скальных навесов палеолитические охотники строили полуземлянки или землянки, т. е. жилища с жестким, часто куполообразным каркасом, углубленные в землю. Разница методу полуземлянкой и землянкой заключается в степени углубления в материк. В теплое время года, особенно в европейской периглациальной области, наиболее частым жилищем был шалаш. Он легко переносился, имел простую конструкцию и вполне удовлетворял нехитрым требованиям кочевого образа жизни охотников. Таким образом, жилища палеолитических охотников, а возможно охотничьих культур вообще, можно подразделить на три основных типа: простейшие убежища разных видов, шалашеобразные конструкции и жилища долговременного характера с жестким остовом. Простейшие убежища служили кратковременным жильем в тех местах, где климат не требовал более солидной защиты от холода. Использование легких юрт летом и постоянных жилищ зимой известно из недавнего прошлого некоторых сибирских народов или эскимосов. Тип жилища и его конструкция в значительной степени зависели от доступного материала. В Европе у края ледника, где дерево было редкостью остов жилища складывался из бивней мамонта оленьих рогов и длинных костей животных Аналогии в историческое время известны и Восточной Сибири, где для каркаса использовались челюсти и ребра китов. Еще в прошлом век встречались землянки, у которых вся конструкция над котлованом попросту засыпалась землей хорошо защищавшей от холода. Жители степных районов еще и сегодня часто перекрывают простейший остов дерном. Возможно, так же выглядели и жилища первобытного человека. Легкие убежища и шалашеобразные конструкции палеолитический человек строил также в пещерах Люди обычно не пользовались всей пещерой, но с помощью перегородок создавали себе личные жилища - что-то вроде „отдельных квартир." Находки палеолитических жилищ редки, но еще реже находки целых поселений, позволяющие изучить их планировку. Небольшое поселение граветтийского (павловского) времени открыто близ с. Долни Вестонице в Моравии (его возраст по радиокарбоновому методу около 25 тыс. лет). Другие такие скопления жилищ встречаются на Украине в стоянках Костенки, Авдееве и Добраничевка. Первое палеолитическое селище было открыто С. Н. Замятниным в 1927 1. на территории с. Гагарина на Украине. Изучение планов и остатков палеолитических жилых объектов затрудняют два обстоятельства: во-первых, характер отложений, в которых залегают находки, а во-вторых, старая техника раскопок, принятая в прошлом. Дело в том, что ранее производились отдельные разведочные раскопы большей или меньшей площади, не позволявшие выявлять взаимосвязи между отдельными находками. Несовершенной была и документация старых исследований, в ней отсутствовали подробные зарисовки (чертежи) открытых площадей, которые часто заменялись лишь куцым словесным описанием. Только по еле того, как археологи стали закладывать рас копы большой площади, стало возможным лучше распознать и классифицировать находки по их взаимосвязям и аналогиям. Успех исследований всегда во многом зависел от стратиграфических условий, от характера отложений. Гораздо легче открыть стоянку в лессе, где каждая деталь. хорошо различима, чем вести раскопки в каменистой осыпи, поэтому большинство находок палеолитических стоянок происходит с лессовых территорий Центральной Европы, Украины и Сибири.

Самая древняя находка, которую можно рассматривать как остатки жилища, была сделана в Восточной Африке. Это расположенное кругом нагромождение камней, открытое Л. С. Б. Лики в Олдувайском ущелье в слое, отнесенном к началу плейстоцена. Находке, следовательно, около 2 млн. лет, и если это действительно искусственное сооружение, то его создателем мог быть только предшественник человека Ното Наbilis, остатки которого найдены в том же слое. Вполне возможно, что это действительно строительный материал, который в качестве грузила прижимал к земле нижние концы ветвей и шкур, образующих кровлю, а не просто случайное скопление камней - игрушка природы. В центральных районах Эфиопии, примерно в 50 км к югу от столицы страны Аддис-Абебы, французские археологи открыли на берегу реки Аваш несколько богатых стоянок. Самая важная из них - Гарба. В этой стоянке с Олдованской культурой было открыто свободное утрамбованное пространство, наводящее на мысль о глинобитном поле простейшего жилища. По периметру этого пространства залегали кучки камней, посредством которых могли быть заклинены в ямках столбы или другие элементы несложной конструкции. В отличие от окружающего пространства утрамбованный „пяточок" был совершенно пустым: здесь не было обнаружено ни орудий, ни костей или камней; скорее всего это было место ночлега.

НАХОДКИ ЖИЛИЩ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Самые древние в Европе остатки жилища открыл де Люмлей на французской Ривьере близ Ниццы. Стоянка называется Терра Амата и принадлежит к ашельской культуре. Неда леко отсюда, в пещере Грот дю Лазарет был обнаружен другой тип ашельского жилья. В 1957 г. в слое.№ 5 здесь были открыты остатки хижины размерами 11х3,5 м. Хижина стояла внутри пещеры, недалеко от входа, прислоненная к стене, и была распознана по нагромождению каменных орудий и костей, которые находились исключительно в пределах жилого объекта. Вне хижины находок было крайне мало. По периметру хижину обрамляли камни, несомненно принесенные сюда человеком с целью укрепления ее стен. Именно наличие стен ограничивало разброс находок вне пределов жилища. Остов хижины, видимо, опирался о боковую стенку пещеры, но не прилегал к ней. Вдоль стены пещеры протянулась узкая полоса земли. не содержащей почти никаких предметов, а это свидетельствует о том, что каменная стена не образовывала одновременно внутренней стенки жилища, но была отделена от нее узким проходом, что предохраняло хижину от просачивающейся воды. Ни ямок для столбов, ни других следов конструкции не было обнаружено, за исключением семи кучек камней, расположенных с интервалами 80-120 см, причем в центре кучек всегда оставалось свободное место. Это дает нам основание предположить, что камни служили для закрепления деревянных колов или столбов. Но если бы столбы из этих точек просто упирались в боковую стену пещеры, внутреннее помещение было бы слишком низким. Кроме того, если бы опорные столбы располагались под углом к полу, иначе выглядели бы и кучки камней. Судя по ориентации их "кратеров", столбы закреплялись в них вертикально, и на них горизонтально были положены потолочные балки, противоположные концы которых покоились на узком выступе каменной стены пещеры. Это обеспечивало стабильность всей конструкции. Вполне возможно, что опорные столбы остова имели на верхнем конце вилкообразное разветвление, в которое входили балки потолочного перекрытия.

В одном месте интервал между кучками камней был больше обычного: по-видимому, здесь находился вход. О том же говорит и разброс находок каменных орудий и костей, которые только в этом направлении выходили за пределы жилища. Вход был ориентирован внутрь пещеры, таким образом к выходу из пещеры была обращена задняя стенка хижины. Вход был неширокий, до 80 см. Восточней от этого места имеется еще один разрыв в цепочке камней; возможно, здесь находился запасный выход или лаз. У задней стенки хижины, направленной в сторону выхода из пещеры, были сосредоточены самые крупные валуны: надо полагать, здесь была заградительная стенка, предохранявшая от ветра и непогоды.

Кровля жилища была, по-видимому, сработана из шкур животных, которыми был обтянут остов. Это был практичный материал, хорошо Удерживающий тепло и предохраняющий людей от ветра и воды, капающей с потолка пещеры. Концы шкур прижимались к земле все теми же камнями. По расположению найденных предметов, золы и костей видно, что внутреннее помещение было разделено (возможно, перегородкой из подвешенных шкур) на две части. Сразу за входом находились сени или тамбур, где не было очага и где находки предметов довольно редки. Вторая, большая по площади часть была собственно жилым помещением для людей того времени. Попасть в эту „комнату" можно было только через сени. Внутри имелись два очага, но небольших и, если судить по тонкому слою обожженной глины, не имевших особого хозяйственного значения. Главный очаг располагался скорее всего у входа в пещеру В предпоследнее оледенение (Рисе) склоны холма вокруг пещеры были на 80 % покрыты сосной, но доля сосны в древесном угле из кострищ не превышает 40 %. Таким образом, жители пещеры сознательно отбирали дерево на дрова, будучи знакомыми с различиями разных пород дерева.

В районе вокруг двух внутренних очагов залегало наибольшее число находок. Напротив, в заполнении проходного помещения хижины, т. е. сеней, находок было меньше. В культурном слое были открыты мелкие раковины морских моллюсков, которые вряд ли шли в пищу, ибо для этого они были слишком малы. Но естественным путем морские ракушки не могли попасть в пещеру. Остается единственное объяснение: они были случайно принесены сюда вместе с пучками крупных морских водорослей. А поскольку ракушки были найдены в основном в местах, где других находок было мало (на пространстве между очагами и направо от главного входа в хижину, за ветровым заслоном), представляется наиболее вероятным, что именно здесь находились „спальные места", ложа, выстланные высушенными у огня морскими водорослями. Возможно, на водоросли были брошены шкуры животных - за это говорят многочисленные находки костей пясти и пальцев, которые обычно остаются на шкуре, снятой со зверя. Более крупных костей здесь не было. Гораздо больше предметов было найдено вокруг этих лежанок.

Недостаток света и сравнительно небольшое количество находок заставляют думать, что хижина использовалась главным образом как мести отдыха и ночлега; видимо, основная жизнь, когда позволяла погода, проходила на площадке у входа в пещеру. Там расчленялись туши убитых животных и выделялись нужные орудия. Хижина давала охотникам крышу над головой и иллюзию уюта в длинные зимние вечера. Здесь они могли заниматься изготовлением инструментов, о чем свидетельствует большое количество мелких осколков. По найденным остаткам животных можно определить и время года, в которое первобытный охотник особенно интенсивно пользовался жилищем. Кости горных козлов (пойманных и съеденных в возрасте примерно 5 месяцев, козлята рождаются в середине июня), указывают на первые зимние месяцы, а остатки сурков указывают на начало весны; совершенно ясно, что жилье было „зимней квартирой" охотников. Жители покидали пещеру, когда устанавливалась теплая погода. За последние десятилетия изучение французских стоянок дало множество новых интересных данных. Большую работу в этом направлении проделал проф. ф. Борд, однако до настоящего времени он опубликовал лишь предварительные сообщения о своих находках. Другой жилой объект был открыт в пещере Дьявола (Фурио дю Дьябль) во Франции. Он имеет форму неправильного четырехугольника с размерами главных сторон 12х7 м. Северную сторону образует выступ-ступень сотой в 1 м, обложенный большими валунами, выстроившимися в сплошной ряд. Подобный ряд из камней протянулся и с восточной стороны, а с юга возвышалась заградительная стенка, сложенная из камней. Западную стенку образует скальный навес. В юго-восточном углу жилища находился вход; ширина проема составляет примерно 4,20 м. Все жилище помещалось под наклонной скальной стеной; достаточно было упереть стволы деревьев в скалу и обтянуть их шкурами, и жилье было готово. Культурный слой, лежащий прямо на скальной породе, был ограничен контурами жилища и низким земляным валом перед входом в него; вне этих пределов находок не было. В 1945 г. в Борнеке (западная Германия) была обнаружена стоянка гамбургской культуры. Немецкий ученый Руст нашел здесь в культурном слое двойное жилище шалашеобразного типа. Камни, прижимающие к земле остов жилища, были расположены двумя концентрическими кругами, причем внешний круг имел подковообразную форму и располагался с наветренной стороны. Видимо, внешний шатер имел заградительное назначение. Вокруг него были разбросаны отдельные валуны, которые, по мению Руста служили для укрепления ремней, натягивавших кровлю шатра. На пространстве перед жилищем встречено около 2000 мелких отщепов - типичный комплекс „мастерской". Размеры внутреннего шатра 350 х 250 см, внешний шатер-ширма имел в основании около 5 м. Возраст находки - примерно 15 тыс. лет до н. э. В Борнеке были обнаружены следы трех других жилищ аренсбургской культуры. К сожалению, два из них почти не сохранились. Третье, диаметром всего лишь в 2 м, было ограничено кругом некрупных камней с разрывом в месте входа. В заполнении первобытного очага было обнаружено несколько сот мелких каменных отщепов. Руст оценивает древность находки в 8500 лет до н.э. и считает ее летним шалашом. На стоянке Пеггенвиш на севере западной Германии был открыт контур (диаметром в 5 м) подковообразного в плане жилища времени гамбургской культуры. Перед входом сохранились следы очага и производственной мастерской. По сторонам залегали валуны, прижимавшие ремни. Вал по краям жилого пространства был насыпан из песка.

Другое жилище, открытое на той же стоянке, отличается большими размерами и сложной конструкцией и принадлежит мадленской культуре. Большая, грушевидная в плане часть имела размеры 7х4м; это было, судя по всему, главное жилое помещение. Вход в него проходил через сени или тамбур, обложенный камнями. Диаметр этого подсобного помещения 120 см. Пол этого тамбура был в два слоя вымощен камнями весом до 60 кг, надо полагать, для защиты от сырости. Большие каменные глыбы по краям жилого пространства подпирали круговой песчаный вал. Частично вымощенный соединительный коридор вел к другому круглому в плане жилищу диаметром в 4 м, пол которого не был выложен камнем. Найденный инвентарь датируется мадленом. Руст полагает, что здесь мы имеем дело с зимним жилищем. В главном помещении, более просторном и снабженном очагом, найдено около тысячи отщепов. На другой стоянке в западной Германии, близ Пиннеберга, в ходе раскопок в период 1937-1938 гг. Руст открыл контуры шести хижин раннего и среднего мезолита. Пять из них сохранились сравнительно хорошо. Контуры прослеживались благодаря более темному цвету грунта, содержащего много древесной золы. Поперечный разрез показал. что по краям жилого участка хижин был вырыт ров глубиной 25-40 см, в заполнении которого сохранились пустоты от глубоко вбитых конструктивных столбов толщиной примерно 10 см. В общей сложности было найдено шесть ямок от столбов. Столбы, образующие каркас жилища, вероятно, были переплетены ветками и покрыты дерном. Внутренние размеры хижин поразительно малы: 250х150 см. Выход ориентирован на юг. Поскольку ямки от столбов имеют вертикальное направление, можно предположить, что и стены были вертикальными, по крайней мере, в своей нижней части. Вряд ли связанные вверху ветки образовывали сферический свод, скорее на вертикальных опорных столбах покоилась горизонтальная конструкция кровли. Расстояние между отдельными столбами составляло приблизительно 50 см. Выход проходил через короткий и узкий тамбур или корридор. Ни внутри, ни снаружи хижины не было обнаружено остатков очага. Хижина 1 на основании многочисленных каменных орудий датируется вторым дриасовым периодом. Плотность находок повышается к юго-востоку от жилища - видимо, здесь его жители проводили основную часть своего времени. Вторая постройка, несколько более позднего происхождения, имеет подобную конструкцию. По внешнему краю кругового рва выявлены четыре ямки от опорных столбов, удаленных друг от друга на 30 см. Пятая ямка открыта у низкого входа. Толщина столбов, судя по ямкам, колебалась в пределах 5-8 см, столб У входа был несколько толще остальных. Постройка грушевидна в плане, ее размеры всего лишь 150х200 см. От самого широкого места сооружения отходит дугообразная траншея длиной 150 см, которая затем теряется в песке. Ямок

от столбов на ней не найдено. Возможно, это фундамент заградительной стены, защищавшей хижину и площадку перед входом от порывов ветра. Этому однако противоречит тот факт, что ни в первой, ни во второй хижине не было обнаружено ничего, что свидетельствовало бы о частом пребывании здесь людей. Очага также не было ни внутри, ни снаружи хижины II. Несколько в стороне стояла хижина III размерами 150х250 см. Она имеет ту же грушевидную планировку, что и хижина II; по ее внешнему краю также дугой расположились ямки от столбов. Боковой вход открывается на юго-восток.
Пятая и шестая хижина частично находят друг на друга. Эти два жилых объекта моложе и просторней хижин 1, II и III; их размеры 240х300 см. Следов конструктивных устоев здесь не сохранилось, но по форме они аналогичны вышеописанным сооружениям. Траншея по периметру жилищ не так глубока, как у хижин 1, II и III, и в равных местах имеет различную глубину. В целом можно сказать, что ранне- и среднемезолитические жилища из Пиннеберга были малых размеров, без очагов, в плане неправильной овально-грушевидной формы. В 1921-1922 гг. в окрестностях Майнца в лессе на глубине 270 см были обнаружены кучи камней, сгруппированные вокруг одного-двух очагов. Расстояние между кучами колебалось от 50 до 100 см. Один очаг помещался в чашевидном углублении шириной 20-30 см, заполненном известняками величиной с кулак, обожженными обломками костей и золой. Другой очаг 70 см в диаметре также выполнен по кругу камнями, но не имеет углубления. Э. Ниб (1924) обнаружил здесь также площадку с плотно утрамбованным грунтом, размером примерно 180х60 см. По краям эту площадку обрамляла земляная насыпь высотой приблизительно 5 см. Следов от столбов или других конструктивных элементов не обнаружено. Вокруг кучек камней найдено много расколотых костей и каменных орудий. Ниб отнес эту стоянку к позднему ориньяку. Сегодня уже очевидно, что он открыл жилой объект, который, к сожалению, с помощью тогдашних методов не мог быть распознан и зафиксирован так, как он этого заслуживал. В 1964 г. началось изучение недавно открытой стоянки мадленских охотников в Пенсеване близ Монтро, на берегу реки Сены, во Франции. Леруа-Гуран в сотрудничестве с Брезилоном открыл здесь остатки жилого объекта. Анализ костных остатков животных, проведенный с привлечением самых последних достижений науки, показал, что жилище использовалось людьми летом и осенью. Жилище построено без котлована, но его контуры хорошо фиксируются различной плотностью находок. Четко прослеживалось разделение всей площадки на три участка, каждый из которых имел очаг, пустую полосу без находок или с минимумом их, дугообразную полосу находок (костяных и каменных орудий и обломков), рабочее место и, наконец, вход. Перед двумя из трех очагов были большие каменные глыбы, надо полагать, для сидения. Строгий учет и описание всех находок и изучение взаимосвязей между ними позволили с определенностью сказать, что налицо три расположенных цепочкой шалашеобразных жилища, соединенных переходами и покрытых корой или, что более вероятно, звериными шкурами. Судя по площади лежанок, здесь жило от 10 до 15 человек. Остов жилища, очевидно, был составлен из жердей, сходящихся на конус. Находка в Пенсеване позволила нам получить представление о том, как выглядели шалаши кратковременного характера, которые в мадлене сооружали охотники на оленей в Западной Европе. Этот жилой комплекс значительно старше находок позднепалеолитических жилищ на территории бывших Чехословакии и СССР.