Наука изучающая смерть. Что знает наука о смерти. Страх смерти зависит от возраста

Введение

В настоящей лекции мы рассмотрим наиболее важные вопросы раздела судебной медицины, имеющего название «общая танатология». Знание основ указанного раздела судебной медицины необходимо сотруднику правоохранительных органов не только для понимания закономерностей и механизмов умирания человека, грамотного оперирования в предстоящей практической деятельности понятиями «категория смерти», «род смерти», «вид смерти», «причина смерти» (в частности, при вынесении постановлений о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа), но и для умения дифференцировать клиническую и биологическую смерть, а также для выработки в ходе дальнейших практических занятий в судебно-медицинском морге умений и навыков по констатации наступления биологической смерти, определения давности ее наступления.

Танатология (от греч. Thanatos – смерть, Logos – учение) – наука, изучающая смерть как явление, причины ее наступления, процесс умирания, а также изменения тела после наступления смерти. Теоретические положения танатологии входят в судебно-медицинскую науку и определяются как ее составная часть – судебно-медицинская танатология.

В настоящее время танатология представляет собой раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. В начале нынешнего века танатологию было принято делить на общую, которая изучала статику и динамику смерти, морфологические и патофункциональные изменения, постмортальные явления, взаимодействие трупа с окружающей средой, технику судебно-медицинского или патологоанатомического исследования трупа, и частную, которая рассматривала виды смерти, основные и непосредственные причины смерти при конкретных заболеваниях или состояниях и их диагностику на трупе.

Двадцатый век с его бурным научно-техническим прогрессом внес существенные изменения в наши представления о смерти. В 1961 году на Международном конгрессе травматологов в Будапеште получила свое название новая медицинская дисциплина - реаниматология, которая по многим своим аспектам тесно соприкасается с танатологией. По определению В.А. Неговского: «Реаниматология - это теоретическая дисциплина, научные выводы которой используются при реанимации в клинике, или, точнее наука, изучающая закономерности умирания и оживления организма с целью выработки наиболее эффективных методов профилактики и восстановления угасающих или только что угасших жизненных функций организма». Таким образом, в связи с формированием реаниматологии фактически произошло распределение научных интересов и областей деятельности между реаниматологией и танатологией. Областью научных интересов реаниматологии являются патофункциональные процессы, происходящие во время умирания, терминальные состояния и восстановление жизненных функций. В то время как область интересов танатологии в большей степени смещена в сторону патоморфологических аспектов умирания и постмортальных изменений, наблюдающихся в трупе в различные сроки после наступления смерти при различных внешних условиях, особенности исследования трупа, а также диагностика причин смерти. Но это не означает, что танатологов совершенно не интересуют патофункциональные изменения, происходящие в терминальных состояниях. Многие изменения, наблюдающиеся в трупе, являются следствием терминальных процессов и обусловлены ими. Незнание этих изменений затрудняет экспертную работу, не позволяет правильно определить танатогенез, давность наступления смерти, прижизненное или посмертное образование повреждений и других важных для судебно-медицинской экспертизы и следствия вопросов. Положения танатологии имеют значение для решения задач, возникающих в следственно-судебной практике при обнаружении трупа человека. При его исследовании устанавливают причину смерти, особенности и обстоятельства процесса ее наступления, способность совершать активные действия при умирании, определяют давность наступления смерти, оценивать позу человека перед смертью и ее возможные изменения после смерти, решают какие-либо другие вопросы, возникающие в связи с гибелью человека.


Жизнь биологического существа (в том числе и человека) обеспечивается деятельностью его структур (клеточных, тканевых, органов и систем органов), которые определяют целостность индивидуума и относительное постоянство его характеристик. Прекращение деятельности биологического организма по поддержанию постоянства собственной среды как единого целого является смертью этого организма. При этом нарушение или даже прекращение функции некоторых систем не вызовет гибели биологического существа в целом и временно может быть компенсировано за счет деятельности других структур организма. Напротив, в организме существуют жизненно важные структуры, функционирование которых за границами допустимого изменения биологических параметров окажется гибельным. Для человека, как биологического существа с высокой степенью эволюционного развития, такими жизненно важными системами являются система органов дыхания (легкие и воздухоносные пути), сердечно-сосудистая система (сердце и крупные сосуды), нервная система (головной мозг и нервы, регулирующие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы).

Процесс перехода от жизни к смерти обозначается как умирание . При этом происходит накопление изменений в структурах организма и переход тела человека в качественно новое состояние – превращение в труп. В процессе умирания выделяют ряд фаз (терминальных состояний ): предагонию, терминальную паузу, агонию, клиническую смерть.

Предагональное состояние характеризуется значительным снижением активности жизненно-важных функций. Сознание отсутствует либо затемнено, человек слабо реагирует или не реагирует на внешние раздражители. Дыхание поверхностное, с паузами. Пульс слабый, артериальное давление снижено. Предагония может длится достаточно долго – до суток и более, а при внешней поддержке жизненных функций – месяцами. С состоянием предагонии связано понятие мнимой смерти – такого состояния организма, когда жизненные функции выражены крайне слабо и незаметны для окружающих, при этом живой человек ошибочно признается мертвым.

Терминальная пауза является крайним проявлением предагонии, длится недолго (секунды, десятки секунд)

В агональном периоде умирания происходит максимальная активация ресурсов организма для поддержания жизни (агония – борьба). Сознание обычно отсутствует, хотя возможны его проблески. Мышечный тонус повышен, отмечаются судороги. Дыхание становится частым и глубоким (агональное дыхание). Частота сердечных сокращений и сердечный выброс крови увеличивается, артериальное давление поднимается. Нередко в агонии наблюдаются рвота, отхождение кала и мочи. Агония не бывает длительным процессом и продолжается до нескольких минут. В конце агонии исчезают проявления нервной деятельности, дыхательные движения становятся редкими и исчезают совсем. Снижается артериальное давление, угасает пульс, в конечном итоге происходит остановка сердца. Обычно остановка дыхания предшествует остановке сердца, хотя может быть и наоборот.

Клиническая смерть характеризуется отсутствием жизненно-важных функций – деятельности нервной системы, дыхания и сердечных сокращений. Однако при этом еще не происходит гибель жизненно важных структур. Продолжительность клинической смерти в среднем около 5-6 минут, хотя может быть более длительным в некоторых условиях (например, при охлаждении тела). За это время происходит достаточно быстрое накопление изменений в жизненно важных структурах, разрушительные процессы становятся необратимыми и клиническая смерть переходит в биологическую.

Все терминальные состояния являются обратимыми, т.е. при внешней помощи (реанимационных мероприятиях) либо иногда за счет собственных ресурсов организма происходит возврат человека к жизни.

В зависимости от темпа и особенностей наступления смерти, возможно выделить варианты, каждый из которых характеризуется собственными структурными проявлениями (варианты танатогенеза):

1. Асфиктический вариант – острую (быстро наступившую) смерть без выраженной агонии (синюшность кожи, выраженные трупные пятна, жидкое состояние крови).

2. Шоковый вариант – смерть с выраженными агональным периодом и предшествующими ему терминальными состояниями (обычно бледные кожные покровы, кровь со свертками).

3. Быстрое массивное разрушение тела.

4. Смерть от охлаждения тела.

Констатация смерти производится на основании установления смерти мозга, которое регулируется нормативным порядком изъятия донорских органов для трансплантации (Инструкции о констатации смерти и порядке изъятия органов для трансплантации, нормативные документы, регулирующие развитие трансплантологической помощи населению Республики Беларусь).

Для установления смерти мозга необходимо выполнение следующих условий:

1. Решение о наступлении смерти мозга принимает консилиум врачей в условиях государственного учреждения (больницы) Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

2. Определен состав консилиума (анестезиолог-реаниматолог, невропатолог, судебно-медицинский эксперт, другие врачи в соответствии с инструкцией); не может входить в консилиум врач-трансплантолог.

3. В соответствии с инструкцией консилиум определяет признаки, указывающие на гибель мозга, подтверждают объективным исследованием (электроэнцефалограммой или другим исследованием).

4. Оформляется акт констатации смерти мозга, с момента оформления документа человек считается мертвым со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, подводя итог по рассматриваемому вопросу, необходимо отметить, что процесс умирания человека может состоять из ряда обратимых состояний, называемых терминальными, которые завершаются наступлением клинической смерти, после которой развивается необратимое состояние – биологическая смерть. Установление смерти мозга человека регулируется нормативным порядком изъятия донорских органов для трансплантации.

Смерть - это полное прекращение жизненных процессов. Казалось бы, явление довольно очевидное с точки зрения науки, и, в сущности, обыденное - ведь рано или поздно это происходит со всеми. Тем не менее, смерть до сих пор сохраняет настолько таинственный и мистический статус, что даже разговоры о ней расцениваются неоднозначно. Взрослый человек, который публично заговаривает о смерти, часто получает в ответ шутки или обеспокоенно-непонимающие взгляды. Что говорить о детях, которым вместо ответов достаются отговорки.

Все явления, с которыми сталкивается человечество, становятся предметом изучения какой-то науки - а значит, и образования. Попробуем разобраться, кто и зачем изучает мортальное. А потом, вооружившись подходом death studies, поговорим о том, как изменялось представление о смерти, и как получилось, что один из самых базовых природных механизмов имеет такой странный статус.

Какие существуют науки о смерти?

Науки, которые напрямую касаются этой темы, обычно имеют прикладной или медицинский характер. Например, танатология - раздел медицины, который изучает состояние организма в процессе умирания. Патологическая анатомия рассматривает посмертные изменения, способствует изучению болезней и судебно-медицинской экспертизе.

Биоэтика может затрагивать вопросы смерти, рассуждая о границах между живым и неживым применительно к технологическим достижениям - смерть в таком ключе может оказаться относительным понятием и предметом дискуссий. О домах престарелых и хосписах обычно говорят в контексте исследований, связанных с работой социальной и экономической сферы жизни общества.

В психоанализе смерти уделено немало внимания - фрейдистская теория предполагает наличие инстинкта, который осуществляет «влечение к смерти». Из наиболее ключевых психологических исследований можно вспомнить работы американского психолога Элизабет Кюблер-Росс, которая занималась исследованием околосмертных переживаний и оказанием психологической помощи умирающим. Именно она ввела известную классификацию стадий принятия смерти от отрицания до смирения.

Дать философское осмысление гибели стремились современные французские учёные, говоря о философии и эстетике исчезновения - этот термин ввёл Поль Вирильо в своей одноимённой работе. Для этой группы философов рефлексия об исчезновении стала результатом драматических событий середины ХХ века. В контексте «философии исчезновения» говорят о политических и военных преступлениях, глобальных катастрофах, когда не только отдельные люди могли пропасть, сменив имя на номер робы и безымянную могилу, но и целые города и народы исчезали с лица земли. Здесь смерть тесно связана с опытом исторического шока, осмысление которого заставило Теодора Адорно сказать, что после Освенцима писать стихи невозможно , раз культура и просвещение не смогли ничего предотвратить.

Смерть как феномен

То, как феномен прекращения жизни отражается в культуре, редко становится предметом самостоятельного социокультурного и антропологического рассмотрения. Между тем, death studies социокультурного толка - это отдельная область знания, о которой в последнее время говорят всё чаще. Десять раз в год издаётся одноимённый научный журнал , а периодическое издание Omega , также посвящённое изучению смерти, существует с 1970-х годов. В России эту область знания называют социологией смерти или некросоциологией. С недавних пор выпускается научный печатный журнал «Археология русской смерти» .

Таким образом, гуманитарная танатология - это наука о мортальности, которая изучает опыт осмысления смерти как отдельным человеком, так и обществом, рассматривает социокультурные механизмы смерти и её отражение в общественном сознании.

Социолог Дмитрий Рогозин рассказывает об изучении социального контекста смерти.

Эволюция восприятия мортального

Одна из главных проблем, которые рассматривают death studies - то, как меняется отношение к смерти. Когда-то смерть была включена в понятный для конкретной общности контекст. Существовали традиционные обрядовые практики, относящиеся как к официальной церкви, так и к народной религиозности - поверья, обрядовые причитания, местечковые суеверия и семейные обычаи. Эта контекстуальная «упаковка» делала смерть близкой, понятной, возможной для принятия. В традиционных обществах смерть никого не удивляет - оставаясь трагическим событием, она, однако, не ошеломляет.

Экзистенциальный ужас смерти, ошеломляющая паника, переживание гибели идентичности стали активнее осмысляться культурой в начале ХХ века.

В это время в литературе и философии появляется экзистенциализм, говорящий о хрупких, единичных, неповторимых переживаниях, а в живописи - экспрессионизм, подстёгнутый ужасами Первой мировой. И то, и другое отражает интерес к индивидуальному опыту субъекта, который переживает отчаяние, тревогу и страх.

В большинстве развитых стран с развитием медицины старшие родственники стали жить дольше. Раньше муж и отец в любой момент мог надорваться на работе или погибнуть на промыслах, но со временем условия труда изменились. Детские и младенческие могилки, как и усыпальницы женщин, умерших во время родов, перестали быть грустным, но частым явлением. «Ядерные кнопки» изменили принципы глобальных конфликтов и спасли миллионы людей от гибели в штыковых атаках.

Вследствие всего этого смерть отдалилась от нас, превратившись в «несчастный случай».

Если она происходит на дороге, туда вскоре приедут машины скорой помощи и полиции, трассу огородят, а асфальт вымоют из шланга. Об уходе из жизни соседей по дому мы тоже узнаём (если узнаём вообще), увидев машины специальных служб. Для современного горожанина смерть - это то, чем должны заниматься «специальные люди».

В Древнем Египте с мумификацией и похоронными ритуалами был связан бог Анубис.

Дети и табуирование смерти

Некоторые прабабушки старой закалки и сегодня иногда шокируют внуков, говоря что-нибудь вроде: «Этот платок на мои похороны наденешь» или давая малолетним правнукам подробные инструкции о том, как нужно омывать тело покойника. Как правило, у родителей подобное вызывает шок. Прабабушке говорят: «Да ты всех нас ещё переживёшь!», а опешившему ребёнку советуют немедленно заткнуть уши.

Как и любой отказ в коммуникации, это загоняет проблему в вытесненное, а также прерывает механизм культурной трансляции околосмертных ритуалов.

Частая эмоция, которую дети испытывают, сталкиваясь со смертью близких - удивление. Иногда родителям может показаться, что ребенок проявляет черствость и равнодушие, не осознает масштаба случившегося или ведёт себя неподобающе. И это правда, если тема всегда замалчивалась. Детский вопрос о том, скоро ли умрёт бабушка, встречает явно транслируемое осуждение: «Замолчи, да что ты такое вообще говоришь!».

Кадр из фильма 1935-ого года по мотивам произведений Эдгара По.

Само собой, если бабушка «всех переживёт», смерть в представлении ребёнка будет в первую очередь странной и нереальной, а уже потом - грустной. Что и говорить о неожиданной гибели молодых людей - часто табуируется сам факт, что такое вообще возможно. Отсутствие предосмысления гибели предполагает, что нет и культуры скорби, траура. В результате дети, как и отчуждённые от контекста взрослые, просто не владеют устоявшимися реакциями и социальными кодами.

Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь - только щель слабого света между двумя идеально чёрными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, к которой летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час.

Владимир Набоков«Другие берега»

Говоря о смерти, мы часто ощущаем скованность и неловкость, как будто речь идёт о чём-то неприличном, хотя смерть соврешенно естественна. Это следствие табу - примерно то же происходит при разговорах о сексе. В большинстве случаев прогрессивные родители признают, что с ребёнком следует искренне говорить о том, как и почему он появился на свет. Но когда речь заходит о смерти, часто отделываются отговорками. Верёвка в доме повешенного становится актуализированным предметом умолчания, присутствие которого тем более ощутимо, чем больше мы о ней молчим.

Информационные технологии и смерть

1) Реальное и нереальное

Хотя близкую смерть мы видим редко, в «обществе спектакля» , которое создают медиа, она окружает нас ежедневно. Массовость и регулярность трагедий способна ввести в панику, если кто-то решит читать все грустные новости запоем. С одной стороны, всё это действительно происходит, с другой - такое количество трагедий избыточно для восприятия конкретного человека и создает неадекватную картину мира.

В то же время, смерть на видео и фотографиях кажется далёкой и нереальной, что снижает способность к сопереживанию, а в блокбастерах с драматическими приёмами гибель персонажей выглядит более эффектной и «настоящей», чем реальные трагедии в репортажах.

2) Цинизм и страх

Может показаться, что интернет и массовая культура формируют циничных, равнодушных и жестоких людей, которые готовы глумиться над чем угодно, включая трагедии. Однако ещё Михаил Бахтин дал понять , что в низовой, народно-площадной культуре смерть и смех тесно связаны.

Шутки освобождают от догматизма, снимают чувство неловкости и разрушают табу.

Мортальный юмор - это попытка справиться со страхом и преодолеть отчуждение. Причём чем более грубым и плоским он является, тем невротичнее порыв. На деле сетевой цинизм входит в противоречие с полной беззащитностью современного индивида перед близкой и реальной смертью. Интернет же не делает нас более жестокими или бесчувственными, а всего лишь служит инструментом для мгновенной трансляции контента.

3) Эффект присутствия

Когда-то письма шли месяцами, а гонцы с депешами могли заплутать в метели. Сегодня мы волнуемся, если кто-то несколько часов не появляется в сети. Распространение мгновенных мессенджеров и пуш-уведомлений создаёт ощущение постоянной «руки на пульсе» - сама эта метафора говорит о многом. При этом не обязательно знакомиться «вживую», чтобы общаться, играть или работать вместе.

Отъезд в место вне досягаемости - событие, которое для жителя мегаполиса может стать настоящим стрессом.

Не зря работающим специалистам советуют сервисы, которые блокируют уведомления, и специальные методики, помогающие не включать компьютер в отпуске. Когда поток информации прерывается, нас словно отключают от аппарата жизнеобеспечения. Виртуальное присутствие становится синонимом самой жизни, а смерть - синонимом обрыва связи.

Кадр из сериала «Чёрное зеркало».

4) Цифровое бессмертие

Раньше оставить что-то после себя могли только очень талантливые или очень богатые люди, но теперь у каждого есть возможность увековечить свой образ в сети. В то же время, существование страниц и аккаунтов людей, хозяева которых скончались, вызывает этические проблемы. Можно ли удалять такой аккаунт или передавать право доступа к нему другим людям? Что делать со спамом, который, как сорная трава, заполняет заброшенные страницы?

Каждый из нас создаёт на протяжении жизни огромное количество контента. Что будет лет через 50 с этим гигантским объёмом данных? Некоторые компании уже пытаются решать этот вопрос. Например, Google предлагает сервис с обтекаемым названием «На всякий случай» , который отслеживает, активен ли пользователь. Если программа не дождётся подтверждений, то удалит аккаунт и отправит письмо доверенному лицу.

Социология смерти позволяет больше узнать о культуре исходя из того, как в ней интерпретируется это явление, даёт возможность взглянуть на общество с неожиданного ракурса. Исследования мортальности не раскроют ничего о загробном мире и не дадут готовых ответов на личные вопросы. Точно так же онтология, наука о бытии, не отвечает на вопрос о «смысле жизни», а рассуждает о мире в категориях существования.

Зато они могут помочь развеять предрассудки, сделать нас честнее за счёт снятия запретов, и сильнее - благодаря наличию метода.

Некромантия - это древнее искусство темной магии. С давних времен ее адепты внушали страх и благоговение толпе. Причина тому - их способность взывать к душам усопших и пользоваться их силой. И даже спустя многие столетия искусство некромантии не только не угасло, но даже окрепло, став основой для многих культов и сект.

Но давайте узнаем, насколько правдивы легенды о некромантах. Действительно ли черные маги способны управлять энергией других существ? И какая участь ждет того, кто посмел потревожить сон мертвых?

Воззвание к мертвой плоти

Первые некроманты появились на заре цивилизации. Ими были жрецы и шаманы, которые использовали кости и органы животных, чтобы заглянуть в будущее или узнать волю древних богов. Естественно, это были примитивные ритуалы, весьма далекие от настоящей магии. Однако даже тогда они пользовались большим спросом и уважением. Возьмем, к примеру, Древний Рим. В трудах историков детально описывается ритуал гадания на птичьих костях, который проводил их главный жрец. Без такого обряда не начинался ни один важный поход, и даже царь не мог оспорить его решения.

И подобных примеров в истории великое множество. Но больше всего поражает то, что подобные ритуалы практиковались многими древними цивилизациями. И это при том, что большинство из них были полностью изолированы и не могли перенять магические заклинания друг у друга.

Возвышение культа мертвых в древнем Египте

И все же родиной некромантии по праву считается Древний Египет. Здесь жрецы впервые осознали, насколько сильным может быть влияние мертвых на живых. Именно поэтому к смерти здесь относились с таким почтением и щепетильностью. Чего только стоят сами гробницы фараонов в пирамидах, приготовленные для их

Также египтяне первыми начали экспериментировать с мистическими ритуалами и заклинаниями. И если верить преданиям, то их труды увенчались большим успехом. Они не только смогли призвать души умерших, но и научились управлять их силой. Поэтому для этой цивилизации некромантия стала частью культуры и воспринималась как само собой разумеющиеся.

В конечном счете египтяне создали особый трактат, который назвали «Книгой мертвых». Это был четырехметровый свиток, сделанный из папируса. В нем древние жрецы записали часть своих знаний о мертвых и загробном мире. Следовательно, «Книга мертвых» - это первое известное человеку руководство по некромантии, сохранившиеся до наших дней.

Истоки слова «некромантия»

Но, несмотря на все труды египтян, само слово «некромантия» пришло к нам из Древней Греции, а означает оно Следовательно, именно эту страну необходимо считать отправной точкой, откуда по всему миру распространилась сия темная наука.

Что же касается религии самих эллинов, то они также верили в жизнь после смерти. Существует множество свидетельств того, что в Древней Греции существовали культы поклонения богу подземного царства и смерти Аиду. Его жрецы не только воздавали хвалу и преподносили жертвы своему божеству, но и проводили множество таинств и обрядов. К примеру, они часто использовали кости мертвых, дабы узнать как собственное будущее, так и судьбу всего государства.

Некромантия и христианство

С приходом христианства жизнь темных магов осложнилась. Ведь священники уверяли всех в том, что некромантия - это дьявольское учение, а все ее последователи продали сатане душу. Из-за этого учеников культа смерти начали активно преследовать и выдавать инквизиции, а у нее, как известно, разговор с такими людьми был весьма коротким.

Именно поэтому некроманты стали прятаться, практикуя свое искусство подальше от человеческих глаз. Благо их мастерство от этого только крепло, ведь реальная мистика не нуждается в общем одобрении. Ведь для адептов смерти куда важнее их собственные цели и стремления.

Некромантия сегодня

Времена церковных табу уже давно позади, и желающих познать тайны темного искусства уже не сжигают на кострах. Однако это не означает, что теперь реальная мистика ожидает людей на каждом шагу. Нет, в действительности все как раз-таки наоборот.

Даже сегодня истинные некроманты стараются избегать внимания со стороны простых смертных. Кто знает, возможно, причиной тому стала давняя привычка, или же за долгие года отрешенности они полюбили одиночество. Но факт остается фактом: некромантия - магия, живущая вдали от реального мира.

И все же это не означает, что все темные маги живут где-то в или в тайных пещерах и не появляются в обществе. Нет, многие из них - простые люди, ничем не выделяющиеся из толпы. Глядя на такого, и не скажешь, что он - адепт культа смерти. Но с приходом ночи их образ жизни в корне меняется.

Что такое некромантия и в чем ее суть?

Но давайте оставим историю позади и перейдем непосредственно к самой некромантии. В частности, поговорим о том, на что способны темные жрецы и какими делами они занимаются? Ведь только так можно познать суть этого мистического искусства.

Итак, прежде всего некромантия - это наука об энергии смерти. Следует заметить, что данный вид мистической силы витает не только вокруг усопших, но и возле живых. Ведь любое тело бренно, а значит, подвластно влиянию смерти.

И все же некроманту намного ближе мертвые, ведь именно с ними он проводит большую часть своего времени. Изучая древнее искусство, он учится управлять энергией смерти и подчинять себе души усопших. Это нужно для того, чтобы использовать их в собственных целях, ведомых только ему.

Например, некромант может воззвать к духу покойника и узнать обстоятельства его гибели. Или же, призвав сильного призрака, расспросить его о грядущих событиях. Возможно, некоторые читатели сейчас подумают: «А как это возможно, разве мертвые способны предрекать судьбу?» Что же, как уверяют сами некроманты, загробный мир живет по иным правилам, и время там течет совсем по-другому. Поэтому некоторые духи знают о событиях будущего, пускай и не слишком далекого.

Проще говоря, некромантия - это мистическая наука о мертвых. Изучив ее, человек становится более восприимчивым к влиянию загробного мира, что позволяет ему взывать к помощи мертвых. Именно в это и заключается суть некромантии.

или безвинная магия?

В современном обществе существует еще один устоявшийся стереотип: все некроманты - это прислужники дьявола. В целом в этом нет ничего удивительного, ведь специфика такой магии сама наталкивает на эту мысль, не говоря уже о том, что много столетий подряд об этом твердила церковь. Но действительно ли все адепты смерти исполняют волю лукавого?

Оказывается, сама по себе некромантия не является оружием зла. Да, она работает с мертвой энергией, но это еще не означает, что ее можно использовать только во вред людям. Существует множество примеров того, как некроманты помогали другим: снимали знаки «смерти», предостерегали от бед, защищали от воздействия злых сил и так далее.

И все же есть и плохие маги. К тому же адепты этой науки больше других подвержены искушению применить свои навыки в корыстных целях. Ведь, заглядывая в бездну, нужно помнить о том, что со временем и она начнет пристально смотреть на тебя.

Проклята ли душа некроманта?

Как христиане, так и мусульмане считают, что все темные маги попадают после смерти прямиком в ад. Ведь, согласно святому писанию, именно такое наказание полагается за чародейство и колдовство.

Вот только, как уверяют сами некроманты, их это правило не касается. Они верят в то, их дух останется в этом мире, прислуживая другим последователям культа смерти. А некоторые считают, что и вовсе смогут достигнуть бессмертия, увековечив свое тело или же переселив свою энергию в другого человека.

Но, как ни крути, считается, что душа некроманта все же проклята. Следовательно, дорога в рай ему закрыта навсегда.

Как стать некромантом?

Сейчас существует огромное количество книг и пособий о том, как стать на путь мага смерти. Увы, большинство из них написано лишь для того, чтобы собрать как можно больше денег с наивных читателей. Настоящая прикладная некромантия является скрытой наукой, а потому желающим ее постичь придется изрядно попотеть.

При этом человеку нужно будет найти себе наставника, который согласится обучить его основам темного искусства. Ведь если сунуться в мир мертвых без опытного проводника, то есть вероятность того, что обратного пути не будет. К сожалению, на воротах дома не написано, что здесь живет ведьма-некромант или повелитель душ, а значит, подобные поиски могут занять довольно долгое время.

Но, как говорит одна древняя мудрость: «Учитель появляется лишь тогда, когда ученик к этому готов». Поэтому человек, который действительно хочет научиться некромантии, обязательно найдет своего наставника.

Обряд посвящения

Поступив на обучение к мастеру, ученик должен будет пройти ряд испытаний, которые закалят его душу и тело. Это нужно для того, чтобы проверить решительность и настрой человека, а также убедиться в его моральной стойкости. Ведь в ходе обучения ему придется очень нелегко, и голоса мертвых еще не раз будут искушать его сладкими речами.

Именно поэтому в начале своего пути некроманты обучаются концентрации и повиновению. И только после того, как они пройдут все испытания, их посвятят в адепты культа мертвых.

Изучение искусства поднятия мертвых

Реальная мистика начинается с первых дней обучения молодого некроманта. Ведь отныне он имеет право присутствовать на всех ритуалах и обрядах, что проводит его мастер. И поверьте, от многих из них у нормального человека волосы встанут дыбом.

Ведь практически все магические заклинания некроманта требуют наличия останков мертвых. При этом существуют определенные законы, которые гласят: чем сильнее магия, тем выше должен быть уровень используемых в ней материалов. Например, если для малых чар подойдут кости любого животного, то для ритуалов высшего порядка наличие человеческих останков обязательно.

Еще одной преградой на пути к достижению магических высот может стать сложность заклинаний и обрядов. Так, некроманту нужно выучить не только слова силы, но и то, как правильно рисовать различные пиктограммы и руны. Ведь малейшая неточность приведет к устрашающим последствиям, которых потом уже не исправить.

Магический артефакт

Взаимодействие с мертвыми забирает у некроманта много духовной силы. Поэтому они использую особые предметы - артефакты, способные облегчить эту задачу. Где же они их берут?

Зачастую артефакты передаются от одного мага к другому, и чем старше они становятся, тем больше их сила. Также некоторые волшебные предметы создают сами колдуны с помощью специальных обрядов и заклинаний. Например, если продержать обычное зеркало над покойником в течение суток, оно впитает часть его души. После этого некромант сможет взывать к ней в любое время, и та будет обязана ему отозваться.

Однако наибольшей силой обладают те артефакты, что пропитаны энергией смерти. Такие предметы можно найти на местах больших захоронений, пожарищ, катастроф и так далее. Все некроманты стремятся заполучить в свой арсенал хотя бы несколько таких вещей, дабы в любой момент прибегнуть к их силе.

Время выходить на свет

Как говорилось ранее, сегодня церковь уже не так строга к колдунам и ведьмам, как ранее. В связи с этим люди все чаще стали прибегать к услугам «волшебников» всех мастей и направлений. В их число входят и некроманты, долгое время бывшие не у дел. Что же они могут предложить своим клиентам?

Итак, в большинстве случаев адепты темной школы предлагают людям поговорить с душой их погибших родственников или друзей. Только не стоит путать их обряды с теми сеансами, что проводят медиумы. Некроманты не впускают в себя дух мертвого и не говорят его устами, они служат посредниками в общении, передавая людям то, что им сказали души умерших.

Также некроманты снимают различного рода проклятия и сглазы, особенно сделанные «на смерть». Но при этом они могут и сами их насылать на людей, правда, не каждый маг на этой пойдет. Тут уже все зависит от моральных устоев темного чародея. Ведь некромантия — это лишь инструмент, который можно использовать в различных целях, в том числе и в коварных.

А еще заклинатели духов могут видеть как события прошлого, так и будущего. Иногда это помогает избежать грядущих бед или понять, из-за чего они произошли до этого.

Опасность, которую таит в себе темное искусство

В завершение хочется поговорить о том, какие опасности таит некромантия. Ведь только самый наивный человек поверит в то, что общение с мертвыми проходит бесследно, не говоря уже об управлении ими.

Как уже упоминалось ранее, некромант навсегда теряет право попасть в рай, даже если он применяет свою магию во благо людям. Также после смерти его дух, скорее всего, будет «пойман» другим колдуном, пожелавшим увеличить свою силу.

К тому же иногда ритуалы проходят не так как надо, и тогда некроманту приходится платить за свою ошибку. Например, мертвые могут отнять часть его жизненной силы или вовсе захватить его тело, превратив незадачливого адепта в покорную марионетку. Поэтому путь темного мага - это удел тех немногих, чье стремление познать смерть куда выше желания выжить.

Танатология изучает физические изменения в теле человека, происходящие перед смертью и сразу после неё. Наука занимается междисциплинарными исследованиями, направленными на изучение смерти. Она также изучает психологические состояния человека, сопровождающие его в процессе умирания. В зарубежных странах науку чаще называют “исследования смерти” (death studies).

Термин “танатология” происходит из греческого языка, и образован от двух слов: Танатос – персонификация смерти в греческой мифологии, бог смерти у античных греков; и «логия» – слово, означающее знание, речь.

Танатологию изучают во многих высших учебных заведения как в России, так и за рубежом.

История танатологии

В 1903 году российский ученый Илья Мечников начал призывать научное сообщество обратить внимание на проблему смерти. Его позиция заключалась в том, что без изучения этой проблемы нельзя считать “науки о жизни” всеобъемлющими. Он настаивал, что умирающим людям следует знать, как именно происходит процесс умирания. Мечников считал, что научное изучение проблем смерти необходимо для блага человечества.

Еще до работ русского ученого было принято использовать тела умерших для обучения анатомии студентов-медиков. Однако эти исследования строились лишь вокруг изучения строения тела, а не на том, как обращаться с умирающими пациентами. Хотя Мечников не смог убедить своих современников из числа врачей и ученых в необходимости танатологии, его работы внесли свой вклад в будущее дисциплины.

После Второй мировой войны, многие люди со всего света столкнулись с утратой близких им людей. Это создало общественный интерес и подтолкнуло ученых к изучению смерти и тех эффектов, которые она оказывает. Американский психолог Герман Фейфел написал книгу «Значение смерти», в которой исследовал то, какое влияние смерть оказывает на человеческое поведение. Работа Фейфела заложила основу танатологии, и его во многом рассматривают как первопроходца в современных исследованиях смерти.

Исследования смерти на стыке дисциплин

Исследования смерти не ограничены философскими вопросами жизни и смерти. Танатология исследует психологию людей, их семей, сообществ и культур в отношении вопросов смерти.

Как уже сказано выше, эта наука развивается на стыке знаний, и в неё входят и другие дисциплины, как естественные, так и гуманитарные. В изучаемую область попадают исторические, культурологические, социологические исследования, связанные с проблематикой смерти. К танатологии также относятся и изучение биологических процессов в теле умирающего человека.

Культурная антропология и археология дают знания о том, как в культурах прошлого и современности представляли смерть. Биологическая часть исследований смерти дают лучшее понимание того, что происходит с телом человеком в момент смерти и после неё. В наши дни изучается даже активность мозга в последние минуты жизни человека. С биологией и медициной также тесно связана медицинская этика, поднимающая проблемы эвтаназии и прав умирающего. В танатологии даже нашлось место исследованиям о благотворном влиянии музыки на умирающих пациентов и их близких.

Смерть – это одна из самых сложных проблем человечества, и её изучение требует множества разных подходов, взгляда со стороны разных наук. Для гармоничного развития общества важно понимать смерть физически и эмоционально, осознавать, какое влияние она оказывает на людей, общество и культуру. Сложность и значимость этой проблемы стали причиной постоянного развития танатологии.