Местные верования африки. Религии восточной африки. Что называют Тропической Африкой

Культура Африки так же разнообразна, как и сам континент. Эта статья поведает лишь некоторую информацию об африканской культуре и познакомит Вас с этим красивым континентом.
У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их семейных традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры.

Африка - собрание культур
Есть мнение, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад. Множество разных языков, религий и видов экономической деятельности развивались в Африке. Другие народы с разных частей света мигрировали в Африку, например, арабы приехали в северную Африку еще в VII веке. К XIX веку они перебрались в восточную и центральную Африку. В XVII веке здесь, у мыса Доброй Надежды, обосновались европейцы. А их потомки переехали уже в ныне существующую Южную Африку. Индийцы поселились в Уганде , Кении , Танзании и Южной Африке.

Народы Африки
В Африке много племен, этнических групп и общин. Популяция многих общин составляет миллионы, племен же насчитывается всего несколько сотен. Каждое племя тщательно соблюдает свои традиции и следует культуре.
Афар - племенной народ Африки, обосновался на Эфиопских землях. У Афар своя культура. Они, в основном, кочевники, живущие за счет домашнего скота. Афар – последователи исламской религии. Если будете двигаться в сторону высокогорного плато в Эфиопии, то встретите народ Амхара. Это фермеры, говорящие на своем языке. На их лексику и морфологию оказали влияние арабский и древнегреческий языки.
Республика Гана – обитель Англо-Эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: Акан (включая Ашанти и Фанти), Эве, Га и Адангбе, Гуан, Груси и Гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки Ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины – полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский.
Народ Баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя Бамбара - основное племя Мали – в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя Догон – тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя Фулани, или племя Мали, известные так же, как Фульфульде или Пеул. Фуланис – самое многочисленное кочевое племя в мире.
Путешествуя по северо-восточной Замбии , Вы встретите народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди Бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы – одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжирию и Марокко . Берберы исповедуют ислам. Народ Аке живет на юге республики Кот-д’Ивуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена - Дан, Акан, Ани, Аовин, Бауле и Сенуфо.
Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа Чева, Ньянджа, Яо, Тумбука, Ломвэ, Сена, Тонга, Нгони, Нгонде, а также азиаты и европейцы.

Традиции Африки
Как Вы уже поняли, африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Поскольку самым важным аспектом культуры в Африке является семья, расскажем о семейных обычаях поподробнее.
Согласно одному африканскому обычаю народа Лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь.
Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко – это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья – самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей.
С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки.
Возраст для обряда посвящения у каждого племени разный. Во многих племенах по достижении взрослого возраста мальчикам делают обрезание, а в некоторых племенах и девочкам. Обрезание или обряд очищения длится несколько месяцев и во время обряда запрещается кричать и плакать. Если обрезаемый кричит, значит он трус.

Языки Африки
В Африке говорят на сотнях диалектах и языках. Самые основные из них – арабский, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят в большинстве стран Африки, поэтому в одной стране может быть несколько официальных языков. Многие африканцы говорят на малагасийском языке, английском, испанском, французском, бамана, сесото и т.д. В Африке существует 4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно – афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская.

Еда и культура Африки
Еда и напитки Африки полностью отражают разнообразие культур и племенных традиций. Национальная африканская кухня включает традиционные фрукты, овощи, мясные и молочные продукты. Рацион простого деревенского жителя состоит из молока, творога и сыворотки. Кассава и ямс – корневые овощи, которые наиболее часто используются в приготовлении блюд. Средиземноморская кухня от Марокко до Египта полностью отличается от сахарской кухни. Народы Нигерии и западной Африки любят чили, а немусульманские народы имеют в рационе даже алкогольные напитки. Тей – известное медовое вино, популярный алкогольный напиток во всей Африке.
О культуре Африки можно говорить бесконечно. Африка – это огромный континент с множеством стран, где живут разные народы, каждый со своими уникальными традициями. Африка – колыбель цивилизации – мать разнообразия культур! Традиций и обычаев. Можно немного заблудиться в африканской дикой природе, но в богатых традициях Африки заблудитесь абсолютно. И Африку никому не сломить, это единственный континент, который несмотря на многочисленные трудности продолжает вдохновлять и очаровывать всех людей мира. Если решитесь отправиться в Африку, то будьте уверены, что едете туда с открытым умом и, самое главное, с открытым сердцем. И вы вернетесь домой с маленькой Африкой, навсегда поселившейся в уголке Вашего сердца. Эта статья лишь знакомит Вас с Африкой – живой энциклопедией для тех, кто хочет узнать больше о нашей красивой планете.

В наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной , Южной и Восточной Африке , а также в районе Гвинейского залива . Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Христианско-африканские церкви и культы

Христианско-африканские церкви и культы представлены как организациями, которые в определенное время отошли от церквей западного направления или же возникли на африканской почве, сочетая элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века . В литературе их могут называть еще афрохристианскими, синкретическими , независимыми, христианско-тубильными церквями и культами.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания , указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии .

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

Наиболее значимым являются:

  1. кимбангизм - церковь последователей Симона Кимбангу , (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Ислам

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке ; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д"Ивуаре), северной части Ганы , на юго-западе и севере Нигерии , в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров .

Иудаизм

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста , большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко . Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Иудаизм исторически связан с Африкой - об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта (см. Древнеегипетская религия).

Дхармические религии

Буддизм

Сикхизм

Традиционные религии

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма , анимизма , тотемизма и культа предков . Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп , но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай , ад , чистилище , однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков . Популярны также анимистические представления, вера в магию . Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити , бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Бахаи

Статистику по бахаи в Африке трудно отследить. Несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, африканцами. В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте ; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей ; Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год ). В Нигерии и Нигере - около тысячи последователей.

Нерелигиозность

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным . На практике это может означать что угодно: от агностицизма , деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам. Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах

Распространение религий в Африке

Приверженность различным религиям в Африке (приблизительная оценка на 2006)
Регион Население (2006) христианство ислам традиционные религии индуизм бахаи иудаизм буддизм нерелигиозность атеизм
Северная Африка 209 948 396 9,0 % 87,6 % 2,2 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 0,0 % 1,1 % 0,1 %
Западная Африка 274 271 145 35,3 % 46,8 % 17,4 % 0,0 % 0,1 % 0,0 % 0,0 % 0,3 % 0,0 %
Центральная Африка 118 735 099 81,3 % 9,6 % 8,0 % 0,1 % 0,4 % 0,0 % 0,0 % 0,6 % 0,0 %
Восточная Африка 302 636 533 62,0 % 21,1 % 15,6 % 0,5 % 0,4 % 0,0 % 0,019 % 0,3 % 0,0 %
Южная Африка 50 619 998 82,0 % 2,2 % 9,7 % 2,1 % 0,7 % 0,1 % 0,035 % 2,7 % 0,3 %

См. также

Напишите отзыв о статье "Религии Африки"

Примечания

  1. Согласно энциклопедии Британника , на середину 2002 года в Африке было 376,45 млн христиан, 329,87 млн мусульман и 98,73 млн последователей традиционных религий (Encyclopedia Britannica. Britannica Book of the Year 2003. - С. 306. - ISBN 978-0-85229-956-2).
  2. Steven Kaplan. The Africanization of Missionary Christianity: History and Typology // Journal of Religion in Africa 16 (3) (1986), 165-186.
  3. Дмитрий Таевский.
  4. А. Б. Давидсон . // Новая и новейшая история, № 5, 2000.
  5. Христианско-африканские культы // Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: «Советская энциклопедия», 1988. Стр. 601.
  6. Данные на 1993 год, взяты из (англ.) .
  7. на сайте buddhanet
  8. news.bahai.org/story/249 данные на 2003 год.
  9. .
  10. , факультет социологии, Университет штата Пенсильвания . Цифры за 2006 год. Регионы, перечисленные здесь, не соответствуют официальному делению ООН . Например, «Восточная Африка» включает не только большинство наций Восточной Африки , но также и Зимбабве , Мадагаскар , Мозамбик и Замбию . Ангола размещена в Центральной Африке , сильно уменьшая Южную Африку по сравнению с Южной Африкой , обозначенной ООН . Данные скомпилированы ARDA из разных источников.

Литература

  • Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справочник / Отв. ред. Р. Н. Исмагилова . - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М .: Наука . Главная редакция восточной литературы, 1981. - 368 с. - 15 000 экз. (в пер.) (1-е изд. - 1967)

Ссылки

  • (англ.) классический текст по традиционным религиям Африки

Отрывок, характеризующий Религии Африки

На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.
– Да, вот как странно судьба свела нас! – сказал он, прерывая молчание и указывая на Наташу. – Она все ходит за мной.
Княжна Марья слушала и не понимала того, что он говорил. Он, чуткий, нежный князь Андрей, как мог он говорить это при той, которую он любил и которая его любила! Ежели бы он думал жить, то не таким холодно оскорбительным тоном он сказал бы это. Ежели бы он не знал, что умрет, то как же ему не жалко было ее, как он мог при ней говорить это! Одно объяснение только могло быть этому, это то, что ему было все равно, и все равно оттого, что что то другое, важнейшее, было открыто ему.
Разговор был холодный, несвязный и прерывался беспрестанно.
– Мари проехала через Рязань, – сказала Наташа. Князь Андрей не заметил, что она называла его сестру Мари. А Наташа, при нем назвав ее так, в первый раз сама это заметила.
– Ну что же? – сказал он.
– Ей рассказывали, что Москва вся сгорела, совершенно, что будто бы…
Наташа остановилась: нельзя было говорить. Он, очевидно, делал усилия, чтобы слушать, и все таки не мог.
– Да, сгорела, говорят, – сказал он. – Это очень жалко, – и он стал смотреть вперед, пальцами рассеянно расправляя усы.
– А ты встретилась с графом Николаем, Мари? – сказал вдруг князь Андрей, видимо желая сделать им приятное. – Он писал сюда, что ты ему очень полюбилась, – продолжал он просто, спокойно, видимо не в силах понимать всего того сложного значения, которое имели его слова для живых людей. – Ежели бы ты его полюбила тоже, то было бы очень хорошо… чтобы вы женились, – прибавил он несколько скорее, как бы обрадованный словами, которые он долго искал и нашел наконец. Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого.
– Что обо мне говорить! – сказала она спокойно и взглянула на Наташу. Наташа, чувствуя на себе ее взгляд, не смотрела на нее. Опять все молчали.
– Andre, ты хоч… – вдруг сказала княжна Марья содрогнувшимся голосом, – ты хочешь видеть Николушку? Он все время вспоминал о тебе.
Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки над тем, что княжна Марья употребляла, по ее мнению, последнее средство для приведения его в чувства.
– Да, я очень рад Николушке. Он здоров?

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.

Из: Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). – М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997. С. 53-67.

Классификация. Человек появился в Африке около пяти миллионов лет назад. Сегодня на африканском континенте проживает множество народов, говорящих более, чем на 800 языках (из них 730 классифицированы). Жителей Африки различают по принадлежности к определенной "расе" и "культурному ареалу", однако за последние четверть века стало ясно, что этих критериев недостаточно. Четких языковых границ не существует, но есть вполне удовлетворительная лингвистическая классификация языков.
В 1966 г. Джозеф Гринберг предложил разделить языки африканского континента на четыре большие семьи, включающие в себя многочисленные родственные языки. Основная – семья конго-кордофан, где наиболее значимой является нигероконголезская группа, к которой относится большая группа языков банту. Лингвистический ареал конго-кордофан включает в себя центр и юг Африки.
Вторая языковая семья, включающая в себя языки жителей Нила Западного Судана и среднего течения Нигера, – нилосахарская.
На севере и северо-востоке распространены языки афроазиатской семьи; в ее состав входят семитские языки, на которых говорят в западной Азии, египетские, берберские, кушитские и чадские языки; к последней группе принадлежат языки хауса.
Четвертая семья состоит из языков, называемых обычно "щелкающими" (по четырем характерным звукам языка бушменов); Гринберг дал им название койсанских языков, на них говорят преимущественно бушмены и готтентоты.

Религиозные границы не совпадают с границами лингвистическими. В странах Северной Африки, среди египтян и берберов, издавна распространен ислам; у берберов также сохранились остатки домусульманских культов, например, поклонение охваченным священным безумием женщинам, которое охотно сравнивали с древним культом Диониса в Греции, и вера в магические действия африканских колдунов. В центре берберского афроисламского синкретизма стоит фигура марабута, владеющего магической силой – баракой. До появления ислама среди проживавших на этих землях берберских племен был распространен иудаизм, равно как и африканская форма христианства, породившая пуританское движение донатизма, осужденного Августином (354-430 гг.), из чего можно заключить, что берберы всегда сохраняли свою обособленность и выбирали такую форму религии, которая определенным образом отличалась от господствующей.

На западе ситуация иная. В Сенегале исповедуют христианство, ислам и местные культы. Чем дальше на юг, тем сложней становится религиозная картина. Верования в Гвинее, Либерии, Кот-Дивуаре, Сьерра-Леоне и Бенине отличаются синкретизмом. Народ манде привержен исламу, но этого нельзя сказать о бамбара, мипьянка и сенуфо. В Нигерийской федерации процветают автохтонные культы. Большинство населения в регионе придерживается традиционных верований йоруба.

Синкретизм преобладает в Экваториальной Африке, на юге же, напротив, благодаря португальским проповедникам и протестантам, миссиям британцев и голландцев получило распространение христианство. На востоке синкретическая религия народов банту сложилась на основе веры в Пророка. Наконец, племена, проживающие вокруг Великих Озер (азанде, нуэр, динка, масаи), по причине пассивности английских миссионеров продолжают исповедовать религию предков.

При подобном разнообразии верований историк религии оказывается перед весьма нелегким выбором. Он может "пройтись по верхам", нигде не задерживаясь, как это сделал Б. Холас в своей книге "Religions de l"Afrique noire", 1964; он может рассмотреть верования с точки зрения феноменологии, не обращая внимания на различия географических и исторических условий, как сделал это Бенджамен Рей в книге "African Religions" 1976; наконец, он может отобрать несколько наиболее характерных культов и описать каждый в отдельности, сопоставив их между собой, как это сделал Ноэл Кинг в работе "African Cosmos", 1986.

Каждое из этих исследований имеет свои преимущества и свои недостатки. Единственно возможное решение для справочного издания, каким является настоящая книга, – это попытаться соединить все три подхода.
Но прежде чем двинуться дальше, необходимо отметить две черты, которые, не будучи всеобщими, тем не менее характерны для многих африканских культов: это вера в Верховное Существо, которое представляет собой абстрактное "небесное" божество, деус оциозус, удалившееся от дел человеческих и поэтому непосредственно не присутствующее в ритуалах, и вера в предсказания, получаемые двумя способами (дух вещает устами одержимого, и служитель культа толкует начертанные на земле знаки; последний способ, вероятней всего, пришел от арабов).

Религии Западной Африки

Верования йоруба, пожалуй, можно отнести к наиболее распространенным среди африканцев (их исповедуют более 15 млн. человек), проживающих в Нигерии и сопредельных странах, например, в Бенине. За последнее время многие африканисты посвятили свои работы подробному исследованию этих культов.

Еще в начале века среди йоруба было сильно влияние тайного союза Огбони , избиравшего главного представителя верховной власти в обществе – короля. Будущий король, не являясь членом данного союза, оставался в неведении до самого своего избрания.
Члены этого эзотерического общества изъяснялись на непонятном для непосвященных языке и создавали величественные сакральные произведения искусства, недоступные для понимания большинства йоруба. Связанный с таинствами инициации, внутриплеменной культ Огбони до сих пор представляет собой загадку. В центре пантеона йоруба находится Онил, Великая Богиня Мать иля, изначального "мира", пребывающего в состоянии хаоса, до его упорядочения. Иль противопоставлен с одной стороны оруну, олицетворяющему небо как организованное начало, а с другой эйе, населенному миру, возникшему в результате столкновения оруна и иля. Обитатели оруна являются объектами всеобщего поклонения, ориши – объекты поклонения эзотерических культов, деус оциозус Олорун не имеет своего культа, а иль для йоруба олицетворяет таинственное женское амбивалентное начало. Богиня Йемойя, оплодотворенная собственным сыном Орунганом, породила многочисленных духов и богов. Йемойя у йоруба выступает как покровительница женщин, обладающих магическими знаниями, которые взяли ее за образец по причине ее исключительно бурной жизни. Порча, ведущая к бесплодию, находится в ведении богини Олокун, жены Одудуа.
Еще одна богиня, покровительствующая женскому чародейству, – Озун, настоящая Венера йоруба, известная своими многочисленными разводами и скандалами. Она создательница магических искусств, и колдуньи считают ее своей покровительницей.
Упорядоченный мир расположен в стороне от иля. Творцом его является Обатала, божество, формирующее эмбрион в чреве матери. Через него орун отправил в эйю бога прорицания Орунмила, чьи предметы, необходимые для предсказания, по традиции хранятся в домах йорубов. Гадание, связанное с именем божества Ифа, это разновидность геомансии, унаследованной от арабов. В нем присутствует 16 основных фигур, на основании комбинаций которых делается прогноз. Гадатель не разъясняет предсказание; он ограничивается тем, что читает традиционный для данного случая стих, что отдаленно напоминает толкования древней китайской книги гаданий И Цзин. Чем больше стихов знает гадатель, тем больше уважения оказывает ему клиент.
Важное место среди оришей занимает трикстер Эзу, маленький итифаллический божок. Он смешон, но одновременно и весьма хитер. Чтобы добиться его расположения надо приносить ему в дар жертвенных животных и пальмовое вино.
Воинственное божество Огун является покровителем кузнецов. Кузнецы в Африке повсюду находятся на особом положении, так как их работа требует уединения и сопряжена с определенной таинственностью; отсюда – наделение кузнецов амбивалентными магическими способностями. Двойственное отношение у йорубов и к близнецам. Рождение близнецов, рождающееся как аномалия, ставит перед африканскими народами дилемму: надо или устранить близнецов, ибо их существование нарушает мировое равновесие (в этом случае один из двух или же оба близнеца должны быть уничтожены), или же оказывать им специальные почести. Йорубы говорят, что в далеком прошлом они предпочитали первое решение, но некий прорицатель посоветовал им придерживаться второго. Теперь близнецы у них – предмет особых забот.
Если Обатала изготовляет тело, то Олодумар вдыхает в него душу, эми. После смерти элементы, составляющие человеческое существо, возвращаются к оришам, которые вновь распределяют их среди новорожденных. Однако в человеке имеется и бессмертный компонент, а посему духи могут возвращаться на землю, где они вселяются в танцора по имени Эгунгун. Танцор этот передает послания усопших живым.
Ритуальная церемония, сочетающая в себе элементы ужасного и веселого, – танец Желеде, устраиваемый на базарной площади в честь предков – женщин, богинь, наводящих ужас, отчего их необходимо задабривать.

Верования акан . Акан – группа народов, говорящих на языке тви подгруппы ква, которым пользуются йорубы; народы акан образовали дюжину независимых королевств на территориях Ганы и Кот-Дивуар; наиболее значимым объединением является этническая общность асанти. Основные компоненты внутренней оранизационной структуры – кланы, подразделяемые на восемь матрилинейных родов, – не совпадают с организацией политической. Как и у йоруба, у асанти есть свой небесный деус оциозус, Ньяме, сбежавший из мира людей из-за женщин, которые страшно шумели, приготовляя пюре из ямса. В каждом подворье асанти на дереве устраивают маленький алтарь для поклонения Ньяме. Ньяме – бог-демиург, к нему взывают постоянно, равно как и к богине земли Асасе Йаа.

У асанти имеется целый пантеон личных духов абосом, и безликих духов асуман, они поклоняются духам предков асаман, взывая к ним посредством подношений, возлагаемых на скамеечки, окрашенные кровью или иными красителями. В доме короля имеются специальные черные скамеечки, куда время от времени кладутся жертвенные подношения. Королевскую власть у асанти олицетворяет король Асантеене и королева Оэнеммаа, которая, не являясь ему ни женой, ни матерью, представляет матрилинейную группу, совпадающую с группой, стоящей у власти.
Главный религиозный праздник во всей королевствах акан – Апо, во время него поминают предков, проводят церемонии очищения и умилостивления.

Видение мира народами бамбара и догон (Мали), Жермен Дьетерлан в своей книге "Essai sur la religion bambara", 1951, писал: "По крайней мере девять народностей, численно отличающихся друг от друга (догон, бамбара, форжерон, курумба, бозо, мандинго, самого, мосси, куле), имеют одну и ту же метафизическую, или, говоря иначе, культовую основу своих верований. Тема сотворения раскрывается сходным образом: сотворение осуществлялось при помощи слова, сначала неподвижного, а затем начавшего вибрировать; вибрация эта породила сущность вещей, а потом и сами вещи; то же происходило с землей, первоначально перемещавшейся в вихревом движении по спирали. С помощью вибрации были созданы люди; изначально это были близнецы, воплощавшие в себе совершенное единство. Признается вмешательство божественной силы в акт творения; иногда эта сила материализуется в облик какого-либо божества, господствующего над миром; подобные представления повсюду идентичны. Все верят в необходимость упорядочения космоса, а так как человек пребывает в тесной с ним связи, то и в упорядоченность собственного внутреннего мира. Одним из неизбежных следствий таких представлений является детальная разработка устройства хаоса, именуемого нами, за неимением лучшего термина, нечастотой; борьба с хаосом осуществляется посредством сложных ритуалов очищения".
В космологии догонов архетипы пространства и времени вписаны в виде чисел в грудь небесного божества Амма. Творцом пространства и реального времени является трикстер, шакал Йуругу. По другой версии, вселенная и человек произошли посредством изначальных колебаний, винтообразно расходившихся из одного центра и осуществляемых семью сегментами различной длины. Космизация человека и антропоморфизация космоса – два процесса, определяющие миропонимание догонов. Как утверждает Ж. Калам-Гриоль в работе "Ethnologie et langage", догон "ищет свое отражение во всех зеркалах антропоморфной вселенной, где каждая былинка, каждый муравей является носителем "слова". Столь же велико значение слова у бамбара; Доминик Заан в работе "Dialectique du verbe chez Bambara" отмечает: "Слово устанавливает {...} связь между человеком и его Божеством, а также между конкретным миром объектов и субъективным миром представлений". Произнесенное слово – словно ребенок, родившийся на свет. Имеется множество способов и средств, цель которых – упростить устам рождение слова: трубка и табак, употребление ореха колы, спиливание зубов, обычай натирать зубы красящими веществами, татуировка рта. Ведь рождение слова сопряжено со значительным риском, ибо оно нарушает гармонию молчания. Молчание, тайна обладают инициационной значимостью, так как изначально мир существовал без слов.
Изначально не было нужды в речи, ибо все, что существовало, понимало "неслышимое слово", беспрерывный шелест воздуха, который грубое, воплотившееся в дерево фаллическое божество Пемба передает небесному демиургу, утонченному и растекающемуся водой Фаро. Мусо Корони, жена Пембы, породившего растения и животных, ревнует мужа, совокупляющегося со всеми женщинами, созданными Фаро. Она тоже изменяет ему, и Пемба преследует ее, хватает за горло и сдавливает его. От столь бурного выяснения отношений между неверными супругами в беспрерывном шелесте дыхания возникли паузы, необходимые для порождения слов и возникновения речи.
Как и догон, бамбара верят в упадок человечества, и возникновение речи одно из его предзнаменований. В личном плане упадок определяется как вандзо, женское распутство и порочность, свойственные человеческому существу, являющемуся в совершенном своем состоянии андрогином. Зримое выражение вандзо – крайняя плоть. Обрезание устраняет у андрогина его женское начало. Избавленный от женского начала, мужчина отправляется на поиски супруга, и таким образом возникает сообщество людей. Физическое обрезание осуществляется во время первой детской инициации, называемой н"домо; последняя же из шести последовательных инициаций, называемых диоу, – обряд коре – преследует цель восстановить у мужчины его духовную женственность, превратив его снова в андрогина, то есть в совершенное существо. Обряд н"домо означает для личности приобщение ее к жизни сообщества; обряд коре означает уход из этой жизни для достижения безграничности и беспредельности божественного существования. На фундаменте своих мифов и ритуалов догон и бамбара возвели целую "архитектонику познания", сложную и детально разработанную.

Религии Восточной Африки

Восточно-африканский регион насчитывает 100 000 жителей. принадлежащих к четырем большим вышеназванным языковым семьям и образующих более двухсот различных объединений. Языком посредником в регионе выступает упрощенный вариант суахили, однако большинство населения говорит на языках банту: ганда, ньоро, нкоре, сога и джизу в Уганде, кикуйю и камба в Кении, и кагуру и гого в Танзании. Верования народов банту имеют много общего, например, наличие демиурга (деус оциозус), который всеми, кроме народов кикуйю, воспринимается как некое существо, пребывающее где-то далеко и не вмешивающееся в повседневную жизнь. Поэтому в ритуалах оно также присутствует опосредованно. Активные божества – это герои и предки, чьи души пребывают в святилищах; там к ним взывают медиумы, которые в состоянии транса вступают с ними в прямое общение. Души умерших также могут переселиться в медиума. Вот почему духов надо ублажать и периодически приносить жертвы. Множество ритуалов имеет целью избавить общество от нечистоты, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.

Упрощенное гадание геомансического типа встречается у большинства народов Восточной Африки. Гадают, когда необходимо принять полярное решение – "да" или "нет", отыскать виновного или предсказать будущее. Так как причиной смерти, болезни или неудачи может быть порча, с помощью гадания возможно выявить повинного в колдовстве и покарать его. В исследовании Э.Э. Эванс-Притчард о народе азанде объясняется разница между колдовством и гаданием.

У всех народов Восточной Африки имеется обряд инициации, связанный с наступлением половой зрелости; у юношей этот обряд более сложный, чем у девушек. Инициационные обряды, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как Мау Мау у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.

Группа народов Восточной Африки, именуемая нилотами , включает в себя народы шиллук, нуэр и динка, проживающие в Судане, ачоли в Уганде и ино в Кении. Верования нуэр и динка благодаря прекрасным работам Э.Э. Эванс-Притчарда и Годфри Линхардта известны достаточно хорошо. Как и многие другие жители региона Великих Озер (например, масаи), нуэр и динка – кочевники-скотоводы. Это занятие отражается в их верованиях. Первые человеческие существа и первые животные были созданы одновременно. Бог-творец больше не участвует в жизнедеятельности людей, и те взывают к различным духам и душам предков. Духи сочувствуют людям.

У обоих народов имеются специалисты по сакральным ритуалам, вступающие в контакт с невидимыми силами : жрецы-леопарды у нуэр и Повелители гарпуна у динка; они совершают обряд заклания быка, дабы избавить племя от нечистоты или человека от поразившей его болезни. Прорицатели нуэр и динка – это лица, приобщенные к религиозным культам. в них вселяются духи.

Верования Центральной Африки

Верования банту
. В Центральной Африке живет около десяти миллионов банту; народы банту расселены по берегам реки Конго и на территории, расположенной между границами Танзании на востоке и Конго на западе. Благодаря работам Виктора Тернера (Victor Turner "The Forest of Symbols", 1967; "The Drums of Afflictions", 1968) и Мэри Дуглас (Mary Douglas "The Lele of the Kasai", 1963) наиболее изученными являются народности ндембу и леле.
В основе верований банту – культ духов и магические обряды, цель которых – заслужить милость духов. С культом духов связано создание тайных союзов; особенно много подобных союзов у некоторых народностей ндембу; также повсеместное распространение имеет институт королевских предсказателей и "куль скорбящих", суть которого состоит в изгнании из людей "скорбных" духов, вселившихся в них. исполняя требования вселившихся в них духов, люди эти, вне зависимости от своей этнической принадлежности, селятся отдельно, но общаясь с медиумом, требуют, чтобы тот говорил на их языке. У многих народов банту носителями магических знаний большей частью являются женщины.
Божественный творец откровенно асексуален, это в основном деус оциозус; он не имеет особого культа, но когда клянутся, призывают его в свидетели.

Пигмеи тропического леса подразделяются на три большие группы: ака, бака и мбути д"итури, проживающие в Заире; изучению жизни пигмеев посвящены работы известного исследователя Колина Тернбола, чья книга "The Forest People", 1961, получила широкую известность. Начиная с отца Вильгельма Шмидта (1868-1954), стремившегося отыскать у бесписьменных народов первобытные монотеистические верования. многие католические миссионеры, равно как и этнографы, подтвержиди существование у всех трех вышеуказанных групп веры в создателя, постепенно превратившегося в небесное божество. Однако Колин Тернбол отрицает наличие единого бога-создателя у мбути: этот народ обожествляет жилище и заросли кустарника, где он проживает. У них мало ритуалов, нет жрецов, и они не занимаются гаданием. У них имеются определенные традиции, сопровождающие ритуалы обрезания у мальчиков и изоляции девочек во время первых месячных.

Верования Южной Африки

Переселение народов банту на юг происходило двумя большими волнами: между 1000 и 1600 гг. н.э. (сото, твана, нгини, а также зулу, ловенду и венда) и в XIX в. (тсонга). По данным африканиста Лео Фробениуса (1873-1938), основание ныне несуществующего королевства Зимбабве связано с приходом с севера предков народа хумбе. Согласно одному из мифов каранга, правитель, наделенный божественной властью, должен поддерживать равновесие между противоположными состояниями: засухой и сыростью, символами которых выступают принцессы с сырой вагиной и сухой вагиной. Принцессы с сырой вагиной предназначались для совокупления с большим водным змеем, которого иногда именуют Радужным Змеем; это сверхъестественное существо имеется в пантеоне многих народов Западной и Южной Африки. Принцессы с сухой вагиной были весталками и поддерживали ритуальный огонь. Во время засухи принцесс с сырой вагиной приносили в жертву, даюы вызвать дождь.
Обряд инициации у мальчиков, достигших половой зрелости, более сложен, нежели аналогичный обряд у девочек. У мальчиков обрезание не является обязательным, у девочек не практикуется клитороэктомия, хотя в процессе обряда и имитируется отрезание клитора. Символическое значение обряда иниицации – переход из ночи в день, из тьмы к солнечному свету.

Верования афроамериканцев зародились на островах Карибского архипелага, восточном побережье Южной Америки (Суринам, Бразилия) и в Северной Америке среди рабов – выходцев из Западной Африки.
Афрокарибские культы , за исключением афро-гвианских, наиболее близки исконно африканскими верованиями, хотя они и позаимствовали у католицизма некоторые имена и понятия. Культ вуду на Гаити, роль которого в завоевании независимости страны хорошо известна, – это культ поклонения духам, божественным лоа, происходящим из пантеона фон и йоруба; в культах сантериа на Кубе и шанго (на Тринидаде) культовые духи относятся к оришам йоруба. Однако на всех трех островах приносят кровавые журтвы и устраивают экстатические танцы, чтобы впасть в транс и получить возможность общаться с богами, носящими как африканские имена, так и имена святых римской церкви, хотя по происхождению божества эти являются исконно африканскими. Культ вуду, с его белой и черной магией, с его загадками и оккультными тайнами, имеет своих почитателей во всех слоях гаитянского общества.
Многие синкретические культы основаны на почитании предков; к них относятся культы кумина, конвинс и танец кроманти беглых рабов на Ямайке, танец Биг Друм Данс на островах Гренада и Каррьяку, келе на острове Святой Люсии и т.д.
В некоторых других культах, как например, среди миалистов Ямайки и баптистов, называемых Shouters (крикунами) на Тринидаде и Shakers (трясунами) на Сент-Винсенте, – элементы христианства имеют большее значение, нежели африканские верования.
Растафарийцы Ямайки в основном являются приверженцами миллентаризма. Для среднего западного человека они ассоциируются с прической dreadlock и музыкой регги; их философия и музыка имеют множество адептов как на Западе, так и в Африке.
Идентификация Эфиопии с землей обетованной афроямайцев на основании толкования Псалма 68, 31 вызвала к жизни политическое движение, оформившееся после коронования эфиопского принца ("рас") Тафари (откуда название Растафарийский) императором Абиссинии в 1930 г. под именем Хайле Селассия. Со временем, особенно после смерти императора, движение раскололось на несколько группировок, не имеющих ни общей идеологии, ни общих политических устремлений.
Афробразильские культы возникли около 1850 г. как синкретические верования; из исконно африканских черт в них сохранилась вера в переселение духов орикса и экстатические танцы. На северо-востоке культ получил название кандомбле, на юго-востоке – макумба, а с 1925-1930 гг. большое распространение получил зародившийся в Рио-де-Жанейро культ умбанда. Изначально запрещенные, сегодня культы поклонения духам существенным образом определяют картину религиозной жизни Бразилии.
Афрогвианские верования возникли в Суринаме (бывшей нидерландской Гвиане) среди креольского населения побережья и получили распространение среди беглых рабов, укрывавшихся в глубине страны. Религия креолов побережья называется винти или афкодре (от голландск. afgoderij – "идолопоклонство", "обожание"). В обоих культах сохраняются элементы древних африканских и исконных верований.
Религиозная жизнь африканцев Соединенных Штатов Америки славится своей насыщенностью; особенность ее состоит в том, что американские негры, в большинстве своем успешно подвергшиеся евангелизации, не сохранили в неприкосновенности африканские культы и ритуалы. Идея возвращения в Африку, пропагандировавшаяся Американским Обществом Колонизации (American Colonization Society) с 1816 г. и, в несколько видоизмененном виде, различными негритянскими церкями на рубеже нашего века, успеха не имела. некоторые афроамериканцы, разочаровавшись в христианской церкви, оказавшейся не в состоянии удовлетворить их социальные чаяния, приняли иудаизм, а многие – ислам. На сегодняшний день существует два объединения афроамериканских мусульман, и оба восходят к организации Народ Ислама , основанной Элией Мухаммадом (Элия Пул, 1897-1975) в 1934 г. на базе сообщества, созданного мусульманином Уоллесом Д. Фардом, и вобравшего в себя элементы учения параллельной организации Мавританский Храм Науки (Moorish Science Temple) Ноубла Дрю Али (Тимоти Дрю, 1886-1920) и учения индийских миссионеров из группы Ахмадья, основанной в 1920 г. В 1964 г. от Народа Ислама отделилась группа Мусульманская мечеть, возглавляемая Малькольмом Икс (Малькольм Литтл, 1925-1965). После смерти Элии Мухаммеда в 1975 г., его сын Варитхуддин Мухаммед (Уоллес Дин) превратил Народ Ислама в организацию, придерживающуюся идей ортодоксального ислама (суннитов), дав ей название Американская мусульманская миссия. Народ Ислама является сегодня организацией, во главе которой стоит пастор Льюис Фарракан из Чикаго, продолжающий следовать по пути, указанному Элией Мухаммедом.

«АФРИКА».

    Культы и религии Африки.

    Раздел Африки.

    Либерия.

    Эфиопия.

    Южная Африка.

    Европейская колонизация.

1. Африку населяют народы с разным уровнем развития – от первобытного строя до феодальных монархий (Эфиопия, Египет, Тунис, Марокко, Судан, Мадагаскар). У многих народов развита культура земледелия (кофе, арахис, какао-бобы). Многие знали письменность, имели свою литера­туру.

В Африке множество религий - тотемизма, анимизма, культа предков, культа природы и стихий, колдовство, магия, обожествление правителей, жрецов.

2. В конце XV века начались колониальные захваты – разрушены торговые связи, уничтожено местное производство, работорговля, гибель государств.

Крупнейшие базы работорговли колонии Португалии - Ангола и Мозамбик.

К 1900 году вся Африка поделена между государствами Европы на колонии. Независимость сохранили Либерия и Эфио­пия, НО!!! входили в сферу влияния.

3. ЛИБЕРИЯ («свободный») – государство, созданное рабами-переселенцами из США. Государство построено на передовых принципах Европы и Америки. По конституции в стране провозглашено равенство всех людей и их права - право на жизнь и свободу, безопасность и счастье. Устанавливались принципы верховной власти народа, свободы вероисповедания, собраний, суда присяжных, свободы печати и т. п. Либерия отстояла суверенитет, используя противоречия между Англией и Францией. Политически свободная, экономически – зависимая.

4. Эфиопия XIX веке состоит из нескольких провинций (феодальные княжества). Феодальной раздробленностью пытались воспользоваться Англия и Франция.

В 50-х годах XIX века в Эфиопии появился Касса, который смог объединить страну и объявил себя императором. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: создал многочисленную и дисциплини­рованную армию; реорганизована налоговая система: уменьшены поборы с крестьян, объединил доходы в своих руках; запретил работорговлю; ослабил могущество церкви; развивал торговлю; пригашал в страну иностранных специалистов. Эфиопию пытались покорить Англия, потом Италия, НО!!! ей удалось отстоять независимость.

5. XVII век - начало колонизации Южной Африки. Колония расширяется через захват земель у местных племен - готтентоты и бушмены. Переселенцы называли себя бурами (крестьянин, мужик). Буры создали две республики – НАТАЛЬ и ТРАНСВААЛЬ. Англия сначала признала республики. НО!!! на их территории нашли алмазы и золото. В 1899-1902 годах Англия победила республики, а потом объединила все земли Южной Африки в самоуправляющуюся колонию (доминион) - Южно-Афри­канский Союз (ЮАС).

6. В начале XX века усилился приток капиталов в колонии. ЦЕЛЬ – хищническая эксплуатация природных и людских ресурсов континента (ограбление). В начале XX века бельгийцы и французы создали систему принудительного труда в бассейне Конго. Колониальный гнет вызывал сопротивление афри­канцев.

В 1904-07 годах началось восстание ГЕРЕРО и ГОТТЕНТОТОВ.

После разгрома восстания колониаль­ные власти конфисковали много земель и продали их немецким поселенцам, согнав коренных жителей в резервации. Земли гереро и готтентотов объявлены собственностью Германии, а вся территория Юго-Западной Африки стала немецкой колонией.

Африканский континент славится своим разнообразием во всех сферах, поэтому и религии Африки весьма разнообразны, тут имеются представители большинства современных направлений, устойчивое место занимают и старинные верования, привычные для здешних племён.

Большая часть населения Чёрного континента исповедует популярные по миру христианство и мусульманство, часто эти традиции адаптированы к африканским реалиям. Встречается ещё индуизм и иудаизм. Много здесь и приверженцев традиционных религий, пришедших издавна и связанных с длительным автономным историческим развитием.

Христианство пришло в Африку извне, случилось это, как гласит предание, в 42 году, тогда православную Коптскую церковь образовал Апостол Марк. А во 2-м веке новая религия стала популярной в Египте, а также в Эфиопии и Эритрее. Это движение распространилось на всё североафриканское побережье. Последующая история этой религии Африки такова:

  • 4 век - появление идеи основания африканской церкви, независимой от Европы, в частности Рима;
  • 5 век - создание монофизитской церкви на основе египетских и эфиопских христиан;
  • 7 век - вытеснение с севера христианства исламом.

Позже христианское движение снова стало набирать популярность, связано это с тогда, в 16-18 веке, миссионеры стали навязывать католичество. Впрочем, такая деятельность была мало успешной.

Были и иные периоды активизации христианской пропаганды:

  • середина 19 века - завоевание Африки западноевропейскими колонизаторами, активная работа миссионеров, создание всяческих орденов римско-католической церковью;
  • по окончанию 2 мировой войны христианство в Африке стало приспосабливаться к местным обычаям, наращивание африканского духовенства.

Результатом всех действий стало прочное положение христианства на материке, здесь его различные направления исповедуют около 400 миллионов африканцев, встречаются такие:

  • католики;
  • протестанты;
  • монофизиты;
  • православные;
  • униаты.

Наибольшее число христиан в таких частях Африки:

  • запад;
  • восток;

Афрохристианская или синкретическая религия образовалась соединением классических христианских традиций и местных верований и обычаев, это направление распространённое и важное, выделяют такие его группы:

  • адаптированные христианские секты;
  • секты мессианские;
  • секты языческо-христианского объединения;
  • эфиопские (чёрные) секты;
  • ветхозаветные секты.

Ислам в список религий Африки попал также с помощью иностранного вмешательства - его принесли арабы с Аравийского полуострова. Они завоевали североафриканское побережье в 7 веке, чтобы распространить свою религию захватчики пользовались активными экономическими и административными мерами:

  • ограничение прав для неверующих;
  • обложение их податями и прочее.

В итоге полностью установились в 12 веке. Отсюда торговцы и переселенцы стали приносить мусульманство и на восток континента, со временем тропическая часть также познакомилась с новой религией, которая стала серьёзной конкуренцией для христианства.

В современной Африке мусульмане живут в таких регионах:

  • север;
  • запад;
  • северо-восток.

Несмотря на популярность всемирно известных церквей, традиционные религии Африки всё также востребованы и используемы, как и столетия назад. Данные верования прошли длиннейшую историю в уединении от всего мира, связаны они с передаваемыми племенами из поколения в поколение. Всё это было связано с обыденной жизнью, природой, пониманием мира, поэтому отражало истинную сущность африканцев.

В связи с этим такие ритуалы настолько укрепились в сознании и жизни людей, что доныне проявляются во многих странах континента в той или иной степени. Обычно подобные религии встречаются в Чёрной Африке, причём многие африканцы могут спокойно исповедовать любую иную веру, тайно поклоняясь давним традициям.

Все традиционные религии Африки имеют общие черты, первой из которых является выраженный в глубоком почитании предков и всех умерших. Каждый, кто оставил жизнь, становится особым объектом для живых наследников, всеми семьями и родами почитали ушедших, проводили специальные ритуалы, чтобы духи помогали в жизни.

Именно так жил южноафриканский народ тхонга, для его представителей все души предков становились почитаемыми объектами. Такой культ у них семейный, жертвы и ритуалы совершают для духов двух линий - материнской и отцовской. Аналогично живёт и восточноафриканский народ джагга.

Следующей чертой африканских верований является тотемизм, который по сей день встречается некоторыми элементами в на востоке и юге, здесь тотемами являются животные. Бечуаны и сейчас имеют тотемические танцы.

Отдельно стоит культ животных, который произошёл от древнего страха перед опасными зверями. Для многих африканских народов таким почитаемым стал леопард, являющийся очень опасным хищником. Ещё встречаются культы различных змей, в имеется даже соответствующий храм.

Те народы Африки, которые занимаются земледелием, часто формируют культ божеств, покровительствующих аграрному делу, они почитают повелителей различных природных объектов (леса, холмы, ручьи и т.д.). У зулусов даже имеется богиня Номкубулвана, дающая, при поклонении ей, плодородие земель.

Именно с африканскими традиционными религиями связано понятие фетишизма, ведь это явление встречается тут у многих народов. Фетишем выбирали любые предметы, помогающие и защищающие. Однако эти самые вещи помимо пожертвований узнавали и всевозможные надругательства, это делалось преднамеренно, чтобы спровоцировать фетиш на выполнение желаемого.

Говоря о традиционных религиях Африки, нужно вспомнить и о культе жрецов, которые встречались не только в но и во многих других направлениях. Вообще, жрецы всегда считались важнейшими людьми в племенах, также были те, кто практиковал особые умения:

  • магию;
  • гадания;
  • знахарство.

Среди современных африканцев встречаются подобные личности, которые помимо перечисленных функций могут выполнять и иные, например, являются духовными лидерами для местных. К тому же часто жрецы объединяются в союзы, которые распространяют своё влияние и на иные сферы, в том числе и на административные.