Лицом на восток

В официальной русской историографии сложился канонический список главных битв. Мы помним сражение на Куликовом поле и Бородинскую битву, битву на Калке и взятие Казани. Но некоторые по-настоящему судьбоносные для России битвы оказались почти забыты.

Битва при Доростоле (971)

В 968-971 годах киевский князь Святослав как союзник Византии совершил серию походов на Балканы, против Болгарии. Довольно скоро у Святослава проснулся аппетит и он решил не отдавать отвоёванные земли византийцам, а самому обосноваться на Дунае: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага".
В те времена Русь не была ещё государством в современном понимании - с чёткими границами и устоявшимися институтами власти. Подобно викингам, покинувшим Скандинавию и основавшим государства в Нормандии, Англии, на Сицилии, Святослав пытался основать своё государство на Балканах, в непосредственной близости к богатым южным странам.
В 970-971 годах война шла уже между бывшими союзниками - русами и византийцами. Если бы Святославу удалось одолеть византийцев, то "центр тяжести" Древнерусского государства, в соответствии с замыслами воинственного князя, переместился бы на Дунай. В этом случае, история и облик нашей страны были бы радикально иными. Но победили византийцы, а Святослав был убит печенегами на обратном пути.

Битва при Молодях (1572)

В то время как основные силы русской армии воевали в Ливонии, крымские татары решили воспользоваться ситуацией и напасть на беззащитное, как им казалось, Русское царство. Южные границы России защищала лишь немногочисленная пограничная стража, немецкие наёмники да донские и запорожские казаки - всего 25 000 воинов. Вторгшееся войско крымских татар (со значительным отрядом турецких янычар) достигало численности в 120 тысяч человек.
Учитывая прошлогодний удачный набег на Москву, крымский хан был настолько уверен в своей победе, что заявлял, что "едет в Москву на царство" и заранее поделил между своими придворными русские земли. Таким образом, в случае победы крымчаков Россию ожидало новое порабощение, как во время монголо-татарского ига.
В результате умелых маневров и упорных боёв, русское войско обратило в бегство и почти полностью истребило превосходившего его противника. Русское царство, разорённое предыдущими крымскими набегами и стихийными бедствиями, воюющее на два фронта, сохранило независимость. Крымское ханство лишилось значительной части боеспособного мужского населения, так как по обычаю почти все боеспособные мужчины были обязаны участвовать в походах хана. Крупномасштабные походы на Русь на время прекратились.

Оборона Пскова (1581-1582)

Уничтожив Казанское и Астраханское ханства, преграждавшие России путь к Каспийскому морю и в Сибирь, Иван Грозный решил разгромить Ливонский орден и закрепиться на берегах Балтийского моря.
На первом этапе Ливонской войны (1558-1583) русские войска достигли значительных успехов. В 1561 году Ливонский орден прекратил своё существование. Успехи России встревожили её соседей - против неё выступили Литва и Польша, объединившиеся в Речь Посполитую, а затем и Швеция. Россия стала терпеть поражения. Талантливый полководец, польский король Стефан Баторий свёл на нет все завоевания Ивана Грозного в Ливонии.
В 1581 году Баторий осадил Псков, намереваясь в случае успеха идти на Новгород и Москву, но отчаянная 5-месячная оборона Пскова спасла Россию от тяжких бедствий. Баторий, потерпев неудачу, пошёл не на Москву, а на мирные переговоры. Россия отказывалась в пользу Речи Посполитой от всех своих завоеваний в Ливонии, но и Речь Посполитая возвращала царю захваченные в течение войны русские земли. Если бы Псков не выстоял, Ливонская война могла бы закончиться для России куда более катастрофично.

Битва при Роченсальме (1790)

Несчастное для России второе роченсальмское сражение произошло в ходе Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Воспользовавшись тем, что основные русские силы воевали с Турцией, Швеция начала войну, рассчитывая на быструю и лёгкую победу.
Но что-то пошло не так. Бои происходили, в основном, на море, и русский флот наносил шведам поражение. На второй год войны на горизонте уже маячил выгодный для России мир, с аннексиями и контрибуциями... И тут случился второй морской бой при Роченсальме.
Это было крупнейшее в истории сражение на Балтийском море, и одно из крупнейших - в военно-морской истории: с обеих сторон было задействовано до 500 кораблей. Шведский флот, умело маневрируя, нанёс сокрушительное поражение российскому, потерявшему 64 корабля - почти половина всего Балтийского флота. Шведские потери составили 6 кораблей.
Катастрофическое поражение вынудило Россию прекратить практически уже выигранную войну и согласиться на мир на условиях статус-кво. Так все победы оказались перечёркнуты одним поражением.

Взятие Карса (1855)

Крымская война, обещавшая России очередную лёгкую победу над Турцией, с вступлением в неё Франции и Великобритании приняла иной оборот - враг стал теснить Россию на всех главных фронтах: на Дунае, в Крыму, на Балтике. На этом фоне выделялся в лучшую сторону только Кавказский фронт.
В 1855 году, чтобы ослабить давление на Севастополь, закавказская русская армия осадила мощную крепость Карс. Даже после того как Севастополь был взят, русские войска продолжали осаду Карса. Последующие события подтвердили верность этого решения. После полугодовой осады крепость сдалась. Помимо важности этой победы самой по себе, особенно после трагического финала Севастопольской обороны, она позволила смягчить условия мирного договора - именно в обмен на Карс Севастополь возвращался России.

Небольшая украинская река Альта, протяжённость которой не превышает тридцати семи километров, неоднократно была отмечена в истории Древней Руси кровавыми событиями, разыгравшимися на её берегах. Они являлись следствием и борьбы за власть между наследниками киевского трона, и противостояния, долгое время сохранявшегося между нашими предками и кочевыми жителями степей.

Братоубийственная битва на реке Альте

История наиболее известного сражения, произошедшего в 1019 году, берёт своё начало со смерти Великого, почившего за четыре года до этого и оставившего после себя четырёх сыновей. Двое из них, Ярослав и Святополк, во главе своих дружин сошлись на берегу Альты, стремясь мечом проложить себе путь к вожделенной ими власти. Ближайшее родство со святым крестителем Руси не помешало им обагрить свои мечи братской кровью.

Четырьмя годами раньше от рук убийц, подосланных Святополком, поправшим ради достижения власти все божеские и человеческие законы, приняли смерть два других их брата - Борис и Глеб, канонизированные затем в лике святых страстотерпцев. За это злодеяние Святополк получил у потомков прозвище «Окаянный».

Кровавые этапы борьбы за власть

Новые наследники княжеской власти

Известна и ещё одна битва на реке Альте, дата которой - 1068 год. Это событие стало печальной страницей в истории России, но и о ней сохранилась память в дошедших до нас летописных сводах. К этому времени правителями Руси стали сыновья почившего киевского князя Ярослава Мудрого - Всеволод, Святослав и Изяслав. Сконцентрировав в своих руках всю власть, они сумели подчинить себе также Смоленск и Волынь, сохранявшие до той поры независимость.

Их триумвират пытался сохранять мир с сильным и агрессивным соседом - половецким ханом Шаруканом. В 1055 году с ним даже удалось заключить некое подобие мирного договора. Однако уже через шесть лет, поправ свои обещания, половцы вторглись на Русь, пройдя по левому берегу Днепра.

Поражение князей на берегах Альты

Вплоть до 1068 года продолжались набеги кочевников, в результате чего братья-князья были вынуждены выступить им навстречу во главе многочисленной дружины. Итогом похода стала битва на реке Альте. История даты этого события не сохранила, скрыты от нас и подробности происшедшего в тот печальный день на берегу Альты. Известно лишь о жестоком поражении, понесённом русской дружиной от войск половецкого хана Шарукана.

Воодушевлённые победой, кочевники усилили свои набеги, грабя беззащитных жителей деревень и подступая вплотную к Киеву. Возмущённые горожане потребовали от своих правителей, столь бесславно вернувшихся из похода, немедленно раздать всем оружие и организовать ополчение, а получив отказ, подняли восстание, едва не стоившее оскандалившимся князьям их верховной власти.

965 г. - Разгром Хазарского каганата войском Киевского князя Святослава Игоревича.

988 г. - Крещение Руси . Киевская Русь принимает православное христианство.

1223 г. - Битва на Калке - первое сражение между русскими и моголами.

1240 г. - Невская битва - военный конфликт между русскими во главе с новгородским князем Александром и шведами.

1242 г. - Битва на Чудском озере - сражение между русскими во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Эта битва вошла в историю, как "Ледовое побоище".

1380 г. - Куликовская битва - сражение между объединенной армией русских княжеств во главе с Дмитрием Донским и армией Золотой Орды во главе с Мамаем.

1466 - 1472 гг. - путешествие Афанасия Никитина в Персию, Индию и Турцию.

1480 г. - Окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига .

1552 г. - Взятие Казани русскими войсками Ивана Грозного, прекращение существования Казанского ханства и включение его в состав Московской Руси.

1556 г. - Присоединение Астраханского ханства к Москвкой Руси .

1558 - 1583 г. - Ливонская война . Война Русского царства против Ливонского ордена и последующий конфликт Русского царства с Великим княжеством Литовским, Польшей и Швецией.

1581(или 1582) - 1585 гг. - Походы Ермака в Сибирь и битвы с татарами.

1589 г. - Учреждение патриаршества в России .

1604 г. - Вторжение Лжедмитрия I в Россию . Начало Смутного времени.

1606 - 1607 гг. - Восстание Болотникова .

1612 г. - Освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского Конец Смутного времени.

1613 г. - Приход к власти в России династии Романовых .

1654 г. - Переяславская Рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией .

1667 г. - Андрусовское перемирие между Россией и Польшей. К России отошла Левобережная Украина и Смоленск.

1686 - «Вечный мир» с Польшей. Вступление России в антитурецкую коалицию.

1700 - 1721 гг. - Северная война - боевые действия между Россией и Швецией.

1783 г. - Присоединение Крыма к Российской империи .

1803 г. - Указ о вольных хлебопашцах . Крестьяне получили право выкупать себя с землей.

1812 г. - Бородинская битва - сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона.

1814 г. - Взятие Парижа русскими и союзными войсками .

1817 - 1864 гг. - Кавказская война .

1825 г. - Восстание декабристов - вооруженный антиправительственный мятеж офицеров русской армии.

1825 г. - построена первая железная дорога в России.

1853 - 1856 гг. - Крымская война . В этом военном конфликте Российской империи противостояли Англия, Франция и Османская империя.

1861 г. - Отмена крепостного права в России .

1877 - 1878 - Русско-Турецкая война

1914 г. - Начало Первой мировой войны и вступление в неё Российской империи.

1917 г. - Революция в России (Февральская и Октябрьская). В феврале после падения монархии власть перешла к Временному правительству. В октябре путем переворота к власти пришли большевики.

1918 - 1922 г. - Гражданская война в России . Она окончилась победой Красных (большевиков) и созданием советского государства.
* Отдельные вспышки гражданской войны начались уже осенью 1917 г.

1941 - 1945 гг. - Война между СССР и Германией . Это противостояние проходило в рамках Второй мировой войны.

1949 г. - Создание и испытание первой атомной бомбы в СССР .

1961 г. - Первый полет человека в Космос . Им был Юрий Гагарин из СССР.

1991 г. - Распад СССР и падение социализма .

1993 г. - Принятие консититуции Российской Федерацией .

2008 г. - Вооруженный конфликт между Россией и Грузией .

2014 г. - Возвращение Крыма в состав России .

История человечества это бесконечный процесс становления, в ходе которого десятки тысяч лет народы в борьбе то появляются, то исчезают на исторической арене. Проведение или же Дух, как сказали бы философы идеалисты, проверяет народы на прочность, посылая им испытания, и самым серьезным испытанием для любого народа является война, нашествие других племен, которые могут истребить не то что народы или государства, но и огромные Империи как бывало в истории не раз.
Война это такая проверка народа на прочность, кто-то проходит её с честью, кто-то её проваливает и уходит на обочину истории, или же исчезает вовсе. России пришлось пережить множество войн, многие народы и государства пробовали нас на прочность, но мы устояли, и стоим уже тысячи лет. Однако все же, можно отметить, что есть войны оказавшие большее влияние на формирование народного духа, о которых память сохранилась на века, а есть и забытые сражения, о которых воспоминаний в русской душе не осталось. Несмотря на то, что все они важны для нас, ибо это наша история, сегодня все же хотелось остановиться на трех сражениях средневековой Руси, которые предопределили наш менталитет, нашу государственность и всю нашу дальнейшую историю.
Ледовое побоище.
Дата: 5 апреля 1242 г.
Место действия: Западная граница Новгородской земли.
Действующие лица: князья Александр Ярославович «Невский», Андрей Ярославович VS Андреас фон Вельвен – ландмейстер Ливонского отдела Тевтонского ордена.
Историческая ситуация: В начале сороковых годов XIII в. Русь переживала тяжелейшие времена. Столетие кровавой междоусобицы подточило силы Русского государства, и когда неожиданно в её пределы вторгся жестокий и опасный враг татаро-монголы, разрозненные небольшие княжества не смогли дать организованный достойый отпор. Закаленное во многих походах ордынской войско, обладающее самыми современными осадными орудиями того времени, сумело захватить большую часть русской земли несмотря на героическое сопротивление её защитников. Начался тяжкий период татаро-монгольского ига. В этой непростой ситуации наши соседи - шведы и ливонский орден решили воспользоваться временной слабостью Руси и реализовать свои давно вынашиваемые планы по захвату наших северных земель в частности Псковщины и Новгородчины.
Ход сражения: После неожиданного наступления немецкими силами было взято Копорье, пал Изборск а через неделю осады из-за измены бояр, которые открыли врагу ворота, ливонцами был взят Псков. Для Новгорода ситуация становилась критической, и тогда руководство города обратилось за помощью к князю Александру Ярославовичу который из-за политических разногласий ранее был изгнан из посада. Князь, видя всю опасность ситуации, «презрел обиду», позвал на помощь своего брата Андрея Ярославовича. И они со своими дружинами, объединенными с боярскими отрядами, и отрядами городского ополчения выдвинулись на встречу с врагом. В марте Александру удается отбить Псков и он вторгается в земли ордена. После поражения передовых отрядов князь принимает решение отойти на лед Чудского озера.
Пятого апреля на озере произошло решающее сражение, первыми в бой вступили русские застрельщики – отряд лучников, осыпавший градом стрел немецкую конницу. Однако стрелы причинили мало вреда тяжеловооруженным всадникам, и ливонцы клином смяли пехоту, однако в это время с флангов ударила княжеская дружина, в результате объединенные немецко-чудские силы были наголову разбиты. В ходе боя было убито около 400 рыцарей, и около 50 взято в плен(общие потери вместе с чудью и кнехтами составили несколько тысяч). Ладсмейстер Андреас фон Вельвен командующий ливонскими тевтонскими рыцарями бежал с поля боя с остатками войск.
Итог битвы. В ходе ледового побоища и последующих походов князя Александра экспансия Ливонского ордена на псковские и новгородские земли была на долгое время остановлена. Северная Русь сохранила свою независимость и приверженность православию сумев уклониться от идеологической экспансии католицизма. Таким образом, были созданы предпосылки для дальнейшего воскрешения остальной Руси, которое последовало именно из Северных земель. Благодаря тому, что северная Русь уцелела, не была полностью разграблена моголами как южные регионы, не попала под влияние могущественного католического ордена, была сохранена сама возможность последующего русского возрождения.
Куликовская битва.
Дата: 8 сентября 1380 г.
Место действия: Слияние рек Непрядва и Дон
Действующие лица: Коалиция князей во главе с князем московским Дмитрием Ивановичем Донским VS беклярбек Мамай и союзники
Историческая ситуация: Спустя 150 лет после своего основания монгольская Империя хана Батыя долго и мучительно распадалась, династический кризис привел к тому, что фактическим правителем Золотой орды стал беклярбек(соответствует нынешнему титулу премьер-министра) Мамай. Однако при поддержки среднеазиатского правителя Тамерлана престол возвращается к претенденту из ханской династии – Тохтамышу. Во время этой внутритатарской усобицы вдруг о своей непокорности заявляют русские княжества возглавляемые князем Московским Дмитрием Ивановичем. При этом карательные походы татар, предпринятые против русских заканчиваются разгромом ордынских войск. Мамай решается предпринять последнюю попытку вернуть Русь к покорности, чтобы использовать её богатейшие ресурсы в борьбе с Тохтамышем за трон, и собирает войско для большого похода.
Ход сражения. Узнав о приближении татарских сил, Дмитрий Иванович во главе объединенных русских войск выдвигается за Дон с целью не дать татарам соединиться с войсками литовскими, которые тоже отправились в поход на московское княжество.
Мамай был, застигнут врасплох этим решительным маневром русских, и вынужден был принять бой в невыгодных для себя условиях. Кроме того по совету опытного военачальника Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского Дмитрий Иванович расположил войска таким образом что от татар оказался скрытым засадный полк, который в решающий момент и предопределил исход битвы. Начало сражения ознаменовалось символическим поединком между монахом-схимником, в прошлом известным воином – Пересветом и легендарным татарским бойцом Челубеем. Пересвету удалось выбить Челубея из седла, однако смертельную рану получил и русский богатырь. В начале сражения татарам удалось потеснить силы русских, и часть войск московского князя уже было бросилось, спасаясь бегством, в Непрядву, однако в этот критический момент засадный полк под командой Дмитрия Боброка ударил татарам в тыл, и разгромил основные силы орды. Сам Мамай бежал с небольшими силами, бросив на произвол судьбы свое войско, которое, по словам летописи, гнали дружинники 50 верст избивая на ходу.
Итоги сражения. Это была первая столь крупная победа русских войск над татарами, и хотя еще сто лет будет Русь прибывать в составе монгольского государства Куликовская битва показала что орде можно противостоять, и ей можно противостоять только объединив все разрозненные русские княжества в один кулак. Победа князя Дмитрия Ивановича настолько вдохновила его современников, что ему было присвоено прозвище Донского которое закрепилось за ним в века, а позже православная церковь и вовсе причислила его к лику Святых. В средневековой русской литературе появилось множество письменных памятников посвященных этому знаменательному событию – Задонщина, Сказание о Мамаевом побоище, Житие Дмитрия Донского и Житие Сергия Радонежского.
Но самый главный итог битвы на Куликовом поле заключался в том, как блестяще сформулировал советский историк Л.Н.Гумилев: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль…Это было началом осознания ими себя как единой целостности - России.».
Битва при Молодях. (Сражение это мало известно в широких народных массах, поэтому на нем мы остановимся несколько подробнее)
Дата: 29 июля – 2 августа 1572 г.
Место действия: Деревня Молоди 50 верст к югу от Москвы.
Действующие лица: московские воеводы Дмитрий Хворостинин, Михаил Воротынский VS крымский хан Девлет I Гирей, Теребердей-мурза, Дивей-мурза.
Историческая ситуация: Воспользовавшись тем что основные силы московского царства были сосредоточены на севере, где с переменным успехом шла длительная Ливонская война между Россией и Речью Посполитой, крымский хан Девлет Первый Гирей совершает набег на Москву. Воспользовавшись тем, что перебежчики из числа русских бояр указали татарам проходы мимо засечной черты (ряд крепостных сооружений вдоль южной границы Руси) войска хана подошли к Москве почти без боев, и сожгли её, угнав в плен десятки тысяч людей для продажи их в рабство, на обратном пути разоряя все что встретилось по дороге. Это был сильнейший удар из степи за последние двести лет. Крымский хан был настолько впечатлен собственным успехом, что начал готовить на следующий год еще один, более основательный поход, рассчитывая полностью захватить всю Русь и таким образом восстановить былое могущество Золотой Орды. Девлет Гирей был уверен что после набега 1571 года Русь не успеет оправиться и ему остается лишь добить Московское Царство. В помощь ему турецкий султан отправил семитысячный корпус янычар, а также ногайские ханы присоединились к грядущему походу. Под знаменами Гирея собралось огромное по тем временам войско (по разным оценкам от 120 до 80 тыс.чел.).
Ход сражения. В конце июля 1572 года крымско-ногайско-турецкие войска приблизились к границе московского царства. Основные силы русских, которые успели выставить против нашествия орды – порядка 20 000 человек во главе с воеводой М. Воротынским расположились у Серпухова. Против них отвлекающим маневром бросили порядка 2 000 татар, а переход через Оку основных ордынских сил осуществили несколько севернее. Когда Воротынский узнал об этом, то в надежде связать татар боем, бросил вдогонку им немногочисленный конный отряд молодого опричного воеводы Дмитрия Хворстинина. Русский полководец рассчитывал на то чтобы успеть завязать с татарами схватку до того как они приблизятся к Москве. Это заставило бы Гирея сосредоточиться на уничтожении группировки у себя в тылу, прежде чем продолжить дальнейшее продвижение на Москву, и таким образом Воротынский надеялся выйграть время для Москвы, чтобы он успела подготовиться к обороне, и к ней могли подтянуться другие царские войска.
Конница Дмитрия Хворостинина настигла татар у деревни Молоди и наголову разбила арьергард растянувшегося на пятнадцать километров татарского войска. Девлет Первый повернул от Москвы основные силы и устремил их в сторону русских войск у себя в тылу, с целью разбить их и обезопасить коммуникации, прежде чем осадить Первопрестольную. К этому времени к Молодям успели подойти основные силы воеводы Воротынского и занять выгодную позицию оборудовав т.н. «гуляй город» - мобильное оборонительное сооружение с бойницами для стрелков и артиллерии.
Несмотря на значительное численное преимущество татарского войска взять гуляй город с ходу им не удалось, разящий огонь русских пушек и пищалей наносил тяжелые потери и ордынцы вынуждены были откатываться назад. В ходе штурма погиб Теребердей-мурза.
Мечта о покорении Руси которая уже почти свершилась (до Москвы каких-то 50 верст), которая была так близко таяла глазах вместе с войском Девлет Гирея. Хан в ярости принимает неожиданное решение, приказывает всем татарам слезть с коней и штурмовать укрепления русских в пешем строю, ордынцы руками пытались разломать деревянные перекрытия гулй города, а осажденные рубили им руки о чем живописно писал летописец. В какой-то момент Воротынский принимает неожиданное решение ударить по татарам конницей с фланга, незаметно выведя её с другой стороны холма, видя что татары сосредоточили штурм с одной стороны укреплений и увлечены боем. Неожиданный удар с фланга русской конницы, а также одновременная отчаянно смелая вылазка защитников гуляй-города во главе с Дмитрием Хворостининым посеяли панику в рядах ордынцев которая привела к полному их разгрому силами московского царства.
Итоги сражения: Главным итогом сражения стало то, что русским войскам вместе с казаками, которые принимали участие в сражении при Молодях, удалось не допустить падения Москвы. Своими решительными действиями воеводы Хворостинин и Воротынский сумели сковать врага, а затем и уничтожить его. После поражения в битве при Молодях ордынцы надолго оставили в покое русские земли, и за Москвой закрепились её недавние приобретения – Казанское и Астраханское ханства. Русское же государство стало продвигаться на юг в пределы Дикого поля, возводя новые города-крепости Воронеж, Елец и т.д. вовлекая в орбиту своего влияние богатые черноземом земли. Но главным итогом битвы при Молодях стало то что Московское царство пережив неурожаи и мор, сражаясь на два фронта, сумело выстоять и сохраниться заложив тот потенциал который в последующем и привел к тому что Россия стала могущественной Империей населенной сотнями народами обладающая самой большой территорией.

#история #историяроссии #русь

Золотое кольцо ЦК КПСС

Почему Юрьев-Польской не включили в Золотое кольцо? Такой же древний, как Переславль-Залесский, в один с ним год основан великим князем Юрием Долгоруким. Конечно, не так богат монастырями и храмами, но все же… Сохранился земляной вал двенадцатого века, опоясывающий исторический центр, буквально завораживает глаз Михайло-Архангельский монастырь, в котором сошлись архитектурные стили нескольких столетий.

И, наконец, там, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор тринадцатого века, который даже среди уникальных памятников древнерусской архитектуры занимает особое место.

И тем не менее — Юрьев-Польской обойден. Что, конечно, обидно и досадно и властям, и самим горожанам. Ведь включение в туристский маршрут, по которому возят иностранцев, это не только лестное «включение» в большой мир, но и немалая выгода. И деньги в бюджет пошли бы другие, и строительство давно бы здесь развернули, чтобы не ударить перед иностранцами лицом в грязь. Преобразился бы город. Но…

Никто не знает точно, в чем же причина. Может, в том, что неказист городок, сильно проигрывает соседнему Переславлю-Залесскому и, тем более, соседнему же Суздалю. Мол, опозоримся перед иностранцами. Хотя все тут спорно. Для кого «неказист», а для кого как раз мил своим тихим, почти сельским бытом, не изуродованным, как в некоторых районах Переславля, железобетонными и угольными свалками, угрюмыми заборами, зловещими каркасами и ангарами так называемой промышленной зоны.

Может, был там заводик или цех, работающий на оборонную промышленность. Какие-нибудь резиновые или ватные прокладки делали для танков или торпед. Вот и засекретили, закрыли город для иностранцев. Знаете, как было в советские времена: против оборонки никто слова не мог молвить. По каким-нибудь радиоголосам не то что директоров, а начальников цехов ракетных заводов по фамилиям называли и с выполнением квартального плана поздравляли, а в самом городе газеты не имели права написать, что этот завод «машиностроительный». Мол, нет у нас никакого «машиностроения».

А может, были тут резоны особые, идеологические.

Представим себе коридоры власти, где в начале семидесятых «утверждался» список городов, включаемых в Золотое кольцо. На совещании в ЦК КПСС присутствуют люди самые разные, но среди них, конечно, есть ученые, которые объясняют, отвечают на вопросы. Учтем, что мероприятие с самого начала идеологическое, потому как, во-первых, иностранцы, а во-вторых, история. А уж когда они соединяются вместе, то бдительность удесятеренная.

И вот представим, что, дойдя до Юрьева-Польского, выслушав рассказ о монастыре, расположенном там музее, Георгиевском соборе, большой партийный начальник спрашивает:

— А что там еще есть?

Ученые люди, не привыкшие к количественному критерию оценки памятников истории, тем не менее поддаются логике начальства и добавляют:

— Там еще рядом Липицкое поле, на котором Липицкая битва произошла.

— Какая такая Липицкая битва? — удивляется начальник.

— Ни в коем случае! — постановляет начальник. — Не хватало еще иностранцам про это рассказывать.

— Так мы и не будем! — пытаются оправдаться ученые и начальники рангом поменьше. — Мы и не включили Липицкое поле в маршрут, да там и возить некуда и показывать нечего, иностранцы про него и не знают.

— Ну да, не знают! — саркастически обрывает их большой начальник. — А как только попадут туда, так сразу и начнут выспрашивать да выпытывать. А потом растрезвонят по «голосам». Нет уж, Юрьев-Польской вычеркиваем! И вообще! — поднимает он голову и обращается уже ко всем. — Внимательней надо быть, товарищи. Не вам объяснять, какая сейчас обстановка в мире, так что мы тут все должны учитывать!

Повторюсь: это — мои домыслы, предположения. Возможная модель возможных событий. Скажем так, вполне вероятных. Потому что более весомых причин для невключения Юрьева-Польского в Золотое кольцо просто нет.

Страшная сеча на Липице

А малоизвестная и поныне Липицкая битва, или битва на реке Липице, близ города Юрьева-Польского — самая страшная в истории средневековой Руси сеча между русскими и русскими.

Чтобы представить масштаб ее, перечислим участников, удельные княжества, которые выставили своих воинов.

С одной стороны — все вооруженные силы Владимиро-Суздальского великого княжества. «И были полки у них очень сильны, — отмечает летописец, — из сел погнали даже пеших». То есть было нечто вроде тотальной мобилизации. Владимир, Суздаль, Муром, Переславль, Нижний Новгород, Торжок, Юрьев — всех собрали. А еще были в том войске и не владимирские люди, а пришлые, наемные, называли их бродниками.

Против владимирской рати вышли на поле битвы объединенные войска Новгорода, Пскова, Смоленска и Ростова Великого…

Рязанские в сече не участвовали. Рязани тогда не было. Накануне ее дотла сжег, камня на камне не оставив, великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо.

Рязань всегда держалась наособицу. Но если бы вступила в нынешнюю распрю, то наверняка бы на стороне Новгорода и против Владимира — своего заклятого врага. И это сразу бы дало новгородско-псковско-смоленско-ростовскому войску очевидное преимущество, потому что в те времена рязанцы считались самыми отчаянными вояками.

Особое ожесточение противостоянию придавало то, что в обоих лагерях и войсках во главе стояли выступившие друг против друга в смертельной вражде родные братья — сыновья Всеволода Большое Гнездо .

Вражда между ними началась из-за отцовского наследства. Умирая, Всеволод Большое Гнездо хотел, по обычаю, передать великое княжение старшему сыну, Константину, дав ему Владимир, а второму сыну, Юрию, — Ростов. Но Константин захотел и Владимир, и Ростов. Им руководила не жадность, а боязнь за свою, еще неполученную власть.

Хотя Владимир и считался столицей великого княжества, но все же Ростов — древнее, значительнее. Княжение Юрия в Ростове он посчитал угрозой для себя. Отец же разгневался и лишил его старшинства. Передал великокняжеский стол Юрию. По тем временам — поступок чрезвычайный, чреватый многими последствиями. Так и вышло. Сразу же после смерти Всеволода в 1212 году началась распря. Три года междоусобной войны привели к Липице…

Владимирской ратью командовали князья Юрий и Ярослав Всеволодовичи, помогал им младший брат Святослав, а в противостоящей объединенной новгородско-псковско-смоленско-ростовской армии вместе с Мстиславом Удалым тон задавал их старший брат Константин Всеволодович, князь Ростовский, боровшийся за то, чтобы ему, старшему из сыновей Всеволода, и достался по праву отцовский престол во Владимире. Да и Мстислав Удалой тоже не чужак — он был тестем своего врага Ярослава.

И все же, когда рати выстроились друг против друга, за день до битвы, противники попробовали договориться. К Ярославу и Юрию пришли послы с предложением: «Дадим старейшинство Константину, посадим его во Владимире, а вам вся Суздальская земля». Юрий и Ярослав дали Константину такой ответ: «Пересиль нас, тогда вся земля твоя будет». Потому что они накануне уже все поделили. После битвы смоленские ратники в одном из брошенных шатров нашли «грамоту», в которой письменно был закреплен их устный договор: «Мне, брат Ярослав, Владимирская земля и Ростовская, а тебе — Новгород; а Смоленск брату нашему Святославу, а Киев дадим черниговским князьям, а Галич — нам же».

Все поделили.

А чтобы имена их не были отвлеченными, напомню, что Юрий — это тот самый Юрий, который через двадцать один год не придет на помощь рязанцам, бьющимся с Батыем. Что делать, в те века рязанцы и суздальцы были заклятыми врагами друг другу… И Юрий вскорости сам бесславно погибнет на реке Сити в битве с теми же монголо-татарами, которые, разгромив рязанцев, придут и на суздальскую землю…

А Ярослав впоследствии родит сына Александра, который станет Невским. Затем Ярослав, будучи после Юрия великим князем Владимирским, предложит русским князьям назвать Батыя «своим царем». Ярослава отравят в Орде по доносу боярина Федора Яруновича. Сыновья Ярослава, Александр и Андрей, убьют клеветника. Александр Невский станет побратимом ордынского царевича Сартака, приемным сыном Батыя и заключит союз Руси и Орды.

А князь Святослав после смерти Ярослава станет великим князем Владимирским. Но ненадолго. Его свергнет Михаил Тверской. Остаток дней своих он проведет в Орде, добиваясь справедливости. Но в истории тихий и смирный Святослав останется другим — в 1234 году он закончит в Юрьеве-Польском строительство Георгиевского собора, не просто уникального, но самого загадочного творения древнерусской архитектуры….

Но это — будет потом, потом, через два десятка лет. А пока — войска стоят друг против друга. Одни — на Авдовой горе, другие — на Юрьевой горе. Меж ними — ручей Тунег. Чуть в стороне — речка Липица и то самое поле, куда они сейчас отойдут и где начнется та самая битва.

О предстоящей жестокости сечи говорило и то, что некоторые особо отчаянные воины на поле боя «выскочили босыми…». Летописец никак не комментирует, не поясняет сию деталь. Видно, для современников она и не требовала объяснений. Мне же остается только предполагать. При тогдашних нравах мародерство, «обдирание мертвых», то есть раздевание и разувание убитых почитались чуть ли не нормой.

И потому, наверно, демонстративно разуваясь, воин как бы объявлял, что не рассчитывает остаться живым, выходит на смертный бой. В предположении этом можно быть уверенным, если вспомнить, что некоторые князья в самые отчаянные схватки вели своих воинов с обнаженной головой. То есть знать снимала шлем, а простолюдины скидывали сапоги и лапти…

Когда закончилась сеча, «можно было слышать крики живых, раненных не до смерти, и вой проколотых в городе Юрьеве и около Юрьева. Погребать мертвых было некому… Ибо убитых воинов Юрия и Ярослав

а не может вообразить человеческий ум».

За один день 21 апреля 1216 года в сражении на Липицком поле было убито «девять тысяч двести тридцать три» русских воина, гласит летопись .

Русский Спас

Но летопись не дает однозначного ответа: это общие потери или только одной стороны? Тогда — какой? Действительно, трудно представить владимиро-суздалыдев и новгородцев, совместно убирающих и считающих убитых. Поэтому некоторые историки полагают, что это потери лишь владимирского войска. Но почему владимирского? Ведь автор летописи новгородец, он и приводит эту цифру? Зачем ему, какое ему дело до потерь владимирцев?

Да и зачем новгородцам пересчитывать на поле боя трупы своих врагов с точностью до одного? Значит, «девять тысяч двести тридцать три» — это новгородцы. Но если так, то сколько же погибло в тот день владимиро-суздальцев?! Ведь потери побежденных всегда значительнее. Страшно представить, сколько же всего там было убито русских людей. Мужчин в расцвете лет. При тогдашней численности населения это было равносильно чуме или моровой язве. О потерях владимиро-суздальцев ярче всего говорит такой факт. Когда князь Юрий в одной сорочке, даже подседельник потеряв, загнав трех коней, на четвертом примчался к стенам Владимира и обратился к горожанам с призывом запереть ворота и дать отпор врагам, те ему ответили: «Князь Юрий, с кем затворимся? Братие наша избита…»

Впрочем, это — слова. Более предметно масштаб потерь — 9233 человека — можно представить, если знать: через семь веков (!), в XIX веке (!), население губернского города Владимира составляло 13 200 человек!

Сколько же всего полегло в той владимиро-суздаль-ско-муромо-нижегородско-юрьевско-новгородско-смоленско-псковско-ростовской междоусобице, включая стариков и женщин, всегдашних жертв мародерства и пожарищ, никто не знает и не узнает. В одной из опубликованных бесед Л.Н. Гумилев с нескрываемым ужасом восклицает: «Столько не потеряли за время войн с монголами!» Однако, по сведениям, приводимым историком А. Н. Насоновым, в годину монгольского нашествия только на Галицкую Русь всего там погибло двенадцать тысяч человек Анализируя эти и другие данные, Л. Н. Гумилев заключает: «Следует признать, что поход Батыя по масштабам произведенных разрушений сравним с междуусобной войной, обычной (курсив мой. — С.Б.) для того неспокойного времени».

К концу своей жизни Владимир Мономах подсчитал и написал в «Поучении», что «всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Из них девятнадцать — на половцев, которых нельзя было назвать чужими, потому что русские распри были одновременно распрями их родственников, половецких ханов, и — наоборот. В общем, восемьдесят три похода за пятьдесят восемь лет княжения. Получается — полторы войны на каждый год сознательной жизни.

И такую жизнь провел не какой-нибудь воспаленный маньяк-вояка, а смиренный, глубоко верующий человек, призывавший: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен в смерти, то не губите никакой христианской души», призывавший к миру своих кровавых братьев, учивший детей любить друг друга хотя бы «потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери». Вот они, братья… Русский Спас, он точно на крови. Правда, у других народов в те века было то же самое. Хотя был один еврей, который призывал построить Спас на любви, но все знают, чем это кончилось…

Но даже для смутных лет Руси та кровавая распря и завершившая ее битва на Липице — событие особо трагическое… И потому нельзя не согласиться с Л.Н. Гумилевым: «Именно здесь в 1216 году была подорвана мощь Великого княжества Владимирского, единственного союзника Новгорода в войне с крестоносцами».

Четыре года войны и завершившая ее битва на Липице закончились тем, что Владимир, Переславль-Залесский и другие владимиро-суздальские города сдались на милость победителей — Константина и Мстислава Удалого. Константин сел на великий стол во Владимире, стал великим князем, а Мстислав стяжал себе еще один лист в венок своей славы рыцаря и полководца.

Через три года Константин умер, и великим князем вновь стал Юрий. Все вернулось на круги своя… А если читатель проникнется горечью и сожалением и вопросит небеса: зачем, за что загублено столько жизней? — самым правильным будет ответ: затем, что времена и нравы были такие, и с этим ничего не поделаешь…

А иностранные туристы не ездят в Юрьев-Польской и по сей день. И, за собственным отсутствием, не просят повезти их на Липицкое поле, рассказать и показать. Да и показывать там нечего… В створе видеокамеры дрожит сухая былинка на ветру, за ней — буро-желтые весенние увалы, жесткая прошлогодняя стерня, черная пахота, нежная зеленая полоса озимых. А все остальное — буйный кустарник, корнистый и крепкий. Так и карабкается с бугорка на бугор, с увала на увал. Горок-то, поди, уже нет, сровнялись с землей. Глядь, какая старуха в Юрьеве еще вспомнит про Юрьеву Горку да за голову схватится: то ли сама придумала, то ли неведомо откуда на язык пришло от прабабок еще. Ледова гора и вовсе не упоминается, про ручей Тунег никто и слыхом не слыхивал, а услышит — так примет за что-либо немецко-басурманское, язык сломаешь… Все поглотила и все забыла земля за восемь прошедших веков.

Конечно, здесь надо поставить памятник. Или крест. Или часовню. И не иностранцев, а наших людей надо возить сюда. Наших.

Кстати, повесть о битве на Липице написал новгородец. Он и не скрывает симпатий к своим. Но ведь те же смоленцы — союзники новгородцев, и летописец мог хотя бы к ним отнестись дружелюбнее. Но нет. Он пишет: «Новгородцы же не ради добычи бились, а смольняне бросились на добычу и обдирали мертвых…» Но ведь знал же летописец, что мародерство по тем временам не считалось большим грехом, что мародерствуют и те, и другие, но поди ж ты, своих изобразил борцами только лишь за идею, а смольнян навеки пригвоздил к позорному столбу. Нет, того, что мы называем объективностью, не было и тогда.

Наших людей надо возить на Липицкое поле, наших…

Ряд безобразий всегда на виду

Лев Толстой, прочитав «Историю…» С.М. Соловьева, написал: «Приходишь к выводу, что рядом безобразий совершилась история России. Но как же так ряд безобразий произвели великое единое государство?»

Толстой субъективен. У Соловьева не только «ряд безобразий». Но Толстой прав в глобальном, общечеловеческом смысле. Только историк Соловьев тут ни при чем. И Россия — тоже. Упрек Толстого надо адресовать всему человечеству и каждому человеку в частности. Натуре человеческой.

Летописи и Хроники всех времен и народов — это войны, распри, раздоры, интриги и братоубийства правящих династий. На том стоит история. Во всяком случае, древняя.

Попробуйте найти в ней то, что было в промежутках между войнами и распрями.

А между тем в этих промежутках умом и руками людей создавалась Человеческая Цивилизация.

Но не только историки — мы сами не видим и не замечаем. Даже когда свидетельства созидательной работы у нас перед глазами.

Вот вам пример. Во время осады Москвы войсками Тохтамыша в 1382 году в Москве уже были огнестрельные орудия. Что-то вроде пищалей. Называлось — тюфяки. И даже пушки были! В малоизвестной летописной «Повести о нашествии Тохтамыша» прямо говорится: «Тюфяки пущаху… пушки пущаху».

Вокруг того похода и доныне кипят страсти. Он, поход, от начала до конца представляет из себя загадку, некий средневековый шпионский детектив, где закрученная-перезакрученная интрига, где сплошь двойные и тройные агенты и не понять, кто на кого работает, кто кого использует и какие интересы преследует. А еще надо учесть, что «Повесть…» за века несколько раз переписывалась, редактировалась в соответствующем духе. Так что — сплошная головоломка. (Вариант ее разгадки я предлагаю в главе «Клеймо предателя».)

И за всем этим для нас совершенно затерялся сам факт, что в Москве в 1382 году (!) было огнестрельное оружие! Быть может, купили его на Западе. А более вероятно, что уже были свои оружейники. Если колокола издревле отливали, то могли отливать и стволы. Да и слог летописи самый обыденный: тюфяки пущаху, пушки пущаху… Похоже, не были они тогда такой уж диковинкой.

А где пушки, там и порох. Значит, в Москве уже в 1382 году было свое пушечно-литейное и химическое производство! Но кто сейчас об этом знает и говорит?

Да и в самой летописи пушки упоминаются мельком, только лишь в связи с войной. Про войны — пожалуйста, про достижения ума и рук человеческих — ни слова.

То-то и оно…

Другой пример — Святослав, князь Юрьев-Польской. Кто его знает? Был он сыном Всеволода Большое Гнездо. Дядей Александра Невского. Братом великого князя Ярослава, который призвал русских князей признать хана Батыя своим царем. Наконец, самые образованные знают, что после смерти брата Святослав стал великим князем, но его сверг Михаил Тверской.

И почти никто на Руси вам не скажет, что Святослав построил в 1234 году храм, каких не было, нет и не будет в истории человечества. Что Святослав пригласил (или принял на работу, или пригрел) и поныне неизвестного миру гения, масштаб личности которого просто несоизмерим с тем временем.

Так что, Лев Николаевич, историк Соловьев тут ни при чем. Это натура человеческая такая. Это не только С.М. Соловьева, а всех нас надо спрашивать: «Люди, почему у вас всегда и везде Миних и Безбородко — фельдмаршалы и канцлеры, а Пушкин — камер-юнкер? Или, если перевести на воинские звания — лейб-гвардии полковник Пушкин… А если в гражданские чины — статский советник Пушкин… Много это или мало, а?..»

А творение того безвестного гения и малоизвестного Святослава — вот оно, всегда было и есть перед нами.

Храм

Девочка рисует на сером асфальте рожу с оттопыренными ушами и, чтобы не было сомнений, кого она изобразила, крупно надписывает: «Вовка Никитен дурак, осел и глупый крокодил». У палисадников, на кудрявой траве, пасутся гуси. Бабушки беседуют на лавочках, а мужики перекуривают, сидя на свежераспиленных чурбаках: дрова к зиме уже заготавливают. К церковной железной ограде привязана палевая пушистая коза. Когда хозяйка подходит к ней, коза вытягивает шею и нежно целует хозяйку в лицо.

Идиллия маленького городка. Юрьев-Польской. Круглая церковная площадь. Тихий вечер.

И в центре площади, в центре этого обыденного житейского круга, приземистый каменный куб с таким же массивным, тяжелым куполом — Георгиевский собор.

Горожане, особенно те, чьи дома выходят окнами на площадь, его почти не замечают. Когда они родились, он уже стоял здесь. И когда их отцы родились, он тоже был. И когда их деды, прадеды и прапрапрадеды… Для них он — часть пейзажа, как небо.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — единственный на Руси.

Он сам по себе, еще с момента рождения, — некая художественная загадка. А дорогу к ее решению как будто нарочно запутала судьба.

Нынешний собор построил в 1234 году практически неизвестный в истории князь Святослав, один из многочисленных сыновей Всеволода Большое Гнездо. При этом он разрушил старый, будто бы обветшавший храм, поставленный при основании города его дедом — Юрием Долгоруким, и на его месте возвел новый. Да такой, что спустя сто лет его взяли за образец при строительстве Московского Успенского собора.

Но в середине пятнадцатого века случилось непонятное — Георгиевский храм в Юрьеве-Польском обвалился. Любители предзнаменований могут вспомнить ту, старую, разрушенную церковь и спросить: так ли уж обветшала древняя каменная кладка за каких-то восемьдесят лет, что ее надо было сносить с лица земли? Может, то гордыня говорила в Святославе, желание утвердить себя и построить свое? Пусть даже ценой разрушения старого храма. И вот, мол, расплата…

Кто теперь знает, как было на самом деле. Вообще-то князь Святослав был далеко не самым амбициозным из многочисленных буйных детей Всеволода, заливших немалой кровью родную землю. Скорее наоборот, Святослав был, по сравнению с братьями, тихим. Во всяком случае, удельный городок Юрьев-Польской в то время почти никакой роли в политике не играл, и летописями Святослав никак не отмечен.

В пятнадцатом веке Юрьев-Польской был уже владением Москвы, и потому сюда из Москвы направили зодчего Ермолина с заданием — восстановить Георгиевский собор. Что он и сделал, собрал его из прежних блоков. Но при обвале некоторые блоки раскололись, и потому другая их часть оказалась «лишней», так что одного-двух поясов явно не хватает и нынешний собор гораздо приземистей, чем он был при рождении.

Вдобавок ко всему многие блоки перепутались, чего нельзя было допускать никак, потому что они являлись составными частями единой композиции. Единой картины.

Суть в том, что Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, пожалуй, единственный на Руси, снизу доверху украшен резьбой по белому камню.

С художественной стороны горельефы собора сами по себе давно уже признаны всеми специалистами «уникальными», «непревзойденными», «вершиной древнерусского искусства», так что не мне состязаться с ними в оценке. Я — о другом. О самом мастере и — о темах, о сюжетах его работы.

Гений

Итак, представим себе: на дворе у нас начало тринадцатого века. Городок Юрьев-Польской — довольно глухой уголок Руси вообще и Северо-Восточной Руси, в частности. Не Ростов Великий и не Муром, не Суздаль и не Владимир, тем более не Новгород и не Киев, не Болонья, Кембридж или Саламанка с их тогдашними университетами и богословскими кафедрами. Однако мир христианской культуры един. И потому вполне естественны и понятны сюжеты-композиции «Троица», «Преображение», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Вознесение Александра Македонского»…

Но дальше начинается нечто не очень понятное. Во-первых, львы. Их много, на всех стенах. Скорбные, мудрые, ухмыляющиеся, философски задумчивые, размышляющие, сложив тяжелую голову на скрещенные лапы в позе совершенно человеческой… Как будто сошли с древнеперсидских миниатюр, со страниц персидского эпоса и персидской истории, в которой традиционно львы — опора престола, гроза всем и всему. А здесь… Многовато их все-таки для владимирского городка, не самый популярный и не самый характерный зверь для тутошней природы. Ну хорошо, говорю себе, и древнеперсидские «львиные» мотивы не диковинка, потому как торговля всегда шла и персидские ткани всегда ценились, да и давно уже лев повсеместно стал символом мощи и власти. В Персии живые львы сидели по обе стороны от престола царя царей. В евангельских преданиях от Матфея и Иоанна лев становится символом могущества Христа. Лев появляется на знаках английского и шведского королей.

Произведения искусства — особая статья, они могут питаться и отраженным светом из глубины минувших веков и фантазиями и личными пристрастиями художника или группы художников. Но вот факт самый что ни на есть государственно-житейский: на гербах всех владимирских городов — лев. Лев с крестом.

Понятно, гербы городов появились в России уже при Петре Великом. Но задолго до этого лев был знаком галицких (нынешний центр Галиции — город Львов) и владимиро-суздальских князей…

Наверно, трудно точно установить, где раньше появился лев — на храме Покрова на Нерли, воздвигнутом в 1157 году, или на знаках владимирских князей. Во всяком случае, на личной печати Александра Невского, а он жил век спустя — конный воин, поражающий копьем дракона….

Но ни древнеперсидские, ни русско-державные поздние львы не идут ни в какое сравнение с юрьев-польскими — загадочными, как сфинксы…

Однако и ангелы здесь тоже не совсем обычные. У них я, присмотревшись, увидел на горельефах четко прорисованные детали крепления крыльев к рукам! То ли автор знал миф об Икаре и Дедале и творил нечто по мотивам мифа, то ли… Впрочем, меня занесло, сдаюсь, поскольку в древнерусском искусстве мало что смыслю и более чем вероятно, что за детали крепления я принял традиционные, постоянно повторяемые художественные приемы, как и доказывала мне музейная научная работница, поначалу даже растерявшаяся от неожиданности моего дилетантского предположения.

Но ведь среди тех, кто смотрит горельефы, специалистов — считаные единицы, так что мы, простые смертные, имеем небольшое право на свое восприятие и на удивление. И как же не удивляться этим сюжетам, столь непривычным для православных храмов.

Позднее они будут расцениваться блюстителями церковных правил как «языческие» и даже «кощунственные», неподобающие для убранства церквей. Так их и не будет потом. А это — начало тринадцатого века, и жесткого церковного канона для художников на Руси еще нет.

Вот, например, чудо-юдо непонятное: торс и голова человека с узкоглазым скуластым ликом — на туловище зверя. Лауреат Ленинской и Государственной премий доктор исторических наук Николай Воронин, всю жизнь отдавший изучению архитектуры Владимиро-Суздальской земли, называет эти существа кентаврами-китоврасами. Но ведь кентавры —это полулюди-полукони. А здесь же ничего лошадиного нет, туловище и лапы — львиные. Так что, скорее всего, это больше сфинкс, нежели кентавр.

Но в любом случае ясно одно: этот человек, автор, художник, мастер древний — одинаково хорошо знал мифы и о кентаврах, и о сфинксах, если сотворил по мотивам легенд нечто напоминающее и тех, и других. Кстати, все львы у него — почти с человеческими лицами. Чуть-чуть подправить — и юрьев-польской сфинкс. А на той стене, где изображены маски людей и зверей, совершенно отчетливо и сознательно все двоится: не то львочеловек, не то человеколев, а может быть, и человековолк…

Но и это не все. На одном горельефе рядом — целитель Козьма и …грифон. Это чудище из древневосточных мифов — помесь, опять же, льва с орлом.

Еще одна птица — на другом горельефе. Точнее,. полудева-полуптица. Сирена — из древнегреческих мифов.

И еще сюжеты, понять, уразуметь которые я не могу, потому что знаний не хватает. А я все-таки книжки читал, поскольку в двадцать первом веке живу и ученые люди собрали эпосы, мифы народов мира, перевели на русский язык и таким образом дали мне возможность узнать их.

А тогда, повторю, на дворе стоял тринадцатый век. Если точно — тысяча двести тридцатый год. И университета в городке Юрьеве-Польском не было, и библиотеки, и книгопечатания, да и бумаги тоже… Князь был, дружинники были, смерды в курных избах, мастера-камнерезчики…

И был мастер, художник, автор. Человек, который все это придумал. Человек, который знал все мифы стран и народов тогдашней ойкумены. Не только знал. Он жил в них, трансформировал, переводил их на язык рисунка и камня. Кто он был, кем он был? Княжеского ли рода сын, вместо меча взявший в руки кисть и резец? А может, из дружинников, а то и из смердов? Где он учился, в каких краях? Или залетная птица? Из византийских, македонских, болгарских, ближних литовских пределов? Как попал он сюда?

Смотрю на городок, на сорняки в канавах, на избы и сараюшки, воображаю, каким же он был почти восемь веков назад. И поневоле хочется крикнуть изумленно: не мог в ту пору жить здесь такой человек!

Однако ж он был! Вот в чем дело!

Плотен туман восьми веков, трудно, невозможно вживе и въяве представить себе этого человека, тем более в тогдашнем юрьев-польском быте. Имя бы знать, но имя неизвестно. И остается лишь вековой туман.

Хорошо хоть знаем имя князя, задумавшего и волей своей поставившего храм. И не только имя — лицо его можем видеть воочию. Маска Святослава, кстати, из горельефа храма, сейчас хранится внутри, под стеклянным колпаком. Но я все равно боюсь за нее. Зимой собор промерзает насквозь, заледеневает. Весной оттаивает, и потоки воды струятся по стенам. О реставрации же собора по нынешним временам и речи нет. Да и раньше не было. Несколько блоков-горельефов, оказавшихся «лишними» во время восстановления собора в пятнадцатом веке, лежат прямо на улице. Так и представляешь себе какого-нибудь пьяного мужика с кувалдой, который, куражась, на спор вдребезги разбивает «каменюгу» с трех ударов…

Работая над книгой, я звонил в Юрьев-Польской, спрашивал, по-прежнему ли блоки лежат на улице. А мне сказали, что нет, они все в запасниках. И только я порадовался, как служительница музея добавила, что никогда они на улице и не лежали. Вот тут я и засомневался…

А про маску я уже говорил. Слов нет, драгоценная, древняя. Но… Иногда я думаю, что будь эта маска другого князя, тотчас бы забрали ее в Москву, хранили, показывали, писали и говорили. А что Святослав… Ничем и никому не известен. Если бы он сжег сорок деревень и городов чьих-нибудь или десять тысяч русских людей вздернул на дыбу, тогда — да, тогда мы сразу признали бы его «исторической личностью» и создавали вокруг него легенды. А так — что ж… Ну, поставил храм. Пусть даже и единственный в своем роде. Ну и что. Этим нас не удивишь.

Сергей Баймухаметов