Какую роль играет двоеточие в русском языке. Двоеточие: где, когда и почему нужно ставить двоеточие. Двоеточие в сложном предложении

(, ) тире (‒ , –, -, ― ) многоточие (…, ..., . . . ) восклицательный знак (! ) точка (. ) дефис () дефис-минус (- ) вопросительный знак (? ) кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ › ) точка с запятой (; ) Словоразделители пробел () ( ) ( )
Двоеточие
Диакритики
акцент
акут (´ )
двойной акут (˝ )
гравис / вария (` )
двойной гравис ( ̏ )
кратка (˘ )
перевёрнутая кратка ( ̑ )
гачек / háček (ˇ )
седиль / cédille (¸ )
циркумфлекс / vokáň (ˆ )
умлаут (¨ )
точка (· , ̣ )
крюк / dấu hỏi ( ̉ )
рожок / dấu móc ( ̛ )
макрон (¯ )
знак ударения ( ́ )
огонэк / nosinė (˛ )
кружок / kroužek (˚ , ˳ )
апостроф ()
густое придыхание / дасия ()
тонкое придыхание / псили (᾿ )
Знаки, иногда использующиеся как диакритические
апостроф ()
перечёркивание (| )
двоеточие (: )
запятая (, )
дефис (˗ )
тильда (~ )
титло ( ҃ )
Диакритические знаки в других письменностях
Арабские диакритики
Диакритики в гурмукхи
Еврейские диакритики
Индийские диакритики
анусвара (ं  ং ം )
чандрабинду (ँ  ఁ )
нукта ()
вирама (्  ്  ్  ්  ್ )
Диакритики МФА
Японские диакритики
дакутэн (◌゙ )
хандакутэн (◌゚ )
Кхмерские диакритики
Сирийские диакритики
Тайские диакритики
Родственные темы
Пунктирный круг
Пунктуационные знаки

Двоеточие (: ) - знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Использование

Русский язык

Армянский язык

Время

При обозначении времени двоеточием разделяются часы, минуты и секунды:

22:50 - 22 часа 50 минут , 9:03:15 - 9 часов 3 минуты 15 секунд .

MAC-адреса

При записи MAC-адресов в формате MAC-48 пары 16-ричных разрядов также могут разделяться двоеточием (хотя стандартно они разделятся дефисом):

12:34:56:78:9A:BC

IPv6-адреса

IPv6-адреса записываются по четыре 16-ричных разряда, разделённых двоеточием:

2001:0db8:85a3:0000:0000:8a2e:0370:7334

Математика

В математике двоеточие является одним из возможных обозначений операции деления (при этом симметрично отбивается с обеих сторон); в другом значении отделяет знак отображения и его область определения и множество значений: запись «f : A B » означает, что функция f отображает A на B (при этом пробел ставится только после двоеточия).

Информатика и вычислительная техника

В языках программирования двоеточие может иметь самые разнообразные применения. Может использоваться как самостоятельно, так и в составных обозначениях.

  • Самостоятельное двоеточие:
    • используется для описания размерностей массива (пределов изменения индекса) и для выделения части массива: a ;
    • разделяет второй и третий операнды условного выражения a ? b: c , означающего «если условие a истинно, выбрать значение b , а иначе - значение c »;
    • указывает тип переменной: i: integer ;
    • при определении меток ставится после них (Бейсик , Паскаль , Си , Verilog) или перед ними (пакетный файл в некоторых операционных системах);
    • в Бейсике также употребляется в качестве разделителя команд при записи их в одну строку;
    • в операторах выбора из нескольких альтернатив (switch, case и т. п., в зависимости от языка) отделяет описание условий применимости отдельного случая от действий, которые при этом должны выполняться;
    • в некоторых операционных системах ставится в (иерархических) именах после названия (метки) физического или логического устройства: C:\MYDIR\A.TXT , prn: и т. п. По этой причине двоеточие не может быть использовано в имени файла ;
    • в некоторых операционных системах (например Mac OS) используется для указания иерархических путей к файлу;
    • в языке Verilog двоеточие после ключевого слова начала блока (begin, fork) означает, что этот блок является именованным, и после такого двоеточия пишется имя блока;
    • в командных языках некоторых операционных систем отделяет название ключа от его значения;
    • в вики-разметке используется, например, в следующих ролях:
      • для ссылок из одного проекта на другой (так называемых «интервики »), в том числе на иноязычные разделы Википедии;
      • в ссылках внутри одного проекта отделяет указание пространства имён от индивидуального названия страницы (личной или служебной);
      • в начале абзаца является символом форматирования, обозначающим, что этот абзац должен выводиться с отбивкой от левого края полосы текста (величина отбивки пропорциональна числу двоеточий).
      • после ввода двоеточия в поле «Поиск» осуществляется переход на главную страницу данного Вики-проекта.
  • Двоеточие в составных знаках:
    • в сочетании со знаком равенства применяется для записи оператора присваивания: x:= x+1 ;
      • в близкой роли в некоторых системах записи формальных грамматик используется сочетание::= с двумя двоеточиями;
    • удвоенное двоеточие используется для указания на область видимости объекта: std::string либо для ссылки на глобальный объект при наличии одноимённого локального: ::i ;
    • в и большинстве других кодировок - U+003A. Майор с улыбкой приложил руку к козырьку.
      – Кого вам угодно, мамзель? – сказал он, суживая глаза и улыбаясь.
      Наташа спокойно повторила свой вопрос, и лицо и вся манера ее, несмотря на то, что она продолжала держать свой платок за кончики, были так серьезны, что майор перестал улыбаться и, сначала задумавшись, как бы спрашивая себя, в какой степени это можно, ответил ей утвердительно.
      – О, да, отчего ж, можно, – сказал он.
      Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним.
      – Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа.
      Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых.
      – Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна.
      – Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать.
      – Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо.
      – Ну, я спрошу.
      Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями.
      – Вы спите, мама?
      – Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня.
      – Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа.
      – Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня.
      Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась.
      – Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери.
      В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой.
      – Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит.
      – Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа.
      – Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости.
      Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение.
      Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего.

      M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено.
      После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди.
      – Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа.
      – Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк.
      – Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки.
      – Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она.
      – Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик.
      – Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда.
      – Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня.
      – Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия.

Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

  • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
  • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
  • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
  • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.

2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

  • Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.

3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

  • И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

  • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
  • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
  • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.

б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
  • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.

5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

  • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
  • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
  • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
  • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
  • Я понимала: ты не пара моей дочери.

Но (без оттенка предупреждения):

  • Вижу, ты не так прост, как кажешься.

6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

  • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
  • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
  • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

  • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
  • Я не знала, чем мне заняться вечером.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

Проектная работа

« Обучение написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужны двоеточия?»

(в рамках подготовки ГИА).

Выполнила:

Учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория

Клячина Л.С.

Цель урока:

1) научить писать сочинение-рассуждение по алгоритму.

2) Формирование коммуникативных и пунктуационных умений и навыков

Задача: написать сочинение-рассуждение.

Опережающее задание: повторить значение понятия «двоеточие» и основные случаи его употребления.

Оборудование: текст, алгоритм написания сочинения-рассуждения, таблицы «Знаки препинания и основные случаи их употребления », « Структура письменного ответа», «Структура текста-рассуждения».

Ход урока

« Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль,

привести слова в правильное соотношение

и дать фразе легкость и правильное звучание.

Знаки препинания – это как нотные знаки.

Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К.Г.Паустовский

  1. Этап актуализации опыта учащихся.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужны двоеточия?» по тексту Н. Думбадзе. Прочитайте текст.

(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Вдали, на склонах торжественных гор, паслись стада, и воздух был наполнен весенним ароматом полевых цветов. (3) В школе занятий уже не было, и мы готовились к выпускным экзаменам. (4) Я и Мери с утра шли на край села, к старой заброшенной мельнице, усаживались в тени огромного орехового дерева и занимались.

(5)- Стихи, выбранные к экзамену, ты должен знать наизусть, -говорит Мери. (6) – Вот и послушай- это Галактион:

(7) В сердце мечта таится,

Небо –полоской ясной.

(8) Юноша: «Стой, девица!»

(9) Девушка: «Сгинь, несчастный!»

(10)- Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», говорю я.

(11) Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку –Мери смеётся, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. (12) Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, обязательной для изучения, я все-таки прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:

(13) Через тысячу лет я тебя призываю: иди!

(14) Стану горсткою пепла я в молниях жарких твоих…

(15) Мери сидит, обхватив колени руками, и смотрит куда-то вдаль, в бездонную синеву неба, где, едва касаясь горных вершин, плывут еле заметные белые хлопья облаков.

(16)- Ты, я вижу, опять стихи сочиняешь, стихоплёт?!-раздалось вдруг у самого моего уха.

(17) Я подскочил словно ужаленный и обернулся. (18) Передо мной стоял улыбающийся Илларион.

(19) – Мы к экзаменам готовимся. (20) Здравствуй, Илларион!

(21) – Вижу, профессоры, вижу, как вы готовитесь… (22) Ну, здравствуйте! – Илларион сел.

(23)- Как у вас идут дела?

(24)_ Экзамены заканчиваем, дядя Илларион, ответила Мери.

(25) – Заканчиваете или только начинаете?

(26)- Что ты, Илларион! (27) Остался всего один экзамен!- сказал я.

(28)- Э, дорогой мой, экзамены у вас только начинаются! – улыбнулся Илларион.

(29) – Человеческая жизнь, дети мои дорогие, похожа на мельницу

(30) Помнится, построили мы колхозную мельницу, что за деревней, и пустили по желобу нашу речушку.

(31) Билась, билась вода, да так и не сумела сдвинуть колесо с места – силенок не хватило. (32) Тогда мы подвели второй рукав реки, и пошло дело! (33) Завертелось колесо, да еще как! (34) Две реки – это надежнее, вернее!..

(35) – Ты поедешь в город, как школу окончишь, дочка? – вдруг обратился Илларион к Мери.

(36) – вряд ли я поеду, дядя Илларион, я не сумею…

(37) – Ну, тогда еще ничего! (38) Значит, Зурико не сбежит от нас в город!

Учитель. О чем он?

Ученик. Текст о сложных взаимоотношениях молодых людей. Главные герои отрывка – молодые люди, которые сдают выпускные экзамены и получают «билет в жизнь». Особую роль играет образ дяди Иллариона-носителя народной житейской мудрости.

Учитель. Определите тип речи.

Ученик . Это текст-повествование, так как в тексте рассказывается о событиях в селе в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Учитель. Каков стиль текста? Докажите свою точку зрения.

Ученик . Это художественный стиль, так как это отрывок из художественного произведения, этот текст призван воздействовать на воображение читателя.

Учитель. Какова основная мысль текста?

Ученик. Основная мысль текста заключена в словах Иллариона, который иносказательно, в аллегорической форме говорит молодым людям, заканчивающим школу, об особенностях взрослой жизни. «Две реки - это надежнее, вернее!».

Учитель. Как построен текст?

Ученик. Текст построен с помощью диалога.

Учитель. Вспомните пожалуйста, как на письме оформляется диалог?

Ученик. На письме диалог оформляется следующим образом: каждое высказывание, реплика, пишется с новой строки и прописными буквами и ставится тире.

Учитель. Посмотрите внимательно, какие знаки препинания преобладают в тексте?

Ученик. Тире при диалоге, восклицательные и вопросительные знаки, которые используются для передачи особой интонации, двоеточие.

Учитель. Найдите предложения с двоеточием. Обратимся к вашему домашнему заданию. Напомните мне, что такое двоеточие.

1 ученик . Двоеточие-это знак препинания, изображаемый двумя точками, расположенными одна над другой. знак препинания (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Учитель. Перед вами таблица «Знаки препинания и основные случаи их употребления». Какая функция двоеточий здесь обозначена?

Ученик. В этой таблице указана разделительная функция двоеточия, оно разделяет обобщающее слово и однородные члены.

Учитель. Какие случаи употребления двоеточия здесь не указаны?

Ученик. Мы знаем, что двоеточие ставится

  • перед перечислением, если ему предшествует обобщающее слово или слова как то, а именно , например: «Острогою бьётся крупная рыба как то: щуки, сомы, жерехи, судаки». (Аксаков)
  • в бессоюзном сложном предложении, если вторая часть раскрывает причину того, о чем заявлено в первой, например: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». (А.С. Пушкин)
  • В бессоюзном сложном предложении, если вторая часть поясняет, раскрывает смысл первой, например: «Свойство зеркальце имело: говорить оно умело». (А.С. Пушкин)
  • В бессоюзном сложном предложении, если вторая часть дополняет первую, например: « Я огляделся: в ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел». (А.Чехов)
  • После авторских слов, вводящих прямую речь, например: «Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Горький)

Учитель . Найдите в тексте предложения с двоеточием и определите значение двоеточий, для этого давайте составим таблицу по следующей схеме:

Учитель. Сделайте обобщение.

Ученик.

Работа над композицией сочинения.

Учитель. Вспомним, какова структура сочинения-рассуждения? Для этого посмотрим таблицу «Структура текста- рассуждения». Из скольких частей должно состоять сочинение-рассуждение? Назовите эти части.

Ученик. Сочинение должно состоять из трёх частей: Тезис, доказательства (аргументы, факты, примеры), вывод .

Учитель. Как начнем сочинение? Посмотрим в таблицу и вспомним виды вступлений.

Вид тезиса

Примеры

  1. Тезис – утверждение актуальности данного вопроса.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они выполняют важную роль в письменной речи.

  1. Тезис - риторическое восклицание.

На письме без знаков препинания не обойтись!

  1. Тезис – риторический вопрос.

Как обойтись без знаков препинания?

  1. Тезис, выраженный цитатным материалом.

Важную роль знаков препинания отметил К. Паустовский: «Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»

  1. Тезис – небольшое отступление, подводящее к проблеме текста.

Русская пунктуация - сложная система, глубокое овладение ею помогает точно и четко передавать, воспринимать смысл написанного.

1 ученик. Можно начать с вопросительного предложения, например: «Для чего в тексте нужны двоеточия? Неужели нельзя без них обойтись?»

2 ученик. Возможно такое вступление: «Постановка двоеточия в тексте всегда вызывает у школьников затруднения, поскольку существует множество условий постановки этого знака препинания. Наша цель- разобраться со значением двоеточия и условиях его постановки на письме».

3 ученик. «На письме без двоеточий не обойтись! Достаточно вспомнить бессоюзные сложные предложения и оттенки значений его частей, как же разделить их? Только с помощью двоеточия!»

4 ученик . «Появление двоеточия в русской пунктуации относится к XVII веку. Вначале двоеточие было знаком предупреждения, что за ним следует разъяснение. Сейчас у него появились и другие роли в тексте. Об этом речь пойдет в моем сочинении».

Учитель. Молодцы, у всех получились вступления, вы продемонстрировали 4 вида вступлений, а вот что получилось у меня.

Следующий этап работы - основная часть и аргументы. Чтобы выполнить эту работу, вспомните начало урока, где мы определяли функции двоеточий и посмотрите таблицу, которую мы составили по тексту.

Какие аргументы вы можете предложить?

  1. ученик. Аргумент, пример 1

Во-первых, отделяют прямую речь от слов автора. Пример использования двоеточия можно найти в предложении 8 . (Юноша: «Стой, девица!»)

Аргумент, пример 2

Во-вторых, двоеточие разделяет части сложного предложения. В подтверждение собственных выводов можно привести пример из 13 предложения текста. (

Учитель. В своем сочинении вы можете использовать следующие клише:

  • Чтобы доказать сказанное, обратимся к … предложению текста.
  • Пример использования ….. можно найти в предложении … .
  • В подтверждение собственных выводов можно привести пример из … предложения текста.
  • Рассмотрим … предложение (слово). В нем использован (-а, -о) …, который (-ая, -ое)… . Это подтверждает вывод о том, что … .

Учитель. Хорошо, аргументы привели, теперь подумайте, как мы закончим сочинение?

1 ученик.

2 ученик . Наверное, не каждый думает так, как я. Многие считают, что знаки препинания, в том числе и двоеточие, вообще не нужны и только усложняют людям жизнь, но ведь они не задумываются, что знаки препинания на письме - это наша интонация в устной речи, некрасива и непонятна неэмоциональная речь, лишенная чувства, логических пауз, поэтому некрасива и письменная речь, лишенная знаков, она уже совсем на нее и не похожа, это всего лишь набор слов.

Учитель. Прочитайте первое сочинение и проанализируйте его.

1 ученик.

Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации – залог осуществления главной функции языка - успешного общения людей.

Двоеточие - очень нужный знак препинания, он изображается двумя точками, расположенными одна над другой, употребляется для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Поэтому, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

2 ученик. Мне понравилось в сочинении вступление, однако, здесь отсутствуют аргументы. Можно привести такой аргумент: двоеточия отделяют прямую речь от слов автора. Пример использования двоеточия можно найти в предложении 8 . (Юноша: «Стой, девица!»)

3 ученик. Мы знаем, что должно быть 2 аргумента из текста, в качестве второго можно использовать следующее: двоеточие разделяет части сложного предложения. В подтверждение собственных выводов можно привести пример из 13 предложения текста. (Через тысячу лет я тебя призываю: иди!)

Учитель . Замечания абсолютно справедливы. Давайте прочитаем и проанализируем второе сочинение.

4 ученик.

Двоеточие - знак препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

На письме без двоеточия, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно.

Двоеточие останавливает наше внимание, требует паузы и предупредительной интонации. Двоеточие предупреждает: после обобщающего слова обязательно последует ряд однородных членов в предложении, например: «Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником»; после слов автора прозвучит прямая речь. Важную роль играет двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. Если вторая часть предложения имеет значение причины или значение пояснения, то на границе частей сложного предложения надо поставить двоеточие, например: «Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана». Двоеточие ставится и в тех случаях, когда вторая часть имеет значение изъяснения.

Двоеточие помогает нам избежать тяжеловесности сложноподчиненных предложений: опустить подчинительные союзы. Таким образом, знание правил постановки двоеточия открывает перед нами широкие возможности для творчества, для совершенствования языкового мастерства.

5 ученик. Это сочинение отличается единой логикой, части связаны между собой, мне понравилось заключение, но в начале использовалось правило, что недопустимо.

7 ученик. В этом сочинении использовались хорошие аргументы, но они не имеют никакого отношения к тексту, можно было сделать так: двоеточие предупреждает: после слов автора прозвучит прямая речь, например, эта функция двоеточия прослеживается в предложении 9 (Девушка: «Сгинь, несчастный!»).

Учитель. Мы прочитали и проанализировали 2 сочинения и сделали соответствующие выводы. Домашним заданием будет написать сочинение-рассуждение на тему «Роль знаков препинания в письменной речи».

Сочинение №1.

Вопрос о роли двоеточия в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без двоеточия и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «до XV века обходились, а сейчас их столько»! Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Двоеточие - пунктуационный знак. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

Во-первых, двоеточия разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Пример использования двоеточия можно найти в предложении 8 .

Во-вторых, двоеточие разделяет части сложного предложения. В подтверждение собственных выводов можно привести пример из 13 предложения текста.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все двоеточия, запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

Сочинение №2

« Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»,- сказал К.Г.Паустовский.

Несомненно писатель был прав, ведь знаки препинания выполняют разную роль: во- первых,

в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения. Во-вторых, внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Например, такой важный знак как двоеточие является разделительным знаком.

Оно разделяет обобщающее слово и однородные члены, разделяет предложения в тексте, части сложного предложения, чтобы доказать сказанное, обратимся к 13 предложению текста.

Двоеточие еще отделяет прямую речь от слов автора. Пример использования двоеточия можно найти в предложении 8 .

Наверное, не каждый думает так, как я. Многие считают, что знаки препинания, в том числе и двоеточие, вообще не нужны и только усложняют людям жизнь, но ведь они не задумываются, что знаки препинания на письме – это наша интонация в устной речи, некрасива и непонятна неэмоциональная речь, лишенная чувства, логических пауз, поэтому некрасива и письменная речь, лишенная знаков, она уже совсем на нее не похожа, это всего лишь набор слов.

Сочинение №3

На письме без двоеточий обойтись невозможно.

Двоеточие- очень нужный знак препинания, он изображается двумя точками, расположенными одна над другой, употребляется для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п.смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Эти случаи употребления можно подтвердить предложениями 8, 7 и 13.

Вопрос о роли двоеточия письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без двоеточия и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «до XV века обходились, а сейчас их столько»! Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Сочинение №4

Я согласен с Антоном. На письме двоеточия очень нужны как и другие знаки препинания, потому что без них текст рассыплется и будет непонятным. В предложенном тексте тоже встречаются двоеточия, они разделяют прямую речь от слов автора. Действительно, без двоеточий обойтись невозможно!


В виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ДВОЕТОЧИЕ: где, когда и зачем ставить?

    ✪ Русский язык. Выпуск 24. Двоеточие и тире в предложениях разных типов.

    ✪ Бессоюзное сложное предложение (двоеточие) (9 класс, видеоурок-презентация)

    ✪ Знаки препинания. Где ставить точку, тире, двоеточие?

    ✪ Русский 9. БСП со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в предложении

    Субтитры

Использование

Русский язык

Армянский язык

Время

При обозначении времени двоеточием разделяются часы, минуты и секунды:

22:50 - 22 часа 50 минут , 9:03:15 - 9 часов 3 минуты 15 секунд .

MAC-адреса

При записи MAC-адресов в формате MAC-48 пары 16-ричных разрядов также могут разделяться двоеточием (хотя стандартно они разделятся дефисом):

12:34:56:78:9A:BC

IPv6-адреса

IPv6-адреса записываются по четыре 16-ричных разряда, разделённых двоеточием:

2001:0db8:85a3:0000:0000:8a2e:0370:7334

Математика

В математике двоеточие является одним из возможных обозначений операции деления (при этом симметрично отбивается с обеих сторон); в другом значении отделяет знак отображения и его область определения и множество значений: запись «f : A B » означает, что функция f отображает A на B (при этом пробел ставится только после двоеточия).

Информатика и вычислительная техника

В языках программирования двоеточие может иметь самые разнообразные применения. Может использоваться как самостоятельно, так и в составных обозначениях.

  • Самостоятельное двоеточие:
    • используется для описания размерностей массива (пределов изменения индекса) и для выделения части массива: a ;
    • разделяет второй и третий операнды условного выражения a ? b: c , означающего «если условие a истинно, выбрать значение b , а иначе - значение c »;
    • указывает тип переменной: i: integer ;
    • при определении меток ставится после них (Бейсик , Паскаль , Си , Verilog) или перед ними (пакетный файл в некоторых операционных системах);
    • в Бейсике также употребляется в качестве разделителя команд при записи их в одну строку;
    • в операторах выбора из нескольких альтернатив (switch, case и т. п., в зависимости от языка) отделяет описание условий применимости отдельного случая от действий, которые при этом должны выполняться;
    • в некоторых операционных системах ставится в (иерархических) именах после названия (метки) физического или логического устройства: C:\MYDIR\A.TXT , prn: и т. п. По этой причине двоеточие не может быть использовано в имени файла ;
    • в некоторых операционных системах (например Mac OS) используется для указания иерархических путей к файлу;
    • в языке Verilog двоеточие после ключевого слова начала блока (begin, fork) означает, что этот блок является именованным, и после такого двоеточия пишется имя блока;
    • в командных языках некоторых операционных систем отделяет название ключа от его значения;
    • в вики-разметке используется, например, в следующих ролях:
      • для ссылок из одного проекта на другой (так называемых «интервики »), в том числе на иноязычные разделы Википедии;
      • в ссылках внутри одного проекта отделяет указание пространства имён от индивидуального названия страницы (личной или служебной);
      • в начале абзаца является символом форматирования, обозначающим, что этот абзац должен выводиться с отбивкой от левого края полосы текста (величина отбивки пропорциональна числу двоеточий).
      • после ввода двоеточия в поле «Поиск» осуществляется переход на главную страницу данного Вики-проекта.
  • Двоеточие в составных знаках:
    • в сочетании со знаком равенства применяется для записи оператора присваивания: x:= x+1 ;
      • в близкой роли в некоторых системах записи формальных грамматик используется сочетание::= с двумя двоеточиями;
    • удвоенное двоеточие используется для указания на область видимости объекта: std::string либо для ссылки на глобальный объект при наличии одноимённого локального: ::i ;
    • в URL отделяет название протокола или схемы доступа от текста запроса.