Какой инструмент входит в симфонический оркестр. Справочный материал "группы инструментов симфонического оркестра". Основные инструменты семейства деревянных духовых инструментов

Инструменты духового оркестра. Wind instruments

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. В группу деревянных духовых инструментов входят лабиальные — флейты и лингвальные (язычковые) — кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы. В группу основных ударных инструментов входят литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, там-там. Используются также джазовые и латиноамериканские ударные: ритм-тарелки, конго и бонго, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.

  • Медные духовые инструменты
  • Труба
  • Корнет
  • Валторна
  • Тромбон
  • Тенор
  • Баритон
  • Ударные инструменты
  • Малый барабан
  • Большой барабан
  • Тарелки
  • Литавры
  • Бубен и тамбурин
  • Деревянная коробочка
  • Треугольник
  • Деревянные духовые инструменты
  • Флейта
  • Гобой
  • Кларнет
  • Саксофон
  • Фагот

Оркестр

Духовой оркестр — оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии).

Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определенной и без определенной высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.

Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижеров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Большая советская энциклопедия

Строение духового оркестра

Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна. Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является фактор высотный: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения. Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны, трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника, ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования, подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Этот состав характеризуется прежде всего введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух больших и piccolo), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями, двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре геликоны, как правило, заменяются тубами (строй их, принципы игры, аппликатура те же, что и у геликонов).

Ударная группа добавляется литаврами, обычно тремя: большой, средней и малой.

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4-5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10-12 человек, малый смешанный 25-30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк. И. Губарев. М.: Советский композитор, 1963

Симфоническим оркестром принято считать большой музыкальный коллектив, который исполняет различные нотные произведения. Такой оркестр исполняет традиционную западноевропейскую музыку. Для такого исполнения предназначены различные музыкальные инструменты, в том числе духовые инструменты симфонического оркестра.

Состав симфонического оркестра и его особенности

В современном коллективе принимают исполнительское участие четыре категории музыкантов. Инструменты, на которых исполняется музыка, отличаются разнообразием, ритмическими, звуковыми особенностями и динамическими свойствами. Фундамент коллектива состоит из музыкантов, играющих на струнных. Их численность - две трети от общего количества исполнителей. Симфонический оркестр в своем составе имеет:

  • контрабасистов;
  • виолончелистов;
  • скрипачей;
  • альтистов.

Обычно основными носителями мелодичного начала выступают струнные.

Деревянные и медные духовые инструменты

Другая группа - деревянные духовые инструменты симфонического оркестра, к которым относятся:

  • фаготы;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • флейты.

Каждому из этих инструментов определена собственная партия. Если их сравнивать со смычковыми, то такой широтой и многообразием в приемах исполнения они не обладают. Зато у них большая сила и яркость оттенков в момент компактности звучания.

Медные инструменты также создают яркое звучание в симфоническом оркестре. К ним относятся:

  • трубы;
  • тубы;
  • валторны;
  • тромбоны.

Благодаря им, в нотных произведениях появляется мощь, поэтому они выступают как базовая и ритмическая опара в общем исполнении.

Роль скрипки в оркестре

Наиболее высокое звучание у скрипки. Для данного инструмента характерны широкие выразительные и технические возможности. Поэтому скрипке поручается исполнение:

  • трудных и быстрых пассажей;
  • разных трелей;
  • широких и мелодичных скачков;
  • тремоло.

К струнным музыкальным инструментам, способ игры на которых аналогичен скрипичному, относится альт. Специалисты признают, что у альта яркость и блеск тембра уступают скрипке. Однако он отлично подходит для передачи элегичной, мечтательно-романтичной музыки.

А вот виолончель вдвое превышает размерами альт, однако ее смычок более короткий, чем у альта или скрипки. Этот инструмент относят к категории "ножных". Устанавливается он между коленями, а в пол упирается металлическим шпилем.

Еще больше по размерам контрабас. Поэтому исполнитель играет или стоя, или сидя на табурете с высокими ножками. На этом инструменте можно исполнить самые быстрые пассажи. Он способен сформировать основу для звучания струнных, так как выполняет партии басового голоса. Часто его звучание можно услышать в составе джазового оркестра.

"Волшебная" флейта, гобой и кларнет

Одним из наиболее древних инструментов принято считать флейту. О ней упоминается в свитках Греции, Египта и Рима. Это очень виртуозный и подвижный инструмент.

С флейтой первенство старины оспаривает гобой. Это по-своему уникальный инструмент. Его конструкция такова, что он своей настройки не теряет никогда. А это значит, что по нему должны настраиваться остальные "участники". Кларнет - так же популярный инструмент. Только он способен гибко изменять силу звучания. Благодаря разным свойствам звучания, он считается едва ли не самым выразительным "голосом" в составе духового оркестра.

Ударные музыкальные инструменты

Когда рассматривают симфонический оркестр по группам, то выделяют ударные инструменты. Их функция - создавать ритм. Кроме этого:

  • производят формирование насыщенного звукошумового фона;
  • с ними палитра мелодий украшается, дополняется и становится эффектной.

По характеру звучания ударные инструменты делятся на два типа:

1. Первые обладают высотой звука в определенных пределах:

  • литавры;
  • ксилофон;
  • колокола и др.

2. У второго типа инструментов точная звуковая высотность не определена. Это такие инструменты, как:

  • барабаны;
  • бубен;
  • тарелки;
  • треугольник и др.

Литавры входят в число наиболее древних инструментов. Их звучание слышали жители Греции, скифы, африканцы. В отличии от других инструментов с кожей, у литавры определенная высота звуков.

Тарелки - это большие круглые пластины из звонкого металла. В их центре имеется небольшая выпуклость. Там закреплены ремни, чтобы исполнитель держал тарелки в руках. Играть следует стоя, чтобы звук в воздухе распространялся лучше. В составе симфонического оркестра чаще всего одна пара тарелок.

Есть и другие оригинальные приспособления, например, ксилофон. Звучащее тело представлено в виде брусочков разных размеров, выполненных из дерева. Редко какой русский народный оркестр обходится без ксилофона. Деревянные брусочки издают щелкающий, сухой и острый звук. Иной раз они навивают на слушателей мрачное настроение с гротескными и причудливыми образами.

Ксилофон и другие подобные музыкальные инструменты, включенные в оркестр народных инструментов, чаще всего звучат в сюжетных линиях, где есть сказочные или былинные эпизоды.

Когда речь заходит про медные духовые инструменты симфонического оркестра, то в первую очередь представляется труба. Она первой вошла в оперный оркестр. Ее тембр лирическим не назовешь, это исключительно фанфарный инструмент. А наиболее поэтичным в музыкальном коллективе принято считать валторну. Ее тембр в низком регистре мрачноват, а в верхнем - слишком напряжен.

Саксофон занял где-то промежуточное положение между медными и деревянными духовыми инструментами. По силе звучания он превышает кларнет. С начала прошлого столетия его голос главенствовал в джазовом ансамбле. Такие духовые инструменты симфонического оркестра, как туба, относят к "басовым". Она может охватить наиболее низкий участок в диапазоне медной группы.

Арфа - прекрасное дополнение к оркестру

Кроме основного состава вводятся и дополнительные инструменты, например, арфа. Музыкальная история человечества причисляет арфу к самому древнему инструменту. Ее начало пошло от мелодичного звучания отпущенной тетивы. Так древний лук постепенно преобразился в прекрасную арфу.

Арфа - щипковый струнный инструмент. Ее красота выделяется среди прочих "участников". И виртуозные возможности у нее так же своеобразные. На ней исполняются:

  • широкие аккорды;
  • глиссандо;
  • пассажи из арпеджио;
  • флажолеты.

В оркестре арфа занимает не эмоциональную, а красочную роль. Она часто выполняет роль аккомпаниатора для других инструментов. Но в моменты, когда арфа становится солисткой, получается яркий эффект.

Видео:

Приложение 2. Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Основу симфонического оркестра составляют струнные музыкальные инструменты. Иногда эту группу еще называют струнно-смичковою, так как звук извлекается смычком, которым исполнитель ведет по струнам. Все инструменты струнной группы - скрипка, альт, виолончель и контрабас, имеют такие замечательные качества, как протяженность звучания, мягкость и ровность тембра. Скрипка «поет» высоким голосом, контрабас - самым низким, тогда как альт и виолончель трогают слушателей своими голосами в средних регистрах.

И . Струнные

Во всем мире скрипку считают королевой музыки, ведь она - наиболее распространенный смычковый инструмент. Лучшими скрипками прославилась Италия. Здесь работали выдающиеся мастера Дматі, Гварнери, Страдивари. Секреты изготовления этого музыкального инструмента они передавали членам своих семей из поколения в поколение.

Скрипка имеет изящный корпус. На верхней деке есть вырезы - эфы, которые называются так за их сходство с латинской буквой f . К корпусу прикреплен гриф с завитком на конце. Внутри корпуса на двух ножках стоит подставка, сквозь которую протянуты четыре струны (ми, ля, ре и соль). Во время выполнения скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки, в правой держит смычок, которым водит по струнам.

Для скрипки написано много различных произведений выдающимися композиторами: А. Вивальди, Л. ван Бетховеном, П. Чайковским, Н. Покори ком и другими. Славу непревзойденного виртуоза одержал итальянский скрипач Никколо Паганини.

АЛЬТ - струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, как скрипка, но больше по размерам. Через это альт имеет более низкий регистр, а звучание - более насыщенное, бархатное. Обычно в большом симфоническом оркестре 10 альтов.

ВИОЛОНЧЕЛЬ - струнно-смычковый музыкальный инструмент басового регистра. Имеет значительно большие размеры от скрипки и альта (общая высота - до 1,5 м). Звук виолончели сочный и густой, словно мужской баритон. Певучие мелодии наиболее ярко раскрывают благородный тембр виолончели.

В отличие от скрипки и альта, которые держат горизонтально на плече, виолончель ставят вертикально. В давние времена этот инструмент размещали на стуле, музыкант при этом должен был играть стоя. Впоследствии, когда изобрели металлический шпиль, который упирается в пол, виолончелисты стали исполнять произведения сидя, что было гораздо удобнее.

Для виолончели, как самостоятельного инструмента, написано много произведений, в частности, известные сюиты И.-С. Баха, вариации П. Чайковского, концерты для оркестра А. Дворжака, Д. Шостакович а и других.

КОНТРАБАС - самый большой инструмент струнно-смычковый группы с низким звучанием. Контрабасисты играют стоя с помощью смычка или же пиццикато (перебирая пальцами струны). Этот струнно- смычковый инструмент используется в разнообразных жанрах, в частности, во многих видах народной и академической музыке, в джазе, блюзе, рок-н-ролле.

АРФА - струнный щипковый инструмент Концертная арфа, которую можно увидеть в составе большого симфонического оркестра, имеет значительные размеры. 47 струн разной толщины и длины натянутых на деревянную раму треугольной формы высотой 1 м. С помощью 7 педалей исполнитель (арфіст или арфистка) изменяют высоту звука.

Арфа известна на территории Украины с давних времен. На одной из фресок Софийского собора в Киеве можно увидеть этот музыкальный инструмент.

Значение арфы в оркестре заключается прежде всего в яркости ее звучание. Она часто аккомпанирует другим инструментам оркестра, иногда ей «доверяют» сольные партии. Таких немало в балетах П. Чайковского, операх М. Римского-Корсакова и Г. Вагнера, симфонических произведениях Г. Берлиоза и ф. Листа. Концерт для арфы написал украинский композитор А. Кос-Анатольский.

II. Деревянные духовые

ФЛЕЙТА - один из древнейших инструментов, а также общее название некоторых духовых инструментов. В симфоническом оркестре обычно используют поперечную флейту, иногда - флейту-пикколо. Исполнитель - флейтист или флейтистка - держит инструмент горизонтально. Характер звучания флейты достаточно высокий, изящный, мелодичный, поэтический, но несколько холодный, флейты ныне изготавливают из серебряно-цинкового сплава, реже - из драгоценного металла (серебра, золота и платины), еще реже - из дерева или стекла.

ГОБОЙ - деревянный духовой инструмент, представляет собой прямую коническую трубку из черного или тукового дерева (около 60 см). Имеет 25 отверстий, 22-24з которых закрываются клапанами

Иногда гобой используется как сольный инструмент. В симфоническом оркестре обычно звучат два или три гобое. Одно из первых концертных пьес для гобоя создал ф. Куперен («Королевские концерты»). Концерты и пьесы для гобоя писали А. Вивальди, Г.-ф. Гендель, Й. Гайдн, В.-А. Моцарт, К. Сен-Санс и другие.

КЛАРНЕТ - инструмент, который изготавливают из дерева благородных сортов, например черного. Он имеет широкий диапазон, теплый и мягкий тембр. Корпус инструмента представляет собой трубку цилиндрической формы (около 66 см), тогда как гобой имеет конический корпус. Кларнет применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. В камерной музыке кларнет использовали В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, ф. Шуберт, Н. Глинка.

ФАГОТ - инструмент, изготовляют преимущественно из клена. Он имеет самый большой диапазон в своем семействе деревянных духовых (более 3 октавы). В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров, за что и получил свое название. На корпусе инструмента находятся отверстия (около 25-30), которые музыкант открывает и закрывает, чтобы изменить высоту звука. Только 5-6 отверстий управляются пальцами, для остальных используют сложный клапанный механизм.

Обычно в сим фонічному оркестре используют 2 фаготы, они в основном дублируют виолончели и контрабасы. Благодаря фаготу мелодическая линия приобретает плотности, связности. При игре в высоком регистре нередко звучат скорбные интонации.

Композиторы прошлых веков (И. Гайдн, В.-А. Моцарт) часто оказывали фаготам сольные партии в симфониях. Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

III. Медные духовые

ТРУБА - инструмент с существенной технической подвижностью, ярко и стремительно выполняет стаккато (прерывистые звуки). Представляет собой длинную изогнутую трубку, которая немного сужается у мундштука и расширяются возле раструба. Основным принципом игры на трубе является получение гармонических звуков путем изменения положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте с помощью механизма вентилей (их нажимают правой рукой).

Концерты для трубы писали С. Василенко, Й.-С. Бах, Й. Гайдн, Й. Брамс, Бы. Барток, и др.

ВАЛТОРНА - инструмента в виде скрученной медной трубки равликоподібної формы (в С м), которая с одной стороны заканчивается широким раструбом, с другой - мундштуком. Среди медных духовых отличается мягкостью тембра. Звук может приглушуватися с помощью сурдины (специального устройства).

ТРОМБОН - инструмент, состоящий из дважды изогнутой цилиндрической трубы (общей длиной около 3 м, диаметром от 1,5 см), которая заканчивается раструбом. На верхнюю часть трубы устанавливается мундштук, через который тромбонист вдуває воздуха. Средняя часть - кулиса - раздвижная, с ее помощью музыкант увеличивает объем вибрирующего воздуха и, соответственно, снижает звук инструмента.

ТУБА - редкий духовой инструмент, самый низкий по звучанию. Первые тубы использовались в военных оркестрах, затем в симфоническом оркестре. Первым значительным симфоническим произведением, где использована туба, есть «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза. В симфоническом оркестре используется только одна туба, в духовом - две. Исполнители на тубе играют, как правило, сидя, подвешивая ее на подтяжках.

Для тубы написано довольно мало оригинальных сольных произведений, значительная часть репертуара состоит из переделок.

IV. Ударные

ЛИТАВРЫ - инструмент с определенной частотой звука, что имеет азиатское происхождение.

Литавры представляют собой систему из двух или нескольких медных котлов, открытая сторона которых затянута кожей. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса (варьируется от 30 до 84 см). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента. Палочки для игры на литаврах бывают деревянные, тростниковые или металлические, а наконечники - из кожи, дерева и других материалов. Благодаря этому литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты.

В симфоническом оркестре, как правило, используются инструменты трех размеров - большие, средние и малые литавры.

БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ БАРАБАНЫ Большой барабан (бас-барабан) - крупнейший ударный инструмент очень низкого и часто сильного неопределенной высоты звучания. Имеет вид металлического или деревянного цилиндра, затянутого с обеих сторон кожей (диаметр около 1 м). Играют на нем деревянной палочкой с мягким наконечником. Особый прием игры - тремоло, достигается быстрой игрой двумя палочками. Таким образом создаются эффекты от удаленного гул до мощного грохота.

Малый барабан, или просто барабан - инструмент с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (в концертном - 4-10 струн), которые придают звуку сухой рокітливого, оттенка.

Играют на барабане двумя деревянными палочками. Характерный прием игры - барабанная дробь (быстрое чередование ударов палочками). В симфонической оркестр введен в XIXст.; используется в военных сценах.

ТРЕУГОЛЬНИК - инструмент в виде согнутого в треугольник стального прута (диаметром 8-10 мм), который свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой. Звук треугольника - неопределенной высоты, звонкий, блестящий и в то же время нежный.

На треугольнике можно выполнять как отдельные ритмические удары, так и тремоло. Изначально треугольник использовали преимущественно в военной музыке, позже - и в симфонической.

КАСТАНЬЕТЫ - инструмент без виз наченої высоты звука в виде двух пластинок-ракушек, связанных между собой вверху веревкой. Пластины традиционно изготавливались из твердой древесины, хотя в последнее время для этого используется стекло-пластик.

Кастаньеты чаще всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно со стилем фламенко. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита» (например, в опере Же. Бизе «Кармен», «Испанском капріччо». Римского-Корсакова и других).

ТАРЕЛКИ - инструмент с неопределенной высотой звука в виде двух дисков из специального сплава (медь, латунь, бронза). Тарелки известны с времен Древнего Египта, Индии, Китая. В симфоническом оркестре на парных тарелках играют, ударяя по одной второй встречным скользящим движением. Различают открытый удар, при котором тарелки продолжают свободно звучать, и закрытый, когда края тарелок исполнитель прижимает к плечам.

БУБЕН - распространенный у многих народов мира инструмент с неопределенной высотой звука. Имеет вид деревянного обруча, с одной стороны натянутой кожей. С противоположной стороны натягивают струны или проволоки, на которые подвешивают колокольчики. В специальные проемы монтируют металлические погремушки, которые по форме напоминают тарелки от барабана, только в миниатюре. Иногда бывают бубоны и без погремушек. Основная задача в оркестре - удерживать темп и оказывать определенного колорита музыке. Приемы игры: удары ладонью по обручу или коже, тремоло. Используют преимущественно в танцах и походных маршах.

ОРКЕСТРОВЫЕ КОЛОКОЛА - инструмент, который представляет собой набор из 12-18 цилиндрических металлических трубок (диаметр 25-38 мм, подвешенных в специальной раме (высота 2 м). Ударяют по трубкам калаталкою, головка которой обтянута кожей.

В оркестре инструмент чаще всего используют для имитации колокольного звона.

КОЛОКОЛЬЧИКИ - инструмент, имеющий определенную высоту звука и состоит из ряда металлических пластинок, свободно закрепленных на брусках в два ряда. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Играют при помощи специальных металлических молоточков или клавишного механизма или деревянными палочками.

ТАМ-ТАМ - старинный инструмент с неопределенной высотой звука восточного происхождения. В состав симфонического оркестра вошел в конце XIX вот. На вид - это кованый металлический диск из медного сплава. Диаметр большого там-тама достигает 100-120 см, толщиной он 8-10 см.

Инструмент подвешивается на толстой струне или ремни к крюков устойчивой деревянной или металлической рамы. Играют на нем деревянной калаталкою (иногда для специальных эффектов - палочками от малого барабана или треугольника). Звук там-тама низкий, сочный, глубокий, с широкой звуковой волной, которая после удара нарастает, а затем постепенно стихает.

V. Клавишные

ОРГАН - клавішно-духовой инструмент, обычно расположенный в католических церквях, концертных залах, музыкальных учебных заведениях.

Органный звук создается благодаря нагнетанию воздуха в трубы различного диаметра, длины, материала (металл или древесина). Управление органом осуществляется с игрового стола, пульта у правления, где содержатся игровые механизмы (клавиши, педаль) механизмы включения и исключения регистров. Игра на органе осуществляется при участии обеих рук и ног органиста, с помощью (или без) ассистента. В распоряжении органиста есть один или несколько мануалов (клавиатуры для рук) и педаль (клавиатура для ног).

Орган используется не только как сольный, и ансамблевый инструмент, ведь он прекрасно сочетается с другими тембрами, с оркестром, хором. Много известных композиторов разных времен писали произведения для органа. Непревзойденным гением органной музыки был Й.-С. Бах.

КЛАВЕСИН - старинный клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Его металлические струны защелкиваются плектром из пера или кожи. Существуют клавесины двух типов: крилоподібної формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера - квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго - спінетом.

Уступая фортепиано в динамике, клавесин имел свои преимущества - он прекрасно сочетается с другими инструментами и голосами, что важно в камерных ансамблях.

ФОРТЕПИАНО (ПИАНИНО, РОЯЛЬ)- клавішно-ударный инструмент, распространенный в мире. У рояля рама с струнами и резонансная дека расположены горизонтально, а у пианино - вертикально. Вследствие этого рояль имеет крилоподібну форму, он более громоздок, чем пианино. Однако звучание рояля более объемное, полнее, шумнее, чем у пианино. Как правило, современные рояли имеют три педали, они призваны изменять громкость, тембр или удлинять звучание (в пианино - обычно две педали).

Репертуар пианистов - весьма разнообразный по жанрам и стилям. «Душой фортепиано» был ф. Шопен, выдающимся пианистом-виртуозом - ф. Лист.

Федоровых Анжелика, Гибадуллина Ксения

Презентации были выполнены в рамках реализации проекта "В мире музыкальных инструментов".

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальные инструменты Федоровых Анжелика 5 класс А

Балалайки

Балала́йка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Описание: Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук: звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Строй До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков .

Разновидности: Контрабас-балалайка В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Происхождение: Тар - один из предшественников гитары Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро - вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара. Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III - IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь , у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV - XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия: Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова « сангита », что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова « кутур », означающего «четырехструнный» (ср. сетар - трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское « cithara », « guitarra » в Испании, « chitarra » в Италии, « guitare » во Франции, « guitar » в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Устройства гитары Основные части: Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой « гриф ». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на колковой коробке на окончании грифа. На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн. Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «сёдла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Фле́йта - общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых, но сейчас создали и металлические. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

История развития флейты Костяная флейта эпохи палеолита (ориньякская культура). Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 - 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV - XVII вв. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Флейта-пикколо Основная статья: Флейта-пикколо Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino , фр. petite flûte , нем. kleine Flöte) - деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте - пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо - от d ² до c 5 (ре второй октавы - до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c ² и cis ² . Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Панфлейта, «флейта Пана» Основная статья: Флейта Пана Фле́йта Па́на (панфле́йта) - класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние - открыты.

Ирландская флейта Основная статья: Ирландская флейта Ирландская флейта (англ. Irish flute) - поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы - основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от 1-го до 10), и без. А так же есть еще 6 видов флейты.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Состав симфонического оркестра Выполнила ученица 6 класса В Гибадуллина Ксения

Из чего состоит симфонический оркестр Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты, (литавры, треугольник, малый и большой барабан, тарелки).

Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Скрипка

Происхождение скрипки Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко. Фи́дель. Деталь алтаря церкви Св. Захария, Венеция, Джованни Беллини, 1505 год.

Виолончель Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) - смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Происхождение виолончели Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной). В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса.

Фле́йта - общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом. Флейта

Происхождение флейты Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 - 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Гобой Гобо́й (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. , нем. и итал. oboe) - деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром.

Происхождение гобоя Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте - флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов. Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи (профессор Парижской консерватории) и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи - Франсуа и Люсьен Лоре - создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.

Тромбон Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили).

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции. Происхождение тромбона

Валторна Валто́рна (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

Происхождение валторны Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.

Литавры Лита́вры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.

Происхождение литавр Литавры - инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления

Тарелки Тарелки - ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции. Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.

История тарелок Тарелки, вместе с увеличением группы ударных в оркестре, вероятно, впервые появились в партитурах Глюка. В конце XVIII века, в период Гайдна и Моцарта тарелки (вместе с большим барабаном и треугольником) в оперных партитурах встречались редко, только с целью отразить варварский или турецкий колорит

Музыка - это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!

Оркестр. Виды оркестров

Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.

Какие виды оркестров существуют? Главные из них - это:

  • симфонический;
  • инструментальный;
  • оркестр народных инструментов;
  • духовой;
  • джазовый;
  • эстрадный.

Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый - это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII - начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

  • скрипки;
  • альт;
  • виолончели;
  • контрабасы;
  • фаготы;
  • валторны;
  • трубы;
  • литавры;
  • флейты;
  • кларнета;
  • гобой.

В большой включены следующие инструменты:

  • флейты;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • контрафаготы.

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом - около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры - полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века - это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Духовой оркестр

Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз - это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию - заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.