Какие типы крестиков попадаются на копе? Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков Разновидности старинных нательных крестиков

3.6 (72.35%) 115 votes

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятого Спасителя и прочих образков?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов. Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта указали на то, что слово крест , равно как слово икона , не имеет уменьшительно-ласкательной формы. В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.


Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.


Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии ”. Часто добавляется надпись “НИКА ” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К ” – копие, “Т ” – трость, “ГГ ” – гора Голгофа, “ГА ” – глава Адама. “МЛРБ ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт . Как выяснилось в , четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны , поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ , а Распятие – это образ . Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.

Женский нательный крест


В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими ” и “мужскими ” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего ” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).


Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции .


Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными . Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии ” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль”и ссылки по теме.


Пример каноничных нательных крестов разных времён:


Пример неканоничных крестов разных времён:



Необычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в Румынии


Фото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать

Мужcкой крест современной работы



Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста » – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий : https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/

10326 просмотров

Христианский (православный) нательный крест — символ веры, который человек получает в момент своего приобщения к вере — Крещения и носит по своей воле всю жизнь до последних своих земных дней. Он призван оберегать, защищать от бед и несчастий, нести вдохновение и напоминать о сути веры.

Крест имеет древнюю историю, он появился задолго до Христианства в разных культурах: восточной, китайской индейской и других. Археологи находят древние оттиски креста в наскальных изображениях пещер Скандинавии, острова Пасхи, в Индии, Японии….

Крест олицетворяет великое равновесие, гармонию в Мироздании, несёт глубокий тайный смысл знаний, накопленных нашими древними предками. Сакральное (скрытое глубокое) значение крест приобрёл после того, как на нём был распят Иисусу Христос.

Есть люди, которые носят крест как украшение, как дань моде, при этом не считая себя верующими. Запретно ли это? Конечно нет, для такого человека крест и будет выполнять роль украшения, совершенно лишённый смысл тех вещей, что мы обозначили выше.

Чем отличается православный крест от католического

Восьмиконечный крест с у древних людей считается самым мощным защитным оберегом от нечисти, и всякого рода зла. Хотя и шестигранный тоже широко использовался.

Бытует мнение, что у католиков и православных разные формы у креста. Как отличить крест православный от католического? Вообще подобного вопроса у православного верующего быть не должно, поскольку любая форма креста приемлема для такого верующего. Преподобный Федор Студит писал:

“Крест всякой формы есть истинный крест”.

И пусть форма и смысл креста на протяжении веков менялись, добавлялись какие-то атрибуты, но с тех пор, как на нём принял жертву Христос, он стал символом победы добра над злом.

О том, как важен этот символ для каждого верующего говорил сам Господь:

«Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). -24).

Сербский Патриарх Ириней так говорит:

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме ».

А в чём же смысл всех граней креста и что они означают?

Православные чаще носили кресты шестиконечные, когда добавлена нижняя перекладина, символизирующая “мерило праведное”: на одной чаше весов – грехи, на другой – праведные деяния.

Для православного форма нательного креста не должна иметь значение, гораздо важнее та информация, которая обозначена на нём.

  • Надпись «Иисус Назарянин Царь Иудейский» на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: на католическом латинским шрифтом «INRI», на православном — славяно-русским » IHЦI». Иногда она имеет такую форму «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа;
  • Часто на обратной стороне крестика есть надпись «Спаси и сохрани».
  • В самом низу иногда в другом месте можно видеть надпись «НИКА» - что означает Победитель.

  • Еще одной отличительной особенностью является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом распятии, и каждая по отдельности пригвождена на православном кресте.
  • Западные христиане (католики) изображают Иисуса измученным и мёртвым для них он — человек. Для православных Иисус — это Бог и человек в одном лице, его распятие чаще всего имеет плоскую изображение. Католики делают его более объёмным.
  • У католиков на голове Иисуса терновый венок, у православных голова не покрыта.

Но ещё раз повторюсь, по сути все эти отличия не столь существенны.

И всё же, выбирая себе крест и ребёнку, отдайте предпочтение тому, который без распятия. При всей любви к Иисусу и преисполненные благодарности и почитания, помните, что в распятии заключена энергия боли и страдания, которая давит на вашу душу и сердечную чакру, наполняя и без того полную своих страданий жизнь вашу. Задумайтесь…. Посмотрите это видео:

И помните, что крестик — это всего лишь символ веры, и он не может заменить саму веру.

Кресты появились еще в дохристианскую эпоху. Старинные кресты символизировали солнце, огонь, землю, стороны света. Когда появилось христианство, крест стал его символом, так как на кресте распяли Иисуса. В наше время крест также остался основным символом религии.

Старинный крест имеет культурную, художественную и материальную ценность, во все времена он вызывал неподдельный интерес ученых и обывателей. Первые кресты, которые появились на Руси, были привозными. Со временем мастера начали делать их в Киеве, позже и в других регионах. Первые крестики были небольшие, односторонние, без изображений. Они украшались только узорами. Постепенно производство крестов развивалось, их начали делать более крупными, украшали разноцветными эмалями, они стали более рельефными, начали появляться двухсторонние модели.

Старинные кресты

После раскола церкви раскольники взялись за тайное производство старинных крестов, икон. После того как прекратились гонения, начали появляться центры по производству крестов. Они стали более разнообразными, их производство достигло совершенства. Более 1000 лет назад мастера начали изображать тело Иисуса, украшали другую сторону креста словами молитвы или узорами. Кресты символизировали духовность, веру, стали частичкой тепла, оберегом.

Виды старинных крестов

Старинные кресты, как и современные, имеют разные предназначения, виды, но все они являются символом веры.

По назначению и видам различают:

  • Напрестольные кресты. Такой крест отличается большим размером. Он хранится на престоле алтаря в храме.
  • Киотные кресты. Этот крест большая редкость. В давние времена его брали в походы. Иногда такой крест врезали в икону. Киотным его называют, так как он хранится на полке с иконами - киотой. Размещается она в углу храма.
  • Кресты-тельники. Нательные крестики небольшого размера, их одевают на шею при крещении и носят всю жизнь. Такие крестики имели различия для мужчин и женщин и отличались по виду. Они были самые распространенные, в наше время их раскапывают чаще всего.
  • Мощевик - это коробочка с изображением креста на крышке, в нем хранились мощи святых. Кресты-мощевики носили поверх одежды вместе с нагрудными крестиками. Позже их стали производить крестообразной формы. Их носили в основном князи, монахи, цари, паломники.
  • Нагрудные кресты носили поверх одежды священники.

Формы старинных крестов

Правильным крестом считается любая крестообразная форма. Но эта форма отличалась в зависимости от времени производства и его назначения:

  • Крест с 8 лучами. Крест имеет перекладину по центру, перекладину меньшего размера чуть выше и косую перекладину, которую располагали ниже средины.
  • Четирехконечный крест имеет две перекладины, у которой вертикальная стойка длиннее поперечной.
  • Лепестковый крест имеет форму четырех лепестков, которые соединяются в средине. Чем-то напоминает цветок.
  • Кресты-листики. Старинные крестики-листики носили женщины. Сделаны в форме листка.
  • Каплевидный крест имеет четыре конца с каплями, которые символизируют капли крови Христа.
  • Криновидные кресты похожи на перекрещенные лепестки лилий.

Основные типы и разновидности старинных крестов хорошо описаны в книге «Тысячелетие креста» А. К. Станюковича, И. Н. Осипова, Н. М. Соловьёва. Ее можно использовать как справочник для изучения и ознакомления с коллекцией крестов или прочесть для ознакомления.

На сегодняшний день древние кресты очень высоко ценятся. Они способны передать духовность, культуру, историю, которую проносили через тысячелетия. Крест - это кусочек святыни, которую всегда почитали и уважали.

Купить старинные бронзовые кресты и старинные распятия.

Всем известно, что крест существовал и в дохристианскую эпоху, символизируя в разные периоды солнце, землю, центр вселенной, огонь, четыре стороны света и даже стилизацию изображения человека. С появлением христианства крест становится одним из его основных символов. Ведь именно на кресте был распят Иисус. Причем даже на Руси, несмотря на то, что здесь после крещения долгое время жили языческие традиции, преломившиеся к христианским и родившие своеобразное русское православие, крест был и остается главным символом веры. Неспешно полистайте подобранный нами каталог старинных крестов. Здесь вы найдете старинные бронзовые распятия различного предназначения и в разнообразном исполнении. Итак, у нас вы сможете купить, в частности, большое бронзовое распятие христово с предстоящими. Это композиция, часто отливавшаяся из медного сплава, украшавшаяся серебром и разноцветной эмалью, в центре которой располагается бронзовый крест, вокруг него - изображения разных святых поодиночке или в группах. Нельзя не заметить в нашем каталоге старинных крестов богослужебный напрестольный крест, который вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью Святого Престола в алтаре Православной церкви. Он используется при особо торжественных молебнах, для благословения верующих в конце литургии, им освящается вода на Богоявление. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят, встречая епископа. Несомненно, что довольно обширным отделом нашего каталога старинных крестов является раздел крестов, носившихся на шее. В частности, это наперсные кресты, кстати, в средневековье носившиеся и духовенством, и мирянами на груди, поверх одежды. В современном мире наперсный крест - обязательный атрибут одеяния духовенства. Самый распространенный крест - это нательный крест. Старинные нательные крестики делали и из меди, и из серебра, и из золота - все зависело от статуса его владельца. Носились они прямо на теле, под одеждой, поэтому получили название «тельник», были небольшие по размеру и, как правило, с незатейливой иконографией. Он возлагается на грудь каждого крещаемого при обряде крещения, и должен носиться каждым христианином на протяжении всей его жизни. Конечно, довольно часто нательный крест терялся, но позволительно заменять его на новый, поскольку крест должен сопровождать христианина всю жизнь. Конечно, каталог старинных крестов был бы неполным, не включи мы в него старинный бронзовый крест энколпион, который еще именуют крестом мощевиком. Вначале это были маленькие коробочки с изображением креста на крышечке, в которых помещали мощи святых. А вот к 11 в. коробочки обрели крестообразную форму, и именно в таком виде кресты энколпионы появились на Руси.

Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными, но постепенно русские православные мастера освоили производство мелкой религиозной пластики в Киеве, а затем и в других местах. Древние меднолитые кресты были очень маленькими, и это понятно: слишком дорог и дефицитен был металл, а потому, чтобы сделать крест-тельник доступным всем, и отливали крестики маленькими.
Интересно, что первые кресты не несли на себе изображений и были односторонними, то есть скромный узор украшал только лицевую сторону креста-тельника, потому что отливались они в одностороннюю форму. Древние крестики встречаются и с разноцветными эмалями, они прекрасно сохранились до наших дней!
Постепенно производство меднолитых крестов разрасталось, а открытые собственные месторождения меди позволили не только разнообразить ассортимент продукции медниц (литейных мастерских), но и увеличить размеры изделий.
Не стоял на месте и процесс усложнения форм старинных крестов, икон, медальонов, панагий, складней. Ранее применявшиеся лишь изредка двухсторонние формы для литья теперь использовались повсеместно, благодаря чему старинные кресты тельники получили рельефные изображения на лицевой поверхности и на оборотной стороне! Кресты тельники и старинные распятия украшали разноцветными эмалями, что делало их очень красивыми, эстетичными, привлекательными.
Но несовершенство гайтана - нити для подвешивания крестиков-тельников и активный крестьянский образ жизни людей приводили к тому, что крестики часто терялись.
Настоящий расцвет производства меднолитых крестов и икон происходит после церковного раскола. Именно раскольники, староверы, уходя в труднодоступные места, прячась от преследований и пытаясь сохранить истинную веру, осваивают в своих общежительствах и скитах производство бронзовых крестов, бронзовых икон, бронзовых складней.
В своей работе они руководствуются чрезвычайно скрупулезным подходом к качеству продукции, доводят внешний вид даже обыкновенных крестов-тельников до совершенства.
Удивителен факт, который свидетельствует нам о том, что практически все старинные кресты тельники, старинные бронзовые иконы, старинные бронзовые кресты-распятия были изготовлены в медницах расколькников, то есть никонианская Церковь в этом сегменте не препятствовала распространению среди православных христиан религиозных предметов, произведенных староверами.
Форма и рельефные узоры старинных крестиков-тельников не случайны, и благодаря изобразительным тенденциям, присущим определенным периодам, мы сейчас можем с большой точностью определять принадлежность старинного крестика или распятия к конкретному временному отрезку, в который он был изготовлен. Религиозные предметы из мелкой и крупной меднолитой пластики можно отличать и по своему виду, с достаточной вероятностью устанавливая и региональную привязку и даже предоставляется возможность выявлять конкретных мастеров-литейщиков, мастеров-изготовителей матриц, что делает собирательство металлопластики увлекательнейшим занятием!
Благодаря этому на нашем сайте Вы можете оценить работу древних мастеров и купить старинные бронзовые нательные кресты, купить старинные бронзовые кресты-распятия, в том числе и красивейшие эксклюзивные экземпляры, несущие на себе многоцветные горячие эмали и индивидуальные клейма мастеров-резчиков и мастеров-литейщиков.
Во времена, когда старообрядчество не подвергалось гонениям, возникли и крупные центры по производству медного литья не только в отдаленных губерниях России, но и в Москве. Район нынешней Преображенской площади, Большой Черкизовской улицы славился своими мастерами литейщиками, но как оказывается, мало было быть хорошим мастером по литью. Важнейшей частью меднолитейного производства было наличие качественной матрицы - образца иконы, крестика-тельника, или распятия. Именно в несуществующем ныне, селе Черкизове и в окрестностях работали талантливые мастера-резчики, к которым за эталонными матрицами приезжали со всех краев мастера или посланники, ведь от качества матрицы зависело качество продукции, спрос на нее. А знаменитый мастер Родион Хрусталев работал в нынешнем районе Лефортово, старинные бронзовые распятия, имеющие клеймо этого мастера, ценятся особенно высоко!
В XVIII веке старообрядцы доводят производство религиозной пластики до наивысшего совершенства. Великолепные образчики: старинные бронзовые крестики-тельники, старинные наперсные кресты, старинные кресты-распятия поражают зрителя тончайшей проработкой рельефа, узорами, искрятся многоцветными эмалями.
Медница - часто производство семейное, где все, от мала до велика заняты на определенном этапе изготовления религиозных предметов, где каждый - специалист своего дела.
Каждый день старообрядческая медница (в зависимости от своей мощности) могла производить до пятиста крестов-тельников, сотню пядничных икон и десяток крупных крестов-распятий, или крупных бронзовых икон.
Работа тяжелая, с раннего утра и до поздней ночи, даже детям находилось дело. Удивительно, что древний мастер пользовался при изготовлении старинных бронзовых крестов и икон самыми простыми средствами. Наиболее ответственный этап - подготовка формы под отливку. Сегодня трудно себе представить, глядя на сложнейший рельеф старинного креста-распятия, что он отливался в форму, изготовленную из… песка и глины, смешанных в особой пропорции! Даже при нынешнем развитии технологий повторить старинные образцы в полной мере не удается!
В XIX веке складывается и особая культура ношения крестов-тельников. Четко проводится граница между женскими и мужскими нательными крестами. Нет, никто специально не ограничивает православных в ношении тех, или иных тельников, просто одни из них приобретают более ажурный (женский) орнамент, особую характерную форму, ныне их именуют «крестиками-листиками», другие же выдерживаются в строгой изобразительной манере, и именуются мужскими прямоугольными крестами, хотя смысловое (религиозное) наполнение у них абсолютно одинаковое.
Очень красивы крупные кресты распятия. Присмотритесь, как тонко мастер резчик проработал тело Христа, а мастер-литейщик воспроизвел образец и украсил его эмалями! Тяжелые старинные бронзовые кресты распятия с Предстоящими сосредотачивают нас на сцене Распятия Господа, дают уникальную возможность увидеть это Великое событие глазами древних верующих.
Часто оборотную сторону распятий украшал текст молитвы «Крест Спаситель Всей Вселенной…», или замысловатым цветочным узором, нитяная тонкость которого была визитной карточкой мастерской и самого мастера.
Сегодня мы ценим старинные кресты тельники, старинные кресты распятия, ценили их и тогда, когда они были изготовлены. Посланники старообрядческих общин развозили продукцию медниц по округе и даже привозили ее в столицу, и всегда на красивые изделия был спрос.
Старинные большие бронзовые кресты украшали стены жилищ, их размещали над входом в дом, на внешней стене дома или даже над воротами, их брали с собой в дальний путь.
Привлекательность медной старинной пластики понятна: все эти изделия можно с полной уверенностью назвать вечными, столь не властно над ними быстротекущее время. И сегодня мы удивляемся творениям литейщиков домонгольской Руси, восхищаемся старинными бронзовыми крестами XVIII, XIX веков.
У Вас есть отличная возможность стать обладателем одного из этих бессмертных художественных и религиозных произведений, ассортимент нашего антикварного интернет салона позволяет без труда выбрать великолепный образец меднолитой пластики и начать собирать свою собственную коллекцию древностей, или развить уже существующее собрание.
Мы уверены, что каждый православный христианин почувствует особое духовное настроение, прикоснувшись к любому старинному кресту, будь то маленький крест-тельник, или огромное многоэмальное распятие!
Старинные бронзовые кресты - украшение любого дома, утешение в любой беде, помощь в любой проблеме!

В этой статье будут приведены виды, возможная цена и немного затронута этическая сторона (брать или не брать крест, продавать или нет). Так как за всю историю Христианства на Руси было огромное множество различных крестов, выделим самые массовые виды, которые может встретить кладоискатель.

В России существует пять видов крестов различающихся по своему назначению, по подробнее по каждому виду разберём дальше.

Тельный крест.

Самым распространенным со старины до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. Изготовляются из различных металлов и видов сплавов, золотые, серебряные, из меди, латуни, есть современные выполненные из алюминия.

Цена обычных рядовых крестов 10-15 века в среднем около 500 рублей плюс минус в зависимости от сохранности находки. Для 16-17 веков средний ценник около 300 рублей и 18-20 в районе 10 рублей. Есть, конечно, и редкие кресты, цена на которых может сильно варьироваться. Например, обычный крест лепесток, выполненный из золота, может, стоит от 15000-30000 рублей. Далее приведены фото самых распространенных крестов.

Кресты для ношения поверх одежды, главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому старинные нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также обязательными предметами княжеского и царского облачения, применялись и как награда для священнослужителей. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.

Цена наперсных крестов в среднем около 2000 рублей в нормальном состоянии, но бывают и экземпляры 10000 и в 100000 рублей.

Этот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники.

Каталог энколпионов можно скачать


Цена энколпионов в нормальном состоянии со всеми частями, то есть целый, около 3000-4500 рублей, так же продают и по запчастям очень часто их находят сломанными и на различные детали цена бывает от 500 до 2000 рублей.

Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.


Цена на киотные кресты сильно разбросаны от 1000 до 10000.

Является необходимой принадлежностью христианского храма. Располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием. Применяются при проведении церковных служб. Отличаются от наперсных и киотных крестов большими размерами - от 30 см и выше.


Цена на напрестольный кресты, как и на киотные сильно разбросаны от 6000 до бесконечности.

Теперь по поводу поднимать или не поднимать кресты, вообще крест это культурный и религиозный предмет и то, что он валяется в земле конечно не правильно, а что касается старинных крестиков, то в некоторых случаях они несут ещё и историческую ценность. Другое дело выбор, что с ним делать продавать или отнести в церковь будет оставаться за вами, но вот зайдя в церковь и увидев на прилавке явно подержанный крест, за который просят некое пожертвования, ставят под сомнения сдачу креста в церковь.