Как мотивировать школьника к учебе: советы родителям. Как повысить мотивацию к обучению? Советы родителям как повысить мотивацию к учебе

Как поддерживать у детей мотивацию (интерес) к учебе совместно с родителями в начальных классах.

Мы очень часто слышим от наших детей такие слова как: « я ненавижу математику», «я не хочу делать домашнюю работу», «я не люблю учиться в школе». Каково же слышать такое родителям, которые столь заинтересованы в учебе своих детей, прилагают для этого много усилий и времени, и все равно не могут добиться положительного отношения своего чада к получению знаний.

«Почему мой ребенок не заинтересован в учебе?», « Что заставляет моего ребенка противиться ходить в школу? Почему он говорит, что учиться очень скучно», «Почему он показывает высокие результаты по одним, а низкие по другим предметам?», «Почему ему не нравится изучать русский?» Это всего несколько вопросов, которые возникают у обеспокоенных родителей, когда их чада проявляют отсутствие интереса к обучению, как дома, так и в школе. Некоторые родители выбирают для своих детей домашнее обучение, другие записывают в спортивные секции или факультативные занятия после уроков – все это для повышения уровня детского мышления и стимулировании у них интереса к получению знаний.

Дети не несут ответственность за свои поступки, поэтому будьте терпеливы в их отношении. Они отличаются друг от друга по уровню интеллекта и восприятия. Некоторым для понимания хватает простого сурового взгляда, а других нужно крепко поругать. Но никогда нельзя переставать следовать хадису Султана Пророков, который сказал: «Кто не показывает милосердия к молодым людям, тот не сможет быть одним из нас» (Тирмизи, Бирр). Поэтому ребенка можно завоевать только с любовью, нежностью и мягкостью.

Давайте попробуем разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний. Иногда причины могут быть самыми очевидными: возможно, у родителей не бывает времени помогать ребенку в выполнении домашних заданий, или ребенка окружает большое количество развлечений, из-за которых он не может оказать должную концентрацию в учебе. Также могут быть менее явные причины: возможно ребенку не нравится тот или иной предмет, возможно, его понимание дается ему с большим трудом, например, ему может не нравиться письмо или математика. Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя может повлиять на чадо с отрицательной стороны, также давление со стороны сверстников или отсутствие доверия со стороны взрослых могут послужить причиной отсутствия интереса к учебе. Важным вопросом является то, насколько мы, будучи родителями и работниками сферы образования, обращаем внимание на то, получает ли ребенок радость и удовольствие от процесса обучения.

Первые годы в жизни ребенка имею первостепенное значение и играют важнейшую роль в установлении характера ребенка и его возможных действий в будущем.

Исследования показывают, что опыт, который переживают дети в первые пять лет своей жизни, формируют жизненные связи в головном мозгу. Именно эти связи являются основой для предрасположенности ребенка к обучению, его социального и эмоционального развития. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому разница в формировании детей ожидаема.

Работники сферы образования сталкиваются с детьми из самых различных языковых и культурных традиций. В основном, это относится к детям, изучающим языки, отличные от своего родного. Поэтому новые учебные программы предлагают дополнительные мероприятия для удовлетворения потребности таких детей.

В среднем, успеваемость мальчиков хуже, чем у девочек, и по итогам исследований Управление по стандартам в области образования Великобритании подготовило доклад о методах, благодаря которым школы могли бы повысить результаты среди мальчиков. Они выяснили, что давление со стороны сверстников служит главной причиной того, что мальчики отстают от девочек почти во всех предметах, кроме математики и точных наук.

Также некоторые дети, обладающие коротким периодом концентрации, не могут заниматься одним видом деятельности больше 5-10 минут. Их требования отличаются от сверстников.

Проведение вашего времени с ребенком в процессе игры или выполнением домашней работы является одним из ключевых возможностей для взаимодействия и устанавливает доверие и мотивирует ребенка на обучение. Мы должны не забывать о том, что дети получают знания постоянно и всюду, не только в школе.

1 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.

2- Способствуйте зарождению новых идей у вашего чада, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.

3 – Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться в решении задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.

4 – Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.

5 – Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».

6 – Помогите вашему чаду взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.

7 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.

8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.

9 – Выполняйте домашние задание в форме игры, так как большинство детей любят это, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру. Также проверка работы детей показывает, что вы заботитесь о них. Свяжите домашнее задание ребенка с его интересами или позвольте сделать это ему самому.

10 – Родителям следует иметь в виду то, что мотивация ребенка на обучение должна быть связана не только со школой. Важно знать, что некоторые дети также высоко мотивированы на достижение своих целей, не связанных с учебой в школе. Помните, что достижение – это еще не мотивация. Поэтому необходимо знать, что пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивирован выполнять их. Так в чем же разница между этими двумя понятиями? Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Мотивированный человек может ставить перед собой долгосрочные цели, например, стать профессиональным писателем, или краткосрочные, например, выучить одно иностранное слово.

Мы привели лишь несколько примеров, благодаря которым мы можем стимулировать у детей желание учиться. Некоторые родители думают, что они не в состоянии пробудить у ребенка желание узнавать дома с такой же радостью и увлечением как в школе. Поэтому родители могут переживать из-за этого, хотя на самом деле все это очень просто, например, достаточно сходить с ребенком в парк или библиотеку, или какая-нибудь полезная деятельность, такие как, совместное приготовление ужина, ухаживание за домашними растениями всегда будет веселым и приятным времяпровождением, а также творческой частью процесса обучения. Общение с учителями ребенка, родителями других детей, перенимание их опыта в схожих ситуациях тоже может послужить толчком к еще большему пониманию процесса обучения и воспитания вашего чада. Нам повезло с тем, что в настоящее время много информации в открытом доступе, в том числе и вебсайтах, которые могут помочь родителям лучше разобраться в этой теме. Кроме того, сейчас учебные программы в школах постоянно пересматриваются и обновляются, для того, чтобы процесс обучения стал более интересным и увлекательным для детей, с активным взаимодействием между учителем и учениками.

Низкая мотивация младших школьников

1. При низкой мотивации, следует учитывать, что для детей общение со взрослыми и с другими детьми обычно представляет самостоятельную и важнейшую ценность. Поэтому основная линия рекомендации – разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающих познавательные элементы.

2. Если в обследовании у ребенка обнаруживается полное отсутствие познавательной направленности, то можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с этим ребенком просто никогда не вели, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье.

3. Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: когда родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящие формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогическое безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход и в этом случае то же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, вдалбливающего знания нерадивому ученику. Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком младшего школьного возраста – это наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений – фасоль); или фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю.

4. Какой – либо кружок с познавательной направленностью может помощь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто – нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного «подтягивания» отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием «запуска» познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде «клуба по интересам», в котором сами принимают посильные участие.


О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Вопрос мотивации учеников лейтмотивом проходит через всю работу учителя. Эта проблема не зависит от опыта работы или знания своего предмета. Образовательные стандарты меняются из года в год, но мотивировать учеников становится всё сложнее. Что же такое мотивация и как разные учителя подходят к этому вопросу?

Начну с того, что из школы я уволилась, не доработав четверть до конца учебного года. Просто плюнула и ушла. Очень хотелось отдохнуть от тетрадей и учебников, за которыми сидела каждый вечер вот уже 18 лет. А ещё хотелось перестать винить себя в том, что я не могу стать первоклассным специалистом. Это просто невозможно в обычной общеобразовательной школе.

Всегда будут те, кто, по различным причинам, необучаем. Чем больше в классе таких учеников, тем более подавленное состояние ждёт учителя.

Конечно, изначально мне было весело. С учениками можно было поговорить и посмеяться, им нравилось, что у них молодой учитель со схожими интересами. Никто меня не контролировал, и я учила их так, как учили меня в старших классах - меньше домашнего задания, больше полезной информации, тройки тем, кто уходит в колледж. Но потом начался контроль со стороны начальства, часов прибавилось, а я начала понимать: то, что было эффективно в работе со мной, совсем не эффективно в работе с большинством учеников той школы, где я работала.

На мой взгляд, самое трудное для учителя - не ориентироваться на свои предпочтения. Учить так, как ты бы сам хотел учиться - это тупиковый путь, работающий не на всех. В конце концов я начала искать способы мотивации детей. Я поняла, что мотивация - это не оценка и даже не желание поступить в хороший вуз.

За два года работы как положено сработал только один метод мотивации - конфета. И то это работает, увы, лишь в младших классах.

Однажды я, проработав без малого два года в школе, пожаловалась коллеге, учительнице с двадцатилетним опытом работы, на то, что недавно села на уроке и с трудом подавила желание расплакаться. Она ответила:

А я и заплакала вчера вечером, когда села готовиться к урокам. Сижу и думаю: вот это нам нужно сделать, то пройти, но ведь не сделают, слушать не будут...

Работая в школе, я старалась в каждый урок привнести что-то весёлое и интересное, но ведь учёба - это не игра в догонялки и не чтение анекдотов. Даже если каждый урок читать с детьми анекдоты, им однажды станет скучно. А моим предметом был английский язык. Да анекдоты на английском языке третьеклашки просто не поймут! Наверняка читатель возразит мне, что любой урок можно сделать весёлым. И я отвечу - можно, но тогда на подготовку нужно будет тратить в 10 раз больше времени, чем идёт урок, а это просто невозможно, ведь придётся работать без сна и еды.

Мой небольшой опыт показал, что игровые приёмы работают только на тех детях, которые имеют предрасположенность к предмету - родители убедили их, что это необходимо, либо им действительно доставляет удовольствие учиться. Остальные же виртуозно выуживают из урока игровую составляющую, а материал обходят стороной.

Таким же образом пёс из «Приключений Шурика» съел колбасу и оставил на асфальте спрятанное в неё снотворное.

Хорошей мотивацией является строгое лицо учителя и необходимость сдавать ЕГЭ по предмету. У меня первое пока не появилось, а второе (ЕГЭ по английскому) в школе, где я работала, было крайне редким явлением.

Уволившись из школы и отправившись в увлекательное плаванье по волнам поиска новой работы, я решила выяснить у своих бывших одногруппников, таких же молодых специалистов как я, работавших в школе, чем они мотивируют своих учеников. Я услышала от них точное отражение моих собственных мыслей. Одна из бывших одногруппниц сказала:

Я устала пытаться, поэтому учу тех, кто хочет.

Другая ответила:

Я не мотивирую. Мотивируют родители, а я учу.

Одногруппник ответил, что пытался мотивировать при помощи разбора любимых песен и современных тем, но потом понял, что всё бесполезно, и уволился.

Чего я только не испробовала за два года работы.

1. Иллюстрация приёмов грамматики на примере известных песен.

На поиск песен по теме «различные времена для выражения будущих действий», последующую нарезку и сочинение задания я потратила три часа, а прослушивание и выполнение задания по этой теме заняло пять минут урока. И что толку? Да, ребята порадовались, что знают эти песни, но ведь никто из них никогда не вслушивался в текст и не читал его. Мое дальнейшее объяснение никто не стал слушать, потому что оно показалось им сложным. И это десятый класс.

2. Просмотр мультфильмов с изученной лексикой.

Четвероклассники смотрят на красочную картинку, но слух как будто отключают. Содержание пересказывают по видеоряду.

3. Творческое домашнее задание по пройденной теме.

Семиклассники дружно используют Google Translate, сочиняя текст на русском и копируя его в переводчик.

4. Использование игрушек для объяснения предлогов места.

Второклассники просили подарить им игрушки, не слушая объяснение вообще.

Это только малая часть того, что я пыталась сделать для мотивации учеников, всего не упомнишь и не опишешь. От этого как раз и хочется заплакать посреди урока. Конечно, я говорю не обо всех детях: всегда были те, кто откликался на мои попытки сделать урок оригинальным, были те, кто усваивал информацию лучше благодаря моим стараниям. Но вот в чём проблема: эти дети смогли бы усвоить информацию даже в самом скучном и традиционном виде, а те, на кого были рассчитаны приёмы, воспринимали их как мою очередную безуспешную попытку научить их, таких необучаемых, английскому языку.

В этом тексте я расписалась в собственном бессилии, но искренне надеюсь, что где-то есть учителя, которые не сдадутся, продолжая убеждать учеников, что те могут учиться не «из-под палки», а с удовольствием.

Мотивация к обучению в школе – это сложный психофизиологический процесс, побуждающий к получению знаний в условиях коллектива. Если, казалось бы, достаточно общительный ребенок не хочет ходить в школу, значит, мотивация недостаточна, и необходимо сделать все для того, чтобы её повысить, сформировать положительный стимул, заинтересовать ученика, объяснить необходимость такой деятельности.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-либо. В данном случае о побуждении к учебе. Основным побудительным мотивом в возрасте 6-7 лет является потребность в учебе. У ребенка в этот период возникает естественный познавательный интерес, его знаний о мире уже недостаточно для игр: куда можно поплыть на корабле, из чего состоит машина, как выписать рецепт больному. Ребенок стремится к большей правдоподобности в своих затеях, и имеющейся информации ему уже не хватает. Как же можно повысить школьную мотивацию, если она недостаточна?

Развитие мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста

Ребенку интересно узнавать новое, его логические цепочки становятся более зрелыми. У читателя может возникнуть вопрос: «Если все настолько естественно и природно, то зачем вообще вести разговор о мотивации для школы, и, самое главное, не поздно ли говорить о ней, когда старт уже был пройден?»

Любая работа, даже любимая, содержит в себе некоторые неприятные аспекты в виде ворчливого начальника, скучных поездок, рутинного заполнения бланков. Учение в школе не является исключением, оно состоит не только из любопытных занятий. Естественным дополнением к букету интересных фактов являются такие непривлекательные составляющие, как сидение за партой, соответствие требованиям учителя, необходимость учить не только то, что нравится, но и пару-тройку обязательных и пресных предметов. Взрослые справляются с подобной проблемой достаточно успешно, благодаря все той же мотивации. Она может заключаться в желании заработать денег, накопить опыт, работать в хорошем коллективе. В случае нашего маленького школьника - кроме получения знаний, это привлекательность нового статуса школьника, желание получить одобрение, хорошую оценку.

Что же касается временной уместности разговоров о школьной мотивации учащихся, необходимо сообщить: дополнительными составляющими этого понятия являются поддержание положительной школьной мотивации» и «трансформация мотивации в процессе учебы». Хороший школьный старт - это очень много. Но далеко все. Успешной адаптацией ребенка считаются сохранение положительной школьной мотивации спустя полгода учебы или же ее наработка по истечении этого срока. В школу, как правило, хотят идти все, а вот причины этого желания могут быть разными, как и продолжительность периода, когда этот положительный настрой не угасает.

Сам по себе положительный познавательный настрой не даст гарантий устойчивой мотивации ребенка к учебе в школе. Тем более не следует ожидать от ребенка бодрого утреннего подъема. Необходимо напомнить, что период освоения прописей и привыкания к школьному ритму жизни приходится у ребенка на . Даже взрослому человеку сложно в незнакомой ситуации: вспомните переезды, вхождение в новый коллектив. Что уж говорить о детях, которые так нуждаются в стабильности и определенности. Помните: они живут в этом мире только 6-7 лет, и многие, знакомые вам, явления происходят в их жизни впервые. И хотя школа является естественным решением кризисных проблем, у ребенка снижается общая устойчивость к стрессам, нарушается биологическое и психологическое равновесие. Когда ребенок начинает ходить в школу, вся семья испытывает колоссальное психологическое напряжение, ведь с первоклассником трудно ладить, а школа требует эмоциональных затрат и умственного труда. Именно поэтому дети и родители нуждаются в поддержке и понимании.

Какая же школьная мотивация учащихся начальных классов может нести гордый статус «правильной» или «положительной»?

Познавательная и социальная мотивация учиться в школе

Познавательный мотив, потребность познавать существует у ребенка с самого рождения. Конечного пункта удовлетворения этой потребности не существует. Чем чаще и обстоятельнее вы отвечаете на вопросы маленького «почемучки», тем пытливее он становится. Кроме того, познавательная мотивация ученика начальной школы не только является самой естественной причиной фразы: «Хочу учиться!», она служит также и главным показателем психологической готовности посещать учебное заведение. Именно к 6-7 годам познавательный мотив становится ведущим в развитии человека и оформляется в актуальную потребность.

Социальные мотивы включают в себя несколько составляющих (ниже мы рассмотрим наиболее значимые) и являются достаточно важными уже при поступлении в школу. Знания в школе являются для ребенка средством для достижения других целей: получения аттестата, нового статуса, положительных оценок, побед. Побудительная мотивация школьного обучения в этом случае не только стремление к овладению конкретными знаниями и умениями, а то, что будет получено в результате. Социальные мотивы основаны на принятии общественной необходимости учения, и они могут стать хорошим подспорьем в стимулировании желания идти в школу, если только не будут сохраняться как основные, без подключения познавательных интересов.

Социальный мотив, связан со стремлением занять новое положение на лестнице общественных отношений. Ребенок осознает как свое место в семье, так и в социуме. Дети впитывают информацию, услышанную от взрослых, о почетности и важности статуса первоклассника. Дети уже имеют представление о школьном распорядке: наличии звонков, уроков, . Стремление достойно занять новую социальную ступеньку не означает, что дети в полной мере осознают и готовы встретиться со всеми школьными ограничениями и требованиями, но такой мотив может стать добросовестным помощником в нелегком школьном труде.

Также мотивацией для учебы в школе является получение высокой оценки. Самый ярко выраженный социальный мотив на первых этапах учебы. Оценка (поощрение, порицание, словесные подкрепления) является столь же действенным орудием мотивации, сколь и опасным. Сложность состоит в том, что оценочная мотивация влияет не только на ситуативное желание или нежелание учиться, но и на многие аспекты личностного становления ребенка.

Все перечисленные выше типы мотивации к обучению в школе имеют статус положительных, причем самым надежным и многообещающим, конечно, является мотив познавательный. Именно он обеспечит вашему ребенку запас сил и воли для преодоления школьных трудностей и успешной адаптации. Остальные типы мотивации (оценочная, позиционная) скорее являются вспомогательными. Без познавательного интереса они скоро сойдут «на нет» и послужить надежной опорой в мире знаний вашему ребенку не смогут.

Рекомендации психологов по повышению школьной мотивации учащихся начальных классов

Наличие нижеперечисленных типов мотивации детей младшего школьного возраста как основных может уже вызывать беспокойство и сигнализировать о необходимости вашего непосредственного вмешательства.

Игровой мотив достаточно распространен среди первоклассников, особенно среди детей последних «шестилетних созывов». Можно сказать, что это тот же позиционный мотив, но со значительной долей мажорных фантазий по поводу веселой жизни на переменках, счастливого ношения яркого ранца и работы в тетрадях со смешными обложками. Зачастую у таких детей складывается неправильное, идеализированное представление о школе.

Отрицательная социальная мотивация к школьному обучению – это побуждение получать знания, основанное на подчинении требованиям взрослых.

Для постановки диагноза используем специальный психологический градусник - тесты. С помощью такого градусника можно исследовать уровень, качество и слабые места школьной мотивации вашего ребенка и подобрать правильное лекарство.

Большинство детей хочет идти в школу, но мотивация у них разная. Иногда ученики и вовсе не могут объяснить, почему возникает такое желание. Желание может появиться у ребенка и потому, что этого хочет мама, и потому, что там веселые переменки, и потому, что там много интересного. Казалось бы, каждый из вариантов предполагает позитивные ожидания, но только один из них может стать основой прочной положительной школьной мотивации.

Чтобы выяснить, насколько представления вашего малыша о школе соответствуют действительности, нужно расспросить его о том, что он знает о школе, хочет ли он учиться, на чем основывается его желание. На основании ответов можно будет сделать выводы об успешности вхождения в школьную жизнь. Предлагаю примерный набор вопросов, обычно используемых для тестирования школьными психологами. Я провожу подобный опрос при поступлении ребенка в школу и в конце второй четверти. Это позволяет исследовать динамику развития школьных мотивов и, при необходимости, определить направление работы.

Что же делать для создания и сохранения положительной мотивации детей в начальной школе, что предпринять для трансформации «ненадежных» школьных мотивов (игрового, отрицательного социального мотива) в более эффективные: познавательные и социальные?

Трудности учебной мотивации поддаются воздействию, трансформации и исправлению.

При поступлении в школу большинство будущих первоклассников имеют ту или иную положительную мотивацию, но неправильный старт может вызвать появление разнообразных трудностей, из-за которых ребенок будет чувствовать себя неуютно, а первосентябрьский оптимизм перерастет в школьную тревожность. Ниже я предлагаю вспомнить типичные ошибки родителей первоклассника - врага надо знать в лицо.

Одной из важнейших причин отсутствия положительной мотивации или ее быстрого исчезновения является возраст. Очень часто родители берут старт в опасной гонке за знаниями любой ценой именно тогда, когда отдают ребенка в школу как можно раньше. Эта гонка приобретает массовый характер, поэтому начинают формироваться новые стандарты и стереотипы первоклассника, которые сильно расходятся с его естественными потребностями. Как итог мы имеем резкое ухудшение статистики по физическому здоровью детей уже к концу первого класса и отсутствие интереса к учебе.

Чаще всего при необоснованно раннем походе в школу мотивация у ребенка игровая. Психофизические аспекты его личности еще не готовы выдерживать школьную нагрузку, и уже с первых дней школьного обучения он может почувствовать себя обманутым, и его желание ходить в школу может исчезнуть. Другой вариант развития событий - отношение к занятиям как к игре. Поначалу такие дети могут проявлять заинтересованность новой ролью и школьными правилами как правилами новой забавы, но довольно быстро игра перестает быть веселой и надоедает.

Важным фактором в поддержании положительного отношения к школе является личность учителя. Именно учитель становится для ребенка в начальных классах важнейшим авторитетом, поэтому симпатия к личности первого преподавателя может стать определяющей при ответе на вопрос: «Тебе нравится учиться?» Поэтому важной рекомендацией психологов по повышению школьной мотивации является правильный выбор учителя.

Нежелание идти в школу и трудная адаптация может, конечно, быть следствием сугубо субъективных причин, например низкого уровня знаний и умений. В этом случае, при всем желании, ребенку сложно получить удовольствие от новой деятельности. Постоянный неуспех способствует снижению интереса к учебе. Это может проявляться как в тревожном поведении ребенка (все делаю неправильно, поэтому страшно действовать), так и в агрессивном (добиться успешности другим способом). Таким детям сложно пройти адаптацию успешно. Только кропотливый труд каждый день, постоянная помощь ребенку, ваша любовь и терпение приведут к постепенному внедрению в школьную атмосферу и соответствию школьным требованиям.

Если вам удалось соблюсти первичные условия положительной школьной мотивации младших школьников, то дальнейшее повествование даст вам ответы на вопросы, как удержать уже имеющийся положительный настрой вашего первоклассника или откорректировать не очень удачное начало. Если условия успешного старта не имеют ничего общего с реальностью похода в школу именно вашего ребенка - тем более, изложенная ниже информация будет вам добрым помощником в формировании и коррекции школьных мотивов.

Как можно повысить школьную мотивацию младших школьников

Идти в школу за знаниями - что может быть естественнее для ребенка и желаннее для его родителей! Доминирование познавательного мотива у первоклассника - бальзам на раны родительских тревог, ибо с этой минуты важнейшей их задачей оказывается всего лишь сохранение и подпитка того, что уже есть.

Для формирования мотивации обучения к школе родителям нужно придерживаться советов психологов.

Всегда внимательно относитесь к вопросам ребенка - в этом залог успеха в деле сохранения познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса идет параллельно с физическим развитием ребенка - вот почему очень важно не отмахиваться от маленьких почемучек. Причина нарастания неиссякаемого потока всевозможных вопросов очень проста: детские игры постепенно усложняются, они все больше становятся похожими на реальную жизнь. Для «подводной охоты» ребенок попросит вас рассказать, какие бывают глубоководные рыбы; для «путешествия на корабле» захочет знать названия морей и континентов; для игры в сад-огород придется, может быть, даже купить ему настоящих семян.

Окажите помощь ребенку при поиске информации. Если не можете объяснить сами, вместе полистайте энциклопедию, позвоните компетентному другу, поищите в Интернете.

Для повышения школьной мотивации помогать ребенку искать ответы на вопросы просто необходимо! Став постарше, он и сам сможет погружаться в чарующий мир энциклопедий и справочников, но это произойдет немного позже.

Читайте ребенку книги, удивляйтесь и рассуждайте вместе с ним. Тем самым вы не только сможете поддержать его природный интерес к знаниям, но и получите возможность окунуться в детское мироощущение, с его особенными представлениями, сложностями и особым словарным запасом.

Ведь зачастую ответы взрослых на вопросы маленьких почемучек просто анекдотичны. Например: «Папа, а как нужно рисовать цифру восемь?» - «Как-как, возьми знак бесконечности и поверни на пи на два».

Чаще спрашивайте мнение ребенка о тех или иных явлениях природы. Для формирования мотивации в младшем школьном возрасте признавайтесь детям, что сами чего-то не знаете, говорите, что в школе можно будет узнать обо всем на свете.

Постоянно создавайте в жизни ребенка дефицит информации. Рассказывайте что-нибудь увлекательное об открытиях и исследованиях, время от времени предлагайте новые познавательные игры самой широкой тематики, от путешествий по нашей планете до космических исследований.

Покупайте настольные познавательные игры и играйте вместе с ребенком. И помните, что дети посвящают много сил и энергии подражанию взрослым - это одна из их основных детских задач и один из способов приобретения нового опыта.

При поиске недостающей информации мягко сообщайте ребенку, что, учась в школе, он сможет получить ответы на интересующие его вопросы.

Предоставьте ребенку возможность поскучать и встретиться со своими желаниями. Для формирования мотивации к обучению в начальной школе, стимулирования познавательной потребности крайне важно не только, чтобы почемучка получил ответ на свой вопрос, но и чтобы он располагал временем, когда можно сформулировать новые вопросы. А для этого малышу просто необходимо личное время и возможность немного поскучать.

Разнообразие игровой жизни ребенка способствует расширению знаний и стимулирует поиск новой информации.

Психологи не устают призывать старательных родителей держаться золотой середины. Заброшенный, предоставленный себе ребенок - совершенно не наша цель. Достаточно, чтобы в день у вашего малыша оставался всего лишь час-другой личного времени. В выходные, возможно, немного больше. Но многие дети из-за напряженного графика оздоровительных, обучающих и обогащающих мероприятий этого времени не имеют. Предлагаю исправить ситуацию под лозунгом: «Во всем важна умеренность».

Позиционная мотивация идти в школу

Позиционный мотив является одним из социальных мотивов, а также хорошим помощником мотиву познавательному. Быть взрослым - это притягательная мечта любого ребенка. Портфель и школьные учебники являются заветной ступенькой, благодаря которой можно выглядеть выше и значительнее. Хорошо, если показатели по этой мотивации у ребенка достаточно высокие. Важно, чтобы этот мотив был не единственными и шел в паре с познавательным. Для формирования положительной позиционной мотивации обучения в начальной школе нужно не так много:

  • Время от времени проводите с ребенком беседы о привлекательности статуса школьника. Главное - «рифмовать» при этом позицию взрослого, самостоятельного человека и школьника, которому обязательно откроются новые горизонты и возможности: «Сможешь уже сам покупать в столовой булочку!», «Самостоятельно ходить по этажам в актовый зал и столовую!», «Сам будешь выбирать тетради и обложки!».
  • Будьте осторожны! Вам необходимо сообщить о расширении прав, а не об увеличении обязанностей. Не напугайте ребенка тем, что он еще не готов принять: «Будешь забирать уже братика из детского сада!», «Самостоятельно ездить к бабушке на троллейбусе!»
  • Вовлекайте ребенка в околошкольную деятельность. Участвуя во всевозможных школьных приготовлениях, хотя бы просто в покупке принадлежностей для учебы, ребенок будет ощущать свою важность и изменение статуса.
  • Читайте ему сказки на школьную тематику.

Для повышения мотивации детей школьного возраста ответьте себе на следующие вопросы. Для чего все-таки дети ходят в школу? Зачем нужны школьные правила? Кем бы хотел стать ребенок, когда вырастет? Какие уроки и занятия помогут ребенку в освоении этой профессии? Последние вопросы имеют лишь функцию поддержания мотива, но ни в коем случае не диагностическую. Настоящий поиск своего дела будет осуществляться только в старших классах, поэтому не воспринимайте мечту ребенка как руководство к действию.

При формировании позиционной мотивации детей к обучению в школе, кроме позитивного отношения, ребенок должен получить достоверную информацию о режиме и особенностях школьной жизни.

Формируя позиционный мотив, нужно быть осторожным, ведь зачастую родители невольно ударяются в крайности, которые могут свести на нет все старания. Одна из них - это излишнее красочное и радужное описание школьного процесса, которое вполне может обернуться горьким разочарованием маленького школьника и сомнениями в искренности родителей.

Другая крайность - поселить в сознании ребенка боязнь школы. Причины ее могут быть разными: опасения оказаться несостоятельными, не оправдать родительских надежд, страх несоответствия родительским ожиданиям. Таким образом может появиться отрицательная социальная мотивация, разговор о которой еще предстоит.

Для развития школьной мотивации следуйте следующим советам психологов:

  • Воздержитесь от описания совершенно идиллических и нереально привлекательных картин школьных будней.
  • Внимательно относитесь к слову «школа» в своей речи. В каких предложениях и с какими эмоциями и оценками вы его используете?
  • Не оставляйте без внимания слова и просто реакции ребенка, которые сообщают о его страхе перед учебой!

К сожалению, это, пожалуй, все, что можно сделать в этом случае с помощью печатного слова.

Формирование оценочной учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Плохо, если показатели оценочной мотивации учиться в школе слишком высокие и не подкрепляются ни познавательной, ни позиционной мотивацией. И все же оценочная мотивация может стать хорошим подспорьем в формировании положительной школьного настроя в целом.

Для развития правильной оценочной мотивации в младшем школьном придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Оценивайте положительно интерес ребенка к школе и любые его стремления к познанию.
  • Старайтесь добавлять к вашей оценке чувства, не ограничивайтесь ярлыками типа «молодец» или «хороший мальчик». Скажите, например, так: «Мне так приятно, что ты этим интересуешься!», «Как здорово, что ты уже школьник! На тебя так приятно смотреть, когда ты в форме!», «Удивительно, как ты быстро запомнил (красиво написал, хорошо рассказал…), я так рада, что у тебя хорошо получается!» А если вы решите подкорректировать ситуацию, пока ваш малыш еще дошкольник, подойдут фразы: «Как здорово, что ты пойдешь в школу!», «У тебя так хорошо получается, думаю, у тебя и в школе все получится!»

Не секрет, что самым важным «оценщиком» для маленького первоклассника является его первый учитель. Именно он - та «первая скрипка», которая способна извлечь из струн самолюбия маленького человечка и бравурные марши, и минорные мотивы. И если ко времени похода в школу ребенок запасся только оценочной мотивацией, школьные будни вряд ли будут для него спокойными. Кстати говоря, в этом случае выбор первого учителя, который либо усугубит, либо исправит ситуацию, становится еще более важным.

Если основная мотивация вашего ребенка игровая - увы, сложности с адаптацией не заставят себя ждать. Существует ряд требований, предъявляемых к психологической готовности ребенка, которому предстоит пойти в первый класс. Среди них - умение произвольно управлять своим поведением, ответственное отношение к учебной деятельности, умение устанавливать с взрослыми и сверстниками отношения, диктуемые совместной деятельностью. Этот набор требований вполне логичен и естественен - но лишь по достижении соответствующего возраста и, как следствие, психологической готовности. Именно поэтому отдавать ребенка в школу необходимо не ранее шести-семи лет.

Но возраст - совсем не гарантия! В 6 лет далеко не у всех детей имеется познавательная школьная мотивация, поэтому, если можно, стоит подождать еще. Поздний поход в школу никому еще не навредил, в отличие от раннего.

Советы психолога:

  • Особенности игровой мотивации у дошкольников и ценников начальной школы настолько сильны, что пресечь или нейтрализовать их просто невозможно. Единственный выход - постепенно развивать социальную и познавательную мотивации и надеяться на естественное взросление ребенка.

Оптимистичные упования родителей, что ребенок может повзрослеть уже в школе, могут остаться лишь надеждами. Ведь потребность в познании естественным образом созреет только в возрасте 6-7 лет. Но голос этой потребности может оказаться слишком слабым на фоне сложностей и стрессов первого года обучения, если ребенку больше хочется играть, чем сидеть за партой. Отдав ребенка в школу рано, родители рискуют так и не дождаться окончания адаптации.

Помощью ребенку в адаптации будет следование за природой и за естественным ходом событий. Надеюсь, предложенные рекомендации послужат опорой в создании благоприятной атмосферы для положительной школьной мотивации.

Коррекция отрицательной мотивации при нежелании ходить в школу

Трудно в нескольких словах охарактеризовать причины такого печального положения вещей, как отрицательная мотивация детей младшего школьного возраста. Однозначно объяснить, как случилось, что взрослые вопреки своему желанию сформировали у ребенка страх перед школой, сложно. Так же сложно однозначно определить, почему так мало между родителями и ребенком доверия, если последний готов идти в «страшную» школу, только бы не вызвать гнева мамы и папы. В этой ситуации понадобится глубокое исследование отношений. И если вы чувствуете, что в вашей семье сложилась именно такая ситуация, и хотите ее исправить, не пренебрегайте помощью специалистов.

На ребенка, поступающего в школу, ложится большой эмоциональный груз, ведь ему необходимо освоить не только новую деятельность, но и войти в новый коллектив, приспособится к требованиям учителя, к новому статусу, новой территории и новым вещам. Все это требует времени, терпения и помощи со стороны взрослых (учителей, психологов, родителей). Именно последним приходится сложнее всего. Для развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте родителям необходимо оставаться островками стабильности и спокойствия в этом изменившимся мире для малыша, но это непросто, ведь они подвержены тем же стрессам и волнениям, Что и их дети. Дальнейшая информация будет посвящена родительским тревогам и треволнениям, которые становятся нечаянными пособниками в формировании отрицательной школьной мотивации, а также неожиданными препятствиями на пути успешной адаптации Нащих детей.

Все родители хотят, чтобы каждое утро их маленький ученик спокойно вставал, одевался, завтракал и с удовольствием шел в школу, а не подчинялся необходимости идти туда, куда идти не хочется. В общем, все родители мечтают о положительной школьной мотивации для своего ребенка. Но у всякого сильного желания может возникнуть опасный спутник - страх. Тревога, что чаяния и надежды не осуществятся. И самое грустное, что иногда родителям не удается справиться с собственной тревогой по поводу школы, и вместо поддержки интереса к знаниям дети получают от них сообщения о неких драконах, которые уничтожают тех, кто не ходит в школу. Неправильное родительское отношение к школьному процессу влечет за собой разнообразные трудности. И, как следствие, школьная адаптация может проходить плохо или затянуться на неопределенный срок.

Так давайте постараемся выявить те тайные послания, в которых мы сообщаем своим детям о «драконах», их «способе жизни» и «месте в пищевой цепочке».

Однажды, забирая дочь из детского сада, я застала окончание одного развивающего занятия. На протяжении десяти минут воспитатель сообщила пятилетним детям, что они плохо будут учиться в школе, потому что они медлительные, ничего не слышат, шумят и немеют внятно отвечать, когда их спрашивают. Для школьной мотивации это были весьма разрушительные фразы, а форму они имели примерно такую: «Боже, да говори же ты громче, в школе тебя совсем не услышат!», «Быстрее, в школе с вами никто сюсюкать не будет!», «У тебя же под носом лежит, а ты не видишь! Как же ты в школе будешь учиться!»

Воспитателя можно оправдать, например, переживаниями за дальнейшую судьбу ребятишек. Но в тот момент, когда это происходило, я видела только мокрые глаза своего ребенка. Согласитесь, такое поведение воспитателя - сомнительный взнос в копилку положительной школьной мотивации. И мы с вами - родители - иногда сообщаем ребенку о своих переживаниях за его школьное будущее такими же разрушительными способами.

Советы психолога по формированию мотивации в младшем школьном возрасте:

  • Старайтесь контролировать высказывания о школе и школьном будущем вашего ребенка. Фразы должны поддерживать интерес, подбадривать ребенка, а не пугать его.

Совет, конечно, хорош и прост. Но, с другой стороны, ему невозможно следовать, пока не устранена причина подобных высказываний - родительская тревога. А она сама по себе не стихает даже после поступления детей в школу и преодоления первых рубежей. Часто мы продолжаем сокрушаться: «Как же ты будешь дальше, когда пойдут нагрузки!», «А в третьем классе будет шесть уроков, как же ты тогда высидишь!»

Развитие положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Социальный мотив обязательно присутствует у первоклассников, да еще под грифом положительного, однако если он затмевает собой познавательный, ребенок может так никогда и не отправиться в свободное плавание.

Для развития положительной мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста, их познавательных потребностей важно идти за интересами ребенка, а не за родительскими амбициями. Часто, желая осчастливить ребенка знаниями (а заодно и самих себя), родители просто не оставляют ему времени для тихих минут творчества, раздумья или просто покоя, навязывают хронометрированный график жизни, плотно заполненный всевозможными, невероятно полезными для ребенка развивающими занятиями.

Сейчас много говорят о необходимости заботиться о развитии детей. Повсюду муссируется мнение о безусловной пользе раннего и всестороннего развития. Модными становятся всевозможные центры, родительские клубы, кружки раннего творчества, дайвинга, детской аэробики и т. д. После многолетнего невнимания к миру ребенка - это, конечно, невероятный прогресс. Так что же - «ура» и «браво»? Хотелось бы сказать - да. Но при такой повальной борьбе с невниманием к детству мы рискуем выплеснуть с водой и самого младенца!

Родители начинают бояться детской скуки очень рано. Когда ребенок заскучал, он начинает искать себе новое занятие и временно затихает. Многие родители панически боятся этого затишья - и в самом начале жизни малыша правильно делают. Действительно, двухлетний малыш затихает чаще всего, дотянувшись до какой-то штучки с десятком блестящих кнопочек, очень похожей на папин мобильный телефон или пульт от телевизора, или добравшись до маминой сумочки, или забравшись на подоконник, открыв косметичку старшей сестры, усевшись пересчитывать листья вашему любимому фикусу или наводить порядок в дисках брата. Именно поэтому бдительные родители стремятся занять кроху, Дабы урон от его тихого творчества был минимальный. И тем не менее скука - важный фактор всестороннего Развития ребенка, и опыт ее необходим во все периоды жизни. Естественно, в дошкольном возрасте этого времени будет меньше, но по мере взросления, к школе, ребенку необходимо 1-2 часа в день, чтобы поскучать или просто побыть наедине с собой.

Родительские страхи влияют как на формирование отрицательной школьной мотивации учащихся начальных классов, так и на поддержание положительного школьного настроя. Конечно, даже при самых благоприятных семейных и школьных условиях никто не застрахован от слез во время выполнения домашнего задания, от реплик «Не буду читать этот гадкий букварь!» или «Ненавижу эту математику!». Но это не более чем рабочие моменты. У слова «труд» и слова «трудно» - один корень. Задача родителей - не обеспечить безоблачное будущее и безупречное скольжение по школьной колее, но избавить ребенка от ненужных нагрузок и опасных установок там, где это возможно: подкрепить естественный интерес, похвалить за победы, поощрить познание, уделить ребенку время, избежать перегрузок. Именно это поможет сформировать и сохранить такой необходимый положительный настрой на учебу, когда ребенок кроме осознания своего нового статуса, удовольствия от новой формы и школьных принадлежностей еще и сможет искренне удивляться и восхищаться новыми знаниями.

Статья прочитана 4 664 раз(a).

Учебные мотивы имеют свойства запускать, направлять и поддерживать те старания, которые устремлены на исполнение учебной работы. Это довольно сложная система, которую образуют мотивы, цели, реакции на успех и отсутствие успеха, настойчивость и собственные установки учащегося. Уже в младшей школе учебная мотивация становится огромной проблемой — дети начинают шуметь, отвлекаться, перестают слушать учителей, не делают упражнения, которые учителя задают домой. Позже, уже в старших классах, желание учиться начинает колебаться. Те причины, которые ясны для взрослого человека, не ясны для младших школьников. Взрослые понимают, для чего им нужно учиться.

Мотивация детей к учебе

Для того, чтобы ребенок хотел учиться, нужно его правильно мотивировать. Ученики в младшей школе могут учиться вполне удачно, если будут ориентироваться на оценку учителя и (или) одобрение родителей. Ученики начальной школы не осознают ценность полученных знаний. К любимым урокам они чаще всего относят предметы, содержащие элементы игр, развлечений, такие как: рисование, труд, физкультура. В таком возрасте многие ученики хотят принести удовольствие близкому человеку своими хорошими результатами в учебе. Стоит учитывать, что первоклассники под словом «учиться» понимают не только получение знаний, но и общение с друзьями в школе.

У учащихся в средней школе интерес к урокам во многом зависит от личности и характера преподавания учителя; они хотят стать лучше и превзойти своих одноклассников практически во всем. В таком случае существует опасность, что при неудачах у школьника может развиться комплекс неполноценности, это может привести к нежеланию получать знания. Поэтому важно объяснить ребенку что не нужно становиться лучше кого-то, нужно превосходить себя.

Когда ребенок идет в старшую школу, он начинает осознавать важность полученных знаний.

Мотивы учения

Познавательный – ярко выражающийся интерес к новым знаниям, получению новой информации, удовольствия от открытия нового для самого себя. Такие мотивы выражают стремления учеников самообразованию.

Социальный – желание получать знания для своего будущего, стремление стать полезным для общества. Такие мотивы включают в себя желание занять лидерскую позицию. Данный мотив – важная основа для самовоспитания и самообразования, но не воспринимается младшими школьниками. У детей с наклонностями лидера часто бывает престижная мотивация. Она заставляет быть первым среди одноклассников, но она вызывает игнорирование одноклассников. У учеников, которые плохо успевают в учебе, присутствует компенсаторная мотивация. Благодаря данной мотивации такие ученики реализуют себя в другой сфере: спорт, музыка, рисование и так далее.

Мотив общения – только те предметы, которые включают в себя общение с одноклассниками, вызывают интерес у школьников.

Мотив социального одобрения – учащийся жаждет одобрения родителей и учителей.

Мотивация достижения успеха – стремление делать все упражнения правильно, осознать себя талантливым и умным. У детей с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний.

Мотивация избегания неудачи – школьники пытаются избегать плохих оценок и наказания за них. Такие ученики все свои результаты объясняют обычной удачей и (или) простотой задачи.

Внеучебная мотивация – ребенок в школе интересуется только в мероприятиях, которые не связаны с учебной деятельностью (концерты, выставки, соревнования и так далее)

Виды мотивации

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация создается за счет мнения родителей и учителей, которые могут как наказывать, так и поощрять за результаты ребенка. Внутренняя мотивация исходит от самого ученика. Ему должно быть интересно получение знаний.

Ко всем вышеперечисленным мотивам следует стремиться, ибо вся эта совокупность устанавливает большой уровень формирования учебной мотивации учеников.

Очевидно, что мотивированная учеба намного лучше, чем принужденная. Ученик, который имеет внутренние мотивы к учебе, получает оценки выше, чем его одноклассники, материал, который он прошел надолго останется у него в памяти. И при всем этом родителям не нужно постоянно контролировать ребенка. Мотивация – это внутренний процесс, его нельзя образовать извне. Но взрослые в состоянии помочь ребенку преодолеть эту проблему.

Учителя не всегда выделяют время, чтобы сформировать мотивацию учеников. Такие учителя считают, что если ребенок пришел в школу, он должен делать все что говорят ему учителя. Также некоторые учителя пользуются отрицательной мотивацией для достижения успеха. От отрицательной мотивации рождаются отрицательные эмоции и нежелание учиться и выполнять задания учителя. Без появления интереса ученика не будет результата, и материал не будет усвоен, будет только видимость учебного процесса.

В младшей школе родителям и ученикам не обойтись без внешней мотивации. Но стоит понимать и дать понять это ребенку, что важно не награда за результат, а сам результат. Большинство родителей мотивируют детей убеждением, при чем основными аргументами в пользу учебы становятся угрозы бедности, низкого статуса в обществе. Такие примеры не действенны на детей. Ученики младшей школы не могут ценить будущие выгоды образования.

Мотивация имеет свойство меняться в зависимости от расположения духа человека, определенного предмета изучения и так далее.

Изначально ученики приходят в школу с положительной мотивацией. Взрослым нужно приложить все усилия, чтобы сохранить эту мотивацию.

Как повысить мотивацию к учебе

Самый действенный способ развития внутренней мотивации у ребенка – это делать это с помощью любознательности ребенка. Стоит учесть к чему именно лежит душа ребенка, и чем он хочет заниматься. Учеными доказано, что к обучению детей мотивируют отцы. Нужно прививать ребенку добиваться чего-то в жизни, добиваться чего-то. Отец на своем примере может показывать своему ребенку, как важно чего-то добиться в жизни.

Одна из главных задач учителей в школе – преподать материал в такой форме, чтобы ученикам стало интересно, и они захотели его изучать. Устойчивый интерес у ребенка можно развить разными уроками-играми, уроками-путешествиями и тому подобным.

Для того чтобы развить у ребенка внутреннюю мотивацию нужно поддерживать то состояние, при котором ребенок доволен своими результатами. Нужно хвалить ребенка даже за незначительные победы, ставить ребенку те задачи, который он в состоянии выполнить. Нужно предлагать свою помощь, только если задание действительно сложное для ребенка. Задания для ребенка должны быть понятны ему, должны приобрести какое-то значение для него. Нужно объяснить ребенку и дать ему понять, что поражения случается если приложить мало усилий. Формировать мотивацию нужно всегда, будь то благополучные или не благополучные семьи.

Однако так или иначе мотивация закладывается еще в дошкольном возрасте. И именно родители закладывают ее детям. Многие родители считают, что заложить мотивацию детям это не их забота и перекладывают это на учителей и воспитателей. Остальные предпочитают наказывать ребенка за плохую успеваемость: лишают компьютера, запрещают гулять или общаться с кем-то, некоторые берут в руки ремни. Многие родители отдают своих детей в школу довольно рано, когда ребенок еще не готов психологически. Он не может быть спокойным и делать то, что ему говорят. Нужно развивать в ребенке способность самостоятельно принимать решения. Некоторые идут на поводу у детей и нарушают режим дня. Каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен понять эту систему и вырабатывать у ребенка ту или иную мотивацию. Если у ребенка нет способностей к каким-то предметам, стоит обратить внимание на то, чтобы ребенок разбирался хотя бы в одной области. Он должен побеждать над собой, над трудностями, которые стоят у него на пути.

Нужно учить ребенка самостоятельности, давать ему самостоятельно ставить цели в учебе. Следует помнить, что запоминание у детей происходит в процессе игры и (или) развлечения. Всегда нужно хвалить своих детей, не игнорировать их, их проблемы, переживания. Любить детей нужно вне зависимости от того, с какими оценками они приходят домой. Ученики младших классов должны понимать, что нехватка способностей к какому-либо предмету должна быть компенсирована усердием.

Ребенок – это личность и он всегда нуждается в поддержке.