Гофман Эрнст Теодор Амадей краткая биография. Сказка «Щелкунчик и мышиный король». Эрнст теодор амадей гофман, краткая биография Э гофман биография

Судьба Гофмана сложилась трагически. Сценарий был прост. Одаренный художник-разночинец стремится выстроить новую культуру и этим возвысить Родину, а в ответ получает оскорбления, нужду, доходящую до нищеты, и заброшенность.

Семья

В Кёнигсберге у адвоката Людвига Гофмана и его супруги-кузины в холодный январский день рождается в 1776 году сын - Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Через два года с небольшим родители разведутся из-за невыносимо тяжелого характера матери. Трехлетний Теодор Гофман, биография которого начинается с изломов, попадает в добропорядочную бюргерскую семью своего дяди-юриста. Но его воспитатель не чужд искусству, фантастике и мистике.

С шести лет мальчик начинает учебу в реформаторской школе. В семь лет он приобретет верного друга Готлиба Гиппеля, который будет помогать Теодору в трудные периоды и сохранит ему верность до самой смерти. Музыкальные и живописные данные Гофмана проявляются рано, и его отдают учиться органисту-композитору Подбельскому и художнику Земану.

Университет

Под влиянием дяди Эрнст поступает на юридическое отделение Кёнигсбергского университета. В это время там преподает но его лекции не привлекают внимания такой личности, как Гофман. Биография говорит, что все его устремления - это искусство (фортепиано, живопись, театр) и любовь.

Семнадцатилетний юноша глубоко увлечен замужней женщиной, которая старше его на девять лет. Однако он с отличием оканчивает учебное заведение. Его влюбленность и связь с замужней женщиной раскрываются, и во избежание скандала молодого человека отправляют в 1796 году в Глогау к дяде.

Служба

Некоторое время он служит в Глогау. Но все время хлопочет о переводе в Берлин, в который он попадает в 1798 году. Молодой человек сдает очередной экзамен и получает звание асессора. Но занимаясь юриспруденцией по необходимости, Гофман, биография которого показывает глубокое увлечение музыкой, изучает одновременно принципы музыкальной композиции. В это время он напишет спектакль и будет стараться поставить его на сцене. Его отравляют на службу в Познань. Там он напишет еще один музыкально-драматический спектакль, который поставят в этом небольшом польском городке. Но серая повседневность не удовлетворяет душу художника. В качестве отдушины он использует карикатуры на местное общество. Случается очередной скандал, после которого Гофмана ссылают в захолустный Плоцк.

Через время находит все-таки свое счастье Гофман. Биография его изменяется благодаря женитьбе на тихой, доброжелательной, но далекой от бурных устремлений мужа девушке Михалине, или сокращенно Мише. Она будет терпеливо сносить все выходки и увлечения супруга, а дочь, рожденная в браке, умрет в двухлетнем возрасте. В 1804 году Гофмана переводят в Варшаву.

В польской столице

Служить-то он служит, но все свободное время и мысли отдает музыке. Здесь он пишет очередной музыкальный спектакль и меняет свое третье имя. Так появляется Эрнст Теодор Амадей Гофман. Биография говорит о преклонении перед творчеством Моцарта. Мысли заняты музыкой и живописью. Он расписывает дворец Мнишек для «Музыкального общества» и не замечает, что в Варшаву вступили войска Наполеона. Служба прекращается, денег взять неоткуда. Он отправляет жену в Познань, а сам старается выбраться в Вену или Берлин.

Нужда и безденежье

Но в итоге жизнь приводит Гофмана в городок Бамберг, где он получает должность капельмейстера. Туда же он перевозит и жену. Здесь возникает замысел первой повести «Кавалер Глюк». Этот период длится недолго, но он воистину страшен. Нет денег. Маэстро продает даже старый сюртук, чтобы поесть. Гофман просто перебивается уроками музыки в частных домах. Он мечтал посвятить жизнь искусству, а в результате глубоко отчаялся, что, видимо, сказалось на здоровье и слишком ранней смерти.

В 1809 г. выходит иррациональная повесть «Кавалер Глюк», в которой свободная личность художника противопоставляется затхлому обществу. Так в жизнь творца входит литература. Всегда стремясь к музыке, Гофман, биография которого полна и многогранна, оставит неизгладимый след в другом виде искусства.

Берлин

После продолжительных и непоследовательных, как у всякого большого художника, метаний по совету школьного друга Гиппеля Гофман переезжает в Берлин и снова «впрягается» в работу на поприще судебного ведомства. Он, по его собственным словам, снова «в тюрьме», что не мешает ему быть отличным знатоком права. К 1814 году издаются его работы «Золотой горшок» и «Фантазии в манере Калло».

Теодор Гофман (биография это показывает) признан как литератор. Он посещает литературные салоны, где ему оказывают знаки внимания. Но до конца своей жизни он сохранит восторженную любовь к музыке и живописи. К 1815 году нужда уходит из его дома. Но он клянет свою собственную судьбу, как судьбу человека одинокого, маленького, раздавленного и слабого.

Проза жизни и искусства

Эрнст Гофман, биография которого продолжается весьма прозаически, по-прежнему служит юристом и свой ненавистный труд сравнивает с бессмысленной, бесконечной и безотрадной работой Сизифа. Отдушиной становится не только музыка и литература, но и стакан вина. Когда он забывается за бутылкой в кабачке и потом возвращается домой, у него возникают пугающие фантазии, которые ложатся на бумагу.

Но совершенством становятся «Житейские воззрения Кота Мурра», который живет у него дома в любви и холе. Герой романа Крейслер, жрец «чистого искусства», меняет города и княжества страны в поисках уголка, где можно найти гармонию между обществом и художником. Крейслер, автобиографичность которого не подвергается сомнению, мечтает поднять человека из бесцветной повседневности к высотам божественного духа, в высшие сферы.

Завершение жизненного пути

Сначала умрет любимый кот Мурр. Не пройдет и года, как от паралича скончается в 46 лет великий романтик, у которого уже намечался новый реалистический путь в литературе, - Эрнст Теодор Амадей Гофман. Биография его - это путь поисков выхода из «игры мрачных сил» к «кристальным струям поэзии».

Окончил Кенигсбергский университет, где изучал юридическое право.

После недолгой практики в суде города Глогау (Глогув) Гофман в Берлине успешно сдал экзамен на чин асессора и получил назначение в Познань.

В 1802 году после скандала, вызванного его карикатурой на представителя высшего сословия, Гофман был переведен в польский городок Плоцк, в 1793 году отошедший к Пруссии.

В 1804 году Гофман переехал в Варшаву, где весь свой досуг посвящал музыке, в театре были постановлены несколько его музыкально-сценических произведений. Стараниями Гофмана было организовано филармоническое общество и симфонический оркестр.

В 1808-1813 годах он занимал пост капельмейстера в театре города Бамберг (Бавария). В этот же период он подрабатывал уроками пения для дочерей местной знати. Здесь же он написал оперы "Аврора" и "Дуэттини", которую посвятил ученице Юлии Марк. Помимо опер Гофман был автором симфоний, хоров, камерных сочинений.

Первые его статьи были помещены на страницах "Всеобщей музыкальной газеты", сотрудником которой он был с 1809 года. Гофман представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. Ярким выражением музыкально-эстетических взглядов Гофмана стали его новеллы "Кавалер Глюк" (1809), "Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера" (1810), "Дон Жуан" (1813), диалог "Поэт и композитор" (1813). Рассказы Гофмана позднее были объединены в сборнике "Фантазии в духе Калло" (1814-1815).

В 1816 году Гофман вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил до конца жизни.

В 1816 году была поставлена самая известная опера Гофмана "Ундина", но пожар, уничтоживший все декорации, положил конец ее большому успеху.

После этого он, помимо службы, посвятил себя литературной работе. Сборник "Серапионовы братья" (1819-1821), роман "Житейские воззрения кота Мурра" (1820-1822) снискали Гофману всемирную славу. Известность получили сказка "Золотой горшок" (1814), роман "Эликсир дьявола" (1815-1816), рассказ в духе волшебной сказки "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" (1819).

Роман Гофмана "Повелитель блох" (1822) привел к конфликту с прусским правительством, компрометирующие части романа были изъяты и опубликованы только в 1906 году.

С 1818 года у писателя развивалась болезнь спинного мозга, которая в течение нескольких лет привела к параличу.

25 июня 1822 года Гофман скончался. Похоронен на третьем кладбище храма Иоанна Иерусалимского.

Произведения Гофмана оказали влияние на немецких композиторов Карла Марию фон Вебера, Роберта Шумана, Рихарда Вагнера. Поэтические образы Гофмана получили воплощение в творчестве композиторов Шумана ("Крейслериана"), Вагнера ("Летучий голландец"), Чайковского ("Щелкунчик"), Адольфа Адана ("Жизель"), Лео Делиба ("Коппелия"), Ферруччо Бузони ("Выбор невесты"), Пауля Хиндемита ("Кардильяк") и др. Сюжетами для опер послужили произведения Гофмана "Мастер Мартин и его подмастерья", "Крошка Цахес по прозванию Циннобер", "Принцесса Брамбилла" и др. Гофман - герой опер Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана".

Гофман был женат на дочери познанского писаря Михалине Рорер. Их единственная дочь Цецилия умерла в двухлетнем возрасте.

В немецком городе Бамберг, в доме, где на втором этаже жили Гофман с супругой, открыт музей писателя. В Бамберге установлен памятник писателю, держащему на руках кота Мурра.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вопрос №10. Творчество Э. Т. А. Гофмана.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776, Кёнигсберг -1822, Берлин) - немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Первоначально Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Моцарта, изменил имя. Гофман родился в семье прусского королевского адвоката, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе путь юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами. Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого.

Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом.

Гофман и романтизм. Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с иенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса, например учение об универсальности искусства, концепцию романтической иронии и синтеза искусств. Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий иенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью. Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от иенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

В творчестве писателя выделяют два периода: 1809-1814, 1814-1822. И в раннем и в позднем периодах Гофмана привлекают приблизительно схожие проблемы: обезличивание человека, сочетание мечты и действительности в жизни человека. Над этим вопросом Гофман размышляет в своих ранних произведениях, таких как сказка «Золотой горшок». Во второй период к этим проблемам добавляются и проблемы социально-этические, например, в сказке «Крошка Цахес». Здесь Гофман обращается к проблеме несправедливого распределения благ материальных и духовных. В 1819 году был опубликован роман Житейские воззрения кота Мурра». Здесь возникает образ музыканта Иоганнеса Крейслера, прошедший с Гофманом через все его творчество. Вторым главным персонажем является образ кота Мурра – философа – обывателя, пародирующего тип романтического художника и человека вообще. Гофман использовал удивительно простой, в то же время основанный на романтическом восприятии мира прием, объединив, совершенно механически автобиографические записки ученого кота и отрывки биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Мир кота как бы раскрывает изнутри внедрение в него метущейся души художника. Повествование кота течет размеренно и последовательно, а отрывки из биографии Крейслера фиксируют лишь наиболее драматичные эпизоды его жизни. Противопоставление мировосприятий Мурра и Крейслера нужно писателю, чтобы сформулировать необходимость для человек выбора между материальным благополучием и духовным призванием каждой личности. Гофман утверждает в романе о том, что только «музыкантам» дано проникнуть в сущность вещей и явлений. Здесь ясно обозначается вторая проблема: в чем заключается основа зла, царящего в мире, кто в конечном счете несет ответственность за дисгармонию, изнутри разрывающую человеческое общество?

«Золотой горшок» (сказка новых времен). Проблема двоемирия и двуплановости сказалась в противопоставлении мира реального и фантастического и в соответствии с делением персонажей на две группы. Идея новеллы – воплощение царства фантастики в мире искусства.

«Крошка Цахес» - двоемирие. Идея – протест против несправедливых распределений духовных и материальных благ. В обществе властью наделяются ничтожества, а их ничтожество превращается в блеск.

Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман

Краткая биография

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди юриста, человека умного и талантливого, но склонного к фантастике и мистике. Гофман рано выказал замечательные способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.

Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

В 47 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.

Жизни Гофмана и его произведениям посвящена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».

Гофман и романтизм

Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с иенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф.Шлегеля и Новалиса, например учение об универсальности искусства, концепцию романтической иронии и синтеза искусств. Музыкант и композитор, художник-декоратор и мастер графического рисунка писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств.

Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий иенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью.

Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от иенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

Интересные факты

* Гофман в своем имени Эрнест Теодор Вильгельм изменил последнюю часть на Амадей в честь любимого композитора Моцарта.

* Гофман является одним из писателей повлиявших на творчество Э. А. По и Г. Ф. Лавкрафта.

Произведения

* Сборник «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot"s Manier), содержит
o Очерк «Жак Калло» (нем. Jaques Callot)
o Новелла «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Gluck)
o «Крейслериана» (нем. Kreisleriana)
o Новелла «Дон Жуан» (нем. Don Juan)
o «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza)
o «Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur)
o Повесть «Золотой горшок» (нем. Der goldene Topf)
o «Приключения в новогоднюю ночь» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht)
o «Принцесса Бландина» (1814) (нем. Prinzessin Blandina)
* Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels)
* Сказка «Щелкунчик и мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig)
* Сборник «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke), содержит
o «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann)
o «Обет» (нем. Das Gelübde)
o «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner)
o «Церковь иезуитов» (нем. Die Jesuiterkirche in G.)
o «Майорат» (нем. Das Majorat)
o «Пустой дом» (нем. Das öde Haus)
o «Санктус» (нем. Das Sanctus)
o «Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz)
* Новелла «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors)
* Повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober)
* «Счастье игрока» (нем. Spielerglück)
* Сборник «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder), содержит
o «Фалунские рудники» ((нем. Die Bergwerke zu Falun)
o «Дож и догаресса» ((нем. Doge und Dogaresse)
o «Мастер Мартин-Бочар и его подмастерья» ((нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen)
o Новелла «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry)
* «Принцесса Брамбилла» (1820) (нем. Prinzessin Brambilla)
* Роман (не завершен) «Житейские воззрения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr)
* «Ошибки» (нем. Die Irrungen)
* «Тайны» (нем. Die Geheimnisse)
* «Двойники» (нем. Die Doppeltgänger)
* Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh)
* Новелла «Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster)
* «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast)
* Опера «Ундина» (1816).

Экранизации

* Щелкунчик (мультфильм, 1973)
* Орех Кракатук, 1977 — фильм Леонида Квинихидзе
* Щелкунчик и мышиный король (мультфильм), 1999 год
* Щелкунчик (мультфильм, 2004)
* «Гофманиада»

Крупный писатель-прозаик, Гофман открыл новую страницу в истории немецкой романтической литературы. Велика его роль и в области музыки как зачинателя жанра романтической оперы и особенно – как мыслителя, впервые изложившего музыкально-эстетические положения романтизма. В качестве публициста и критика Гофман создал новый художественный вид музыкальной критики, развитый затем многими крупными романтиками (Вебер, Берлиоз и другие). Псевдоним в качестве композитора - Иоганн Крайслер.

Жизнь Гофмана, его творческий путь - это трагическая история выдающегося, разносторонне одаренного художника, непонятого современниками.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) родился в Кенигсберге, в семье королевского адвоката. После смерти отца Гофман, которому тогда было всего лишь 4 года, воспитывался в семье дяди. Уже в детские годы проявилась любовь Гофмана к музыке и живописи.
Э.Т.А. Гофман – юрист, мечтавший о музыке, и ставший известным в качестве писателя

В период пребывания в гимназии он сделал значительные успехи в игре на фортепиано и в рисовании. В 1792-1796 годы Гофман прошел курс наук на юридическом факультете кёнигсбергского университета. С 18 лет он начал давать уроки музыки. Гофман мечтал о музыкальном творчестве.

«Ах, если бы я мог действовать согласно влечениям своей природы, я непременно стал бы композитором, - писал он одному из своих друзей.- Я убежден, что в этой области я мог бы быть великим художником, а в области юриспруденции всегда останусь ничтожеством»

После окончания университета Гофман занимает незначительные судейские должности в небольшом городке Глогау. Всюду, где жил Гофман, он продолжал заниматься музыкой и живописью.

Важнейшим событием в жизни Гофмана было посещение Берлина и Дрездена в 1798 году. Художественные ценности картинной галереи Дрездена, а также разнообразные впечатления концертной и театральной жизни Берлина произвели на него огромное впечатление.
Гофман верхом на коте Мурре сражается с прусской бюрократией

В 1802 году за одну из своих злых карикатур на высшее начальство Гофман был смещен с должности в Познани и отправлен в Плоцк (отдаленная прусская провинция), где находился, по существу, в изгнании. В Плоцке, мечтая о поездке в Италию, Гофман изучал итальянский язык, занимался музыкой, живописью, карикатурой.

К этому времени (1800-1804) относится появление первых крупных его музыкальных произведений. В Плоцке были написаны две фортепианные сонаты (f-moll и F-dur), квинтет c-moll для двух скрипок, альта, виолончели и арфы, четырехголосная месса d-moll (в сопровождении оркестра) и другие произведения. В Плоцке же была написана первая критическая статья о применении хора в современной драме (в связи с «Мессинской невестой» Шиллера, напечатана в 1803 году в одной из берлинских газет).

Начало творческой карьеры


В начале 1804 года Гофман получил назначение в Варшаву

Провинциальная атмосфера Плоцка угнетала Гофмана. Он жаловался друзьям и стремился выбраться из «гнусного местечка». В начале 1804 года Гофман получил назначение в Варшаву.

В крупном культурном центре того времени творческая деятельность Гофмана приняла более интенсивный характер. Музыка, живопись, литература овладевают им все в большей степени. В Варшаве были написаны первые музыкально-драматические произведения Гофмана. Это зингшпиль на текст К. Брентано «Веселые музыканты», музыка к драме Э. Вернера «Крест на Балтийском море», одноактный зингшпиль «Непрошенные гости, или Миланский каноник», опера в трех актах «Любовь и ревность» на сюжет П. Кальдерона, а также симфония Es-dur для большого оркестра, две фортепианные сонаты и много других произведений.

Возглавив Варшавское филармоническое общество, Гофман в 1804-1806 годы выступает дирижером в симфонических концертах, читает лекции о музыке. Одновременно он осуществил живописную роспись помещения Общества.

В Варшаве Гофман познакомился с произведениями немецких романтиков, крупных писателей и поэтов: Авг. Шлегеля, Новалиса (Фридриха фон Харденберга), В. Г. Ваккенродера, Л. Тика, К. Брентано, оказавших большое воздействие на его эстетические взгляды.

Гофман и театр

Интенсивная деятельность Гофмана была прервана в 1806 году вторжением в Варшаву войск Наполеона, уничтожившего прусскую армию и распустившего все прусские учреждения. Гофман остался без средств к существованию. Летом 1807 года с помощью друзей он переехал в Берлин, а затем в Бамберг, где прожил до 1813 года. В Берлине Гофман не нашел применения своим разносторонним способностям. По объявлению в газете он узнал о месте капельмейстера в городском театре Бамберга, куда переехал в конце 1808 года. Но не проработав там и года, Гофман оставил театр, не желая мириться с рутиной и угождать отсталым вкусам публики. Как композитор, Гофман взял себе псевдоним - Иоганн Крайслер

В поисках заработка в 1809 году он обратился к известному музыкальному критику И. Ф. Рохлицу - редактору «Всеобщей музыкальной газеты» в Лейпциге - с предложением написать ряд рецензий и новелл на музыкальные темы. Рохлиц предложил Гофману в качестве темы историю гениального музыканта, дошедшего до полной нищеты. Так возникли гениальная «Крейслериана» - серия очерков о капельмейстере Иоганнесе Крейслере, музыкальные новеллы «Кавалер Глюк», «Дон-Жуан» и первые музыкально-критические статьи.

В 1810 году, когда во главе бамбергского театра оказался старый друг композитора Франц Гольбейн, Гофман возвратился в театр, но теперь уже в качестве композитора, художника-декоратора и даже архитектора. Под влиянием Гофмана в репертуар театра были включены произведения Кальдерона в переводах Авг. Шлегеля (незадолго до этого впервые опубликованные в Германии).

Музыкальное творчество Гофмана

В 1808-1813 годы было создано много музыкальных произведений:

  • романтическая опера в четырех актах «Напиток бессмертия»
  • музыка к драме «Юлий Сабин» Содена
  • оперы «Аврора», «Дирна»
  • одноактный балет «Арлекин»
  • фортепианное трио E-dur
  • струнный квартет, мотеты
  • четырехголосные хоры а cappella
  • Miserere с сопровождением оркестра
  • много произведений для голоса с оркестром
  • вокальные ансамбли (дуэты, квартет для сопрано, двух теноров и баса и другие)
  • в Бамберге Гофман начал работу над своим лучшим произведением - оперой «Ундина»

Когда в 1812 году Ф. Гольбейн покинул театр, положение Гофмана ухудшилось, и он вынужден был снова искать себе должность. Отсутствие средств к жизни заставило Гофмана вернуться к юридической службе. Осенью 1814 года он переехал в Берлин, где с этого времени занимал разные должности по министерству юстиции. Однако душа Гофмана по-прежнему принадлежала литературе, музыке, живописи… Он вращается в литературных кругах Берлина, встречается с Л. Тиком, К. Брентано, А. Шамиссо, Ф. Фуке, Г. Гейне.
Лучшим произведением Гофмана была и остается опера «Ундина»

Одновременно возрастает известность Гофмана-музыканта. В 1815 году в Королевском театре в Берлине была исполнена его музыка к торжественному прологу Фуке. Через год, в августе 1816 года, в том же театре состоялась премьера «Ундины». Постановка оперы отличалась необыкновенной пышностью и была встречена публикой и музыкантами очень тепло.

«Ундина» явилась последним крупным музыкальным произведением композитора и одновременно сочинением, открывшим новую эпоху в истории романтического оперного театра Европы. Дальнейший творческий путь Гофмана связан главным образом с литературной деятельностью, с его наиболее значительными произведениями:

  • «Элексир дьявола» (роман)
  • «Золотой горшок» (сказка)
  • «Щелкунчик и мышиный король» (сказка)
  • «Чужое дитя» (сказка)
  • «Принцесса Брамбилла» (сказка)
  • «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (сказка)
  • «Майорат» (повесть)
  • четыре тома рассказов «Серапионовы братья» и другие…
Статуя, изображающая Гофмана с его котом Мурром

Литературное творчество Гофмана завершилось созданием романа «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819-1821).