Газ ищет выход. К. Молодцов. О перспективах газификации регионов России. Довольно откровенно Газификация населения

Россия снабжает голубым топливом всю Европу, но не может провести газ в дома собственных жителей. Почему так происходит и кто виноват в провале газификации регионов России?

Сапожник без сапог, Россия без газоснабжения

По состоянию на первый квартал 2016 года показатель газификации в Российской Федерации составил 66,2%. Много это или мало? Для сравнения приведем уровень газификации других государств:

  • Голландия – 99,9%;
  • Армения – 93%;
  • Азербайджан – 80%;
  • Узбекистан – 75%;
  • Украина – 72%.

В Европе средний показатель газификации по странам превышает 90%. Как же так сложилось, что великая газовая держава не обеспечила своих жителей газом?

Карта газификации России.

Естественно, во всем виноваты «папередники», то есть СССР, если верить словам Дмитрия Медведева, который в 2007 году заявил «НТВ», что по состоянию на 1991 год РСФСР была газифицирована только на 30%, и в 2009-м пообещал провести газ для всех к 2015 году. Тогда успехи России в газификации кажутся ошеломляющими: всего за 25 лет мы провели голубое топливо в большее количество домов, чем это было сделано при СССР. Нам есть, чем гордиться, не правда ли?

Нет, не правда. По официальным данным, уровень газификации РФ на 1991 г. – 40%. В 1998 году он составил 47,6%, т.е. динамика ежегодного прироста – всего лишь 1,085%. Конечно, столь невысокие темпы можно списать на « » и постперестроечный . Но что мы видим дальше? За период с 1999 по 2012 год газификация страны увеличилась на 15,6%, т.е. ежегодный прирост газифицированных потребителей составил 1,2%, и это притом, что прибыли «Газпрома» за эти годы возросли многократно! А если посмотреть на вложенные средства, то окажется, что «Газпром» за тот же 13-летний период потратил на газификацию…4,6% своей прибыли!

Темпы газификации за 2001-2012 годы.

Но уже в 2015 году темпы газификации снизились до 0,9%, поскольку «Газпром» теряет интерес к инвестированию этого проекта. Почему так происходит?

Почему газификация в РФ провалилась?

Для объяснения этого есть несколько причин, но самая главная из них весьма банальна: «Газпрому» просто невыгодно вкладываться в столь масштабное строительство.

1. Невыгодная инвестиция

Какой смысл вкладывать средства в строительство местных газопроводов, если выгоднее продавать топливо в Европу по уже имеющейся трубе? При этом следует учесть, что цены на газ для европейцев и для населения России разные. Если раньше в «Газпроме» рассчитывали, что сравняют стоимость голубого топлива для жителей РФ и Европы уже в 2014 году, то сейчас говорят как минимум о 2019-2020 годах.

А ведь есть еще и , в первую очередь нуждающиеся в финансовых вливаниях, например, разработка месторождения Чаянда. Так зачем же тратить деньги на заведомо убыточную прокладку труб для россиянина, если европеец уже сейчас платит больше и, что немаловажно, регулярно, в отличие от наших должников?

2. Должники

А задолженность россиян за газ действительно впечатляет: 65,6 млрд. рублей – долг теплоснабжающих предприятий, и 67,5 млрд. рублей – долг населения; общий долг за газ всех потребителей составил 189,3 млрд. рублей на апрель 2016 года. Из них 52,5 млрд. приходится на Северо-Кавказский федеральный округ. И пока эта ситуация не исправится, .

Наоборот, неплательщиков отключают от услуги. И раз уже существующие потребители не могут платить за газ, то как за него заплатят неимущие селяне, на которых и нацелена программа газификации?

3. Нищее население

Если посмотреть на недавно газифицированные деревни, можно заметить парадокс: газовая труба есть, но местные жители не спешат к ней подключаться и продолжают топить печи дровами и углем. Почему так? Да просто это дешевле!

Дело в том, что даже при наличии газовой трубы в деревне нужно еще заплатить за подключение к ней. А для этого придется:

  • подать заявку на подключение дома к газу;
  • составить проект газификации;
  • проложить газовую трубу как от магистрали до дома, так и внутри него;
  • врезать трубу в магистраль;
  • пройти инспекцию.

И все это стоит больших денег! Например, проект обойдется в среднем от 3500 р., а монтаж газовой трубы – от 35 000 р. (10-20 метров) до 65 000 р. и выше (более 30 метров). Средний ценник на газификацию домовладения по Сибири в 2016 году – 200 000 рублей. А в Подмосковье стоимость газификации дачного товарищества может достигать 20 000 долларов! Откуда у деревенской бабушки возьмутся такие деньги, если учесть, что средняя пенсия по итогам 2015 года в России составляет 12 000 р.?

4. «Просто денег нет»

Если посмотреть на европейский опыт, то там государство помогает населению с проведением газа в дом, предоставляя выгодный кредит. У нас же процентная ставка на «газовый» кредит составляет 18%. Не удивительно, что мало кто соглашается на такой грабительский процент.

С другой стороны, местные власти могли бы позаботиться о газификации населенных пунктов, ведь чем развитее инфраструктура, тем дороже цена земли. Но тут тоже все не так просто: доля муниципальных бюджетов составляет всего лишь 5% от общего бюджета страны, да и те успешно разворовываются местными чиновниками. Иными словами, у государства на помощь населению в газификации, а переложить на потенциальных потребителей эту задачу тоже оказалось невозможным: у них денег тоже нет.

Вот и получился замкнутый круг, выхода из которого не видно. А это значит, что Россия вряд ли будет газифицирована не то, что к 2020, но даже к 2030 году. Тем более что даже в тех регионах, где газ добывается, уровень газификации крайне низок, как, например, в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь находится одно из самых крупных газовых месторождений мира, но при этом газификация составляет менее 50%. И это можно считать символичным: точно так же и Россия, крупнейшая газовая страна, не может обеспечить своим гражданам подвод газа в каждый дом.

Иван Сергеев,

специально для Анвиктори

По итогам 2017 года уровень газификации в России вырастет с 67,2 до 68,1 процента, сообщил вчера зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев. Несмотря на ускорение темпов, нынешняя модель остается неэффективной из-за местных властей, которые не обеспечивают подготовку потребителей к приему газа. При этом уровень проникновения сетевого газа в ряде регионов крайне низок, поэтому отказываться от поставок альтернативного топлива - в баллонах - минэнерго не собирается.

"Пока у нас есть население, которое зависит от поставок газа в газовых баллонах, мы будем этот вопрос контролировать, стараться найти правильные элементы взаимодействия", - сказал замминистра энергетики Кирилл Молодцов на форуме "Газ России-2017", имея в виду регионы, которые отвечают за такого рода газоснабжение, и поставщиков топлива. "Пока существует регулирование цены сетевого газа, <...> мы будем особое внимание уделять альтернативному газу, с тем чтобы у любого нашего гражданина была возможность говорить: "Да, у меня есть газ", - подчеркнул Молодцов.

По его словам, до сих пор по темпам газификации Россия отстает от других стран. Так, в Белоруссии этот показатель в середине 2016 года составлял 73,9 процента, в Азербайджане, Армении, на Украине - 75-93 процента. Этому есть географо-экономическое объяснение - огромная территория, требующая значительных инвестиций в газотранспортную инфраструктуру. Но есть и другие препоны.

"С точки зрения дальнейшей газификации и развития подключения к сетям органы местного самоуправления и местные власти делают это неэффективно, достаточно сложно по срокам ввода в эксплуатацию этих внутренних сетей", - сказал начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. По его словам, даже через несколько лет после строительства сетей власти "не понимают, что с ними делать", но главная проблема заключается в том, что все это время с момента ввода газопровода потребитель газ практически не потребляет.

Большинство экспертов считают, что внутреннее потребление газа, в том числе населением, будет стагнировать. Повышенный спрос на это топливо будут предъявлять разве что газохимия и электроэнергетика, полагает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон.

Чтобы увеличить темпы газификации, нужно менять модель ценообразования на газ и концепцию внутреннего рынка в целом, указали участники дискуссии. При этом надо понимать, что стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна, говорил ранее Молодцов. Целевой показатель - 85 процентов, включая автономную газификацию.

Программой газификации с 2005 по 2025 год предусмотрено выполнение мероприятий по 833 объектам. Общая протяженность построенных газопроводов составит 4856 км. Будут созданы условия для газификации 742 населенных пунктов Подмосковья, в которых проживает более 370,2 тысяч человек.

Критерии программы:


1. Для мероприятий по развитию газификации населенных пунктов Московской области - количество граждан, постоянно проживающих в населенном пункте Московской области, от 100 человек (за исключением населенных пунктов Московской области, развитие газификации которых планируется осуществить в рамках исполнения обязательств Московской области по Плану-графику синхронизации выполнения программ газификации регионов Российской Федерации, согласованному с ПАО "Газпром").

2. Для мероприятий по увеличению пропускной способности газораспределительной системы:
1) проектирование и строительство новых газораспределительных станций, строительство межпоселковых газопроводов-связок, необходимых для бесперебойного функционирования существующих сетей от газораспределительных станций, мощность которых достигла проектной и/или реконструкция которых предусмотрена Договором о газификации Московской области от 18.03.2015 N 03, подписанным между Правительством Московской области и ООО "Газпром трансгаз Москва";
2) строительство газопроводов-связок в городах и сельских населенных пунктах Московской области, в том числе газопроводов-связок между пунктами редуцирования газа и социально-бытовыми объектами, необходимость которых связана с минимально зафиксированным давлением в сетях:
для газопроводов высокого давления I категории менее 0,6 МПа;
для газопроводов высокого давления II категории менее 0,3 МПа;
для газопроводов среднего давления менее 0,005 МПа;
для газопроводов низкого давления менее 0,0013 МПа;
3) реконструкция газопроводов в связи со значительным их износом или повреждениями, выявленными на основании результатов: диагностики газопроводов сроком эксплуатации более 40 лет; приборного обследования (каждые 5 лет); коррозионного обследования (ежегодно).

3. Для мероприятий по созданию условий для обеспечения развития газоснабжения земельных участков для реализации инвестиционных проектов на территории Московской области на период до 2025 года - соответствие инвестиционных проектов, подлежащих реализации на соответствующих земельных участках, постановлению Правительства Московской области от 03.09.2015 N 757/24 "О порядке заключения, изменения и расторжения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области" и наличие заключенного соглашения о реализации инвестиционных проектов на территории Московской области

Основные цели и задачи Программы

  1. Реализация государственной политики по обеспечению населения Московской области природным газом на основе внедрения прогрессивных технологий и максимального использования потенциала газораспределительной системы Московской области.
  2. Создание благоприятных условий для перспективного развития газоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
  3. Создание благоприятных условий для газификации сельских населенных пунктов Московской области.
  4. Создание благоприятных условий для перевода систем газораспределения населенных пунктов Московской области с сжиженного углеводородного газа на природный газ и перевода котельных с иных видов топлива на природный газ с внедрением энергосберегающих технологий и современных материалов, децентрализация систем отопления и горячего водоснабжения.
  5. Содействие проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства в Московской области.
  6. Улучшение условий жизни населения Московской области, обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производства, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  7. Повышение инвестиционной привлекательности Московской области и развитие инвестиционной активности субъектов экономики.
  8. Создание новых источников газоснабжения для подачи газа в газораспределительную систему Московской области.
  9. Увеличение пропускной способности газораспределительной системы

Начиная с 2016 года, государством была разработана специальная по проведению газификации сельских населенных пунктов. На сегодняшнее время газификации подверглись только 15% деревень и других населенных пунктов. Поэтому значительная часть населения отапливается дровами или углем. О том, за что и когда должны платить люди при проведении газификации сел, будет рассказано ниже.

Прокладывание газопроводов относится к проведению капитального линейного строительства

Согласно утвержденной программе газификация проводится по следующим основаниям:

  1. На государственном и региональном (местном) уровне разрабатывается специальная программа, в которую включается перечень населенных пунктов, которые будут подвергнуты газификации. При этом расходы по прокладке центральных газоводов берет на себя Газпром, а подводку от них трубопроводов газа низкого давления (в населенный пункт и дома граждан) оплачивают муниципальные власти.
  2. Жители населенного пункта самостоятельно создают инициативную группу, после чего собирают пакет специальных документов, разрешений, и проводят в свое село газ. Этот используется для тех населенных пунктов, которые по какой либо причине не были включены в государственную и региональные программы газификации.

Говоря о региональной программе, нужно отметить, что газовщики самостоятельно изготавливают всю проектную документацию, находят организации, которые имеют разрешение на строительство газопроводов, и оплачивают все расходы вместе органами муниципалитета, за исключением непосредственного подключения домовладения или квартиры.

Если граждане делают это самостоятельно, тогда все бремя по изготовлению документов, проектов, поиск подрядчиков ложится на их плечи. Нужно запомнить, что прокладывание газопроводов относится к проведению капитального линейного строительства. Поэтому на такие работы необходимы не только технические документы, но и получение различных разрешений от муниципальных и региональных властей.

Что нужно для проведения газификации

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о том, что нужно для проведения газификации. Для начала жители села должны получить информацию о том, возможна ли газификация их населенного пункта. Для этого необходимо создать инициативную группу, выбрать председательствующего, или старшего, и наделить его полномочиями. Для этого граждане проводят собрание, на котором выражают свое желание провести газ, и выбирают старшего. Все это оформляется протоколом.

Старший должен составить письмо и направить его главе муниципалитета (региональной власти), с просьбой предоставить информацию входит их село в государственную программу или нет. В зависимости от полученного ответа будут осуществляться по газификации. Если село находится в списках государственной программы, значит в ответе будет указана эта информация, а также срок когда будут начаты работы по прокладке трубопроводов. Также будет доведена информация о том, сколько будет стоить подключение к общей газовой магистрали каждого жилого помещения.

То есть гражданам необходимо дождаться начала работ, внести определенную сумму, и ждать подачу газа в их дом. Если в ответе будет указано, что населенный пункт не подпадает под государственную газификацию, то решать такие вопросы необходимо самостоятельно. Об этом будет детально рассказано ниже. Нужно знать, что в настоящее время для семей с малым достатком, пенсионный фонд и органы социальной защиты предоставляют субсидии, которые можно использовать для оплаты за проведение и подключение газа.

Как проводится газификация, если село не попало в программу

Для начала необходимо провести общее собрание жителей конкретного сел

Процесс проведения газификации без участия в программе будет происходить по следующему алгоритму:

  1. Для начала необходимо провести общее собрание жителей конкретного села, на котором должно присутствовать большинство. На нем выбрать инициативную группу и ее главу, который и будет заниматься сбором всех документов и подписанием договоров. Все это оформляется протоколом общего собрания.
  2. Следующий шаг сбор всей необходимой информации. Для этого глава инициативной группы должен направить запрос в органы муниципальной власти, чтобы те дали четкий перечень необходимых документов, а также в облгаз. Последний должен предоставить детальную информацию о том, возможно ли провести газ в этот населенный пункт, какие организации имеют лицензии на разработку проектов, и прокладку труб.
  3. Если все ответы положительные, тогда следующий вопрос, это определение собственника центрального газопровода. Им может быть муниципалитет, облгаз, Газпром, или какое либо юридическое лицо. Определение собственника необходимо для получения от него разрешения на врезку других труб, по которым газ пойдет в жилые помещения.
  4. Следующий этап — подготовка технической документации. Для этого глава инициативной группы должен обратиться в проектную организацию и заключить с ними договор на разработку соответствующего проекта, а также стоимость работ.
  5. Далее необходимо будет (после получения проекта) получить (согласование) у органов муниципальной и региональной власти. Это будет делать глава инициативной группы. На практике, компании, которые занимаются проектной документацией, включают в стоимость своих работ проведение согласования.
  6. Когда проект готов, глава инициативной группы должен найти подрядную организацию, которая сможет выполнить работы по прокладке и врезке труб к центральному газопроводу, а также подключить всех желающих абонентов. Естественно, что это будет не бесплатно, поэтому также нужно согласовать стоимость работ.
  7. После того, как работы будут проведены, абоненты покупают газовые приборы, их проверяют представители облгазов, и только после этого топливо подается в дома.

Как видно из данного алгоритма, затраты на газификацию, если село не было включено в программу, будут значительными. Нужно обратить внимание на то, что в случае отсутствия рядом с населенным пунктом магистрального трубопровода получить разрешение на газификацию села не получится. В таком случае инициативной группе придется согласовывать этот вопрос с представителями Газпрома или облгаза.

Порядок написания заявления

Последний вопрос, который осталось выяснить, это подключение конкретного абонента к газу. Оно будет происходить по следующему алгоритму:

  • абонент должен обратиться в облгаз с заявлением, о просьбе подключить его объект (жилое ) к газу, в нем указывается адрес, а также количество приборов, которые будут использоваться (к этому документу прилагаются документы подтверждающие право собственности на жилое помещение);
  • после этого абонент должен обратиться в облгаз, где ему должны изготовить проект подключения (никаких согласований для этого не понадобится);
  • после всех согласований, абонент приобретает газовый счетчик (необходим для учета потребления количества газа, и оплаты по его показаниям), и заключает договор с подрядной организацией, работники которой проведут подключение.

Пуск газа на бытовой объект жителя происходит в присутствии представителей облгаза. Согласно плану газификации сел в РФ она происходит на основании программы принятой на государственном и региональном уровне. В таком случае абоненты платят только за свое подключение. Если село не вошло в эту программу, тогда проводка магистрали, изготовление технической документации ложиться на плечи жителей села.

О газификации из первых рук:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

11 мая 2018 104

Обсуждение: 3 комментария

    Думаю, что если бы государство было действительно заинтересовано в газификации сел, то оно взяло бы на себя расходы по покупке газовых счетчиков и составлению проектной документации. Или можно было бы обязать Газпром делать это на деньги, которые тратятся на спонсирование зарубежных и российских спортивных команд.

    Ответить

    На газификацию сельского поселения жителей Московской области практически не выделено. Глава области Воробьев и мособлгаза Дмитрий Голубков приватизировали Мособлгаз в 2017-2018 году и теперь работают в личных интересах. Выделенные бюджетные деньги тратят на газификацию экономических зон для создания там промышленных структур и конечно в личных интересах, а сельским жителям продвигают «умную «газификацию, суть которой заключается, что бы селяне сами создавали коммерческие структуры, собирали деньги и оплачивали газификацию в свои дома. Стоимость этих работ начинается от 220 тыс рублей от каждого жителя. Но сроки проведения газа идут годами. А потом эти газовые линии жители бесплатно сдают мособлгазу. Это новый способ обворовывания сельских жителей московской области. Это способ руководства единой россии. А в Подмосковье без газа более 3х тысяч населенных пунктов.

    Ответить

    «для тех населенных пунктов, которые по какой либо причине не были включены в государственную и региональные программы газификации» — Конституция, Статья 19. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует… Как-то непонятно: для кого-то за бюджетно-региональные-муниципальные денежки, а для других за личные… В чем подвох?

    Ответить

Одновременно с обустройством месторождений и строительством магистральных газопроводов проходит и развитие снабжения субъектов. Фото с сайта www.gazprom.ru

Не будет преувеличением сказать, что по исходным данным топливно-энергетические ресурсы России огромны. В стране, занимающей 13% планеты, но заселенной менее чем 3% населения мира сосредоточено свыше 34% мировых запасов газа и 13% нефти, прогнозные запасы угля составляют 4 трлн т. По совокупному производству энергоресурсов страна входит в первую пятерку мира: в 2012 году получено 1700 млн т у.т. всех видов энергоресурсов, российский газ обеспечивает треть потребностей европейского рынка, примерно 130-145 млрд куб. м, транзит в Европу из стран Центральной Азии – 50 млрд куб. м.

По мнению экспертов, энергоемкость мирового ВВП снизится к 2035 году на 36%, но спрос на энергоносители увеличится на 41%. Индия и Китай обгонят Европу по суммарному энергопотреблению.

Объем поставок природного газа (ПГ) к 2035 году достигнет 500 млрд куб. м. Россия останется самым крупным поставщиком энергоресурсов, ее экспорт равен 736 млн т н.э. Газ сохранит лидирующую роль в энергобалансе – 50% (сейчас 54%).

Соотношение экспорта и внутреннего потребления

Россия сталкивается с острой конкуренцией в континентальной структуре потребления газа. Это по большей части связано с появлением новых вариантов газовых поставок, включая подводные газопроводы из Северной Африки и СПГ из Катара. Вместе с тем Россия потребляет столько же газа, сколько Германия, Франция, Италия, Япония, Китай и Индия, вместе взятые. На экспорт идет только 30% добычи – по сравнению с 96% у Норвегии. Структура нашего газового баланса напоминает узбекскую и иранскую (см. табл. 1).

Напротив, Россию во многих отношениях можно назвать страной природного газа. По данным компании ВР, в 2008-м у нас было произведено больше этого топлива, чем в любой другой стране, – 602 млрд куб. м, или 19,6% мировой добычи. На втором месте США (582 млрд куб. м), все остальные страны сильно отстают.

По доказанным запасам газа Россия – мировой лидер, причем с большим отрывом: на конец 2008 года они составляли 43,3 трлн куб. м против, например, 6,7 трлн у США. Запасы свыше 10 трлн куб. м газа помимо России имеют лишь две страны – Иран (29,6 трлн) и Катар (25,5 трлн).

Для России газ является основным топливом: его доля в потреблении первичной энергии составляет 55,2%. Среди развитых стран такой высокой доли газа в топливном балансе не имеет ни одна газодобывающая страна: в Великобритании его доля в балансе 40%, в Нидерландах – 38%, в Канаде – 27%, в США – 26%, а в Норвегии с ее преобладанием гидроэнергетики – всего лишь 9%. Россия ежегодно сжигает и перерабатывает 420 млрд куб. м газа, уступая по этому показателю только США.

Большинство стран, богатых газом, экспортируют не менее 40% от объемов своей добычи. Для Алжира, Катара и Туркмении эта доля превышает 70%, а Норвегия вывозит 96% добываемого газа (см. табл. 1).

Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ не экспортируют природный газ и сами потребляют практически 100% своей добычи. Отчасти такой расклад обусловлен отсутствием удобных соседей-потребителей, к которым можно протянуть газопроводы, однако в Катаре наладили на мировом уровне экспорт сжиженного природного газа (СПГ) танкерами.

Конкуренция на европейском рынке газа усилится, а это означает, что наша страна может рассчитывать только на энергетические ресурсы тех стран, логистика которых делает невыгодным поставки топлива в Северную и Центральную Европу, главный регион – потребитель энергии.

Страны Центрально-Азиатского региона и Каспийско-Черноморского региона владеют существенными запасами природного газа: 12% мировых – 22 трлн куб. м (для сравнения, в России 32,6 трлн куб. м). Уже сейчас они являются крупными экспортерами газа в Европу и страны СНГ: природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле для потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северной Европы, и на 30–35% – чем тюменский газ.

Проектируются трассы газопроводов через Каспийское море. Главная цель была исключить Украину из газоснабжения Европы и направить туда потоки туркменского газа. ЕС добился остановки этого проекта, поскольку он не соответствовал критериям демонополизации, а именно – разделению финансов потребителей энергии и поставщиков.

За газовый рынок юга Европы конкурируют Северная Африка и потенциально Израиль, с одной стороны, и Россия плюс страны Центральной Азии и Иран – с другой. Сравнение логично проводить по критерию протяженности газопроводов и сложности маршрутов.

Объем газа из этих стран, намеченного к поставке на уровне 2020 года, – 10 млрд куб. м в год, что составляет 2% от ежегодного потребления Европы, равного 560 млрд куб. м. Для сравнения: «Газпром» продает Европе в 15 раз больше.

Расширение доли голубого топлива в энергобалансе субъектов

Одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов «Газпром» развивал газоснабжение и газификацию субъектов РФ. Принимая Россию за 100%, удельный вес затрат на газификацию по округам выглядит следующим образом: Центральный – 35%, Приволжский – 32%, Северо-Западный – 11%, Уральский – 6%, Сибирский – 2% и Дальневосточный – 1%.

Приоритеты финансирования газификации следующие: полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ; обеспечение экономической эффективности строящихся объектов газификации и готовности потребителей к приему газа; загрузка отводов и газораспределительных станций (ГРС); внедрение энергосберегающих технологий.

Вложенные средства позволили обеспечить строительство 1300 газопроводов (протяженность более 18,5 тыс. км); газификацию 2,5 тыс. населенных пунктов; перевод на газовое топливо 3 тыс. котельных; подключение к местным газовым коммуникациям до 600 тыс. домовладений и квартир. В 2014 году было завершено строительство 221 объекта газификации в 49 субъектах РФ, построено 23 межпоселковых газопровода, завершено строительство 244 межпоселковых газопроводов общей протяженностью до 2,5 тыс. км. Однако уровень газификации природным газом к началу 2015 года составил только 63,2% в среднем по России (в городах – 70%, в сельской местности – менее 50%).

Структура потребителей газа в России существенно отличается от европейских стран. Этот перекос связан с климатическими и географическими факторами и с так называемой газовой паузой, которая началась в нашей стране в 70-х годах прошлого века. Суть ее состояла в активном наращивании потребления газа энергетикой для модернизации мощностей генерации, работавшей на угле. В результате экономика быстро «привыкла» к дешевому газу, и по мере экономического роста в последние несколько лет его потребление стало еще быстрее нарастать.

В дальнейшем структура потребителей будет больше походить на европейскую, но основную лепту будут вносить не социальные нагрузки, а промышленные предприятия. Доля потребления энергетикой снизится, но в абсолютных значениях останется примерно на уровне 2005 года, а возможно, даже несколько меньше. В абсолютном выражении потребление газового топлива будет оставаться на высоком уровне по следующим причинам: газ сложно заменить (сложное транспортное плечо для угольной отрасли, нехватка запасов урана, невыгодность использования мазута); несмотря на рост тарифов, газ будет оставаться достаточно дешевым. По-настоящему механизмы межтопливной конкуренции могут заработать после 2020 года; стоимость строительства энергоустановок на газе существенно ниже, чем на других видах топлива; энергобаланс России не критически перекошен в сторону газа. Мнение, что Россия потребляет слишком много газа, не соответствует действительному положению: темпы роста потребления за последние 10 лет существенно отставали от общемировых.

Структура и объемы потребления газа по отраслям на 2010 год следующие: промышленность – 150 млрд куб. м (30%), энергетика – 180 млрд куб. м (36%), население – 120 млрд куб. м (24%), коммунально-бытовое хозяйство – 50 млрд куб. м (10%), прочие – 40 млрд куб. м (8%). Программа газификации регионов РФ начиная с 2011 года наряду с сетевой рассматривает возможность автономной газификации. Начата реализация проектов по автономной газификации сжиженным природным газом (СПГ) в Сибири и на Дальнем Востоке.

На всем пути развития газовой отрасли одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов развивались программы газификации субъектов Российской Федерации.

Объемы инвестиций в новое строительство предусматриваются там, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах же, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей. Программа газификации регионов РФ предусматривает выделение бюджетных средств (проектно-изыскательские работы, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации и строительства газораспределительных сетей в 65 субъектах РФ), которые структурируются на три группы: первая группа – регионы с развитой системой газопроводов и возможность подключения к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), что обеспечит их газификацию преимущественно сетевым природным газом; вторая группа – субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения, поэтому их газификация будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей; третья группа – регионы, газификация которых возможна только автономным способом. Проекты по автономной газификации сжиженным природным газом предназначены в первую очередь для Сибири и Дальнего Востока.

Регионы Сибири и Дальнего Востока занимают 66% территории России, составляют в совокупности 11,3 млн кв. км. Здесь сосредоточены основные запасы нефти, газа, угля, леса, рудных и нерудных ископаемых, а также гидроресурсов. В то же время в большинстве регионов весьма суровые климатические условия. Ввиду этих обстоятельств Сибирь и Дальний Восток имеют малую плотность населения (там проживают всего 28 млн человек – 18,8% от общего населения РФ). Для эффективного развития промышленного производства, сельского хозяйства и освоения столь обширных территорий имеется значительная потребность в трудовых ресурсах. Решающим фактором привлечения населения для дальнейшего проживания в эти регионы является создание инженерной и социальной инфраструктуры регионов; комплексная газификация городов и сельских поселений.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах газифицировано сетевым природным газом свыше 560 тыс. квартир и индивидуальных домостроений (около 35% используют газ для отопления). В системе жилищно-коммунального хозяйства и в качестве автономных источников теплоснабжения природный газ использует свыше 600 различных котельных. Реализация Федеральной программы газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока с развитием сети магистральных газопроводов и ГРС, а также реализация региональных программ от действующих газопроводов, безусловно, дают положительные результаты. Ежегодно газифицируется 40–50 тыс. квартир и индивидуальных домостроений, на природный газ переводится свыше 100 котельных.

Вместе с тем в 12 из 28 субъектов восточнее Урала отсутствует газоснабжение сетевым природным газом. В республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае и ряде других регионов где полностью, а где частично отсутствует в ближайшие годы возможность газификации сетевым природным газом.

Согласно действующим схемам газификации, от магистральных газопроводов в 35% общего жилого фонда и в коммунальных отопительных котельных возможна только автономная газификация. Для автономной газификации возможно использовать: компримированный (сжатый) природный газ (КПГ); сжиженный природный газ (СПГ); сжиженный углеводородный газ (СУГ). Производство и газоснабжение СПГ – сложный процесс, для которого необходимо иметь специальные заводы по сжижению, транспорт для перевозки, установки по регазификации, хранилища СПГ непосредственно на объектах газоснабжения.

Автономная газификация является одним из важнейших факторов повышения эффективности экономики и улучшения условий проживания населения значительной части регионов и поселений Сибири и Дальнего Востока, отдаленных от систем газоснабжения сетевым природным газом. Региональные программы газификации должны формироваться с учетом газификации отдаленных поселений автономно от систем газоснабжения природного сетевого газа, включая развитие всей инженерной инфраструктуры.

В целях стимулирования развития автономной газификации необходимо установить государственное регулирование по поставкам и ценообразованию на всех уровнях до конечных потребителей на КПГ, СПГ, СУГ по подобию сетевого природного газа. Для достижения 100% газификации необходимо:

– обеспечить достаточное и долгосрочное финансирование строительства газораспределительных систем и разводку газовых магистралей непосредственно на объектах потребителя, включая частное домовладение. Это облегчит участь дотационных регионов, число которых в России значительно;

– рассматривать автономную газификацию комплексно в связи со строительством дорог, массовым переводом различных транспортных средств на сжиженный и сжатый газ и развитием транспортных средств большой грузоподъемности, не зависящих от наличия дорог, например строительство грузовых дирижаблей.

Выполнение таких сложных программ возможно, если диверсифицировать бюджетное финансирование программ регионального газифицирования. Для этого используются принципы проектного финансирования. Последнее широко применяется в США и странах Евросоюза для капиталоемких и длительных по реализации проектов. Структура и условия привлечения заемных средств примерно таковы: 15–20% должны составлять собственные средства инициатора; 80–85% – на основе экспортного проектного финансирования за счет ресурсов одного или нескольких западных банков; объем кредитов от 5 млн евро и выше; процентная ставка по кредиту, включая страхование, – 5,0–6,5%; срок предоставления кредита – 5–10 лет.

Выводы

Итак, реализация задачи полной газификации регионов России сопряжена со значительными трудностями. К объективным относятся географическая специфика нашей страны, прежде всего ее протяженность и недостаточно развитые транспортные коммуникации, но также и низкая разведанность на обширных территориях малых и средних месторождений углеводородов регионального значения. К субъективным – несовершенство управленческих моделей, чрезмерная централизация и монополизм газовой отрасли. Требуется критически пересмотреть отечественный и мировой опыт газификации территорий и приоритеты инвестиций в газоснабжении. В первоочередном порядке рационализировать условия присоединения к газоснабженческим структурам предприятий малого и среднего бизнеса, а также муниципалитетов малых населенных пунктов.