Царь пушка кто автор. Царь-пушка история кратко. Создание и предназначение Царь-пушки

7 января 1598 года в Московском Кремле скончался раб Божий Федор Иоанович, Великий Князь Московский и Царь Всея Руси. За время правления последнего из прямых Рюриковичей знаменательных событий произошло не мало. Были основаны города: Самара, Саратов, Царицын (Волгоград), Воронеж, Архангельск, Тобольск, Сургут - закреплены новые рубежи активно растущего Государства Российского.

Завершена очередная Русско-Шведская война и России по итогам которой возвращен выход в Балтийское море по линии Копорье-Ям… Не мало получается достойных дел, но запомнился царь Федор не этим… Главная память о нем и сейчас стоит на Ивановской площади Московского Кремля, и имя ей - Царь-Пушка!

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола - точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Производством руководил литейных дел Мастер Андрей Чохов.

Андрей Чохов (1545 - 1629) - знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации - свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора - скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов».
По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли - «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси.
Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).


Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы - Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

Особенности устройства и применения

Если говорить о Царь-пушке языком оружейников, то это, прежде всего боевое орудие, типа бомбарды, предназначавшееся для стрельбы по настильной или навесной траектории. Зарядом служил мелкий «дроб» общим весом до 800 килограмм. Запального отверстия не имеет, хотя и имеется площадка для него. Выстрел мог производиться только при запале со стороны ствола, для этого со стороны дульного среза в пороховую камеру вводился запальный шнур.

Общий вес артиллерийского динозавра составляет около 39 тонн 312 кг, длина ствола 5 метров 34 сантиметра, калибра ствола - 890 миллиметров.

Есть несколько мнений, стреляла ли Царь-пушка за свою многовековую историю. При проведении реставрационных работ в Серпухове по царапинам эксперты Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского сделали вывод, что из пушки палили как минимум один раз.

У историка Л.Н. Гумилева есть упоминание, что прах Лжедмитрия I развеяли посредством выстрела из легендарного орудия.


Однако, существуют сторонники и версии о том, что из пушки ни разу не выстрелили. В качестве доказательства указываются неповрежденные следы отливки внутри ствола.

О рекордах

Царь-Пушка занимает почетное место среди всемирных рекордсменов в Книге Гиннесса, как орудие самого большого калибра (890мм).

Семья царь-пушек

В 2001 году в городе оружейников Ижевске по заказу Правительства Российской Федерации были изготовлены две копии символа артиллерийской доблести с практически точным соблюдением основных параметров. Один экземпляр торжественно подарили тогда украинскому городу Донецку, где установили возле здания мэрии.

Вторая реплика украшает собой территорию завода «ОАО Ижсталь» в Ижевске.


В Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова стоит относительно небольшая копия (вес - 12 тонн). Также оформление орудия не соответствует оригиналу, нет ряда узоров на стволе, другие изменены, декоративные ядра тоже значительно меньше оригинальных. Пушка была пригодна для стрельбы, поэтому ствол законопатили специальным ядром.

Но самая интересная «царь-пушка» находится в музее под открытым небом «Мотовилихинского завода» в городе Перми. Настоящая боевая корабельная мортира, созданная в 1868 году для обороны Санкт - Петербурга с фортов Кронштадта.

Вес орудия с лафетом 144 (!) тонны, калибр 508 мм.

Успешно пройдя артиллерийские испытание орудие так и не заступило на боевое дежурство - за время испытаний и демонстрации в 1873 году в Вене, успело технически устареть после создания Круппом затвора для заряжения орудий с казенной части. По указу царя Александра II пушку сохранили, как музейный экспонат.

Заключение

Для чего именно была создана Царь-пушка, в наше время особого значения не имеет. Главное - она является красноречивым символом многовековой военной и промышленной мощи России, бронзовым воплощение боевого духа русского народа!

Видео

Пожалуй, только наша русская история со всей её склонностью к противоречиям и крайностям могла породить два таких памятника-парадокса: Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушку, которая, как полагают многие, никогда не стреляла (насколько это утверждение соответствует действительности, мы ещё разберёмся). Впрочем, Царь-колокол – это тема для отдельного разговора, а мы сейчас поговорим именно о Царь-пушке.

Это чудо оружейного производство было изготовлено в конце XVI века, в годы правления царя Фёдора Иоанновича – сына Ивана Грозного и последнего царя из династии Рюриковичей. Большинство историков считают, что произошло это в 1586 году, но некоторые исследователи называют и другую дату – 1591 год, когда Москва столкнулась с опасностью набегов крымского хана Казы-Гирея, вот для защиты от его войска Царь-пушка и предназначалась. Да, её отливали не как «музейный экспонат», а как боевое оружие! Имя мастера, который это сделал, хорошо известно – оно увековечено в надписи на орудии, это был выдающийся пушечный и колокольный мастер-литейщик Андрей Чохов, работавший на московском пушечном дворе более 60 лет и создавший за это время более 20 орудий. Но Царь-пушка, несомненно, стала вершиной его творчества. Размеры её поражают воображение: вес пушки составляет 39 312 килограммов, длина – 5,345 метра, а диаметр ствола – 1,210 метра!

Сейчас мало кто вспоминает о том, что вплоть до позднейших времён это орудие именовали «пушкой» лишь в разговорной речи да в стихах, а в официальных документах она вплоть до 30-х гг. XX века числилась как… дробовик! Возможно, масла в огонь подливали декоративные ядра, отлитые в Петербурге в 1934 г., которые и сегодня можно видеть рядом с пушкой, и которыми, конечно, даже не предполагалось стрелять, да и невозможно это: пушку сразу же разнесёт! Непригоден для применения в боевых условиях и чугунный лафет, отлитый тогда же, а изначально орудие устанавливалось на деревянном настиле из брёвен (т.н. пушечном раскате).

Точки над i расставила реставрация пушки в 1980 г., результаты которой почему-то не были представлены широкой публике. Исследования, произведённые при этом, показали, что канал её имеет вид конуса с начальным диаметром 0,9 метра и конечным – 0,825 метра. Зарядная камера с плоским дном длиной в 1,73 метра имеет обратную конусность. Такое строение говорит о том, что это не пушка и даже не дробовик, а бомбарда, стрелять из которой предполагалось каменными ядрами весом около 100 кг, в то время как чугунное ядро такого калибра (а пушки стреляли именно чугунными ядрами) должно было весить около двух тонн. Правда, использовать для такой стрельбы старые орудия было рискованно, их могло разнести при выстреле, поэтому через определённое время их зачисляли в разряд дробовиков, стреляющих «каменным дробом», но в XIX веке такие подробности были уже не очевидны, вот и возникла путаница с видами оружия.

Тогда же, во время реставрации в 1980 г., исследователи обнаружили ещё одну интересную деталь: частицы сгоревшего пороха в канале. Это значит, что Царь-пушка, вопреки распространённому заблуждению, всё-таки стреляла! Впрочем, царапин от каменных ядер на стенках канала не было, а они обязательно должны были остаться. Это говорит о том, что выстрел был испытательным, а в боевых условиях Царь-пушку всё-таки не применяли. Существует легенда, что из неё выстрелили прахом Лжедмитрия, но это именно легенда, ни о каких доказательствах речи нет.

Следует заметить, что однажды этот памятник оказался под угрозой. Когда Пётр I принялся за усиленное литьё пушек, в ход пошли не только церковные колокола, но и старинные орудия, имеющие историческую ценность. Царь-пушку спасли её колоссальные размеры: на такое чудо безответственный царь покуситься не решился. Уцелели тогда ещё две работы мастера А.Чохова, которые и сегодня можно увидеть в петербургском Артиллерийском музее.

Царь-пушка, стоящая в Кремле как памятник литейного искусства русских мастеров, находится в числе самых популярных достопримечательностей Москвы. Истории известны лишь краткие сведения об изначальном предназначении огромного орудия, символизирующего мощь России. Сегодня пушка - музейный экспонат артиллерийских орудий XVI - XIX вв.

Сегодня Царь-пушка значится как знаменитый памятник русскому оружию и мастерству оружейников. Это удивительное орудие находится среди популярных примечательных мест столицы, в Кремле, на Ивановской площади, возле церкви и колокольни с 1960 г.

Царь-пушка

История достопримечательности для детей 1-2 класса

По указу государя мастер Пушечного двора, в Москве, Андрей Чохов отлил в 1586 г. Царь-пушку , превосходившую по размеру все существующие. Поставили её на землю у Лобного места, прикрывать Спасские ворота. Через 40 лет её установили на изготовленный сруб из брёвен, заполненный землёй. По прошествии ещё 10-летия заменили на раскат из камня.

Изображение на орудии царя со скипетром, позволило части историкам выдвинуть предположение о наименовании оружия. Мол, в честь Фёдора Ивановича, правящего в то время и издавшего указ изготовить пушку. Другая часть исследователей убеждена, что имя ей дали исключительно из-за габаритов.

Размеры пушки:


Параметры внушительные и для нашего времени. Использование такого орудия в походах требовало много затрат труда и сил. При доставке орудия с пушечного двора к месту установления, было задействовано много людей и 200 лошадей.

Причины отлития Царь-пушки

После царствования Ивана Грозного, присоединившего к России Сибирь, Астрахань и земли Литвы, открывшие выход в Балтийское море. У государства значительно увеличилось количество вражеских стран, с которыми к концу XVI в. подписали сомнительные мирные договоры, напоминающие передышку.

При царствовании Ивана IV Грозного, Московское царство вело войны с Крымским ханством и странами Европы:

  • Дания;
  • Швеция;
  • Речь Посполитая.

После правления сильного царя, его слабый сын Фёдор l Иванович, прозванный Блаженным, не представлялся народу защитником отечества. Тем более Россия, воевавшая с Крымским ханством, часто подвергалась набегам татар.

Москвичи опасались за свои жизни и нажитое добро, особенно после нападения хана Девлет Гирея, завершившегося сожжением предместий столицы. Тогда царь издал указ создать оружие, наводящее ужас на противника и внушающее успокоение подданным.

Изготовление

По указу царя, на Московском Пушечном дворе изготовили пушку для навесной стрельбы картечью, превосходившую по калибру все другие.
Идея создания исходила от Бориса Годунова, являвшегося шурином царю и имевшему значительную власть в государстве. Лили её в печи высокой технологии плавления, для тех времён, позволившей накалить десятки тонн металла и отлить подобной величины орудие.

Перестановки

Царь-пушка (история кратко повествует о её перестановках) перемещалась по территории Кремля при участии большого количества людей и 200 лошадей, которые тянули её, перекатывая по брёвнам. Второй раз, таким способом, она переставлялась в XVIII в., в связи с постройкой Арсенала в Кремле и установкой пушки в его дворе с другими орудиями.

Во время Отечественной войны с французами, в 1812 г. Наполеон, отступая с Москвы, приказал подорвать Арсенал. В результате пострадали орудия большей части Арсенала, сгорели лафеты. Восстановили Арсенал в 1817 г., а Царь-пушку поставили к воротам. Прошло два года. У архитектора Анри Монферрана возникла идея возвести памятную композицию, приуроченную к исторической победе России в войне 1812 г.

Проект подразумевал расположение Царь-пушки и ещё одного крупнокалиберного орудия, - Единорог, возле входа в Арсенал.

Установить их должны были на деревянные лафеты, окрашенные в зелёный цвет, с декорациями из кованого железа чёрного цвета. Утверждённый проект не реализовался.

Задумка установить пушку к главным воротам Арсенала воплотилась в 1835 г. К тому времени в Санкт-Петербурге был готов лафет из чугуна, украшенный барельефами, под стать ствола, и окрашенный в бронзовый цвет. Вместе с ним к композиции добавили 4 ядра, весом 1970 кг каждое. В таком виде пушка сохранилась до сегодняшнего дня.

Спустя восемь лет, в 1843, пушку переместили к Оружейной палате. Где простояла она до 1960 г., пока здание, в котором тогда располагались казармы, не пошло под снос, для освобождения территории под сооружение Дворца съездов. Орудие тогда установили с северной стороны колокольни Ивана Великого, где оно и стоит сейчас.

Царь-пушка сегодня

Теперь она выставлена как памятная композиция русской артиллерии и литейному мастерству, символизируя могущество державы и сильную армию.

Эксперты признали Царь-пушку орудием самого большого калибра средневековья, поэтому её занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Где она продержала первенство до выпуска в XIX начале XX вв. оружия калибра 914мм.

Ствол декорирован

Ствол украшен изящным орнаментом, предающим Русскому дробовику, художественную ценность. В передней, дульной части справа изображён царь Фёдор Иванович в короне, на коне, со скипетром. Сверху надпись, содержащая полное перечисление титулов царя.


На средней части, справа, повеление о создании пушки, где упоминается имя царицы, великой княгини Ирины. Слева информация о месте изготовления и дате, указанной в старославянском стиле, от сотворения мира, «….лета 7094…», с именем литейщика.

Как выглядит Царь-пушка?

Если сначала ствол лежал на земле, то потом его поставили на лафет, создав памятную композицию, с ядрами и табличкой, содержащей краткую информацию о пушке, её массе, каждого ядра и лафета. Все экспонаты прекрасно сочетаются друг с другом, хотя сделаны в разное время и другими мастерами. Лафет с ядрами для ствола изготовили почти через 250 лет.

Декорации ствола сочетаются с рельефными изображениями лафета, подчёркивающими статус орудия. Особенно крупной головой льва, спереди по центру, сразу под стволом. А среди поразительно красивого узора, в виде переплетённых растений, изображён лев, повергающий змея. Впереди орудия стоят, выложенные пирамидкой, четыре ядра.

Конструктивные особенности

Орудие, согласно заключению историка, А.Н. Лобина, по типу ствола, представляет собой бомбарду. К такому типу оружия позволило отнести соотношение калибра к длине ствола, составляющее 3,4. У классической пушки длина должна соответствовать 40 калибрам и больше. Однако она отличалась и от традиционной бомбарды.

Отличительные особенности:


Данные типичные для мощного осадного артиллерийского оружия. Однако транспортировать её в походах, учитывая вес и размеры, очень проблематично, без кранов и тягачей.

Для совершения выстрела, такого размера дробовики заряжались целые сутки. Использование орудия с такими характеристиками в оборонительных целях было целесообразней всего. В этом случае, их не нужно было куда-либо транспортировать.

Изготовили пушку для обороны, как полноценное орудие или как декоративное памятное изделие - спорят исследователи. Есть ли возможность произвести выстрел, интересует их. Стоящие у пушки ядра, точно не могут использоваться в качестве снаряда. Заряд пороха разорвал бы ствол с использованием такого ядра.

Задумка изготовить таких размеров дробовик могла возникнуть ещё у Ивана Грозного. Известного заказчика, других огромных орудий, немного меньших размеров и калибра, но боевых, используемых в походах.

В те времена успех при взятии городов, зависел от наличия в арсенале подобных по калибру орудий, при помощи которых разбивали стены. Но не успел воплотить, по причине смерти. Вот Борис Годунов, будучи приближённым к Ивану IV (Грозному), и выдвинул идею усопшего царя.

Царь-пушку, имеющую историческую ценность, гордость и визитную карточку страны, незадолго до Олимпиады-80 решили отреставрировать. Восстанавливая её, эксперты провели обследование, после чего кратко прокомментировали, что орудие изготовлено для навесного огня небольшими ядрами (картечью). Но почему-то не нашли запального отверстия, поставив точку в споре между группами учёных о предназначении орудия.

По заключению экспертной комиссии, орудие выполнено по нормам Артиллерийского оружия, как боевое, но произвести выстрел невозможно, по причине отсутствия отверстия для установки запала.

Тайна Царь-пушки

Отсутствие документального подтверждения участия пушки в бою или проведения испытательной стрельбы, послужило причиной для продолжительных дебатов. Военные и исторические исследователи XIX, начала ХХ вв., преимущественно считали её боевым орудием.


До сих пор неизвестно, стреляла ли Царь-пушка когда-либо

Некоторые исключали боевое применение, предполагая, что изначально она была изготовлена с умыслом, произвести впечатление на иностранцев.

Другие исследователи полагают, что Царь-пушка стреляла, хотя бы один раз . О чём может свидетельствовать клеймо мастера внутри ствола, которое позволялось ставить только после испытательного залпа. Их оппоненты опровергают возможность выстрела, остатками бронзы в камере ствола, которые после стрельбы там не остаются. Подкрепляя позицию очевидным заключением, отсутствием отверстия для запала.

Царь-пушка (история кратко описывает события, затрагивающие эксплуатацию орудия, поэтому на сегодня сохранилось мало фактов про памятник) после изготовления была установлена как оборонительное оружие против крымских татар. А, по историческим событиям, известны факты использования в битвах орудий, в частности бомбард, со слегка уступающим калибром.

В таблице предоставлены краткие данные других крупнокалиберных боевых бомбард:


Pumhart von Stey
Название Вид Калибр Дата изготовления Страна
Pumhart von Stey Бомбарда 820 начало XV века Габсбурги, Австрия
Faule Mette (Ленивая Метта) Бомбарда 735 1411 Германия

Брауншвейг

Безумная Грета Бомбарда 660 XIV в Город Гент, Священная Римская империя
Базилика Бомбарда 650 1464 Османская империя
Faule Grete

(Ленивая Грета)

Бомбарда 520 1409 Государство Тевтонского ордена
Mons Meg Бомбарда 520 1449 Бургундское герцогство
Неизвестно Бомбарда 510 1480 Госпитальеры Орден Святого Иоанна

При том, что отливали их ещё раньше, почти на 100 лет. Раз так, то и Русский дробовик мог стрелять, но не пришлось.


Faule Mette

В пользу того, что пушка была изготовлена боевым орудием, а не бутафорией, указывает то, что при приближении войска татар в 1591 г., её приводили в боевую готовность, вместе со всей столичной артиллерией. Установив защищать главные кремлёвские ворота.

Легенда о Царь-пушке

Царь-пушка (история кратко упоминает ее в сказании о Лжедмитрии) выстрелила прахом самозванца в сторону Речи Посполитой, где тот родился. Лжедмитрий и его разоблачение - исторические факты, искажённые домыслами в народных легендах.

По легенде, после разоблачения, Лжедмитрий стремился убежать из России, но в пути встретил народных ополченцев, которые его зверски убили. Но труп, через день после похорон, нашли возле приюта.

Решили так закопать, чтобы уже не вылез, только результата это действие не принесло, его снова обнаружили на другом кладбище. Подумали, что такого не принимает земля русская, поэтому труп сожгли, а собранный прах, смешали с порохом и отправили, откуда пришёл, выстрелом из пушки.

В легенде прослеживается отношение народа к легендарному орудию. Во время смуты и безвластия, убиенного самозванца закопали в землю, но он вновь появлялся среди живых. В простонародье рассудилось, что отторгает его земля и миссию выгнать вон из наших земель смутьяна, решили возложить на Царь-пушку, защитницу русского народа.

Царь-пушка и ее копии

Две точные копии кремлёвского оригинала изготовлены на Ижевском оружейном заводе в 2001 г. Одну торжественно вручили городу Донецку, а вторую поставили возле входа на завод.

Копию оригинального орудия Донецк получил в подарок от Московской администрации, в ответ на подарок копии Пальмы Мерцалова Москве. Установили, доставленный подарок, возле Донецкого горсовета, в направлении прямо от здания, символически защищая его.

Копии, в общем виде идентичные оригиналу, изготовлены из чугуна, со стволами на 6 см короче, что выполнялось по распоряжению дирекции музея. Масса ствола составила 44 т, лафета - 20 т.

Если 2 пушки, изготовленные в Ижевске, полностью идентичны с оригиналом, то в Йошкар-Оле, не является точной копией. Она меньше в 2 раза, отлита из стали и часть рельефного рисунка изменена или отсутствует. Изготовили пушку на Звениговском судоремонтном заводе, полностью пригодной к стрельбе, поэтому в ствол установили ядро.

Как добраться

Находится Царь-пушка в Москве, на Ивановской площади, в Кремле. Если добираться на метро, то находим одну из близких к Кремлю станций - «Александровский сад». Через пешеходный переход, от неё легче прийти к кассам, для приобретения билетов на экскурсию по Кремлю.

По короткому пути от станции можно дойти пешком, пройдя в Кремль через Троицкую башню. От башни, направляясь к исторической реликвии русского артиллерийского искусства, пройти мимо Дворца Съездов к Царь-пушке, находящейся с западной стороны Ивановской площади.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о Царь-пушке

О Царь-пушке:

Пройдём ещё немного выше, к Ивановской площади. Здесь находится знаменитая Царь-пушка. Она установлена на лафете, а возле неё лежат ядра. Но, не думайте, этими ядрами и с этого лафета Царь-пушка стрелять не может, и не смогла бы никогда. Царь-пушка – это вообще-то не пушка как таковая, а бомбарда. Бомбарды стреляли большими глыбами камней и предназначались для разбивания стен крепостей во время их осады. Царь-пушка также предназначалась для стрельбы камнями весом до 800кг. Чтобы зарядить подобную бомбарду требовались сутки, а чтобы выстрелить строили специальные стены для погашения отката. При чём выстрелить тоже надо было уметь. Это не как в кино, когда подносят факел к запальному отверстию пушки – бабах, и ядро полетело. Нет, тут всё не так просто. Нужно было взять шнур, пропитанный специальным горючим составом, аккуратно воткнуть его в запальник, поджечь и быстро бежать в ближайший окоп. Случалось, что бомбарды взрывались, забирая с собой на тот свет не очень шустрых пушкарей.

Царь-пушка была отлита в 1586 году нашим мастером Чоховым Андреем. Её длина – 5.35 м, диаметр ствола – 120 см, калибр – 890 мм, вес – 39.31 т. (2400 пудов). Так почему же пушку назвали Царь – пушкой. Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая - из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей - Фёдора Ивановича верхом на коне. Историки склоняются больше ко второй версии, т.к. существует пушка размерами и калибром больше нашей – турки отлили.

Давно считалось, что Царь-пушка никогда не участвовала в боях и из неё ни разу не стреляли, т.к. к тому времени, когда её отлили, пользоваться бомбардами практически перестали. Но в 1980 г. во время ремонта в Серпухове выяснили, что, по крайней мере, один раз из Царь-пушки стреляли. Поэтому когда говорят, что в России есть Царь-колокол, который никогда не звонил и Царь-пушка, которая никогда не стреляла, то глубоко ошибаются. Как минимум один выстрел, но Царь-пушка произвела.

Кстати насчёт Царь-колокола. Он тоже здесь на Ивановской площади неподалёку от Царь-пушки. У Царь-колокола трагическая история. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок, весом в 11.5 тонн. И даже если его сейчас поставить на место и закрепить, то звон будет не такой, как если бы он изначально был цельнолитой.

Надо сказать, что это не первый колокол на Руси с именем Царь. Первый Царь-колокол был отлит ещё в 1600 г. Весом он был 2450 пудов (около 40 т.). Но во время пожара в середине 17 в. он упал с колокольни, на которой висел и разбился. В 1652 году из разбившегося «Царя» отлили новый колокол весом уже 8000 пудов, т.е. больше 130 т. Колокол был водружён на звонницу рядом с . Этот колокол просуществовал до 1654 г.. На Рождество, когда били во все колокола, Царь-колокол разбился. Видать, кто-то чересчур усердно в него звонил:-). В следующем 1655 году Царь-колокол вновь перелили, и он ещё прибавил в весе. Новый Царь весил около 10 000 пудов (более 160 т.). Через 3 года (чем занимались всё это время?) его подняли в специально построенную звонницу на Соборной площади. И опять судьбу Царь-колокола решил пожар. В пожаре 19 июня 1701 г. сгорело большинство деревянных построек . Царь-колокол упал и разбился.

В 1730 г. императрицей Анной Иоанновной был издан указ о создании нового колокола. 4 года разрабатывался и утверждался проект нового Царь-колокола. Но, когда дело дошло до отливки, начался пожар, а во время восстановительных работ умер главный мастер – Иван Моторин. Все дела по отливке колокола передали его сыну Михаилу. И, наконец, в 1735 г. 25 ноября Царь-колокол был отлит. Столько времени ушло на подготовительные работы, а сама отливка Царь-колокола заняла всего 1 час и 12 минут. После этого начались чеканные работы, но в 1737 г. в Кремле опять вспыхнул пожар. Люди, боясь, что колокол расплавится от высокой температуры, поливали его водой. От резкого изменения температуры Царь-колокол потрескался и от него отвалился кусок в 11.5 т. Это выяснилось только после пожара. Потрескавшийся и сломанный колокол стал никому не нужен и про него забыли на 100 лет. В 1819 г. после войны с французами во время восстановительных работ в Кремле Царь-колокол, наконец, подняли и установили на постамент. Высота Царь-колокола – 6.24 м., диаметр – 6.6 м., масса почти 200 тонн. На колоколе надпись, что отлит он был в 1733 г., хотя на самом деле это произошло только в 1735 г. Вот такая судьба у самого большого колокола в мире, все его беды были связаны в основном с пожарами. Сейчас он стоит на постаменте рядом с Колокольней Ивана Великого, к которой мы как раз и направляемся.

Официально, Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудие, памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Длина пушки – 5,34 м, наружный диаметр ствола – 120 см, диаметр узорного пояса у дула – 134 см, калибр 890 мм (35 дюймов), масса – 39,31 т (2400 пудов).

С первого профессионального взгляда на Царь-пушку становится понятно, что вот этим стрелять нельзя. Вообще-то, худо-бедно стрелять можно почти из всего – из обрезка водопроводной трубы, из лыжной палки и т.д. Но этот артиллерийский комплекс, выставленный на обозрение в Кремле – настоящая бутафория . Или нет?

Давайте разбираться подробнее …

В народе ходит много заблуждений про неё. Например: «В России была самая мощная и передовая в мире производственно-технологическая база изготовления чугуна, памятниками которой и являются эти уникальные артефакты (это про Царь-колокол и Царь-пушку, – авт .)… уже давно доказано, и есть документальные подтверждения того, что Царь-пушка реально стреляла» .

По колоколу и так понятно. Их делают исключительно из бронзы, причём не любой, а специального состава. Ну, а пушки, конечно, разные бывают. Для этого в тяжёлые времена наш замечательный народ использовал даже берёзовый кап. Брали плотную кряжистую берёзовую заготовку, делали в ней отверстие, оковывали железными полосами, прожигали маленькое отверстие в казённой части для запала и вот пушка готова. В 17…19 веках их, в основном, уже лили из чугуна. Но Царь-пушка всё-таки бронзовая.

О документальных доказательствах того, что пушка стреляла, замечание важное. Действительно, в народе крутится информация о том, что некие специалисты точно установили… обнаружили… и т.д. Слух этот запущен журналистами. О том кто, и что действительно установил, будет подробно рассказано ниже. Также рассмотрим вопрос о другом заблуждении, которое бродит в учёных умах. Многие из них считают, что Царь-пушка, это огромный дробовик. Очень удобное мнение, которое позволяет историкам объяснять многие загадки, связанные с ней. На самом деле, это не так, что и будет убедительно показано.

Бытует и ещё одно устойчивое заблуждение, заставляющее сомневаться в разумности человеческой природы. Утверждают, что Царь-пушка изготовлена, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Нелепость этого утверждения тоже станет очевидной, по мере прочтения статьи.

Какие можно привести аргументы:

Во-первых , бросаются в глаза чугунные ядра, которые в 19 веке и стали источником тех самых разговоров о декоративном назначении пушки. В 16 веке пользовались каменными ядрами, а они в 2,5 раза легче выставленных чугунных. Можно совершенно точно сказать, что стенки пушки не выдержали бы давления пороховых газов, при выстреле таким ядром. Конечно, это понимали, когда их отливали на заводе Берда.

Во-вторых , бутафорский лафет, отлитый там же. Стрелять с него нельзя. При выстреле штатным каменным 800 килограммовым ядром из 40 тонной Царь-пушки, даже с небольшой начальной скоростью 100 метров в секунду, произойдёт следующее:

  • расширяющиеся пороховые газы, создавая повышенное давление, будут как бы раздвигать пространство между ядром и дном пушки;
  • ядро начнёт двигаться в одном направлении, а пушка – в противоположном, при этом скорость их движения будет обратно пропорциональна массе (во сколько раз легче тело, во столько раз быстрее полетит).

Масса пушки всего лишь в 50 раз больше массы ядра (в автомате Калашникова, например, это соотношение порядка 400), поэтому, когда ядро полетит вперёд со скоростью 100 метров в секунду, пушка покатится назад со скоростью около 2 метров в секунду. Эта махина остановится не сразу, всё-таки 40 тонн. Энергия отката будет приблизительно равна жёсткому удару КАМАЗа в препятствие на скорости 30 км/час.

Царь-пушку сорвёт с лафета. Тем более, что она просто лежит на нём сверху, как бревно. Удержать всё это может только специальный скользящий лафет с гидравлическими демпферами (гасителями отката), и надёжным креплением орудия. Уверяю вас, это и сегодня довольно внушительное устройство, а тогда такого просто не было. И всё это не только моё мнение: «В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 г. в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно – Царь-пушку вдребезги разнесёт!»

Поэтому, тот артиллерийский комплекс, который нам показывают в Кремле под названием Царь-пушка , это гигантская бутафория .


Классическая бомбарда

Сегодня упорно муссируются гипотезы о применении Царь-пушки в качестве дробовика. Мнение очень удобное для историков. Если это дробовик, то его таскать никуда не надо. Поставил к бойнице и всё, жди врага.

То, что отлил Андрей Чохов в 1586 году, то есть, сам бронзовый ствол, действительно могло бы стрелять. Только выглядело бы это совсем не так, как думают многие. Дело в том, что по своей конструкции Царь-пушка это не пушка, а классическая бомбарда (Рис. 1). Пушкой называется орудие с длиной ствола от 40 калибров и выше. У Царь-пушки длина канала ствола всего 4 калибра. А для бомбарды это как раз нормально. Они часто имели внушительный размер, и применялись для осады, как стенобитное орудие . Чтобы разрушить крепостную стену, нужен очень тяжёлый снаряд. Для этого и гигантские калибры.


Ни о каком лафете речь тогда не шла . Ствол просто прикапывали в грунт. Плоский торец упирали в глубоко забитые сваи (Рис. 2). Рядом копали ещё 2 окопчика для артиллерийского расчёта, поскольку такие орудия частенько разрывало. Заряжание иногда занимало сутки. Отсюда скорострельность подобных орудий – от 1 до 6 выстрелов в день. Но всё это стоило того, ибо позволяло сокрушать неприступные стены, обходиться без многомесячных осад и сокращать боевые потери при штурме.

Только в этом может быть смысл отливки 40 тонного ствола калибром 900 мм. Царь-пушка это бомбарда – стенобитное орудие , предназначенное для осады вражеских крепостей, а вовсе не дробовик, как некоторые склонны считать.

Вот и мнение специалиста по данному вопросу: «…В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо неё можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно не сутки, а всего 1-2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии» на 1730 г. числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов – 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов – 2, 22 фунта – 1, 21 фунт – 3 и т.д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр. Риторический вопрос: каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?..» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Царь-пушка никогда не применялась по назначению

Как было сказано в начале статьи, ходят слухи о неких «документальных подтверждениях» того, что Царь-пушка стреляла. Вообще-то, имеет большое значение не только факт выстрела, но ещё и чем она стреляла, и при каких обстоятельствах. Ядра, которыми заряжали пушку, могли быть разного веса, и навеска пороха могла быть разная. От этого зависит давление в канале ствола и мощность выстрела. Всего этого сейчас не определить. Кроме того, если из орудия были произведены пробные испытательные выстрелы, то это одно, а если оно применялась в бою – совсем другое. Приведу по этому поводу цитату:

«Документы об испытаниях Царь-пушки или применении её в боевых условиях не сохранились, что дало основание позднейшим историкам для длительных споров о её назначении… Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, а изготовлена она, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар… Интересная деталь, в 1980 г. исследовавшие канал орудия специалисты из Академии им. Дзержинского сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, 1 раз…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

Кстати, отчёт этих самых специалистов по непонятным причинам не был опубликован. А раз отчёт никому не показывают, то его нельзя считать доказательством. Фраза «стреляли, по крайней мере, 1 раз» видимо кем-то из них была обронена в беседе или интервью, а то мы бы вообще ничего об этом не узнали. Если бы пушка использовалась по назначению, то неизбежно в стволе имелись бы не только частицы пороха, которые по слухам и были обнаружены, но и механические повреждения в виде продольных царапин. В бою из Царь-пушки стреляли бы не ватой, а каменными ядрами весом примерно 800 кг.

Должен быть и некоторый износ поверхности канала ствола. Иначе и быть не может, потому что бронза достаточно мягкий материал. Выражение «по крайней мере», как раз и свидетельствует о том, что кроме частиц пороха ничего существенного там обнаружить не удалось. Если это так, то пушка не применялась по назначению. А частицы пороха могли остаться от испытательных выстрелов. Точку в этом вопросе ставит тот факт, что Царь-пушка ни разу не покидала пределов Москвы :

«После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, её перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали верёвки, в эти верёвки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных брёвнах-катках. Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка – у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землёй. Эти помосты назывались роскаты…» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

У себя дома применять стенобитное орудие по назначению как-то самоубийственно. В кого собирались стрелять 800 килограммовым ядром от стен Кремля? По живой силе противника 1 раз в день стрелять бессмысленно. Танков тогда не было. Наверное, ожидали появления Годзиллы. Разумеется, эти огромные стенобитные орудия были выставлены на всеобщее обозрение не с боевыми целями, а как элемент престижа державы. И, конечно, это не было их основным предназначением. При Петре I Царь-пушку установили на территории самого Кремля. Там она находится и по сей день. Почему она ни разу не использовалась в боевых действиях, хотя как стенобитное орудие вполне боеспособна? Может быть, причиной тому является её чересчур огромный вес? Реально ли было перемещать такое орудие на большие расстояния?

Транспортировка

Современные историки крайне редко задают себе вопрос: «для чего?» . А вопрос – крайне полезный. Вот и давайте спросим, для чего было отливать осадное орудие весом 40 тонн, если бы его нельзя было доставить к вражескому городу? Для того, чтобы напугать послов? Вряд ли. Могли бы для этого изготовить дешёвый макет, и показывать его издалека. Зачем столько труда и бронзы тратить на блеф? Нет, Царь-пушку отлили, чтобы использовать её практически. Значит, могли и переместить. Как они могли это сделать ?

40 тонн – это действительно очень тяжело. Такой вес не способен перевести грузовик КАМАЗ. Он рассчитан только на 10 тонн груза. При попытке погрузить на него пушку, сначала разрушится подвеска, затем погнётся рама. Для этого нужен тягач в 4 раза более прочный и мощный. А всё, что можно было изготовить из дерева, с целью удобной транспортировки пушки на колёсах, имело бы воистину циклопические размеры. Ось такого колёсного устройства была бы толщиной не менее 80 см. Дальше нет смысла представлять, всё равно никаких свидетельств о чём-то подобном нет. Везде написано, что Царь-пушку тащили, а не везли.

Посмотрите рисунок, на котором грузят тяжёлое орудие. К сожалению, здесь мы видим только сталкивание бомбарды с настила, а не сам процесс перемещения. Но на заднем плане видна транспортная платформа. У неё загнутая к верху носовая часть (защита от утыкания в неровности). Платформу явно использовали для скольжения. То есть, груз тащили, а не катили . И это правильно. Катки можно использовать только на ровной и твёрдой поверхности. Где такую найдёшь? Вполне понятно и то, что загнутая носовая часть окована металлом, ведь груз очень тяжёлый. Вес большинства стенобитных орудий не превышал 20 тонн.

Допустим, что основную часть пути они преодолевали по воде. Перемещение этих бомбард волоком на небольшие расстояния в несколько километров с помощью множества лошадей, тоже выполнимая задача, хотя и очень нелёгкая. Но можно ли сделать то же самое с 40 тонным орудием? Обычно такие исследования заканчиваются выражениями типа «исторический казус». Как будто решили недотёпы всех удивить, отлили что-то рекордно гигантское, а как тащить не подумали. Вот, дескать, как это по-русски – Царь-колокол, который не звонит и Царь-пушка, которая не стреляет.

Но мы не будем продолжать в этом духе. Давайте прощаться с мыслями о том, что наши правители были глупее сегодняшних историков. Довольно валить всё на неопытность мастеров и самодурство царей. Царь, сумевший занять этот высокий пост, заказавший 40 тонное орудие, оплативший его изготовление, был явно не дурак, и должен был очень хорошо обдумать свой поступок. Такие затратные вопросы с кондачка не решаются. Он совершенно точно понимал, как собирается доставить этот «подарок» к стенам неприятельских городов.

Конструкция стволов древних мортир А Чохова: а - Мортира «Самозванец», 1605 г.; б - «Царь-пушка», 1585 г.

Кстати, отговорка типа «сначала сделали, а потом подумали, как перетащить» довольно часто встречается в исторических исследованиях. Это стало привычным. Не так давно канал Культура рассказывал зрителям о китайской традиционной архитектуре. Показали вырубленную в скале плиту весом 86 000 тонн. Объяснение в общих чертах такое: «Китайский император, якобы, имел отклонения в психике на почве гигантского самолюбия и заказал себе немыслимых размеров гробницу. Он сам, архитекторы, тысячи каменотёсов, якобы, были психически неполноценными и в части логики. Десятилетиями все они осуществляли мегапроект. Вырубили, наконец, плиту и тут только поняли, что даже с места сдвинуть её не смогут. Ну и бросили это дело…» Похоже на наш случай.

Громадное орудие Малик-э-Майдан

То, что Царь-пушка – это не просто всплеск энтузиазма московских литейщиков, доказывает и существование ещё более громадного орудия Малик-э-Майдан (Рис. 4, Рис. 5). Оно было отлито в Ахман-дагаре в Индии в 1548 году, и имеет массу целых 57 тонн. Там историки тоже поют песни о 10 слонах и 400 буйволах, тащивших эту пушку. Это такое же по назначению осадное орудие, как Царь-пушка, только тяжелее на 17 тонн. Что это, второй исторический казус в это же историческое время? И сколько ещё таких орудий надо обнаружить, чтобы понять, что их в то время отливали, доставляли к осаждённым городам и практически использовали? Если мы сегодня не понимаем , как это происходило, значит, таковы наши познания .

Здесь мы снова сталкиваемся с остаточно-низким уровнем нашей сегодняшней технической культуры. Это связано с искажённым научным мировоззрением. С современных позиций мы не видим решения, которое было в то время очевидным. Остаётся сделать вывод, что ещё в 16 веке на Руси и в Индии знали что-то такое , что позволяло перемещать подобные грузы.

Упадок артиллерийских технологий в средние века

На примере бомбард можно увидеть очевидную деградацию артиллерийского искусства на протяжении столетий средневековья. Первые образцы изготавливались из двухслойного железа. Внутренний слой был сварен из продольных полос, а снаружи его укрепляли толстые поперечные кольца. Через некоторое время стали изготавливать литые орудия из бронзы. Это однозначно снизило их надёжность, и соответственно, увеличило вес. Любой инженер вам подтвердит, что кованое железо на порядок прочнее литой бронзы. Тем более, если оно собрано, как описано выше – двухслойным пакетом с направлением волокон соответствующим действующим нагрузкам. Вероятно, причина в стремлении удешевить процесс изготовления.

Конструкция первых бомбард тоже удивительно прогрессивна. Например, сегодня вы не найдёте современных образцов стрелкового оружия, которые заряжались бы со стороны дульного отверстия. Это очень примитивно. Уже полтора столетия в ходу заряжание с казённой части. В таком способе масса преимуществ – и скорострельность выше, и обслуживание орудия удобнее. Недостаток один – более сложная конструкция с запиранием казённой части ствола на момент выстрела.

Как интересно, что первые же в истории орудия (бомбарды), сразу имели прогрессивный способ заряжания с казённой части. Казённик часто крепился к стволу с помощью резьбы, то есть, ввинчивался. Такая конструкция некоторое время сохранялась и в литых орудиях. Посмотрите на Рис. 6. Здесь сравнивается турецкая бомбарда и Царь-пушка. По геометрическим параметрам они очень похожи, но Царь-пушка, отлитая на сотню лет позже, уже выполнена неразъёмной. Значит в 15…16 веках перешли на более примитивное дульное заряжание.

Вывод здесь может быть только один – первые бомбарды выполнялись с остаточным знанием прогрессивных конструктивных решений артиллерийского оружия, а возможно, копировались с каких-то старых и более совершенных образцов. Однако технологическая база уже была довольно отсталой для этих конструктивных решений, и могла воспроизвести только то, что мы наблюдаем в средневековых орудиях. При таком уровне изготовления преимущества казённого заряжания уже практически не проявляются, но их упрямо продолжали делать казнозарядными, потому что не знали ещё, как можно по-другому. Со временем техническая культура продолжала деградировать, соответственно и орудия стали выполняться неразъёмными, по более упрощённой и примитивной схеме заряжания с дульной части.



1894 год

Заключение

Вот и выстроилась логичная картинка . В 16 веке Московское княжество вело многочисленные боевые действия, как на востоке (взятие Казани), на юге (Астрахань), так и на западе (войны с Польшей, Литвой и Швецией). Пушку отлили в 1586 году. Казань к этому времени уже взяли. С западными странами было установлено шаткое перемирие, более похожее на передышку. Могла ли Царь-пушка быть востребована в этих условиях? Да, безусловно. От наличия стенобитной артиллерии зависел успех военной кампании. Города-крепости западных соседей надо было как-то брать. Иван Грозный умер в 1584 году, за 2 года до отливки пушки. Но именно он определил потребность государства в подобных орудиях, и процесс их изготовления был запущен. Вот как развивались события:

«С 1550 г. по 1565 г. на московском Пушечном дворе работами руководил Кишпир Ганусов (Ганус), по национальности, видимо, немец. В летописях встречаются упоминания об одиннадцати орудиях, им отлитых, но до нас не дошло ни одно. Самое большое медное орудие, отлитое Ганусовым в 1555 г., было названо Кашпирова пушка. Вес её составлял 19,65 т. В том же 1555 году московский мастер Степан Петров отлил пушку «Павлин» весом 16,7 т… Любопытно, что обе огромные пушки Иван Грозный повелел доставить к осажденному русскими Полоцку. 13 февраля 1563 г. царь приказал воеводе князю Михаилу Петровичу Репнину «пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот» и стрелять «без опочивания, день и нощь». От этой стрельбы дрожала земля – «ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче». На следующий день ворота были разрушены, и сделано несколько проломов в стене. 15 февраля Полоцк сдался на милость победителям. В 1568 г. молодой ученик Кашпира Андрей Чохов (до 1917 г. его писали Чехов) отлил своё первое орудие… Самым знаменитым орудием Андрея Чохова стала Царь-пушка (1586 г.)» (Александр Широкорад «Чудо-оружие Российской империи»).

При Иване Грозном было отлажено производство подобных орудий и освоено их применение, включая транспортировку. Однако, волевая государственная хватка пропала после его смерти и вступления на престол преемника. Фёдор 1 Иоаннович был человеком совсем другого склада. В народе его называли безгрешным и блаженным. Вероятно, стараниями последователей Ивана Грозного заказ на изготовление Царь-пушки всё же был сформирован. Однако, величие творения Андрея Чохова всё же превышало запросы нового царя. Поэтому Царь-пушка осталась невостребованной, хотя боевые действия с применением осадной артиллерии велись уже спустя 4 года (русско-шведская война 1590-1595 года).

Вывод

Царь-пушка – настоящая . Антураж вокруг неё – бутафория . Сформированное общественное мнение о ней – ложно . Царь-пушка должна удивлять нас, гораздо больше, чем древние мегалиты. Ведь они удивительны тем, что огромные камни весом в несколько тонн доставлены… подняты… поставлены… и т.д. В 16 веке ничего принципиально нового, отличного от неолита в транспортировке и погрузке (согласно официальной точке зрения) не применялось, а 40-тонное орудие транспортировали . Кроме того, камни ставили один раз и на века, а не менее тяжёлую пушку предполагалось многократно перемещать на огромные расстояния.

Она тем более удивительна, что была изготовлена сравнительно недавно, ещё в 16 веке. Ведь про время мегалитов учёные вольны фантазировать, как им вздумается – сотни тысяч рабов, столетия строительства и т.д., но про 16 век много чего известно. Тут с фантазиями не разгуляешься.

В кремле выставлено на обозрение настоящее чудо , замаскированное под нелепость , но мы его не замечаем, потому что зомбированы пропагандой, ложными гипотезами и мнением авторитетов.

С одной стороны, это образец гигантской бутафории 19 века, с другой – одно из крупнейших действующих средневековых орудий. Вместе с тем, она замечательный свидетель упадка артиллерийских технологий средневековья.

Вот что вам еще напомню - и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -