Бог грома, войны и молнии индра. Характеристика и история асуры ооцуцуки

Индуизм славится своим объемным пантеоном и запутанными отношениями между различными его представителями. Возглавлял весь многочисленный спектр божеств Древней Индии, по преданиям, некий бог Индра. В данной статье вы найдете все сведения о нем: легенды, связанные с его именем, его происхождение, как он выглядел согласно воззрениям индуистов и каким образом влиял на жизнь .

Кто это

В общем и целом можно смело заявлять, что данное божество является индуистским аналогом древнегреческого Зевса. Согласно представлениям индуистов, ведистов и некоторых представителей Индра - это царь всех высших богов, которых также называли дэвами, главный в Сварге, небесном городе, индуистском аналоге Олимпа.

Подобно Зевсу, он обладает способностью контролировать гром и молнию, а также считается богом войны, который возглавляет всех старших богов в их войне против младших, также именуемых демонами или асурами.

Он является главным покровителем варны кшатриев, сословия, полностью состоящего из богатых и влиятельных воинов. Зачастую именно из этой варны выбирались все будущие цари.

Происхождение божества

Как и происхождение абсолютного большинства иных представителей индуистского пантеона, происхождение Индры является весьма запутанным и часто трактуется по-разному в разных ответвлениях индуизма и ведизма. Его родителями принято называть самых разных персонажей мифов того времени.

Самой часто встречаемой версией происхождения данного божества является появление его от Андити, матери всех богов. Считается, что он был седьмым по счету и наиболее любимым отпрыском богини.

Сказания утверждают, что его появление на свет было довольно необыденным, но какие конкретно события его сопровождали, никто не упоминает.

По преданиям, сразу после рождения маленький Индра ухватил одного из своих братьев, тело его покрылось золотой панцирной броней, а сам он принял позу столь гордую и воинственную, что все дэвы сразу поняли - перед ними будущий великий воин и, без сомнений, один из главных претендентов на трон.

Как выглядит и атрибуты Индры

Этот индийский бог является одним из наиболее антропоморфных представителей всего индуистского пантеона. Единственное, что существенно отличало его от обычного , это то, что он был многоруким. На изображениях он, как правило, имеет две пары .

Когда так долго вымаливаемый дождь наконец-то проходил, люди устраивали шумное пиршество в честь повелителя молний и говорили, что ему в очередной раз удалось повторить свою победу над змеем Вритрой, который перекрыл доступ к их селениям.

Важно! Если вы вдруг соберетесь принести жертву Индре, помните, что недостаточно будет просто оставить на алтаре какие-либо дары, важно раздать их монахам и служителям святых мест, дабы ваша молитва была услышана.

Среди варны кшатриев этот бог почитался особо. Считалось, что именно тот владетельный воин, который делает наиболее щедрые подношения Индре, имеет самые существенные шансы, чтобы стать в будущем царем. Многие воины, кроме жертв, шли в бой с именем данного бога на устах, совершали подвиги в его честь.
Так как Индра являлся главным военачальником в борьбе дэвов против асуров, именно его призывали простые люди в тех случаях, когда, по их мнению, демоны начинали строить им какие-то козни и всячески пакостить.

Считалось совершенно нормальным принести небольшую жертву Индре, если, например, вы стали замечать, что в доме пропадают вещи, портятся не в срок , капризничают и т. д.

Индра и эзотерика

С точки зрения эзотерики данное божество является покровителем полностью зрелого манаса (разума), который освящается светом божественных знаний.

Наш разум на каком-то из этапов своей зачастую начинает погружаться в пучину мыслей о том, что душе, скорее всего, не достанется никаких благ в загробной жизни по причине недостаточно праведного земного существования или что наш разум вступает в сознательный конфликт с любыми проявлениями душевного величия.

Индра же, согласно трактовкам эзотериков, пытается привести манас и душу к общему знаменателю, помирить одно с другим. Как утверждают эзотерические практики, принеся жертву данному божеству или помолившись ему, вы сможете на некоторое время избавиться от внутренней дисгармонии и прийти в состояние духовного равновесия.
Итак, надеемся, что данная статья помогла вам найти ответ на вопрос о том, кто такой Индра. Помните, что существует большое количество различных трактовок индуистского пантеона, и не стоит воспринимать данную статью как последнюю инстанцию.

Знаете ли вы? Во всех ответвлениях в сумме присутствует около 8,5 миллиона высших и низших богов, поэтому каждый представитель данной религии может выбрать себе наиболее подходящий для поклонения объект.

Для того чтобы наиболее полным образом разобраться в данной тематике, рекомендуем вам отправиться в поездку по родной для данной религии стране - Индии.

Полный рост

Данные
Кана: 大筒木・アシュラ
Чтение: おおつつき・アシュラ
Ромаджи: Ootsutsuki Ashura
Статус: Мёртв
Классификация: Сенсор (только в аниме)
Сеннин
Пол: Мужской ♂
Дата рождения: 8 июня
Природные свойства : Катон
Футон
Райтон
Дотон
Суитон
Интон
Йотон
Онмьётон
Кеккей Генкай : Мокутон (только в аниме)
Родина : Со но Куни (только в аниме)
Отец: Отсутсуки Хагоромо †
Клан :

Отсутсуки Ичизоку

Родственники: Отсутсуки Индра † (старший брат)
Отсутсуки Кагуя (бабушка)
Тенджи † (дедушка)
Канна † (жена) (только в аниме)
Первое появление
Дебют: «Наруто», том
«Наруто», глава 462
«Наруто Шиппуден», эпизод

Личность

Асура при поддержке своих друзей и верных последователей

В детстве, Асура был беззаботным любящим ребёнком, проводившим время в играх со старшим братом. Несмотря на происхождение, Асура не обладал какими-то весомыми талантами, в отличие от отца и брата, и не мог полагаться только на свои способности. Наоборот, он прибегал к чужой помощи и объединял свои усилия с усилиями своих друзей. В аниме Асура также был показан стесняющимся отсутствия талантов, как у отца и брата, неуверенным и нетерпеливым. Тем не менее, Асура упорно тренировался, ориентируясь на своего брата, Индру, как на идеал, стремясь достичь его уровня. Более того, он был уверен, что именно Индра станет достойным наследником Хагоромо и возглавит учение Ниншу безо всяких сомнений. Сам Асура со временем стал целеустремлённым человеком, никогда не отказывающимся от цели, поставив её перед собой. Упорным трудом, с помощью и поддержкой многочисленных друзей и союзников, он пробудил собственную силу, не забывая при этом о своих принципах и основополагающем звене Ниншу - любви, которую он считал ключом к миру. Всё это побудило Хагоромо назначить наследником именно Асуру.

После того, как Индра отошёл от учения отца, сосредоточившись на совершенствовании собственной мощи, Асура увидел решение конфликта в сражении, несмотря на глубокие любовь и уважение к старшему брату. Стремясь предотвратить кровопролитие, Асура попытался поговорить с братом, что не принесло успеха. Сражение между братьями проходило веками меж их потомками и реинкарнациями - Учиха и Сенджу.

Внешность

У него короткие, заострённые, каштановые волосы, по обе стороны лица свисают два локона, окутанные бинтами, обрамляющие обе стороны его лица в похожей манере со своим братом. Он обладал суровыми чертами лица. Спустя годы, Асура также отрастил бородку, как у своего отца. Он носил протектор без символа, который впоследствии был заменён на налобную повязку. Кимоно Асуры имело светло-серый оттенок и узор в виде ожерелья из магатама, подпоясанное тёмной тканью. Под ним он носил чёрную одежду.

Изменения

Прошлое

Хагоромо обучает Асуру и Индру Ниншу

Рождение Асуры, младшего сына Хагоромо, оказалось сопряжено с трудностями: его мать умерла вскоре после родов. Несмотря на это, детство Асуры было мирным и радостным, он весело и беспечно проводил время вместе с отцом и братом или же играл с деревенскими детьми. Повзрослев, они с братом изучали Ниншу под руководством Хагоромо, в надежде, что один из них станет преемником Рикудо Сеннина. Всё это время Асура жил в тени своего старшего брата Индры во всех смыслах, не имея природного таланта. Это натолкнуло Асуру на осознание ценности окружающих его людей, и силы множества друзей и союзников, которых он обрёл. В конце концов, он пробудил свою собственную силу, сравнимую с братской. В аниме, несмотря на то, что он продолжал восхищаться талантами своего брата, Асура начал беспокоиться об Индре, который с каждым днём становился всё более замкнутым и отдалялся от других.

В аниме, Хагоромо решил по-отдельности отправить братьев на задания по восстановлению бедствующих земель в качестве испытания, чтобы определить, кто из них станет наследником Ниншу. По пути Асуру сопровождал Тайзо , один из жителей его деревни, которому он помог, когда тот был заключён в тюрьму Индрой за нарушение закона, которого тот ослушался в попытках помочь больной матери. В конце концов, путешествие через суровую пустыню привело их к маленькой, однако таинственным образом процветающей деревне, где Асура почувствовал присутствие Шинджу . Местные жители встретили их с агрессией из-за недавних краж, совершённых чужаками, но Асура быстро заслужил их доверие, исцелив девушку по имени Канна . Когда Асура собрался провести расследование в деревне, он обнаружил, что главный склон был опечатан и находился под стражей. Затем Канна попросила его вылечить её мать, которую вместе со многими другими жителями поразила неизвестная болезнь. Осмотрев её, Асура обнаружил маленькие корни на её теле, и присутствие сильной чакры. Осознавая, что в деле было замешано Шинджу, он вместе с Тайзо вывел из строя стражу и нашёл небольшую пещеру, которая вела к внутреннему пространству древа.

Придя к выводу, что именно присутствие саженцев Шинджу придало земле плодородие, но в то же время вызвало болезни у людей от потребления выращенной на этой земле пищи, Асура обратился к старейшине деревни. Тот знал о влиянии Шинджу и с сожалением отверг предложение Асуры уничтожить саженец, отметив, что деревня потеряла слишком многих людей из-за бесплодия земель до появления саженца. Асура решил, что единственный способ помочь жителям деревни заключался в нахождении альтернативного источника воды, на который они могли положиться, поэтому он начал усердно копать колодец в течение недель. В конце концов, жители вдохновились его самоотверженными действиями и решили помочь ему. В это же время Асура начал учить их Ниншу, которое они использовали в работе над колодцем. Год спустя они наконец обнаружили воду, которая образовала большое озеро возле деревни. Обрадованные своими усилиями, жители с гордостью сожгли саженцы Шинджу, а больные люди начали выздоравливать благодаря свежей воде и методам Ниншу. Завершив работу, Асура вернулся домой, вместе со многими жителями деревни, включая Канну, которые выразили желание пойти с ним, чтобы узнать, где Асура обучился Ниншу. После возвращения домой, Асура встретился с отцом и старшим братом, который завершил свою миссию несколько месяцев назад.

Асура против Индры

На смертном одре Хагоромо выбрал Асуру своим наследником, чтобы тот осуществил его мечту мира и понимания во всём мире. В аниме, Хагоромо выбрал Асуру, исходя из результатов миссий братьев. В то время как Асура настаивал на том, что Индра был более очевидной кандидатурой, Хагоромо отметил, что методы Индры непроизвольно привели к разрушению деревни, поскольку жители остались бесцельными и эгоистичными. Следующей ночью Хагоромо передал свою силу Асуре, попросив его связаться с Индрой и помочь ему восстановить сострадание. Когда все начали праздновать успех Асуры, Индра в своей зависти и из-за манипуляций Куро Зетсу напал на деревню и решил сразиться с Асурой за титул преемника, также желая отомстить отцу и брату за лишение его права по праву рождения. Асура умолял Индру одуматься, но последний оставался глух к его мольбам, поскольку твёрдо считал, что сила является единственным верным средством для обеспечения мира и порядка. Когда Индра начал угрожать мирным жителям, Асура пробудил свою чакру Рикудо и смог отразить атаку Индры. Понимая, что битва неизбежна, Хагоромо наставил жителей передать их чакру Асуре, что позволило ему набраться сил. Обретя могущество, Асуре удалось одолеть Индру, который всё же сбежал, пообещав уничтожить Ниншу и своего младшего брата.

Асура и его семья слушают последние слова Хагоромо

По прошествии нескольких лет Асура женился на Канне, и у них родились два сына и дочь. Когда Хагоромо находился на грани смерти, он сообщил сыну о своей последней встрече с Индрой, который поклялся уничтожить учения отца даже в следующих жизнях. Асура утешил отца и пообещал перерождаться вместе с Индрой, чтобы остановить его, так как надеялся, что однажды они смогут найти мирное решение. После смерти Асуры и Индры, потомки обоих братьев продолжили их вражду. Потомки Индры, - клан Учиха , противостояли потомкам Асуры - клану Сенджу . При этом представители обоих кланов не подозревали об истоках их конфронтации.

Способности и техники

Асура родился без каких-либо особенных способностей. Тем не менее, годы спустя он раскрылся как мастер Ниншу, пробудив способности упорными тренировками. Таким образом, стало ясно, что он унаследовал "тело" своего отца: могущественную жизненную энергию, что дало ему возможность биться на равных с талантливым от рождения старшим братом, Индрой. Благодаря его жизненной позиции, Хагоромо сделал его своим наследником и подарил свою силу , дав ему возможность использовать Гудодама. В разное время, в ближнем бою Асура использовал и шакуджо, и меч, показав своё мастерство с обеими видами оружия.

Ниншу

Асура использует Аменомихашира

Развиваясь медленнее, чем брат, Асура, однако, смог достичь небывалых вершин в Ниншу. Это позволило ему не только использовать собственные навыки, но и обучать им других. Он также показал способности в бою, схлестнувшись с братом на равных по силе техниках. В аниме Асура также является сенсором , что позволяет ему чуять людей с расстояния, и, кроме того, он может исцелять мелкие повреждения. Асура разработал технику Аменомихашира , похожую на будущий Расенган : сферу чакры, внутри которой находятся три другие, более мелкие. Среди других его способностей находятся умение погружать людей в сон и познания в Тайдзюцу .

Баян? А если отбросить всё что было в аниме и ориентироваться только на канон? В первую очередь будет ощутимое разочарование двух взрослых, с давно сложившимися взглядами людей, и в себе, и в других, что за это время наворотили дел. Один возглавлял Ниншуу и должен был научить людей использовать чакру чтобы объединять их и дать им понимать друг друга без слов. А с его гибелью Ниншуу не только исчезло, но и извратили суть учения, ныне считая предшественником ниндзюцу. Второй передал людям ниндзюцу, чтобы они стали сильнее - так они используют эту силу не только чтобы убивать друг друга, но и устраивать какие-то мировые войны и поддерживать совершенно глупые системы ублюдочных элементарных стран и скрытых деревень! "Попадают" братья после того, как, по-видимому, убили друг друга во время второй их битвы - но со всем прошедшим вражда, которая начала становиться смыслом жизни, которая велась за наследство и чакру Хагоромо вдруг стала абсолютно бессмысленной. От того чтобы шиноби (тем более каге) становиться, оба явно не в восторге: использовать чакру чтобы убивать людей за деньги - последнее дело. Да само существование шиноби для них оскорбительно! С другой стороны есть - пить - денежки зарабатывать надо, и аппарат принуждения у родной деревни присутствует. Сюжет будет сильно зависеть от того в какой момент "попадание". Будет ли Команда номер 7, какие будут отношения с сенсеями: нужны ли такие учителя как в каноне людям, которые сами были сенсеями и создавали техники и, как я уже говорил, имеют взгляды на мир совершенно не такие как у современных шиноби. Исполнятся ли пророчества Гамамару или придётся ждать следующего поколения, а если исполнятся, что станет их героями? Поскольку внешность зависит от духовного тела, а духовные тела и чакра у братьев свои то внешность - близкая к ним в первой жизни, в крайнем случае с элементами внешности от собственно Наруто и Саске (ну, "усы" в любом случае будут ибо влияние Курамы до рождения), у Индры его МШ - спиральный (у него понятно есть МШ).

Ни в коем случае не МС: каждое поколение шиноби превосходит предыдущее и уступает следующему. Курама будет так "рад" встрече со своим первым джинчурики, с которым некогда сотрудничал, а тот ничего особо полезного с такой силой не сделал, что не даст ни грамма чакры ("не важно, что именно вы джунчурики говорите, смысл всегда один и тот же, все вы хотите контролировать мою силу"), кроме как под угрозой запечатывания самим Мадарой. Также напоминаю, что у Асуры нет КГ, всех своих сил он достигал самостоятельно тренировками (и всё по новой, просто легче). Индра не имеет способа получить Вечный Мангекъё и должен будет искать другой способ предотвратить повреждения. Возможно и даже вероятно что оба были в первой жизни сеннинами, но Сеннин Модо зависит от тела, поэтому нужно тренировать заново. Как Куро Зецу будет реагировать на такое (хотя узнает явно далеко не сразу) - впрочем, от Акацки защититься сил у братьев хватит. Также напоминаю что "реинкарнации" в каноне это (судя по всему) просто люди которые имеют такую же чакру как их предшественники (не указано откуда эта чакра у них берётся). Пейринги любые в пределах разумного - всё таки оба брата в прошлом женатые люди.

Ом! О, дэвы, пусть наши уши слушают то, что благоприятно;
Пусть наши глаза видят то, что благоприятно, о достойные поклонения!
Пусть славный Индра благословит нас!
Пусть всеведущее Солнце благословит нас!
Ом! Пусть покой пребудет в нас!
Пусть покой пребудет в нашем окружении!
Пусть покой пребудет в тех силах, которые действуют на нас!

(«Атхарваведа», «Шандилья-упанишада», глава III)

И ндра (санскр. इन्द्र - ‘владыка’; ‘сила’) - бог (владыка) богов, является одним из главных богов ведического пантеона, в различных толкованиях может быть представлен как бог дождя и гроз - громовержец, бог войны, всегда предводительствующий в битвах дэвов с асурами, владыка Сварги, творец райской Индра-локи. Индра держит небосвод, он тот, «кто своими силами установил врозь Небо и землю, словно колёса с помощью оси» («Ригведа», X.89.4), «кто укрепил высокое небо, наполнил два мира, воздушное пространство, удержал землю и расширил её» («Ригведа», II.15.2), «кто породил эти Небо и Землю, силой воздвиг два широких, глубоких пространства, установленных там, где нет опор» («Ригведа», IV.56.3). Он же вращает звёздное пространство, словно колёса повозки, «охвативший кругом широкие просторы, Индра поворачивает его, как колёса колесницы, неостанавливающегося, словно деятельный поток, чёрный мрак он убил своим блеском» («Ригведа», X.89.2) . Он является олицетворением мирового древа - символа, представленного в мифологии многих стран, - символично объединяющего три мира: крона древа расположена в небесах (обитель дэвов), ствол - в земном мире; корни - в подземном (обитель асуров).

Индра был рождён от союза Кашьяпы и Адити, является одним из адитьев, согласно текстам «Ригведы», поддерживающих мироздание (их имена: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша, Индра, Мартанда), «Вишну-пурана» перечисляет двенадцать адитьев: Вишну, Шакра, Арьяман, Дхатри, Тваштри, Пушан, Вивасван, Савитар, Митра, Варуна, Амша и Бхага. Индра относится к локапалам - хранителям мира (стран света), коих всего восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

Особенными обстоятельствами было отмечено его рождение - в первые мгновения после появления на свет, облачённый в златые воинские доспехи, ослепляющие своим светом, Индра наполнил собой всю Вселенную. Его предназначением было стать великим воином, призванным сразить силы тьмы. Жена Индры - тысячеокая царевна Индрани, она же Шачи, Пуломая, Махендри. Арджуна - один из главных действующих лиц эпоса «Махабхарата», один из братьев пандавов, был сыном бога Индры. Спутники, сопровождающие бога Индру: боги ветров - маруты, бог грозы Парджанья, бог-хранитель Вселенной Вишну, бог ветра Ваю, бог водной стихии Варуна, огненный бог Агни, солнечный бог Сурья, неистовый бог Рудра, а также Дханеша, Яма и Ниррити. Обителью Индры является тысячевратный город Амаравати, расположенный близ священной горы Меру, здесь есть чудесная роща Нандана (санскр. - ‘блаженство’), сюда попадают доблестные храбрые воины, павшие в боях. Согласно «Вишну-пуране», мир Индры предназначен для стойких в битве кшатриев. «…Восхитительный город, населённый сиддхами и чаранами. Его украшали священные деревья, покрытые цветами всех времен года. Овевал его благовонный ветер, смешавший дивные, благостные ароматы различных деревьев. <…> Населённый апсарами волшебный лес Нандана, чьи деревья, казалось, приветствовали своим чудесным цветением» («Махабхарата», часть III «Араньякапарва», глава 44).

В ведическом пантеоне изначально Индра занимал одно из важнейших мест. Большая часть гимнов «Ригведы» посвящена именно богу Индре. Однако в «постведическую» эпоху Индра уступил своё место Тримурти. Пураны «облачают» Индру по большей части человеческими пороками, и наделяют такими чертами, которые не присущи в нашем представлении верховному богу ведического пантеона. В данной статье мы не будем излагать «пураническую» версию относительно «забав» и «коварства» бога Индры, а обратимся к истокам - величайшему наследию ведической традиции - «Ригведе». Здесь он представлен как величайший и высочайший из всех богов, победитель асуров, нагов, дайтьев; также повествование всей Веды гимнов пронизано описанием основного космогонического сюжета - противостояния Индры и Вритры.


Имена бога Индры

Адити совершала тапасью в течение сотни лет по исчислению богов. После чего у неё родился сын, он имел четыре руки и сиял ослепительным блеском миллионов солнц. Он имел множество имён, в том числе: Индра, Шакра, Пакшасана, Магхава, Видьюджа, Марутвана, Акхандала, Васуда, Васудатта

«Падма-пурана»

Индра имеет множество имён, эпитетов, характеризующих его основные качества. В частности:

Шакра - могучий, сильный;
Ваджрапани , Ваджрин - владеющий ваджрой, носящий ваджру;
Махендра - великий Индра;
Весава - владыка благих;
Мегхавахана - восседающий на облаках;
Магхава - щедрый;
Дэвапати - владыка дэвов;
Дэврадж - царь богов;
Дэванам Индра - владыка тридцати трёх богов;
Вритрахан - победитель Вритры;
Балахан - победитель Балы;
Сахасракша - тысячеокий;
Пурандара - разрушитель твердынь;
Сваргапати - владыка Сварги;
Джишну - предводитель небесной рати;
Пурандара - сокрушитель (вражеских) городов;
Громодержец - держатель громовой стрелы;
Парджанья - дождевое, грозовое облако;
Пурухута - призываемый многими;
Шата-крату - повелитель тысячи жертвоприношений;
Тысячеглазый супруг Шачи ;
Амита-крату - безмерный.

Также в «Ригведе» (I.100.12) он именуется как «мастер с тысячей замыслов, обладающий сотней уловок», «обладающий сотней поддержек» (I.102.6) или «неколебимый, как гора, обладающий тысячей подкреплений» (I.52.2).

В ведических писаниях можно встретить упоминания различных видов оружия, которое сопутствует Индре в битвах. Так, в «Сканда-пуране» находим следующие наименования оружия, которые Индра использует в битвах с асурами: Тваштра, Агнея и Вайавйа; также применяется оружие, обладающие мистическими силами превращения: оружие Нарасимхи и Гаруды, оружие Нараяны.


…Шакра выпустил оружие Тваштра. Когда это оружие было заправлено в лук, от него разлетались огненные искры, от этого появились тысячи механических созданий. Битва продолжилась этими машинами в небесах. Небесная твердь лишилась звёзд. «…» Вселенная наполнилась потоками дождя… Увидев, что оружие Агнея отбито, Индра запустил несравненное оружие Вайавйа, и силой его тучи были разогнаны, небо просветлело и стало подобно лепестку голубого лотоса. «…» Шакра, поражающий (врагов) в битве, выпустил оружие Гаруды. Вслед за этим из него изошло тысячи Гаруд. «…» О Владыка, вспомни об оружии, принадлежащем Нарайане, обладателя великой чистоты ума. Услышав это, он выпустил Нарайана астру

«Сканда-пурана», глава 21

Применение некоторых видов оружия, сопровождаются мантрами, как например:

Убийца Вритры выпустил неотразимое оружие Нарасимхи. Вслед за этим появились тысячи львов, благодаря могуществу мантры. Они имели когти как пилы. «…» Затем он взял стрелу с остро заточенным наконечником, которая почитается в битве и разрушительна для врагов. Мудрый Индра вложил её в свой невидимый лук и выпустил с Агхора-мантрой. Он натянул тетиву, чьи лучи были надёжны, до самого уха, и быстро доставляли её до убиваемого врага. «…» После этого стрела с остро заточенным наконечником, выпущенная по ходу битвы из лука Пурандары с мантрой, подобная полуденному солнцу вонзилась в тело асура Джамбхи

«Сканда-пурана», глава 21

В «Махабхарате» упоминается сильнейшее оружие, именуемое пламенем Индры, «величественное и извергающее языки пламени», «стремительно пронзающее пространство, наполненное молниями», «яркое пламя, освещающее всё вокруг». Также используется в битвах разящий врагов дротик Васавы, громовая стрела Индры, восьмигранная, изобилующая алмазами, драгоценными камнями и жемчужинами, высоко чтимая палица.


Индрадханус - лук Индры, представляющий собой радугу, украшающую небесный свод переливами семицветья.

В «Махабхарате» также находим описание ещё одного мощного оружия, призываемого мантрами и приводимого в действие силою воли:

Тогда Арджуна пустил в него семнадцать жгучеяростных, неотвратимых, грозных, подобных пламени или ашани Индры (стрел). Могучим усилием воли Карна овладел собой и вызвал явление «оружия Брахмы». Тогда Арджуна призвал заклятиями «оружие Индры». Заклявши мантрами Гандиву, его тетиву и стрелы, Завоеватель богатств излил ливни стрел, как (изливает) дожди Пурандара. Те преисполненные гневного пыла, мощные стрелы, слетая с колесницы Партхи, (невидимые в полёте), затем становились видимыми уже только у самой колесницы Карны

«Махабхарата», книга VIII «Карнапарва», глава 66

«Рамаяна» повествует о стреле Индры, подобной алмазу:

В тревоге великой взирая с небесного свода, И боги, и демоны чаяли битвы исхода...
Как твёрдый алмаз, или Индры стрела громовая, Оружье взял Равана, Раму убить уповая…
Огонь извергало, и взор устрашало, и разум Оружье, что блеском и твёрдостью схоже с алмазом,
Любую преграду зубцами тремя сокрушало И слух потрясённый, свирепо гремя, оглушало

«Рамаяна», книга VI, часть 102

Стрела Индры

Из своих рук вручил ему Шакра любимое оружие своё -
ваджру, удара которой не перенесть никому

«Махабхарата», книга III «Араньякапарва», глава 45

Ваджра (санскр. - в переводе с санскрита имеет два значения: "удар молнии" и "алмаз") - стрела Индры, двуглавая палица с заострёнными концами, оружие, назначением которого было одолеть в бою Вритру. Олицетворяет могущественную силу, способствующую освобождению, символ власти над тёмными силами.


И выпущенная, словно громовая стрела Индры, - самим Индрой, она, отличающаяся высокой прочностью, как бы наполняя всю землю громким гулом, сверкающая сильным блеском и страшная, повергала в трепет…

«Махабхарата», книга VII «Дронапарва», глава 103

Буквально можно перевести с санскрита как "алмазная палица". Алмаз, обладающий качествами прочности, олицетворяет твёрдость духа, нерушимое бытие. Молния символично подразумевает также непреодолимую силу. Изготовил Ваджру бог-кузнец, создатель оружия богов, Тваштар. Он же выковал для Индры копьё Амогха (в переводе с санскрита означает ‘неотвратимый’). Ваджрой Индра разбивает гору, каменную пещеру, и освобождает воды (коров). Её также именуют Бхаудхара, Шата-брадхна (‘о ста остриях’), Сахасра-парна (‘тысячелистная’). Согласно гимнам «Ригведы», Индра использует лук, из которого выпускает стрелу с сотней наконечников и с тысячей перьев («Ригведа», VIII.77. 6–7).

Поединок бога Индры и Вритры

Мы хотим сейчас прославить, о Индра, твои прежние великие деяния, А также хотим мы прославить нынешние деяния. Мы хотим прославить ваджру в твоих руках, жаждущую подвигов, Прославить пару буланых коней - знаки солнца

«Ригведа», II.11.6

Битва между богом Индрой и демоном Вритрой описывается в «Ригведе» и является той основой, на которой зиждется всё, по сути, космогоническое повествование Веды гимнов. Вритра (санскр. वृत्र - ‘затвор’, ‘препятствие’), одно из имён его - Шушна (‘иссушающий’), демон с телом змеи и тремя головами, имеющий очевидное сходство с драконом, являющимся главным прототипом зла и тёмных сил в мифологиях разных стран мира. Демон засухи - его был призван убить обладающий непомерной силой бог Индра, который, согласно гимнам «Ригведы», «взрос для убийства Вритры» (X.55.7). В связи с этим Индру именуют Вритрахан, что означает убийца Вритры. Вритра описывается как лежащий в водах, ему принадлежат 99 крепостей («Ригведа», I.54.6), которые Индра разрушает. Вритра сковывает воды, которые благодаря Индре вновь приходят в движение. Существуют различные трактовки этой легенды, глубокий символизм которой невозможно объяснить буквально, - стоит иметь в виду, что в любом мифе антропоморфизируются образы богов. Однозначно то, что Индра выступает как сила света и добра, а его антипод Вритра олицетворяет тьму, мрак и зло. В этой битве сокрыт смысл непрекращающейся вечной борьбы сил света и тьмы, добра и зла, праведности и невежества.


В одной интерпретации легенды Индра является богом грозы, олицетворением молнии, разбивающий грозовые тучи, удерживающие в себе воды (корень имени «Вритра» - «врь», что означает ‘держать, покрывать’, дословно - «держащий воды облаков»), которые дождём изливаются на землю. Символично здесь скрыт смысл освобождения небесных вод. Другой вариант интерпретации мифа о противостоянии между Индрой и Вритрой - битва за дневной свет, когда Солнце возвращается Индрой, сразившим Вритру, сковавшего мир тьмой. Также может трактоваться как битва за освобождение коров (возможная аллегория коров с запертыми водами, днями, утренними лучами Солнца).

Согласно версии индийского исследователя, одного из основоположников арктической теории прародины ариев Б. Г. Тилака, описание поединка Индры и Вритры в «Ригведе» отражает противостояние сил природы, когда Индра освобождает Солнце («Ригведа», VI.20.5), спрятанное Вритрой во тьме, которое побеждает долгую зиму, а скованные льдом воды освобождаются... Согласно версии Тилака, осуществлялось жертвоприношение в помощь Индре, обозначенному в Веде гимнов как «Шата-крату» - хозяин сотни жертвоприношений, в битве с Валой, дабы освободить из плена зарю (Солнце), скованную мраком ночным, - производились возлияния божественного нектара - сомы, предназначенные Индре, сражавшемуся с Вритрой 100 ночей в океане, охваченном тьмой. Индра является разрушителем 99 или 100 крепостей, которые представляют собой, согласно арктической теории, ночи (100 неразрывно длящихся ночей на родине предков в Арктике, в приполярье, где Солнце уходит за горизонт не на одну ночь, как в наших широтах, а на долгое время). Так, на самом северном полюсе день и ночь длятся по полгода. По окончании битвы (спустя 100 ночей) начинались светлые дни (от 7 до 11 месяцев). Поэтому суть легенды о победе Индры заключается в феномене «одарения» светом людей, ожидавших его появления во мраке длительной ночи арктического региона.

Также здесь прослеживается космогонический символизм, отражающий момент сотворения Вселенной. Индра предстаёт той силой, которая из хаоса, изначальной тьмы, порождает свет, жизнь. Также символично в этой легенде представлен в образе Вритры изначальный хаос, из которого возникла Вселенная, Индра должен разрушить его, создав мир двойственности. Косность, пассивность трансформируется в движение, жизнь. Изначально мир состоял из первоначальных нераздельных вод, слитых воедино, «водных паров», что наполняли всё пространство. Речь идёт о создании материального мира из предшествующей ему субстанции - эфира.

Не было не-сущего, и не было сущего тогда. Не было ни воздуха, ни небосвода, за его пределами. Что двигалось туда-сюда? Где? Под чьей защитой? Что за вода была бездонная, глубокая? Мрак был сокрыт мраком в начале. Неразличимая пучина - всё это. То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту

«Ригведа», X.129.1,3


Этот миф о сотворении Вселенной и противостоянии сил света и тьмы встречается во многих других сказаниях народов мира. Так, в Вавилоне бог Мардук (также «отец богов», «владыка богов») противостоит чудовищу Тиамату (олицетворение мирового океана-хаоса, «тьма»), сразив которое, бог создаёт из тела дракона небо и землю. В славянской мифологии богу-громовержцу Перуну противостоит сын повелителя Нави Чернобога - Скипер-змей, олицетворение хаоса. У западных семитов бог-воин Балу, поражающий молнией-копьём, противостоит олицетворяющему водную стихию хтоническому чудовищу Латану (Левиафан), также богу подземного мира Муту, воплощению первоначального хаоса и засухи. Египетская мифология ведёт свой сказ о противостоянии солнечного бога Ра и обитателя подземного мира - змея Апопа, задачей которого было поглотить Солнце и погрузить землю во мрак. Жрецы многочисленными заклинаниями стремились удержать силы тьмы в подземном царстве, оказывая поддержку богу Ра в его борьбе с демоном тьмы Апопом. У хеттов сохранились различные версии противоборства бога грозы, дождя и молний Ишкура (или Адада) и змия Иллуянки; сказания повествуют о том, как они поочерёдно одерживают победу друг над другом, но в конце предания бог Ишкур убивает дракона. В Иране «Авеста» хранит сказания о боге войны Веретрагхне, защитнике страны ариев. «Веретрагхна» является эпитетом ведического «Вритрахан» - заметно этимологическое сходство имён. В иранской мифологии существует сказание о борьбе небесного всадника, бога дождя Тиштрьи, в образе белого коня , и демона засухи Апаоши, представленного в образе чёрной лошади. Символичен также древнегреческий миф о победе солнечного бога Апполона над змеем Пифоном. Сын бога-громовержца Зевса - Геракл совершает 12 подвигов, в одном из которых ему противостоит змееподобное чудовище - Лернейская гидра, которую он изгоняет из подземного царства Аида горящими стрелами. В Скандинавской мифологии

«Младшая Эдда» хранит сказание о борьбе бога грома и бури Тора с мировым змеем Ёрмунгандом, опоясавшим Землю. Кстати, боевой молот Тора носит название «Мьёльнир» (др.-сканд. - ‘сокрушающий’), ударом порождал раскаты грома и полыхание молний. Также символична легенда о Зигфриде и драконе Фафнире. Англо-саксонский эпос «Беовульф» повествует о борьбе воина Беовульфа опять же с драконом.

Изображение бога Индры

Индра изображается как четырёхрукий бог, восседающий на золотой колеснице, запряжённой двумя булаными конями, но чаще всего встречаются изображения Индры верхом на его вахане - белом слоне. В его правой руке - громовая палица, ваджра. При нём всегда имеется оружие: стрелы, лук, большой крюк и сеть (символ всеобъемлющей силы, покровительства). В других руках он также может держать топор, чакру, диск и танку, также одна рука его может быть сложена в защитную абхая-мудру, что прослеживается на изображениях многих других богов, ибо абхая-мудрой, символизирующей силу божества, происходит дарование им защиты. Иногда Индра представлен как бог с двумя руками, при этом на его теле изображается 1000 глаз, в данном случае всевидящего Индру называют «тысячеоким» - ничто не останется незамеченным Индрой, всё под его чутким взором пребывает во Вселенной. Вахана Индры - его боевой слон Айравата (санскр. ऐरावत - ‘восставший из вод’), царь всех слонов.


У Индры, царя богов, есть слон -
Когда ему известно намерение царя куда-то пойти,
Он преображается, создавая тридцать три головы,
Каждая голова имеет по шесть бивней.
Он обладает чудесной силой трансформации

«Аватамсака сутра»

Также Индре принадлежит появившийся среди сокровищ водных глубин во время пахтания Млечного океана Уччайхшравас (санскр. उच्चैःश्रवस् - ‘навостривший уши’) - семиголовый летающий конь белой масти, царь коней.

Мантры Индре

1. «Индра Сахасранама» - тысяча имён Индры.

2. «Индра-гаятри» - модификация традиционной Гаятри-мантры из «Ригведы» (III.62.10). Существуют различные вариации этой мантры.

Om bhur bhuvah svaha
Tat savitur varenyam
Om sahasranetraya vidmahe
Vajrahastaya dhimahi
Tanno Indrah prachodayat

3. Индра-мантра из «Махабхараты» («Адипарва», часть III, стих 152)

Vajrasya bhartā bhuvanasya goptā; vṛtrasya hantā namucer nihantā
Kṛṣṇe vasāno vasane mahātmā; satyānṛte yo vivinakti loke

«О, владеющий ваджрой, защитник Вселенной, сразивший Вритру и Намучи.

О, прославленный, ты выявляешь истину и ложь в этом мире». 4. Индра-бхагаван-мантра.

Oṁ namo bhagavate mahārājāya / rājadevāya

«Приветствуем верховного царя дэвов!»

Мантра является вариацией традиционной мантры Махавишну: «Oṁ namo bhagavate vāsudevāya» из «Вишну-пураны» и «Бхагавата-пураны».

Алмазная сеть Индры

«Алмазная сеть Индры» - это метафора, описывающая изначальное космическое пространство, первичная субстанция, эфирное энергетическое поле, Акаша, сетью объединяющая все части Вселенной. Чтобы понять суть этой аллегории, можно провести аналогию с росой на паутине: каждая росинка отражает в себе всю паутинку полностью, со всеми другими росинками - вся сеть в каждой капле. Эта сеть расположена над дворцом Индры и распростёрта во все концы мира. Эта метафора описана в традиции Буддийской Махаяны - «Аватамсака-сутре» (Цветочной гирлянде сутр), в заключительной её части - «Гандавьюха-сутре».

Суть концепции: «всё в одном, и одно во всём». Подобная картина мироздания представлена в современном мире науки - это теория фракталов, суть которой отражает принцип самоподобия, бесконечной делимости материи, когда каждая частица состоит из совокупности таких же частиц - фрактал представляет собой уменьшенную копию всего шаблона. Эта теория лишь научно подтверждает существующую с ведических времён концепцию. Подобные утверждения также были выдвинуты ещё в древности Аристотелем, Декартом, Анаксагором. Античная натурфилософия рассматривала человека как микрокосм, представляющий собой макрокосм (Вселенную) в миниатюре.


Постижение сути метафоры «сети Индры», символически изображающей, как Будда содержит в себе беЗчисленные Земли, каждый атом в этих землях также содержит беЗчисленные земли, каждая земля содержит беЗчисленное количество Будд, и так до беЗконечности, - приводит к осознанию единства бытия, взаимосвязи всего сущего во Вселенной

Согласно тексту «Аватамсака-сутры», океаны миров проявлены в каждом атоме Вселенной, что иллюстрирует беЗконечную взаимосвязь всех вещей, отражающих, или содержащих, одно во множестве, а множество в одном. Эта взаимосвязь символично названа «сетью Индры», которая представляет собой воображаемую сеть драгоценных кристаллов, отражающих друг друга: каждый драгоценный камень содержит отражения всех драгоценных камней в сети. При каком-либо изменении, возникшем на одном кристалле, это же изменение проявится в каждом кристалле всей сети. Нуменальная природа, или пустота, в одном явлении, такая же, как и во всех явлениях, и пронизывает все явления; и как это верно для одного, так это справедливо в отношении всех. Кроме того, взаимозависимость явлений означает, что в конечном итоге один зависит от всех и все зависят от одного; следовательно, существование всего считается неотъемлемой частью существования одного, и наоборот.

Все объекты желаний преходящи.
Как мыльные пузыри пусты внутри,
Так всё сущее подобно миражам,
Словно проплывающие облака или отражённая в воде Луна…
Качества объектов желаний тленны
Истинная радость приходит лишь от того, что реально и вечно

«Аватамсака сутра» (Сутра цветочной гирлянды мудрости

По сути, здесь прослеживается ключевая мысль, что весь окружающий нас мир - это большое зеркало, в котором отражается маленькая частица бытия - каждый из нас. Вовне мы не наблюдаем то, что не имеет проявления в нас самих.

В заключение процитируем текст из «Шандилья-упанишады», отражающий суть бытия, и в очередной раз напоминающий нам о единстве всего сущего. При описании конкретного божества достаточно сложно абстрагироваться от других и выявить конкретные, ему одному свойственные черты и качества, - таких нет. Всё едино и проявлено во взаимосвязи и взаимодействии. Помните, что разделяя богов, мы разделяем Сваргу божественную. Бог присутствует во всём существующем во Вселенной. Бог един и множественен в то же время.

«Затем Всевышний своим духовным разумом изъявил: "Да стану Я многими! Да распространюсь Я повсюду!" Тогда из этой запредельной Личности, которая пребывала в тапасе (аскезе), имевшем природу джняны (знания), и желания которой всегда выполняются, вышли три буквы (А, У, М), три вьяхрити (мистических имени Бхух, Бхувах и Сваха), трёхстрочная Гаятри, три Веды, три бога (Брахма, Вишну и Шива), три варны (брамины, кшатрии и вайшьи); три огня (гархапатья, ашавания и дакшина). Этот Всевышний Бог наделён всем в изобилии. Он пронизывает всё и пребывает в сердцах всех существ. Он – великий Маяви, играющий с майей. Он – Брахма; Он – Вишну; Он – Рудра; Он – Индра; Он – все боги и все существа. Он – восток; Он – запад; Он – север; Он – юг; Он внизу; Он вверху. Он – всё!»

И злые боги - считаются вредоносными; демоны и не боги. Но эзотерически - противоположное. Ибо в самых древних частях "Риг Веды", этот термин употреблен относительно Высшего Духа, следовательно, Асуры духовны и божественны. Лишь в последней книге "Риг Веды", в ее позднейшей части, и в "Атхарва Веде" и "Брахманах" этот эпитет, данный Агни , величайшему ведийскому Божеству, Индре и Варуне , начал означать противоположное богам. Асу означает дыхание, и своим дыханием Праджапати (Брама) создает Асуров. Когда ритуализм и догма завладели лучшей частью религии Мудрости, первая буква а была принята как отрицательная приставка, и окончательное значение этого термина стало "не бог", и лишь Сура - божество. Но в Ведах Суры всегда связывались с Сурьей, Солнцем, и считались низшими божествами, дэвами.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Да, помимо тех Существ, которые, подобно Якша , Гандхарва , Киннара и др., будучи рассматриваемы, как индивидуальности , обитают Астральный План , существуют настоящие Дэвы , именно к этим категориям принадлежат Адитья , Вайраджа , Кумары , Асуры и все те высокие небесные Существа, кого Оккультное Учение называет Манасвин , Мудрейшими, первейшими среди всех, и кто всех людей сделали бы самосознательными духовно разумными Существами, которыми они и станут, если бы они не были «прокляты» и осуждены к падению в зарождение и быть рожденными, как смертные за их пренебрежение к долгу.

Сура, завоевавшие свою умственную независимость, сражаются с Сурами, лишенными этого и которые потому представлены, как проводящие свои жизни в исполнении бесполезных обрядов и поклонений, основанных на слепой вере – намек, который ныне обходится молчанием ортодоксальными браминами – и, благодаря этому, первые становятся А-Сурами. Первые и Разумом-рожденные Сыны Божества отказываются создавать потомство и за то прокляты Брамой и осуждены родиться людьми . Они низвергаются на Землю , которая позднее превращается по теологической догме в Адские Области.

Имя «Асуры» вначале давалось браминами без разбора тем, кто противились их ритуалам и жертвоприношениям, как это делал великий Асура, названный Асурендра. Вероятно, к этим векам следует отнести представление о Демоне, как о противнике и враге.

Эзотерически Асуры, превращенные в последствие в злых Духов и низших Богов, вечно находящихся в состоянии войны с Великими Божествами – есть Боги Тайной Мудрости. В древнейших частях Риг-Веды они есть Существа Духовные и Божественные, ибо термин Асура употреблялся для обозначения Высочайшего Духа и был тождественен великому Ахура зороастриан . Было время, когда сами Боги Индра, Агни и Варуна принадлежали к Асурам.

В Таиттирия Брахмане, Дыхание (Асу) Брама-Праджапати оживотворилось, и от Дыхания этого он создал Асуров. Позднее, после Войны, Асуры называются врагами Богов, отсюда – «А -су-ра», начальное а, отрицательный префикс – или «Не -Боги»;

«Боги» упоминаются как Сура. Таким образом, это связывает Асуров и их перечисленные в дальнейшем Воинства с «Падшими Ангелами» христианских церквей, Иерархией Духовных Существ, встречающихся во всех Пантеонах древних и даже современных народов – от зороастриан до Пантеона китайца. Они Сыны изначального Творящего Дыхания при начале каждой новой Маха-Кальпы или Манвантары, и принадлежат к той же категории, что и Ангелы, оставшиеся «верными». Они были союзниками Сомы (отца Эзотерической Мудрости) против Брихаспати (представлявшего ритуальный или церемониальный культ). Очевидно, они были низведены в Пространстве и во Времени до степени противодействующих Сил или Демонов приверженцами ритуалов, из за их возмущения против лицемерия, притворного культа и против формы, привязанной к мертвой букве.