Анализ Пиковой дамы А.С.Пушкина. Три злодейства Германна. Сочинение на тему "какие три злодейства совершил герман" по повести "пиковая дама" срочно Какие три злодейства на совести германа

Три злодейства Германна

План

Петербург в произведении А.С. Пушкина ""Пиковая дама"".

а) Питер - город фантастических событий.

б)1-ое злодейство Германна.

в) Сходство с реальным Питером.

г) Особняк ""Пиковой дамы"".

Лиза - ""мостик"" между Германном и графиней.

""Случайные"" события.

Почему Германн ""обдёрнулся""?:

а) Третье злодейство Германна.

Пушкин - творческий гений.

Три злодейства Германна.

В своём произведении Пушкин ярко описывает Петербург - столицу империи, породу призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, происшествий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, желания, мысли, их жизнь. И это действительно так, ведь Германн сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и Германн стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был ""продать"" свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Итак, первое злодейство Германна - обман самого себя.

Ещё раз вернёмся к описанию Питера. Пушкин настолько точно описал местность, что в самой бывшей столице можно найти это улицу и дом. Сейчас это улица Гоголя, дом 10. Этот дом принадлежал раньше княгине Наталье Петровне. Предание нарекло этот дом особняком ""Пиковой дамы"". После выхода в свет произведения оно стало очень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства между княгиней Натальей Петровной и графиней***. Сам Пушкин пишет: ""Моя ""Пиковая дама"" в большой моде"". В общем, в произведении Пушкина Германн ставит себе цель - во что бы то ни стало узнать тайну трёх карт. И вот он хочет стать любовником старухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей (Лизе) письма: ""Письмо содержало в себе признание в любви: но было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была очень им довольна"". А она (Лиза) не зная чувства любви, поверила Германну, а он просто использовал её в качестве ""мостика"" между собой и графиней. И вот мы замечаем второе злодейство - обман Лизы. Обманывал он её на протяжении всего действия, как узнал тайну трёх карт - перестал с ней встречаться, а оказавшись в Обуховской больнице - и вовсе забыл о ней.

В ""Пиковой даме"" можно заметить моменты, которые можно назвать ""случайными"":

""…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры…

Чей это дом? - спросил он (Германн) у углового будочника.

Графини***, - отвечал будочник.

Германн затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…""

Как видно Геманна влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то ""неведомая сила"". И она ""затянула его к себе"". И все же, какое третье злодейство Германна? Я считаю, что это продажа своей души дьяволу. Ведь являясь носителем этой страшной тайны, ты заключаешь сделку с дьяволом. А почему Германн ""обдёрнулся""? а всё очень просто, он не сдержал своего обещания, ведь графиня сделала оговорку:""…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…"" Он же совсем не собирался жениться на ней. За это графиня, обретшая способность рассматривать души людей, наказала нашего героя. Другое мнение - графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу ""не платить за душу Германна"", а просто забрать её.… И вот Германн оказывается в Обуховской психиатрической больнице. В голове у него одно:""…тройка, семёрка, туз!.. тройка, семёрка, дама!..""

В.Г. Белинский писал: ""Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому"". Может, поэтому произведения Пушкина бессмертны. Они были популярны во времена Пушкина, популярны и сейчас…

P.S.: Не знаю на какую оценочку сойдет енто сочинение (ещё не проверяли). Но сразу скажу - материалы использовала, выкачанные из инета, так что если есть чья-то доля, plz не обижайтесь. Ну а если обижаетесь…Обиды пишите на Mix _ a .2 k @ mail . ru .

Разделы: Литература

Класс: 9

“Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства”, - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у***ского посланника с Лизаветой Ивановной. “Молодая мечтательница”, проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает “мазурочную болтовню” кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: “У этого человека по крайней мере три злодейства на душе”.

Начать урок, на мой взгляд, лучше всего инсценировкой этого эпизода, которая позволит учащимся погрузиться в глубины сюжетной стихии повести.

После чего последует опорный вопрос:

Какие три злодейства совершил Германн?

Его постановка придает уроку, в центре внимания которого три главных образа – Германн, Лизавета Ивановна и графиня, - целостность и завершенность. Красной нитью пройдет этот вопрос через весь урок, и, словно бусинки, нанижутся на него результаты совместной моей работы и учащихся. Я позволю надолго сохранить в памяти все то, что станет литературоведческим открытием.

Ученики легко “открывают” первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна вызывает их горячее сочувствие. Внимательно читаем строки, посвященные судьбе героини (II гл.: “В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…”; “Лизавета Ивановна была домашней мученицей”).

“Пренечастное создание”, “домашняя мученица” - анализируя эти пушкинские характеристики героини, попробуем разобраться, что же толкнуло её откликнуться на домогания “влюбленного” военного инженера.

“Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест”, около которых увивались “расчетливые молодые люди”. Так пишет Пушкин. А может быть, эти мысли принадлежат самой девушке?

Лизавета Ивановна – безответная жертва. Германн насмеялся над ней, растоптыл её чувство, - скажут ученики.

Предостерегая от прямолинейности в характеристике героини, учитель напоминает: “Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя”. Посоветуюсь с учениками: может быть, трагедия Лизаветы Ивановны в том, что она также не свободна от расчета?

“Вы чудовище!” - восклицает она в финале IV главы, которую можно прочитать по ролям (Лизавета Ивановна, Германн и “за автора”) или сделать инсценировку, которая по моему мнению – один из самых действенных методических приемов в преподавании литературы.

Именно инсценировка (в любой форме) помогает ученикам наглядно увидеть героев произведения, что называется, “живьем”, позволяет преодолеть барьер между кажущимся сухим книжным вымыслом и увлекательной для подростка реальной жизнью.

“Где же вы были?” - “испуганным шепотом” спросит ученица, исполняющая роль Лизаветы Ивановны.

“…Германн пожал её холодную безответную руку, поцеловал её наклоненную голову и вышел”.

Важно, чтобы занимательность в ходе инсценировки не восторжествовала над содержательностью. Возвращаем учеников из области наблюдений в область размышлений:

Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?

Несомненно. И поцелуй доказывает это. Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству? Ответ звучит из уст Лизаветы Ивановны: “Деньги, - вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!”.

С каким чувством “бедная девушка” простилась с Германном?

Её “холодная безответная рука” (удивительно точная художественная деталь!) говорит о многом. О чем думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть, что впоследствии она вышла замуж “за очень любезного молодого человека”, который имел “порядочное состояние”?

Без труда определяют учащиеся и “вторую жертву” Германна: старуха-графиня! Ученики пересказывают II главу, которая повествует о её жизни, знакомит с особенностями характера персонажа, останавливаются на отношении к нему автора. Затем ребята слушают монолог Германна (V гл.: “Для кого вам беречь вашу тайну…”).

Следует обратить их внимание на слова героя: “Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну”.

Итак, кто же третья жертва Германна? Вопрос “коварный”, открывающий обширное поле для предположений и размышлений подростков. В случае, если предыдущая работа отняла слишком много времени, он может стать домашним заданием (письменным или устным), к выполнению которого учащихся надо хорошо подготовить, искусно подведя к мысли, которая пока очевидна только для учителя: “третья жертва” - сам Германн.

Еще раз вспомнив слова, сказанные героем старухе, и его потаенные мысли, которые неожиданно открылись Лизавете Ивановне, перейдем к чтению отрывка “Германн был сын обрусевшего немца…” (II гл.)

“Он расчетлив, вот и все!” - характеризует его Томский.

Все ли? – обращаюсь к классу.

Может случится так, что вопрос окажется не под силу ребятам. Но и в этом случае не следует отказываться от “усложнений” беседы. Дополнительные вопросы способны помочь учащимся отыскать правильный ответ на главный вопрос.

Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу?

Читается отрывок “Черные глаза его сверкали из-под шляпы…”

Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?

В чем заключалась притягательность его писем для Лизаветы Ивановны?

Один из учеников декламирует отрывок: “Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком, ему свойственным: в них выражалась и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения”.

Так исподволь подводим ребят к ответу:

Германн был не только расчетлив. Пушкин заострял на этом внимание: “Он имел сильные страсти и огненное воображение…”

Именно огненное воображение и заставило героя перечеркнуть жизненный ориентир, который он сам для себя создал: “Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты”.

Ученики отметят решительность Германна, суровость его души. Особый разговор состоится о том, как алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем более раскаяния. У Германна “профиль Наполеона” - бесчувственный профиль, словно отчеканенный на расхожей монете.

Соединение корыстолюбия с огненным воображением приводят Германна к трагическому концу: человеку с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести “покой и независимость”, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять названия трех роковых карт…

УМК Г.И.Беленького.

Тема урока: Три злодейства. (Урок по повести А.С.. Пушкина «Пиковая дама»)

Форма проведения: урок-размышление.

Методы: исследовательский метод, проблемно-поисковый.

Дидактическое сопровождение: текст повести А.С.Пушкина,

выставка детских работ (иллюстрации к повести).

Добин Е.С. История девяти сюжетов.- Л., Детская литература, 1990

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бутырская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

урок литературы

Три злодейства

(по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)

Урок разработан

Учителем русского языка

И литературы Яцкиной Е.А.

Бутырки 2012

Тема: « Три злодейства»

Форма проведения: урок-размышление.

Цель:

  1. Расширить представление о творчестве А.С.Пушкина;
  2. совершенствовать навык исследовательской деятельности в ходе анализа самостоятельно прочитанного произведения;
  3. развивать умение анализировать художественные образы, определять авторскую позицию и делать выводы;
  4. прививать потребность работать с дополнительной литературой;
  5. воспитывать стремление к истинным ценностям.

Оборудование:

Текст повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»; выставка детских работ (иллюстрации к повести); книга Е. Добина «История девяти сюжетов» - Л., Детская литература, 1990.

Ход урока:

I. Сообщение урока. Целеполагание.

II. Знакомство с выставкой иллюстраций. Представление учащимися своих работ.

III. Вступительное слово учителя.

Читая «Пиковую даму», или «Шинель» Гоголя, или «Муму» Тургенева, мы верим: перед нами – сама жизнь. И это правда: в настоящей литературе жизнь предстает такой, как она есть. Но оказывается, это вовсе не значит, что писатель просто описывает все, как было на самом деле. Он отбирает факты, изменяет их, иногда выдумывает, - только пройдя через творческое воображение, жизнь становится литературой. А литература отражает правду жизни.

Писатель не только рассказывает о жизни, он еще и хочет сказать нам что-то важное, донести до читателя мысли, которые он передумал, и чувства, которые перечувствовал.

Сегодня мы постараемся понять ту основную мысль, которую хотел донести до нас А.С.Пушкин, создавая увлекательнейшую повесть «Пиковая дама».

VI.Сообщение ученика.

История создания повести «Пиковая дама».

Сюжетному замыслу повести, одному из самых глубоких в литературе той эпохи, дал толчок курьезный случай, ставший известным Пушкину из уст молодого князя Голицына.

Князь Голицын рассказал Пушкину, как он однажды сильно проигрался в карты. Пришлось идти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин ее знал) и просить у нее денег.

Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигравших карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом, слывшим чародеем, которому были открыты тайны черной магии. Внук поставил и отыгрался.

Учитель:

Финал пушкинской повести совсем не похож на радужный конец карточного приключения Голицына. Но в его хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет. Вернее, зерно сюжета, остов, который легко облекался живой плотью человеческих характеров и отношений.

Работа над темой урока.

Учитель:

«Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства», - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у посланника с Лизаветой Ивановной. «Молодая мечтательница», проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает «мазурочную болтовню» кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: «У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».

Проблемный вопрос:

Какие три злодейства совершил Германн?

V. Исследование текстового материала

1. Кто стал первой жертвой Германна?

  1. Найдите в тексте строки, характеризующие Лизавету Ивановну. Что толкнуло ее откликнуться на ухаживания «влюбленного военного инженера»?
  2. Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?
  3. С каким чувством «бедная девушка» простилась с Германном?
  4. О чем думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть ее дальнейшую судьбу?

Вывод: первой жертвой Германна стала Лизавета Ивановна.

2. Определите вторую жертву Германна.

  1. Перескажите II главу, которая посвящена старухе-графине.
  2. Как относится автор к этому персонажу?
  3. Найдите в V главе и выразительно прочитайте монолог Германна.

Вывод: Вторая жертва Германна – старуха-графиня.

3. Итак, кто же третья жертва Германна?

  1. Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу? Найдите соответствующее место в тексте.
  2. Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?
  3. В чем заключается притягательность его писем для Лизаветы Ивановны?
  4. Что привело Германна к трагическому финалу?

Вывод: Третья жертва – сам Германн.

VI. Итог урока.

«Пиковая дама» - трагическая повесть глубокого этического смысла. Повесть об испепеляющем, тлетворном могуществе золота. Автор показал, как алчность, жажда обогащения губят душу человека, постепенно уничтожая все остальные человеческие чувства.


Анализ "Пиковой дамы" А.С.Пушкина
Три злодейства Германна.

Что есть наша жизнь? Наверное, это путь в никуда. Череда успехов и падений, светлых пятен и кромешной тьмы, которая охватывает мир в безлунные осенние ночи. Когда воет ветер, раскачивая фонари на столбах и образуя одинокие пятна света вдоль дороги, покрытой опавшей листвой и поломанными ветками с деревьев. Это череда надежд и разочарований, вереница нереализованных планов, которые мы строили на будущее, тешили свое самолюбие и скрашивали этим долгие усталые вечера. Что еще? Это поиск справедливости, стремление к совершенству, любовь, ненависть и безразличие, иллюзия признания и эфемерная радость от побед. Надежда на удачу. Вечная надежда на удачу и ожидание чуда…

В своём произведении Пушкин ярко описывает Петербург – столицу империи, породу призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, происшествий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, желания, мысли, их жизнь. Прочитав «Пиковую даму» А С Пушкина, я стал задумываться на этими вопросами, а разобраться в них мне помог
Германн. Это молодой военный инженер, страстный человек, одержимый идеей богатства. На своем пути он не останавливается ни перед чем. Готов играть чужими чувствами, очаровывает Лизу, девушку, живущую в доме у старой графини, ради того, чтобы овладеть тайной «трех карт»,гарантирующей ему крупный выигрыш. И это действительно так, ведь Герман сначала хотел достичь богатства честным способом, но стоило только узнать о тайне трёх карт, и он стал совсем другим человеком. Он стал гнаться за этой тайной, готов был
""продать"" свою душу дьяволу. Мысль о деньгах затмила разум этого человека. Итак, первое злодейство Германа – обман самого себя.
Пушкин настолько точно описал местность, что в бывшей столице можно найти это улицу и дом. Я много раз был в Петербурге. На одной из экскурсий нам рассказывали про этот дом. Сейчас это улица Гоголя, дом 10. Раньше он принадлежал княгине Наталье Петровне. Предание нарекло этот дом особняком
""Пиковой дамы"". После выхода в свет произведения оно стало очень популярным, юноши ставили три карты, а другие находили сходства между княгиней Натальей Петровной и графиней. Сам Пушкин пишет: ""Моя ""Пиковая дама"" в большой моде"". В общем, в произведении Пушкина Германн ставит себе цель – во что бы то ни стало узнать тайну трёх карт. И вот он хочет стать любовником старухи, но, узнав о Лизе, начинает писать ей (Лизе) письма: ""Письмо содержало в себе признание в любви: но было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа. Но Лизавета Ивановна по-французски не понимала и была очень им довольна"". А она (Лиза) не зная чувства любви, поверила Германну, который просто использовал её в качестве
""мостика"" между собой и графиней. И вот мы замечаем второе злодейство – обман Лизы. Обманывал он её на протяжении всего действия, как узнал тайну трёх карт – перестал с ней встречаться, а оказавшись в Обуховской больнице
– и вовсе забыл о ней.
В ""Пиковой даме"" можно заметить моменты, которые хотелось бы назвать
""случайными"":
""…Рассуждая таким образом очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры…
-Чей это дом? – спросил он (Германн) у углового будочника.
-Графини, - отвечал будочник.
Германн затрепетал. Удивительный анекдот снова представился его воображению. Он стал ходить около дома, думая об его хозяйке и о чудной его способности…""
Как видно Геманна влекла к этому, ничем не замечательному дому, какая-то
""неведомая сила"". И она ""затянула его к себе"". Я считаю, что продажа своей души дьяволу – это и есть его третье злодейство. Ведь являясь носителем этой страшной тайны, ты заключаешь сделку с дьяволом. А почему
Германн ""обдёрнулся""? а всё очень просто, он не сдержал своего обещания, ведь графиня сделала оговорку:""…с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…"" Он же совсем не собирался жениться на ней. За это графиня, обретшая способность рассматривать души людей, наказала нашего героя. Другое мнение – графиня специально назвала не ту карту, чтобы дьяволу ""не платить за душу Германна"", а просто забрать её.…
И вот Германн оказывается в Обуховской психиатрической больнице. В голове у него одно:""…тройка, семёрка, туз!.. тройка, семёрка, дама!.."" Вот к чему привела бесконечная погоня за богатством.
На протяжении всего произведения автор показывает Германна только с плохой стороны. Но я считаю, что этот безумный человек намного проще и слабее.
Неизвестно как бы мы повели себя на его месте… Ведь осудить проще, чем понять, не так ли? Как говорил Л Н Толстой: «Несомненно,. Важнее как человек воспринимает судьбу, нежели какова она на самом деле».

Шилягова Екатерина.

«Три злодейства Германа»

(по повести «Пиковая дама»)

Цель: Обучать осознанию морально-этического содержания художественного произведения.

Задачи:

· подвести итоги чтения и анализа повести;

· провести сопоставительный анализ образа главного героя повести с другими персонажами;

· сделать морально-этические выводы.

Оформление: компьютерная презентация.

Использование технологий проблемного, группового обучения, компьютерных технологий.

Ход урока

I. Беседа по вопросам:

- О чём же повесть Пушкина «Пиковая дама»? О таинственной непредсказуемости жизни, о соблазне просчитать её ход, о трагических поворотах истории, о верности долгу и чести. На нашем уроке будут подняты вопросы чести и бесчестия, цели и смысла человеческой жизни – ключевые вопросы в творчестве, чьи слова «И чувства добрые я лирой пробуждал» дали направление для развития русской литературы вплоть до наших дней.

-Дома вы должны были подготовить историю создания повести. Кто хочет ответить?

История создания «Пиковой дамы» (вариант ответа учащегося):

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу «Пиковая дама». Пушкин сообщил своему другу Нащокину, что завязка «Пиковая дама» не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной, и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический секрет трёх выигрывающих карт, сообщённый ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

II. В хвастливом рассказе Голицына Пушкин уловил сюжет. Точнее, зерно сюжета.

- Что изменил Пушкин в истории, услышанной от князя Голицына?

- Каких новых персонажей ввёл?

- Почему у Пушкина, в отличие от анекдота Голицына, главный герой – не русский по рождению, старуха и Герман – не родственники?

- Зачем введён образ Лизы?

Да и финал пушкинской повести совсем не походит на радужный конец карточного приключения Голицына – герой сходит с ума. Получается, что из услышанного взят только остов, который облекается живой плотью человеческих характеров. Из забавной истории, порхавшей по светским салонам, выросла повесть глубокого этического смысла. Так перед читателями предстаёт очередная загадка пушкинской прозы.

И разгадка её заключена, прежде всего, в образе главного героя. Германн и его поступки будут предметом анализа на нашем уроке. А ведущим приёмом анализа пусть станет сопоставление героя с другими персонажами повести, а также анализ художественных деталей и их роль в раскрытии идеи повести.

III. Герман включён в два контрастных сопоставления: Герман и круг лиц той же эпохи, но иного социального типа (Лиза, Томский, Нарумов, Сурин) и Герман и представители дворянства другой эпохи – века уходящего (старуха-графиня, Чекалинский).

Домашнее задание 1 группы

1.В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

2.Попытайтесь передать своё видение этой сцены в выразительном чтении эпизода (глава 1) «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова…так послушайте».

3.Проследите появление Германна на страницах «Пиковой дамы». Какие художественные подробности наиболее значимы в этом повествовании? Случайно ли красивая фраза Германна «Игра занимает меня сильно…но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» обрывается почти резкими словами Томского? Случайна ли подробность – «Германн – немец: он расчётлив, вот и всё!»?

Из словаря :

Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. В самом отборе, «усилении» некоторых подробностей, которые превращаются в художественные детали, проявляется авторское отношение к жизни и героям.

VI. - Каков же главный герой повести? (Гл.1)

- Что он сам говорит о себе? (Гл. 1)

- Что говорят о нём те, с кем он проводит время?

- Что отличает героя от других участников карточной игры в начале повествования?

Чтение текста повести (глава 2):

«Игра занимает меня сильно, - сказал Германн, - но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Томский о Германне: «Германн немец: он расчётлив, вот и всё! Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства».

Выпишем в тетрадь ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость. Перед нами психологический портрет человека, во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

Выделяет ли автор однозначно отрицательные черты в характере Германна? Пожалуй, нет. Всегда важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям. Автор предлагает нам своеобразную «формулу жизни» Германна, которая, как надеется герой, приведёт его к успеху: «Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»

Запишем эту фразу в тетрадях , ибо в ней – цель жизни героя – покой и независимость, здесь же средства достижения цели – расчёт, умеренность и трудолюбие.

- Можно ли с помощью этих средств добиться жизненного успеха?

- Как используется "формула" в дальнейшем? Насколько она оказывается верна? Сопоставим героя с представителями дворянской молодёжи в повести. Назовите их (Нарумов, Сурин, Томский). Германн отличается от Томского и других молодых людей: им всё даётся даром, для героя же жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения. Поэтому и отношение к игре у них разное: для них - забава, для него - сила успеха, деньги, дающие власть.

- На что идёт герой ради денег? Обратим внимание на два сюжетных хода Пушкина, о которых мы уже говорили и которые отсутствуют в пресловутом анекдоте.

- Почему у Пушкина Германн и графиня не родственники?

- Для чего введён образ Лизы?

Германн обуреваем жаждой обогащения - такова его главная черта. Лихорадочно перебирает он в уме все возможности: "... представиться ей, подбиться в её милость...", "пожалуй, сделаться её любовником". Любовником старухи под девяносто лет! Чудовищное, противоестественное намерение! Но не для Германна. Он готов на всё; здесь твёрдый расчёт и совершенно нет... чувства. Куда приведёт героя расчёт? Чего не хватает в его формуле успеха - "расчёт, умеренность, трудолюбие"?

V. "Расчёт" - слово, повторяющееся не единожды. Его любовные отношения? Тот же расчёт. Без Лизы не сложился бы сюжет повести. Задумывая "Пиковую Даму", Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Германн мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.

- Познакомимся с Лизой. "И вот моя жизнь! - подумала Лизавета Ивановна". Прокомментируйте слова девушки . Мы сочувствуем героине ещё и потому, что по натуре своей "она была самолюбива, живо чувствовала своё положение".

Обратимся к одной из страниц повести и прочтём эпизод из главы 2-ой. Графиня собирается на прогулку, терзая необоснованными попрёками бедную воспитанницу. "Горек чужой хлеб, - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи?.. Лизавета Ивановна была домашней мученицею".

- Кем становится для Лизы Германн? Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. А кем становится для него она? Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.

VI. Обратим внимание на слово "игра". Это ещё один ключ к разгадке пушкинской повести.

- Чем хотел Германн достичь успеха? Карточной игрой. Сменились обстоятельства, этого оказалось недостаточно - и он включается в любовную игру. А где же настоящая жизнь? Почему у Германна её нет?

Где нет места настоящим чувствам, там нет настоящей жизни. Неопытная девушка попадает в сети, расставленные героем. По случайному совпадению (и по воле автора) перед роковым ночным свиданием Томский, танцующий на балу мазурку с Лизой, упоминает Германна и даёт ему необычную характеристику.

(Чтение по ролям: Лиза и Томский, глава 4 - "мазурочная болтовня").

- С кем сравнивает Германа Томский?

- Что кроется в этом коротком и невероятно ёмком сопоставлении: Герман - Наполеон - Мефистофель?

Вспомним Пушкина:

Мы все глядим в наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно...

- В какой момент Лизавета Ивановна сама поразится сходству героя с Наполеоном?

VII. В разговоре с Лизой Томский говорит о Германне, что "на его совести по крайней мере три злодейства". Какие, на ваш взгляд?

Для повести число "три" - ключевое: три карты, три главных героя и, наконец, три злодейства - со слов Томского. А если быть ещё внимательнее, то мы вспомним, что составляющих формулы Германна тоже три: " Расчет, умеренность и трудолюбие".

- Что могут олицетворять три карты?

В конце повести вместо триумфа происходит крах! Карта, на которую сделал Германн максимальную ставку, бита- это рушиться формула жизни, в которой умеренность и трудолюбие давно уступили место расчету. Первой жертвой является графиня. Германн, конечно, не намеривался убивать её: его пистолет даже не был заряжен. Но могла ли почти 90-летняя старуха выдержать внезапное вторжение ночью незнакомого человека? Какова реакция героя на смерть графини? (Германн "не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащение").

Второй жертвой является Лиза. Испытывает ли герой по отношению к ней хотя бы жалость? Спрятавшись в кабинете графини, Германн услышал торопливые шаги Лизы. Глава 5: " В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел". А после случившегося " ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть её горести не тревожили суровой души его". Правда, спустя три дня (опять число три!) Германн отправился в монастырь: " не чувствую раскаяния, он не мог, однако, совершенно заглушить голос совести..." Но читатель вслед за Пушкиным понимает: это не раскаяние, это всего лишь предрассудок. Германн окаменел душой окончательно: в нем не осталось ни совести, ни жалости. Итак, жертвой Германна стала не только старая графиня, но и Лиза. Правда, Германн не погубил Лизу. В последних стоках повести даже сообщается, что она вышла замуж "за очень любезного молодого человека". Всё окончилось для неё благополучно, не так ли? Но вдумаемся в слова "очень любезный молодой человек"- ведь в пушкинской повести каждое слово взвешено. "Любезный..." Значит ли это, что он человек добрый, душевный. Есть ли здесь намек на любовные чувства. Нет. Лиза вышла замуж не по любви: душа её надломлена жестоким обманом Германна.

- Кто же стал третьей жертвой в игре Германна? Третьей жертвой своей пагубной страсти является сам Германн. Он предлагает графине за тайну: "...я готов взять грех ваш на свою душу".

VIII. Прежде чем рассмотреть кульминационную сцену, происходящую в барской квартире Чекалинского (6 глава), уточним правила игры в штосс. Из рассыпанной на столе колоды карт игроки (понтёры, или понтирующие) выбирают ту, на которую делают ставку. Другая колода находится в руках банкомёта, которой мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, то выигрывает банкомёт; если падает налево - выигрывает понтёр.

- Что же случилось в игорном доме Чекалинского? Какова атмосфера этого дома? На что походила игра в решающий третий раз? (Глава 6)

- Перед нами поединок. Скажите: поединок кого с кем? Карточная дуэль Германа и банкомета? Германа и мстившей ему старой графине? Или Германа с самим собой?

IX. В повести "Пиковая Дама" слова честь нет. Если другое, похожее на него, однокоренное - "честолюбие" - в характеристике Германна: "...он был скрытен и честолюбив".

- Подберем синонимы к слову "честолюбие": "тщеславие", "стремление к власти", "стремление к славе".

- От каких слов образовано слово "тщеславие"? От слов "тщетная слава", то есть напрасная. Значит, "честолюбие"- это стремление к ненужной, напрасной славе. Германн стремится узнать тайну трех карт, и этими картами являются "тройка, семерка, туз".

В этих картах надежда на счастье - то, как его понимает герой. Но в начале повести (2 глава) Германн размышляет: "Нет! Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал..."

"Утроит"- это "тройка", "усемерит"- "семерка", "капитал"- "туз"! Что же получается? Оказывается, тайны никакой не было! Свои счастливые "тройка, семерка, туз" есть у каждого человека. Но если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждет "Пиковая Дама".

XII. -Что же символизирует "Пиковая Дама"? Почему Пушкин, первоначально дав повести название "Холостой выстрел", переменил его?

считал "Пиковую Даму" верхом совершенства. В переплетении реальности и фантастики - пушкинский психологизм, утверждающий глубину и динамику внутреннего мира человека, который воплощается в действиях и реакциях, иногда приводящих к неправдоподобному успеху, а иногда к катастрофе. Так вводится к логику художественного творения мир страстей, часто злодейств и противопоставленных им ценностных ориентиров человеческого поведения.

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос "Чем вызвано сумасшествие Германна?"