4 генезис феодализма в западной европе. Генезис феодализма в Западной Европе (8). Генезис феодализма в Западной Европе

То, что в рамках доиндустриальной цивилизации возникали и дли-тельно существовали отношения, традиционно и небезосновательно называемые феодальными, ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Для начала определимся в понятиях на самом абстрактном теоретическом уровне.

Феодализм - это такая социально-экономическая система, которая базируется:

На условном землевладении;

Иерархической системе сюзеренства и вассалитета, экономической основой которой являются рентные отношения;

Прикреплении непосредственных производителей - крестьян-общинников или отдельных крестьянских семей к земле или личности землевладельцев;

Законодательном оформлении феодальной зависимости в нормах крепостного права;

Преимущественно натуральном типе феодального хозяйства на микроуровне;

Крайне медленном развитии производительных сил и, соответственно, низкой эффективности труда непосредственных производителей.

Естественно, что феодальная система гораздо более сложная и многомерная, чем можно вместить в скудный набор «кратких определений». Для относительной полноты картины упомянем еще, что:

Политическому устройству феодального общества соответствует сословная монархия или, реже, олигархическая республика;

При феодализме широко распространяются отношения корпоративного типа-соседские общины, городские коммуны, ремесленные цехи, купеческие гильдии, монашеские и рыцарские ордена;

В этом обществе огромную роль играла традиция и господствовало религиозное мировоззрение.

Мы уже показали, что в III и IV вв. европейское рабовладельческое хозяйство претерпевает системный кризис. Великое переселение народов, начавшееся в V в., привело к тому, что «варварские» соседи Рима не только совершали военные набеги на территорию империи, но и осуществляли своеобразную «обратную колонизацию» окраинных провинций. В V-VI вв. масса свободных «варваров», прежде всего германских, оседала на землях Галлии. Германские племена, среди которых выделяются франки, возродили в Галлии общинный строй. Германцы владели землями не лично, а через посредство семейных союзов - genealogiae (родственный союз), cosanguinei (единокровные). Но кровно-родственные союзы находятся к этому периоду в состоянии разложения: в письменных источниках уже упоминаются «товарищи» (socii) и «соседи» (vicini). Между прочим, свободные франки-общинники называются в источниках конца V в. до боли знакомым термином «leudes» - «люди»!

Окончательное падение Западной Римской империи в 476 г. привело к быстрой аграризации хозяйственной жизни. Германские завоеватели не интересовались городской жизнью римлян. С точки зрения развития производительных сил период «варварских» завоеваний можно назвать временем упадка, некоторого цивилизаци-онного отката. Развитые формы товарно-денежных отношений, характерные для античной экономики, заменялись натурализацией хозяйственной жизни, преимущественно сельской. Но одновременно - это период великого исторического синтеза римской экономической культуры и привнесенного извне общинного строя.


В истории ничего не пропадает бесследно. Германские (и славянские) завоеватели раннего средневековья (конец V - середина XI вв.) оказались весьма восприимчивы к культуре покоренных народов. Рисовать этот период темными тонами разрушений цивилизации и культуры - исторически несправедливо. Такого рода отношение к периодам покорения иноплеменниками - это традиция завоеванных народов. Германцы и славяне в действительности привнесли в Западную Европу «свежую кровь», энергию свободы и своеобразную общинную демократию.

Но будет и крайним преувеличением описание этого периода как времени некоего культурного обновления. Нет, на территорию бывшей Римской империи пришли завоеватели, присвоившие землю и накопленные материальные ценности римлян. Завоеватели превратились в новую земельную аристократию, их предводители стали королями новых государств и империй, а жители завоеванных территорий - подневольными, зависимыми, а зачастую и бесправными членами новых сообществ. Так было и в королевстве франков на территории Галлии, так было и в Британии, завоеванной в середине V b. германскими племенами англов и саксов. Новое господствующее сословие, таким образом, было преимущественно иностранного происхождения. «Лучшие семьи» будущей Франции - это потомки германских завоевателей, говорящие на основательно испорченной латыни, что не помешало их языку превратиться позже в великолепный и богатый французский язык. Между прочим, «лучшие семьи» аристократической Англии - это потомки уже французских и нормандских завоевателей, которые пришли сюда вместе с Вильгельмом, герцогом Нормандским, в 1066 г., конфисковали земли англосаксонских владетелей, присвоили их, а заодно ввели в обычай и в британскую культуру французский язык.

Поскольку германские племена пришли в Западную Европу как завоеватели, то и экономические отношения формировались в со-, ответствии со своеобразным оккупационным режимом, не столь жестоким как в XX в., но не менее тяжким. Дело в том, что германцы, прежде всего в Галлии, создавали новые поселения не столько как сельские соседские общины, сколько как военные дружины. Земля завоевателям нужна была не для" того, чтобы ее обрабатывать, а чтобы получать от нее доход преимущественно в натуральной форме. А работа на земле - это удел людей, которые жили здесь и до прихода франков: бывших граждан империи, зависимых колонов, бывших рабов и потомков осевших на этой территории племен, пришедших сюда раньше франков и завоеванных ими.

Социальное неравенство и классовые различия появлялись и развивались во Франкском королевстве не потому, что сами франки уже продвинулись по пути классового расслоения, а потому, что они завоевали и покорили другие народы и племена, у которых классовые противоречия были уже историческим обычаем.

Но и здесь не следует впадать в преувеличения и думать, что все франки стали земельными аристократами и вовсе не трудились на земле. Дело в том, что германская община - марка - уже достаточно расслоилась к моменту завоевания Римской империи. Но это еще не было классовым расслоением. Более удачливые и авторитетные воины были более состоятельны и могущественны, только и всего. Они становились правителями завоеванных территорий, военачальниками и гражданскими администраторами. Здесь-то им и пригодился опыт империи, с которым они были знакомы, издавна находясь на ее землях в качестве колонистов-пограничников. Становиться новой аристократией было несложно хотя бы из-за того, что франки составляли всего 2-3% населения завоеванных территорий. Так что и простой воин мог стать крупным землевладельцем. Но не всем завоевателям это удавалось. Менее удачливые и знатные «садились на землю», становились земледельцами и скотоводами. Процесс классового расслоения ускорился после создания Франкского королевства. Франкское общество было заражено вирусом классовых антагонизмов, характерных для завоеванных территорий.

Франкское государство образовалось и оформилось как королевство на территории Галлии в 481 г. Король франков Хлодвиг Меровинг, правивший с 481 по 511 г., сразу стал крупным землевладельцем, так как к нему перешел весь императорский домен. Часть завоеванных земель пришлось отдать церкви, так как в 496 т. франки приняли христианство в католической форме.

Формы землевладения и социальную структуру франкского общества отражает один из первых германских судебников - «Салическая правда» (Lex Salica), датируемая исследователями началом VI в. и, следовательно, отражающая отношения более раннего периода. Судя по этому документу, дополненному франкскими королями в VI-IX вв., общество всего этого периода трудно назвать феодальным в буквальном смысле этого слова. В лучшем случае это раннефеодальное общество, а более корректно - переходное к феодальному. Основная масса франкского населения - свободные общинники с общинной формой землевладения. Частная собственность - аллод - распространяется на дом, усадьбу, огород, но не на основной массив пахотной земли. Сила общинных традиций проявляется в том, что наследование аллода осуществляется только по мужской линии, дабы родовое имущество не переходило к другому роду. Женское потомство исключалось из наследования земли; в случае отсутствия сыновей земля переходила в распоряжение соседей. О том, как складывалась судьба незамужних дочерей общинника, документ умалчивает. Правда, пахотная земля находилась в индивидуальном пользовании семей, но считалась общинным достоянием. Во всяком случае, все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, «открытое поле» до следующего сезона весенних полевых работ. В общине существовали не только отношения взаимопомощи в экстремальных ситуациях, но и - оборотная сторона медали - отношения круговой поруки, когда более зажиточным общинникам приходилось участвовать в уплате штрафа (вергельда), наложенного судом на более бедного сородича. Понятно, что последнее обстоятельство тяготило разбогатевших общинников, и те могли по суду отказаться от родства (рискуя не получить помощи при возможных экстраординарных ситуациях в будущем). Лишь во второй половине VI в. во Франкском королевстве фиксируется аллод как частная земельная собственность: земля становится объектом купли-продажи, залога, дарения и наследования.

В V в. Меровинги жаловали земли за службу, но эти пожалования неопределенны и беспорядочны, юридически не оформлены, что приводило к торжеству римских понятий о полной безусловной частной собственности на землю. Крупные земельные пожалования тоже именовались аллодами, но это - не мелкие формы собственности рядовых общинников, а территории, населенные несколькими деревнями, а порой и соразмерные некоторым современным малым государствам Европы.

Таким образом, аллод у франков - частная земельная собственность. Формировалось крупное землевладение за счет королевских земельных пожалований и за счет разорения крестьян-аллодистов, вынужденных отдаваться под покровительство крупных землевладельцев-сеньоров (этот процесс добровольной зависимости назывался коммендациями и был известен еще со времен Римской империи). Понятно, что коммендации приводили к поземельной зависимости и уже ограничивали свободу общинников.

Крупным землевладельцем во Франкском государстве становилась церковь. Церковные учреждения получали землю различными способами: как пожалование от короля, путем купли, в результате расчистки территории от леса силами монахов и прихожан и - главное - путем вкладов, которые были латентной формой продажи или залога земли. Именно на церковных землях раньше, чем на землях светских собственников, появились различные формы условного землевладения, т.е. сущностные формы феодальных отношений.

Католические церковные учреждения, прежде всего монастыри, отдавали принадлежащие им земли прекаристам. Прекарий - временное и условное владение церковной землей. Прекариотом могли быть: лица церковного клира, получавшие землю вместо жалованья; лица, вложившие свою землю в церковное учреждение и получившие ее обратно в виде прекария, за что платили оброк преимущественно в натуральной форме; лица, продавшие землю церкви и оставшиеся на ней в качестве оброчника; наконец, по приказу короля, что часто оспаривалось церковью. Прекарист обладал определенными правами, закрепленными в законах, он мог оспорить в суде свои права, если собственник нарушал договор. Например, в 567 г. церковный собор в Лионе запретил епископам отнимать прекарий, данные их предшественниками членам церковного клира.

В результате именно католическая церковь начала формировать в Европе собственно феодальные отношения, основанные на условном землевладении.

Повсеместное утверждение феодальных отношений произошло позже, в VIII и IX вв. В VIII в. в государстве франков реальными властителями становились так называемые майордомы. Раздачи земель Хлодвигом и его преемниками и бесконечные распри между наследниками и их соперниками ослабили королевскую власть. Воспользовались этим крупные дворцовые чиновники, maiordomus - управляющие дворцовым хозяйством и одновременно крупные землевладельцы и военачальники. Один из этих майордомов из дома Пипинидов, Карл Мартелл («Молот»), правивший в 715-741 гг., совершил подлинную революцию в поземельных отношениях.

Суть этой революции состояла в том, что главной формой землевладения стал бенефиций - условное земельное держание. Дело в том, что королю (точнее, майордому) надо было достаточно быстро решить несколько жизненно важных задач:

Создать слой служилых людей, противопоставив их крупной земельной аристократии, владельцам аллодов, на фоне исчерпания «свободного» земельного фонда;

Разрешить на этой базе проблему профессиональных военных и чиновников, способных с большей эффективностью защищать интересы верховной власти;

Освободить скудную казну короля от денежных выплат служивому люду; обеспечить пополнение армии вооруженными за счет бенефициариев людьми;

Переложить на условных держателей заботу о сборе налогов с населения и исполнении крестьянами различных трудовых повинностей.

Отдадим должное изобретательности Карла Мартелла: задача была решена блестяще. Карл практически прекратил раздачу аллодов. Теперь земли жаловались в виде beneficium (благодеяния) на условиях пожизненного пользования за службу в армии, государственном аппарате, в судебной системе. Понятно, что сами бене-фициарии не занимались хозяйством, они служили. Они получали с земли, населенной крестьянами самого разного происхождения и различной степени зависимости, земельную ренту, натуральную и денежную. Да и их собственная служба была своеобразной рентой жалователю земельного владения. Ни в коем случае нельзя считать бенефиций частной собственностью - это всего лишь частное пользование землей сюзерена. Бенефициарий владел землей, пока служил. В случае прекращения службы земля возвращалась собственнику. Бенефиций в отличие от аллода нельзя продать, заложить или передать в наследство без наследования служебных функций. Лишь со временем, в IX-X вв., военные и гражданские бенефициарий получили возможность передавать в наследство свои должности, а вместе с ними и земельные владения. Такие наследуемые условные владения стали называться феодами (во Франции), илиленами (в Германии). Наследуемость феода, или лена, нельзя понимать таким образом, что сын феодала обязательно занимает должность отца, хотя часто так и было. Нет, наследник мог занимать и равноценную или даже низшую должность, но это становилось основанием для того, чтобы сюзерен оставлял феод новому вассалу.

Период расцвета собственно феодального (ленного) землевладения пришелся на XI-XII вв. Как же формировался земельный фонд, предназначенный для бенефициев и феодов?

Первоначально-, еще при Карле Мартелле, раздавались земли, конфискуемые у политических противников, мятежных аристократов и частично за счет секуляризации церковных земель. Но далее, в период Каролингов (751-843), и особенно при империи Карла Великого (768-814), сложилась несколько иная система формирования земельного фонда для условных пожалований. Эта система возникла в связи со сложной иерархической структурой сюзерен-ства и вассалитета. Теперь не только король мог раздавать земли, принадлежащие государству или лично королю в качестве его домена. Крупные королевские вассалы из своего феода жаловали земли своим вассалам, а те в свою очередь своим. В результате создавалась пирамидообразная система вассальной зависимости. С известной долей условности ее можно изобразить в виде иерархии: король - герцоги - графы - маркизы - бароны - шевалье. При этом нижестоящий вассал получал вместе с землей значительный, а иногда и полный иммунитет от вмешательства королевских должностных лиц в дела земельной аристократии. Судебные, административные, полицейские и фискальные функции передавались крупным вассалам и их администрациям. Иерархия закрепилась довольно быстро и превратилась в обычай. При Карле и его сыне Людовике Благочестивом были введены даже запреты на обращения к королю, минуя низшие власти и непосредственного сюзерена. Сыграв первоначально положительную роль в решении прежде всего военных задач, иммунные права способствовали усилению независимости от центральной власти и привели в последующем к распаду Каролингской империи. Так сложилась система, афористичную характеристику которой мы помним со школьной скамьи: «вассал моего вассала - не мой вассал».

Вообще-то феодальные отношения были не столь просты, как это выглядит в пирамидальном построении. Скажем, каждый субъект иерархии помимо условного держания, бенефиция или феода, мог иметь и собственный аллод. За особые заслуги сюзерен мог даровать землю не только в условное, но и в безусловное владение. Таким образом, военный или чиновник мог иметь аллод, а мог и не иметь его, а бенефиций или феод, как правило, имел. Иначе он не мог бы служить, ведь денежные вознаграждения за службу были скорее премиями, чем регулярными платежами.

Многие дворяне имели несколько бенефициев и являлись вассалами более чем одного сеньора. Могло быть и так, что два сеньора являлись вассалами друг друга применительно к отдельным владениям. Столь запутанные отношения часто приводили к конфликтам и столкновениям, поэтому не зря феодальная эпоха считается периодом беззакония и жестокости.

Ясно, что на самом нижнем этаже иерархического здания находились те, кто непосредственно производил общественное богатство, содержал феодалов всех мастей, королевский двор и самого императора, церковь и монастыри.

Несмотря на определенную сложность социальных отношений, все общественные функции в феодальных королевствах оказываются довольно четко разграниченными: светские феодалы (дворяне) сражаются, священники молятся, а крестьяне работают. Хотя категории работников тоже многообразны и усложнены, но и среди крестьян легко различить две макрокатегории - свободных и зависимых. В огромный период с VI по XII в. в государстве франков (и во Франции) различаются три вида наделов (мансов) непосредственных сельских производителей: рабские, литские (литы - зависимые свободные, потомки преимущественно галло-римско-го населения) и свободных держателей с различными по тяжести повинностями. Свободных держателей по старой памяти назвали колонами. В VI-X вв. колонов было, по некоторым экспертным оценкам, раз в десять больше, чем несвободных. Несвободные - сервы, анциллы, манципии - уже в этот период были самыми настоящими крепостными на надельных землях, не имеющих свободы передвижения. Некоторых из них в документах той эпохи прямо называют servi casati - испомещенные рабы. Правда, сервы уже значительно отличались от рабов Римской империи. Сервы имели право иметь семью; разлучать семьи при продаже было нельзя; убийство каралось отлучением от церкви. Множество сервов освобождалось по завещаниям. Фактически сервы - это уже крепостные. Смягчение положения рабов и уменьшение их количества сопровождались ростом числа полусвободных колонов и вольноотпущенников.

Личная зависимость производителей оформлялась законодательно. В VIII-IX вв. король прямо участвует в установлении крепостной зависимости своими капитуляриями (указами), устанавливая развитую систему штрафов и наказаний за невыполнение феодальных повинностей. Карл Великий постановил: каждый свободный обязан искать покровителей и заступников. Но отношения коммендата и патрона могли быть прерваны в случаях насилия второго или по смерти одной из сторон. Именно при Карле за патроном утвердилось название сеньора, а за коммендатом - вассала. Об этом свидетельствует важнейший документ эпохи - «Капитулярий о виллах», описывающий хозяйственную жизнь в земельных владениях самого Карла.

Феодальная система, отношения зависимости и подчинения сказывались и на фискальных отношениях. Так, Карл Великий освободил свободных людей от прямых налогов (косвенные налоги, «спрятанные» в цене товаров, платили все), все фискальные повинности возлагались на феодально-зависимое население. Но ответственными за их исполнение были землевладельцы.

Франкское королевство и империя являются классическим примером того обстоятельства, что феодальные отношения основаны наличной зависимости не только крестьян от феодалов, но и феодальных вассалов от своих сеньоров-сюзеренов. Если феодалы были условными земельными держателями, в большей или меньшей степени подчиненными своему сеньору, то и крестьяне были условными держателями надельных земель, обязанными рентными платежами в виде барщины, оброка и иных традиционных и чрезвычайных повинностей и выплат.

Уже к XI в. практически во всей Западной Европе действовал принцип «нет земли без сеньора». Община-марка не исчезла, а превратилась в общину закрепощенных крестьян. Правда, отождествлять французского зависимого крестьянина с русским крепостным, скажем, второй половины XVI или XVIII в. не следует. При всей тяжести феодальной эксплуатации, зачастую приводящей к крестьянским выступлениям, серв XI-XII вв. был менее принижен, имел больше хозяйственной самостоятельности, по крайней мере в семейных делах свои проблемы разрешал сам. Вообще представлять европейскую феодальную эпоху как череду бесконечной классовой борьбы не вполне корректно. Система вассалитета и сюзеренства предполагала, что субъекты отношений имели взаимные обязательства. И если крестьянин обязан был работать на землевладельца, то сеньор обязан защищать вассала от притязаний других сеньоров и даже от слишком алчных притязаний королевского фиска.

Эти взаимные обязательства становились важной составляющей феодальных отношений в XII-XIII вв., когда большинство французских феодалов вовсе отказывались от земель барского домена и раздавали эти земли в пользование крестьянам. Получая натуральную, а позже денежную ренту, сеньор был вынужден проявлять заботу об определенном уровне благосостояния крестьянина, способного воспроизводить свое хозяйство - главный источник доходов сеньора.

Такая система просуществовала во Франции в течение всего периода раздробленности (с конца X по середину XII в.). Политическая раздробленность есть и результат, и причина феодальной самостоятельности землевладельцев. Свою роль в процессе раздробления страны сыграла и католическая церковь, добившаяся в конце X в. полной независимости монастырей - крупных земельных собственников - от светской власти и епископов и подчиненных только папе. Уже в XI в. крупные аббатства и монастыри превращаются в самостоятельных земельных владельцев. Начинается формирование духовно-феодальной иерархии.

С конца XI в. в экономических отношениях Франции подспудно начинаются новые явления. Во-первых, натуральные оброки постепенно превращаются в денежные платежи. Это важный симптом ограниченности натурального хозяйства хотя бы потому, что росли потребности аристократии, а социальный статус предполагал рост престижного потребления, сеньорам все больше хотелось приобретать предметы роскоши, в том числе иностранного происхождения. Для этого нужны были деньги. Но для того чтобы крестьяне могли платить денежную ренту, они тоже должны получать определенную экономическую свободу, по крайней мере свободу рыночной реализации своей продукции. И в самом деле, XII в. стал периодом, когда сословная система, основанная на личной связи, все больше превращалась в систему, основанную на поземельной связи. Крестьяне начинают выкупаться на волю, скапливая средства на рыночной торговле. Денежная рента, выплачиваемая крестьянином, стала называться цензом, земельный надел - цензивой, а сам крестьянин - цензитарием. К личной свободе, положению вольного виллана, могло привести и участие в начавшихся в 1096 г. крестовых походах «во славу Божию». Уже здесь обратим внимание на то, что период собственно крепостнического строя, во всяком случае во Франции, был весьма непродолжительным. Поэтому представлять все Средневековье как период непрерывных мучений крестьянства не вполне справедливо. Исторически достоверно, что в XIII в. вилланы уже количественно преобладают над сервами, а личное прикрепление окончательно сменилось поземельной зависимостью. В XIV столетии серваж активно идет на убыль, имеются примеры освобождения крестьян целыми деревнями. Но прикрепление к земле еще несколько веков было объективно необходимо. «Маленький замкнутый товарно-хозяйственный мирок, - писал

Н. Рожков, - мог бы погибнуть, если бы земледелию в нем не был обеспечен определенный постоянный состав рабочих, - отсюда и вытекало прикрепление к земле».

Впрочем, неверно было бы рисовать положение французских крестьян в розовом свете. Историки насчитывают в XI-XII вв. более двадцати «волн голода». Но вот вопрос: являлись ли действительной причиной неурожаев и голода социальные отношения или природные катаклизмы, периодически случавшиеся в Европе и в более поздние времена?

Крестьяне, имея личную свободу, еще более интенсивно расслаивались социально. В XIV и XV вв. во Франции появилась возможность продавать или закладывать цензиву, что приводило к возникновению прослойки обедневших крестьян - сельских наемных работников. А у богатых крестьян появился новый вид крестьянского держания - издольная аренда у своих соседей и даже у феодалов.

Политические проблемы и бесконечные войны (чего стоит только Столетняя война 1337-1453 гг.), эпидемии (например, чума 1348- 1350 гг.) приводили к попыткам возврата к личному прикреплению крестьян к феодалам. Сопротивление крестьян выливалось в мощные социальные движения, народные выступления, самым крупным из которых была Жакерия (1358). В результате уже к концу XIV столетия 2 /з крестьян стали лично свободными держателями, преимущественно на правах наследственной аренды с фиксированной платой за землю. И такое положение сохранялось вплоть до Великой революции XVIII столетия.

Европейский феодализм – результат трех вариантов (типов) генезиса феодализма. Первый тип рождался непосредственно из первобытнообщинного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества. В Европе примером подобного варианта являются Англия, Скандинавия, Северо-Западная Германия, а также Русь, Польша, Чехия.

Второй тип складывался на основе синтеза элементов феодализма, вызревающих внутри рабовладельческого общества, с феодальными отношениями, формирующимися на последней стадии развития первобытнообщинного строя варваров. Причем и те и другие элементы в равной степени составляли основу будущего средневекового общества. Этот тип генезиса феодализма нашел свое воплощение в Северной Галлии, у ряда южнославянских народов.

Третий тип зарождался на базе синтеза элементов позднеантичного общества с феодальными отношениями, формировавшимися в варварских обществах, с явным преобладанием античных начал. Этот путь был характерен для Византии, Южной Галлии, стран Среднеазиатского региона.

Восточный феодализм, сложившийся на базе «азиатского способа производства», унаследовал все его характерные черты: преобладание государственной феодальной земельной собственности, сохранение специфических форм общинной организации крестьянства; особые формы организации сословия феодалов и реализации ими своей монополии главным образом через продуктовую ренту; высокая степень государственной централизации.

Феодальная система в Западной Европе прошла в своем развитии через несколько этапов.

V–IX вв. – эпоха генезиса и развития феодализма, время постепенного образования крупной земельной собственности, монополизация ее меньшинством населения, превращения свободных земледельцев в зависимых крестьян, установления вассально-ленных отношений.

X–XV вв. – расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом, основанным на внутренней колонизации – освоении новых земель, увеличении сбора сельскохозяйственных культур, развитии животноводства; возрождении городов, превратившихся в центры ремесленного производства и торговли. Развитие товарного производства и товарно-денежных отношений сопровождалось коммутацией ренты, появлением ярмарок, кредитного дела, банков. В это время внедрялись технические новшества ветряная мельница, доменная печь, артиллерия, книгопечатание и др., формировались централизованные государства.

Конец XV–XVII вв. – время разложения, кризиса феодальной системы и зарождения капитализма. Расширялись товарно-денежные отношения, уничтожалась личная зависимость крестьян, начался процесс первоначального накопления капитала, развития мануфактурного производства и, как следствие, обострялись социальные противоречия, перераставшие в буржуазные революции.

Изменения происходили не только в экономической, но и в политической жизни. В раннефеодальный период государство представляло собой крупное, но непрочное объединение (например, империя Карла Великого). В X–XII вв. преобладали мелкие политические образования – княжества, герцогства, графства, располагавшие значительной политической властью над своими подданными. Иногда они были полностью самостоятельными, иногда номинально объединялись под властью слабого короля (так называвмый период феодальной раздробленности). В XIII–XV вв. во многих странах шел процесс централизации государства, завершившийся оформлением сословной монархии. В этих государствах относительно сильная королевская власть сочеталась с существовавшими сословно-представительными собраниями. Лишь в Византии в период средневековья сохранялось сильное централизованное государство. Наконец, в XVI–XVII вв. феодальное государство приняло свою последнюю, наиболее централизованную форму абсолютной монархии.

Становление феодальной экономической системы в Западной Европе традиционно рассматривают на примере Королевства Франков, возникшего в Северной Галлии в 486 г. Франки одна из конфедераций немецких племен, наряду с англосаксами, лангобардами, вандалами, остготами и др. В IV–V вв. германцы завоевали Западную Римскую империю и образовали несколько так называемых варварских королевств. В V–VII вв. франками правила династия Меровингов, с конца VII до середины IX в. – династия Каролингов.

Основные сведения о хозяйстве франков в эпоху раннего феодализма содержатся в судебнике «Саллическая правда». Из этого документа следует, что франки были оседлыми земледельцами, они сеяли зерновые культуры, применяли двуполье, использовали плуг с железным лемехом, борону, а в качестве тягловой силы – быков и лошадей. Право распоряжения землей в деревне принадлежало общине – марке. Землю франки обрабатывали индивидуально, большими семьями. Общинные угодья находились в нераздельном пользовании крестьян. Хозяйство франков носило натуральный характер. У франков еще не сложились классы, но уже отмечалось имущественное расслоение.

Одной из важнейших предпосылок развития феодальных отношений явился дуализм франкской общины. Дуализм общины это сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством. Уже с V–VII вв. она стала поземельной, территориальной, соседской, а земля все чаще превращалась в аллод. Аллод – свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность, т.е. частная собственность на надел общинной земли. Крестьяне присваивали полученные от общины наделы в частную собственность, как только для этого появлялась возможность. Расчистки и заимки лесных участков использовались чаще всего.

Появление аллода, углубляя имущественную и социальную дифференциацию франков, стало предпосылкой формирования крупной феодальной собственности.

Процессу концентрации земельной собственности, социальному расслоению способствовало вмешательство государственной власти. Государственный земельный фонд, состоявший из сохранившихся поместий римских рабовладельцев, государственных земель, земель бунтовщиков, конфискованных во время многочисленных гражданских войн, раздавался королевской властью приближенным, дружинникам, церкви в форме аллода. Государственный земельный фонд быстро сокращался, поэтому пришлось изменить принципы жалования земель.

В VIII в. в Королевстве Франков были проведены важные реформы. При Карле Мартелле (715–741) в результате военной реформы крестьян отстранили от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Вооружение конного рыцаря стоило дорого. Расходы на содержание войска и снаряжение рыцарей легли на плечи крестьян. Военная реформа потребовала изменений в земельных пожалованиях. Была введена бенефициальная система. Бенефиций – форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Возникли отношения вассалитета: вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил последнему клятву верности и исполнения службы. Сеньор, сохраняя право верховного собственника на пожалованную землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал договор.

9. Становление феодальных отношений на Руси.

Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений.

Формирование фео­дальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладе­ния, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины X в. характер социально-экономических отноше­ний определяли даннические отношения. Метод - сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде нака­зания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Социально-экономические отношения обусловили и социаль­ную структуру древнерусского общества. О характере этой структу­ры можем судить на основе изучения свода законов того времени - “Русской Правды”, первая часть которой была составлена по инициа­тиве Ярослава Мудрого (1019-1054). Согласно “Русской Правде” в Киевской Руси существовало две группы населения: “люди служилы и неслужилы”, “сели княжи люди” и просто люди. Первые лично слу­жили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре - верхушка зна­ти, а среди простого люда - смерды, закупы и рядовичи.

Много статей “Русской Правды” посвящено рабам, извест­ным под названием “челядь” или “холопы”. Большинство истори­ков склоняются к тому, что “челядь” - термин более раннего пери­ода, который употребляется наравне с новым названием “холоп”. Холопы были полностью бесправны - ударивший свободного чело­века холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свиде­тельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь цер­ковному покаянию.

Кроме холопов, “Русская Правда” называет закупов, рядо­вичей и изгоев. Закуп - это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не сов­сем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же - это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на во­лю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным на­казаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин). В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с мно­гоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

Истории известны два варианта (типа) генезиса феодализма. Первый тип появился непосредственно из первобытнообщинного строя, минуя стадию рабовладения (Англия, Скандинавия, Северо-Западная Германия, Русь, Польша, Венгрия, Чехия). Второй тип складывался на основе синтеза элементов феодализма, вызревающих в рабовладельческом обществе, с феодальными отношениями, формирующимися в условиях разложения первобытного общества. Причем, в одних случаях оба элемента в равной степени были основой средневекового общества (Северная Галлия, ряд южнославянских народов), а в других наблюдалось явное преобладание античных начал (Византия, Южная Галлия, Испания, Италия).

Выявляя типичные для феодальной экономики черты, необходимо помнить о сходстве феодализма и первобытного общества, особенностях феодализма в различных странах, об эволюции феодальных черт на различных этапах его развития, о зарождении в недрах феодализма элементов капиталистической экономики. Тем не менее, можно утверждать, что для экономики феодализма были характерны следующие черты:

Монополия феодалов на земельную собственность и в определенной юридической форме на непосредственного производителя – крестьянина. Владение землей являлось привилегией людей, несущих военную (иногда иную государственную) службу, причем владение землей было обусловлено выполнением определенных обязанностей, что позволяет говорить об условном характере феодальной земельной собственности;

Наличие у крестьянина индивидуального хозяйства, которое ведется на земле, принадлежащей феодалу и переданной крестьянину во временное или наследственное пользование; таким образом, феодализм основывался на сочетании крупной земельной собственности феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян;

Внеэкономическое принуждение крестьян, которое являлось формой зависимости непосредственного производителя от феодала;

Наличие рентных отношений; крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей, что было способом реализации феодалом своего права собственности на землю; рента взималась в натуральной (барщина или продовольственный оброк) или денежной форме;

Землевладельцы-феодалы образовывали не только привилегированное, но и иерархически организованное сословие, для которого был характерен порядок многоступенчатого подчинения менее сильных феодалов более могущественным: рыцари зависели от баронов, бароны – от графов или герцогов и т.д. Следовательно, феодальная собственность носила сословный, условный и иерархический характер и при этом эволюционировала на протяжении веков;

Господство мелкого производства в городе и деревне и натурального хозяйства, при котором продукты труда производились непосредственно для удовлетворения потребностей самих производителей и феодалов, и почти не было необходимости в рынке;


Ведущая роль в экономике принадлежала аграрному сектору, с которым было связано подавляющее большинство населения;

Примитивное состояние техники, применяемой в производстве.

Экономический строй в конечном итоге определял специфику социальных и политических отношений в феодальном обществе, которые характеризовались сословной структурой и, в частности, сословным неполноправием крестьян, находившихся в личной, поземельной и (или) судебной зависимости; иерархической организацией феодального класса; корпоративным устройством общества (рыцарские и монашеские ордена, купеческие гильдии и компании, цехи, гильдии врачей, юристов, землячества, братства); монархической (как правило) формой правления; политической раздробленностью на определенном этапе развития; господством религиозного типа сознания.

Феодальная экономика Западной Европы прошла в своем развитии три этапа. Первый (V–IX века) – эпоха генезиса и развития феодализма, постепенного образования крупной феодальной земельной собственности и утраты крестьянами-общинниками личной свободы, установления вассально-ленных отношений. Этот период характеризовался раздробленностью и междоусобными войнами.

Второй этап (X–XV века) – расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом, возрождением городов и превращением их центры ремесла и торговли, развитием товарного производства и товарно-денежных отношений, техническим прогрессом, формированием централизованных государств.

Третий этап (конец XV–XVII вв.) – разложение феодальной экономики, расширение товарно-денежных отношений, уничтожение личной зависимости крестьян, начало процесса первоначального накопления капитала и зарождения мануфактурного производства, формирование колониальной системы, обострение социальных противоречий, перераставших в буржуазные революции.

Таким образом, феодализм в Европе являлся господствующей системой на протяжении более тысячи лет. В период феодализма в Европе коренным образом изменилось сельскохозяйственное производство, появилось множество городов, наблюдался прогресс в развитии ремесла и торговли, создавались предпосылки для развития рыночного хозяйства. Следовательно, феодализм по сравнению с рабовладением и первобытностью создал более благоприятные условия для развития производства. Наличие у крестьянина собственного хозяйства, определенная экономическая самостоятельность создавали некоторый простор для повышения производительности труда, материальную заинтересованность в результатах труда, что способствовало развитию производительных сил.

Становление феодальной экономики в Западной Европе традиционно рассматривается на примере Королевства Франков, возникшего в Северной Галлии в 486 г. Основные сведения о хозяйстве франков в эпоху раннего феодализма содержатся в судебнике "Саллическая правда". Из этого документа следует, что франки были земледельцами и сеяли зерновые культуры (просо, ячмень, бобовые), разводили сады и виноградники, сеяли лен. При обработке земли использовали плуг с железным лемехом, а в качестве тягловой силы – быков, лошадей и ослов. Получил распространение двухпольный севооборот. Франки разводили свиней, домашнюю птицу, занимались охотой, рыболовством, пчеловодством.

Право распоряжения землей принадлежало общине – марке, которая была основной хозяйственной единицей общества. Каждой семье выдавался участок пахотной земли. Общинные угодья находились в нераздельном пользовании крестьян, существовала система открытых полей. В частном владении общинников были дома, приусадебные участки, скот, орудия труда. Хозяйство франков носило натуральный характер.

На рубеже V–VI веков начинается процесс имущественного и социального расслоения общины. Важной предпосылкой развития феодальных отношений был дуализм общины (сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством). Постепенно земельные наделы стали переходить в частную собственность. Такие наделы получили название аллода. Владельцы аллодов увеличивали их за счет присоединения наделов обедневших крестьян, королевских пожалований, захвата общинных земель. Нередко эти же наделы возвращались крестьянам в форме прекария (право пользования землей, предоставляемой земельным собственником при условии выполнения различных повинностей). Таким образом свободные общинники становились феодально-зависимыми крестьянами.

Появление аллода углубляло имущественное неравенство, что способствовало формированию крупной феодальной собственности. Процесс феодализации заметно усилился в середине VIII века, особенно при Карле Великом. Короли раздавали земли в форме бенефиция. Бенефиций – это форма земельного владения феодала, обусловленная обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). При раздаче бенефициев подданными феодалов становились и ранее зависимые, и свободные люди, населявшие эти земли, которые из подданных короля превращались в зависимых от частных лиц крестьян. Король, жалуя бенефиций и требуя за него несение военной службы, передавал бенефициарию доходы жителей территории, что при натуральном хозяйстве было единственным способом вознаграждения за службу.

В IX веке бенефиции превратились в лены (феоды), которые представляли собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Главным условием владения феодом была военная служба. С превращением бенефиция в феод зависимость крестьян становилась постоянной. Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен найти себе сеньора ("Мерсенский капитулярий" 847 г.). Различались три вида зависимости крестьянина от сеньора – личная, поземельная и судебная. Человек, зависевший от одного и того же сеньора в трех отношениях, считался крепостным.

В IX в. большинство крестьян в каролингском поместье были колонами, еще не полностью зависевшими от феодала. Они не могли свободно уйти в другое поместье. Крестьяне, не имевшие наделов, назывались провендариями и находились на положении дворовых людей. Близкими к ним по положению были рабы – сервы. Они полностью зависели от феодала, их можно было купить и продать. В поместьях имелись также литы, занимавшие промежуточное положение между колонами и сервами. Однако постепенно различия между разными категориями крестьян сглаживались, и все они становились полностью зависимыми от феодалов.

Ленная система – развитая форма феодального землевладения, на основе которой складывается вассалитет, феодальная иерархия в господствующем классе. Каждый крупный землевладелец считался вассалом короля, и каждый феодал мог иметь вассалов путем уступки тому или иному лицу части своей земли с ее населением в качестве феода. Каждый феодал становился сеньором для нижестоящего феодала, если тот получал у него земли на правах держания, и вассалом вышестоящего феодала, держателем земель которого выступал он сам. Такая же иерархия сложилась среди духовных феодалов. Передача феода от сеньора к вассалу носила название инвеституры. Феодальная иерархия обеспечивала относительную стабильность в обществе.

Крупный феодал, передавая феод вассалу, передавал ему и феодальную ренту с населения феода, которое таким образом становилось в зависимость от нового сеньора и сохраняло зависимость от вышестоящего. Установление вассалитета приобретало характер распределения феодальной ренты между различными слоями феодалов и ставило крестьян в зависимость от многих сеньоров, причем зависимость от каждого из них требовала выполнения определенных повинностей. Размер и характер повинностей, выполнявшихся иногда на протяжении столетий, становились обычаями и воспринимались крестьянами и феодалами как законные. Любопытно следующее характерное для феодализма явление. Определенные отношения между людьми, в данном случае между феодалом и держателем земли, превращались в юридическое качество самого держания. За наделом крепостного закреплялись повинности, которые сохранялись даже в том случае, если земля переходила к лично свободному человеку. Наоборот, крепостной мог иметь свободное держание.

Постепенно в руках крупных феодалов сосредотачивались судебные, административные, фискальные и военные функции, которые получали юридическое оформление в виде иммунитета. Иммунитет – это право на самостоятельную и бесконтрольную деятельность в пределах своих владений, привилегия, защищающая сеньора и его земли (феод) от вмешательства короля и его представителей.

Что представляло собой хозяйство франков в период завершения феодализации? Городов как центров ремесла и торговли еще не существовало. Торговля только зарождалась. Существовала фактически лишь одна отрасль – сельское хозяйство, а также различные промыслы (охота, рыболовство и т.п.). Хозяйство было натуральным. Феод экономически не нуждался в остальном мире, поэтому экономические связи с территориями за его пределами осуществлялись редко. Внутри феода работали и ремесленники, однако ремесло не было отделено от земледелия и не производило изделий для продажи за пределами феода: ремесленный труд был подчинен труду земледельческому. Хозяйство королевства состояло из одинаковых по характеру и структуре, экономически не связанных между собой феодальных владений. Быт крестьян и феодалов различался немногим.

Сказанное дает основания утверждать, что в течение веков, которые прошли после падения Рима, наблюдался регресс в экономике и культуре: исчезли города, а вместе с ними и развитое ремесло, наука и искусство; товарное производство сменилось натуральным. Вместе с тем, новые феодальные отношения объективно создавали возможности для экономического прогресса в будущем, поскольку крестьянин был значительно более раба заинтересован в развитии производства.

В 843 г. Каролингская империя распалась на три королевства. Распад огромного и могущественного государства свидетельствовал о завершении процесса феодализации франкского общества. Раздавая земли и устанавливая иммунитеты, короли франков по существу превращали свое государство в систему вотчин, каждая из которых была экономически самодостаточной и по сути "суверенной". Натуральный характер хозяйства предопределил наступление этапа феодальной раздробленности.

Европейский феодализм – результат трех вариантов (типов) генезиса феодализма. Первый тип рождался непосредственно из первобытнообщинного строя варваров, минуя стадию развитого рабовладельческого общества. В Европе примером подобного варианта являются Англия, Скандинавия, Северо-Западная Германия, а также Русь, Польша, Чехия.

Второй тип складывался на основе синтеза элементов феодализма, вызревающих внутри рабовладельческого общества, с феодальными отношениями, формирующимися на последней стадии развития первобытнообщинного строя варваров. Причем и те и другие элементы в равной степени составляли основу будущего средневекового общества. Этот тип генезиса феодализма нашел свое воплощение в Северной Галлии, у ряда южнославянских народов.

Третий тип зарождался на базе синтеза элементов позднеантичного общества с феодальными отношениями, формировавшимися в варварских обществах, с явным преобладанием античных начал. Этот путь был характерен для Византии, Южной Галлии, стран Среднеазиатского региона.

Восточный феодализм, сложившийся на базе «азиатского способа производства», унаследовал все его характерные черты: преобладание государственной феодальной земельной собственности, сохранение специфических форм общинной организации крестьянства; особые формы организации сословия феодалов и реализации ими своей монополии главным образом через продуктовую ренту; высокая степень государственной централизации.

Феодальная система в Западной Европе прошла в своем развитии через несколько этапов.

V–IX вв. – эпоха генезиса и развития феодализма, время постепенного образования крупной земельной собственности, монополизация ее меньшинством населения, превращения свободных земледельцев в зависимых крестьян, установления вассально-ленных отношений.

X–XV вв. – расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом, основанным на внутренней колонизации – освоении новых земель, увеличении сбора сельскохозяйственных культур, развитии животноводства; возрождении городов, превратившихся в центры ремесленного производства и торговли. Развитие товарного производства и товарно-денежных отношений сопровождалось коммутацией ренты, появлением ярмарок, кредитного дела, банков. В это время внедрялись технические новшества ветряная мельница, доменная печь, артиллерия, книгопечатание и др., формировались централизованные государства.

Конец XV–XVII вв. – время разложения, кризиса феодальной системы и зарождения капитализма. Расширялись товарно-денежные отношения, уничтожалась личная зависимость крестьян, начался процесс первоначального накопления капитала, развития мануфактурного производства и, как следствие, обострялись социальные противоречия, перераставшие в буржуазные революции.

Изменения происходили не только в экономической, но и в политической жизни. В раннефеодальный период государство представляло собой крупное, но непрочное объединение (например, империя Карла Великого). В X–XII вв. преобладали мелкие политические образования – княжества, герцогства, графства, располагавшие значительной политической властью над своими подданными. Иногда они были полностью самостоятельными, иногда номинально объединялись под властью слабого короля (так называвмый период феодальной раздробленности). В XIII–XV вв. во многих странах шел процесс централизации государства, завершившийся оформлением сословной монархии. В этих государствах относительно сильная королевская власть сочеталась с существовавшими сословно-представительными собраниями. Лишь в Византии в период средневековья сохранялось сильное централизованное государство. Наконец, в XVI–XVII вв. феодальное государство приняло свою последнюю, наиболее централизованную форму абсолютной монархии.

Становление феодальной экономической системы в Западной Европе традиционно рассматривают на примере Королевства Франков, возникшего в Северной Галлии в 486 г. Франки одна из конфедераций немецких племен, наряду с англосаксами, лангобардами, вандалами, остготами и др. В IV–V вв. германцы завоевали Западную Римскую империю и образовали несколько так называемых варварских королевств. В V–VII вв. франками правила династия Меровингов, с конца VII до середины IX в. – династия Каролингов.

Основные сведения о хозяйстве франков в эпоху раннего феодализма содержатся в судебнике «Саллическая правда». Из этого документа следует, что франки были оседлыми земледельцами, они сеяли зерновые культуры, применяли двуполье, использовали плуг с железным лемехом, борону, а в качестве тягловой силы – быков и лошадей. Право распоряжения землей в деревне принадлежало общине – марке. Землю франки обрабатывали индивидуально, большими семьями. Общинные угодья находились в нераздельном пользовании крестьян. Хозяйство франков носило натуральный характер. У франков еще не сложились классы, но уже отмечалось имущественное расслоение.

Одной из важнейших предпосылок развития феодальных отношений явился дуализм франкской общины. Дуализм общины это сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством. Уже с V–VII вв. она стала поземельной, территориальной, соседской, а земля все чаще превращалась в аллод. Аллод – свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность, т.е. частная собственность на надел общинной земли. Крестьяне присваивали полученные от общины наделы в частную собственность, как только для этого появлялась возможность. Расчистки и заимки лесных участков использовались чаще всего.

Появление аллода, углубляя имущественную и социальную дифференциацию франков, стало предпосылкой формирования крупной феодальной собственности.

Процессу концентрации земельной собственности, социальному расслоению способствовало вмешательство государственной власти. Государственный земельный фонд, состоявший из сохранившихся поместий римских рабовладельцев, государственных земель, земель бунтовщиков, конфискованных во время многочисленных гражданских войн, раздавался королевской властью приближенным, дружинникам, церкви в форме аллода. Государственный земельный фонд быстро сокращался, поэтому пришлось изменить принципы жалования земель.

В VIII в. в Королевстве Франков были проведены важные реформы. При Карле Мартелле (715–741) в результате военной реформы крестьян отстранили от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Вооружение конного рыцаря стоило дорого. Расходы на содержание войска и снаряжение рыцарей легли на плечи крестьян. Военная реформа потребовала изменений в земельных пожалованиях. Была введена бенефициальная система. Бенефиций – форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Возникли отношения вассалитета: вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил последнему клятву верности и исполнения службы. Сеньор, сохраняя право верховного собственника на пожалованную землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал договор.

Военная служба становилась монополией феодалов. При раздаче бенефициев подданными вассалов часто становились ранее свободные люди, населявшие эти земли: они из подданных короля превращались в зависимых от частных лиц крестьян.

В IX в. бенефиции превратились в лены, или феоды, представлявшие собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Военная служба оставалась главным условием владения феодом, хотя последний и передавался в наследственное пользование.Ленная система развитая форма феодального землевладения, на ее основе складывался вассалитет, феодальная иерархия знати.

Все условия, которые способствовали образованию крупного землевладения (феодальные междоусобицы и войны против других племен), обусловили утрату свободы крестьянами-общинниками.

Разоренный войной или неурожаем крестьянин, не найдя защиты ни у общины, ни у королевской власти, вынужден был искать покровительства местных сильных и богатых людей. Получая от них земельный участок, он терял свободу и превращался в зависимого или крепостного человека. В свою очередь, крупный землевладелец обеспечивал собственное хозяйство рабочими руками зависимых от него людей, плативших за землю и помощь своей работой (барщина) и продуктами (оброк).

При низком уровне развития производительных сил того времени требовалось много земли и рабочих рук, чтобы обеспечить достаточное количество продуктов сельского хозяйства. Господствующий класс был заинтересован не в захвате земли у крестьян, а в достаточном количестве рабочих рук. Захват земли феодалом состоял в том, что аллодист терял свое право собственности на эту землю и превращался в держателя на основе феодального права, т.е. становился обязанным платить за нее ренту и нести повинности, устанавливавшиеся либо обычаем, либо соглашением. Эта перемена в положении аллодиста и составляла содержание понятия верховной собственности феодала на определенные земли.

Захваты феодалами общинной земли и крестьянских наделов приобретали с начала IX в. массовый характер. Феодалы всеми возможными способами доводили крестьян до разорения, заставляя либо продать, либо передать землю крупному землевладельцу.

Наиболее распространенной формой установления зависимости бедняка от крупного землевладельца была практика его перевода в разряд так называемых прекариев. Прекарий – дословно «переданное по просьбе», условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному бедняку с обязательством последнего нести в пользу собственника повинности и оброки. Существовало три вида прекариев: а) держатель получал всю землю от собственника; б) крестьянин отдавал собственную землю крупному землевладельцу и получал ее же обратно, но уже не как свою, а как уступленную ему землевладельцем за обязательство несения барщины и оброков, и получая при этом покровительство и необходимую помощь в случае нужды; в) отдавая землю, держатель получал большее количество земли.

Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от феодалов, причем форма и степень зависимости устанавливались каждый раз индивидуально.

Крестьянское поселение могло сразу попасть в зависимость, если деревня входила в состав бенефиция. Король, жалуя бенефиций и требуя за него несение военной службы, передавал бенефициарию доходы жителей территории, что при натуральном хозяйстве было единственным способом вознаграждения за службу. Жители становились людьми, зависимыми от бенефициария, если раньше не попали в зависимость. С превращением бенефиция в феод зависимость жителей бенефиция укрепилась, стала постоянной. Натуральное хозяйство простое воспроизводство всех условий хозяйствования; ремесленный труд соединен и подчинен труду земледельческому; феодальная рента взимается в натуральной форме; экономические связи с территориями за пределами вотчины осуществлялись редко.

Результатом роста крупного землевладения было постепенное сосредоточение в руках крупных землевладельцев судебных, административных, фискальных функций и функций военного руководства. Эти функции получают свое юридическое оформление в виде так называемого иммунитета. Иммунитет это привилегия, защищающая сеньоров и их земли от вмешательства короля и его представителей в дела феода.

Иммунитет подтверждался иммунитетной грамотой. Иммунитетные права землевладельца включали в себя: судебную власть над подвластным населением; исполнение функций государя на иммунитетной территории; право на сбор всех фискальных сумм (налогов, штрафов и др.).

Основой хозяйственной организации франкского общества в VIII–IX вв. стала феодальная вотчина – сеньория, ее размеры были различными. Земля вотчины состояла из двух частей: земли, находившейся в хозяйстве самого феодала (домена), и крестьянских наделов (держаний). Земля домена составляла, как правило, не более 1 / 3 всех крестьянских держаний. В состав домена входили главным образом не пахотные земли, а леса, пустоши, болота и пр. При низком уровне производительных сил необходимый труд, или труд, затрачиваемый на воспроизводство рабочей силы непосредственного производителя и его семьи и других условий производства, поглощал большую часть трудового времени крестьянина и прибавочный труд не мог быть большим, а следовательно, сфера его приложения, т.е. барская запашка, не могла быть велика.

Феодал не мог получить дохода от своей земли иначе, как путем передачи этой земли небольшими наделами в руки крестьян. Поступление феодальной ренты зависело от благосостояния крестьянского хозяйства и крестьянской общины. Следствием этого была относительная экономическая независимость и отдельного крестьянского хозяйства, и крестьянской общины в целом от хозяйства феодальной вотчины. Более того, вотчина предполагала существование общины-марки, как организации (корпорации) производителей. Производство в общине составляло основу производства в вотчине. Лежавшие чересполосно с крестьянскими наделами домениальные земли при двуполье и трехполье входили в соответствующие клинья деревни-общины и подлежали принудительному севообороту наравне с крестьянскими. Феодал не вмешивался в хозяйственные решения общины.

Производственный процесс совершался при помощи индивидуальных орудий труда, само производство оставалось мелким, независимо от величины вотчины. Прогресс в сельском хозяйстве выражался в увеличении культурной площади путем мелиорации, расчистки лесных массивов, которая обрабатывалась неизменными орудиями труда. В условиях господства мелкого, малоэффективного производства получение прибавочного продукта от экономически самостоятельного хозяина возможно только с помощью внеэкономического принуждения, и личная зависимость является в этом случае средством внеэкономического принуждения.

В средние века различали три вида подчинения крестьянина сеньору – личную, поземельную и судебную. Крепостным в Западной Европе был человек, зависевший от одного и того же сеньора сразу в трех отношениях. Своими корнями личная зависимость уходит в античное рабство. Раб, посаженный на землю, оставался сервом. Он не имел права передавать по наследству надел, не уплатив сеньору особого взноса, выплачивал «поголовный налог», все прочие повинности не были фиксированы и взимались по воле сеньора.

Поземельная зависимость вытекала из факта принадлежности крестьянского надела сеньору. Земля надела составляла часть вотчины, в силу чего крестьянин должен был нести разнообразные повинности пропорционально размерам надела и сообразно обычаям, которые закреплялись традицией и были точно перечислены в кадастрах вотчины.

Судебная зависимость крестьянина вытекала из иммунитетных прав сеньора. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста, а все судебные штрафы, равно как и те повинности, которые раньше шли королю, теперь выплачивались в пользу сеньора.

В результате развития вассалитета структура господствующего класса феодального общества представляла собой иерархическую лестницу. Каждый крупный землевладелец считался вассалом короля, и каждый феодал мог иметь вассалов путем уступки тому или другому лицу части своей земли с ее населением в качестве феода. Крупный феодал, передавая бенефиций или феод вассалу, передавал ему и феодальную ренту (или часть ее) с населением феода, которое таким образом ставилось в зависимость от нового сеньора, не теряя зависимости и от вышестоящего.

Установление вассалитета, с одной стороны, приобретало характер распределения феодальной ренты между различными слоями феодалов, а с другой – ставило непосредственных производителей в зависимость от многих сеньоров, причем зависимость от каждого из них выражалась в обязанности уплаты определенного вида повинностей и платежей. Поскольку условия хозяйствования не изменялись в течение долгого времени, феодальный держатель и его потомки несли в пользу сеньора одни и те же повинности, иногда на протяжении столетий. Сам размер и характер повинностей становились обычаем. Эти повинности рассматривались и крестьянами, и сеньорами как законные, а отступление от них – как нарушение обычая. Подобная неизменность порождала еще одно характерное для феодализма явление: превращение определенных отношений между людьми, в данном случае отношений между сеньором и его держателем, в юридическое качество самого держания. За наделом, отданным крепостному, закреплялись все повинности, свойственные сервскому держанию. Они сохранялись тогда, когда земля переходила, например, лично свободному человеку. И наоборот, крепостной мог иметь свободное держание. Эти отношения еще больше усложнились с развитием товарно-денежных отношений, когда земля и отдельные повинности феодально-зависимых людей стали объектом купли-продажи.

В 843 г. Каролингская империя распалась на Западно-Франкское королевство, предшественник Франции, Восточно-Франкское, положившее начало Германии, и Среднюю Францию, включавшую Италию и области вдоль Рейна и Роны. Распад огромного и могущественного государства являлся свидетельством завершения процесса феодализации франкского общества. Любая страна в Европе в средние века представляла собой систему вотчин, каждая из которых была по сути «суверенным» государством. Феодальная раздробленность – важнейший признак сформировавшейся феодальной системы. Феодализация это превращение аллода в держание; исчезновение свободных общинников и появление их зависимых или крепостных держателей; образование феодальной собственности на землю и возникновение господствующего класса феодалов землевладельцев-воинов.

Вопросы для повторения

1. Назовите экономические и социально-политические основы формирования феодальной хозяйственной системы.


Становление феодализма — долгий и многосложный процесс. И в позднеантичном, и в варварском обществе возникли предпосылки для формирования феодальных отношений. Исторически сложилось так, что в Западной Европе дальнейшее становление феодализма происходило в условиях столкновения и взаимодей-ствия этих обществ. Речь идет не о механическом соединении протофеодальных элементов обоих обществ, а именно о взаимо-действии, синтезе этих элементов и двух общественных систем в целом, в результате которого родились качественно новые отношения. Даже такой удаленный от рубежей античной цивилиза-ции регион, как Скандинавия, не избежал ее воздействия, прав-да, косвенного: через торговлю и политические контакты с дру-гими частями континента, через христианскую церковь, чья религиозная доктрина, а также право выросли на античной поч-ве, через технологические и идеологические заимствования.

То же можно сказать о районах, которые практически не испы-тали непосредственного воздействия варварского мира, например о побережье Южной Италии, Провансе, островах Западного Сре-диземноморья, где классические античные общественные отно-шения были все же заметно деформированы вследствие подвласт-ности этих районов варварским правителям, нарушения прежних экономических связей, изменения социокультурного климата и т.д. Полное отсутствие синтеза можно констатировать в тех слу-чаях, когда в соприкосновение с античной цивилизацией вступа-ли народы, находившиеся на слишком низком уровне общест-венного развития, такие, как гунны или берберы.

Каково сравнительное значение античного и варварского ком-понентов феодального синтеза? Ответить на этот вопрос позволя-ет сопоставление различных вариантов генезиса феодализма, пред-ставленных историей отдельных регионов Западной Европы.

Наиболее активно феодальный синтез протекал там, где анти-чное и варварское начала были достаточно уравновешены. Клас-сическим примером такого варианта развития является Северо-Восточная Галлия, где феодализм утвердился рано, уже в VIII—IX вв. и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитка-ми в виде различных модификаций родоплеменного и рабовла-дельческого укладов. Напротив, в тех случаях, когда один из ком-понентов явно и безусловно преобладал, процесс становлени феодализма замедлялся, осложняясь при этом многоукладностью и другими привходящими обстоятельствами и принимая подчас причудливые формы. Первоначально варварское общество обнаруживало меньше феодальных потенций, чем античное; объясняется это, вероятно, тем, что оно в меньшей степени исчерпало исторические возможности. Однако впоследствии в числе наиболее отстающих по темпам развития оказались как раз те области, где античный элемент синтеза решительно превалировал над варварским. Показательно, что именно эти области служат примером особенно очевидных отклонений от северофранцузской модели феодализма, условно принимаемой за эталон. Иными словами, по сравнению с позднеантичным римским обществом разлагавшийся родоплеменной строй древних германцев нес в себе более сильный феодальный заряд.

Степень активности феодального синтеза в том или другом реги-оне зависела от многих факторов. На первое место среди них сле-дует поставить численное соотношение варваров и римлян (вклю-чая романизированных галлов, иберов и т.п.), оказавшихся на одной территории. В большинстве провинций бывшей Римской империи германцы составляли всего лишь 2—3% населения; правда, за счет неравномерности расселения доля их в некоторых местах (например, в районах Бургоса и Толедо в Испании, Тулузы и Нарбонны в Южной Галлии, Павии и Вероны в Италии) была замет-но выше. В Британии и Токсандрии, а также на Рейне и Верхнем Дунае германцы преобладали, в Северо-Восточной Галлии усту-пали галло-римлянам приблизительно в соотношении 1 к 10. То обстоятельство, что наиболее успешно феодализм развивался имен-но в этой части континента, доказывает, что влияние германцев как господствующего этноса, к тому же принесших с собой совершенно новые порядки, было намного больше их доли в населении. По всей видимости, требовалось определенное количественное сочетание носителей двух культур, чтобы имевшиеся в них протофеодальные элементы вступили в энергичное взаимодействие.

Второй важный фактор — это сам характер расселения варваров на территории империи. Чаще всего германцы занимали земли фиска, если же их не хватало в данной местности, — производили раздел земли и другого имущества тамошних посессоров, оставляя им обычно треть пахотных земель и половину угодий. Так поступали вестготы, бургунды, герулы и остготы. Некоторые племена, стремясь селиться компактно, захватывали приглянувшуюся им местность целиком, изгоняя оттуда всех прежних собственников. Особенно яркий пример такой политики дает история освоения Италии лангобардами. Случалось, что римские посессоры вместе с челядью сами покидали свои пенаты и варварам доставались фактически безлюдные земли. Такой ход событий характерен, в частности, для Британии и Норика. Естественно, что в тех случаях, когда германцы создавали новые, отдельные поселения, как бы отгораживаясь от римлян, хозяйственные, правовые и пpочие контакты между ними оказывались довольно слабыми, и это сказывалось отрицательно на темпах феодализации. Поэтому, например, развитие феодальных отношений у лангобардов происходило медленнее, чем у бургундов и вестготов, чьи владения, хотя и достаточно обособленные, все же соприкасались с владениями римлян, способствуя тем самым хозяйственным заимствованиям и появлению общих дел и интересов.

Третий фактор — сравнительный культурный уровень пришло-го и местного населения. Провинции были освоены римлянами далеко не равномерно. Если средиземноморские районы Галлии и Испании мало чем отличались от Италии, то, например, Армо-рика, тем более Британия или Кантабрия, были романизированы сравнительно слабо, так что германцы застали там не столько ра-бовладельческие виллы, сколько деревни и хутора древнего авто-хтонного населения, мало в чем превосходящего их самих по уровню культуры. Да и сами германские племена находились на разных ступенях развития. Так, вестготы к моменту своего за-крепления в Испании уже около ста лет проживали на террито-рии империи. Предки франков были непосредственными соседя-ми римлян фактически с самого начала новой эры. Другое дело лангобарды, переселившиеся с низовий удаленной от лимеса Эльбы в уже утратившую следы римского владычества Паннонию и от-туда вторгшиеся в Италию. Лангобарды оказались в целом не го-товы к восприятию достижений античной цивилизации в области сельского хозяйства и ремесла, тем более права и политических институтов. Понадобилось около полутора веков их пребывания в Италии, чтобы феодальный синтез пошел полным ходом.

Скорость этого процесса зависела и от других факторов, в том числе религиозных и правовых. То, что франки сразу же, в 496 г., приняли христианство в католической форме, несомненно облегчало им контакты с римлянами, тогда как приверженность вестготов и лангобардов арианству (соответственно до конца VI и начала VII в.) эти контакты сильно затрудняла. Не говоря уже об определенном антагонизме, существовавшем между арианами и католиками, зако-ны вестготов и лангобардов категорически запрещали им браки с римлянами. На конкретные формы феодализации в том или ином районе заметное влияние оказывали также природно-географические и внешнеполитические условия. Так, замедленность тем-пов феодализации в Скандинавии и яркое своеобразие скандинавского феодализма (в частности, высокий удельный вес свободного крестьянства) помимо всего прочего связаны с бедностью почв, оиентацией на скотоводство и рыболовство и с особенностями ландшафта, затруднявшими организацию крупного хозяйства.

Поселение варваров на территории империи создало лишь предпосылки для феодального синтеза. Для того, чтобы взаимодействие двух систем стало реальностью, потребовалось минимум пол-тора-два столетия, в первые же десятилетия феодализация проходила каждого из двух народов по-своему, продолжая прежнюю линию развития, но уже в принципиально новых условиях. Поначалу эволюция к феодализму обозначилась с наибольшей силой в римской части общества, преимущественно в крупных поместьях, где протофеодальные явления были налицо по крайней мере с IV в. Резкое ослабление государственного вмешательства, открывшее дорогу росту частной власти, стоящий перед глазами пример общества мелких сельских хозяев, дальнейшее сокращение рыночных связей, распространение под влиянием варварской сти-хии нового, более уважительного отношения к физическому труду - все это несомненно способствовало развитию феодальных тенденций в поместьях галльской, испанской и италийской знати. Продолжается начавшаяся еще в позднеантичный период трансформация социально-экономической структуры и права класси-ческой древности. Рабство распространено еще очень широко, но статус раба уже существенно иной: закон все чаще рассматривает его как обладателя имущества, в том числе земли, и предполагает в какой-то мере его правовую ответственность. Вольноотпущен-ники понемногу утрачивают признаки свободы и опускаются до положения зависимых людей, держателей земли своих патронов. Мелкая аренда также все больше становится формой зависимости. Медленно, но неуклонно римское поместье превращается в фео-дальную вотчину.

В еще большей степени испытывают на себе влияние новой среды варвары. Они знакомятся с римской агротехникой и организацией римских поместий, с римским правом, проводящим более жесткие различия между свободой и рабством, чем их собственные обычаи, с развитой торговлей, допускающей куплю-продажу всякого имущества, не исключая земли, с мощной государственностью, приучающей к дисциплине и четкому делению на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. В общественном строе варваров еще очень много первобытного. Сохраняются пережитки родовых связей, в первую очередь кровная месть, но этими связями начинают тяготиться, и «Салическая правда» даже предусматривает специальную процедуру отказа от родства.

Еще сильны догосударственные институты власти и правосудия, но в целом государство все больше отдаляется от народа. Этому очень содействовало знакомство германцев с римскими политическими институтами. Армия по-прежнему представляет собой народное ополчение с дружиной конунга во главе, и римлян в нее решительно не пускают. Но в некоторых отношениях свободные германцы уже приравнены к законопослушным римлянам первую очередь в том, что касается уплаты налогов. Возникну как нечто чуждое социальной природе завоеванного римское общества, как продолжение еще родоплеменной в своей основе власти, варварское государство к концу рассматриваемого периода оказывается вполне в гармонии с этим обществом. Эта трансформа-ция стала возможной в результате перерождения варварской зна-ти, превращения ее в слой крупных землевладельцев, сплотившихся вокруг теперь уже настоящего монарха. Германская по происхож-дению знать идет на установление родственных связей со знатью римской, начинает подражать ее образу жизни, участвовать в ее политических интригах и к началу VIII в. постепенно смыкается с ней. Этнические и социальные различия в среде господствующего класса если не исчезают полностью (в Галлии и Италии на это понадобилось еще два столетия), то ощутимо сглаживаются. Подобный процесс наблюдался и в нижних слоях общества, но протекал он медленнее. Для того, чтобы сравняться с зависимым людом римского происхождения, германцам нужно было расте-рять ряд прочно укоренившихся в варварском обществе прав и обязанностей. Германец должен был перестать быть воином, членом сотенного собрания, наконец, собственником своей зем-ли, а этому препятствовали многие обстоятельства, в том числе необходимость контролировать отнюдь не всегда дружественное римское население, представления о праве как о сумме древних и единственно возможных установлений, архаическое отношение к земле как к продолжению своего «я».

В соответствии с темпами развития и несомненно под римским влиянием у разных германских племен постепенно совершается переход к свободной от родовых и общинных ограничений земель-ной собственности — аллоду. Это еще не вполне свободная част-ная собственность наподобие римской, но распоряжение ею огра-ничено уже заметно слабее, менее сильно выражена и наследст-венная связь с нею ее обладателя. Кроме того, понемногу исчезет связь между обладанием земельной собственностью и свободой. В это постепенно привело к превращению германских обшинниковв зависимых крестьян, держащих землю от феодальных господ.