Что значит пасхальный кулич и яйца. Что символизирует пасхальный кулич

Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, — виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Кулич является подобием церковного артоса - большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу). В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим.

Кулич - домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич - символ замены Ветхого Завета на Новый.

Освящение куличей – это в некотором смысле символический обряд. Освящается вообще переход на другую пищу – от постового режима питания к скоромному. Специально о куличах в требнике ничего не говорится.

Но мне кажется, для церковного человека, как-то это очень естественно – чтобы моя еда, тем более, в день пасхальный, стала бы не просто моим личным делом: вот я бутербродик с сыром сейчас съем, наконец-то! - а чтобы она стала, чем-то соединяющим меня с тем, что я как христианин считаю, самой главной радостью и смыслом моей жизни, и с жизнью всей Церкви, которая вкушает именно эти яства в этот день на утро Пасхи.

Еда для религиозного сознания – это больше, чем просто еда. Это еще и знак выражения некой общности. В данном случае, общности с Церковью.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это — хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли — это не принципиально. Вопрос в другом.

Смотрите, хлеб символичен — это тот продукт, без которого человек не мог существовать: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем.А кулич — это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички — понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха — сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же — это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа — вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы — это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости — радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения — как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.

о. Борис Балашов


Удивительно, но по опросам общественности именно это сдобное творение называют "Пасхой", именно об этом творении говорят во время Пасхи и именно куличи в спешном порядке покупают. Но относится ли кулич к православию, к христианству, к празднику Пасхи?

Ответ однозначный: нет, не относится.

Печь куличи - это древнейшая языческая традиция славян. Люди пекли куличи и пекут именно в форме мужского детородного органа, специальной формы, с коричневой шляпкой политой белым сахаром (излитым семенем) и посыпанным зерном - символом плодородия и начала весны, начала пробуждения природы. И раскрашивали яйца - тоже как символ новой жизни, подходящий к куличу по различным параметрам.

Все христианство и есть египетское язычество - у них также и была троица - с Богом-отцом, Богиней-матерью, Богом-сына (Амон-Ра) и в конце молитв они произносят его имя Амун, Амин - Аминь. Если они Богиню-мать назвали святым духом и это же триединство назвали Единым Богом - нас это не запутает.

А так действительно похоже на часть Бога-отца, которая искала Богиня-мать (Изида):

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту - разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

В принципе, вся христианская религия напичкана "копирками" из язычества, а всё потому, что Русь языческую очень трудно было покрестить в другую веру, слишком строптивый был народ. Вот крестители и стали языческие праздники и символы в православной вере использовать, только под другим названием, что б народ к "истенной" новой вере легче привыкал.

СИМВОЛ ПЕРВЫЙ - ЯЙЦА
Яйца - это один из главных пасхальных атрибутов.
Есть легенда, что первое яйцо преподнесла императору Тиберию Магдалина...
Не очень верится. Не верится даже не потому, что Магдалина, как христианка, не должна была идти к языческому императору со своим скромным подарком, а потому, что сомнительной представляется такая легкая доступность императоров. Не верите? Можете попробовать в пасхальные дни (или в любые другие) приблизиться с яйцом в руке к нашему императору. Охрана объяснит...

Думающих людей, которых не устраивали объяснения вроде "так принято", "так надо", "это очень древняя традиция", "это тайна" и т.д., всегда интересовал вопрос, откуда на футболке могла появиться эта надпись. И таких людей всегда было предостаточно. Хочется обратить внимание на то, что сказал по поводу этих традиций Александр Мень в одной из лекций: "Есть люди, которые не считают себя христианами, но на Пасху обязательно стараются, чтобы у них дома были по крайней мере крашеные яйца, куличи, сырные пасхи. Раз мы с вами разумные люди, цивилизованные, нам бы неплохо было разобраться, в чем же дело, что все это означает? Откуда пришло, такое отношение все это имеет к христианской традиции? Или же это просто пережитки язычества. В какой степени справедливо, есть пережитки язычества." (Лекция "Пасха" 2 мая 1989 г.)

Действительно, с древнейших времен, задолго до Марии Магдалины и Тиберия Клавдия Нерона, в языческих культах широко использовались яйца как символ плодородия. Хорошо ли то, что церковь взяла на вооружение языческие символы? Позволим на этот вопрос ответить священнику Я. Кротову: "...не стоит радоваться, что языческая Русь пришла в церковь со своими яйцами. (Яйца у язычников символизировали плодородие, то есть рождение, и именно обильное рождение). Язычество в Церкви – далеко не так плодотворно, как зародыш – в яйце.

Вечная жизнь – не результат вечного круговорота жизни. Прямо наоборот. Чудо Воскресенья в том, что оно совершенно ни из чего не вытекает, абсолютно не обязательно и абсолютно ничем не обязано ни природе, ни людям, ни мертвому, ни живому.

Не как цыпленок из яйца, а как цветок на асфальтированном перекрестке, как теория относительности среди трепа двоечников, как счастье среди горя является Христос. И если освобождение убитого от власти убивших, от небытия и смерти называется воскресением, то Христос – воскрес.
Иным был языческий мир. Для него каждая мелочь имела духовное значение, могла быть использована при ворожбе или магии, что-то символизировала. Познание духовное осуществлялось через посредство материального мира."

Борис Успенский

"ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)":

"...представители нечистой силы делают то же, что делают люди на Святой неделе: и то и другое восходит, очевидно, к одному и тому же языческому ритуалу.

Языческое происхождение обрядов с пасхальными яйцами обусловливает неодинаковое к ним отношение: наряду с обычным почитанием пасхальных яиц, мы встречаем и другой взгляд на обряды такого рода.

Монастырские наказы XVII в., наряду с другими суеверными обрядами, запрещают крестьянам биться яйцами, расценивая это как дело, противное вере (Акты юридические, 1838, с. 357, № 334; Афанасьев, I, с.537; Сумцов, 1890, с. 109)"

А вот выдержка из БСЭ: «Весенний языческий праздник дал христианской П[асхе] ее обряды (освящение куличей, изготовление сырной пасхи, крашение яиц и т. п.)» (Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1955. Т. 32. С. 216).

Теперь перейдем к другому символу, который тесно связан с яйцами. И этот символ - не курица.

СИМВОЛ ВТОРОЙ - ФАЛЛОС

Откуда произошел пасхальный кулич?

Ответ отца Олега Моленко (Церковь Иоанна Богослова):

"...Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда. Таким символическим образом можно разуметь, что мы (выходцы из язычников) в праздновании Пасхи Христовой перешли из мрака языческого идолобесия в дивный свет Христового воскресения."

С ним согласен и постоянный автор ДД Олег Ведмеденко: "До речі, паска, святковий кулич – є ще відгомін наших прадавніх язичницьких обрядів, а звичка “святити паску” – це вимушений компроміс церкви з язичництвом, корені якого вже загубилися у глибині віків..."

Давайте попробуем взглянуть в ту самую глубину веков и узнать, как же эти символы могли проникнуть в нашу жизнь.

КРУГОМ ОДНИ ФАЛЛОСЫ

Насколько широко в древности было распространено поклонение фаллосу? Если вы специально не интересовались этим вопросом, то будете удивлены, насколько широко. Сейчас даже представить трудно, как у людей тех времен была развита фантазия в отношении использования этого символа.
Первые обнаруженные фаллические символы относят ко времени после ледникового периода. В Сахаре были найдены изображения фаллосов рядом с головами убитых животных. На территории Зимбабве были найдены рисунки доисторических времен на которых был изображен эрегированный пенис с длинной линией, тянущейся от него и заканчивающейся цветком тюльпана.
Культура фаллоса широко представлена в Египетской мифологии.

В Элладе, и позже в Римской империи, можно было найти посвященные Приапу гермы (квадратные столбы с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине). Они устанавливались у полей, дорог и внутри жилых домов, люди верили, что они обеспечат защиту от воров и грабителей и также использовались в качестве пугал. Это также относится к бесчиссленным фаллическим жертвоприношениям и использованием фигурок фаллоса для практического использования в качестве "оберегов" для защиты от злых сил. Большие фаллические скульптуры устанавливались на воротах римских городов и стенах домов и это также несло защитную функцию - отводило "дурной глаз" и приносило удачу,

Также было найдено множество фаллических значков, таких как крылатые фаллосы, которые были известны с Римских времен. На острове Бали были найдены маленькие деревянные статуэтки с огромными фаллосами, которые должны были приносить такую же огромную удачу.

В Индонезии по берегам рек возводились столбы с вырезанными на их верхушках гениталиями, эти столбы являлись памятниками умершим соплеменникам.
В индуизме фаллос стал символом созидательной силы Шивы.

В Африке был обнаружен "лес" фаллосов от 3 до 4 метров высотой, происхождение и предназначение которых до сих пор не известно.

Там же живет племя, воины которого до сих пор носят на лбу фаллический орнамент. В этом племени в прошлом была распространена традиция отрезать убитому врагу пенис. Они насаживали его на ветку и несли на лбу, когда возвращались с войны домой. (По мотивам "Фаллос в культуре и искусстве" J.J.Mattelaer)

СЛАВЯНЕ И УД
Славянская языческая мифология тоже не отличалась целомудрием, она имела тесные связи с теми же верованиями, о которых упоминалось выше.
У славян фаллос назывался Уд.

Вот информация относительно него, взятая со славянских языческих сайтов: "Во всех без исключения ветвях индоевропейской Традиции символ мужского члена, лингама, связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь (эти слова однокоренные).

Руна Уд посвящена нордическому богу, который почитался как сын Велеса славянами или сын Одина - скандинавами. Его славянское имя - Яровит (Ярило), а скандинавское - Бальдр."

"Уд - одно из самых древних и потаенных славянских божеств, дух -покровитель любовной связи, любострастия. В "Слове об идолах "(начало XII в.) сказано, что славяне-язычники "чтут срамные уды и в образ сотворены, и кланяются им, и требы им кладут" ("в образ сотворены", то есть "в виде"). Как извесно, многие капы имеют форму столба, то есть фаллическую.

Молва живописует Уда статным кудрявым молодцем, восседающем на туре. Рога тура повиты венком из калины - символом девичества, а сам Уд держит в руке деревянное копье, к тупому концу которого привязаны две круглые деревянные погремушки.

В глухой лесной чащобе устраивались капища, посвященные Уду: в дно водоема забивались в виде овала колья с фаллическими символами. В ночь полнолуния неплодная женщина заходила по пояс в воду и, поглаживая руками головки кольев, молила о чадородии. Такое омовение было непременно тайным, о нем не знал никто, кроме ведуна."

___________________
ГЕРОДОТА СПРОСИЛИ?
Но, если это была просто экскурсия "галопом по европам" и другим частям света, то сейчас можем ознакомиться с трудами авторитетных античных историков, где упоминается происхождение поклонения вышеозначенным символам.

Еще "отец истории" Геродот указывал на то, что греческая религия связана с египетским поклонением. Далее можем провести параллель с вивилонскими верованиями, а от них на все остальные восточные религии. Божества этих религий имели разные имена, но по сути были одними и теми же личностями и практически безошибочно идентифицировались представителями любого из народов. Таким образом, можем предположить, что язычество являлось обычной для того времени интернациональной религией с небольшими национальными особенностями.

Послушаем Геродота: "Каждый египтянин закалывает в честь Диониса (Осириса) вечером накануне праздника поросёнка перед дверьми своего дома и затем отдаёт его свинопасу, который продал ему поросёнка. В остальном египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе - за исключением хоров. Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ - куклы-статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причём этот член почти такой же величины, как и всё тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса. А почему член куклы так велик и отчего это единственно подвижная часть тела куклы, об этом существует священное сказание»(История. II 48)

Более поздний автор - Плутарх, описывает некоторые другие подробности: " Будучи знакомым с этим событием [т.е., расчленением Осириса], Исида возобновила поиски разрозненных частей тела ее мужа, когда она села в папирусную лодку и поплыла в нижнюю болотистую часть страны... Причина, по которой в Египте имеется такое большое количество гробниц Осириса, заключается в том, что везде, где были обнаружены части его тела, они были захоронены прямо на месте; правда, есть мнение, что это было изобретением царицы, которая подарила каждому из этих городов статую своего мужа, чтобы, если Тифон вдруг победит Хора в предстоящем состязании, он не сможет найти настоящую гробницу. Исиде удалось найти все разрозненные члены за исключением одного, который был съеден рыбами lepidotus и oxyrhynchus, по причине чего они вызывают у египтян отвращение. Для компенсации этого недостающего члена она освятила Фаллос и учредила праздник в его честь" (Плутарх, трактат "Об Исиде и Осирисе")

Вот что пишет Диодор Сицилийский
(Историческая библиотека. Книга I) :« И все живущие в Фиваиде, древнейшей области Египта, считают величайшей клятвой, если кто-нибудь поклялся бы Осирисом, лежащем в Филэ. Действительно, они сообщают, что найденные части тела Осириса удостоились погребения вот таким образом. А детородный член, как говорят, был брошен Тифоном в реку - из-за того, что никто из сообщников не пожелал взять его. Исидой же он был удостоен богоравных почестей не менее прочих (останков). Поместив его изображение в святилищах, она научила почитать изготовленный (идол) и сделала его наиболее чтимым в таинствах и жертвоприношениях, посвященных этому богу, и достигла высочайшего поклонения. Вот почему эллины, которые принесли из Египта (учение), касающееся совершения оргий и дионисийских праздников, почитают эту часть тела в мистериях, таинствах и жертвоприношениях (в честь) бога, называя ее фаллосом.»

___________________
ТАМ, ГДЕ ПИСАЛАСЬ БИБЛИЯ

Поскольку язычество с его фаллическим культом было распространено повсеместно, то не стал исключением и Ханаан, который был позже завоеван еврейскими племенами.

"В религиозных представлениях народа Ханаана, стране древней земледельческой культуры, культ богов плодородия занимал центральное место. С практикой отправления этого культа и было связано особое распространение сексуально-оргиастических обрядов. Священные оргии, радения исступлённых людей, в порыве неистовства доводящих себя до самооскопления,- всё это должно было магически воздействовать на созревание нив и размножение скота."
(Зильберман М. И. "Земля Ханаанейская")

Насколько ханаанейская языческая религия повлияла на евреев, исповедующих единобожие? Не могла ли она проникнуть в библейские учения и позже, в христианстве, возродиться в виде фаллоса-кулича.

Об одном можно сказать точно: борьба евреев за чистоту их религии была длительной, велась с переменным успехом и была в прямом смысле кровопролитной. Смогло ли многобожие и его фаллические культы оставить отпечаток в веровании древних евреев? Можно утверждать, что нет. Наступали периоды, когда священные рощи, жертвенники и столбы (которые, возможно и являлись символами фаллоса) уничтожались, вместе с языческими жрецами.
Очень ярким примером такого противостояния явился вопрос пророка Ильи:
"И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова" (3 Царств 18:21). После того, как жрецы Ваала принесли неудачное жертвоприношение и не получили поддержки своего бога, все они в количестве четырехсот пятидесяти человек были казнены.

Если же в некоторые периоды и достигался компромисс, то все равно, в любом случае, заканчивалось все очищением.

Таким образом, мы видим, что монотеистическая религия - иудаизм, ничего общего не имела с фаллическими символами.

А СМЫСЛ?
В чем смысл этого?

Является ли нарушением Божьего закона присутствие некоторых языческих мотивов в нашей вере?

Ответьте для начала на несколько вопросов.

Если законопослушный в целом человек иногда позволяет себе что-нибудь умыкнуть, то можно ли утверждать, что он не нарушает Закон?

Если у вас болит какой-то один орган, то это дискомфорт всему организму или только этому органу?

Если корабль получает пробоину, то это угроза для всего корабля или только для отдельной его части?

Если кто из супругов изменит своему брачному спутнику, то под угрозой оказывается брак в целом или только планы на ближайший вечер?
Следует ли "хромать на оба колена", пытаясь совместить несовместимое?
Помните, что говорил Бог своему народу, когда тот позволял себе проявлять неверность?

"И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя" (Иезекииль 23:29,30)

_________________
КАК БЫЛО

Было бы несправедливо, уделив столько внимания распространению языческих культов, не показать на основании первоисточника, как же отмечались эти праздники правильным образом, причем Пасха христианская является логическим продолжением еврейской.

Как же праздновали Пасху евреи, само название которой означало - "проходить мимо" - праздник Исхода из Египта? Символами Пасхи были ягненок и пресный хлеб. Ягненок готовился с горькими травами и употреблялся с пресным хлебом. Кровью ягненка евреи, находящиеся в Египте, обмазали косяки дверей (знак ангелу-мстителю, чтобы он ПРОШЕЛ МИМО) - и это было прообразом крови Христа (как пасхального Агнца), крови, которая спасает людей.

Сам Иисус точно так же отмечал Пасху и указывал ученикам, что он и есть тот самый пасхальный символ-ягненок. Но в последнюю свою Пасху (когда он должен был погибнуть и исполнить пророчества), он для своих учеников ввел новый обычай, так как старый через несколько часов должен был исчерпать себя. Христиане отныне должны были отмечать не старую традиционную Пасху, а смерть Христа, "...сие творите в Мое воспоминание" (1 Кор. 11:24). Символами тайной вечери стали продукты, оставшиеся от еврейской Пасхи - пресный хлеб и вино (ягненок к тому времени уже был съеден), а также молитва. Причем, обратите внимание, отмечали именно смерть Христа, а не его воскресение. И не было никаких яиц, куличей, сырных пасх. Эти традиции были привнесены из языческих религий позже.

"...Церковь нетороплива. Она впустила в себя язычников, принявших крещение, со всеми их суевериями и предрассудками, с обрядами вполне нехристианскими, и не требовала немедленно со всем этим покончить - а если и требовала,то не выгоняла вон ослушавшихся..." (Я. Кротов)

Теперь, когда происхождение некоторых обычаев для нас не является секретом, можем подумать над тем, хотел ли Сын Бога, чтобы мы пришли к нему на праздник имея при себе священный фаллос, против поклонения которому всегда выступал его Отец?

Теперь, когда мы знаем, что же за неприличная надпись (точнее, символ) красуется на нашем модном одеянии, мы вправе сделать выбор:

1. продолжать идти на праздник к Сыну Бога с противным ему языческим символом;

2. можем идти туда без символа и лишь со стороны с интересом или одобрением наблюдать за освящением фаллосов;

3. можем вообще перестать куда-либо ходить;

4. выберем или придумаем другие символы;

5. можем в комментариях выразить всю ненависть человеку, который хочет испортить нам этот светлый праздник;

6. без слов - в рыло;

7. принять к сведению и поступать правильно;

8. свой вариант.

Вопрос в другом.
Если кому нравится язычество (которое снова поднимает голову) - пожалуйста.

Это личный выбор. Если кто хочет быть христианином - пусть будет им. Но не следует забывать, что быть одновременно и тем и другим так же невозможно, как невозможно одновременно идти по двум разным дорогам, что, возможно, и означает "хромать на оба колена".

Поскольку в ДД обитают в основном политически грамотные люди из разных политических партий-конфессий, то позволю себе сравнить сложившуюся ситуацию вот с чем: допустимо было бы состоять, например, в НУ-НС, в то же время посещать партсобрания БЮТ, выполнять распоряжения лидеров ПР, а по выходным с красными флагами митинговать возле памятника Ленину?
Точно так и с Пасхой, да и не только с ней...

з.ы. Известно что по весне активизируются не только сумасшедшие и коты, но и так называемые «люди в черном». Во всяком случае в свете прошедшего праздника мысль о том что представители РПЦ давно положили на народ большой и толстый лингам, принимает иной смысл, и за оскорбление верующих не считается. Конечно тот кто предпочитает «идеологическую» правду, будет верить лишь в то что он хочет. По сути вера во многом зависит от того во что мы верим, и если привычка потреблять делая выбор между одним готовым предложением и другим, уже давно и крепко въелась в ваш мозг, то вера наша будут по сути лишь выбором готового шаблона, со всеми вытекающими отсюда радостями и горестями.

Завершить данную статью я хотел бы небольшой подборкой на злобу прошедшего дня, ибо во многом, то что гуляет по сети так или иначе является выражением творческих мыслей отдельных пользователей. Не исключено что в будущем набирающая силу РПЦ ещё даст красного петуха всем вольнодумцам, сжигая каждого пятого на костре собственного тщеславия, а пока можно. И да, по весне шанс «залететь» гораздо выше, особенно если вы постились и отстояв длиннющие ночные мессы, таки пригубили кусочек фаллического символа и прочих церковных радостей.
Несколько лет назад я написал небольшой рассказ насчет того как по-настоящему можно раскрутить РПЦ с помощью мобильной связи. Одна из картинок, представленных ниже, как раз соответствует идее рассказа. Ссылка на рассказ - http://proza.ru/2010/06/22/237







16 апреля православные христиане отмечают праздник Пасхи - важнейший и один из самых светлых в христианской традиции. Церковное празднование длится 40 дней, однако основные торжества происходят в течение самого пасхального воскресенья.

Праздник Светлого Воскресения

Пасха неразрывно связана с темой возрождения, перехода от смерти к жизни. Согласно христианской традиции, Иисус Христос был распят и во искупление грехов людских в мучениях умер в пятницу, сразу после чего тело его было погребено. У его гроба был установлен специальный караул. Однако когда на рассвете воскресенья жены-мироносицы вместе с Марией Магдалиной пришли к гробу для проведения обряда помазания, они обнаружили камень отодвинутым, а явившийся им ангел объявил, что тела Христова здесь нет. Мария Магдалина, испугавшись, что тело Христа было перенесено в неизвестное место, обратилась к Петру и другим ученикам его. Когда все они вновь явились к опустевшему гробу, Марии Магдалине явился сам Иисус Христос, сказавший, что он восходит к Отцу своему. В тот же день весть о Светлом Воскресении Христовом распространилась среди верующих.

Как вычисляется дата праздника

Центральное событие в христианском календаре - Пасха является праздником преходящим: ее дата меняется из года в год и зависит от солнечного и лунного календарей. Кроме того, из-за разницы юлианского и григорианского календарей разнятся даты православной и католической Пасхи.

Для того чтобы определить точную дату празднования, применяется сложная система расчета. Но праздник неизменно отмечают в ближайшее воскресенье, следующее за первым весенним полнолунием.

Если первое весеннее полнолуние выпадает как раз на воскресенье, то Пасха будет праздноваться уже через неделю, если же само полнолуние наступает раньше 21 марта, то праздник будет рассчитываться от следующей полной луны.

От даты празднования зависят и даты Великого поста, предшествующего Пасхе. Именно на его последнюю - Страстную - неделю приходится основная подготовка к торжествам.

Самая светлая служба

Пасхальная служба - самая светлая и радостная в церковном календаре. Вечером накануне праздника верующие собираются в храме, откуда в полночь отправляется праздничный крестный ход. После того как крестный ход с песнопениями обходит территорию вокруг храма, начинается пасхальная заутреня и литургия.

Неотъемлемым элементом праздника являются специальные красные свечи. Красный в этот день также преобладает в парадных одеяниях духовенства - это главный цвет праздника, символизирующий собой кровь Христа, пролитую при распятии.

Огонь - еще один важный символ праздника, означающий очищение и свет. В Россию из Иерусалима ежегодно специальным рейсом доставляется Благодатный огонь, который выносят из Гроба Господня во время богослужения, совершаемого в храме Воскресения Христова. Вынос Благодатного огня символизирует собой выход из Гроба Господня воскресшего Иисуса Христа (Света Истинного).

Символами жизни в пасхальной традиции являются куличи и яйца.

Яйца, кулич и пасха

Пасхальная трапеза, первая после окончания Великого поста, всегда является пышной и праздничной. На столе в этот день неизменно присутствуют кулич, творожная пасха и яйца. При этом каждый из этих элементов имеет особый смысл.

Так, пасхальное яйцо принято связывать с Гробом Господним, поскольку оно выглядит мертвым снаружи, но при этом несет в себе новую жизнь. Кроме того, считается, что Мария Магдалина, пробившись к императору Тиберию, преподнесла ему единственный подарок, который могла себе позволить, - крашеное яйцо.

Сегодня яйца красят в самые разные цвета, но традиционным по-прежнему остается красный, как главный цвет всего праздника.

Кулич - один из самых известных элементов пасхального стола - берет свое начало у особого церковного хлеба, артоса, который раздают прихожанам накануне Пасхи, и символизирует собой тело Господне. Куличи, а также пасхи и яйца традиционно приносят на освещение в субботу. Однако специальная молитва существует лишь на освящение сыра (пасхи) и яиц, а вот отдельной молитвы на освящение кулича нет.

Творожная пасха, как и крашеные яйца, символизирует собой Гроб Господний, но уже из-за своего внешнего вида - она всегда готовится в форме усеченного конуса. В Петербурге даже действует церковь, получившая название «Кулич и пасха» - ее колокольня выполнена в форме пасхи, а сам храм очертаниями напоминает кулич.

Христосование и Красная горка

Начиная с пасхальной ночи и в течение последующих 40 дней верующие христосуются. Согласно заветам апостолов, при встрече принято говорить - «Христос воскресе!», в качестве ответа - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Пасхальными яйцами также принято христосоваться, разбивая их друг о друга, подобно троекратному поцелую.

Кроме того, в этот день принято приносить дары в больницы, приюты, тюрьмы и подавать милостыню. Считается, что для того, чтобы земля была плодородной, нужно прокатить по ней пасхальные яйца - отсюда пошел обычай катать яйца с горки наперегонки. В царской России эти развлечения растягивались на 2–3 недели и назывались Красная горка. Обычай жив до сих пор, хотя сегодня чаще всего эти развлечения приходятся именно на пасхальное воскресенье.

Нравится

Традиционные пасхальные кулич с глазурью и крашенки позаимствованы из примитивной развратной культуры древних тенгриан. Атрибуты языческой пасхи, так знакомые нам, являются на самом деле наглядными символами культа плодородия.

В Библии обряд Пасхи был прописан до мелочей. В Ветхом завете на Пасху запекали ягненка, символизирующего грядущего Мессию, Который должен был искупить человечество. Во время праздника Пасхи в доме на протяжении семи дней не было продуктов, поддавшихся процессу брожения.

Доверяющие Библии христиане принимают участие в новозаветней Пасхе. Во время Тайной Вечери Иисус Христос с учениками совершил Пасху Нового Завета, которая состояла из обряда ногоомовения и принятия символов безгрешной плоти и крови Господа - пресного хлеба и безалкогольного вина.

Кулич с глазурью не может быть символом плоти Иисуса Христа, потому что он не пресный. О крашенках вообще не упоминается в Священном Писании. Все истории с упоминанием девы Марии и цезаря являются баснями. У язычников существует легенда о том, что яйцо упало в реку Евфрат и из него вылупилась богиня Астарта.

Астарта упоминается в Библии в негативном образе - этой вымышленной языческой богине поклонялись, пекли пирожки с ее изображением и блудодействовали в публичных домах, посвященных ей. Как связать поклонение Астарте с поклонением Христу? Практически это невозможно.

Есть важный момент на который нужно христианам обратить внимание в эти дни. Если предложат попробовать языческие символы мужского полового члена с яичками, аргументируя тем, что они освящены в храме, то кушать их, зная о том, что это идольские жертвы, не имеющие ничего общего с христианством, будет грешно.

Апостол Павел по этому поводу так сказал: "Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести" (1 Кор. 10:28). Он советует христианам беречь себя от осквернения идоложертвенным, чем фактически является пасхальный кулич и крашенки.

Приветствую Всех на страничках блога !
Вот и закончился Великий Пост и началась Страстная Неделя – воспоминание последних дней земной жизни Иисуса Христа. Во весь период поста, христиане задумывались о своей жизни, о своих согрешениях, кто-то пытался себя ограничить от определенной пищи, кто-то старался исправить свою духовную жизнь – очиститься от грехов. Пост – это время покаяния, воспоминание о земной жизни Христа, Его проповеди, Его страданий и распятия. На каждая семья тщательно готовится к великому торжеству – празднику Пасхе. Весь пост мы очищали свои души от грязи греховной, чтобы встретить праздник Пасху — Воскресение Христа с чистой душой, также за неделю до праздника мы очищаем свои жилища. Также есть такой древний обычай выпекать в великий четверг куличи.

Откуда пошла традиция, выпекать к Пасхе куличи? Что символизирует кулич, какова его история возникновения?
Ну, чтобы узнать саму историю возникновения кулича и его символ, нужно вспомнить ветхозаветную историю.

Почему именно пресный хлеб? Потому как это было им в воспоминание о том, что исход из Египта был очень поспешным, и они просто не успели заквасить хлеб, и взяли с собой только пресный. Вот отсюда и второе название Пасхи – Праздник Опресноков. Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе.
Агнца, который назывался – Пасха, семья должна была запечь и съесть с горькими травами, это было воспоминание о горькой жизни еврейского народа в Египте. За праздничным ужином отец семейства рассказывал историю исхода евреев из египетского рабства.

После того как пришел Иисус Христос, празднование Пасхи Нового Завета приобрело нового значения, а старозаветное празднование Пасхи потеряло смысл. Далее движемся в Новый Завет, что мы видим из строк Нового Завета.
«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Как видите, хлеб был символом, и по традиции ветхозаветной выпекался в воспоминание, освобождения из рабства, а во время тайной вечери Иисус Христос дал Новое значение «сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).
Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.

Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Но в пасхальном куличе, за праздничным столом, наоборот присутствует сдоба, сладость. Такое видоизменение артоса, так же имеет свой смысл, свою символическую основу.
Пасхальный кулич тот, который мы приносим на освящение, он сладок и символизирует присутствие Божие во всем мире. Сдоба, сладость, украшение – это символ заботы Господа о нас всех. Господь, принесенный в жертву, дал нам сладкую жизнь.
Таким образом, – это символ радости, сладости райской жизни, блаженной Вечности.