Иверский монастырь на святой горе афон.  Святыни и монастыри Афона: Иверский монастырь

Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения. Игумен: архим. Василий. Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.

Иверский монастырь находится у небольшого живописного залива на северовосточной стороне полуострова, у самого устья большого горного потока. Монастырский праздник – Успение Богородицы (15 августа). Сюда можно добраться, спустившись из Кареи и совершив после этого приятную прогулку продолжительностью около полутора часа.

Монастырь был основан в последней четверти Х века, вскоре после Лавры и Ватопедского монастыря на месте (или вблизи него), где ранее находилась Лавра Святого Климента. Основание монастыря связано с именами Иоанна Ивера и Иоанна Торникия, однако, по-видимому, речь идет об одной и той же личности, хотя грузинские источники недвусмысленно упоминают двух человек. Иоанн Торникий, бывший придворным царя Иверии (Грузии) Давида и византийским вельможей, оставил все и стал монахом поначалу в одном из монастырей Македонии. Затем он ушел на Олимп и наконец – на Афон, в пустынное место в окрестностях Лавры, где ему представился случай познакомиться со Святым Афанасием, который предложил Торникию остаться возле него.

Византийский император Василий II пригласил в столицу теперь уже ставшего монахом Торникия, обращаясь к нему за помощью в разного рода дипломатических и военных вопросах, в особенности в подавлении мятежа стратига Варда Склира, который уже поднял восстание против государственной власти и сражался с императорскими войсками. Откликнувшись на просьбу императора, Торникий сиял рясу и отправился против Склира вместе с царем Давидом, с успехом выполнив эту миссию. Затем он вернулся снова на Афон, где занялся строительством нынешнего монастыря или, возможно, расширением уже существовавшей Лавры Святого Климента. Это крупное строительство было начало и завершено благодаря щедрым пожертвованиям императора и богатой военной добыче, полученной в результате упомянутой выше победы.

Новый монастырь назывался изначально Иверским по причине происхождения его основателей и первых монахов, сохранив свое название по сей день. Однако в 1357 году в соответствии с сигиллом патриарха Каллиста II этот грузинский монастырь был передан грекам, которые превосходили тогда и численностью и ролью в духовной жизни монахов из Иверии (Грузии).

С очень раннего времени и до XIV века новосозданному монастырю было передано очень много небольших монастырей, в том числе Леонтия в Салониках, Иоанна в Коловосе и Иериссе, Святого Саввы, Халда, Каспака и др. Естественно, что Иверский монастырь тоже подвергался разного рода разрушительным вторжениям на Афон, переживая все их последствия.

Так, имеются сведения о многочисленных вторжениях пиратов, западных униатов и грозных каталанцев в начале XIV века. Однако впоследствии византийские императоры, сербский краль Стефан Душан и главным образом цари Иверии оказали помощь в восстановлении монастыря.


Этот период нового расцвета монастыря продолжался до конца XVI века, когда появились значительные экономические трудности. для выхода из этого казавшегося безвыходным положения иверские монахи отправились на свою родину и посетили царя Александра VI, которому передали ключи от монастыря, проси о материальной поддержке. В результате этих действий, а также поездок монахов в другие страны были собраны значительные денежные средства, позволившие монастырю не только рассчитаться с долгами, но и приступить К строительству новых сооружений, а численность монахов значительно возросла.

В середине XVII века иверские монахи по приглашению царя Алексея Михайловича отправились в Россию, принеся с собой в качестве подарка копию иконы Богородицы Вратарницы, благодаря которой излечилась дочь царя. В знак благодарности Богородице и иверским монахам, Алексей Михайлович передал им монастырь Святого Николая в центральной части Москвы.

Интерес к монастырю проявляет в это же время и целый ряд патриархов, которые оказывают ему всяческую помощь. В течение некоторого времени здесь находился греческий народный мученик патриарх Григорий V. Во время Национально-освободительной войны 1821 года Иверский монастырь снова оказался в экономически сложном положении, в основном по причине сделанных им значительных пожертвований для освободительной борьбы. Дважды, в 1845 и 1865 годах, часть монастыря пострадала от страшных пожаров, но была восстановлена затем благодаря его богатствам и пожертвованиям многих христиан.


Вид на собор монастыря

Собор монастыря, посвященный Успению Богородицы, был построен в первой половине ХI века иверским монахом Георгием Варазваче, который течение многих лет был настоятелем монастыря. В 1513 году собор был перестроен. Находится он приблизительно посредине монастырского двора и построен в византийско-афонском стиле. От первоначального собора сохранилась прекрасная мраморная облицовка с геометрическими узорами и надписью вокруг: «Я, Григорий, иверский монах и ктитор, укрепил колонны его, дабы не дрогнуть ему вовек». Интересны и двупоясные капители (естественно, используемые вторично) колонн собственно храма, которые украшены листьями аканфа и головами телят по бокам.

Фрески собора были написаны в разное время, начиная с XVI и кончая XIX веком, когда они были покрыты новыми росписями. Интерес представляют послевизантийский иконостас из резного дерева с очень богатым растительным декором, дверь из наружного нартекса в литийный притвор из серебра и эбенового дерева очень изящной работы и серебряный семисвечник в виде лимонного дерева с 30 позолоченными лимонами и 7 подсвечниками, который, согласно двуязычной (на греческом и русском языках) надписи в стихах, был подарен архимандриту Кириллу для его монастыря жителями Москвы в 1818 году.

Снаружи двойного нартекса храма позднее был пристроен третий нартекс – застекленный, с фресками 1795 года.

Фиал монастыря

Перед собором находится фиал водосвятия, восстановленный после пожара 1865 года, а напротив фасада – монастырская трапезная, заново построенная и расширенная архимандритом Афанасием Акарнанским в 1848 году. В том же году над ее входом была построена высокая звонница.

Внутри монастыря, напротив больших ворот, приблизительно посредине южной стороны возвышается крепостная башня (1725), в настоящее время сильно разрушенная, тогда как другая прекрасная башня (1626) у его пристани сохранилась, наоборот, очень хорошо.

Кроме собора, на территории монастыря есть еще 16 часовен. Две из них – Святого Николая (1846) и Архангельская (1812) расположены соответственно справа и слева от литийного притвора.

Во второй из них бережно хранят реликвии около 150 святых, части инструментов, использованных при распятии Христа. и часть Животворящего Древа Креста Господня.

Две другие значительные часовни – Богородицы Вратарницы и Иоанна Предтечи находятся во дворе. В первой из них (1680), которая расположена у старого входа в монастыре, хранится чудотворная икона Богородицы с богатым позолоченным окладом, которая, согласно преданию, отправившись по волнам из Константинополя, вышла из моря где-то близ нынешнего монастыря. Фрески часовни были созданы в 1683 году, иконостас – в 1785 году. Кроме того, следует отметить, что в нартексе монастыря, который был расписан фресками в 1774 году, среди изображений святых изображены в ряд греческие мудрецы – Солон, Софокл, Фукидид, Платон, Аристотель и Плутарх, а также цари Александр и Дарий.

Часовня Богородицы Вратарницы. Иверон

Вторая часовня – Иоанна Предтечи находится к востоку от первой. Она была построена от фундамента настоятелем Агапием (1710), а расписана несколько лет спустя (1714). Иконостас часовни – замечательный образец искусства резьбы по дереву (1711). В прочих 12 часовнях находятся только переносные иконы.

За пределами монастыря находятся 12 его кафизм, 13 келий в направлении Кареи, 3 в направлении Филофеева монастыря и 10 – на территории Кареи и вблизи нее. Одна из них – келья Святого Димитрия является представительством монастыря.

Иверскому монастырю принадлежит также скит Предтечи или Иверский скит к западу от монастыря, в сторону горы, на расстоянии получаса ходьбы от монастыря. Это греческий идноритмический скит, основанный в 1730 году, тогда как церковь (kyriakon) его была построена в 1779 году и расписана фресками в 1799 году. В настоящее время скит располагает 8 каливами, в которых проживают несколько (5 или 6) монахов.

Очень богата ризница Иверского монастыря, принадлежащая к числу наиболее значительных на Афоне. Расположена она вместе с библиотекой в одноэтажном здании более поздней постройки во дворе. Здесь хранятся бесценные сокровища – шитые золотом священные ризы, церковная утварь, кресты, чаши для причастия, медальоны, митры, полное архиерейское облачение патриарха Дионисии IV, мантия Григория V, замечательный расшитый занавес Врат рукодельницы Кокконы Оролога с изображением Богородицы и многие другие священные предметы и регалии. Наконец, здесь же хранится т.н. саккос императора Цимисхия, который находится в библиотеке, украшенный разного рода узорными арабесками и изображениями 10 львов и 4 двуглавых орлов. По всей вероятности, это архиерейское облачение XV века.


Богата и очень хорошо организована монастырская библиотека . Здесь хранится более 2000 рукописей на различных материалах и различного содержания и 15 литургических свитков. Из этих кодексов 123 написаны на пергаменте, а прочие (23) – на бомбазине (шелковой ткани) и на бумаге. К этому числу следует прибавить также около 100 пергаментных рукописей на грузинском языке. Интерес представляют также иллюстрации некоторых греческих рукописей (в особенности №№ 1, 5, 55, 56, 111, 463, 874 и др.).Кроме отдела рукописей, в библиотеке находится более 20000 печатных книг, некоторые из которых – архетипы и старопечатные издания.

В библиотеке хранятся также очень ценные документы императоров и патриархов, прежде всего хрисовулы императоров Константина VII Багрянородного (946 и 958), Романа II (960), Василия II (980) и др. Иверский монастырь занимает третье место в иерархии 20 афонских монастырей. Монастырь является общежительным (с1990 г.) и, как было уже сказано, в начале здесь проживали монахи из Иверии (Грузии), для которой монастырь являлся важным культурным центром. Последний грузинский монах умер в 1955 году. В настоящее время монастырь насчитывает около 90 монахов, проживающих внутри монастыря и за ее пределами – в ските и кельях.

Предание.

Икона Божией Матери Иверская

Именно в этом монастыре была чудесным образом обретена Иверская икона Божией Матери, называемая еще Вратарница, которую весьма почитают в России. По преданию, она приплыла к берегу Афона по морским волнам. Доставил же ее на берег преподобный Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Будучи призван, по откровению, принять святой образ, он направил стопы свои к берегу моря, и, увидев на его водах икону, от которой поднимался в небо столп света, бросил на волны рясу и на ней поплыл к иконе, взял ее и возвратился обратно. Затем несколько иноков перенесли ее в монастырь Иверон. Икону расположили над воротами монастыря, поэтому она так и называется – «Портаитисса» («Вратарница»). Сейчас икона помещена в специальный киот, который находится чуть в стороне от врат в особом небольшом храме.

Следующий пункт назначения — Иверский Монастырь Афона , или просто Иверон, по-гречески он называется Μονή Ιβήρων [МонИ ИвИрон].

Почему такое название? Первоначально на этом месте в 8-м веке был основан монастырь под другим именем, но в 980 г. н.э. сюда пришла группа монахов из Иберии (нынешней Грузии) под предводительством Иоанна Иверского, они расширили и укрепили монастырь. И после 1010 года в их честь монастырь был назван Иверским.

Ладно, история потом, а пока вернемся в день сегодняшний. 🙂 Читаем рассказ Сергея:

Паломничество на Афон: Иверский Монастырь

Больше часа на бусе трясемся до Иверона, стоимость проезда 7,5 евро с человека. К нам десятым присоседился паломник лет 30-и из Ростова. Он уже ночевал в Пантелеймоне, хотел переночевать в Ватопеде, как и я получил отказ, и снова решил вернуться в Пантелеймон.



Иверон, как и Ватопед, расположен на восточном побережье Афона прямо на берегу. Скорее по виду напоминает крепость, сколько осад он видел за свою историю? Турки, мальтийцы, испанцы, арабы, пираты, всех не перечислить… штурмовали эти величественные стены, больше всех бед досталось монастырям, расположенным рядом с морем.


Впрочем, бед всем монастырям за 11 веков хватило, одно турецкое владычество чего стоило. Главная Святыня Иверона – Икона Иверской Божьей Матери, она хранится не в главном храме монастыря, а в небольшой старой церквушке рядом. Нам открыли ее, мы поклонились Святыне, главный храм для нас тоже для поклонения открыли…там мощи многих-многих святых.


Потом походили по монастырю, безлюдно и впечатление суровой аскетичности. Встретили только православного послушника с Албании, он заготавливал дрова на зиму, в нижнем огромном арочном коридоре их в поленницах уже было сотни кубов… Отец Николай побеседовал с ним на греческом.



В Ивероне нам нельзя было долго задерживаться, еще предстояла дорога в русский монастырь Святого Пантелеймона (или еще называют Новый Русик), а время уже было в районе 4-х вечера.


Поклон Иверону и снова бус, и снова дорога по горам, в этот раз на западное побережье Афона. О Святом Пантелеймоне расскажу в следующей части…

Все фото смотрите галереей (нажать на любое):

Ещё немного истории. Как совершенно верно рассказал Сергей, основная святыня монастыря — икона Богоматери Иверской, или Вратарницы (Привратницы). Как говорит легенда, найдена икона была в море. В 11 веке святой Гавриил Святогорец, получив во сне указание Богородицы, спустился из своего скита и увидел в море икону, которую держал огненный столп. Святой Гавриил прошел по морю, как посуху, и с почестями принес икону в монастырь.

Её поместили на святую кафедру, но наутро обнаружили её над воротами монастыря. По легенде, Богородица сказала игумену: «Я пришла не для того, чтобы вы меня охраняли. Я пришла охранять ВАС.» Несколько раз икону находили опять у входа в храм, и с тех пор её называют Вратарница, по-гречески Παναγία Πορταϊτισσα [ПанагИя ПортаИтисса].

На лике иконы можно увидеть след от ножевого удара. Ещё одна история гласит, что икону ударил ножом один пират. Но когда из раны пошла кровь, потрясенный пират немедленно раскаялся, покрестился и остался в монастыре монахом. Имя он принял Варварос (Варвар), не захотел никакое другое. Умер в святости. Рядом с иконой на одной из фресок есть изображение фигуры в одежде пирата с надписью Ο Άγιος Βάρβαρος.

Празднует икона и монастырь в день Успения Богородицы, накануне проходит литания. Нашла любительское видео, записанное одним из греческих паломников. Хоть ненадолго, но можно увидеть икону довольно близко. Эх, далеко ушел прогресс… Кто поклоняется, а кто на мобильник это дело записывает… И мы с вами можем одним глазком заглянуть в афонские монастыри!

Иверон проиводит на фото впечатление строгое, аскетичное, ничего лишнего. В монастыре огромная и ценнейшая библиотека, и самое большое количество мощей святых по сравнению с другими обителями.

Завтра — последний монастырь, посещённый Сергеем со товарищи: Св. Пантелеймона, или Русский. Не пропустите!

Иверон Афон

Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения.

Игумен: архим. Василий.

Тел. (30-377) 23643.

Факс (30-377) 23248.

История

Ивирон имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне .


Иверон. (Рисунок Григоровича-Барского)

Ивер основан в исходе десятого века царственными иноками- св. Иоанном, св. Евфимием и родственником их св. Георгием, происходившими из грузинской династи и рода Багратионов.

Благополучие Ивера было прервано в 1259 году, когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи вселенских патриархов и вновь занял достойное место среди других .


В середине XVII века, по приглашению русского царя Алексея Михайло

вича, иверские монахи прибывают в Москву. Царь просил доставить в столицу чудодейственную икону Иверской Божьей Матери, надеясь, что она поможет излечению его тяжело больной дочери. Чудо действительно состоялось, и благодарный царь пожертвовал Иверу крупную сумму денег, а также передал ему монастырь Св. Николая в центре Москвы.

Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Ивер в 1744 году. Странник так описал увиденное:

В 1617-1626 гг. в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 году - башня и здание причала (арсаны), а в 1674 году была расписана часть Соборного храма. Сильные пожары 1740 и 1865 гг. уничтожили большую часть монастыря. Работы по его восстановлению начались год спустя, в 1866 году.

Собор византийского характера и очень хорош. Меня заняла особенно наружная его галерея своими символическими, библейскими и вооб ще историческими изображениями.

На потолке этой галереи Псалтирь Давида олицетворена в хороводах играющих и скачущих дев и юношей, между которыми ликует и сам вдохновенный пророк в облачении.

Наравне с этою картиною, если еще не более, занимает воображение Первый Вселенский Собор, на котором ревностный по Боге и Православию свя той Николай Мирликийский замахнулся рукою на безумного Ария. Смотря на эту историческую сцену, кажется, таишь дыхание: ждешь — вот раздастся по галерее звук святительского вра зумления заблудшему.

На северо-западном углу собора поразителен вид Господа Иисуса, живо писно изображенного во весь рост. Есть пре дание, будто кто-то молился долго и усердно Богу, прося Его явить, каков был Господь Иисус Христос в воплощенном виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:

Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь; там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое изображение во весь рост; смотри на него: таков Я в вопло щенном виде!

За подобное предание не ручаюсь, тем более что сохранившееся и даже печатно выходив шее у нас в России описание вида, роста, цвета волос, бороды и лица Иисусова нимало не соот ветствует здешнему изображению. И то еще удивительно: к чему такое желание в человеке узнать действительный вид Богочеловека?

Святыни

Соборный храм посвящён в честь Успения Божией Матери .

В соборном храме Успения, кроме честного Древа , находятся части св. мощей: мышца св. муч. Феодора Стратилата, левая рука св. Василия, епископа Амасийского; нога левая св. Михаила, епископа Синадского; рука св. великомуч. и целителя Пантелеимона; нога и плечо св. муч. Фотини Самарянины; голова св. муч. Фоедора Пергийского; рука левая св. Евпраксии; рука правая св. мученицы Параскевы; части св. Василия Великого; великомуч.Георгия, св. Иоанна Златоустого; св. безсребренников Космы и Дамиана; св. первомуч. и архидиакона Стефана; св. ап. Варфоломея; св. Афанасия Великого; св. муч. Меркурия; св. Иоанна Постника патриарха Царьграда; св. Стефана Нового; св. Ипатия; св. Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога св. священномуч. Киприана; большая часть головы св. муч. Фотия; голова препод. Иерофея Иверского; голова св. муч. Никиты; чело св. Епифания Кипрского и миро св. великомуч. Димитрия Солонского.

Есть также хламида, губа и трость, через которые поруган был Господь от иудеев.

Кроме соборного храма Успения, здесь параклисов девятнадцать:

1) святителя Николая Чудотворца;

2) собор св. Архангелов;

3) св. Предтечи Иоанна;

4) Богородицы Вратарницы;

5) Введения;

6) св. Евстафия;

7) св. первомуч. Стефана;

8) св. Константина и Елены;

9) Преображения Господня;

10) св. Иоанна Богослова;

11) Всех Святых;

12) св. великомуч. Георгия;

13) безсребренников Космы и Дамиана;

14)Воздвижения Креста;

15) св. Спиридона;

16) св. Дионисия Ареопагита;

17) св. муч. Неофита;

18) св. Модеста;

19) Преображения Господня.

На берегу моря, близ монастыря, обозначено место несколькими келиями и церковью Богоматери, где Ее икона была принята с моря отшельником иноком Гавриилом.

В настоящее время в монастыре живут около 30 монахов и послушников, уже давно среди них нет грузин... - давно, делай поправку на провалы в памяти историков-греков, читай: уже целых 20 лет


Предание

-www.сайт ...

Во время голода 1917 года иверские монахи, видя, как пустеют склады обители, ограничили свое гостеприимство. Один скупой проэстос даже настоял на том, чтобы вообще прекратили принимать посетителей (в то время Иверский монастырь был особножительным , и часто менявшиеся проигумены имели в нем очень небольшую власть; важнейшие вопросы в жизни монастыря решались собором почетных старцев - проэстосов). После этого Христос тоже перестал подавать им Свое благословение. Отцы начали голодать и стали жаловаться, что Господь и Божия Матерь не заботятся о Своей обители. К сожалению, они так и не осознали своего греха.

И вот однажды привратнику монастыря явился Христос в виде нищего и попросил у него немного хлеба. Привратник с огорчением говорит ему:

- У нас нет хлеба, брат, поэтому мы перестали принимать посетителей. Однако погоди, я принесу тебе из келлии свой кусок хлеба.

Он побежал в келлию и принес ему свой кусок хлеба. Вдруг он видит, как лицо нищего засияло.

Нищий, взяв хлеб, говорит привратнику:

- Знаете ли вы, почему монастырь постигло такое бедствие? Потому что вы изгнали из обители двоих: "давайте" и "дастся".

После этих слов Он сделался невидимым, озарив все вокруг светом, ослепившим привратника. Тот в страхе и растерянности побежал к настоятелям обители и рассказал им о случившемся. Отцы сначала мучительно вспоминали, кого же они изгнали. Но потом поняли, что тот нищий был Христос, и уразумели евангельские слова: "Давайте, и дастся вам" (Лк. 6, 38).

После этого они немедленно раскаялись в своем грехе и, как только начали подавать от недостатка своего бедным, получили щедрые благословения Божий....

Предание

-www.сайт ...

Скит св. Иоанна Предтечи, основанный в 1734 году, подчиняется Иверскому монастырю.

В Иверском скиту отец Николай из общины Маркианов рассказывал мне об одном монахе, который отличался такой же детской простотой. Однажды, когда в их каливе пересох колодец, он опустил в него на бечевке икону Святителя Николая со словами "Святителю отче Николае, если хочешь, чтобы я и дальше продолжал зажигать перед тобою лампадку, поднимись вместе с водой - ты же можешь это сделать. Видишь, сколько людей приходит к нам, а у нас для них нет студеной воды".

И, о чудо! Вода постепенно начала подниматься, а вместе с нею и икона Святителя, пока монах не смог взять ее в руки. После этого он с благоговением облобызал ее и отнес назад в храм. (Это произошло около пятидесяти лет назад.)

В том же скиту, немного выше той самой каливы, расположена келлия святых апостолов, в которой сейчас живут два монаха, братья по плоти. В этой общине некогда жил отец Пахомий. На его лице была явственно запечатлена святость. Он был и очень простым и совершенно неграмотным, но исполненным благодати. Когда он приходил на праздники в кириакон скита, никогда не садился в стасидию (специальные деревянные кресла с подлокотниками и откидным сиденьем, в которых можно и стоять, и сидеть, устанавливаемые в храмах, главным образом монастырских - перев.), но все время, даже на всенощных бдениях, стоял на ногах, читая молитву Иисусову (всенощные бдения на Афоне, как и везде в Греции, совершаются ночью и являются продолжительными службами - перев.). Когда кто-нибудь спрашивал его: "Что сейчас читают за службой?" - он отвечал: "Псалтирь, Псалтирь читают отцы".

Для него все было Псалтирью. И петь он ничего не умел, кроме "Христос воскресе...", которое пел на Пасху. Тем не менее он был всегда готов исполнять волю других и не имел своей собственной воли.

Как бы кто сильно ни печалился, завидев отца Пахомия, тут же переставал скорбеть. Все его любили, даже змеи, которые его не боялись и не прятались от него. В окрестностях его каливы водилось множество змей, так как там вокруг было много воды. Два других монаха боялись змей, а отец Пахомий с улыбкой подходил к этим тварям, брал их в руки и выносил за ограду.

Однажды, когда он спешил в каливу Маркианов, то по пути нашел большую змею, которую обвязал вокруг талии, как пояс, чтобы сначала закончить свои дела, а затем вынести ее прочь. Отец Иаков, увидев его в таком виде, испугался, чему отец Пахомий очень удивился. Потом он говорил мне:

- И что они так боятся змей?! Мой отец Андрей боится даже скорпионов! А я скорпионов собираю в пригоршню и выношу их вон, за пределы каливы. Сейчас, когда руки у меня трясутся из-за паркинсона, больших змей я просто выволакиваю.

Я спросил у старца:

- Отец Пахомий, почему змеи тебя не кусают? На это он мне ответил:

- Где-то в каком-то месте Писания Иисус Христос говорит: "Если имеешь веру, то берешь руками змей и скорпионов, и они тебе не вредят" (Лк.10,19).

Этот святой монах, отец Пахомий, упокоился 22 октября 1967 года, за год до кончины отца Тихона, о котором я поведу речь дальше, точно так же, как и о других преподобных отцах, которые с ревностью подвизались в уделе Божией Матери и стяжали с помощью своей Доброй Матери, Пречистой Девы, непорочность. Они - эти "десантники" нашей Церкви - стали воинами Христовыми, победили свои страсти, уничтожили врага - диавола и получили от Христа нетленные венцы.

Со многими из них я был знаком лично, и при этом близко; однако, увы, не подражал им, и теперь духовно нахожусь далеко от них. Поэтому я от всего сердца прошу всех, кто будет читать об их подвигах в жизни по Богу, подражать им, а также молиться обо мне, окаянном Паисии. Аминь.

Зеленым обозначена тропа Ивирон - Панагуда (келья прп. Паисия Святогорца)



На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия.

Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.

Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.

Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры.

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета - одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.

Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный , - сказала Жена и сделалась невидимою.

Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник в виде лимонного дерева весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования - 30 апреля 1818 года.

С Ивироном тесно связана судьба священномученика патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте келии, где он подвизался шестнадцать лет, возведён параклис в его честь.

В библиотеке Иверского монастыря сберегают около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных ценнейших книг, изданных на латыни, на грузинском, греческом и еврейском языках.

В Успенском соборе монастыря хранятся мощи некоторых святых (несколько частиц вмч. Пантелеимона и вмч. Георгия, мц. Марины и др).

Также Иверский монастырь известен благодаря источнику Богородицы. По преданию, он открылся именно в том месте, где к берегу по водам и пришла к стенам монастыря чудотворная икона Вратарницы Богородицы.

(Ивирон) - это греческий православный мужской монастырь, который занимает третье по значимости место среди афонских монастырей. Находится Ивирон в северо-восточной части полуострова, и был основан в конце 10 века грузинскими монахами (в 980-983 годах).

Древняя Грузия раньше называлась Ивироном или Иберией. Монастырь этот получил название Иверского в честь своего основателя - Иоанна Иверского. День памяти этого святого отмечают 25 июля (12 июля по старому стилю).

История монастыря Иверон


Иоанн Иверский был грузинским монахом, сейчас его почитают как святого и в православии, и в католичестве. Он был родом из грузинских дворян и даже был женат, в Иберии он был военным командиром. Во время поездки в Вифинию он принял монашеский постриг, а позже ездил в Константинополь для того, чтобы спасти своего сына Евфимия Афонского, находящегося в плену у византийского императора.

Иоанн Иверский вместе со своим сыном служили в Лавре Святого Афанасия на Афоне и сумели привлечь много последователей. Вместе они основали при поддержке зятя Иоанна Иверского - отставного грузинского генерала Иоанна Торникиоса. Приняли финансовое участие в строительстве обители и представители царского дома «Багратиони» (Грузия). Иоанн Иверский стал первым настоятелем (игуменом) Ивирона. После его кончины игуменом Ивирона стал его сын - Евфимий Афонский .

Основатели монастыря, вышедшие из грузинского рода Багратион и, почитаются ныне как святые: св.Иоанн, св.Евфимий и св.Георгий.


Происхождение знаменитой Иверской иконы Божией Матери , почитаемой в России, тесно связано именно с этим монастырем. Российский царь Алексей Михайлович, получив список с этой иконы, в благодарность подарил Иверскому монастырю находящийся в Москве, в Китай-городе, Николо-Греческий монастырь. Произошло это в 1653 году. Список с Иверской иконы Божией Матери был в дальнейшем выставлен в Иверской часовне, находящейся неподалеку от Красной площади, около Воскресенских ворот (раньше ворота назывались Неглиненскими). Вообще список с этой иконы успел «попутешествовать». Привезли его в Москву в октябре 1648 года и вначале поместили в Никольский монастырь. Позже список был отправлен в Валдайский Иверский монастырь (Новгородская область). Для Москвы царь Алексей Михайлович заказал русским иконописцам сделать точную копию с привезенного с Афона списка. И уже эту копию поместили на въездных Неглиненских воротах, позже переименованных в Воскресенские. Для того, чтобы защитить икону от дождя и снега, над ней сделали специальный навес, а потом уже построили часовню.


Во второй половине 13 и начале 14 века Иверский монастырь на Афоне претерпевал серьезные бедствия: на него нападали и разоряли латиняне (в 1259 и 1285 годах) и каталанцы (в 1306 году). В результате этих событий было убито или пленено большое количество иноков, подвизавшихся в этом монастыре, а также утеряны различные ценности. Вплоть до конца 16 века Иверский монастырь находился в плачевном состоянии. В течение 17 века Ивирон был возрожден и восстановлен.

За свою историю три раза становился жертвой пожаров - в 1740, 1845 и в 1865 годах.

Во времена народного восстания греков за независимость против османского ига Иверский монастырь пожертвовал большую часть своих сокровищ на поддержание народной освободительной войны. Во время тех события в Ивироне проживал греческий национальный герой и мученик - Григорий V, Патриарх Константинопольский.

До 1830 года был грузинским, а позже был захвачен греками. Они заменили в обители все надписи с грузинских на греческие в 1866 году. Но грузинские монахи еще продолжали подвизаться в этом монастыре, последний из грузинских монахов почил в 1955 году.

Иверон. Храмы монастыря


Соборный храм Иверского монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. При монастырских вратах находится одна из самых почитаемых чудотворных икон, называемая Портаитисса (Вратарница) Иверская. Построен соборный храм был грузинским монахом Георгием Варазваче , бывшим в течение долгих лет игуменом Иверского монастыря. Построенный изначально в начале 11 века, собор был перестроен в начале 16 века. От первого соборного храма осталась великолепная облицовка из мрамора, украшенная геометрическими узорами и надписью об основателе храма. Внутри храм украшен прекрасными фресками, относящимися к различным периодам (16-19 века).

Престольный праздник Иверского монастыря - это Успение Пресвятой Богородицы , празднуемое 28 августа (15 августа по старому стилю).

Кроме основного храма, на территории и за пределами монастыря находится еще 18 небольших храмов (параклисов), посвященных святителю Николаю Чудотворцу, собору святых Архангелов, святому Иоанну Предтече, Борогодице Вратарнице, Введению, святым Евстафию, первомученику Стефану, Иоанну Богослову, великомученику Георгию, Спиридону, Дионисию Ареопагиту, Модесту, мученику Неофиту, святым царям Константину и Елене, Преображению Господню, Всем Святым, безсребренникам Косме и Дамиану, Воздвижению Креста Господня.

Рядом с Иверским монастырем расположены келья и церковь святителя Иоанна Богослова, там проживают около сорока грузинских монахов, церковные службы ведутся на грузинском языке.

Святыни монастыря Иверон


Один из самых богатых афонских обителей в плане святынь. Среди самых почитаемых можно назвать следующие:

  • частица животворящего Креста Господня - одна из самых важных христианских святынь;
  • части хламиды, трости и губы , через которые иудеи поругали Господа Иисуса Христа;
  • частицы мощей 150 святых , в том числе: великомученика и целителя Пантелеимона, святых Михаила Синадского и Феодора Стратилата, святых мучениц Евпраксии, Фотинии и Параскевы, святого великомученика Георгия, святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, святых бессребренников Космы и Дамиана, евангелиста Луки, апостолов Варфоломея и Петра, святого Афанасия Великого и других.

В библиотеке Иверского монастыря содержится большое количество старинных рукописей (2 тысячи) и редких печатных книг (20 тысяч), а также 15 свитков. Материалы, которые находятся в монастырской библиотеке, написаны на еврейском, греческом, грузинском языках и латыни. Особо ценными экземплярами монастыря являются Евангелие 8 века, написанное на пергаменте, и Евангелие, подаренное Иверскому монастырю Российским царем Петром I.

Конечно же, самой большой святыней Ивирона является чудотворная икона Пресвятой Богоматери - Портаитисса Иверская . По Преданию, эта икона чудесным образом «пришла» в монастырь по морю в период иконоборчества. А покинет она Иверский монастырь, когда настанут последние дни. Тогда же и монахи уйдут со Святой Афонской горы. История появления на Афоне этой иконы поистине интересна. Как гласит Предание, владелица этой иконы, являющаяся вдовой из города Никея, чтобы спасти свое сокровище от поругания иконоборцев, пустила икону по водам, и через несколько веков, в 1004 году образ Пресвятой Богородицы прибило к Афонским берегам. Икона появилась в столпе света, который поднимался до небес. Обнаружил икону на берегу праведный старец Гавриил . Накануне ему было видение Божией Матери, в котором она сказала ему подойти к берегу, взять икону и отнести в соборный храм Иверского монастыря. Он так и поступил. Приобретенную икону поместили в алтаре соборного храма, но удивительным образом на следующее утро ее обнаружили над монастырскими воротами. Монахи сняли икону с ворот и вновь поместили в алтарь. Но на следующий день икона опять появилась на воротах. Это происходило несколько раз, после чего Богородица явилась во сне одному из монахов и сказала, что Она не хочет, чтобы охраняли Ее, а хочет Сама быть хранительницей монастыря.


Бережно хранится в монастыре и никогда не покидает его стен. Ее выносят только три раза в году. Перед Рождеством Христовым икону переносят монахи из параклиса в собор, где она остается до понедельника, наступающего первым после праздника Собора Иоанна Предтечи. Второй раз икону выносят на Крестный ход во вторник Светлой седмицы. И, наконец, Иверскую икону выносят на праздник Успения Пресвятой Богородицы. А если миряне просят прислать куда-либо икону «Вратарницу», то монахи Иверского монастыря присылают ее только в виде списков.

Одним из важнейших сокровищ Иверского монастыря, обладающего как художественной, так и исторической ценностью, является «лимонное дерево» весом более 60 килограмм. Это семисвечный подсвечник, выполненный из серебра и покрытый позолотой, находящийся за святым престолом. Эту реликвию Ивирон получил в подарок от москвичей, свидетельством этого является стихотворение на русском языке, выгравированное на подсвечнике, а также дата этого события - 30 апреля 1818 года. Кстати, во время народной освободительной войны греков против османского ига эта ценность в числе других была пожертвована монастырем на борьбу с турками, но греки вернули подсвечник обратно в монастырь и попросили, чтобы в нем всегда горели свечи перед иконой Божией Матери за народ православный.

Еще одна из ценностей Ивирона - дверь между папертью и притвором, выполненная из черного дерева с отделкой из серебра.

Исторической ценностью обители являются облачения византийского императора Иоанна Цимисхия и Патриарха Дионисия IV.

Иконостас послевизантийской эпохи, выполненный из резного дерева с флористическими узорами, находящийся в соборном храме Иверского монастыря, также является одним из сокровищ обители.

Одно из удивительных мест неподалеку от монастыря - это чудотворный источник, который забил из земли в тот момент, когда туда ступила Богородица. Находится источник на Климентовой пристани . Это место еще знаменито тем, что именно сюда по Божьей воле прибило к берегам Афона Иверскую икону Божией Матери.

В настоящее время в Иверском монастыре проживают около 45 монахов, в основном греков. Игуменом монастыря сейчас является архимандрит Василий .