Симметрия переноса в композиции. Применение асимметричной структуры. Симметрия внутри группы

Дисциплины: «Ландшафтное проектирование» (СД.07), «Комплексное формирование объектов и систем ландшафта» (ДС.04.06) (только для специализации «Ландшафтное проектирование»):

1.Понятие и особенности ландшафтной композиции. Виды композиции. Ритмические и метрические закономерности, симметрия и асимметрия. Составить эскиз симметричной и асимметричной композиции.

Слово композиция с греч. Переводится как гармоничное соотношение частей. В ЛД композиция должна быть не просто красивой, но и решать сугубо практические задачи.

Согласно этой оси и расположению элементов в плоскости изображение обладает симметрией, асимметрией или натяжением. Симметрия: это абсолютное равновесие. Композиция имеет такое же расположение элементов по обеим сторонам вала. Обычно симметричные плакаты стремятся генерировать чувство порядка. Самый простой способ решения симметричного плаката - отобразить половину.

Симметрия внутри группы

Они обычно используются для создания чувства реальности. Напряженность: и, наконец, абсолютный разрыв установленных порядков; осевая ось «теряет вид», поэтому баланс исчезает, и изображение «падает в одну сторону». С напряжением стремятся достичь удивления в приемнике. предупреждение: для того, чтобы иметь напряжение, изображение должно быть преувеличено «вытащено» в одном из двух подразделений самолета. Это не означает, что какой-то другой элемент не убегает с другой стороны, но он должен быть минимальным и не слишком внимательным, потому что в этом случае он будет компенсировать вес определенным образом, и он уже будет идти на сторону асимметрии.

Создать ландшафтную композицию – значит создать для человека не только красивую, но и удобную среду обитания.

Особенности ландшафтной композиции:

- непрерывное изменение сада под воздействием различных природных факторов и человеческой деятельности. От сезона к сезону меняется внешний вид растений, заиливаются водоёмы, осыпаются склоны, увеличиваются овраги и тд.

Применение асимметричной структуры

Если мы наблюдаем Природу, великого архитектора и дизайнера, где есть, мы можем очень скоро увидеть, что один из элементов, который использует большинство для создания своих организмов, - это симметрия, проявляющаяся в почти всех существах, существующих на нашей планете.

Человек попытался подражать этому естественному симметричному дизайну в каждом из своих творческих аспектов, от первых предметов мастерства до современных автомобилей. Если мы начнем с этой базы, мы должны признать, что поиск структурной, графической и текстовой симметрии должен быть одной из первых целей любого веб-дизайнера, поскольку он придает композициям естественную организацию, к которой привык зритель.

Необходимость гармонично объединять природные и искусственные объекты, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: неизменяемые и поддающиеся изменению. Природные условия, климат – климат, водный режим местности, тип ландшафта, освещённость – изменить нельзя, поэтому они берутся за основу композиции. Из искусственных объектов неизменяемыми можно считать крупные здания, планировку населённого пункта, общие требования к застройке (отсутствие глухих оград вдоль улицы), стиль и расположение домов на соседних участках.

По определению, форма или изображение симметричны, когда центральная ось может разделить ее на две равные части и противоположно друг другу. Эта концепция, применимая к графической композиции, может применяться как к отдельным элементам, так и к целому. В этом случае получение точной симметрии может быть затруднено, но мы можем искать симметрию блоков и разнесены в нашей сетке.

Симметричный дизайн предполагает стабильность, баланс, эстетичность, упорядоченность, привлекательность и приятность. Напротив, асимметрия показывает нерегулярность, неравные формы и дисбаланс. Следует учитывать, что используемая симметрия не должна быть полностью точной, поскольку совершенная симметрия не является естественной, она слишком «совершенна», стоит избыточность, создавая искусственные и преднамеренные композиции. Небольшие вариации в симметричном распределении дают такое ощущение разрыва, что делает ваше созерцание более приятным и естественным.

Виды композиций.

Плоскостная композиция – видна целиком с одной неподвижной точки или с направленной на эту точку оси движения. Так, центральная клумба парадного двора просматривается из окон здания, от главного входа. Такую композицию можно обойти вокруг и осмотреть с разных сторон, но для понимания ее рисунка и цветовых соотношений это не даст ничего нового.

Выбранный сетчатый, поскольку он будет тем, который определяет основное распределение элементов в нем. Затем мы должны попытаться сконструировать решетку как можно более симметричной. Принятый способ разбить симметричную схему страницы состоит в том, чтобы создать блоки, не сбалансированные визуально в одну сторону, чередуя их на странице в обратном порядке, то есть первую неуравновешенную вправо, вторую влево и т.д. другим методом является использование одностороннего навигационного меню, которое декомпенсирует визуальный вес по отношению к области, в которой она находится.

Фронтальная композиция - та же плоскостная, только расположенная в вертикальной плоскости. Примеры таких композиций ~ цветочное оформление фасадов зданий и скульптур, многоярусные миксбордеры вдоль стен оград. Время осмотра плоскостных и фронтальных композиций зависит в основном от их сложности и разнообразия.

Объемная композиция рассчитана на круговой обход, то есть с разных точек она смотрится по-разному. Примером объемной композиции является миксбордер или альпинарий на фоне газона, группа кустарников в центре сада. Несколько декоративных деревьев, отличающиеся по высоте, окраске и форме кроны, высажены на поляне так, что при осмотре из разных уголков сада вид группы меняется. Садовая скульптура также может быть рассчитана как на фронтальное восприятие (скульптурный портрет, бюст), так и на объемное (многофигурные группы, абстрактные композиции).

Хотя при расположении блоков в решетке мы можем быть несколько разрешительными, в содержании наших страниц симметрия должна быть почти негибким правилом, особенно при построении определенных элементов. Основной задачей каждого дизайнера является создание симметричного содержимого без появления жесткого, искусственного.

Яркими примерами этого правила являются создание форм и токенов. Они обычно основаны на таблице макетов, поэтому мы должны искать симметрию в этой таблице, но тогда из-за разных длин и характера полей конечный результат «кажется» не был. Симметричное распределение на чипе.

Пространственная композиция

предполагает обязательное движение вглубь нее. В такой композиции разнообразные зрительные впечатления последовательно сменяют друг друга: чередуются контрасты по степени замкнутости пространства, освещенности, цвету. Отдельные детали сада можно решить как плоскостные или объемные, но сад в целом все же будет пространственной композицией. Ее замысел и самые выигрышные виды должны открываться при движении по заранее проложенным маршрутам. При этом эмоционально насыщенные фрагменты должны чередоваться с нейтральными.

Что касается текстов, если наша страница является в высшей степени текстовой и в текстах. Единственная строка, подобная этой, у вас впереди, контент будет симметричным по собственной конструкции. Но если мы хотим распространять контент в нескольких столбцах, мы должны обратить особое внимание на то, что они сбалансированы, избегая сильного замечания частей текста или одного или нескольких столбцов с помощью цветов фона, жирного текста и т.д.

Общее правило - всегда искать гармонию, даже когда мы вводим небольшие дифференцирующие элементы. Другим фундаментальным аспектом является поддержание симметрии в обработке воздуха на нашей странице. Мы понимаем под «воздухом» свободное пространство, которое остается между элементами и между ними и пределами страницы. Это то, что в любом документе мы называем «полями», но распространяемся на все элементы и содержимое.

Плоскостная и фронтальная композиции возможны в пределах вида или висты. Пространственная предполагает смену видовых точек и различные углы обзора.

Один из важных приемов построения пейзажа - метрическое и ритмическое чередование элементов. Метрическое состоит в повторении одинаковых элементов (однотипных дорожек, деревьев одного вида или размера, фрагментов цветника) через одинаковые интервалы между ними. Ритмическое предполагает повторение элементов через неодинаковые интервалы, причем размер интервалов меняется по какому-либо заранее продуманному принципу. Ритмически чередуют вдоль дорожек деревья, кустарники, скамьи, скульптуры. Ритм может быть не только горизонтальный, но и вертикальный - в многоярусных насаждениях, в композиции миксбордеров, в вертикальном озеленении. Чтобы обогатить и разнообразить ритмический рисунок, вводите в него новые элементы повтора, изменяйте направление движения. Выделяя повторяющиеся элементы (например, в рисунке регулярного цветника), помните, что слишком дробное членение или слишком многочисленные повторы утомительны для глаз.

Если на нашей странице есть свободное пространство между его левым полем и первым контентом на той стороне, то один и тот же воздух должен находиться между правым краем и содержимым с этой стороны. Точно так же свободные пространства между внутренними элементами страницы должны быть симметричными и равными, что приводит к равновесию в композиции.

Эта концепция применима к каждому из элементов наших страниц. Таким образом, если у нас есть список содержимого, мы можем создавать пробелы между каждыми 5 элементами, -7, которые позволят избежать чувства угнетения, возникающего, когда списки имеют много элементов. Затем, это пространство сепаратора, мы должны постоянно его повторять по списку.

Симметрия и ассиметрия:

Еще один прием организации ландшафта - выбор главной пространственной оси. При планировке участка определите для себя такую ось - своеобразный «зрительный коридор», который свяжет самые выразительные места вашего сада. В большом саду это может быть центральная аллея, в малом -прогулочная дорожка, вид с веранды или из окна гостиной. Существуют два принципиально различных типа композиций: симметричные и асимметричные относительно зрительной оси.

Точно так же при работе с формами очень важно спроектировать их таким образом, чтобы воздух, который оставался между различными элементами, которые его образуют, является симетрическим, создавая ясную и гармоничную сумму. В композиции баланс может быть достигнут за счет использования линий и форм. Все веса должны быть компенсированы для идеального баланса. В качестве меры веса фигур и линий, которые мы используем в композиции, мы наблюдаем важность объектов в рамках проекта или создания, которые мы хотим представить, пытаясь сбалансировать элементы, имеющие большее значение, с теми, которые имеют меньшее значение, и те, которые имеют больший вес с минорными.

При симметрии равные по размеру объекты располагаются на одинаковом расстоянии относительно пространственной оси или какой-либо центральной точки. В ландшафтной композиции мы чаще всего сталкиваемся с симметрией элементов сада относительно оси: цветочные рабатки симметрично расположены вдоль дорожки, деревья и скамейки - вдоль аллеи, палисадники - вдоль улицы поселка. Красота симметричных композиций - в равенстве частей, статичности и законченности. Они уместны там, где требуется особая представительность, торжественность (например, на парадном дворе дома). Симметричные композиции помогут добиться ощущения солидности, надежности.

Мы классифицируем равновесие на два типа: симметричные и асимметричные. Симметричное равновесие возникает при разделении композиции на две равные части, с обеих сторон одинаковый вес. Нет элементов, которые выделяются больше, чем остальные по важности и весу. Более непосредственным примером симметрии в органическом мире является бабочка, крылья которой имеют двустороннюю аксиальную симметрию, в которой ось является телом насекомого. Его чертежи расположены симметрично относительно оси. Эта закономерность составляет на уровне восприятия эстетический фактор гармонии.

Парадный сад с большим прямоугольным зданием-доминантой создается, как правило, на основе симметричной композиции (примеры таких решений - небольшие садики и скверы при официальных зданиях).

При проектировании садов часто встречается некоторое отклонение от симметрии - дисимметрия. Она обычно вызвана практической необходимостью (например, неодинаковым использованием площадок по сторонам центральной дорожки) или неодинаковыми условиями (разлиразличная освещенность и влажность южной и северной сторон участка).

Создание симметричной конструкции передает ощущение порядка. Асимметричный баланс Равновесие асимметрично при разделении композиции на две равные части, таких же размеров не существует по размеру, цвету, весу и т.д. Но есть баланс между двумя элементами. В асимметричном балансе весы неравнозначны с одной стороны, а другая на оси, эффект варьируется. Асимметрия передает агитацию, напряжение, динамизм, радость и жизненность; в этом типе равновесия большая масса вблизи центра уравновешивается другим небольшим расстоянием от этого.

Баланс в композиции. Каждая фигура или фигура, представляющая роль, ведет себя как вес, визуальный вес, потому что она оказывает оптическую силу. Элементы нашей графической композиции можно представить как весы баланса. Композиция находится в равновесии, если веса различных элементов, которые ее образуют, компенсируют друг друга. Этот критерий применяется в основном к общему дизайну, т.е. к расположению элементов на рабочей поверхности. Обычно этот баланс запрашивается, хотя иногда он вызывает умышленный дисбаланс для достижения конкретных результатов в дизайне.

Для малых садов, примыкающих к зданиям сложного плана, используйте асимметрию - это позволит наиболее органично связать дом с садом.

Асимметрия предполагает размещение отличающихся по размеру элементов на разном расстоянии относительно главной оси. Красота таких композиций - в зрительном равновесии и соподчиненности частей. Например, в японском саду группы камней зрительно уравновешивают засыпанную гравием плоскость земли. План и фасад асимметричных композиций строятся на основе неравностороннего треугольника. Асимметричный план сада подчеркивает особенности ландшафта и сооружений, обеспечивает наилучший обзор малых форм, позволяет создать интересный прогулочный маршрут.

Мы определяем равновесие как субъективную оценку, в которой элементы композиции нельзя отделять. Наиболее эффективное использование механизмов визуального восприятия состоит в том, чтобы идентифицировать визуальные сигналы в том или ином направлении, в равновесии или в неравновесном, сильном или слабым. Гесталисты обращаются к этой необходимости и называют эти два противоположных визуальных состояния выравниванием и подчеркиванием. Резкость можно считать эквивалентной контрасту и выравниванию гармонии.

Ключ должен знать, что эти два полюса визуальной композиции являются фундаментальными инструментами для ясной наглядной формулировки. Существует два типа баланса: - симметричный баланс. Асимметричный баланс. Если мы разделим композицию на две крайности, то симметричное равновесие возникает, когда мы находим равенство веса и тона по обе стороны от нашего состава, а асимметричное равновесие возникает, когда одни и те же размеры не существуют с обеих сторон, но по-прежнему сохраняется равновесие между элементы.


Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

I. Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Абсолютную регулярность можно уточнить и регулировать, направляя ее на идеальный конечный результат в визуальной формулировке. Ничто не оставляет шансов, эмоций или субъективной интерпретации ни в одной из крайностей коммуникативной модели. Так обстоит дело с греческим стилем, например, разработанным при проектировании и строительстве Парфенона, причем не только с использованием формулы золотого сечения, но и с использованием самого полного осевого или симметричного баланса. Для этого стиля мы называем его классическим и обмениваем общий баланс, с общим.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Отсутствие ошибок со стороны дизайнера и отсутствие факторов, которые мешают наблюдателю за работой. Равновесие, создающее симметрию, является важным фактором в оценке визуальной привлекательности объекта. Однако привлекательность симметрии имеет пределы; прикосновение асимметрии может сделать его еще более привлекательным, добавив прикосновение индивидуальности и уникальности. Симметрия, в некотором смысле, дает чувство порядка и снимает напряжение; асимметрия делает обратное, создает агитацию и напряжение, но может сделать изображение не однообразным.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
* вертикальная, рис 1
* горизонтальная, рис 4
* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)


Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.


Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы

В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

II. Асимметрия


В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
* Удалением или приближением части к групповой оси
* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.