Как куприн решает проблему неразделенной любви. Результаты исследований учащихся в проекте Повесть А.И.Куприна Гранатовый браслет. Несколько интересных сочинений

Вопросы к уроку

«Любовь в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

1. Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона» .)

2. Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». )

3.Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

4. Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

(Нет. Везде и всюду были флирт, любовные связи – богатым можно всё. Но маленький чиновник… Как он мог осмелиться?!)

5.Меняется ли природа со смертью Желткова?

(«осенний закат догорал» . (умерла и настоящая, страстная любовь, которую ждут женщины, мечтают о ней. Мы, к сожалению, и в природе, и в жизни часто не замечает красоты!) «Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…» Природа способна сочувствовать, сопереживать.

(Имя Георгий означает «победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

16. В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека. Образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек - единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия.

17 Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

18.Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Образовательные:

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе; раскрыть смысл символических образов рассказа.

Развивающие:

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа.

Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

Воспитательные:

Воспитывать трепетное отношение к чувству любви как вечной духовной ценности человека

Метод: слово учителя, комментированное чтение, аналитическая беседа, пересказы учащихся, выразительное чтение наизусть, прослушивание ауди-записи, просмотр эпизодов фильма, презентации.

Технологии: технология проблемного обучения (проблемный вопрос: «Понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделенной любви?»).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: ауди и видео-записи, портрет писателя, выставка книг А. И. Куприна, презентация.

Ход урока.

Любовь, любовь, -- гласит преданье,--

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

(Ф. И. Тютчев)

1.Эпиграф наизусть читает ученик (звучит Вторая соната Бетховена).

2.Объявление темы и целей урока.

Как вы поняли из эпиграфа, мы сегодня на уроке будем говорить с вами о любви.

Но о какой любви? (Неразделенной, непонятой.)

Запись темы урока.

3.Слово учителя (слайд 1).

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 г., посвящен одной из главных тем его творчества-любви. В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь-это талант сродни музыкальному. В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

4. Чтение учителем отрывка из воспоминаний Л. Любимова о прототипах рассказа:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинном беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрю - мо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимов. На чужбине, 1963

5. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? (Куприн реальную пошлую историю идеализировал, возвысил).

Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты? (Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».)

Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

Куприн не был поэтом, но есть одно стихотворение, написанное им (слайд 2).

6.Чтение стихотворения «Навсегда» (слайд 3).

Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шейной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?

7.Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

В какое время происходит действие рассказа?

Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной? (слайд 4).

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (слайд 5).

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может выть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа XVII: «Но равнодушною княгиней,/Но неприступною богиней/Роскошной, царственной Невы») - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.)

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

Какие подарки получила Вера? В чем их значение? (Чтение описания подарков).

(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в

удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? (Чтение описания браслета) (слайд 6).

(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной

стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть,- фамильную драгоценность.)

Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, - нитку красных бус.)

Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».)

8.Пересказ историй любви, рассказанных генералом Аносовым (слайд 7).

Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

9.Продолжение беседы.

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас», - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство - ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.)

10.Просмотр эпизода «Посещение князя Шеина и брата Веры Николаевны Желткова» из фильма «Гранатовый браслет».

Как ведут себя участники этой сцены?

Какие черты характера проявляет желтков в этом эпизоде?

Как характеризует поведение и слова Николая Николаевича?

11.Чтение эпизода: Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12 гл.).

Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез-«впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

12.Основные выводы:

Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос. « Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» (10 гл.); «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 гл.). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»).

(Имя Георгий означает-победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека»).

В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

И главный вопрос урока: «Как Куприн разрешает вечную проблему неразделенной любви?»

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным. Еще в 17 веке известный драматург Ж.-Б. Мольер писал о любви:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…) (читает учитель)

13.Чтение стихотворения А. Дементьева наизусть.

Ответом на вопрос о неразделенной любви может стать также и стихотворение А. Дементьева.

Любовь не только возвышает. Любовь порой нас разрушает. Ломает судьбы и сердца…В своих желаниях прекрасна, Она бывает так опасна, Как взрыв, как девять грамм свинца. Она врывается внезапно. И ты уже не можешь завтраНе видеть милого лица. Любовь не только возвышает. Любовь вершит и все решает. И мы уходим в этот плен. И не мечтаем о свободе. Пока заря в душе восходит, Душа не хочет перемен.(А. Дементьев)

14. Заключительное слово учителя

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Куприн так писал Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

15.Звучит вторая соната Бетховена и ученики читают финал рассказа.

16.Д/з.: Написать сочинение - рассуждение «Неразделенная любовь – «громадное счастье» или «громадная трагедия души»?».

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум...

  2. Загрузка... В творчестве двух русских писателей начала века - А. И. Куприна и И. А. Бунина - прослеживается одна общая тема - тема любви. Необычайная...
  3. Загрузка... И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно...

Проблема неразделенной любви в творчестве А.И.Куприна.

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви?

Гипотеза исследования

Мы считаем, что "Гранатовый браслет" А.И. Куприна - это повесть о неразделенной любви, а значит трагической. Поэтому и говорит генерал Аносов в повести, что "любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!"

Цели исследования

Познакомиться с творчеством А.И.Куприна, в частности, с его повестью "Гранатовый браслет".

Проанализировать идейное и художественное содержание повести "Гранатовый браслет".

Сравнить, как разрешается проблема неразделенной любви в повести А.И.Куприна и в современном обществе.

Результаты проведённого исследования

Уже в своих ранних произведениях А.И.Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»).

Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер :

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя».

Прежде чем приступить к исследованию повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет", мы познакомились с самим произведением. За основу рассказа русский писатель взял реальную историю. Один телеграфный чиновник, безнадежно влюбленный в жену одного губернатора, как-то раз преподнес ей подарок – позолоченную цепочку с кулоном. Главная героиня рассказа, княгиня Шеина, тоже получает от тайного поклонника подарок – гранатовый браслет. Этим поклонником оказывается мелкий чиновник Желтков. Свои чувства к княгине он испытывает вот уже много лет. В записке, которую поклонник приложил к украшению, говорится о том, что такой зеленый гранат способен принести его обладательнице дар предвидения. Вера Николаевна рассказывает своему мужу о неожиданном подарке, а также показывает ему записку от тайного воздыхателя. Любовь Желткова к главной героине оказывается неразделенной и трагической. В итоге Желтков принимает решение покончить с жизнью, чтобы освободить свою любимую от позора. Повесть заканчивается тем, что героиня осознает, как сильно любил ее уже погибший чиновник. И это сильное светлое чувство, которое было послано Вере Николаевне, исчезает вместе с кончиной Желткова.

Проанализировав идейно-художественное содержание повести, было выявлено, что «Гранатовый браслет» - это рассказ о любви, который получает философско-трагическое звучание у А.И.Куприна. Позиция автора выражена сло­вами генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Вели­чайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». У Веры Николаевны счастливая семья, богатый дом. Муж, Ва­силий Львович Шеин, любит и уважает ее. Чувство любви у самой Веры Николаевны уже давно перешло в чувство прочной и верной дружбы. И вдруг спокойная размеренная жизнь нарушена призна­ниями Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу угодно было послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Желтков ничего не просит и ни на что не надеется. Он считает, что его судь­ба, дарованная Богом, безумная безответная любовь к Вере Нико­лаевне. Чистая любовь Желткова трагична, потому что безответна. Во имя любви герой способен на все. Только после смерти Желткова Вера Николаевна поняла, что истинная святая любовь в природе встречается крайне редко и доступна немногим.

Проблема неразделенной любви у А.И.Куприна решатся трагически: главный герой предпочитает смерть,а не безответную любви. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Его любовь страстная, испепеляющая, он готов унести её с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Вместо злости и зависти, герой испытывает чувство благодарности к той, которая дала ему надежду на любовь. Маленького человека победила смерть. А как же обстоят дела с этой проблемой в современном обществе? Неразделенная любовь – достаточно частое явление в нашей жизни. Множество людей по всему миру страдают от отсутствия взаимности. Вообще любовь всегда была загадкой и сейчас тоже не поддается объяснению. Поэтому однозначно ответить на поставленный нами вопрос нельзя. Все зависит конкретно от каждого человека и от конкретной ситуации. И в наше время встречаются "Желтковы".

В результате нашего исследования была создана

Вывод

В результате проектной деятельности мы выяснили, что однозначного ответа на вопрос "Что такое любовь?" нет. Мы анализировали образы героев, идейно-тематическое содержание произведения, пытались сравнить взгляды разных эпох на проблемный вопрос. Мы пришли к выводу, что в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» любовь показана как божественное провидение. Несмотря на печальный финал, княгиня чувствует себя по-настоящему счастливой, ведь она получила то, о чем давно мечтало ее сердце, а чувства Желткова всегда останутся в ее памяти. «Гранатовый браслет» - это не только художественное произведение, но еще и вечная печальная молитва о любви.

Разделы: Литература

Класс: 11

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна

Задачи:

  • показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;
  • осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”;
  • развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев, развивать чувство образной речи, навыки выразительного чтения; логическое и ассоциативное мышление;
  • воспитывать уважение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Методическая оснащённость: текст повести, компьютер, экран, запись сонаты Л. ван Бетховена, карточки-задания

Методы: эвристический, частично-поисковый, самостоятельная работа,

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Эпиграф (записан на доске):

Оно живёт и правит на земле –

Ю. Огнев

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Мы продолжаем знакомство с творчеством Александра Ивановича Куприна, и тема урока звучит так: “Из всех чудес единственное чудо ”.

О каком чуде мы будем говорить? Чему мы посвятим наш урок? (Учащиеся: О любви)

Любви неугасающее чудо
Оно живёт и правит на земле –
Из всех чудес единственное чудо.
Ю. Огнев

Почему любовь – это чудо? Что мы подразумеваем по словом “чудо”? (Ответы учащихся)

Учитель: Из толкового словаря Ефремовой: Чудо – 1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное – по суеверным представлениям – вследствие вмешательства потусторонней силы. 2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.

Какое из значений нам больше подойдет? Докажите.

Всем ли дано познать настоящую любовь?

Всякому ли познавшему любовь дано рассказать о ней? Куприн сумел рассказать о любви! Я вас приглашаю к диалогу о любви, описанной Куприным в рассказе “Гранатовый браслет”, о любви, которая бывает только один раз в жизни...

Сможете ли сейчас сказать, как Куприн разрешает эту вечную проблему любви?.. Нет. Это сложно!

Какова же цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цель - понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему любви).

3. Проверка домашней работы.

1) Беседа.

Скажите, какие вопросы возникли у вас при чтении повести “Гранатовый браслет? Какие вопросы вы хотели бы сегодня обсудить? (Ответы учащихся)

Давайте поговорим о том, что в вашем понимании означает любовь, какой она может быть.

Любовь – счастье или беда?! Как же это определить?

- Как вы считаете, что такое любовь?

Ответы учащихся: Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя. Любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.

2) Проверка индивидуальной работы со словарями.

Какое определение дают слову “ЛЮБОВЬ” лингвисты? Послушайте и найдите общее.

1 ученик (подготовился дома) читает (остальные ищут общее в определениях):

Любовь – это:

Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Учащиеся: в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

4. Беседа.

ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет? (Учащиеся: любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)

Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот всё равно,
Что не жил...

Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ. (Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая, Бесконечная, бессмертная, верная, вечная, давняя, долгая, долговременная, долгожданная, запоздалая, крепкая, негасимая, негаснущая, недолгая, неожиданная, новая, первая, поздняя, последняя, преданная, прежняя, продолжительная, прочная, ранняя, безрассудная, безумная, великая, взаимная, возвышенная, грешная, жертвенная, живая, идеальная, искренняя, красивая)

О какой любви рассказывает А.Куприн?

5. Работа в группах. Деление на группы.

Группы получают задания, которое нужно обсудить и выполнить за 8 минут.

1 группа. Какой предстаёт княгиня Вера Николаевна Шеина перед читателями в первых главах повести? В чем проявляется ее отношение к мужу? Способна ли она на пылкую, страстную любовь? Почему автор сравнивает ее с сестрой Анной?

2 группа. Как пейзаж связан с темой любви в рассказе? Какова общая тональность пейзажных зарисовок? В каких деталях она проявляется? Какие выразительные средства применяет автор? Какое настроение создаёт у читателя? Почему? Выводы подтвердите текстом.

3 группа. Какую роль играют предметно - бытовые детали для понимания темы любви? Какие подарки получила Вера в день своего рождения? Что мы узнаем об отношении этих людей к Вере Николаевне? Как Вера отнеслась к подаркам? Объясните смысл названия произведения?

4 группа. Почему образ генерала Аносова выписан так подробно и с такой очевидной симпатией автора? Портрет? Характер? Какую роль играет этот персонаж в повести и рассказанные им истории?

5 группа. Образ Желткова. Кто такой Желтков? (Внешность, поведение.) Как мы узнаём о любви Желткова? Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Куприн не нашел нужным описать жилье князей Шеиных, а комнату Желткова описывает очень подробно. С какой целью? Как ведет себя Желтков с князем Василием и Шеиным?

6 группа. Проанализируйте сцену прощания прощание Веры с умершим Желтковым. Почему Вера пришла? Что чувствует княгиня на этом последнем свидании? Почему выражение лица покойного сравнивается с Пушкиным и Наполеоном?

7 группа. В чём, по – вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Larqo Appassionato из Второй сонаты Бетховена, сопряжённое с темой истинной любви и истинной жизни? Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Почему же он принимает роковое решение? О чём говорит его прощальное письмо?

6. Ответы групп.

Предполагаемый ответ. Жизнь протекает спокойно, всё, как у всех, ничего примечательного... Просто жили и любили, но эта жизнь и любовь не приносила особой радости...Жизнь тянулась скучно и однообразно...Сама Вера олицетворяла холодность, равнодушие, хранила в себе царственное спокойствие, чувство превосходства. Внешняя недоступность была заявлена вначале её титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства.

Ученица читает (подготовилась дома): Имя Вера - это исконно русское имя и в буквальном переводе с греческого языка означает “вера”, “служение Богу”. Вера, надежда, любовь - три главных добродетели в христианстве. Среди христиан почитаются мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, жившие во II веке. Веру можно охарактеризовать как умную, правдивую и благосклонную личность. Она рассудительна, ценит практичность. В поступках обладательницы этого имени всегда прослеживается её рассудительность.

Она самоотверженно старается незаметно помогать мужу, горячо любит сестру.

В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”

Предполагаемый ответ. Первая глава является вступлением. Содержание её готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: “Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб”.

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: “Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья”. Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства. Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, тёплых дней, в тишине, уединении, которым радуется Вера. Это говорит о том, что она тонко чувствующий и деликатный человек.

Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации.

А.И. Куприн передает состояние природы с помощью эпитетов (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепый ураган, разбитые стекла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал густой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворений (сад покорно засыпал: звезды дрожали).

Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и - в особенности -запахов.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой? наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах.

Совместный вывод. Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

Предполагаемый ответ. Муж подарил прекрасные серьги из грушевидных жемчужин. Анна ? маленькую записную книжку в удивительном переплёте, Желтков ? гранатовый браслет.

Анна, как и Вера, неравнодушна к прекрасному, поэтому ее подарок изящен и оригинален. Пылкие чувства Василия Львовича прошли, он с уважением относится к своей жене и “вложил” в свой подарок только некоторое количество “презренного металла”. А Желтков “препроводил в своём скромном верноподданническом подношении” самое дорогое из того, что у него было: вещь, которая связана с его покойной матушкой.

Браслет, словно замкнутое пространство, из которого уже не вырваться ни Желткову, ни Вере Николаевне. Пять гранатов, окружающих странный зеленый камешек – и есть та истинная любовь, которая встречается раз в тысячелетие. Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.

Совместный вывод: При помощи незначительных деталей мы всё больше понимаем взаимоотношения людей. Семейная жизнь Шеиных скучна и обыденна. Куприн показывает аристократов не такими уж плохими людьми. Тем не менее, писатель говорит об их духовной ограниченности. Верина душа опустошена, спит. Но она недовольна тем, что Желтков нарушил правила приличия, и какая-то тревога уже закралась в ее сердце. По-настоящему серьёзный разговор о любви возникает в повести с подачи генерала Аносова.

Предполагаемый ответ.Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней симпатией к герою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному старцу” - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков. О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание

Подарок Желткова – “золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами”, безвкусная вещь. Но его значение и ценность в другом. Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются огнём: “Точно кровь!” Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя. Браслет как бы отражает сущность Желткова. Камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.

Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.

6 группа. Психологическая кульминация.

Куприн считает Желткова не “маленьким человеком”, а великим страдальцем. Его величие в огромной любви, ради которой он отдал свою жизнь.

Несчастный влюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону. Губы мёртвого героя “улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну”, и Вера поняла, что “та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё”. Желтков уже после смерти получает высшую награду: Вера “поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем”. И всё-таки дружеским поцелуем! Нет, даже после самопожертвования Желткова княгиня не полюбила своего почитателя.

Лишь в конце повествования мы узнаём имя нашего героя, точнее, догадываемся о нём. Каково оно? Кто его произносит? Почему автор дал ему имя Георгий?

Ученица (подготовила дома): о значении имени Георгий: Великомученик Георгий – покровитель рыцарей и воинов, Победоносец, одолевший змия - искусителя, сражающийся с пороком. Считается покровителем России; в честь него учреждён орден за наивысшую доблесть на поле брани – георгиевский крест. Знаем ли мы отчество героя? Нет, и это символично. Этот образ – образ рыцаря, но не из романа, а из повседневной, обыденной жизни.

И эта чистая любовь рыцаря (работа со словом платоническая ) озарила жизнь не только Желткова, но жизни других людей, пробудила чувства в их душах. О ком это сказано? (Князь Шеин до и после встречи с Желтковым. Княгиня Вера).

Предполагаемый ответ. Эпиграф настраивает нас на то, чтобы мы послушали сонату Бетховена – величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Кольцевая композиция.

Совместный вывод. Музыка рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывает подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности.

Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку – любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом – особый смысл музыкальной темы, дающей – от эпиграфа к последней сцене – исключительную завершённость произведению.

(Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек. “Маленький человек” превращается в Человека. Благородство и сила духа исключают жалость к нему. Всё яснее вырисовываются черты не “маленького человека”, а “рыцаря бедного”, который силой и чистотой чувства служит вышним силам, служит даром вежливой, рыцарской, героической любви.

7. Прослушивание музыкального отрывка и беседа.

Учащиеся слушают Сонату № 14 Бетховена, которая сопровождается чтением фрагмента письма Желткова (ученик подготовился дома).

“Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.

Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, - ну, что же? - ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.”

Звучит музыка.

Учитель : И гимном любви звучат в душе Веры слова скромного чиновника Желткова.

Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

Ученики: Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твоё”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью.

Почему Желтков “заставил” Веру слушать именно это бетховенское произведение?

В чём, по – вашему, состоит сила любви? (В преображении души.)

Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите своё мнение.

(Восприятие Верой музыки: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала...”.)

О чём говорят слёзы Веры? (Это слёзы, очищающие, возвышающие душу.)

8. Рефлексия. Учитель:

Ответили ли мы на те вопросы, которые поставили в начале урока?

Как Куприн показывает любовь?

Что такое есть любовь? Какова идея произведения?

Учащиеся: Куприн ищет в реальной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её безразличию и неспособности чувствовать. Вот почему веками звучит музыка любви; звучит для Веры в трагический для неё момент нравственного прозрения; звучит для всех нас.

Закрыта последняя страница этой удивительной повести. Мы познакомились с историей чистой, наивной любви, на пути которой встретились сословные предрассудки и непонимание. Мы сумели проникнуть в мысли и чувства героев, вместе с ними волновались, надеялись и верили в нравственные ценности. После прочтения произведения осталось много вопросов:

Чем было чувство Желткова – настоящей любовью или сумасшествием?

Чем была смерть героя – малодушием или силой?

Ни одного человека не оставляет равнодушным эта новелла о любви. Повесть Александра Ивановича Куприна о любви – одна из редчайших жемчужин русской классической литературы.

– Какова авторская идея, выраженная в рассказе? (Частный случай поэтизирован А. И. Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет ”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть ”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве. А. И. Куприн писал, что он стремился “показать духовно преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви”).

9. Итоги урока. Оценки.

А как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

Актуально ли произведение в наши дни?

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви?

Д/З: написать эссе на одну из тем:

Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

“Любовь – великий дар или проклятие”?

Автор-разработчик – , учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области , эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ.

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе

. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Познакомить (обзорно) с творчеством;

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) учащегося, лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет; аудиозапись Второй сонаты .

Эпиграф (к 1 уроку): Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1г. г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена, . И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.


Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей») .

В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна было более известно советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова , «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он» . Но в советской Москве за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

- Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

(Сообщение или презентация на тему «Жизнь и творчество » – по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.)

4. Работа по теме урока.

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

- А что такое любовь? Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя» .

Наверное, интересным вам будет и размышление о любви В. Рождественского :

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

- Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись . В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

- Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Любимова, в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель. А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау , австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…» , которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет »:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

- Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

· По выбору учащихся: Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем: «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет» .)

· Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов (список рекомендуемой литературы на стр. 81)подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький. Личность. Творчество. Судьба».

· Всем: Подготовиться к уроку контроля по творчеству и (разноуровневые задания – по выбору учащихся)